Ярослав Мудрый . Киевским князем стал четвертый сын Владимира святого – Ярослав , который получил в народе прозвание Мудрого (правил с 1016 по 1054 г.). При нем Русь получила первый свод законов под названием «Русская Правда» . В нем еще сохранялись некоторые старые языческие обычаи, как, например, родовая месть, но они были ограничены: разрешалось мстить не всему роду обидевшего, а только ближайшим родственникам, брату за брата, отцу за сына и племяннику за дядю. За уголовные преступления полагалось отнимать имущество, платить штрафы, но не было смертной казни, чтобы не отнимать у преступника возможности покаяться. Следствие велось очень тщательно, вызывали свидетелей и, если дело было неясным, обвиняемых испытывали водой или железом. При испытании водой обвиняемый должен был сделать несколько шагов в глубину реки, и если он при этом робел, то проигрывал дело. При испытании железом обвиняемый должен был поклясться в своей невиновности, держа раскаленное железо в руках. «Русская Правда» часто переписывалась и с течением времени дополнялась и изменялась, но это была первая попытка установить законы христианского государства. Кроме того, Ярослав известен своей заботой о росте и укреплении Церкви на Руси. Он был усердным храмостроителем и собирателем церковных книг, которые сам, в отличие от своего неграмотного отца, читал и высоко ценил. Он также положил начало на Руси образованию, открыв в Новгороде школу, куда было собрано до трехсот мальчиков «в ученье книжное», как думают историки, с целью подготовки своего, русского духовенства. Владимир Мономах . Внук Ярослава (правил в 1113–1125 гг.), мужественный, скромный, милостивый Владимир, был настоящим князем-христианином. Он призывал враждующих князей к миру, устраивал съезды, чтобы поделить княжества с общего согласия. Он оставил замечательное поучение детям, в котором завещает им верить в Бога, молиться Ему, каяться в грехах, всю жизнь трудиться, защищать слабых и держать свое слово. Мать Владимира была греческой царевной из императорской фамилии Мономахов, и есть предание, что греческий император прислал ему шапку, украшенную драгоценными камнями. Впоследствии российские цари во время венчания на царство стали возлагать на себя, как венец, «шапку Мономаха».

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Благоверная Анна Новгородская — принцесса викингов, ставшая русской святой 8 мин., 23.02.2024 Благоверную Анну Новгородскую, больше известную ее современникам под именами Ингигерды или Ирины, можно без преувеличения назвать самой выдающейся женщиной эпохи. «Я ей не доверяю, потому, что она умнее конунга, но не хочу уклоняться от беседы с нею», — говорил о княгине норвежский военачальник Эймунд Рингссон. Житие Анны Новгородской Церковное предание говорит, что имя Анна вторая жена Ярослава Мудрого шведская принцесса Ингигерда (в православии Ирина), получила после принятия уже на закате своей жизни монашества. Сам святой благоверный князь Ярослав прославился как мудрый правитель: хотя ему приходилось почти постоянно вести войну, он, по словам летописца, воевать не любил. Во внешней политике Ярослав, как и его отец, святой князь Владимир, Креститель Руси, больше надеялся на дипломатию и взаимовыгодные отношения. Супруга была под стать ему: «Я ей не доверяю, потому что она умнее конунга (князя Ярослава. — Прим. ред. ), но не хочу уклоняться от беседы с нею», — говорил, как передает одна из саг, Эймунд Рингссон — норвежский военачальник, который командовал наемной дружиной на службе князя Ярослава. Алексей Транковский. Ярослав Мудрый и шведская принцесса Ингигерда Ингигерда родилась в 1001 году и была дочерью первого христианского короля Швеции Олафа Шётконунга. Дома она получила прекрасное образование, много изучала Священное Писание и знакомилась с основами государственного управления. Считается, что Ингигерда знала с детства славянский язык, так как её мать, королева Астрид, была дочерью ободритского князя (ободриты — союз славянских племен в VII–XII bb. — Прим. ред. ). Оказавшись на Руси, она взяла себе имя Ирина. Ингигерда была плоть от плоти своего сурового и воинственного народа, сильной и решительной: в скандинавской саге «Прядь об Эйдмунде» говорится, что Ярослав послал ее лично возглавить войско, отправленное им против полоцкого князя Брячислава. Позже, оказавшись в плену, она выступила миротворцем в споре между обоими князьями. Впоследствии ей же отводилась роль арбитра в спорах между этими правителями.

http://foma.ru/blagovernaja-anna-novgoro...

