Святая Церковь называет святого равноапостольного князя Владимира " верховным князей русских " , так как он был не только родоначальником всех русских князей – правителей государства Российского, – но и первым святым князем в целом сонме святых русских князей. Ни один народ не имел столько святых правителей. Можно сказать, что в Древней Руси почти все, кто проявил себя в церковной, политической, культурной жизни страны, кто оставил след в ее истории, были святы. " Благоверие с властию " соединил и сын святого равноапостольного князя Владимира Ярослав Мудрый, и великий князь Владимир Мономах, его достойный правнук. Недаром народная память любовно соединила двух Владимиров – равноапостольного и Мономаха – в один былинный образ " Владимира – Красное Солнышко " . Не случайно и старец Елеазарова монастыря Филофей, впервые изложивший теорию Третьего Рима, указывал, что идея " Москва – Третий Рим " может осуществиться только при условии, что правитель земли Русской будет " браздодержатель святых Божиих церквей...святой православной христианской веры содержатель " , что он не преступит заповеди, которую положили его прадеды, блаженный святой Владимир и великий богоизбранный Ярослав. Многие святые угодники, например Иосиф Волоцкий, предупреждал, что ежели царь, поддавшись страстям, превысит свою власть, то " таковый царь – не Божий служитель, но диавол, и не царь, но мучитель... " . А Патриарх Никон, защищая Церковь от мирской власти, прямо утверждал: " Яко идеже Церковь под мирскую власть снидет, не есть Церковь, но дом человеческий и вертеп разбойников " . Каково же могло быть отношение Церкви, хранящей святость, к сатанинской богоборческой власти? В 1920-х годах прошлого все честные, верные Церкви архиереи и пастыри были единомысленны в осознании своего пастырского долга и служения как сохранения души народной, разлагаемой внедрением материализма и теории классовой борьбы, ненависти и мести, видели свой долг не в активном сопротивлении советской власти, но в пассивном мученичестве.

http://religare.ru/2_73688.html

По разным городам страны «посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное», рассказывает летописец. При недавно возведенных храмах стали устраиваться училища. Первыми учителями были священники из Византии и Болгарии или же свои, русские грамотеи, давно принявшие христианство. Детей из знатных семей учили письму, чтению, церковному пению, пониманию Священного Писания. Их готовили к духовной стезе: из них должны были получиться дьяконы, священники, а из наиболее толковых и епископы, чтобы со временем страна обзавелась своими, русскими пастырями и учителями. Во времена князя Владимира книжное учение было настолько непонятным и даже страшным для народа новшеством, что матери оплакивали детей, набранных в училища, как умерших. Ярослав Мудрый Но уже несколько десятилетий спустя, при князе Ярославе Мудром, учение книгам становится обыденным делом. Ярослав Владимирович заботился о распространении на Руси книжного «умного бисера» еще более, чем его отец. Училища стали возникать даже в небольших и окраинных городах. Грамотность теперь считалась престижной не только в знатных семьях, но и в домах простого ремесленного люда. Книга восковая, берестяная, пергаменная Деревянные книги и приспособления для письма При раскопках в Новгороде археологи находят не совсем обычные книги. На деревянных дощечках с бортиками — слой воска, а на воске — нанесенные острой палочкой-писалом слова. Название таких книг — «церы». Дощечки складывали друг с другом по две-три, восковой поверхностью внутрь, и получалась настоящая книжка в несколько страниц. Церы использовали обычно для повседневных нужд: хозяйственных записей, обучения детей грамоте. Текст на воске можно было бесконечно стирать и писать по-новому. Древнейшая восковая «книжка» из трех дощечек датирована началом XI века — это первая дошедшая до нас русская книга! Записи псалмов в ней говорят о том, что она могла принадлежать какому-нибудь иноку-книжнику. Для бытовых записей и обучения применяли также бересту. Слова на ней процарапывали тем же заостренным писалом.

http://foma.ru/kak-rossiya-stala-chitayu...

