Юрьев Степан, грек Юхименко Е.М. Я ковлев В.В. Яковлев Митька, сл. Ф. мон. Яковлев Михаил, стр. Яковлев Савва, мануфактурщик Яковлева Н.П. Ярослав Владимирович Мудрый, вел. кн. Ярхо Б.И. Список сокращений АБ – «Альманах библиофила» АЕ – «Археографический ежегодник» ап. – апостол апп. – апостолы АН – «Архитектурное наследство» БВ – «Богословский вестник» БЛДР – «Библиотека литературы Древней Руси» БТ – «Богословские труды» ВВ – «Византийский временник» ВЕВ – «Вологодские епархиальные ведомости» ВИ – «Вопросы истории» ВИД – «Вспомогательные исторические дисциплины» ВМЧ – «Великие Минеи Четьи» ГБЛ – см. РГБ ГПБ – см. РНБ д. – дело ЖМНП – «Журнал Министерства народного просвещения» ЖМП – «Журнал Московской патриархии» ИА – «Исторический архив» Иеротопия 2004 – Иеротопия. Исследование сакральных пространств. Материалы международного симпозиума/Ред.-сост. А.М. Лидов. М., 2004 Иеротопия 2006 – Иеротопия. Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси/Ред.-сост. А.М. Лидов. М., 2006 ИЗ – «Исторические записки» Известия ИАО – «Известия Императорского Археологического общества» Известия ОРЯС – «Известия Отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук» ЛГУ – Ленинградский государственный университет ЛЗАК – «Летопись занятий Археографической комиссии» ЛЭС – Литературный энциклопедический словарь/Под общ. ред. В.М. Кожевникова, И.А. Николаева. М., 1987 МГПИ – Московский государственный педагогический институт Монастырская культура 1999 – Монастырская культура: Восток и Запад. Сб. ст./Сост. Е.Г. Водолазкин. СПб., 1999. (Приложение к альманаху «Канун»). мц. – мученица мч. – мученик мчч. – мученики Никоновские чтения 2002 – Никоновские чтения в музее «Новый Иерусалим». Сб. ст./Сост. и науч. ред. Г.М. Зеленская. М., 2002 Никоновские чтения 2005 – Никоновские чтения в музее «Новый Иерусалим». Сб. ст./Сост. Г.М. Зеленская Науч. ред. Г.М. Зеленская, Н.А. Кочеляева. М., 2005. Вып. 2 НИС – «Новгородский исторический сборник» ОИДР – Общество истории и древностей российских при Московском университете

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Владимиром и Ярославом Мудрым. Но усердием некоторых князей и преимущественно духовенства заводились школы в России. Эти школы обыкновенно устроялись при церквах и учителями в нах были лица духовные. В церковных школах обучали грамоте и чтению церковных книг. Только немногие любознательные люди получали научное образование от приходивших в Россию греков. Большинство же русских, изучив грамоту, дальнейшее образование получали чрез чтение книг. В древней Руси читались и изучались книги преимущественно церковного содержания. К таким книгам относятся: 1) Библия , которая первоначально употреблялась у нас в болгарском переводе 29 ; 2) Отеческие творения в славянских переводах. Из отеческих творений были в употреблении в древней Руси огласительные и тайноводственные поучения Кирилла Иерусалимского , слова св. Афанасия Великого , Григория Богослова , Иоанна Златоустог о, Ефрема Сирина , некоторые творения Мефодия патарского . Точное начертание православной веры Иоанна Дамаскина (названное у нас Уверием) и другие. В славянских переводах у нас существовали: 3) Жития святых или полные (в Минеях), или сокращённые (в Прологах) и 4) Хронографы (летописи) греческие, содержавшие библейскую историю церковную и гражданскую. Ярослав Мудрый Об умножении книг заботились русские князья. В этом отношении замечательны заботы Ярослава, который, по свидетельству летописи, весьма любил книги и прилежно читал сам днём и ночью. Он собрал множество писцов и переводчиков, которые переписывали славянские книги и переводили с греческого языка на славянский. Он первый основал библиотеку при Киево-Софийском соборе. Это дело было весьма важное, если принять во внимание, с каким трудом приобретались тогда книги. Сын Ярослава, Святослав черниговский, имел у себя полны клети книг, из которых дошли до нас два изборника, содержащие в себе выписки из творений отцов Церкви. Великий князь Константин Всеволодович наполнял книгами церкви Божии. Князь новгородский Мстислав Владимирович оставил памятником своей любви к книгам Евангелие, писанное для него Алексой (10951125).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