Гораздо справедливее сопоставить учреждение училища с общею характеристикой Ярослава у летописца. «И бе Ярослав – свидетельствует летописец – книгам прилежа и почитая е часто в нощи и в дне, и собра писцы многы, и прекладаше от Грек на Словеньское писмо и писаша книгы многы, и сниска, ими же поучашеся верни людье, наслажаться ученья божественного». Сам же летописец ставит просветительную деятельность Ярослава в связь с деятельностью св. Владимира. «Якоже бо се некто землю разорет, другый же насеет, ини же пожинают и ядят пищю бескудну, тако и се: отец бо сего, Володимер, взора и умягчи, рекше крещением просветив; се же (Ярослав) насея книжными словесы сердца верных людий, а мы пожинаем, ученье приемлющее книжное». Мудрый сын продолжал великое дело славного отца. Следует заметить, что и до Ярослава в Новгороде уже было училище. Под тем же 1030 г. в Новгородской летописи отмечено: «Преставися Аким новгородский (епископ), и бяше ученик его Ефрем, иже ны (т.е. летописца, с другими) учаше 23 , а у Татищева добавлено – и «греческому языку» 24 . Отсюда ясно, что в Новгороде было училище, в нём были ученики, и не один, а многие, из них один оказался настолько образованным, что сам обучал и был летописцем. Лавровский высказывает справедливое предположение, что школа эта основана была Иоакимом, который «прииде к Новугороду, и требища разори, и Перуна посече и повеле вврещи в Волхов», а людей просветил крещением, тогда же, вероятно, завёл он и училище. Поэтому Лавровский и другие исследователи 25 делают даже предположение, что распоряжение Ярослава имело целью расширение курса и распространение уже существовавшего училища, которое должно было служить высшим рассадником просвещения, на что отчасти указывает привлечение в него детей «нарочитой чади» Новгородской – старост и духовенства. Замечательно различие летописных выражений об учреждении училищ в Киеве и Новгороде: Владимир «послав, нача поимати», а Ярослав – «собра». Значит, учение уже не внушало прежнего страха и, быть может, сделалось даже потребностью, особенно для такого города, каков был великий Новгород; а «нарочитая чад» его, по самому своему положению, даже нуждалась в грамотности. Новгород имел обширнейшие внешние сношения, заключал договоры. Эпоха Ярослава отмечена составлением «Русской правды», «Устава о церковном суде», многими произведениями духовной литературы. Для таких работ надо было иметь высокое образование, которое и давала школа Ярославова.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Учение книжное» предполагало курс, наряду с религиозным образованием, полностью или частично охватывавший семь «свободных искусств»: грамматику, риторику и диалектику (тривиум); арифметику, геометрию, музыку и астрономию (квадривиум). В училищах преподавали вначале греческие ученые, главным образом, из Византии, а позже – отечественные. Княжеские школы (училища) стали важными центрами древнерусского образования. Отсюда в списках расходились христианские сочинения, здесь переводились произведения античных и византийских авторов. Освоению «книжного знания» предшествовало обучение грамоте, знакомство с иностранными языками, для чего существовали особые школы. По образцу княжеских, открывались школы при дворах древнерусских князей и их посадников в Переславле, Курске, Суздале, Чернигове. Первое женское училище основано в Киеве княгиней Анной Всеволодовной (1086). С 12-го века в семьях знати практиковалось «кормильство» – домашнее воспитание с помощью специально нанимаемых наставников; в 13 веке их сменили дядьки. С 1037 года действовала митрополичья школа в Киеве при соборе Святой Софии, готовившая священников. В 12 – 13 веках сформировался круг монастырских школ в Смоленске, Владимире, Ростове Великом, Нижнем Новгороде. Некоторые из этих школ пользовались покровительством русских князей, в них учились даже выходцы из знатных семей ряда стран Западной Европы. Так, в Киевской школе при храме Святой Софии, служившем при Ярославе Мудром центром русской культуры и просвещения, получали образование венгры, норвежцы, шведы, англичане. Ярослав Мудрый продолжил политику отца в области образования народа. В Софийской летописи зафиксировано: «В лето 6538 иде Ярослав на чюдь, и победи я [её], и постави город Юрьев. И приеде к Новугороду и собрав от старост и от попов детей 300 учити книгам». Сам Ярослав читал «днем и ночью» и распорядился перевести на славянский язык много книг, по которым «верующие люди учатся и наслаждаются учением». Возникающие в это время монастыри становились центрами духовного просвещения на Руси, при них создавались библиотеки.

http://azbyka.ru/deti/pravoslavnoe-vospi...

