В том месте летописи, где дана идейная оценка Владимирова крещения, наряду с библейскими антитезами (тьма-свет, ночь-день, смерть-жизнь, грех-чистота и т.п.), обращает на себя внимание троекратное указание на избранничество Руси. Тем самым устраняется тот изъян, что Русь никогда не слыхала апостольского слова. До крещения как бы “еще-не-страна”, Русь становится “страною” и одновременно членом христианского (византийского) сообщества государств 101 . Духовно Русь родится заново, что находит свое отражение в программе церковного строительства, немедленно развернутой Владимиром в Киеве и других, отчасти им же основанных городах своей державы 102 . Из киевских построек упомянуты быстро сооруженная церковь Св. Василия, “идеже стояше кумир Перун”, и первый большой храм, возведенный с помощью греческих мастеров, – церковь Богородицы (Десятинная, строилась в 991–996 гг.) 103 , местоположение и архитектура которой хорошо устанавливаются археологически. Десятинная церковь была освящена в 996 г., а в 1039 г., в правление сына Владимира Ярослава, было произведено новое ее освящение, вероятно по устранении последствий пожара 1017 г. После неоднократных разграблений церковь была окончательно разрушена в 1240 г. при захвате Киева татарами. Ярослав Мудрый (1019–1054) увенчал относительно скромную строительную деятельность своего отца возведением митрополичьего собора Св. Софии 104 . Источники Сообщают лишь дату его основания (1037 г.), умалчивая о том, когда собор был освящен (предположительно в 1044/46 г.) 105 . Чтобы оттенить искренность личного обращения Владимира в христианство и противопоставить его плоды “несытости блуда” Владимира-язычника, летопись подчеркивает нищелюбие князя и его послушание епископам 106 . Стремление к моральной “компенсации” прошлого Владимира очевидно и в сообщении о его смерти (под 1015 г.): летописец еще раз напоминает о его благодеяниях по отношению к Русской земле и удостаивает его имени “Нового 107 , ибо и тот и другой, “просвещенные Святым Духом”, стали крестителями своих народов. В целом же эта посмертная похвала Владимиру ограничивается молитвою за князя и сетованием на недостаточное почитание его в народе: “Святым” Владимир стал именоваться много позже, в монгольский период 108 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf Ноябрь 22 Ярополк Изяславич Владимиро-Волынский, святой благоверный князь Святой благоверный князь Ярополк, во святом крещении Петр, был сын великого князя киевского Изяслава Ярославича, внук Ярослава Мудрого (Ярослав Мудрый был великим князем с 1019 по 1054 гг.), правнук святого Владимира. Время рождения князя Ярополка неизвестно, но судя по тому, что уже в 1071 г. князь участвует в битве, надо полагать, что родился он не позже, как в 50-х гг. XI столетия. Он был, полагают, третьим сыном князя Изяслава. Мать святого князя называлась Гертруда. Она была ранее польская княжна, сестра короля Казимира. В тяжелые времена жил благоверный князь Ярополк, в годы усобиц между братьями-князьями, детьми Ярослава Мудрого, а также между ними и их младшими родичами. Во время этих усобиц великий князь Изяслав два раза был принужден оставить Киев и скитаться по чужим землям со всей семьей своей. Благоверный князь Ярополк делил с отцом своим его горе и несчастье. После Ярослава осталось пять сыновей: Изяслав, Святослав, Всеволод, Вячеслав и Игорь. Святой Ярополк был сыном старшего из них – Изяслава Ярославича (родившегося в 1024 г.). Три старших Ярославича померли