Именно здесь читается: «ту бе съшлося от всее русьскы земле и от инех стран и много множество людии, и князи, вьсе болярство, и все стареишинство и воеводы вся русьскы земле и вьси предрьжащая страны вся и съпроста рещи – всяко множьство ту беаше и всяка область и ньси богатии, и убозии, съдравии же и болящии, яко исполнитися граду всему и по стенам градьним не въмститися». 2094 См. у Строева в Библиолог. Словаре, стр. 158 примеч. (Волоколамская рукопись, из которой сделана Строевым выписка, в настоящее время есть 381-й и находится в библиотеке нашей Академии). 2097 Мы приводили выше заметки о службах преп. Александру Ошевенскому и Антонию Сийскому: «А пети по общей минеи для того, что слог (собственной службы) худ добре…; а слог худ, пети лучше по общей минеи». Желающих ближе ознакомиться с житиями Русских святых и службами им отсылаем к прекрасному сочинению В. О. Ключевскаго : «Древнерусские жития святых как исторический источник». 2099 См. у Ключевск. стр. 424. О канонизации Паисия Угличского, неизвестно точным образом когда имевшей место, говорится в его житии: «Чюдеса преподобнаго явлены бысть (sic) парахиарному Ростовския епархии архиепископу, той же о сем благодарственныя возсла молитвы своя Господеви, прославляющему дивнаго в чюдесех святаго своего преподобнаго отца Паисея, и тако всевозжеленно архиепископ и свидетельствова чюдеса его и по соборному правилу и всероссийскаго священноначалия совету и благословению повелено священнослужителям вписати в синодик преподобнаго церковный и вкупе со святыми почитати и праздновати всеторжественне пресветлый день всечестныя и многочюдесныя преставления памяти его», см. Ярославских Епархиальных Ведомостей 1893-го г. 42 col. 665. В известии об установлении в 1715-м году архиепископом Великоустюжским местного празднования Максиму Тютемскому не говорится, чтобы он испрашивал дозволения на сие у местоблюстителя патриаршего престола (у Барсукова, col. 351). Может быть, испрошение дозволения должно быть подразумеваемо, а может быть, в исключительное время междупатриаршества архиереи позволяли себе и большую свободу действий, нежели какая принадлежала им в обыкновенное время.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

церкви. В архипастырской попечительности о тех и других чадах св. церкви, преосвященный открыл, с разрешения Святейшего Синода, в июне 1851 г., Нило-Столбенскую пустынь в расстоянии 257 верст от г. Иркутска, по монгольской границе, у подножья Саянского хребта. Две особенные цели имелись еще в виду при учреждении этой обители: одна, – чтобы озарять окрестных язычников светом Христовой веры, укоренять в среде обращенных истины ее учения, распространять между ними грамотность и те начала, на коих зиждется просвещение; другая, – чтобы введением при пустыне хлебопашества показать новым христианам пользу оного, возбудить в них стремление к подражанию и путем ознакомления с сельским хозяйством, способствовать переходу из кочевого быта в оседлое состояние. Почти 15 лет трудился преосвященный Нил на пользу иркутской паствы, умножившейся при нем значительным числом обращенных в христианство ; а в 1853 году перемещен на ярославскую епархиальную кафедру. Время управления его этой епархией ознаменовано особыми его попечениями об улучшении быта приходского духовенства. Архиепископ Нил успел подвигнуть своим словом все сословия к живому участию в сем деле и пожертвованиям на обеспечение в содержании церковных причтов; таким образом, в короткое время образован для этой цели неприкосновенный капитал в 1 200 000 руб. и устроены помещения для причтов при 632 церквах. Вообще, содержание духовенства при 900 церквах ярославской епархии, заботливостью преосвященного, обеспечено денежным окладом и доходами с имуществ более чем на 80 000 руб. в год. Попечительно устрояя ярославскую епархию, почивший архипастырь не переставал, в тоже время, трудиться на духовную пользу обращенных им некогда в христианство бурят иркутской епархии, – с ревностью продолжая перевод разных богослужебных и духовного содержания книг на монголо-бурятский язык; так, за время служения его на ярославской кафедре, изданы на этом языке: начатки христианского учения, краткий молитвослов, служебник, требник, ирмологий, октоих, часослов, цветная и постная триоди, последование на день св. Пасхи и общая минея. Читать далее Источник: Заслуги Преосвященного Ярославского Нила (по всеподданнейшему отчету обер-прокурора Святейшего Синода графа Д. Толстого по ведомству православного исповедания за 1874 год)//Ярославские Епархиальные ведомости. 1876. 14. С. 111-112. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Isakovich/...

