Мы узнаем в этом исключительно богатом мыслями тексте весь круг софиологических мотивов, прослеженный нами ранее в ветхозаветной и византийской традиции. Перед нами возникает как бы множество концентрических сфер бытия: Богородица как средоточие храма, храм как средоточие города, город как средоточие «округныихъ странъ… от востока до запада». Ярослав Мудрый приравнивается такой софиологической фигуре, как Соломон, с именем которого связаны ветхозаветные похвалы Премудрости. Киевская София, как в свое время Константинопольская св. София, сопоставлена с Соломоновым Иерусалимским храмом; более того, она многозначительно именуется «домом» (срв. слова Книги Притчей: «Премудрость построила себе дом»), И образ для всего этого упорядоченного и освященного мира города и державы — Богородица в Благовещении, несущая внутри себя воплощаемый мировой смысл — Логоса. В свете этих слов мы и должны усмотреть значение интересующей нас надписи по краям конхи апсиды главного алтаря Софии Киевской: ο ες ν μσω αυτς, και ο σαλευΦσεται, βοηθσει ατη ο θες τ προς πρω πρωι. Эта надпись воспроизводит стих VI псалма 45 (по счету, принятому в синагогальной традиции, — 46). Весь псалом построен на контрасте двух образов: мирового хаоса и незыблемого Богохранимого града . Вокруг этого града бушуют стихийные катаклизмы и военные бури: «Не убоимся, хотя бы поколебалась земля, и горы двинулись в сердце морей. Пусть шумят, воздымаются воды их, трясутся горы от волнения их… Восшумели народы, двигнулись царства… Придите и видите дела Господа, какие произвел Он опустошения на земле: прекращая брани до края земли, сокрушил лук и переломил копье, колесницы сожег огнем» (ст. 3–4, 9–10). Но для града и дома Божьего вся эта игра космических сил оборачивается весельем, ибо он надежно защищен присутствием Бога: «Речные потоки веселят град Божий, святое жилище Всевышнего. Бог посреди него; он не поколеблется: Бог поможет ему с раннего утра» (ст. 5–6). Надпись идет над головой мозаичной фигуры Богородицы–Оранты в конхе апсиды и находится с этой фигурой в очевидной смысловой связи. Характер этой связи тем важнее, что Оранта занимает в системе мозаик Софии Киевской совершенно исключительное место. Это изображение, имеющее в высоту 5,45 м , бросается в глаза каждому входящему в храм и до всякой рефлексии воспринимается как главное, центральное, доминирующее: образ Оранты определяет лицо всего интерьера. Каков этот образ?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Сравнительно легко писать о полководце, философе или о политике, поскольку их деятельность проходит на глазах у людей. Другое дело — святой, ибо он живет по принципу: «у тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе. И когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят на сомнищах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, который втайне» (Мф 6:3-6). Жизнь святого проходит при наглухо запертых дверях: добрые дела он совершает так, чтобы их не видели, молится у себя в келье и постится, как заповедано в Евангелии, так, что его окружающие не обращают на это никакого внимания, — в противном случае он уже не святой. Среди первых русских святых в нашей истории заметное место занимает князь Игорь Ольгович (умер в 1147 году), получивший великокняжеский стол от своего брата Всеволода и менее чем через две недели после этого смещенный с него Изяславом, попавший в темницу и затем убитый. В последний год жизни он в качестве заключенного перемешался из монастыря в монастырь и, возможно, был пострижен в монахи. Других фактов источники не сообщают, и тем не менее киевляне в первые же годы после смерти князя-неудачника начинают почитать его как святого. Одним из свидетельств является и то, что его младший брат, Святослав, называет именем покойного князя Игоря своего родившегося на Пасху в 1151 году сына, будущего героя «Слова о полку Игореве». Как политик Игорь Ольгович в историю не вошел, но зато ни Ярослав Мудрый, ни Владимир Мономах, ни Всеволод Большое Гнездо, которые были, казалось бы, того достойны, не были прославлены как святые. Конечно, Игорь был убит, погиб, подобно Борису, Глебу или Андрею Боголюбскому, как мученик и страстотерпец, но в летописях упомянуто множество погибших мученически князей, не причисленных к лику святых. К тому же князь Игорь почитается не как мученик, а как блаженный, то есть не в силу мученической кончины, а за свое житие. В чем проявлялась святость его жития, мы не знаем, но это скорее правило, чем исключение: жизнь святого проходит «втайне», а в результате подвиг его становится известен всем. В этом один из главных парадоксов святости.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

