Уфе с пригородами. В епархии митрополита Сибирского – в Енисейске (с городами, пригородами и острожками) – архиепископу 93 . В дальние же города на Лену, в Дауры посылать из этой епархии архимандритов, игуменов, или добрых и учительных священников для просвещения язычников; «а епископом в тех дальних городах ныне быть не удобно, малолюдства, ради христианского народа». В епархии м. Ростовского – быть архиепископу – в Великом-Устюге, Тотьме и у Соли Вычегодской. Из епархии м. Рязанского – быть епископам, одному – в Тамбове (с городами Козловым и Доброе-городище), другому – в Воронеже (с городами: Ельцем, Романовым, Орловым, Костянском, Коротьяком, Усмонью и Сокольским острожком). В епархии Крутицкого митрополита – быть епископу в Болхове, – с окрестными городами: Мценском, Новосилем, Карачевым, Кромами и Орлом 94 . В епархии м. Белгородского – быть епископу в Курске с пригородами. Вятскую епархию – сделать архиепископиею. (Отв. на 1-е предл.). А «для подобающей архиерейской чести, именоваться архиереем теми грады, которые в царской державе имениты суть». Еще во времена единой Руси, на западной ее границе, в земле Чуди, великий князь Ярослав Мудрый построил город Юрьев – Дерпт (1030 г.) 97 . Построивши Юрьев, Ярослав основал в нем и православные церкви. Память об этом всегда сохранялась между русскими. В 1558 г. царь Иоанн Грозный писал датскому королю Фридерику II-мy: «Великий князь Георгий Владимирович, именуемый Ярославом, завоевал Ливонию, основал город Юрьев, построил там церкви греческие, обложил всю землю данию» 98 . При сыне и преемнике его Феодоре Иоанновиче русские бояре это же самое выставляли на вид послам германского императора Рудольфа II-ro 99 . Чрез 110 лет после основания города, возникший в Ливонии орден «Меченосцев» отнял Дерпт у России. Зная религиозную нетерпимость ливонских рыцарей, естественно допустить, что православные церкви были или разрушены или обращены в костелы. Тем не менее православие не было совершенно искоренено. В 30-х годах XV ст. мы находим в Дерпте «русский конец», т.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В дальнейшем выпуск златников прекратился, а чеканка сребреников продолжилась. Однако икона Христа исчезает, а появляется трезубец с сохранением прежней легенды и портрета князя со священным нимбом вокруг головы и с крестом в правой руке (рис. 7, 8). Рис. 7. Сребреник II тип. Нач. XI в. Князь Владимир Святославич, Киев      Рис. 8. Древнерусское государство. Кон. X – нач. XI в. Сребреник Владимира Святославича (980–1015 гг.). Аверс (кн. Владимир) и реверс (трезубец). Прорись      Из этого Н.А. Соболева делает вывод, что окружение князя не устраивала сакрализация его власти с помощью «нового» образа Христа, и потребовалось восстановление «старого», привычного – трезубца, в качестве «сакрального, магического символа» – реликта древних индоевропейских верований 2 . Сребреник Ярослава Мудрого отличался тем, что на аверсе вместо портрета князя было изображение святого Георгия (христианского покровителя князя), а на реверсе – трезубец. Уникальным для европейских монет XI века было и мастерское исполнения штемпеля монеты (рис. 9, 10). Рис. 9. Сребреник. Князь Ярослав Мудрый (в крещении Георгий). Новгород. 1014 г. Аверс: Св. Георгий с нимбом вокруг головы, в правой руке копье, в левой – щит. Надпись на греч.: «Св. Георгий». Реверс: княжеский знак в виде трезубца. Надпись: «ЯРОСЛАВЛЕ СРЕБРО»      Рис. 10. Древняя Русь. Начало XI в. Сребреник Ярослава Владимировича Мудрого (1019–1954 гг.) Лицевая (Св. Георгий) и оборотная (трезубец) стороны. Прорись      Редкими являются монеты тмутараканского князя Олега Святославича (в крещении Михаила) (рис. 11). Их тип особый. На аверсе – погрудный образ архангела Михаила, на реверсе (грекоязычная или русская) надпись: «Господи, помози рабу Твоему Михаилу», что отсылает к инвокативным легендам византийских монет периода их максимального иконоподобия X–XI вв. Рис. 11. «Сребреник» князя Олега-Михаила (1083–1094). Образ архангела Михаила подписной (M-XA) (Источник: Бутырский М.Н. Новый тип «сребреника» князя Олега-Михаила Тмутараканского//Материалы научной конференцции. IX Международный нумизматический симпозиум «ПриРОПТийский меняла: деньги местного рынка». Черноморское, 4–8 сентября 2022 г. С. 51–54).     