Ярослав дурно жил с женою своею, Ольгою, сестрою суздальских Юрьевичей, и держал любовницу, какую-то Настасью; в 1173 году Ольга ушла из Галича в Польшу с сыном Владимиром, известным уже нам боярином Константином Серославичем и многими другими боярами. Проживши восемь месяцев в Польше, Владимир с матерью пошел на Волынь, где думал поселиться на время, как на дороге встретил его гонец от бояр из Галича: " Ступай домой, велели они сказать ему: отца твоего мы схватили, приятелей его перебили, и враг твой Настасья в наших руках " . Галичане сожгли несчастную на костре, сына ее послали в заточение, а с Ярослава взяли клятву, что будет жить с княгинею как следует. В 1187 году умер Ярослав, князь, по словам летописца, мудрый, красноречивый, богобоязливый, честный во всех землях и славный полками; когда бывала ему от кого обида, то он сам не ходил с полками, а посылал воевод; чувствуя приближение смерти, он созвал бояр, белое духовенство, монахов, нищих и говорил им со слезами: " Отцы, братья и сыновья! Вот я отхожу от этого света суетного и иду к творцу моему, согрешил я больше всех; отцы и братья! простите и отдайте " . Три дня плакался он пред всеми людьми и велел раздавать имение свое по монастырям и нищим; три дня раздавали по всему Галичу и не могли всего раздать. Обратясь к боярам, умирающий князь сказал: " Я одною своею худою головою удержал Галицкую землю, а вот теперь приказываю свое место Олегу, меньшому сыну моему, а старшему, Владимиру, даю Перемышль " . Этот Олег родился от Настасьи и потому был мил Ярославу, говорит летописец, а Владимир не ходил в его воле: мы видели, что он уезжал от отца вместе с матерью и возвратился вследствие торжества врагов Настасьи; Владимир вместе со всеми боярами должен был присягнуть отцу, что не будет искать под братом Галича. Но можно ли было надеяться на эту клятву, можно ли было думать, что убийцы Настасьи будут спокойно видеть на старшем столе сына ее? И вот, едва только умер Ярослав, как сильный мятеж встал в Галицкой земле; Владимир и бояре нарушили клятву и выгнали Олега из Галича; тот принужден был бежать в Овруч к Рюрику, а Владимир сел на столе отцовском и дедовском.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Никифоров : - Тут какое-то удивительное непонимание простой вещи:  нельзя скрестить ужа и жабу. Это совершенно невозможно. Но в его сознании это возможно – вот он и придумал ЕППЦ. Почему единая? Они хотят туда всех запихать? Включая протестантов и греко-католиков? Напомним: греко-католики хотят, чтобы Папа у них как был главой и остался. А то какие же они греко-католики без Папы? Бабич : - Порошенко лезет с политикой в церковные дела, проявляя историческую неграмотность. Он говорит, что Крещение Руси - это был европейский выбор князя Владимира. Он, наверное, думал, что уже тогда в 988 году существовал Евросоюз с европейским выбором, комиссией, субсидиями и т.д. Полноте! В те времена Западная Европа была диким полем, намного менее цивилизованной территорией, чем Восточно-Римская империя, которую немецкие историки после ее падения обозвали Византией. Мы условно сохраняем это название. Хотя правильное название – Римская, Ромейская империя, даже без прилагательного «восточная». Тогда Европа - это был Константинополь. И ветхий Рим, остатки, порушенные варварами, и Греция, сохранявшая великую цивилизацию лишь под землей, лежали в руинах. А нынешние властители Украины насилуют историю. Очень смешно, когда глава американских сил в Европе, генерал Бридлав, очень антироссийский деятель, поддерживавший этот режим, получил от  Порошенко орден Ярослава Мудрого за защиту суверенитета Украины. Порошенко забыл Бридлаву объяснить, что вообще-то Ярослав Мудрый полжизни был князем в Новгороде, который, как известно, никакого отношения к территории современной Украины не имеет. Но в десятом веке это была единая территория, как и столетия впоследствии. И Ярослав Мудрый ничтоже сумняшея из Новгородских князей перешел в киевские,  то есть, с современной точки зрения, нарушил суверенитет Украины! Никифоров : - Вот наша радиостанция эти острые темы поднимает, прямо говорит обо всем этом, научить некому кроме нас, а мы живем очень скромно! Мы вышли в эфир вместе с «Эхом Москвы», на полгода раньше, в одинаковых были стартовых позициях, но какое сейчас идет громадное финансирование для «Эха» от «Газпрома»! А раньше сколько олигарх Гусинский им давал! Но ведь не задаром – «Эхо» работало на его влияние, на определённую идеологию.