Е. К. Никифоров: - А почему не люб Ярослав Мудрый? Л. П. Решетников: - Я тоже говорю. Е. К. Никифоров: - Украинцы, вот знаете как, они же много положительного сделали. Это сейчас в пылу полемики, война и так далее. Но там многое сделано по вычищению, опять накипь украинского нацизма, конечно, была, но они там много сделали положительного к возвращению. Потому что для них Ярослав Мудрый – это их Ярослав Мудрый. И наш Ярослав Мудрый.  Л.П. Решетников: - Ну, конечно, тогда если Ярослав Мудрый переименуется в Карла Либкнехта, тогда город Ярославль, который назван в честь, наш старинный город, Ярослава Мудрого, назвать Карла Либкнехта. Вы понимаете? Они не понимают вообще, вот эти люди, которые сейчас, видно, вот такой уровень их интеллектуального развития. Они это отменяют, а мы что тоже в России должны Ярославль переименовать? Даже во времена самого жесткого большевистского террора и диктатуры Ярославль сохранил свое название. Ну до смеха! Тут плакать, конечно, надо. Е. К. Никифоров: - У нас до сих пор эти язвы именные. Например, Вятка, историческая Вятка, откуда Владимир Николаевич Крупин, наш замечательный автор, писатель. Тончайший русский человек. Он переживает, говорит: «Я приезжаю к себе в Вятку, а там Киров». Вот… Л. П. Решетников: - Киров… Е. К. Никифоров: - Господи, да что же такое! А вы-то как носите это клеймо на себе? Это же вас заклеймили этим! Вместо вашей родной, русской Вятки – какой-то Киров, которого убили в пылу интриг кремлевских. Л. П. Решетников: - А знаете, приезжаешь в Вятку, там все написано: вятские баранки, вятские котлеты, вятские кирпичи. Никто не пишет кировские, ну мало совсем. Вроде бы все вятское… Но название Киров. Иду по улице там, небольшая, с друзьями, мы на конференции, читаю: улица Мопра. Е. К. Никифоров: - Господи помилуй! Кто такой Мопр? Л. П. Решетников: - Международная организация помощи революционерам вообще расшифровывается. И тут идет парочка, молодые симпатичные мальчик и девочка, видно студенты. И мы останавливаем, нас трое было преподавателей, останавливаем, говорим: «Извините, вот мы никак не можем понять, что это за улица?» И студент читает: «Улица Мопра».

http://radonezh.ru/2023/02/08/chto-seych...