Наконец св. София, вскоре после сооружения своего, сделалась усыпальницей знаменитейших великих князей древнего периода нашей истории и русских первосвятителей древнего и нового периодов русской церкви. в ней погребены: создатель сего храма Ярослав Мудрый, составитель русской Правды; сын его Всеволод, внуки Владимир Мономах и Ростислав, утонувший в р. Стугне под Трипольем. Во время битвы с половцами, и правнук Вячеслав Владимирович. В южной паперти храма св. Софии, под спудом, почивают киевские митрополиты. Скончавшиеся до разорения Киева Батыем, кроме 1-го митрополита Михаила, св. мощи которого ныне в Печерской лавре; из святителей 17-го века Сильвестр Коссов, 18-го века – Рафаил Заборовский, Гавриил Кременецкий, Самуил Миславский, Иерофей Малицкий, Серапион Александрович; в Владимирском алтаре у жертвенника погребен современник московского патриарха Иоакима митрополит Редеон, князь Четвертинский и в Стретенском приделе знаменитый митрополит Евгений Ботховитинов. В сем храме хранятся и нетленные мощи священномученика митрополита Макария (1499 г.). При таком значении св. Софии, как места, где русские епископы получали благодать святительства, где князья вступали на престол и где хранился прах их отцов, св. София была особенным предметом уважения как для народа, так для епископов и князей, оставлявших здесь и свои княжеские дорогие одежды на память о себе. Не только киевские князья, но иногородние, выезжая в Киев, первее всего спешили в св. Софию поклониться чудному Спасу и Пречистой Богородице, затем уже направлялись к Десятинной Богородице и в монастырь Печерский. 15 На Софийском дворе не один раз собирался народ для обсуждения важнейших общественных и государственных дел. Святая София неоднократно и в новыя времена была свидетельницей великих народных и церковных торжеств. В ней до 1740 г. торжественно происходило избрание кандидатов на митрополичью кафедру вольными голосами чинов духовных и мирских. Здесь в 1649 году был встречен и приветствован духовенством и народом знаменитый гетман малороссийский Богдан Хмельницкий, освободитель Малороссии от польского ига, а пять лет спустя в сем же древнерусском храме происходила торжественная встреча царских послов, прибывших принимать Киев под высокую царскую руку, и затем присяга киевлян на верность его пресветлому царскому величеству. В сем наконец храме державный всероссийский Император Петр I, по встрече и приветствии знаменитым Феоф. Прокоповичем, приносил благодарность Богу за победу, одержанную над Карлом XII, сохранившую за русским престолом приобретение Хмельницкого и его сподвижников. 5. По какому образцу построена св. София киевская?

