История одного расстриги: иеромонах Илиодор (Труфанов) Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 46, 2006 5 октября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 46, 2006 Праворадикальное движение в России организационно оформилось во время революционных событий 1905 года. Определенную роль в формировании крайне правого политического крыла сыграли массовые беспорядки и погромы, прокатившиеся по стране после провозглашения Манифеста 17 октября, даровавшего гражданские свободы населению. Наиболее влиятельной, мощной силой правых был образованный в Санкт-Петер­бурге в октябре 1905 Союз русского народа. Невозможно понять характер черносотенного движения, оценивая его исключительно через призму политических программ. Огромное значение в праворадикальном крыле играли духовные вожди. Политические руководители черной сотни стремились не только к соблюдению формальной религиозной обрядности — освящению стягов СРН, штаб-квартир и т. д., но и старались обеспечить духовную опеку правых организаций со стороны харизматических личностей. Как правило, это были представители священства или монашества. Они были эталоном поведения, веры, им подражали. Духовные заблуждения черносотенных пастырей становились “бо­лезнью” всей паствы. Исследование модели поведения, религиозных взглядов вождей позволяет увидеть “культуру безмолвствующего большинства” — рядовых союзников. Одним из наиболее значительных лидеров правых радикалов был иеромонах Илиодор (Труфанов). Воспитанник Санкт-Пе­тер­бургской Духовной академии получил хорошее образование. Монашеский постриг над ним совершил ректор, архиепископ Сергий (Страгородский). Вряд ли стоит считать Илиодора “не­ве­жественным иеромонахом” 1 . По меркам той эпохи он получил превосходное образование. Свое священническое служение начал в Ярославской епархии преподавателем семинарии. В эти годы у него сложились хорошие отношения с губернатором А. П. Роговичем, известным своими правыми убеждениями. Увлечение Илиодора черносотенными идеями привело к конфликту с учащимися и закончилось шумным изгнанием с преподавательской должности. Первоначально иеромонаха приютил у себя на Волыни архиепископ Антоний (Храповицкий). Редакторская деятельность Илиодора в “Почаевских листках” привела его к конфликту с синодальными властями. Так, самый крупный Почаевский отдел СРН опирался на поддержку церковного издательства, принадлежавшего Успенской Лавре. У “Почаевских известий”, формально принадлежавших СРН, “Почаевского листка” и “Почаевских епархиальных ведомостей” был один редактор, архимандрит Виталий (Максименко) 2 . Радикализм “По­ча­ев­ских известий” достигал пика, когда редакторские функции исполнял иеромонах Илиодор. Один из номеров газеты вызвал серьезные нарекания со стороны обер-прокурора Синода. П. П. Из­вольский переслал 17 “Почаевских известий” за 1907 год архиепископу Антонию (Храповицкому) со словами: “Верю, что осудите слова и выражения, каким не место в этом издании” 3 .

http://pravmir.ru/istoriya-odnogo-rasstr...

