Пристав точно исполнил приказание наказа и писал царю: „Едучи дорогою, твой государев злодей и изменник со мною ничего не разговаривал; только украл у меня на Волге цепной ключ и кинул его в воду, чтоб я его не ковал, и хотел у меня убежать, но я другой ключ прибрал и цепь, и железо на Василия положил за его воровство; приехавши в Яренск, он со мною воровством говорил: „погибли мы напрасно без вины, к государю в наносе, от своей же братии; они на нас наносили, сами не зная, что делают, и сами они помрут скоро, прежде нас». Скоро братьев Василия и Ивана соединили вместе в одном городе Пелыме, чтобы дать им печальное утешение страдать вместе. Василий был уже совсем недужен и близок к кончине от зверств пристава. Даже царь Борис не одобрил излишней ревности пристава в угнетении Романовых и писал ему: „по нашему указу Ивана и Василья Романовых ковать вам не велено: вы это сделали мимо нашего указа». Пристав оправдывался и доносил, что он ковал Василия, услыша многие разговорные речи, например: пристав стал говорить Василию: – Кому милосердием Божиим, постом, молитвой и милостыней Бог дал царство, а вы, злодеи-изменники, хотели царство достать ведовством и кореньем. Василий отвечал на это с насмешкой: – Не то милостыня, что мечут по улицам; добра та милостыня, дать десною рукою, а шуйца не ведала бы. О смерти Василия пристав доносил: „взял я твоего государева изменника, Василья Романова, больного, чуть живого, на цепи, ноги у него опухли; я для болезни его цепь с него снял, и сидел у него брат его Иван, да человек их Сенька; и я ходил к нему и попа пускал; умер он 15 февраля, и я похоронил его, дал по нём трём попам, да дьячку, да пономарю двадцать рублей. А изменник твой Иван Романов болен старою болезнью, рукой не владеет, на ногу немного прихрамывает». Александр и Михаил Никитичи также не долго жили в темнице: первого схоронили в Луде, а второго – в семи верстах от Чердыни, близ села Ныроба, в месте пустынном, где над могилой выросли два кедра. До ныне, рассказывал Карамзин, в церкви Ныробской хранятся Михайловы тяжкие оковы, и старцы ещё рассказывают там о великодушном терпении, о чудесной силе и крепости сего мужа, о любви к нему всех жителей, коих дети приходили к его темнице играть на свирелях и сквозь отверстия землянки подавали узнику всё лучшее, что имели, для утоления голода и жажды.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

926 Епифаний. Почтенный поклонник «святыни Ростова великого» (M., 1860 г.) признает Парфения за одно лицо с еписк. Петром, на том основании, что «в степенной книге упоминаются три епископа ростовские, посвященные св. Алексием. Игнатий, Петр и Арсений». Но: a) список лиц, посвященных св. Алексием, даже в новой редакции, не полон (См. русские святые февр. 12); б) Парфений поставляется преемником Петра и предшественником Арсения в списке ростов. архипастырей XV в. (Собр. л. VI, 126; VIII, 69); в) Петр скончался в 1365 г., a Арсений возведен на кафедру в 1374 г. Ужели же после 1365 до 1374 г. вовсе не было архипастыря в Ростове? 927 Епифаний. В степ. кн. 1, 524 сказано, что Стефан поставлен в пресвитера Герасимом епископом коломенским. То же в прологе и в летоп. собр. л. VIII, 69; VI, 129. 928 Епифаний: «суть же у них стари кумиры к ним же издалече, прохожаху и от дальних мест поминки приношаху, – а за три дня, и за четыре, и за неделю со всем тщанием приносы и поминки присылаху». М. Симон в 1501 г. писал в Пермь: «а кумиром бы есте, не служили, ни треб их не принимали, ни Воипелю болвану не молитесь по древнему обычаю» (Ист. ак. 1, 112). КАк Герберштейн (Rer. moscov. p. 56), Гваньнни (Moscoviae descriptio p. 15. ed Starzevscy), говорят, что идол золотой бабы, с сыном ее на коленях, и с внуком, около ног, стоял на устье Оби, в обдорской стране; последний прибавляет, что ему поклонялись, кроме обдорцев, югры, вогуличи, и другие соседние народы. В 1846 г. На левом берегу р. Туй, впадающей в р. Кану, в городище, найдены оловянный истукан, серебряное блюдо, чашка с татарской надписью и монеты сассанидов, 852–1276 г. ж. м. внутр. дел 1858 г. ч. 29, отд. 3, стр. 49, 55. 