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Lebedince...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после молебна на месте мученической кончины святого благоверного князя Глеба 30 августа 2015 г. 08:22 29 августа 2015 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл в Смоленск. У памятного знака, сооруженного на месте убиения святого князя Глеба, Предстоятель Русской Православной Церкви совершил молебен. Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Исидор! Уважаемый Алексей Владимирович, губернатор Смоленской земли! Дорогие отцы, братия и сестры! Я всех вас сердечно приветствую и поздравляю с замечательным событием — освящением этого особого места, связанного с самым началом христианской истории Руси. В этом году мы празднуем 1000-летие со дня преставления святого равноапостольного князя Владимира, Крестителя нашего, а также 1000-летие со дня страстотерпческой кончины его сыновей Бориса и Глеба. На месте, где погиб Глеб, мы и совершили сейчас краткую молитву, вспоминая его подвиг. В чем же заключался подвиг страстотерпцев? Со словом «подвиг» мы связываем обычно героические деяния: сопротивление врагу, победу в сражении, в конце концов, мученическую кончину. Почему же страстотерпческая кончина является подвигом? Обычные победы всегда овеяны славой. Тот, кто идет на смерть, защищая Отечество, защищая веру, защищая свой дом, знает, что это доброе дело всегда будут помнить. Так уж повелось, что героизм является одной из высочайших добродетелей. Но что же такое страстотерпец? Он ведь не победил в битве и не прославился своими деяниями. Он просто склонил голову перед убийцей. Кто-то может сказать: «Так ведь это слабость! Какой же это подвиг? Здесь, на Смядыни, Глеб должен был дать бой тем, кого послал его окаянный брат». Но он, как и его брат Борис, не сделал этого… Чтобы понять смысл страстотерпчества, нужно понять, что такое христианство. Борис и Глеб были воины, люди мужественные и сильные. Они воспитывались в семье князя в атмосфере воинской доблести, в готовности сражаться и идти на смерть. Но они понимали, что если поднимут руку на старшего брата, то начнется междоусобица, Русь погрузится в тяжкую борьбу за киевский престол и сколько же христианской крови прольется тогда от рук христианских воинов! Чтобы не допустить этого беззакония, они приносят себя добровольно в жертву, тем самым действительно выводя на какое-то время Русь из междоусобной брани. И мы знаем, что возмездие все-таки придет: старший брат, Святополк, погибнет, и в Киеве воцарится другой брат Ярослав, получивший прозвище Мудрый.

http://patriarchia.ru/db/text/4207643.ht...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Иона Псково-Печерский, прп. Описания иконы Иона Псково-Печерский, прп. - житие Первым пустынножителем Печерским почитается преподобный Марк, первым же основателем монастыря был преподобный Иона. В древней повести летописец после имени прп. Марка сразу ставит имя прп. Ионы: «Священник некий, именем Иоанн, от Московской страны, по прозванию Шестник (что значит шествующий от одного места на другое) сей Иоанн бе священствуя во граде Юрьеве Ливонском со Исидором Пресвитером во Храме св. Николая Чудотворца и Великомученика Георгия, его же Великий князь Ярослав Владимирович (Мудрый) о имени своего устроя». Священник Иоанн Шестник был послан из Москвы на служение в Юрьев (Дерпт) как миссионер. Он приехал с семьей: женой и двумя сыновьями (1467). В Юрьеве он сразу столкнулся с ненавистью и гонениями на православных. Вместе с пресвитером Исидором защищал свою паству от католиков... «Но очень скоро слуги Папы стали принуждать его и его духовных детей к Унии». Было много оскорблений. В 1470 г., прожив два года и шесть месяцев, о. Иоанн вынужден был удалиться из Дерп[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Псков. 1986.] Прпп. Псково-Печерские (прпп. Иона, Васса, Марк, Дорофей, Вассиан). Архимандрит Зинон (Теодор). Икона. Псково - Печерский монастырь. 1996 год. Корнилиевский придел. Псково - Печерский монастырь. Файл 6949.jpg:   Размер: 998x1200, 1.2 MPix, 219 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (154) , (4) . Описание: [Псков. 1990-е.] Прп. Иона. Круг архим. Зинона. Икона. Печёры. Псковская областьа. 1990-е годы. Храм Всех Псково - Печерских святых. Псково - Печерский монастырь. Файл 6952.jpg:   Размер: 1200x1055, 1.27 MPix, 173 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (137) , (4) . Описание: [Москва. 2005.] Собор святых земли Эстонской (фрагмент). Масюкова Н.В. (Иконописная школа). Икона. Сергиев Посад. 2005 год. 146 х 88. Храм Нарвской иконы Божией Матери. Нарва. Эстония. Файл 6953.jpg:   Размер: 544x1200, 0.65 MPix, 123 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (150) , (3) .