Определили: 1) В состав нового академического курса вызвать на казённый счёт из семинарий: Рязанской, Тульской и Ярославской – по два воспитанника из каждой; из Вифанской, Владимирской, Вологодской, Воронежской, Калужской, Костромской, Московской, Нижегородской, Новгородской, Орловской, смоленской, Тамбовской, Тифлисской и Харьковской – по 1-му воспитаннику из каждой, всего 20 воспитанников, а остальные 10 вакансий предоставить волонтерам. 2) Предназначение сиё представить установленным порядком на благоусмотрение Святейшего Синода. 3) Об имеющем быть приёме в Академию для желающих поступить в оную напечатать объявление в «Церковных Ведомостях», издаваемых при Святейшем Синоде. 4) Устные испытания произвести в начале будущего учебного года по Священному Писанию Нового Завета, общей (до разделения церквей) и русской (до учреждения Святейшего Синода) церковной истории, латинскому языку и —39— одному из новых языков, по выбору экзаменующихся: для письменных упражнений дать три темы: по нравственному богословию, обличительному богословию и философии. На сём журнале резолюция Его Высокопреосвященства: 1900 г. Апр. 22. По статьям XIV и XVI. Разрешается помощнику инспектора Харьковской духовной семинарии Чистосердову переработать его кандидатское сочинение для соискания степени магистра, студенту Челаку сдать устное испытание после летних каникул. Прочее читано и утверждается». 31 марта 1900 года Присутствовали, под председательством Ректора Академии Арсения, Епископа Волоколамского, Инспектор Академии Архимандрит Евдоким и Члены Совета академии, кроме профессоров: В Ключевского, не присутствовавшего по болезни, В. Соколова , Н. Заозерского , И. Татарского и И. Попова , находящихся в отпуске. В собрании сем преподаватель Нижегородского епархиального женского училища, кандидат богословия, Николай Боголюбов защищал представленную им на соискание степени магистра богословия диссертацию под заглавием: «Теизм и пантеизм. Опыт выяснения логического взаимоотношения данных систем». Нижний Новгород, 1899 года. Официальными оппонентами были: экстраординарный профессор по кафедре метафизики и логики Алексей Введенский и экстраординарный профессор по кафедре введения в круг богословских наук Сергей Глаголев .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По окончании Псковской духовной семинарии выпускник Василий Белавин в числе лучших воспитанников посылается в Петербургскую духовную академию, которую он окончил в 1888 году со званием кандидата богословия. В Академии он близко сошелся с ректором, епископом (будущим митрополитом) Антонием Вадковским , о котором он сохранил навсегда теплые воспоминания. На последнем курсе ему пришлось познакомиться и с новым инспектором, экспансивным, талантливым иеромонахом, которого тогда в академических кругах называли “малым Антонием” и который уже тогда вынашивал планы восстановления патриаршества на Руси. Именно благодаря неукротимой энергии “малого Антония” впоследствии будет восстановлено патриаршество, – и в тот самый момент, когда он должен будет вступить на патриарший престол, жребий укажет на его бывшего ученика Тихона, – и митрополит Антоний Храповицкий , имеющий за собой соборное большинство, тут же смиренно признает свое поражение и публично поклонится своему бывшему ученику до земли. По окончании Академии Василий Иванович, не принимая духовного сана, возвращается в свою родную Псковскую семинарию в качестве учителя французского языка (Ярославские епархиальные ведомости, 1914, 5 января, 1). Каков был облик будущего патриарха в то время? На этот вопрос отвечает воспоминание одного из его учеников по Псковской семинарии Бориса Царевского. Однажды молодой учитель побывал в доме его родителей. “Ты посмотри, какие у него глаза, – говорила мать Царевского своей дочери после ухода В. И. Белавина, – чистые, ясные, как у голубя”. – “От него веет таким теплом и добродушием, и он такой умный”, – отозвалась дочь. Допивавший стакан чаю батюшка деловито предостерег женскую половину, что расчеты на него как на жениха очень плохи. “Его, Василия Ивановича, когда он был студентом, прозвали “патриархом”, и дорога ему в монахи. Вы не смотрите, что он говорун и веселый такой” (Царевский Б. Наш Первосвятитель. – Соборный разум, 1–2, с. 18–19. ). Действительно, в 1891 году Василий Иванович принимает монашеский постриг с именем Тихона; тогда же он был рукоположен епископом Псковским и Порховским Гермогеном в иеромонахи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Любопытно знать, кем