929 Собр. лет. 5, 250. «Епископ Стефан, Божий человек, живяше посреди неверных человек, – молящихся идолам, огню, воде, камню и золотой бабе, и кудесникам, и волхвам, и древью». В Никон. л. 4, 267 прибавлено «солнцу, волам, козам». Сл. вест. геогр. общ. за. 1855 г. 4, 167–190. 931 Надеждин в энциклоп. лекс. XII, 299. Жители по р. Вычегде от устья и за Яренск давно уже обрусели (там же стр. 250); но зырянские названия показывают собою, что здесь живут бывшие зыряне. Ныне зырянский язык начинается от дер. Менюси в 20 вер. выше Яренска.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Шарутиным); 1874 г., т. IV, вып. 3, исследов., 155 (замечат. предметы в Крестовоздвиженск. церкви). 12. Анастасиин или Настасьин-Богоявленский – Крестовоздвиженский – Ризположенский , женский, 3-го класса, в губерн. гор. Костроме. Состоит из двух отделений: собственно Анастасиина и Богоявленского приписного. Анастасиин находится между Царевскою и Московскою улицами. Основание его относят к половине XIV ст. и тогда назывался Ризположенским по храму его в честь положения Риз пресв. Богородицы во Влахерне. В XVI ст. к этому м-рю имела особое благоволение и делала многие вклады Анастасия Романовна, первая супруга царя Иоанна Грозного, почему, вероятно, м-рь назывался Анастасииным. В 1764 г. м-рь упразднен и инокини переведены к Успенскому собору в Крестовоздвиженский и с того времени стал называться Анастасииным-Крестовоздвиженским. Когда в 1773 г. Крестовоздвиженский м-рь сгорел, инокини снова переведены в здания бывшего Анастасиина м-ря. В 1863 г. по просьбе настоятельницы Марии к м-рю приписан Богоявленский, почти разрушенный пожаром в 1847 г., и с этого времени его повелено называть Анастасииным-Богоявленским. Кроме Богоявленского м-ря, в ведении Анастасиина находятся Назаретская и Покровская пустыни. Собор во имя Риз положения с приделами муч. Анастасии и арх. Гавриила построен в 1832 г. “Опис. Костром. Крестовоздвиж. третьеклассного девичья м-ря, составленное из подлин. бумаг”, Москва, 1835 г.; “Ист. Росс. Иер.”, III, 93; IV, 865; VI, 1017; Ратшин, 160, 161; Козловский, “Взгляд на ист. Костромы”, 190; “Опис. монаст.”, 1817 г., 63; “Матер. для стат. Росс.”, 1841 г., I, 154; “Акты ист.”, V, 75; Крживоболоцкий, “Костром. губ.”, 473; “Извлеч. из отч. Об. Пр.”, 1849 г., 82 (пожертв. кам. лавки); 1858 г. 10 (разрешено иметь сверх штата 20 монаш. вакансий); 1873 г., 93 (открытие двух лечебниц); 1874 г., 85; 1875, 151 (деятельн. лечебниц в 1874 и 75 г.); 1877 г., 22 (участие м-ря в войне); 1881 г., 71 (о лечебницах и посещ. м-ря Царскою фам.); 1884 г., 261 (деятельн. лечебниц); 1885 г., 198 (училище), 203 (лечебницы); “Церковн. ведом.”, 1889 г., 13, прибавл., 368 (игум. Мария; некролог); “Памят. кн. Костром. губ. на 1862 г.”, 278; “Костром. губ. в.”, 1838 г., 13; 1855 г., 7 (примеч. 58, писцов. кн. 1629 г.), 35–37 (история м-ря); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 856 и 860, 5; 861, 6; “Дополн. К Акт. истор.”, III, 119 (акты 1654 г. о моровом поветрии, см. XLII); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1859 г., смесь, 82 (Моров. поветр. 1664 г.); 1877 г., I, отд. 2, 355 (воспомин. архим. Пимена); “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, I, 201, прилож., XVII (состояние м-ря в 1721 г.; игум. Анфиса).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