http://pravicon.com/icon-2019

Ювеналий (Поярков) (род. в 1935 г.) — митрополит Крутицкий и Коломенский. Юдин Сергей Сергеевич (1891–1954) — врач–хирург, первым произвел операцию переливания крови. Юнгеров Павел Александрович (1856–1921) — русский православный библеист, специалист по Ветхому Завету. Юрий Александрович — см. Воскресенский Ю.А. Юрочка — однокурсник Константина Нечаева по МИИТу. Ярослав Мудрый (9781054.) — сын святого Владимира и Рогнеды — один из наиболее знаменитых древнерусских князей Ярославский Емельян Михайлович (настоящая фамилия и имя — Губельман Миней Израилевич) (1878–1943) — деятель Коммунистической партии, публицист, активный пропагандист воинствующего атеизма. Ярошенко Николай Александрович (1846–1898) — русский художник. Биографическая справка Митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (в миру Константин Владимирович Нечаев). Родился 8 января 1926 г. в городе Козлове Тамбовской области в традиционной священнической семье, принадлежавшей к духовному сословию с XVII в. Окончив среднюю школу в Москве, поступил в Московский Институт инженеров железнодорожного транспорта (МИИТ). После третьего курса ушел в Московский Православный Богословский институт, позже реформированный в Московскую духовную семинарию и Московскую Духовную Академию. С 1945 г. Константин Нечаев — иподиакон патриаршего кафедрального собора. В 1951 г. окончил Академию со степенью кандидата богословия, присужденной за работу, посвященную исследованию православной аскетической гносеологии по трудам преподобного Симеона Нового Богослова . Был оставлен профессорским стипендиатом по кафедрам патристики и истории западных вероисповеданий. С 1951 по 1993 год последовательно проходил должности преподавателя, доцента, профессора, заведующего кафедрой Священного Писания Нового Завета в Московской Духовной Академии. Доктор Богословия Московской Духовной Академии, Пражского Университета по Православному Богословскому факультету и факультету Яна Амоса Коменского и доктор Гиссенского Университета Германии. Научные интересы митрополита Питирима затрагивали области православной антропологии, мистического богословия и аскетического пути богопознания, — всего им было опубликовано более 100 богословских работ и статей в периодической печати.

http://azbyka.ru/fiction/rus-uxodyashhay...

   Обращаясь к другим уделам русским, мы видим благочестивых князей: в Новгороде – Святослава и Мстислава Ростиславичей, в Смоленске – Романа и Давида Ростиславичей, в Галиче – Ярослава Владимировича, в Ростове – Василька Константиновича, в Муроме – Петра Георгиевича и т.д. О двух первых князьях – Святославе († 1172) и Мстиславе († 1179) Ростиславичах, каждом порознь, летопись говорит одно и то же: “Был украшен всякою добродетелию, любовь имел ко всем, особенно же прилежал милостыне, снабдевал монастыри, утешая черноризцев и мирские церкви, воздавал достойную честь священникам и всему святительскому чину; не щадил имения своего, но раздавал его любимой дружине и на пользу души своей”. Роман Ростиславич смоленский († 1180) “был смирен, кроток, незлобив, правдив, исполнен страха Божия; питал истинную любовь ко всем и к своим братьям, миловал нищих, снабжал монастыри и создал каменную церковь святого Иоанна, которую украсил всяким строением и иконами драгоценными, на помин души своей”. Давид Ростиславич смоленский († 1197) “был благонравен, христолюбив, нищелюбив, наделял монастыри и прочие церкви, с любовию принимал к себе чернецов и игуменов, испрашивая от них благословение, и вообще достойно чтил всех священнослужителей; он имел обычай каждый день ходить в церковь святого Михаила, которую сам создал, и здесь, смиренно повергаясь пред святыми иконами, со слезами молился, чтобы Господь простил ему грехи и удостоил его воспринять ангельский образ, чего и удостоился незадолго пред своею кончиною”. Ярослав Владимирович галицкий († 1187) “был князь мудрый, красноречивый, богобоязненный, раздавал большую милостыню, принимал странников, кормил нищих, любил черноризцев и помогал им, сколько мог, ходил во всем законе Божием и сам наблюдал за церковным чином, сам благоустроял церковный клир”. Василько Константинович ростовский “был для всех церковников, нищих и печальных как отец любвеобильный, особенно же отличался милостынею; был ласков к боярам и весьма снисходителен к своим слугам; мужество и ум в нем жили, правда и истина с ним ходили”. Убиенный татарами в 1238 г., он причтен Церковию за свои добродетели к лику святых. Что же касается муромского князя Петра, в монашестве Давида, Георгиевича († 1228), о котором не встречаем отзыва в летописях, то довольно заметить, что и этот князь вместе с супругою своею Феврониею, в монашестве Евфросиниею, причтен Церковию к лику святых.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