Я думал завести собак. В народе страшная распущенность. Ничего не боятся. Каков народ, таковы и пророцы. Не мы ли сами виной всему?“ 7-го ч. получил я письмо из Киева от Инспектора академии, архимандрита Сильвестра. Он писал мне от 3-го числа: „Посылая Вашему Высокопреосвященству свою книжку под заглавием: „Опыт православного догматического богословия“ 167 , прошу благосклонно принять её в свою домашнюю библиотеку. Вместе же с сим высылаю и остальные свои книжки, предоставляя Вашему Высокопреосвященству передать их другим, по своему усмотрению, если таковые уже есть у Вас. Делаю же это в виду того, чтобы иметь с своей стороны больше основания напомнить об обещанной Вашим Высокопреосвященством присылке и мне своих трудов, которые я приму с полнейшей благодарностью. Испрашивая себе и всей академии Ваших архипастырских молитв и благословения, долг имею пребыть с глубочайшим почтением и искренней преданностью Вашего Высокопреосвященства, Милостивого Архипастыря и Отца, нижайшим слугой“... В ответ на это писал я от 10-го числа: „Приношу Вам искреннюю благодарность за доставление мне Ваших истинно учёных произведений, которые я читал и буду продолжать читать с душевным удовольствием. Из четырёх, Вами присланных, сочинений два, а именно о Церкви и о Св. Духе, у меня были уже в библиотеке, и —794— 1878 г. потому я, согласно вашей воле, передам их дублеты кому-либо из окружающих меня учёных людей. В свою очередь прошу и от меня принять на память нечто от моих литературных трудов. Желая Вам от Господа укрепления Вашего зрения, столь необходимого при учёных занятиях, имею честь быть Вашего Высокопреподобия слугой. С. Е. X. “ Ещё 7-го августа Начальник Псковской губернии Михаил Борисович Прутченко 168 писал в Харьков Редактору Епархиальных Ведомостей, протоиерею И. Чижевскому: „Прочитав „Воспоминания о Преосвященнейшем Архиепископе Ярославском Леониде“, написанные Епископом Саввой, я сильно заинтересовался личностью Харьковского Преосвященного, – и усмотрев в „Воспоминаниях“ (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Это исследование представляет переработку сочинения на степень кандидата богословия, носившего такое заглавие: «Аполлинарий Лаодикийсюй (по поводу новых исследований о литературной его деятельности». Отзыв об этом сочинении, данный проф. А.П. Лебедевым , см. «Журналы Совета МДА» 1890 года. Москва, 1890, стр. 106–109. Официальные отзывы об исследовании, как сочинении на степень магистра богословия – «Журналы Совета МДА» за 1895 год. Сергиев Посад, 1897 – проф. А.П. Лебедева (стр. 414–421): «С полной решимостью утверждаю, что сочинение г. Спасского стоит на высоте тех требований, с которыми можно обращаться к магистерской диссертации, достойной этого наименования», и проф. И.Н. Корсунского (стр. 421–426): «Сочинение г. Спасского вполне заслуживает быть допущенным к соисканию степени магистра богословия, представляя собой богатый и дорогой вклад в сокровищницу нашей богословской науки». – Защита сочинения состоялась 3 декабря 1895 года. О магистерском коллоквиуме см. «Московские ведомости» 1895 г., 336 (6 декабря); перепечатано в «Церковных Ведомостях», Прибавления, 1895 г., 50, стр. 1821; П.Н. в «Церковном Вестнике» 1895 г., 50. кол. 1621–1622; В. Н-в в «Московских Церковных Ведомостях» 1895 г., 50, стр. 499; П. Л. в «Вологодских Епархиальных ведомостях» 1896 г. Прибавления, 1, стр. 7–10 (Два магистерских коллоквиума, II); «Исторический Вестник» 1896 г., том LXIII, 1, стр. 350 (Диспут А.А. Спасского). По поводу исследования А.