" Копия Совет рабочих и солдатских депутатов 1955 Настоятельнице женск[ого] Крестовоздвиженск[ого] единоверческого монастыря. Настоящим жилищный отдел предлагает Вам и всей монашествующей братии очистить Ваш монастырь в 3-дневный срок и переселиться в указанные жилищн[ым] отд[елом] помещения. Завед[ующий] жил[ищного] от[дела] Еремин, делопроизводитель (подпись). Печать». И тут же добавил: «Перебирайтесь в бараки на Калитник[овское] кладбище. Вам комиссар покажет, и работайте. А вывезти ваши вещи я вам не дам», и тут же пошли делать вновь опись имущества по кельям, а это уже во второй раз делают, добавив: «Оставить только 6 монахинь, и только для сдачи, а там и их... 910 », и пошли. Это уже новое и тяжелое распоряжение официальное нас поразило как громом, и мы теперь не знаем, что делать. А тут есть и больные, есть и старые, есть и уехавшие на родину, не знают, что без них происходит, а осталось имущество, и куда теперь деваться всем? От общества отписаны, у некоторых нет даже и родных, куда голову преклонить, тем более в такое трудное время, кому нужен? Плач невообразимый... 911 А они, хоть бы что. Их это не трогает, как нелюди. Запрещают взять даже свою собственную утварь. Некоторые из нас испугались в первый раз приказа. Хотели было что-нибудь продать и собрать деньжонок на дорогу, но они и это запретили. Не смей продавать ничего и выносить из ограды. Кто что продает, то их г. Чернышов заставил все вернуть и принести все к воротам. Просто беда, что делать. Поставил даже людей из новонаселенных сторожить у ворот, и ключи все от прочих ворот отобрал, сказав всех арестовать до 6 часов вечера, и монастырь теперь на военном положении, приказал даже сегодня никому не выходить. Словом, действует как ему заблагорассудится и как хочет, действуя заодно с пом[ощником] комиссара Ново-Андр[еевского] участка комиссариата тов. Панченко, который почему-то поместился в ограде нашей обители наряду с рабочими, выбрав получше келью. Теперь после всего этого вся жизнь разбита, мы выброшены совершенно за борта и за что?

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Близкий выстрел оглушил его. Доктор поднял голову, схватившись за поводья, и натянул их. Конь с разбега сделал раскорякой несколько скачков вбок, попятился и стал садиться на круп, собираясь стать на дыбы. Впереди дорога разделялась надвое. Около нее в лучах зари горела вывеска «Моро и Ветчинкин. Сеялки. Молотилки». Поперек дороги, преграждая ее, стояли три вооруженных всадника. Реалист в форменной фуражке и поддевке, перекрещенной пулеметными лентами, кавалерист в офицерской шинели и кубанке и странный, как маскарадный ряженый, толстяк в стеганых штанах, ватнике и низко надвинутой поповской шляпе с широкими полями. – Ни с места, товарищ доктор, – ровно и спокойно сказал старший между троими, кавалерист в кубанке. – В случае повиновения гарантируем вам полную невредимость. В противном случае, не прогневайтесь, пристрелим. У нас убит фельдшер в отряде. Принудительно вас мобилизуем, как медицинского работника. Слезьте с лошади и передайте поводья младшему товарищу. Напоминаю. При малейшей мысли о побеге церемониться не будем. – Вы сын Микулицына Ливерий, товарищ Лесных? – Нет, я его начальник связи Каменнодворский. ЧАСТЬ ДЕСЯТАЯ НА БОЛЬШОЙ ДОРОГЕ 1 Стояли города, села, станки. Город Крестовоздвиженск, станица Омельчино, Пажинск, Тысяцкое, починок Яглинское, Звонарская слобода, станок Вольное, Гуртовщики, Кежемская заимка, станица Казеево, слобода Кутейный посад, село Малый Ермолай. Тракт пролегал через них, старый-престарый, самый старый в Сибири, старинный почтовый тракт. Он, как хлеб, разрезал города пополам ножом главной улицы, а села пролетал не оборачиваясь, раскидав далеко позади шпалерами выстроившиеся избы или выгнув их дугой или крюком внезапного поворота. В далеком прошлом, до прокладки железной дороги через Ходатское, проносились по тракту почтовые тройки. Тянулись в одну сторону обозы с чаями, хлебом и железом фабричной выделки, а в другую прогоняли под конвоем по этапу пешие партии арестантов. Шагали в ногу, все разом позвякивая железом накандальников, пропащие, отчаянные головушки, страшные, как молнии небесные. И леса шумели кругом, темные, непроходимые.