http://radonezh.ru/2018/08/28/tomos-razd...

Лишь после смерти Мстислава Ярослав Мудрый перенес свою постоянную резиденцию из Новгорода в стольный Киев. Наместником в Новгород он послал тогда старшего из своих сыновей – Владимира. Тогда же епископом Новгородским был поставлен Лука по прозвищу Жидята, который мог давать советы юному и неопытному в правительственных делах наместнику. Ярослав Мудрый вошел в историю как градостроитель Ярослав Мудрый вошел в историю как градостроитель, он заложил Ярославль на Волге, Ярославль в Прикарпатье, впоследствии оказавшийся в Польше, а также названные именем его небесного покровителя Георгия Победоносца города Юрьев (Тарту) и Юрьев Русский (ныне Белая Церковь) и Новгород Северский. В его правление велось масштабное строительство в Киеве. Самым опасным врагом Руси в правление Ярослава оставались, как и при его отце святом Владимире, печенеги. В год смерти князя Мстислава, когда Ярослав еще пребывал в Новгороде, к нему пришла тревожная весть о том, что степняки осадили стольный Киев. Ярослав «собрав воя многы – варягы и словены – и прииде Кыеву, и вьниде в град свой. И бе же печенег бе-щисла. Ярослав же выступи из града, исполчи дружину, и постави варягы по среде, а на правей стране кыяны, и на левемь криле новгородце, и сташа пред городом. А печенезе приступати начаша, и соступишася на месте, идеже есть ныне Святая Софья… бе бо тогда поле вне града. И бе сеча зла, и одва одолев к вечеру Ярослав. И побегоша печенезе раздно и не ведахуся, камо бежаче, и овии, бегающе, тоняху в Ситомли, инеи же во инех реках, и тако погибоша» . В продолжение своего правления Ярослав вел пограничные войны, либо защищая пределы Руси, либо отодвигая их В продолжение своего правления Ярослав не раз вел пограничные войны, либо защищая пределы Руси, либо отодвигая их, либо оказывая вооруженную помощь союзнику. В 1036-м г. его войско еще раз одолело печенежскую орду у стен Киева. В этом сражении в составе русской рати сражались варяжские наемники, которые под этим годом в последний раз упоминаются в «Повести временных лет». В 1038-м г. Ярослав воевал с ятвягами – балтским народом, обитавшим в соседстве с дреговичами на западе современной Белоруссии, в 1040-м «иде на литву», и в том же году «иде Ярослав на мазовшаны» – западнославянское племя, обитавшее на северо-востоке современной Польши, «в лодьях» по Западному Бугу и Висле. В 1042-м г. сын Ярослава Владимир выступил из Новгорода в поход «на ямь», вместе с «сумью», или «суоми», «и победи я»; в походе на коней русского войска напал мор, и многие из них издохли. В 1047-м г. Ярослав снова воевал с мазовшанами и «победи я, и князя их уби Моислава, и покори я Казимеру» , польскому королю, с которым его связывали родственные узы: внук Болеслава Храброго Казимир был женат на сестре Ярослава Марии, в Польше носившей имя Добронега. В качестве брачного вена Казимир отпустил 800 пленников, взятых его дедом Болеславом, когда тот захватил Киев, действуя в интересах своего зятя Святополка Окаянного.

