В 1764 году, при введении штатов, монастырь был закрыт и переименован в женский, в каковом виде существует и до настоящего времени. Управляет им игуменья. Храм при монастыре один, двухэтажный: вверху в честь Рождества Иоанна Предтечи с двумя приделами, а внизу во имя Трех Святителей с двумя приделами. В июне прошлого года совершена закладка нового храма во имя Иоанна Крестителя. Ближайшие станции в 60 в.: Котлас и Луза Пермь-Котласской ж. д. Яренский Крестовоздвиженский монастырь в Яренском уезде. Он расположен в глухой местности, среди дремучих лесов, в 110 верстах от уездного города Яренска. Основан в недавнее время (1904 г.) на крупные пожертвования денежные и земельные купца Афанасия Булычева, который поддерживал существование обители еще и ежегодными денежными взносами. При монастыре есть храм в честь Воздвижения Креста Господня. Выборгская губерния Обителей мужских 13, женских 1. Мужские обители Валаамский Спасо-Преображенский монастырь. Знаменитый Валаамский монастырь находится на южном берегу острова Валаама, одного из самых больших островов Ладожского озера. Его окружают живописными группами целый ряд более мелких островов, числом около 40, образующих вместе с центральным Валаамским островом целый архипелаг, окружностью в 30 верст. Все они по своему геологическому строению представляют из себя сплошные массы темно-серого гранита, который от действия различных атмосферных влиянии медленно разрушается и превращается в почву, годную для обработки. Вершины горных гранитных кряжей покрыты густыми хвойными лесами. Вообще природа Валаамских островов отличается суровостью и диким, негостеприимным видом. И нужна была вся неутомимость, вся железная энергия многочисленных поколений валаамских иноков, чтобы на диких гранитных скалах создать цветущий, кипящий жизнью центр монашества на севере, создать, и вознести на недосягаемую высоту знаменитую обитель, которая с многочисленным рядом примыкающих к ней скитов по справедливости заслужила название «Северного Афона». Но дикие, не отличающиеся ни богатством, ни разнообразием красок ландшафты Валаамской природы очаровывают взор наблюдателя своей особенной, своеобразной, величественной красотой.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Зырянский Крестовоздвиженский , общ., в Ибской волости, Яренского y., при pp. Килтовке и Большой Ели, основанный в 1894 г. стараниями и на средства местного купца А. Булычева (скончавшегося иноком в Соловецком юн.). Сестры занимаются тканием, шитьем, изготовлением обуви и трудятся на гончарном, смоляном и скипидарном заводах; при мон. богадельня. Устюжский Знамено-Филипповский Янковский , общ., близ г. Великого Устюга, на бер. р. Сухоны. Основан ок. 1654 г. на месте подвигов отшельника Филиппа Янковского. 67 Первоначально мон. был мужским; в 1908 г обращен в женский. Волынская епархия Мужские: В. Богоявленский , 1 кл., в г. Кременце. Основан в 1636 г. Основателями его были волынские вельможи Даниил Малинский хорунжий и Лаврентий Древинский чашник. В 1638 г. в этом мон. была заведена славяно-русская типография. Вскоре монастырю пришлось пострадать от насилия католиков и униатов. В 1725 г. он был обращен в базелианский, а с 1807 г. в лицей графа Чацкого куда, после его закрытия (в 1833 г.), была переведена в 1836 г. из м. Аннополь Волынская духовная семинария (которой впоследствии была передана монастырская библиотека). В 1839 г. мон. был обращен в православную приходскую церковь . В 1865 г. он был восстановлен и приписан к Загаецкому мон., а в 1873 г. отчислен к Дерманскому мон. В 1906 г. он был возведен в самостоятельный 1 кл.; в 1911 г. обращен в общ. В мон. находится весьма чтимая икона Всех скорбящих Радость, писанная на медной доске. При мон. учреждено (с 1880 г.) Свято-Николаевское братство и имеется братская цер.-прих. школа. Богоявленский , в г. Житомире, учрежденный в 1898 г. и в 1911 г. обращенный в общ. Здесь находится весьма чтимая копия с чудотворной Почаевской иконы Божией Матери; эта св. икона носится по домам горожан, а в мон. пред нею по субботам читается акафист. При мон. школа живописи и странноприимный дом. Мон. этот состоит в ведении Почаевской лавры. Дерманский Св.-Троицкий , 1 кл., в с. Дерманах, в 40 в. от г. Дубно. Основан в XV в. кн. Василием Феодоровичем Острожским, по прозванию Красным († 1450 г.); в 1796 г. был возвращен из унии, которую принял в 1720 г. Здесь находится Казанская икона Божией Матери, которая, по монастырской описи 1776 г., от незапамятных времен слывет «благодатию чудес».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