Христианство высоко ценит женщину как мать. Материнство преображает человеческую любовь, приобщает человека к тайне рождения жизни, созданной для вечности, для радости и красот. Женщина-мать является хранительницей семьи и семейного очага. От ее мягкости, заботливости, терпения, способности жертвенно служить зависит внутренний мир и устойчивость семьи. На женщине лежит высочайшая задача – воспитание новых граждан Царства Небесного. Такой матерью была великая княгиня Ирина. Подводя итог жизни и деятельности Ингигерды-Ирины-Анны, следует отметить, что для своего времени она была выдающейся личностью. С помощью обширных родственных связей ей удалось поставить Древнерусское государство в один ряд с ведущими европейскими державами. Слава об ее прекрасных и высокообразованных дочерях распространилась по всей Европе, поэтому к ним стали свататься правители ведущих стран, многие принцессы без всяких колебаний вышли замуж за ее сыновей и переехали на Русь. Двор Ингигерды и Ярослава Мудрого всегда отличался исключительной гостеприимностью, у них находили пристанище многие изгнанники. Это, несомненно, было заслугой Ингигерды, отличавшейся щедростью, милостивостью, легким нравом и привлекательной внешностью. Ярослав Мудрый, напротив, был скуп, угрюм и нелюдим. Поэтому напрашивается предположение о том, что успех его правлению обеспечивал не он сам, а энергичная, умная и жизнерадостная Ингигерда. Она легко находила контакт с любыми людьми, умела расположить их к себе и заставить действовать в своих интересах. Но на страницах летописей, созданных с определенными политическими целями, а не для объективного отражения реальности, ее жизнь и дела остались в тени сидящего на престоле Ярослава Владимировича. Однако можно предположить, что свое прозвище Мудрый он получил благодаря жене. Знаменательно духовное преемство святых Ольги и Анны: святая равноапостольная Ольга строит храм Святой Софии в Киеве – главный храм Киевской Руси; святая Анна Новгородская участвует в закладке и строительство храма Святой Софии в Новгороде. Преподобная Анна стала хранительницей храма Святой Софии в Новгороде, здесь находились открытыми для поклонения ее святые мощи. Та к святая Ольга и преподобная Анна утверждают духовную вертикаль Древней Руси, соединяя два ее г лавных духовных центра: Киев и Новгород.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Предстоятели Русской Церкви «Повесть временных лет» сообщает немало сведений о распоряжениях и делах Ярослава Мудрого, относящихся к Церкви, но содержит лишь самые скудные сведения о первоиерархах той эпохи. Даже их имена известны нам из источников не в полноте, или, точнее сказать, список наших первых митрополитов, начиная от святого Михаила до Феопемпта с принятыми в традиции датами их первосвятительского служения, можно считать условным, потому что он основан в основном на источниках позднейшей эпохи. Так, по словам митрополита Московского Макария (Булгакова), «…о Михаиле как первом Киевском митрополите упоминает церковный устав Владимиров в списке XIII в.; о митрополите Леонтии свидетельствуют его собственное сочинение, а также церковный устав Владимиров в списке XIII в.; наконец, о митрополите Иоанне ясно говорят под 1020 г. сам преподобный Нестор в житии Бориса и Глеба и другой, более древний, сочинитель такого же жития святых мучеников – мних Иаков» . Когда на великокняжеский престол вступил Ярослав Мудрый, первосвятительский престол занимал Иоанн, поставленный на него, предположительно, в 1008 году. Ввиду скудости документальных сведений о деятельности первых русских митрополитов, в историографии представлены разные концепции относительно статуса Русской Церкви в первые полвека ее истории. Так, академик Е. Е. Голубинский, смело проводя параллель между основными положениями международного права и теми нормами, которыми руководствуются поместные Церкви в своих взаимоотношениях, писал: «Частная Церковь Греческая имела совершенно такое же право подчинить себе частную Церковь Русскую, какое право имело бы государство Греческое подчинить себе государство Русское, то есть не имела права ни малейшего и вовсе никакого» . И противоправная, с точки зрения Е. Е. Голубинского, зависимость Русской Церкви от Греческой – от Константинопольского престола – явление более позднее, а прежде Русская Церковь была независима, автокефальна: «Русская Церковь первоначально получила было самостоятельность, или независимость» .