будут замещены архиерейские кафедры. Почему-бы одной ив них не дать преосв. Кириллу? Про Ярославль я ничего не знаю, хорошо ли там или худо. Да куда же предполагают Ярославского-то? Думаю, что слух этот – вздор. О проводах преосв. Феофана я читал в Тамбовских епархиальных Ведомостях. Прекрасно! Но мои проводы были еще торжественнее, хотя и не были описаны. Теперь не было великолепного обеда от лица всего дворянства и гражданства, дам и мужчин в складчину, в дворянском собрании, украшенном моими вензелями, не было речей от губернатора, губернского предводителя и других и проч. Не говорю уже о духовенстве и семинарии, от которых я речей не принял, считая эти излияния неприличною лестью, ни о массах народа, ни о воплях и слезах и проч. и проч. Я не завидую преосв. Феофану! Буду ждать письма от преосв. Кирилла. А то очень многие меня о нем спрашивают, даже из Тамбова, и я не знаю, что отвечать. Я несносно хвораю и очень хандрю, хотя делами занимаюсь. Проповедей прошу печатать только один завод, т.е. 1200 экз., кроме веленевых. 1864-й год CXIII 2 января. ...Мало теперь остается у Вас моих денег. Потому посылаю вам при сем еще – триста рублей сер. на издание моей книги. Чего недостанет, прошу известить: немедленно вышлю. Кстати: я отправил на днях в цензурный комитет еще одну проповедь, которую сказал в это Рождество Христово, чтобы процензуровали и передали вам, братец. Прошу взять эту проповедь и напечатать вместе с другими на последнем месте пред приложениями и потом обозначить эту проповедь на своем месте в оглавлении. Здесь она чрезвычайно понравилась, думаю, не по достоинству своему, а по современности. Праздники провожу хлопотливо: то визиты, то несносные обеды и под. Хоть-бы скорей все это проходило. Ректор здешний, действительно, человек пустой, и совершенный лентяй, любит и пображничать, и вовсе небрежет о семинарии, так что я, после своих мер, думаю донести о нем, кому следует. Но чтобы он занимался теми глупостями, о которых сделан донос, это совершенная клевета. Здесь все его недостатки известны; но никто даже из врагов его не разглашал о нем подобной глупости. Думаю, что донос сделал, по злобе, на ректора бывший о. Валериан 1631 , который теперь уже расстрижен и злобствует на всех нас и особенно на ректора. Занимается в пьяном виде только пасквилями и кляузами... CXIV

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

«В лице вашего преосвященства приношу всей Москве мою искреннейшую, сердечную благодарность за оказанное мне истинно-родственное радушие и гостеприимство. Такого приема, какой мне оказан Москвою, я не мог и ожидать. Да воздаст ей великодаровитый Господь за все, чтò она мне воздала как в последний мой проезд, так и во все время моего пребывания на Полоцкой кафедре. Напутствованный вашею братскою любовью и вашею молитвою пред престолом вашего домового святилища, я благополучно совершил путь от Москвы до Харькова. На этом пути я имел перепутья и ночлеги в Серпухове, Туле и Курске. В Серпухове праздновал я 33-летнюю годовщину моей пресвитерской хиротонии и творил молитвенную память по случаю 56-й годины смерти моего родителя: это было 25 числа. На другой день, в воскресенье, слушал я в Тульском кафедральном соборе литургию, которую совершал преосвящ. архиепископ Никандр. После обедни путешествовали мы с ним по городу и посещали духовно-учебные заведения; затем беседовали весь день о разных важных материях, касающихся дел церковных. На следующий день рано утром прибыл в Курск, где встречен был преосв. Сергием с необычайною радостью. Он с нетерпением ожидал моего посещения, в надежде слышать от меня о с.-петербургских и других новостях. Я провел у него ровно сутки, и мы почти без умолку беседовали с ним; но для него и этого было мало: он усиливался удержать меня еще сутки. Но Харьков, соскучившись долгим ожиданием моего прибытия, выслал в Курск навстречу мне депутата – кафедрального о. ключаря, который не позволил бы мне долее оставаться в Курске, если бы я и захотел удовлетворить желанию его преосвященства. Наконец, 28-го числа, в 3 ч. пополудни, прибыл я в богоспасаемый град Харьков, где на станции железной дороги встречен был городскими властями, духовными и светскими. Я не буду изображать вам подробно мое вступление на новую кафедру: оно описано в харьковских епархиальных ведомостях, которые я велел выслать вашему преосвященству и где вы изволите прочитать его описание. Но я буду описывать вам то, чего нет в газетах.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Krasnop...