— Самая страшная зубная боль, — говорил он мне, — ничто в сравнении с этою болью. Был однажды и он, этот адамант терпения, на пороге к самоубийству от нестерпимых страданий, но успел милостью Божией духовным оком узреть лукавого советника, внушавшего ему эту пагубную мысль, и вовремя остановиться на краю обрыва, с которого хотел броситься в озеро и утопиться. Часто мне приходилось иметь с ним духовную беседу, и, конечно, большею частью беседа эта вращалась около вопроса о кончине мира. О. Лаврентий не мог примириться с мыслью, что царству Русскому приходит конец; а если ему, думал он, еще нет конца, то, стало быть, и антихристу приходить не время и потому до конца мира еще долго. Горячий патриот, о. Лаврентий внимательно следил во время войны 1914 года за военными действиями и молил Бога о победе русского оружия. Но за полгода до своей праведной кончины, перед которой он удостоился зреть наяву Божию Матерь, о. Лаврентий увидел сон: читает он будто священную книгу о конечной судьбе земного мира и письмена книги этой изображены огненными буквами. Читает, ужасается и просыпается в величайшем страхе, запомнив из всего прочитанного только заключительные слова книги: «Но Господь не даст усилиться пагубному и ускорить кончину». Писал мне протоиерей о. Александр Суровцов из Вологды в сентябре 1914 года: «В конце августа был у меня родственник по покойной жене, священник из женского Крестовоздвиженского монастыря, Яренского уезда, Вологодской губернии. Этот уединенный монастырь известен строгостью жизни монашествующих сестер и расположен в глухом лесу, вдали от людского жилья. Приехавший иерей передавал, что к ним в монастырь ежегодно на 14 сентября приходит юродивый Зырянин. Прошлый (1913) год он был и предсказал нынешнюю войну. Затем, будучи в гостях у священника, он предсказал ему, что три года он проживет в монастыре благополучно, три года, если не перейдет, с большими скорбями, а затем с ним будет то, что если сказать, то «мати», жена, заплачет. Потом все-таки высказался, что священников будут избивать и скоро будет антихрист.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

Но Яренск с уездом не переставали занимать епископа Александра. Ему всячески хотелось причислить их к своей епархии. Известна еще третья челобитная Александра о том же, только без обозначения года написания. По возвращении Александра на Вятку, в Вологде был уже другой архиепископ – Симон. Александр, вероятно, рассчитывал, что новый вологодский владыка не будет слишком сильно отстаивать свои права на Яренский уезд. Думается, ошибся. Третья челобитная Александра была последней челобитной об Яренске. Симон вологодский замечает, что «после нея от Александра челобитья о том во всем жительстве его не бывало» 716 . Продолжать и окончить дело о присоединении Яренска с уездом к Вятской епархии, начатое еписк. Александром, выпало на долю преемника его Ионы (с 1674 г.) 717 . Иона, по вступлении на вятскую кафедру, возобновил спор из-за владений Яренским уездом. Снова появились челобитные со стороны вятского епископа, на них следуют отписки со стороны вологодского. Вятский епископ, для пояснения своих прав на Яренский уезд, в челобитной, от 22 февраля 1676 года, выставил то, что Яренский городок, Вымь и Вожемь с уездами не отделялись от прочих городов Вятской епархии. Они по писцовым книгам ведались вместе с Вяткой, Кайгородом, Пермью Великой, Чердынью и Солью Камской в Новгородском приказе и были смежными. Яренск с уездом исстари составлял присуд (т. е. подведомственную часть) Велико Пермской епархии, а не Вологодской. Это – во-первых. Во-вторых, Вымь и Яренский городок, где проповедовал св. Стефан, – начало и корень Пермской епархии. В Яренском уезде с Вожемью – в бывшем кафедральном городе пермских епископов Усть-Выме почивают мощи трех пермских просветителей-святителей Герасима, Питирима и Ионы, и этой святыне необходимо и приличнее быть достоянием вятской церкви, тем более, что во всей Вятской епархии нет ни одного местночтимого святого, и вологодский архиерей владеет Яренском и Вожемью не по правде. Помимо того, что по пермским и вымским писцовым книгам эти области