http://pravoslavie.ru/155335.html

По преданию в этом урочище когда-то был храм. (Историко-статистич. описание Черниговской епархии, кн. 7, стр. 344) Иконописные изображения В древних лицевых подлинниках, греческого происхождения и в тексте рукописного подлинника, находится изображение Св. Георгия и следующее описание: «Св. Георгий возрастом млад, подобием темно-рус, лицом прекрасен вельми, власы русы из черна, кудреваты, округлены, аки бы подстрижены; приволока верх киноварь, исподь лазорь; ногавицы багрянные; в сапоги желтые одеян – злато на вохре; одеян весь во бронях: доспех злат, клетчат, шелом на голове бел, а на нем крест; щит при левом плече виден; при правом бедре виден лук и саадак со стрелами; в правой руке копие, а в левой меч в ножнах; зерцало круглое у сердца, светло». IV. Почитание Св. Георгия существует во всей Греции, Италии, Генуе, Франции, Англии, Скандинавии, Америке, Болгарии, Сербии и др. местах. Еще в древнем мире украшали изображением его знамена, печати, щиты. На монетах Византии ввели его образ: Тиверий II, Константин, Иустин II. Георгий Кодин (1453 г.) в церемониалах Византийского двора предписал, чтобы в Константинополе на праздник Рождества Христова изображение Св. Георгия, в виде всадника, с крестным ходом приносили в Императорские палаты. В западной Европе поклонение Св. Георгию распространилось особенно со времен Крестовых походов, и в 1220 г. Оксфордским собором установлено празднование ему 23 апреля. С XIII в. явилось во всей Европе множество орденов и обществ, учрежденных в память Св. Георгия. В Грузии, где подвизалась Св. равноапостольная Нина, родом из Каппадокии, по отцу своему Завулону, племянница Св. Великомученика, преставившаяся в 338 г., над могилою ее (в Бодби) царем Мирианом основан в 342 г. первый храм и освящен во имя Св. Георгия. Многие цари Грузии (тринадцать) носили его имя (с 1014–1801). Также изображение его внесено и в государственный герб Грузии. В России почитание Св. Георгия становится известным с 988 г., когда вся Русь была озарена светом крещения по воле Вел. Кн. Св. Владимира. Первый в княжеском роде, нареченный именем Георгия, был Ярослав Владимирович Мудрый. Ярославом, после победы над Чудью в 1030 г., основан Юрьев монастырь, близ Новгорода, и г. Юрьев, а в 1036 г., после победы над печенегами, он основал в Киеве монастырь в честь своего ангела и заповедал повсеместно совершать в честь его празднество 26 ноября. Таким образом ему принадлежит первый почин, ему же обязана Россия распространением и благоустройством монастырей и церквей, в особенности посвященных имени Св. Георгия. Обилие храмов и монастырей на Святой Руси – наша сила и слава, в них же и спасение наше. Ярослав имел изображение своего покровителя Георгия Победоносца на своей печати. Его же изображение употреблялось и при чеканке монеты. По примеру Ярослава, и другие великие князья особенно усердно чтили память святого, имели изображение Св. Георгия на своих печатях и шлемах, и давали своим детям в честь его имя.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Касожский кн. Редедя предлагает единоборство кн. Мстиславу Владимировичу. Единоборство князей и смерть Редеди. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 83 об.) († 1036), кн. черниговский (с 1024). Сын св. равноап. кн. Владимира (Василия) Святославича . Согласно Начальному летописанию (статья под 980 г.), у Владимира были 2 сына с именем Мстислав. Одним из них был 2-й (после Изяслава) из 4 сыновей от Рогнеды Рогволодовны, другим - 2-й (после Святослава) из 2 сыновей от неизвестной по имени «чехини» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 80). Поскольку до XV в. наречение 2 одновременно живущих сыновей одним именем не допускалось, возможны 2 варианта: либо двукратное упоминание имени Мстислав в перечне жен и детей Владимира является ошибкой, либо 1-й названный Мстиславом сын умер во младенчестве, а другой сын, родившийся позже, получил это же имя. До взрослого возраста дожил несомненно один М. В., поскольку только он фигурирует в др. перечне сыновей кн. Владимира (под 988 г.). Здесь М. В. указан седьмым, после Вышеслава, Изяслава, Ярослава (см. Ярослав (Георгий) Владимирович Мудрый), Святополка, Всеволода и Святослава и перед святыми Борисом и Глебом , Станиславом, Позвиздом и Судиславом (Там же. Стб. 121). Скорее всего он был сыном «чехини», т. к. сын Рогнеды Мстислав (если он существовал) упомянут в перечне ее сыновей перед Ярославом, т. е. как старший по отношению к нему, при этом в перечне 988 г. М. В. фигурирует как младший и позднее, в ходе борьбы за власть Владимировичей в 20-х гг. XI в. он признавал старшинство Ярослава. При крещении М. В., согласно Любецкому синодику, получил имя Константин ( Зотов Р. В. О черниговских князьях по Любецкому синодику и о Черниговском княжестве в татарское время. СПб., 1892. С. 24). На этом основании Н. П. Лихачёв (1928) связывал с М. В. найденную в 1895 г. в Ступнице ок. Самбора (Зап. Украина) свинцовую печать, имеющую поясное изображение визант. императора (вероятно, св. равноап. имп. Константина I), а на обратной стороне греч. надпись: «Господи, помози рабу твоему Константину» ( Лихачев Н. П. Избр. тр. М., 2014. Т. 1: Мат-лы для истории визант. и рус. сфрагистики. С. 156-158). Однозначность атрибуции Лихачёва оспорил В. Л. Янин , которому были известны уже 5 соответствующих булл, найденных не только на Украине, но и в Смоленске и Ст. Рязани; по его мнению, печати могли принадлежать владимиро-волынскому и смоленскому кн. Игорю Ярославичу ( 1060), крестильное имя к-рого остается неизвестным (Актовые печати. Т. 1. С. 32-33).