Навстречу ему из Киева двинулась рать Святополка Окаянного, состоявшая из руси и печенегов. Противники встретились у Любеча, расположившись по обоим берегам Днепра. В течение трех месяцев ни та, ни другая сторона не решалась форсировать реку; наконец воевода Святополка, прогуливаясь на коне по правому берегу, стал насмехаться над новгородцами, большинство из которых не были профессиональными воинами, и над их князем, который страдал хромотой: «Что приидосте с хромьцем сим, а вы плотници суще? А приставим вы хором рубить наших» 4 . Сам Святополк «вьсю нощь упивься с дружиною своею» 5 . Наутро на рассвете новгородцы по приказу Ярослава переправились на лодках через Днепр. «И бысть сеча зла» 6 . Между лагерем Святополка и становищем союзной ему печенежской орды находилось озеро, воспрепятствовавшее печенегам прийти на помощь киевлянам. Начиналась зима, озеро было покрыто тонким льдом, «…и притиснуша Святополчи вои к озеру, и вьступиша на лед, и обломися лед с вои Святополчи, и мнози потопоша в водах, и одолевати нача Ярослав. Видив же, Святополк побеже, и одоле Ярослав. Святополк же бежа в Ляхы. Ярослав же седе в Кыеве на столе отни» 7 . Так, в конце 1017 года Ярослав Мудрый овладел Киевом. Ярослав Мудрый овладел Киевом, но борьба за столицу Руси и за великое княжение на этом не закончилась Но борьба за столицу Руси и за великое княжение на этом не закончилась. В следующем 1018 году в поход против Ярослава двинулся польский князь Болеслав с собственным войском и с остатками дружины своего зятя Святополка. Навстречу полякам Ярослав повел рать из варягов, руси и словен. Враги встретились на Волынской земле, расположившись лагерями по правому и левому берегу Западного Буга. Война Ярослава со Святополком и Болеславом нашла отражение в хронике Титмара Мерзебургского, который писал: «Нельзя также умолчать о прискорбном несчастье, случившемся на Руси. Ведь Болеслав, напав на нее, согласно нашему совету, с большим войском, причинил ей большой вред. Так, в июле месяце, 22-го числа, этот князь, придя к какой-то реке, стал там вместе со своим войском лагерем и велел приготовить необходимые [для переправы] мосты… Враг… был вызван на битву и… отброшен от реки, которую оборонял… Болеслав… хоть и с большим трудом, но перешел реку… Там тогда было перебито огромное количество бежавших и очень мало победителей… [Киев] 14 августа принял Болеслава и Святополка… из расположения к нему, и из страха перед нами вся эта страна перешла на его сторону. Архиепископ того города (митрополит Иоанн. – В. Ц. ) почтил прибывших в храме св. Софии… Там же находились мачеха названного короля, его жена и 9 сестер; на одной из них (Предславе. – В. Ц. )… беззаконно, забыв о своей супруге, женился старый развратник Болеслав. Ему представили там огромные богатства, большую часть которых он раздал своим друзьям и сторонникам, а кое-что отослал на родину» 8 .

http://pravoslavie.ru/157945.html

Ярослав Мудрый был первым правителем из династии Рюриковичей, кто с увлечением и любовью читал книги Ярослав Мудрый был первым правителем из династии Рюриковичей, кто с увлечением и любовью читал книги: священные, святоотеческие, агиографические, религиозно-назидательные, а также исторические: хроники и хронографы; часто это были «изборники», в которых помещались отрывки из сочинений разных писателей. Возможно, этой его склонности к чтению способствовала хромота, прирожденная или обретенная на войне или охоте, затруднявшая его в движении, препятствовавшая развитию традиционной княжеской страсти к охоте. Командуя в битвах, он избегал рубиться в гуще сечи, к чему лежала душа у таких прирожденных воинов, как его дед Святослав или брат Мстислав, зато чтению он предавался денно и нощно. Ни греческого, ни латинского языка Ярослав не знал, хотя, конечно, свободно владел бесписьменным языком своих скандинавских родственников и нанимаемых им варягов. Поэтому читал он книги, переведенные святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием и их учениками на славянский язык. Ярослав собирал книги, устроив библиотеки как в княжеском дворе, так и при соборном храме Святой Софии, не жалел денег на переписку манускриптов, организовал масштабное переводческое дело, учредил своего рода скрипторий. В «Повести временных лет» написано, что он «…книгам прилежа, почитая часто в день и в нощи. И собра писце многы и прекладаше от грекь на словеньскый языкъ и писмо. И списаша многы книгы, и сниска, ими же поучаються вернии людье и наслажаються учения Божественаго гласа» . «Церковный устав» Ярослава Мудрого «Ярослав законодатель». Литография Бориса Чорикова По слову летописца, Ярослав «любя церковьныя уставы», то есть богослужебные уставы, типики, которые включали также и регламенты, относящиеся к устройству монастырей, монастырской дисциплине, но также и к церковному строю и управлению. В правление самого Ярослава Мудрого был вслед за «Уставом» его отца составлен новый «Церковный устав». Суждения канонистов и историков о его происхождении высказывались по аналогии с суждениями о происхождении «Устава св. Владимира».