А. Спасского последовал Указ Св. Синода Советам Духовных Академий от 30 января 1896 г., см. этот Указ в «Журналах Совета МДА» за 1896 год. Сергиев Посад, 1897, стр. 34–35; в «Протоколах Совета Казанской Духовной Академии» 1896 года. Казань, 1897, стр. 33–34. В 1897 г. исследование удостоено Академией премии Московского Митрополита Макария за лучшие магистерские сочинения в 262 рубля, см. «Журналы Совета МДА» за 1897 год. Сергиев Посад, 1898, стр. 63. Известны ещё следующие отзывы об исследовании: а) Н.Г. З–к. «Церковный Вестник» 1896 г., 14, кол. 456–457; б) N. Bonwetsch. «Byzantinische Zeitschrift». Jahrgang 1897. Band VI, Heft 1, Leipzig, 1897, Seite 175–177; в) проф. ВВ. Болотов. «Христианское Чтение» 1908 г., том CCXXVIII, часть 1, 8–9, 1258–1275; и часть 2, 10, 1400–1420. Отзыв был писан в 1898 г. по

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

(?) И сие наше определение публиковать от консистории во всей епархии“. И во исполнение онаго Его архипастырства определения означенной парфеньевской поп Матвей при собрании градских и уездных священников и причетников в консистории священства лишен. И во знак того на голове и бороде ево волосы острижены и ставленная поповская грамота от него отобрана быть имеет немедленно и для публикования о вышеявленном по ведомству Ярославскаго правления чрез закащиков по всем церквам по надлежащему во оное правление оной указ и прислан. И того ради по Его Императорскаго Величества указу в предписанном Ярославском духовном правлении определено: о вышеявленном для надлежащаго ведома по Ярославлю к градскому и уездным закащикам для раздачи ведомства их по всем церквам к священно и церковнослужителям точных копиев с росписками послать указы, о чем сей к тебе послан к закащику попу Сергию о вышеявленном ведать и учинить по Его Императорскаго Величества указу; когда ж заказу твоему распубликовано будет о том в правление репортовать в скорости при чем и означенныя росписки представить не отменно. Мерами об улучшении церковного хозяйства и ознаменовались, конец XVIII и начала XIX в. в истории епархиального управления русской церкви. В церквах соборных, монастырских, приходских и ружных заведены были точные описи церковного имущества, приходо-расходные книги, введена правильная продажа, отчетность и контроль по продаже свеч и по другим статьям прихода и расхода. В тоже время введены были и меры по усовершению надзора за отправлением служебных обязанностей священноцерковнослужителями, введением разных книг по установленным формам для записи рождений и крещений, бракосочетаний и погребений (метрические книги), исповедные росписи, клировые ведомости, обыскные книги, богослужебные журналы, книги для записей доходов по братской кружке. Благочинным, заменившим, прежних, «поповских старост», «закащиков“, «десятоначальников“, вменено в обязанность следить за соблюдением священнослужителями предписаний относительно ведения всей вышеперечисленной церковной письменности, а на духовные консистории возложен тщательный контроль за этим делом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