http://pravenc.ru/text/2564286.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ субъект Российской Федерации. Территория - 29 тыс. кв. км. Центр - Владимир. География: область расположена в центре Восточно-Европейской равнины, в Волжско-Окском междуречье. Граничит на юге с Рязанской, на юго-западе и западе с Московской, на севере с Ярославской и Ивановской, на северо-востоке и востоке с Нижегородской областями. 51% территории В. о. занимают леса, ок. 8% - водно-речная площадь, основные реки принадлежат к Волжскому бассейну - Клязьма (с главными притоками: Киржач, Колокша, Нерль, Судогда, Лух, Суворощь) и Ока (с реками Гусь и Колпь, Унжа, Ушна). Население: 1 523 990 чел. (2004). Нац. состав: 94,74% - русские, 1,1% - украинцы, 0,57% - татары, 0,37% - белорусы, 0,33% - армяне, 0,23% - мордва, 2,66% - лица др. национальностей и лица, не указавшие национальность. Развитие административного устройства IX-XVII вв. Древнейшим населением территории совр. В. о. были финно-угорские племена (упоминаемые в летописях меря, мещера и мурома), с кон. IX в. славяне (новгородские словене, смоленские кривичи и приокские вятичи). В кон. IX-X в. население Владимиро-Суздальского ополья было связано данническими отношениями с киевскими князьями. Центром этой земли являлся Ростов. На рубеже X-XI вв. в ряде земель Древнерусского гос-ва власть местных князей была заменена властью посадников, назначавшихся из Киева. В этом качестве в города Сев.-Вост. Руси прибыли младшие сыновья киевского кн. равноап. Владимира (Василия) Святославича , в частности в Ростов - кн. Ярослав (Георгий) Владимирович Мудрый, к-рого сменил кн. мч. Борис († 1015), в Муром - кн. мч. Глеб († 1015). При Юрии (Георгии) Владимировиче Долгоруком (ок. 1110) новым центром края стал Суздаль, источники XII в. среди владений Юрия Долгорукого различают «Ростовьскую» и «Суждальскую» волости. К сер. XII в. приобретают важное значение и близкие к Суздалю более молодые города - Владимир-на-Клязьме и Переяславль Залесский, строятся и достигают статуса княжеских городов расположенные вблизи Суздаля и Владимира Юрьев-Польской и Мстиславль, а также находившиеся на Клязьме Стародуб (ныне с. Клязьминский Городок Ковровского р-на) и Ярополч Залесский, на посадах к-рого в XV-XVI вв. сформировались Ярополь и Вязниковская слобода. На границах Владимирского княжества в XII в. строятся крепости в Твери, Дубне, Шоше, Кснятине на Волге, в Дмитрове на Яхроме, в Москве при впадении р. Неглинной в Москву-реку, в Гороховце на Клязьме. Под управление ростовского князя перешли значительные новгородские земли, расположенные от р. Дубны до Белоозера и оз. Лача, его данщики появляются в Волоке Ламском и Торжке.