Проповеди Д., порой представлявшие собой целые трактаты о предметах веры и христ. жизни, раздавались самим епископом в рукописном виде и распространялись его почитателями в многочисленных списках. Кроме того, они публиковались в епархиальных ведомостях, «Воскресном чтении», «Православном обозрении» и др. На средства самого архиерея большими тиражами печатались оттиски для богомольцев. В 1849-1850 гг. по настоянию митр. Филарета (Амфитеатрова) было предпринято издание проповедей Д., однако значительная часть тиража сгорела во время пожара в типографии. Самым плодотворным в деятельности Д. как проповедника считается волынский период его служения. Типография Почаевской лавры ежегодно выпускала отдельными книжками все его проповеди (вышло 5 выпусков). В 1889-1890 гг. было издано Полное собрание проповедей, подготовленное еп. Иустином (Охотиным). Прот. С. П. Никитский, в распоряжении к-рого находился архив Д., подготовил 2-е и 3-е издания Полного собрания творений. По его сведениям, архиерею принадлежало свыше 600 проповедей (включая их разные редакции), ок. половины к-рых сохранилось в рукописях. Соч.: Полн. собр. проповедей. М., 1889-1890. 5 т.; Полн. собр. творений. М., 1897. 5 т.; 1898-1899. 7 т.; Слова, говоренные в разные времена. М., 1854; Слова, произнесенные к Ярославской пастве в 1874-1876 гг. Ярославль, 1877; Слова, произнесенные Волынской пастве. Почаев, 1878-1881. 5 вып.; Письма Арсения, митр. Киевского, и Димитрия, архиеп. Херсонского, к Иннокентию, архиеп. Херсонскому и Таврическому. К., 1884; Письма к Иннокентию, архиеп. Херсонскому и Таврическому//ТКДА. 1884. 8. С. 593-600; Слова, беседы и речи. СПб., 1885. Т. 1; Цветы из сада. М., 1889-1890. 7 вып.; Введение в курс богосл. наук//ДЧ. 1895. Т. 3. С. 158-163, 352-358, 494-503; 1896. Т. 1. С. 110-120; Т. 3. С. 354-363; Акафист св. священномученикам Василию, Ефрему, Евгению, Елпидию, Агафодору, Еферию и Капитону, в Херсоне епископствовавшим. М., 1900; Беседы на 142-й псалом. М., 1900; Три письма к митр. Платону (Городецкому)// Титов Ф. И. , прот. Памяти высокопреосв. архиеп. Димитрия (Муретова), бывш. ученика, профессора и ректора КДА. К., 1911. С. 5-8.

http://pravenc.ru/text/178167.html

После Пасхи я приступил к печатанию частных писем блаженной памяти Владыки Филарета, и 1-я часть почти уже напечатана; 2-я в цензуре. Но в настоящее время я собираю новые материалы для биографии Святителя: это – письма к нему от разных высокопоставленных лиц, хранящиеся в архиве Св. Синода». 29 ч. скончался в Петербурге Гофмейстер, Сенатор Князь Павел Петрович Вяземский, основатель и Председатель общества любителей древней письменности, к которому и я имел честь принадлежать. В 215 Московск. Ведомостей помещено Елпид. Вас. Барсовым весьма сочувственное воспоминание о почившем, ученом любителе древностей, Князе. В тот же день получено было мною из Киева от иеромонаха Киево-Печерской Лавры Алексия (Виноградова) прошение и из Петербурга от А. В. Гаврилова письмо. В прошении своем от 27 ч. о. Алексий изъясняет: «Ваше Высокопреосвященство! Святейшему Синоду благоугодно было перевести меня из состава Пекинской Российской духовной Миссии в число братии Киево-Печерской Лавры. Повинуясь сему определению, я прибыл в апреле месяце сего 1888 года в Лавру, где и поселился для продолжения своих трудов для Русской Церкви, к числу которых относятся разного рода Церковно-археологические материалы по зодчеству деревянных храмов Божиих, украшающих издревле сельские церкви. Будучи семь лет в Пекине, я постепенно рисовал набело