http://pravoslavie.ru/158342.html

1008 Миссийный архиеп. Бруно Кверфуртский в Киеве и у печенегов, создание миссийной Печенежской епархии Киевской митрополии (?) 1016 (или 1036) Древнейшая редакция Русской Правды 1015 Мученическая смерть свв. мчч. Бориса и Глеба от руки брата Святополка 1018 Падение Западно-Болгарского царства под ударами Византии, упразднение Болгарской патриархии и создание византийской архиепископии в Охриде 1019–1054 Киевский кн. Ярослав Владимирович Мудрый до 1036 г. Заложение каменного кафедрального собора в честь Преображения Господня в Чернигове 1026 Раздел Руси между Ярославом киевским и его братом Мстиславом черниговским и тмутараканским (1024–1036) ок. 1036 г. Создание Юрьевской епархии 1043 Неудачный поход русских войск на Константинополь 1037 (1017 ?) Заложение каменного кафедрального собора св. Софии, Премудрости Божией, в Киеве 1046 Мир с Византией и брак Всеволода Ярославича с дочерью имп. Константина IX Мономаха 1045–1050 Сооружение каменного кафедрального собора св. Софии в Новгороде 1049–1050, 1050–1051, 1055–1057 Киевский кн. Юрий Владимирович Долгорукий 1051 Поставление Илариона в Киевского митрополита Собором русских архиереев 1054–1068 Киевский кн. Изяслав Ярославич и совместное правление на Руси Изяслава с братьями Святославом черниговским и Всеволодом переяславским (так наз. триумвират Ярославичей) 1054 Отторжение Римской Церкви от Восточных патриархатов при патриархе Константинопольском Михаиле Керуларии 1050-е гг. Начало Киево-Печерского монастыря при прп. Антонии Печерском 1068 Поражение Ярославичей от половцев, восстание в Киеве, вокняжение здесь Всеслава полоцкого и бегство Изяслава в Польшу 1060-е гг. Учреждение в Чернигове и Переяславле титулярных митрополий, закончивших существование в Чернигове со смертью митр. Неофита, а в Переяславле – со смертью митр. Ефрема 1069–1073 Вторичное княжение Изяслава в Киеве 1071 Сокрушительное поражение Византийской империи от турок-сельджуков при Манцикерте 1069 Бегство прп. Антония Печерского от гнева кн. Изяслава Ярославича в Чернигов и вскоре основание Елецкого монастыря на Болдиных горах

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Запись в Никоновской летописи под 1278 годом посвящена Федору как главному действующему лицу. Он выдает замуж свою младшую дочь. Это сообщение позволяет А. В. Экземплярскому 22 приблизительно рассчитать год вступления в брак самого Федора и год его рождения. Год рождения определяется приблизительно как 1240, а год вступления в брак как 1260. К этим двум датам можно привязать первую треть жизни Федора. Федор Ростиславович Черный происходил из князей смоленских. Судьба спасла его отца Ростислава Мстиславовича от гибели в Киеве во время осады и разорения Киева Батыем (1240). Тогда Ростислав Мстиславович стал было во главе защитников Киева, но был удален из города князем Даниилом Галицким, поставившим над русским войском тысяцкого Дмитрия18. Как и все русские князья, Федор Черный был Рюриковичем. Его предками, по нисходящей линии, были Рюрик, Игорь Рюрикович (муж св. Ольги), Святослав Игоревич, Владимир Святославович (св., равноапостольный), Ярослав Владимирович (Мудрый), Всеволод Ярославич, Владимир Мономах , Мстислав Владимирович, Ростислав Мстиславович, Давид Ростиславович, Мстислав Давидович, Ростислав Мстиславович20. Таким образом, в крови Федора мы можем найти русскую, греческую и скандинавскую (варяжскую) кровь (см. примеч.1). У Ростислава Мстиславовича было три сына: Глеб, Михаил и Федор. По смерти отца Федор получил Можайск – удел по тому времени малый. Однако же, это был удел, с получением которого начиналась самостоятельная жизнь Федора. Шла уже вторая половина XIII века. Миновали ужасы Батыева нашествия. Блестящие победы Александра Невского (1240, 1242) над шведами и немцами отвели опасность с запада. Тяжелая и постыдная зависимость Руси от Орды продолжалась, однако отношения между победителями и побежденными нормализовались. Русским было тяжело, но жизнь шла своим чередом в зависимом от Орды, но не слившемся с нею русском государстве. В это время Федор встретил удачу. Была ли эта удача счастьем – трудно сказать. Во всяком случае, около 1260 года состоялась женитьба Федора на ярославской княжне Марии Васильевне, и Федор “получил в приданое Ярославль”6. Для того, чтобы лучше понять, что это означало для Федора, оглянемся на предшествовавшую этому событию историю Ярославского княжества.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