http://pravenc.ru/text/154967.html

Печерские иноки, насаждавшие веру православную: у вятичей – преподобный Кукша (память 27 августа), убитый волхвами около 1110 г.; у мери – святитель Леонтий, епископ Ростовский, убитый в 1074 г. и его последователи: святитель Исаия († 1090. 15 мая), постриженник преподобного Феодосия, и преподобный Авраамий († 1117), уничтоживший идола Велеса чудесным жезлом, данным ему в видении святым Иоанном Богословом; у вологжан – преподобный Герасим († 1178. 4 марта). «Радуйся, насадитель виноградника Христова, ибо простерлись ветви его до моря и отрасли его до великих рек. Нет места, куда бы ни проникли отпрыски от виноградной лозы Феодосия», – восхваляет древний летописец святого устроителя Киево-Печерской обители. Святители: святой Михаил († 992. 30 сентября), первый митрополит Киевский, прибывший в Русскую Землю вместе с новым христианином, Великим Князем Владимиром, архипастырь, положивший начало образованию русского народа; Иларион (с 1051 г.), первый митрополит из русских, знаменитый пламенною верою, ученостью, писавший о законе и благодати «похвалу кагану Владимиру»; святой Лука Жидята († 1058. 10 февраля), епископ Новгородский, известный своими поучениями. «Не будьте буйны, горды; помните, что, может быть, завтра будете смрад, гной, черви. Будьте смиренны и кротки; у гордого в сердце диавол сидит, и Божие слово не прильнет к нему»,– учил он свою паству. Святой Иоанн († 1090. Память 31 августа), митрополит Киевский, соединявший кротость со смелым обличением грехов тогдашней Руси. Преподобный Антоний Римлянин († 1147. Память 3 августа и 17 января), чудесно на камне прибывший в 1106 г. из Италии под Новгород и основавший там монастырь. Благочестивые Государи: Великий Князь Ярослав Мудрый, во крещении Георгий (1019–1054), князь «христолюбец», по именованию преподобного Нестора; сын его святой Князь Владимир Новгородский († 1052. 4 октября), строитель Софийского собора и ктитор его; Великий Князь Всеволод I Ярославич (1078–1093 гг.), отличавшийся набожностью, воздержанием, милостью к нищим и особенно любовью к монахам. Его исключительная по своей религиозности нисходящая линия: сын, Великий Князь Владимир Мономах (1113–1125 гг.), «братолюбец, нищелюбец и добрый страдалец за Русскую Землю» – по сказанию летописцев, умиротворитель князей, проливавший при молитве слезы; внуки Всеволода: святой Великий Князь Мстислав (Феодор) Владимирович (1132. 15 апреля), благородный Великий Князь Ярополк (1132–1139), богобоязненный и миролюбивый Вячеслав Смоленский; сыновья святого Мстислава: святой Всеволод (Гавриил), князь Псковский († 1138), христолюбивый, оплакиваемый после смерти всею Землей, Великий Князь Изяслав II (1146–1154), обладавший истинно христианскими качествами души, Великий Князь Ростислав (Михаил) († 1169. 14 марта), коему Церковь дала наименование Блаженного; внуки святого Мстислава: князь Роман Ростиславович Смоленский, кроткий, благочестивый, и святой Мстислав (Георгий) Ростиславович Храбрый († 1180. 14 июня), князь Новгородский.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