и тщательно проверял чертежи храмов Божиих по своим черновым заметкам. Таких храмов с часовнями в обозренных мною местностях Тверской, Новгородской, Ярославской и частью в Сибирских епархиях, накопилось свыше ста, которые и приведены в надлежащий художественно-архитектурный порядок. Ныне я имею в готовности две синоптических таблицы только планов с означенных памятников, и четыре малых таблицы типичных кричовых церквей. Остальные фасады и детали имею желание совершать постепенно. В виду глубокого интереса местных наших памятников старины и возможности иметь приходской церкви точное воспроизведение таковых в рисунках, имею честь предложить Вашему Высокопреосвященству, не благоугодно ли будет произвести зависящее от Вас распоряжение о заказе известного количества оттисков моих рисунков для приложения к Тверским Епархиальным Ведомостям. Такого рода приложение как раз может служить отличным пособием составителям описаний местных памятников по «Метрике» нарочно составленной и разосланной по определению Святейшего Синода в Епархиальные церкви. Те же самые оттиски и в том же виде я предполагаю печатать, с разрешения и выбора Археологического общества Императорского в С.-Петербурге, в «Известиях» сего Общества. Рисунки намерен выполнить посредством гравирования на камне в г. Киеве, при посредстве местных художников и литографов, под личным своим надзором.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

В ряде изданий при описании отдельных церквей и приходов приведены (полностью или частично) тексты различных исторических документов, в т. ч. фрагменты писцовых и переписных книг, царских грамот и др. Основными источниками сведений для данного раздела служили обычно либо клировые ведомости (ежегодные отчеты о состоянии церкви, прихода и клира), к-рые регулярно велись при каждом храме их настоятелями, либо специально разработанные епархиальными историко-статистическими и церковно-археологическими комитетами программы и инструкции для описания церквей и приходов, рассылавшиеся причтам, а в нек-рых епархиях печатавшиеся также на страницах епархиальных ведомостей и др. периодических изданий. Историко-статистические сведения о мон-рях имеются в 33 описаниях. Владимирское описание 1906 г. посвящено мон-рям. Материалы об обителях Архангельской епархии составляют отдельный выпуск, изданный в 1902 г. В 19 описаниях (архангельском 1795 г., варшавском, владивостокском, донском, минском 1864 г., пензенском, подольском 1893 г., рязанском 1863 г., петербургском 1869-1885 гг., симбирском, 2 таврических, тамбовском 1911 г., тверском, тобольском, харьковском, черниговском 1873-1874 гг., ярославском и саратовском 1882 г.) данные о мон-рях выделены в особые разделы. В описаниях подольском 1895 г., полтавском, рязанском 1884-1891 гг., смоленских, тамбовском 1861 г. и уфимском сведения об обителях приведены внутри списков церквей, причтов и приходов. В описаниях воронежском 1904-1909 гг., могилёвском и с.-петербургском 60-х гг. XIX в. присутствуют статьи, посвященные отдельным мон-рям, а в оренбургском и орловском 1899 г. сведения о нек-рых обителях имеются в текстах общих очерков по истории этих епархий. О мон-рях приводятся различные данные: местонахождение, статус, время существования, исторические сведения, описание храмов и др. построек, достопримечательности и особо чтимые святыни, количество земли, состав угодий, средства содержания, число монашествующих и послушников (послушниц), списки настоятелей и настоятельниц, перечень учебных и благотворительных заведений.