191 Венгр по происхождению, Моисей был братом Георгия, убитого вместе со своим князем Борисом Владимировичем по приказу Святополка Окаянного в 1015 г., о чем подробно рассказано в Житии Бориса и Глеба. Гривной в Древней Руси называлась не только денежная единица, но и драгоценное украшение, надевавшееся на шею, знак отличия. 192 Речь идет об одной из сестер Ярослава Мудрого, которая в 1018 г. попала в плен к польскому королю Болеславу I и была сделана им наложницей. 193 В 1016 г. Ярослав Мудрый одержал победу над Святополком Окаянным, который бежал в Польшу к королю Болеславу I Храброму. Святополк был женат на сестре короля и с его помощью через два года он вновь захватил Киев. Польские войска были размещены «на покорм» по окрестным городам, что вызвало недовольство народа. В результате народных выступлений уже в 1018 г. Болеслав был вынужден покинуть Русь и с остатками дружины, военной добычей и русскими пленниками вернуться в Польшу. 194 Адам – первочеловек и отец рода человеческого, созданный Богом по образу и подобию своему из праха земного. Увлеченный своей женой Евой, Адам нарушил заповедь Бога и вкусил плод с древа познания добра и зла, за что оба были изгнаны из рая (см. Быт. 1–3 ). 195 Самсон – сын Маноя из колена Данова, из города Цора, по ветхозаветному преданию, был наделен громадной физической силой, тайна которой заключалась в его длинных волосах. Возлюбленная Самсона филистимлянка Далила остригла у спящего богатыря волосы и выдала его врагам. Самсона ослепили и заковали в цепи. Когда волосы у плененного врагами Самсона выросли, он разрушил храм, под развалинами которого погибли филистимляне. Обстоятельства его жизни и подвиги подробно изложены в Книге Судей ( Суд. 13–16 ). 196 Соломон – сын царя Давида от Вирсавии, преемник его власти в Израильско-Иудейском царстве, создатель Храма Богу. Обладал огромными познаниями, достиг вершин земной мудрости. Ему приписывается составление следующих библейских книг: Песнь Песней Соломона, Екклезиаст, Притчи Соломона. С увеличением богатства посредством торговли и дани от подвластных народов в нем проявилась страсть к роскоши и чувственным удовольствиям, особенно к вину и женщинам. В гареме Соломона содержалось до 700 жен и 300 наложниц, которые большею частью были язычницами. Предоставив женам свободу вероисповедания, он позволил устроить капища языческим божествам и сам стал служить Астарте, Хамосу и Молоху. Подробнее см. Втор. 17:17 ; 3Цар. 4:20–34, 11:1–8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

К разряду королевских саг исследователи относят еще несколько саг, посвященных истории других североевропейских территорий. В кругу памятников древнескандинавской письменности, саги содержат наибольший объем информации о Восточной Европе, и, в частности, о Древней Руси. Это – сведения о политических, торговых и культурных связях Руси и скандинавских стран. Древнерусский материал королевских саг распределяется хронологически весьма неравномерно. Основная его часть соотносится с раннефеодальным периодом русской истории (X – конец XI в.), с временем формирования относительно единого государства. Информация, содержащаяся в королевских сагах, касается княжения двух правителей: это Владимир Святославич, великий князь киевский (978–1015), и Ярослав Владимирович Мудрый, князь новгородский (1010–1016), великий князь киевский (1016–1018, 1019–1054). К более раннему времени относятся сведения саг и скальдических стихов о походах дружин скандинавских викингов по Восточному пути в Восточную Прибалтику и на север, в Беломорье. Небольшая часть сведений приходится на период феодальной раздробленности, на конец XI – вторую половину XIII в. Большей частью, это – включенные в генеалогии датских конунгов сведения о матримониальных связях русской княжеской династии со скандинавскими дворами в XI – первой половине XII в., и некоторые данные о времени правления великого князя Александра Невского (1250–1263). В королевских сагах находят отражение русско-скандинавские политические, матримониальные, торговые и культурные связи; в них содержатся сведения о русско-прибалтийских отношениях, о колонизации Русского Севера, о древнерусских городах и проч. Сведения исландских королевских саг о Восточной Прибалтике, Руси и Русском Севере незначительны, на фоне, содержащейся в этих же источниках, информации по истории Скандинавских стран, и, особенно, Исландии и Норвегии. Но все же, приводимый ниже материал свидетельствует об интенсивности и многообразии контактов Древней Руси со Скандинавскими странами. V.1. «Сага об Инглингах»