источниках довольно подробно охарактеризован в отношении семейных обстоятельств князя, его военно-политической деятельности и его религ. поисков, приведших к Крещению. Передача царевной Анной послания кн. Владимиру с советом скорее креститься, чтоб избавиться от болезни глаз. получение Владимиром послания. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН.34.5.30. Л. 62) Передача царевной Анной послания кн. Владимиру с советом скорее креститься, чтоб избавиться от болезни глаз. получение Владимиром послания. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН.34.5.30. Л. 62) Источники (не только древнерус., но и Титмар) уделяют много внимания женолюбию В. С. языческого периода. Помимо многочисленных наложниц в загородных резиденциях киевского князя (Вышгороде, Белгороде и Берестове) упомянутый перечень сыновей В. С. называет 4 «водимых» к князю, ставших матерями его сыновей. Смысл слова «водимыя» не вполне ясен; во всяком случае оно означало отнюдь не только жен по браку, т. к. Рогнеда, мать князей Изяслава, Ярослава (см. Ярослав (Георгий) Владимирович Мудрый) и Всеволода, была полонянкой и, следов., несвободной, а о «грекине», вдове кн. Ярополка и матери кн. Святополка, летописец прямо говорит, что В. С. «залеже ю не по браку». Вероятно, полонянкой была и «болгарыня», мать св. князей Бориса и Глеба . Т. о., собственно женами В. С.-язычника были, видимо, 2 «чехини»: мать кн. Вышеслава, первенца В. С., и др.- мать Святослава и Мстислава. Несомненно, у В. С. были сыновья и от др. женщин: поименно называются только князья Станислав, Судислав и Позвизд, так что количество известных сыновей князя достигает обремененного евангельскими ассоциациями числа 12. Относительно младших из них, по крайней мере относительно Бориса и Глеба, есть основания полагать, что они родились уже после христ. брака В. С. с визант. царевной Анной . Собор Киево-Печерских святых. В центре - равноап. кн. Владимир. Эмаль. Сер. XIX в. (ЦМиАР) Собор Киево-Печерских святых. В центре - равноап. кн.

http://pravenc.ru/text/159104.html

А так, могу сказать, что у масс нет не только запроса на Христианство. Массы отучены голливудской традицией кино, как аттракциона, от восприятия исторического кино как такового. Люди привыкли уже к полусказочной условности, которая во всей красе представлена, например, в фильме «Легенда о Коловрате». Фильм «Ярослав» действительно – не иллюстрация к учебнику по истории. Реальной фактологии будет куда больше в фильме «Ярослав Мудрый» 1981 года. А «Ярослав» 2010 года больше знакомит зрителя с основными мотивами, которые характеризуют ту историческую эпоху: это Крещение Руси, которое было далеко не быстрым процессом, как то может показаться, борьба с работорговлей, освоение русскими новых земель в Поволжье, фильм приурочен к тысячелетию города Ярославля; наконец, становление такого выдающегося правителя и просветителя Русской земли, каким был князь Ярослав Мудрый, сын и наследник Владимира Святого. Павел Тихомиров: Пока хотелось бы остановиться на наиболее часто критикуемых эпизодах фильма. Критикуемых с исторической точке зрения. Ну, вот к примеру сцена с медведем. Ярослав зарубил тотемного зверя, и кудесник заявляет, что, дескать «Такова воля Велеса!» Мне кажется – это очень удачная находка сценариста. А то, что согласно легендам медведь был зарублен при иных обстоятельствах, так ведь задача искусства не воспроизвести некую летописную версию, а встроить этот факт в интересный и яркий контекст. Леонид Болотин: Конечно, никакого племени медведей не было, но на Стрелке Волги и Которосли с протокой Медведица было поселение Мерян Медвежий Угол, где в небольшом распадке жил тотемный медведь, который местными почитался как живой Волос или Велес. Когда Князь Ярослав Владимирович пришел туда с дружиной, мерянские волхвы или кудесники натравили на Князя прикормленного медведя, и Князь зарубил его секирой. Отсюда печати и клеймы Ярославля: медведь на задних лапах с секирой на плече. Когда российская городская геральдика стала оформляться, такое изображение стало при Императрице Екатерине Великой официальным гербом Ярослава.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/03/31/hr...