http://pravoslavie.ru/158137.html

Проекты «Правмира» Мы ответили на 15922 вопросов Опубликованы ответы на 2464 вопросов У меня сын родился 14 декабря назвали его Ярослав крестить будем 14 марта Подскажите Как и какое имя ему выбрать на крестины? У меня сын родился 14 декабря назвали его Ярослав крестить будем 14 марта Подскажите Как и какое имя ему выбрать на крестины? Алексей. Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко: Здравствуйте, Алексей! Поздравляю Вас с рождением сына! Имя ребенка при крещении меняют только в том случае, если того имени, которое дали родители, нет в святцах, то есть нет святого с таким именем. Однако в святцах Русской Православной Церкви есть 3 святых, носящих имя Ярослав – это благоверный князь Ярослав Мудрый, местночтимый святой (в числе Владимирских и Рязанских святых) благоверный князь Ярослав Муромский, а также новомученик протоиерей Ярослав Савицкий. Так что имя Вашего сына в крещении следует оставить прежним – Ярослав, а его небесным покровителем станет один из названных выше святых. С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко. Поделиться Похожие вопросы: Популярные вопросы Вопросы с некорректным обратным адресом Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter © 2003-2024 АНО «Православие и Мир» Лицензия Минпечати Эл ФС77-44847 Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения Редакции.

http://pravmir.ru/vopros-otvet/u-menya-s...

священник Ярослав Шипов Скачать epub pdf Ярослав Мудрый Ярослав Мудрый (ок. 978–1054) – Великий князь Киевский, сын святого Владимира. Объединил под своей властью почти все русские земли. Отстроил Киев, воздвиг первые на Руси каменные храмы, поставил в митрополиты русского монаха Илариона. Основал ряд городов, в том числе Ярославль. Был человеком многообразованным: собирал библиотеки, приглашал переводчиков для перевода на русский язык богослужебной литературы и книг отцов Церкви. Ввел в обращение кодекс законов «Русская Правда» (более известный в истории как «Правда Ярослава»). Читать далее Источник: Моя церковь : Краткий справочник для детей и взрослых/сост. Шипов Я.М. - М.: Патриарший издательско-полиграфический центр, 1998. - 256 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/m...

Ярослав Мудрый. Издание Сретенского монастыря, 2001   ИЗДАТЕЛЬСТВО СРЕТЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ         ИЗДАТЕЛЬСТВО   ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ИЛАРИОН РОССИЙСКИЙ ЦЕНТР ТУРИНСКОЙ ПЛАЩАНИЦЫ СРЕТЕНСКОЕ ВЫСШЕЕ ПРАВОСЛАВНОЕ УЧИЛИЩЕ ПУТЬ В МОНАСТЫРЬ РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ Дмитрий Емец 48 страниц ПРИОБРЕСТИ МОЖНО ЗДЕСЬ: МАГАЗИН " СРЕТЕНИЕ " Б. Лубянка, 19. Метро: " Чистые пруды " , " Тургеневская " , " Кузнецкий мост " , " Лубянка " . Тел. 923-80-46, оптовый отдел: 928-82-10 С княжением Ярослава Мудрого, сына святого равноапостольного князя Владимира связано представление о " золотом веке " Руси; личность же самого Ярослава воспринимается как идеал русского князя. И это при том, что в начале своего княжения Ярослав получил Русь раздробленную и ослабленную внешними врагами. Долгие годы пришлось ему собирать и устраивать великое государство. Трудами князя Ярослава, несмотря на множество внешних врагов и тяжелые времена, Русь выросла, приумножилась и превратилась в могущественное государство Европы, покровительства которого заискивали многие монархи. Отдельные главы этой книги посвящены святым благоверным князьям-мученикам Борису и Глебу, а также брату Ярослава князю Мстиславу Храброму. Другие книги из серии " Защитники земли русской " : Александр Невский Дмитрий Донской Князь Владимир Иоанн Калита Андрей Боголюбский Владимир Мономах Смотри также: Аналитическое обозрение: Исторические мифы. Ярослав Мудрый: книжник на посту правителя       monastery@pravoslavie.ru СРЕТЕНСКИЙ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ    

http://pravoslavie.ru/sretmon/izdatel/ya...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010