http://pravoslavie.ru/158342.html

Одолев Святополка и помирившись с другим братом, Мстиславом, Ярослав употреблял вооруженные силы на защиту границ государства и на расширение его пределов. В 1029-м г. он помог Мстиславу изгнать ясов из захваченной ими Тмутаракани. В следующем году Ярослав успешно воевал с чудью, заложив на отвоеванной у нее земле город Юрьев, позже переименованный в Дерпт и затем в Тарту. В том же году был возвращен в состав Русского государства захваченный ранее поляками город Белз. В ту пору Польша охвачена была смутой, разразившейся после смерти Болеслава Храброго, постигшей его в 1025-м г., вскоре после того как он был первым из польских правителей удостоен королевской короны. Против его преемника Мешко II вспыхнул мятеж, в ходе которого «вьставше, людье избиша епископы, и попы, и бояры своя» . Соправители Руси решили вмешаться в польскую смуту, поддержав притязания на королевский престол старшего брата Мешко Безприма. В 1031-м году Ярослав и Мстислав «собраста воя многы, и идоста на Ляхы» . В русском стане находился тогда и король Норвежский Харальд III Суровый, который, потерпев поражение в междоусобице, бежал из своей страны к Ярославу Мудрому в Новгород, как это сделал ранее, в 1028-м г., его сводный брат святой Олаф, чья супруга Астрид была сестрой жены Ярослава Ингигерды. В результате польского похода русских князей в состав Руси были возвращены Червен и Перемышль, в плен захвачено много поляков, которых братья разделили между собой, после чего Ярослав поселил доставшихся ему пленников в укрепленных городах по берегу Роси, в пограничье с печенежскими кочевьями. В 1036-м г. князь Мстислав после охоты «разболеся и умре. И положиша и в церкви Святаго Спаса, юже создал сам» . Это был князь, унаследовавший от своего деда Святослава воинственный характер, и, как характеризует его летописец, он был «дебел телом, чермьномь лицемь, великома очима, храбр на рати, и милостив, и любяше дружину повелику, и имения не щадяще, ни питья, ни ядения не браняше» своим дружинникам. Единственный сын князя Евстафий умер ребенком за 3 года до кончины отца, так что наследником Мстислава стал его старший брат Ярослав Мудрый, который с тех пор правил Русью как единодержавец, как монарх в изначальном значении слова. Правда, сохранялся еще Полоцкий удел, где правил племянник Ярослава Брячислав, а после его кончины в 1044-м г. – сын Брячислава Всеслав, но и Полоцкие князья, державшиеся независимо, все же признавали верховенство Великого князя Киевского. Опасаясь соперничества со стороны своего младшего брата Судислава, Ярослав повелел посадить его в темницу в Пскове.