http://pravenc.ru/text/2581435.html

по 24 декабря 1853 г. Даровитый по природе и всесторонне образованный высокопреосвященный Нил много путешествовал по дальневосточным окраинам и был отличным знатоком инородческих вероучений. Его сочинение «Буддизм, рассматриваемый в отношении к исследовании его обитателей в Сибири», считается до сих пор выдающим капитальным трудом. Также замечателен отчет владыки Нила Св. Синоду, напечатанный в «Хр. Чтении» за 1849 г, и много интересного представляют все его записки, помещенные в «Ярославских Епархиальных Ведомостях» за 1868,9–10 гг. Его личность и высоко-художественный талант по части оценки иконописного творчества и глубокого понимания ближайших задач истинного миссионерства охарактеризованы в удивительных чертах нашим знаменитым писателем H. С. Лесковым в прекрасном рассказе «На краю света». Владыка Нил основал в 1845 г. в 257 вер. от Иркутска на левом берегу р. Иркута при Туранских минеральных источниках Нило-Столбенскую пустынь, служащую благоустроенным пристанищем для больных. Он оставил в наследие петербургскому университету собранный при путешествиях по Сибири прекрасный минералогический кабинет. В заботах о нуждах диких северо-восточных окраин Сибири он исходатайствовал учреждение с 1852 г. Якутского викариатства, в чем ему помог тогдашний генерал-губернатор Восточной Сибири H. Н. Муравьев – граф Амурский, с которым высокопреосвященный Нил состоял в большой дружбе. Встретив в 1841 г. Иннокентия Вениаминова , возвращавшегося из Петербурга в сане епископа Камчатского, архиепископ Нил в сослужении с ним рукоположил 6 апреля 1841 г. ревностного миссионера из воспитанников Рязанской семинарии Дмитрия Хитрова в священники якутской Преображенской церкви. Впоследствии Дмитрий был походным протоиереем-миссионером в Якутском крае, потом ректором семинарии, а с 9 февраля 1868 г. под именем Дионисия викарным епископом сначала Иркутской, затем Камчатской епархии и, наконец, с 12 января 1870 г. епархиальным епископом Якутским и Вилюйским. Преосвященный Дионисий оставил по себе славу истинного просветителя якутов, как составитель азбуки и грамматики их языка и переводчик для них Евангелия, Апостола и некоторых богослужебных и общеполезных книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Благодарю искренне и за любезное приглашение к торжеству открытия Братства Св. Сергия. По истине желал бы на нем присутствовать, но здешние мои заботы и занятия так велики и многообразны, что не вижу возможности приехать в лавру на 26 сентября. Прошу Вас отсутствующего на сей раз почесть как бы присутствующим, а от меня принять на доброе дело прилагаемую при сем лепту. С совершенным почтением и преданностью имею честь быть покорнейшим слугою К. Победоносцев. 17 сентября 1880 г. Петербург. На сем же письме приписано: «Извольте получить от меня несколько книг моего издания. Притом для академической Библиотеки посылаю недавно вышедшее весьма любопытное издание Коссовича: Canticum Canticorum, – достойное внимания»! 3 Достопочтеннейший Сергей Константинович! Возвращаю при сем корректурные листы. При нынешних условиях печати не нахожу никаких затруднений к напечатанию указанных Вами мест. Не премину обратить чье следует внимание на составленную Вами службу Сильвестру Обнорскому, для разрешения оной к изданию 1074 . Кстати – известно ли Вам житие сего святого, вновь составленное (в статьях Ярославских епархиальных ведомостях и в отдельной брошюре) преподавателем Ярославской семинарии Корсунским? И еще кстати: известна ли Вам, и особливо между студентами, замечательная по мыслям и изложению книжка того же Корсунского под названием: «Двенадцать учебных речей»? Она заслуживает особого внимания. Приметьте в 15 «Уфимских Епарх. Ведом.» слово преосвященного Никанора на поминовении митрополита Макария и Скобелева. В нем есть мысли, которые рекомендовал бы я особенному вниманию историков новой школы, и в частности Вашему профессору Голубинскому 1075 . Гнев Божий на нас. Судьбы Божии отнимают у нас лучших людей. Вчера скончался преосвященный Викторин 1076 Подольский. Очень он был нужен Церкви в Подолии, но видно нужнее стал Господу Богу. Душевно уважающий и преданный К. Победоносцев. 22 августа 1882 г. Ораниенбаум. 4 Достопочтеннейший Сергей Константинович! Секретарь Черниговской Духовной Консистории Вощинин скупил в разных руках, на рынке и в лавках, разошедшиеся по рукам письма Московского митрополита Филарета к преосвященному Филарету Черниговскому , в разное время писанные и остававшиеся доселе неизвестными. Их всего 33. Многие из них интересны; многие относятся и до академических дел.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010