http://predanie.ru/book/68813-doktor-zhi...

Репная-Спасская, Волог. г., II, 1180. Решемская-Макариев., Костр. г., II, 917. Рябинина-Казан., Волог. г., II, 848. Рябинин-Пошехонский, II, 1137. Рябинский-Троиц., Яросл. г., II, 1137. Рябов-Троиц., Твер. г., II, 1138. Ряжский-Дмитриев, 782. Ряжский-Пятниц.-Троицкий, II, 1107. Ряжский-Троиц., II, 1248. Рязанский-Духов, I, 180. Рязанский-Казан.-Явленский, I, 238. Рязанский-Спасский-Преобр., II, 1197. Рязанский-Троиц.-Усть-Павл., II, 1285. С Савватиев-Тверской, II, 1139. Саввин -Серапионов-Дубенский, Влад. г., II, 1313. Саввин-Сторожевск., Моск. г., 1140. Савво-Вишерский, Новг. г., I, 416. Салалейская-Успен., Пенз. г., II, 1296. Салдовская или Солдовская – Жукова, Костр. г., II, 799. Салминский-Петроп., Олон. г., II, 1152. Салолчевск.-Успен., Пенз. г., II, 1296. Самарский-Пустынно-Никол., Екатериносл. г., I, 400. Самарский-Спасо-Преображ., I, 464. Самарский-Спасский, I, 469. Санаксарская-Богор.-Сретен., Тамб. г., II, 644. Саранский-Ильин.-Богоявл., I, 212. Саранский – Петропавл. или Петровский- Ильин., II, 1048. Саратовский-Крестовоздвиженск., I, 262. Саратовский-Спасо-Преображ. или Спасский, I, 454. Саровская, Тамб. г., II, 1141. Сарожская-Троиц., Новг. г., II, 1233. Сатисо-Градо-Саров., Тамб. г., 1141. Сатановский-Троиц., Под., г., II, 1277. Сахтошский или Сахтажск.-Петропавл. Влад. г., II, 1051. Свириколуцкий-Рожд.-Богор.-Сергиев, Смол. г., I, 413. Свирский-Александр., Олон. г., II, 607. Свирский-Вознесен., Олон. г., II, 734. Свирский-Ильин., С.-Петер. г., II, 831. Свияжская-Макариев., II, 916. Свияжский-Богород.-Успен., II, 657. Свияжский-Иоанно-Предт., II, 844. Свенский – Успен.-Новопечер., Орл. г., I, 420. Святогорская-Успен., Харьк. г., I, 421. Святогорский-Белозерский, II, 1278. Святогорский-Успен., Пск. г., II, 1142. Святоезерский-Спасо-Преобр.-Сенегский, Влад. г., I, 423. Святоозерский-Иверск., Новг. г., II, 819. Севастьянов – Спасо- Преобр.-Сохотск., Яросл. г., I, 424. Седмиозерная, Каз. г., II, 1143. Селенгинский-Троиц., I, 504. Селижаровский-Троиц., II, 1279.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Это время оправдало старинное изречение: человек человеку волк. Путник при виде путника сворачивал в сторону, встречный убивал встречного, чтобы не быть убитым. Появились единичные случаи людоедства. Человеческие законы цивилизации кончились. В силе были звериные. Человеку снились доисторические сны пещерного века. Одиночные тени, кравшиеся иногда по сторонам, боязливо перебегавшие тропинку далеко впереди и которые Юрий Андреевич, когда мог, старательно обходил, часто казались ему знакомыми, где-то виденными. Ему чудилось, что все они из партизанского лагеря. В большинстве случаев это были ошибки, но однажды глаз не обманул его. Подросток, выползший из снеговой горы, скрывавшей корпус международного спального вагона, и по совершении нужды заюркнувший обратно в сугроб, действительно был из «Лесных братьев». Это был мнимо насмерть расстрелянный Терентий Галузин. Его недострелили, он пролежал в долгом обмороке, пришел в себя, уполз с места казни, скрывался в лесах, оправился от ран и теперь тайком под другой фамилией пробирался к своим в Крестовоздвиженск, хоронясь по пути от людей в засыпанных поездах. Эти картины и зрелища производили впечатление чего-то нездешнего, трансцендентного. Они представлялись частицами каких-то неведомых, инопланетных