великими князьями киевскими (см. ниже), Вячеслав смоленский (умер в 1057 г.) и Игорь (сначала владимиро-волынский, потом смоленский; † 1060 г.) – не дождавшись очереди побывать на великокняжеском столе. Еще ранее смерти Ярослава помер св. Владимир Ярославич († 1052 г.; память его 4/17 ноября), оставив сына Ростислава, князя тмутараканского (отравлен ядом в 1065 г.). У благоверного князя Ярополка были два родных брата: Мстислав, († 1068 г.) и Святополк (умер великим князем в 1113 г.). Из двоюродных братьев его будут упоминаться: Владимир Всеволодович Мономах, знаменитый князь (род. в 1053 г., был великим князем с 1114 г. по 1125 г., или с 1113 г. по 1126 г.), Борис Вячеславич, князь тмутараканский, павший в битве в 1078 г., Олег Святославич, князь черниговский († 1115 г.), Давид Игоревич, князь владимиро-волынский (после св. Ярополка, † 1112 г.). Будут упомянуты двоюродные племянники св. князя Ярополка, дети Ростислава Владимировича: Рюрик, князь перемышльский († 1092 г.), Володарь (тоже после него князь перемышльский) и Василько, князь теребовльский († 1024 г.). Дальше по родству стоял удельный князь полоцкий Всеслав Брячиславич, внук Изяслава, сына св. Владимира (в 1066 г. он был схвачен Изяславом и посажен в Киеве в темницу, † 1101 г.) и сын его Глеб, женатый на дочери князя Ярополка († 1118 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

отмечено строительство ц. Бориса и Глеба в пригороде К-поля Пигах («в Испигасеи» - Письменные памятники истории Древней Руси. М., 2003. С. 45-46). Рус. купцы достигают Александрии ( Francès. 1959. P. 52), а греки проникают не только в Киев, но и во Владимир-на-Клязьме (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 591). В то же время в XII в. резко сокращается число кладов визант. золотых монет ( Кропоткин В. В. Клады визант. монет на территории СССР. М., 1962). Имп. Константин IX Мономах. Мозаика из собора Св. Софии в К-поле. Ок. 1030 - 1042 гг. Имп. Константин IX Мономах. Мозаика из собора Св. Софии в К-поле. Ок. 1030 - 1042 гг. Союзные отношения Руси и Византии, сложившиеся при св. Владимире, сохранялись и после его кончины (не считая конфликтного эпизода с небольшим рус. отрядом некоего Хрисохира, «родственника» Владимира, объявившегося у К-поля ок. 1023/24 г.- Scyl. Hist. P. 367). Кризис разразился в 1042 г., когда вел. кн. Ярослав Владимирович Мудрый по не вполне установленным причинам вступил в конфликт с Константином IX Мономахом, недавно занявшим имп. престол. Обострение отношений вылилось в последний в истории русско-визант. отношений крупный военный конфликт (лето 1043). Морской поход на К-поль рус. войска, к к-рому присоединились и варяги из Скандинавии, возглавил старший сын Ярослава кн. Владимир Новгородский. Нападение крупных рус. сил (400 кораблей) и требование огромной дани навело ужас на византийцев, но в конечном счете рус. войска потерпели поражение, часть их попала в плен (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 154; Т. 2. Стб. 142; Mich. Psell. Chron. VI 90; Scyl. Hist. P. 431; Mich. Attal. Hist. P. 20-21). Характерен взгляд на причины «восстания росов» (τν Ρσων παναστσεως) царедворца Михаила Пселла, свидетеля этих событий: «Это варварское племя все время кипит злобой и ненавистью к Ромейской державе и, непрерывно придумывая то одно, то другое, ищет предлога для войны с нами» (см.: Poppe A. La dernière expédition russe contre Consantinople//Bsl. 1971. T. 32. P. 262-268; Литаврин Г. Г. Русь и Византия в XII в.//ВИ.