1022 Так действовал, например, Арсений Мацеевич , митрополит Ростовский. См. у Горчакова. О тайне супружества. Стр. 271 и ср. еще в «Ярославских епархиальных ведомостях» за 1890 г. 2 о разлучении от сожительства дьячка с его женой, восприявших у одного лица двух младенцев-близнецов. Бывали также случаи расторжения браков по сумасшествию одного из супругов: Розанов. История московского епархиального управления. Ч. 1, кн. 1, стр. 88. 1024 Устав духовной консистории ст. 238 и 214; Свод законодательства гражданского. Т.Х, ч. 1, ст. ст. 45 и 41. 1025 Устав духовных консисторий. Ст. ст. 242 и 243; Зак. гражд. Ст. ст. 45, 48, 49. Надобно заметить, что Устав духовной консистории только к двум приведенным основаниям прекращения брака прилагает название «развода» (ст. 223), так что, следовательно, «развод», составляющий результат иска по неспособности или по нарушению святости брака прелюбодеянием, есть более тесное понятие сравнительно с «расторжением», которое обнимает все вообще случаи прекращения брака (не считая смерти) и даже прилагается нередко к уничтожению браков недействительных (см., Уст. дух. консист., например, ст. 210). Но в Своде законов гражданских не проводится указанное различие между разводом и расторжением. Основание же различия, делаемого в Уставе дух. консисторий, заключается, вероятно, в том, что по иску о разводе имеет место судоговорение, чего не бывает при расторжении по другим основаниям. Ср. выше § 146, стр. 186. 1028 В Московском государстве, напротив, расторжение брака пострижением жены, и даже не добровольным, а вынужденным, практиковалось весьма часто. См. Загоровский. н.с. 1029 По Духовн. Регламенту, однако, запрещение в этом отношении не безусловное: «не принимать мужа, жену живу имущаго; обычай же есть, что муж с женою взаимное согласие творят, чтобы муж в монахи постригся, а жена бы свободна была поити за иного; сей развод простым кажется быти правильный, но Слову Божьему весьма есть противный, ежели для единой сей причины деется, a хотя бы и была причина к разводу довольная, однако же сего не делати мужеви с женою самовольно, а представлять о том развод епископу своему обстоятельно которому, подлинно освидетельствовав, для разсуждения и определения, писать в св. прав. синод, а не получа из синода резолюции таковых разводов не чинить» (Прибавление о правилах причта церковного и чина монашеского. О монахах. 1722, п. 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Очерки из истории христианской проповеди. Представители нравственно-аскетического типа проповеди на Востоке в IV в. Н. Барсова . Журнал Вера и Разум за 1889-й год. Том. 1-й, часть 1-я. Ярославская Епархиальная Ведомости за 1884 год страницы 293, 301, 337, 348, 361, 401. 17 Coteler t. I. p. 546, 37; Migne S. G. – t. XXXIV col. 258 – 37; Достоп. Сказания стр. 183 – 36. Новооткр. Сказания 3–8 стр. 18 Слав. 475 стр. Копт. житие стр. 54 – Coteletr t. I. pp. 524–528 1. Migne col. 236 – 1. Достоп. сказ. стр. 164 – 1. Патер. стр. 286 – 37. Нововоткр. Сказания 6 стр. 1-й 20 С этого времени ему было усвоено прозвище «вожатого верблюдов», по всей вероятности на том основании, что в этом путешествии ему приходилось гнать тех верблюдов, на которых предполаглось привести домой натр. (Слав. 476 стр. Коптск. Житие 56 стр.). 22 Славянск. 481 – 484 стр. Коптское житие стр. 66–72. Эта история короче передается у Coteler t. I. пр. 525–526; Migne S. S. t. XXXIV col. 235–238 – 1-й. Достопамятные Сказания стр. 164–165 – 1-й. Древний Патерик стр. 286–287 37. Новооткр. сказ. стр. 6–7. 1-й. 23 Славянск. 485 стр. В Коптском житии передается, что по соседству с кельей пр. Макария купцы добывали натр, вследствие чего эта местность была беспокойна. Весьма возможно, что и это побудило нашего отца перейти в другую келью. Копт, житие 76 стр. 25 Coteler р. 535 13. Migne XXXIV col. 247–248. 13. Достоп. Сказания 173 стр. 13. Древней Истор. стр. 114. 15. Новооткр. Сказания 11. 26 Здесь, говорит еп. Сератон, составитель жития пр. Макария, лежит причина того, почему преп. Макария стали называть учеником пр. Антоши. 