La maison de la Sainte Trinité: Un grand-monastère russe du Moyen-Âge tardif (1345-1533). P., 1993; Беляев Л. А. Древние мон-ри Москвы (кон. XII - нач. XV в.) по данным археологии. М., 1994; Черкасова М. С. Землевладение Троице-Сергиева мон-ря в XVI-XVII вв. М., 1996. (Исслед. по рус. истории; 5); Сергеев А. Г. К вопросу об источниках Устава св. Корнилия Комельского//Опыты по источниковедению: Древнерус. книжность: Сб. ст. в честь В. К. Зиборова. СПб., 1997. С. 67-77; Скрынников Р. Г. Нестяжатели иосифляне на Соборе 1503 г.//Средневек. православие: От прихода до Патриархата. Волгоград, 1997. С. 126-141; Смолич И. К. Русское монашество, 988-1917: Жизнь и учение старцев. М., 1997; Монастырская культура: Восток и Запад. СПб., 1999; Емченко Е. Б. Стоглав: Исслед. и текст. М., 2000; Мейендорф И. Ф., протопр. История Церкви и вост.-христ. мистика. М., 2000; Бобров А. Г. Монастырские книжные центры Новгородской республики//КЦДР: Севернорусские мон-ри. СПб., 2001. С. 3-123; Пентковский А. М. Типикон патр. Алексия Студита в Византии и на Руси. М., 2001; Романенко Е. В. Нил Сорский и традиции рус. монашества. М., 2003; Аверьянов К. А. Сергий Радонежский: Личность и эпоха. М., 2006; Бобровський Т. А. Niдзeмhi споруди biд haйдabhiшux чacib до сер. XI ст.: (Cneлeo-apxeoлoriчhuй нарис). К., 2007; Артамонов Ю. А. Монастырское строительство на Руси в эпоху Ярослава Владимировича//Ярослав Мудрый и его эпоха. М., 2008. С. 187-201; Семячко С. А. История текста «Предания старческого новоначальному иноку» и ранняя история сб. «Старчество»//КЦДР: Кирилло-Белозерский мон-рь. СПб., 2008. С. 25-71; она же. Был ли Кирилл Белозерский автором «Предания старческого новоначальному иноку»?: (Из наблюдений над сб. РНБ, собр. Погодина, 874)//ОФР. 2012. Вып. 15. С. 3-25; она же. Тексты старческой традиции в списках инока Ефросина//КЦДР: Книжники и рукописи Кирилло-Белозерского мон-ря. СПб., 2014. С. 124-154; Шевченко Е. Э. Неизвестный автограф Нила Сорского//ТОДРЛ. 2008. Т. 58. С. 913-919; Алексеев А.