http://pravoslavie.ru/158137.html

5 Варяги, носившие имена Африкан, Фрианд и Шимон, упоминаются только в Киево-Печерском патерике, причем Фрианд, как предполагают исследователи, ошибочно принятое за имя собственное древнеисландское «friandi – friaendi», что значит «родич», «родственник». Якун, или Гакон, – предводитель варягов, принимавших участие в битве 1024 г. на стороне Ярослава против Мстислава. Повесть временных лет содержала сведения, что Якун был «сь леп», а «луда бе у него золотом истькана». Здесь «луда» – плащ, накидка, верхняя одежда, хотя иногда это слово переводят и как маска, шлем, латы. Автор патерикового сказания, епископ Симон, скорее всего, неверно понял текст летописного источника, истолковав словосочетание «сь леп» не как «красив», а как «слеп». 6 Ярослав Мудрый (ок. 978–1054), сын Владимира Святославича от Рогнеды, княжил в Новгороде, а затем в Киеве. Занял великокняжеский престол после победы над Святополком в битве на р. Альте (1019). Его правление ознаменовалось укреплением государственного положения Киевской Руси и ростом ее международного авторитета, успехами в распространении христианства и в борьбе за независимость Руси от Византии, расцветом культуры. Ярослав Мудрый как идеальный тип князя прославлялся автором летописной статьи, которая читается под 1037 г. в Повести временных лет, и Иларионом в Слове о Законе и Благодати. 7 Еще при жизни Ярослав Мудрый дал «ряд» на княжение своим сыновьям. По завещанию отца, старший сын Изяслав (1024–1078), получал Киев, Святослав (1027–1076) – Чернигов, Всеволод (1030–1093) – Переяславль–Южный, Ростов, Суздаль и Белоозеро. После кончины Ярослава его сыновья совместно вели военные действия против внешних врагов и в 1068 г. потерпели поражение от половцев в битве на р. Альте. Изяслав не решился дать оружие киевлянам для продолжения борьбы с половцами и был изгнан из города восставшим народом. Киевляне освободили из заточения–Всеслава Полоцкого, захваченного в плен Ярославичами, и посадили его на великокняжеский стол. Бежавший в Польшу Изяслав только через год сумел вернуть себе киевское княжение. В 1073 г. военно-политический союз Ярославичей распался: Святослав со Всеволодом изгнали из Киева Изяслава, который снова бежал в Польшу. Великокняжеская власть перешла к Святославу Ярославичу, после смерти которого в 1077 г. киевский престол должен был наследовать Всеволод, но он добровольно уступил его Изяславу, а сам сел в Чернигове. После гибели Изяслава в междоусобной войне (1078) Всеволод занял киевский стол и княжил до 1093 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В понедельник, 5 сентября, являются посланные от Святополка убийцы. Они захватывают корабль князя Глеба, и дружинник Горясер, посланец братоубийцы Святополка, приказывает одному из людей Глеба, повару-предателю с характерным именем Торчин (то есть из торков, тюркского кочевого племени. – Прим. авт.) зарезать своего князя. Тело князя погребается на берегу «межи двема колодама» 20 , то есть по простому крестьянскому обычаю – в выдолбленных бревнах, а не по княжескому – в каменном саркофаге. В конце того же или начале следующего 1016 года благоверный князь Ярослав Мудрый, собрав большую рать из тысячи варягов и трех тысяч новгородцев, идет на Святополка, горя желанием отомстить за невинноубиенных братьев. В Великом Новгороде остается посадник Константин Добрынич (умер после 1034 года). Святополк, узнав о приближении Ярослава, в свою очередь, привлекает на свою сторону печенегов. Войска встречаются у города Любеча (на левом берегу Днепра) и, разделенные рекой, в течение трех месяцев выжидают, не решаясь начать битву. Накануне сражения Ярослав получает от своего осведомителя известие о том, что Святополк бражничает с дружиной. Он переправляется через реку на правый берег и неожиданно нападает на противника. Из-за того, что озера, прикрывающие позицию Святополка, покрываются тонким льдом, печенеги не могут оказать ему помощь. Святополк терпит сокрушительное поражение и бежит в Польшу к своему тестю князю Болеславу I, причем его супруга попадает в плен к Ярославу. А было тогда Ярославу 28 лет, замечает летописец 21 . Весной 1016 года Ярослав вступает в Киев и занимает отцовский престол. В 1017 году он заключает союз с германским императором Генрихом II против Святополка и Болеслава Храброго. В том же году идет к городу Берестье (на правом берегу Буга), где, по некоторым данным, закрепился Святополк. Тогда же наносит поражение подступившим к Киеву печенегам. Летом 1018 года войско польского князя Болеслава, к которому присоединяется и Святополк, вторгается на Русь и 22 июля одерживает победу над Ярославом на реке Буг. Ярослав всего с четырьмя мужами бежит в Великий Новгород, намереваясь далее «бежати за море», однако новгородский посадник Константин Добрынич препятствует ему, а новгородцы «расекоша» его ладьи 22 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Побывав во время своего путешествия в Мекленбурге, расположенном на бывших землях славян-ободритов, Мармье записал местную легенду о том, что у короля ободритов-реригов Годлава было три сына: Рюрик Миролюбивый, Сивар Победоносный и Трувор Верный, которые, идя на восток, освободили от тирании народ Русии и сели княжить соответственно в Новгороде, Пскове и на Белоозере. Таким образом, еще в первой половине XIX в. среди давно уже онемеченного населения Мекленбурга сохранялось предание балто-славянского происхождения о призвании трех братьев-славян на Русь, отстоящее от них ровно на целое тысячелетие. Жители Южного берега Балтики и Северо-Западная Русь О давнем и тесном взаимодействии жителей Южного берега Балтики с Северо-Западной Русью свидетельствуют и многочисленные археологические, антропологические, этнографические и лингвистические материалы. По исследованиям Г.П. Смирновой, в ранних археологических слоях Новгорода заметный компонент составляет керамика, имеющая аналогии на Южном побережье Балтики, в Мекленбурге, что указывает на две большие волны переселений по Волго-Балтийскому пути с Запада на Восток: в конце VIII и в середине IX века. Важные антропологические исследования, проведенные в 1977 г. среди населения Псковского обозерья, показали, что оно относится к западнобалтийскому типу, который «наиболее распространен у населения южного побережья Балтийского моря и островов Шлезвиг-Гольштейн до Советской Прибалтики…» Нумизматический материал также показывает, что самые ранние торговые связи Руси на Балтийском море фиксируются не со Скандинавией, а с Южным побережьем Балтики. Д.К. Зеленин, И.И. Ляпушкин и многие другие археологи и лингвисты указывали на явные языковые и этнографические параллели Северной Руси и Балтийского Поморья. И не случайно в летописи утверждается, что новгородцы происходили «от рода варяжска» — в те времена еще хранились какие-то предания о связи населения Новгорода с южнобалтийскими племенами. Ярослав Мудрый Великий князь Ярослав Мудрый А вот при Ярославе Мудром в XI веке в варяжских дружинах в большом числе появляются шведы-скандинавы. Этому способствовало то, что Ярослав был женат на шведской принцессе Ингигерд. Поэтому в начале XI в. на Руси варягами начинают называть и выходцев из Скандинавии. И не случайно вставка в летопись, в которой «варягами» названы и шведы, появилась только в конце XI в.