http://pravenc.ru/text/372678.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Иона Псково-Печерский, прп. - житие Первым пустынножителем Печерским почитается преподобный Марк, первым же основателем монастыря был преподобный Иона. В древней повести летописец после имени прп. Марка сразу ставит имя прп. Ионы: «Священник некий, именем Иоанн, от Московской страны, по прозванию Шестник (что значит шествующий от одного места на другое) сей Иоанн бе священствуя во граде Юрьеве Ливонском со Исидором Пресвитером во Храме св. Николая Чудотворца и Великомученика Георгия, его же Великий князь Ярослав Владимирович (Мудрый) о имени своего устроя». Священник Иоанн Шестник был послан из Москвы на служение в Юрьев (Дерпт) как миссионер. Он приехал с семьей: женой и двумя сыновьями (1467). В Юрьеве он сразу столкнулся с ненавистью и гонениями на православных. Вместе с пресвитером Исидором защищал свою паству от католиков... «Но очень скоро слуги Папы стали принуждать его и его духовных детей к Унии». Было много оскорблений. В 1470 г., прожив два года и шесть месяцев, о. Иоанн вынужден был удалиться из Дерпта с семьею под защиту Пскова. Именно тогда, по преданию, одел он под рясу кольчатый панцирь. (До принятия священнического сана о. Иоанн был воином, участвовал в сражениях и имел полное военное снаряжение). В Пскове, где «пробыл мало времени», он служил священником в Соборе Живоначальной Троицы. Вскоре пришла весть из Дерпта о мученической кончине пресвитера Исидора в числе прочих 72 лиц его паствы. (Он вел спор с латинянами о вере и был брошен ими в темницу с 72 другими христианами. Они не покорились и в темнице и были все ввержены под лед в реку 8 января 1472 г. Весной того же года св. мощи их были найдены вверху реки. Они лежали на берегу лицом к востоку, с о. Исидором, в полном священническом облачении, посередине). О. Иоанн очень скорбел о том, что покинул пресвитера Исидора, и решил обречь себя «на страдания пустынной жизни». Когда Иоанн, как говорит предание, «на торгу в воскресный день услышал о старце и пещере при потоке Каменце», то сразу решил поехать туда.

http://pravicon.com/info-2536

В Санкт-Петербургской духовной академии прошла конференция, посвященная эпохе и наследию святого Александра Невского 22 октября 2021 г. 14:53 19 октября 2021 года в актовом зале Санкт-Петербургской духовной академии при поддержке администрации губернатора Санкт-Петербурга состоялась конференция, посвященная эпохе и наследию благоверного великого князя Александра Невского. Перед началом пленарной части научного мероприятия с приветственным словом к участникам обратился проректор по научно-богословской работе СПбДА протоиерей Константин Костромин. Священник огласил регламент встречи, представил докладчиков и пожелал слушателям обогатиться тем материалом, который будет представлен их вниманию. Приветственное слово губернатора Санкт-Петербурга А.Д. Беглова зачитал начальник отдела по связям с религиозными объединениями администрации губернатора В.Г. Иванов: «В этом году в нашей стране широко отмечается 800-летие со дня рождения святого князя — небесного покровителя Санкт-Петербурга. Память о его подвигах — неотъемлемая часть нашего исторического наследия. Образ Александра Невского в национальном самосознании России является символом единства общества. Отрадно, что большинство значимых юбилейных мероприятий проводится совместными усилиями государства и Церкви. Уверен, что форум, объединяющий ведущих церковных и светских ученых, станет важным событием в осмыслении выдающейся роли Александра Невского в истории нашего государства. Желаю всем участникам конференции плодотворной и творческой работы». Пленарную часть конференции открыл доклад доктора исторических наук, профессора Санкт-Петербургской духовной академии А.В. Петрова. В своем сообщении «Вечевой Новгород святого благоверного князя Александра Невского как феномен и эпоха» Алексей Владимирович познакомил участников мероприятия с историческим контекстом политической обстановки в Великом Новгороде. Основным явлением, на которое обратил свое внимание автор, стало вече. Докладчик привел различные точки зрения ученых, которые интерпретировали данный исторический феномен по-разному: одни видели в нем проявление демократии, а другие — отголосок межродовых усобиц. Однако, по словам Алексея Владимировича, при рассмотрении этого явления нельзя обходить стороной основной принцип «одиначества» («единодушия»), на котором построена вечевая система управления и который выделял и обещал соблюдать еще князь Ярослав Мудрый. В таком случае вече может быть рассмотрено как проявление нравственного, продиктованного христианским учением, прогресса в сторону выбора добра при формировании и принятии политических решений.