Теперь очевидно, что устав Ярославов есть не повторение устава Владимирова, а как бы продолжение его и подробнейшее раскрытие и представляет собою шаг вперед в истории нашего церковно-гражданского законодательства. Святой Владимир определил в своем уставе главные предметы церковного суда в России на основании греческого Номоканона, и если сделал некоторые изменения и дополнения от себя, то согласно с духом того же Номоканона и Моисеевых законов, входивших в состав его. Великий князь Ярослав, кроме того что, опираясь на началах греческого Номоканона, подробнее изложил многие предметы церковного суда, означенные в уставе Владимировом, и присоединил к ним новые, применил еще свой церковный устав к началам гражданского законодательства, действовавшего тогда в России,— разумеем систему выкупов или денежных взысканий за преступления ,— и некоторые преступления подчинил суду не только духовной, но и гражданской власти. При таком характере Ярославов устав в приложении мог иметь благотворнейшие действия, нежели устав Владимиров. Преступления семейные и противные чистоте нравов до обращения русских к Христу едва ли и считались за преступления и вообще не преследовались законом, потому для искоренения их в народе, недавно просветившемся святою верою и грубом, когда они подчинены были суду Церкви, недостаточными казались одни меры духовные — епитимии, а необходимы были и наказания внешние; и вот мудрый Ярослав обложил эти преступления денежными пенями. Некоторые преступления, подчиненные суду церковному как нарушавшие правила нравственности христианской и самые уставы Церкви, в то же время были противны и общественному порядку, и благоустройству, и Ярослав для пресечения этих преступлений определил за них сугубые денежные пени в пользу духовенства и в пользу князя, а иногда и казнь гражданскую. Но, с другой стороны, в этом же самом характере устава Ярославова заключалась для него и двоякая невыгода. 1) Будучи применен к системе денежных взысканий, господствовавшей у нас в известное время, он не мог иметь такого обширного, повсеместного и продолжительного употребления в Церкви, как устав Владимиров, не привязанный своим содержанием ни к какому определенному месту и времени: известно, что сама денежная система от дней Ярослава у нас непрерывно изменялась и даже в разных княжествах была различна. 2) Если же оставался по местам в употреблении и после того, как означенная система взысканий вместе с денежною изменилась, то неизбежно должен был подвергаться изменениям и искажениям. Отсюда легко объяснить, почему устав Ярославов встречается гораздо реже в древних Кормчих и других памятниках нашей письменности, нежели устав Владимиров, и почему первый является до того измененным, например в так называемой западной его редакции, что почти невозможно узнать его .

http://sedmitza.ru/lib/text/435819/

279 В отличие от мощей св. Адальберта Пражского, также выкупленных Болеславом I и ставших польской государственной реликвией, дальнейшая судьба мощей Бруно неизвестна. 282 И в других местах своей «Хроники» Титмар неоднократно указывал на нежелание восточносаксонской знати вести войну с Болеславом I, что отчасти объясняется родственными связями польского князя (см. примеч. 241, 247; Назаренко 1993. С. 157. Коммент. 41). 283 Киевский князь Ярослав Владимирович (Ярослав Мудрый), в 1016 г. изгнавший из Киева брата Святополка, который искал помощи у своего тестя польского князя Болеслава I. Титмар – единственный источник, в котором сообщается, что Ярослав ответил на это союзом с германским императором Генрихом II. 285 В «Новгородской первой летописи» под тем же 1017 г. сообщается о походе Ярослава к Берестью на русско-польской границе (НПЛ. С. 69, 180). Вероятно, именно Берестье, оставшееся под властью Святополка, и было тем городом, о взятии которого Ярославом говорит Титмар. Странным образом, в науке закрепилось совершенно неверное понимание этого места Титмаровой «Хроники», когда слова «nil ad urbem possessam proficisse» переводятся как «ничего не сделал для овладения городом» (см. литературу: Назаренко 1993. С. 157–158. Коммент. 42). И в последнее время ряд исследователей, споря с нами, продолжают настаивать на такой трактовке текста (Рорре 1995. Anm. 67; Свердлов 2003. С. 332). В этой связи еще раз хотим подчеркнуть, что речь идет не об историческом вопросе (интерпретации событий 1017 г.), а о чисто лингвистической адекватности перевода, в отношении которой никакие собственно исторические контраргументы не могут иметь никакого значения. Слова «ad urbem possessam» просто нельзя понимать как «для овладения городом»; в таком случае следовало бы написать «ad urbem possidendam», как и выражается Титмар в других местах (например, II, 6: «ad urbem Mogontiam possidendam»). Если современные медиевисты могут позволить себе путать пассивное причастие прошедшего времени с герундивом, то по отношению к выученику магдебургской кафедральной школы Титмару это вряд ли мыслимо. Ср. 45, примеч. 1027.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010