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

декабря 20), на вечныя времена, недвижимыя имения», состоявшие в девяти важных селениях в луцком и острожском уездах нынешней волынской губернии 80 . 2. Состояние богослужения Первые храмы христианские воздвигнуты на Волыни св. Владимиром, который повелел ставить церкви по всем городам и селам 81 . Назначив епископскую кафедру во Владимире Волынском, равноапостольный князь в то же время соорудил здесь во имя Успения Божией Матери кафедральный каменный собор 82 . Едва ли не раньше еще построена здесь Владимиром же каменная церковь , которая по христианскому его имени названа и доселе называется Васильевскою 83 . В селе Зимном (от г. Владимира в 4 верстах) и доселе существует древняя ка менная церковь , построенная, по свидетельству церковной описи 84 , св. Владимиром. Еще известна на Волыни одна церковь , построенная святым просветителем земли русской, – это храм св. Василия в Овруче 85 . Ближайшие потомки св. Владимира, благочестивые князья волынские, не менее ревностны были к святым храмам Божиим. Так, Мстислав Изъяславич, княживший около половины XII в., по словам летописи, «дивно украсил церковь во Владимире Волынском» 86 , Ярослав Владимирович (1182–1199 гг.), «мудрый, богобоязненный, честный, к церковному чину сам приходил и устроял его добре» 87 и др. Усердие благочестивых князей к святыне храмов Божиих поддерживаемо было примером добрых пастырей волынских, которые заботились между прочим об умножении и благолепии церквей 88 , особенно в тех городах, где учреждаемы были епископские кафедры. Особенное усердие князей к дому Божию, подобно как и святая ревность в этом деле волынских пастырей, самым ощутительным образом проявились после татарского опустошения. Так, о Данииле Романовиче летописец замечает: «созда грады многи и церкви постави, и украси я различными красотами» 89 ; также и его племяннике Владимире Васильковиче: «многи монастыри созда, созда же и церкви многи» 90 . Но особенную ревность к церкви Божией и ее богослужению имел волынский князь Владимир Василькович.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ювеналий (Поярков) (род. в 1935 г.) — митрополит Крутицкий и Коломенский. Юдин Сергей Сергеевич (1891–1954) — врач–хирург, первым произвел операцию переливания крови. Юнгеров Павел Александрович (1856–1921) — русский православный библеист, специалист по Ветхому Завету. Юрий Александрович — см. Воскресенский Ю.А. Юрочка — однокурсник Константина Нечаева по МИИТу. Ярослав Мудрый (978–1054.) — сын святого Владимира и Рогнеды — один из наиболее знаменитых древнерусских князей Ярославский Емельян Михайлович (настоящая фамилия и имя — Губельман Миней Израилевич) (1878–1943) — деятель Коммунистической партии, публицист, активный пропагандист воинствующего атеизма. Ярошенко Николай Александрович (1846–1898) — русский художник. Биографическая справка   Митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (в миру Константин Владимирович Нечаев). Родился 8 января 1926 г. в городе Козлове Тамбовской области в традиционной священнической семье, принадлежавшей к духовному сословию с XVII b. Окончив среднюю школу в Москве, поступил в Московский Институт инженеров железнодорожного транспорта (МИИТ). После третьего курса ушел в Московский Православный Богословский институт, позже реформированный в Московскую духовную семинарию и Московскую Духовную Академию. С 1945 г. Константин Нечаев — иподиакон патриаршего кафедрального собора. В 1951 г. окончил Академию со степенью кандидата богословия, присужденной за работу, посвященную исследованию православной аскетической гносеологии по трудам преподобного Симеона Нового Богослова. Был оставлен профессорским стипендиатом по кафедрам патристики и истории западных вероисповеданий. С 1951 по 1993 год последовательно проходил должности преподавателя, доцента, профессора, заведующего кафедрой Священного Писания Нового Завета в Московской Духовной Академии. Доктор Богословия Московской Духовной Академии, Пражского Университета по Православному Богословскому факультету и факультету Яна Амоса Коменского и доктор Гиссенского Университета Германии. Научные интересы митрополита Питирима затрагивали области православной антропологии, мистического богословия и аскетического пути богопознания, — всего им было опубликовано более 100 богословских работ и статей в периодической печати.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010