http://pravenc.ru/text/2564108.html

243 89 ...инока Фомы слово похвалное... – Инок Фома упоминается как автор только в первой из шести частей, на которые распадается комментируемый памятник, в связи с этим высказывалось предположение, что имя его как автора было вставлено переписчиком по догадке; однако большинство исследователей считают его автором всего Слова в целом. 92 ...иже от Владимера, добр да ублажим... – Владимир I Святославич (ум. в 1015 г.), князь киевский, креститель Русской земли. 94 ...Моисея того именуют... новаго Израиля... добр правящи. – Моисей – пророк, освободитель и законодатель еврейского народа. 98 ...новаго Ярослава... – Киевский князь Ярослав Владимирович Мудрый (ум. в 1054 г.), сын Владимира I Святославича, крестителя Руси. 102 ...бывшу стязанию ο православной вре христианомъ с римляне. – Речь идет ο Ферраро-Флорентийском церковном соборе (1438–1439 гг.), ставившем своей целью соединение западной и восточной церквей (см.: «Хождение на Флорентийский собор» в т. 6 наст. изд.). 103 ...царю же цариградскому Иоанну възвстившу в послании... И приимъ же царская посланиа великий князь Борис Александрович... – Византийский император Иоанн VIII Палеолог (1425–1448 гг.), инициатор и участник Ферраро-Флорентийского собора. Текст неясен и исправлен предположительно по смыслу. Β рукописи: «возстиша» переправлено из «въвстити наши послании», и далее: «царская посланиа великаго князя Бориса Александровича». Если бы это чтение было верным, то следовало бы предполагать, что еще до приглашения принять участие в соборе Борис отправил со своими посланцами «царская посланиа» императору (послания тверского великого князя могли именоваться «царскими», так как и далее автор именует Бориса «царем»); император принял их с радостью. Но текст приходится считать дефектным, так как далее идет речь не ο том, как поступил император, получив послание Бориса, а ο том, как Борис чествовал императорских послов и готовил своего посла. 105 ...посла... именем Фому... – Фома, тверской посол на Флорентийском соборе, упоминается и в других памятниках, в том числе и западных (в одном случае как «Фома Матвеевич»).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ни один из вселенских учителей и отцов Церкви, за исключением Святителя Николая Чудотворца, не пользуется в России таким благоговейным уважением, как св. Св. Иоанн Златоуст … Его вдохновенные беседы, его отличные толкования на св. Писание с начала распространения христианства в нашем отечестве были любимым чтением и в доме и в церкви у наших предков. Едва только появились в России душеспасительные книги – в библиотеках Русских князей и в школах, – творения златоглаголивого проповедника были первыми после книг св. Писания. Первый из великих князей в России, Мудрый Ярослав I, по отзыву преподобного Нестора, любил книги, прилежно читал днем и ночью, собрал много писцов и велел переводить книги с греческого на славянский язык. По исследованиям ученых оказывается, что более всего было переведено при Ярославле Владимировиче из творений св. Златоуста. Так, из 22-х слов, упомянутых у Преосвященного Филарета, как переведенных при этом великом князе, 20 слов принадлежат св. Златоусту. (Обзор духовн. литер., т. I, стр. 14). Для списывания богодухновенных писаний св. Иоанна не редко в древности настоятели русских монастырей отправлялись в Царьград и там проживали по нескольку лет, трудясь над списыванием его творений, как наприм. преподобный Афанасий, игумен Высоцкий (12 сент. Опис. Румянц. музея, стр. 516). Вызванный из Афона великим князем Иоанном III, преподобный Максим грек , по поручению его и по желанию митрополита, более всего трудился над переводом толкований св. Златоуста на книги св. Писания. – Как высоко чтили творения св. Златоустого в древней России, это видно из того, что их (т. е. слова Златоуста) предписывали читать в церкви и на трапезе в монастырях. (Историч. акты, т. I, 478 стр.), Преисполненное всеобъемлещей любовью ко всем слово Златоуста на Пасху церковным уставом предписано читать на утрени на св. Пасху и было бы святотатством со стороны и даровитых церковных проповедников в этот день вместо неподражаемого слова Златоуста произносить свое, вследствие глубокого уважения к святителю в России, в обычай вошло русским проповедникам произносить свои слова на вечерни в первый день Пасхи.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010