http://patriarchia.ru/db/text/5855136.ht...

священник К. Ярославский Статья составлена по источникам: а) Зерцало Российских Государей, Тимофея Мальгина, СПБ. 1794 г.; б) История Государства Российского Ник. М. Карамзина, СПБ. 1824 г.; в) История г. Углича Феодора Кисселя, Ярославль 1844 г.; г) Ростов Великий, графа М. В. Толстаго, М. 1866 г. д) Иллюстрированный календарь на 1882 г., А. Гатцуга, М. 1881 г.; е) Полный Месяцеслов Востока, архимандрита (Сергия, М. 1876 г.; ж) Ярослав. Губернск. Ведомости часть неоф. 1887–1889 годов. Содержание А) Угличские владетельные князья из рода Великих Князей Владимирских Б) Угличские владетельные князья из рода Великих Князей Московских     А) Угличские владетельные князья из рода Великих Князей Владимирских I) Константин I Всеволодович Мудрый сын Всеволода III Георгиевича Большое Гнездо, Великого Князя Владимирского и Суздальского (1176–1212) и княгини Марии Шварновны Чешской; родился 1185 г. 18 мая; в 1196 г. вступил в брак с дочерью Смоленского князя Мстислава III Романовича Доброго, княжною в иночестве Агафиею († 20 января 1221 г.); имел трех сыновей: Василька, князя Ростовского (род. 7 декабря 1209 года, † 4 марта 1238 г.), Всеволода – Иоанна, князя Ярославского (родил. 18 июня 1210 г., † 4 марта 1238 г.) и Владимира – Димитрия, князя Угличского; с 1207 года князь Ростовский, Ярославский и Угличский; с 1216 г. Великий Князь Владимирский; † 2 февраля 1219 г. и погребен во Владимирском Успенском соборе. II) Блаженный Владимир I Димитрий Константинович, третий сын Константина I Всеволодовича Мудрого, Великого Князя Владимирского и княгини Агафии Мстиславовны; родился 26 октября 1214 г. 1 ; с 1218 г. князь Угличский; в 1232 г. вступил в брак с княжною Фотиниею, в иночестве блаженной Евдокиею († в 1278 г. и погребена в гор. Угличе 2 , имел сыновей Андрея и Романа; † 27 декабря 1249 г. в гор. Владимире, откуда мощи его перенесены в гор. Углич и погребены в Спасо-Преображенском соборе. III)Блaжehhый Андрей I Владимирович первый сын блаженного Владимира I Константиновича, князя Угличского и блаженной княгини Фотинии – Евдокии, родился 4 июля 1233 г.; с 1250 г. князь Угличский; около 1252 года вступил в брак с блаженною княжною Иустиною († 1278 г. и погребена в г. Угличе); были ли дети, неизвестно; † в 1261 году и погребен подле отца в Угличском Спасо-Преображенском соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Посемже преставльшуся великому князю Ярославу, приа власть сынъ его Изяславъ и сде в Киев. 620 Антоний же прослы в Рустй стран. Изяславъ же, увдвъ житие его, приде съ дружиною своею, прося у него благословениа и молитвы. Увданъ бысть всми великий Антоний и честимъ. И начя приимати хотящаа иноческому житию, постригати а. И собрася братии к нему числомъ 12. К немуже и Феодосий пришед, пострижеся. И ископаша пещеру велику и создаша церковь и келиа. Совокуплени же братии, рече имъ Антоний: «Се Богъ вас совокупи от благословениа Святыа Горы. Понеже мене постриже игуменъ Святыа Горы, аз же васъ постригох, да благословение буди на вас, прьвое от Бога, а второе от Святыа Горы». И се рекъ, глагола: «Живете же о себ, и поставлю вы игумена, а самъ хощу в гор ссти единъ, якоже и преже быхъ обыклъ уединився». И постави имъ игумена именемъ Варлама, 621 а самъ иде в гору и ископа пещеру, яже есть под новымъ манастыремъ, в нейже сконча животъ свой. Живъ въ добродтели, не исходя ис пещеры, 40 лтъ. 613 Князю Ярославу сыну Володимерю княжачю в Киеве. – Ярослав Владимирович Мудрый (ок. 978–1054), занимал Киевский стол с 1019 г. В Киево-Печерском патерике начало повествования об Антонии и его пострижении на Афоне отнесено ко времени правления Владимира Святославича. Далее рассказывается о том, что после смерти Владимира Святославича, Антоний, не выдержав кровопролитий, чинимых «окаянным Святополком», возвращается на Афон. В тексте Повести временных лет и в «Слове...» о возвращении Антония на Афон и о втором приходе его на Русь не сообщается. 