http://pravmir.ru/kto-takie-varyagi/

Издание «Русской Правды», как видим, было великим делом Ярослава Мудрого. «Русская Правда» и теперь служит дорогим памятником, свидетельствующим о влиянии христианской веры на нравы русского народа, о жизни и быте нашего народа и его общественном устройстве. Завещание Ярослава. Ярослав Мудрый пред смертью разделил русскую землю, которой правил один, между пятью своими сыновьями. Старшему Изяславу он дал Киев и Новгород, Святославу – Чернигов и Муром с Рязанью, Вячеславу – Смоленск, Всеволоду – Переяславль и Игорю – владимир-волынскую область. Умирая, Ярослав собрал всех своих сыновей и дал им такое завещание. «Вот я отхожу от этого света, дети мои»! говорил он. «Любите друг друга, потому что вы братья родные, от одного отца и одной матери. Если будете жить в любви между собою, то Бог будет с вами. Он покорит вам всех врагов, и будете жить в мире. Если же станете ненавидеть друг друга, ссориться, то и сами погибнете, и погубите землю отцов и дедов ваших, которую они приобрели трудом своим великим. Так живите же мирно, слушаясь друг друга. Свой стол-Киев поручаю вместо себя старшему сыну моему и брату вашему Изяславу: слушайтесь его, как меня слушались; пусть он будет вам вместо меня». А обращаясь к старшему сыну – Изяславу, Ярослав дал ему лично следующее завещание: «если кто захочет обидеть брата, то ты помогай обиженному». С того времени земля русская надолго разделилась на несколько уделов, и между князьями нашими начались споры и усобицы. Владимир Мономах . Смуты и междоусобия князей непрерывно продолжались во все время, когда великокняжеский престол киевский занимали один вслед за другим сыновья Ярослава: Изяслав, Святослав и Всеволод. Сначала Святослав, князь черниговский, сговорившись с братом своим Всеволодом, князем переяславским, выгнал из Киева Изяслава и сам сделался великим князем. Когда Святослав умер, то Всеволод, отличавшийся между своими братьями самым мирным и спокойным характером, не хотел обижать старшего брата Изяслава. Он отдал ему Киев, а себе взял Чернигов. Но недолго мир царил между русскими князьями. Сын умершего Святослава не хотел, чтоб его отцовский черниговский удел доставался дяде его Всеволоду. Поэтому он, подговорив других князей и призвав на помощь диких половцев, пошел с ними войною против Всеволода. Олег разорил черниговскую область и прогнал из Чернигова Всеволода, который бежал к своему брату Изяславу в Киев. Изяслав заступился за Всеволода и братья пошли на Чернигов. Произошла кровопролитная битва между войсками враждовавших князей. Войска Олега Святославича были разбиты, но во время сражения был убит Изяслав. Его место на великокняжеском престоле занял Всеволод. Он был набожен, правдив и всею душою заботился о бедных и несправедливо обиженных. Несмотря на это, княжение его в Киеве было еще более беспокойно, чем в Переяславле.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ot...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010