существований, по ошибке занесенных на землю. И только природа оставалась верна истории и рисовалась взору такою, какой изображали ее художники новейшего времени. Выдавались тихие зимние вечера, светло-серые, темно-розовые. По светлой заре вычерчивались черные верхушки берез, тонкие, как письмена. Текли черные ручьи под серой дымкой легкого обледенения, в берегах из белого, горами лежащего, снизу подмоченного темною речной водою снега. И вот такой вечер, морозный, прозрачно-серый, сердобольный, как пушинки вербы, через час-другой обещал наступить против дома с фигурами в Юрятине. Доктор подошел было к доске Центропечати на каменной стене дома, чтобы просмотреть казенные оповещения. Но взгляд его поминутно падал на противоположную сторону, устремленный вверх, в несколько окон второго этажа в доме напротив. Эти выходившие на улицу окна были забелены мелом когда-то. В находившихся за ними двух комнатах была сложена хозяйская мебель. Хотя мороз подернул низы оконниц тонкой хрустальной коркой, было видно, что окна теперь прозрачны и отмыты от мела. Что означала эта перемена? Вернулись ли хозяева? Или Лара выехала, в квартире новые жильцы, и теперь там все по-другому?

http://predanie.ru/book/68813-doktor-zhi...

О чем забыли богослов Введенский и гр-ка Мордвинова», подписанная «Безбожник». Из статьи явствует, что Введенский умолчал: 1) «Что он и его жена состоят в религиозной общине Крестовоздвиженск. церкви». 2) «О том, что его родной брат является членом церковн. совета Михаилоархангельск. церкви, известный почетный гражданин, кажется, бывш. начальник царской тюрьмы, а точнее пусть поправит сам Введенский». 3) «Если он и не писал погромных брошюр, то писал такие брошюры, которые мало чем отличаются от погромных, отчего Введенский до сих пор не отказался. Он совершенно забыл, что он был участником архимонархического съезда монахов в 1909 г.» 4) «В период Великой пролетарской революции Введенский являлся заложником как представитель буржуазной своры. Он это все забыл, забыл и о том, как он писал оправдательный гимн империалист. войне в 1915 г.». Оргвыводы по Введенскому гласили: «Жители гор.Сергиева знают, какой он исследователь. Таких исследователей, которые за 10 лет Советской власти, не отказались от своего позорного дела в прошлом, нам не надо». Столь же «убедительны» и обвинения против Мордвиновой: 1) «Человек, освободившийся от пут религии, а тем более краевед, от антирелигиозной работы не откажется и не будет возражать, как это делала Мордвинова на собрании музейных работников, когда речь шла о введении антирелигиозной работы в музее». 2) «Не случайно Мордвинова подбирала близких ей сотрудн. музея. Чем объяснить, что Мордвинова воссадила себе на голову архибожественную фигуру в лице княгини и помещицы Шаховской...» После этой статьи травля быстро набирает «большевистские темпы». 11 мая в «Рабочей газете» (ежедневная газета ЦК ВКП(б)) появилась статья без подписи «Троице-Сергиевский «музей " », в которой, пока вчерне, дан список лиц и обвинений: «Княгиня Шаховская получила место научной сотрудницы краеведческого музея; помещица Мордвинова, владевшая в свое время тысячами десятин земли, заведует этим же музеем. Ее сестра заведует культпросветом в местном союзе работников просвещения.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rus...

   001    002    003    004    005    006    007   008