614 ...от града Любечя... – Любеч – город, находящийся недалеко от Чернигова на месте впадения р. Ужика в Днепр. 615 ...въ Святую Гору... – Святая Гора, т. е. Афон, – своего рода монашеская республика в восточной части Халкидонского полуострова. В XII в. на Афоне существовал первый русский (Пантелеймонов) монастырь. Духовная и культурная связь Руси с Афоном играла значительную роль в православной жизни Русского государства. 618 ...пещеру малу, преже бо б ископалъ Ларионъ митрополитъ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Обращаясь к другим уделам русским, мы видим благочестивых князей: в Новгороде — Святослава и Мстислава Ростиславичей, в Смоленске — Романа и Давида Ростиславичей, в Галиче — Ярослава Владимировича, в Ростове — Василька Константиновича, в Муроме — Петра Георгиевича и т. д. О двух первых князьях — Святославе († 1172) и Мстиславе († 1179) Ростиславичах, каждом порознь, летопись говорит одно и то же: «Был украшен всякою добродетелию, любовь имел ко всем, особенно же прилежал милостыне, снабдевал монастыри, утешая черноризцев и мирские церкви, воздавал достойную честь священникам и всему святительскому чину; не щадил имения своего, но раздавал его любимой дружине и на пользу души своей». Роман Ростиславич смоленский († 1180) «был смирен, кроток, незлобив, правдив, исполнен страха Божия; питал истинную любовь ко всем и к своим братьям, миловал нищих, снабжал монастыри и создал каменную церковь святого Иоанна, которую украсил всяким строением и иконами драгоценными, на помин души своей». Давид Ростиславич смоленский († 1197) «был благонравен, христолюбив, нищелюбив, наделял монастыри и прочие церкви, с любовию принимал к себе чернецов и игуменов, испрашивая от них благословение, и вообще достойно чтил всех священнослужителей; он имел обычай каждый день ходить в церковь святого Михаила, которую сам создал, и здесь, смиренно повергаясь пред святыми иконами, со слезами молился, чтобы Господь простил ему грехи и удостоил его воспринять ангельский образ, чего и удостоился незадолго пред своею кончиною». Ярослав Владимирович галицкий († 1187) «был князь мудрый, красноречивый, богобоязненный, раздавал большую милостыню, принимал странников, кормил нищих, любил черноризцев и помогал им, сколько мог, ходил во всем законе Божием и сам наблюдал за церковным чином, сам благоустроял церковный клир». Василько Константинович ростовский «был для всех церковников, нищих и печальных как отец любвеобильный, особенно же отличался милостынею; был ласков к боярам и весьма снисходителен к своим слугам; мужество и ум в нем жили, правда и истина с ним ходили». Убиенный татарами в 1238 г., он причтен Церковию за свои добродетели к лику святых . Что же касается муромского князя Петра, в монашестве Давида, Георгиевича († 1228), о котором не встречаем отзыва в летописях , то довольно заметить, что и этот князь вместе с супругою своею Феврониею, в монашестве Евфросиниею, причтен Церковию к лику святых .