27 Славянск. 488–489 стр. Коптское житие 83–86 стр. Принимал ли пр. Макарий участие в погребении св. Антония? По всей вероятности принимал, ибо Сератон, сказав о том, что он и другие позаботились о св. теле Антония, непосредственно затем продолжал: и наш отец св. авва Макарий возвратился к своему жилищу в пустыню. – В Славянском о кончине преп. Антония говорится: мало время пожив, отсюду преставися, Макария святым лобзанием отечески целоваше. (Славянск. 488–489 стр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Не менее признателен Вам и за сочинение г. Ив. Ник. Корсунского, профессора московской Духов. Академии, «Святитель Филарет московский , по его проповедям», заключающее более 1000 страниц, исполнившего Ваше поручение и мое желание, выславши мне это замечательное произведение, в котором есть немало данных, относящихся к Румынии! Весьма сожалею, что, по разным не от меня зависящим обстоятельствам, и в этом году не удостоился побывать в Твери у Вас, в святом «Трисвятском» и наслаждаться Вашими приятнейшими речами и послушать чтение Вашей в высшей степени ценной автобиографии. Искреннейше поздравляю Вас с возведением на степень доктора Церковной истории, как с моей стороны, так и г. А.Г. Стадницкого 482 , скоро защищающего магистерское сочинение «экзарх Гавриил Банулеску» в Киевской духовной Академии». 10-го числа преосв. Саввою получено было письмо из Сергиева Посада от графа М. Толстого , который писал: «С соизволения Вашего, переданного мне Ив. Ник. Корсунским, препровождается при сем к Вашему Высокопреосвященству статья о княгине Анне Кашинской. Если она удостоится Вашего одобрения, покорнейше прошу передать ее для напечатания в редакцию Тверских Епархиальных Ведомостей, а мне сообщить несколько отдельных оттисков». 11-го числа преосвященный Савва писал в Ярославль архиепископу ярославскому Ионафану: «Приношу Вам сердечную благодарность за любезное воспоминание о дне моего Ангела. В залог этой благодарности, препровождаю при сем, хотя и не без зазрения совести, две брошюры, касающиеся моей личности, покорнейше прошу Вас, досточтимый Владыко, принять оные с братскою снисходительностью. Простите, что не своею рукою пишу эти строки. Застилающая левый глаз катаракта препятствует твердо держать в руке перо». В тот же день писал преосвященному Савве Влад. Карл. Саблер: «Имею честь покорнейше просить Ваше Высокопреосвященство о благословении благочестивым жертвователям соорудить часовню близ села Мичкова (на Никольской горе), в Старицком уезде. Милостивое Ваше разрешение весьма утешит добрых людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Рис. 24. Число библиотек при церквах и в благочиннических округах, ед. Источник: составлено автором по данным В заключении краткого анализа данных статистики приведем данные по числу, доступных населению, библиотеках при храмах и в благочиннических округах из Приложения «О библиотеках при церквах [и в благочиннических округах] (Ведомость с. 122. На рис. 24 наглядно видно, что количество библиотек неуклонно росло. Их число увеличилось с 12380 в 1870 г. до 33497 на начало 1915 г., то есть выросло в 2,7 раза. При весьма внушительной цифре числа библиотек, приходится констатировать, что только около двух третей церквей имели свои библиотеки, которых в 1916 г. насчитывалось 33884 единицы, в том числе 13 – епархиальных, 1574 – благочиннических и 32298 – храмовых. Наибольшее число библиотек было в следующих епархиях (первая «десятка»): Полтавская – 98, Ярославская – 92, Тамбовская и Самарская – по 89, Воронежская – 88, Киевская, Владикавказская и Владимирская – по 86, Харьковская, Ставропольская и Новгородская – по 85. Как бы это ни было странным, но меньше всего библиотек было при храмах Московской епархии – всего 5 (пять!) ед. с. 221]. Показанное выше ясно свидетельствует об активной и разносторонней миссионерской деятельности Русской Православной Церкви в целом, в период 1870–1917 гг. В последующие годы начались серьезные катаклизмы, изменившие как государственный строй, так и положение РПЦ в государстве и обществе. Нельзя не принимать во внимание, что задолго до революций 1917 г. церковная среда, как и все общество, была подвержена духовным болезням. Суть этих духовных болезней, приведших к духовной катастрофе, предельно ясно определил православный религиозный философ Ильин И.А. , который так охарактеризовал произошедшие в последующем события: «… с самого начала нам надо признать, что кризис, приведший Россию к порабощению, унижению, мученичеству и вымиранию, был в основе своей не просто политический и не только хозяйственный, а духовный. … Политические и экономические причины, приведшие к этой катастрофе, бесспорны. Но сущность ее гораздо глубже политики и экономики: она духовна. Это есть кризис русской религиозности»

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/russka...

8 Серебряков Ф. Ф. Философское образование и философская мысль в Казанском университете: Учеб. пособие. Казань: Казан. гос. унт, 2008. 146 с. Мазилов В.А., Стоюхина Н.Ю., Костригин А. А. Вениамин Алексеевич Снегирев: психолог и богослов//Ярославский педагогический вестник. 2015. 3. С. 138–150. Стоюхина Н.Ю., Костригин А. А. Отечественные психологи конца XIX – начала XX вв. о снах и сновидениях//Психология и Психотехника. 2015. 1. C. 63–69. 9 Стоюхина Н. Ю. Изучение истории психологии как компонент развития гражданской идентичности студенчества//Дополнительное профессиональное образование в условиях модернизации: материалы VII Всероссийской научнопрактической конференции (с международным участием)/Под науч. ред. М. В. Новикова. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2015. С. 227–238. 10 Манчестер Л. Поповичи в миру: духовенство, интеллигенция и становление современного самосознания в России. М.: НЛО. С. 31. 13 Стоюхина Н. Ю. Из истории становления психологии в Нижнем Новгороде//PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2015. 3–4. С. 122–138. Стоюхина Н. Ю. Проблемы изучения истории «провинциальной психологии»//Мир науки, культуры, образования. 2013. 1 (38). С. 152–157. 15 Одной из «обрусительных» операций министра народного просвещения И. Д. Делянова было изменение исповедн-национального состава студентов в Дерптском университете, для чего были установлены льготы для зачисления молодежи из России, в основном выпускников православно-духовных семинарий. Об этом см.: Иванов А. Е. Российские императорские университеты под управлением Министерства народного просвещения (1880е годы – начало ХХ века). С. 38. 17 Аргентов В. М. А. Боголюбов. Некролог//Нижегородские епархиальные ведомости. 1900. 7. С. 243–245. 19 Историческая записка о Лысковском духовном училище 1849–1899 гг. Н. Новгород: Типолитография Нижегородского товва печат. дела «Н. И. Волков и К», 1899. С. 2. 23 Дегтева О. В. Протоиерей Геннадий Годнев/Нижегородская духовная семинария. Вехи истории. Н. Новгород: Издат. отдел Нижегородской епархии при Вознесенском Печерском монастыре, 2010. С. 290–295.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Bogoly...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010