http://sedmitza.ru/lib/text/435846/

до Византийского Престола Руси было далеко, также далеко как для «Автокефалии» Греческой Православной Церкви на Руси – РПЦ по сути была Митрополией Вселенской Православной Церкви…. И на вопрос что первее на Руси «Царство» или «Патриаршество», не возникало ни когда споров, так уде греческая митрополия венчала Ивана Грозного на Руси, а не какая иная. И в этом смысле уже, только независимая Русская Православная Церковь венчала Михаила Фёдоровича, (Патриаршество в Москве появилось при Годуновых)… и потому Венчание по Византийскому чину на Руси, без Византийской преемственности не могло решить ничего, и в этом вопросе женская линия и при Византии играла ту же Династическую Роль как и в Р.И. 232. Ответ на 248., rus-lcanekl: П. П. С п.п.с. Так как речь идёт о Юриьевичах (о Юрии Долгоруком) - http://goo.gl/VPD1M как об основатели Московской ветви Князей),то сам их предок Ярослав Владимирович Мудрый (сын Владимира Святославича " Крассно Солнышко " http://goo.gl/VPD1M ) происходит не от Царицы Анны Византийской, а от Рогнеды Рогволодовны Княжны Полотской.... (после приняла монашеский постриг) ни о каком Царском достоинстве речи не могло бы идти и в дальнейшем, так как Рюриковичи не обладали царственным происхождением. это становится простым надувательством, буд-то Царя избирает собор по - собственному желанию и надевает бармы. Повесть временных лет так передаёт образ жизни Владимира до крещения: «Был же Владимир побеждён похотью, и были у него жёны […], а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц». Анна Византийская была единственной сестрой правящего императора Василия II Болгароубийцы (976—1025) и его брата-соправителя Константина VIII (976—1028). Анну в летописи именовали не как обычно — княгиней, но сохраняя за ней достоинство члена императорской семьи. Царицы, в обычном понимании титула как жены царя, появились на Руси лишь при Иване Летописи ничего не сообщают о её детях, перечисляя подробно сыновей Владимира и их матерей.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/08/30/ro...

Останки Ярослава Мудрого могли попасть в одну из церквей Нью-Йорка Нью-Йорк, 15 апреля 2011 г. В истории с исчезновением мощей Ярослава Мудрого всё активнее изучают " американский след " . Есть версия, что останки князя во время Великой Отечественной тайно вывезли из Киева, и через Европу они попали в США, передаёт Седмица.Ру. В храме Святой Троицы в Бруклине не отрицают, что след Ярослава Мудрого тянется к ним. Протоиерей Владимир охотно демонстрирует святыни, которые вывезли за океан во время Второй мировой войны. Эта сень (шатер на столбах), построенная внутри храма в виде княжеского шлема, возведена в 40-х годах прошлого века. Именно в это время, как считают в Киеве, в Соединенные Штаты попадают мощи князя Ярослава Мудрого. Но в усыпальнице под старинными лампадами хранятся не останки Ярослава Владимировича, а шитая золотом плащаница, которую вывезли из России во время войны. Настоятель признает: если князь и присутствует в этом храме, то исключительно духовно. " Я впервые встречаюсь с этой теорией, что у нас находятся эти мощи. Мне приятно. Физического присутствия мощей Ярослава здесь нет, но духовное присутствие Ярослава Мудрого мы ощущаем, потому что более 100 лет в этом месте продолжается развитие русской или славянской культуры, у истоков которой стоял Ярослав Мудрый " , - говорит протоиерей Владимир Алексеев, настоятель храма Святой Троицы в Бруклине. Когда в Киеве обнаруживается пропажа - в саркофаге в Софийском соборе не князь, даже не мужчина, скелет принадлежит женщине, точнее двум, и жили они в разные эпохи - вспоминают о статье митрополита Иллариона Агиенко, который первым указал: останки похитили. Поскольку крышка саркофага - это две тонны, то когда она поднималась, историки знают точно. Останки князя изучал в 1939 году академик Герасимов, но с началом Великой Отечественной прах исчезает и, как теперь уверены в Киеве, через Польшу и Германию вывозится в США. На то указывает церковная святыня - икона святителя Николая " Мокрого " , которая в это же время и этим же маршрутом попадает из Софийского собора в Киеве в храм в Нью-Йорке.

http://pravoslavie.ru/45955.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010