не разделяются, пермская землица (Яренск и Вожемь) многим расстоянием от Вологды удалена и, как видно из писцовых книг, ее разошли (разделили) города Ростовской епархии Устюг Великий и Сольвычегодск с уездами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Город Яренск с уездом и Усть-Вымью, бывший предметом долгих споров между вятскими, вологодскими, и устюжскими владыками, наконец перешел во вновь учрежденную Устюжскую архиепископию. В ней он остался впредь до самого закрытия тамошней кафедры в 1788 году 822 . Из истории о средствах устюжского архиерейского дома и приписке Яренска легко понять, что вопрос о содержании вновь открытых кафедр оставался трудным вопросом и разрешался не сразу; этого мало, он и теперь, как прежде, при образовании епархиальных территорий давал место неприятным столкновениям между соседними архиереями. Состав Устюжской епархии с 1685 года не изменялся до самого закрытия её и упрочился скоро, как видно из списка с грамоты царя и великого князя Петра Алексеевича Александру, архиепископу устюжскому, 1697 г. 23 января, о переписке церковной казны во всей епархии. В 1697 году, как в 1764 и в 1788 г., там значатся города: Устюг Великий, Тотьма, Сольвычегодск и Яренск с уездом, где была Усть-Вымь 823 . Учреждение Великоустюжской епархии и устройство её территории значительно сократили северные пределы и количество церквей Ростовской митрополии. Она при 755 церквах, вместо 991, ограничилась Пошехонским уездом, сопредельным с Вологодским 824 . Уступка Устюжской кафедре (1685 г.) Яренского уезда с Усть-Вымью, уменьшив количество церквей, сократила пределы Вятской епархии до тех границ, в которых она образовалась в 1657 году. В 1686 году из казенного приказа вятского архиепископа на богадельни, вместо 222, прислано с 181 церкви, из Устюжской епархии, напротив, с 277, вместо 236, церквей. В числе 277 значатся 41 церковь новоприбылых Яренского городка с уездом 825 . XVIII Холмогорская и Важская была второй новой епархией, открытой в 1682 году на северной окраине русского государства. Она выделена из Новгородской митрополии 826 . Мысль основать особую епархию на дальнем севере, как известно, возникла первоначально на соборе 1667 года. Этой благодетельной мысли суждено осуществиться сравнительно скоро. Чрез 15 лет на вновь учрежденную кафедру в год её открытия 18 марта в сане архиепископа поставлен Афанасий из иеромонахов церкви 12 апостолов на патриарших сенях 827 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Территории Ростовской и Вологодской епархий отличавшиеся непостоянством во второй половине XVII в., 190 вполне установились только после выделения из Ростовской митрополии (1682 г.) Великоустюжской и Томской епархии. В состав Великоустюжской епархии, при её учреждении, от Ростовской епархии отошли Великий Устюг, Тотьма и Соль-Вычегодская; в 1685 году к ним присоединены от Вятской и Великопермской город Яренск с уездом и Устью-Вымью, бывшие предметом долгих споров между Вятскими, Вологодскими и Устюжскими владыками. 191 К ним нужно прибавить Лальский посад (ныне заштатный город Устюжского уезда) и Кичменгский городок с Преображенской церковью. 192 Состав Великоустюжской, или просто Устюжской, епархии оказался постоянным надолго. В 1730 году в ней остаются кафедральный город – Вел. Устюг с посадом (21 цер.) и уездом (108 цер.), титульный – Тотьма с посадом (11 цер.) и уездом (47 цер.), Соль-Вычегодская с посадом (12 цер.) и уездом (23 цер.), Яренск с посадом (2 цер.) и уездом (61 цер.), Лальский посад (3 цер.), в уезде Лальского посада 23 цер., а всего в епархии 301 цер. 193 Числом церквей, при ничтожном приросте их количества, 194 Устюжская епархия в начале XVIII в. превосходила только пять великорусских епархий (Псковскую, Смоленскую, Вятскую, Холмогорскую и Астраханскую); по количеству монастырей она превосходила еще Тверскую, Белозерскую, Крутицкую, Воронежскую и Коломенскую, но крайней мере в середине 30-х годов XVIII в. 195 Особенно знаменитых и богатых монастырей в Великоустюжской епархии не было. Важнейшим и богатейшим из них можно назвать Архангельский в самом г. Устюге, основанный в 1216 г. препод. Киприаном вологодским чудотворцем; в нем было 5 церквей, а в вотчинах насчитывалось 2315 крестьянских душ. Большинство устюжских монастырей были малые и бедные, почему они упразднены при учреждении штатов в 1764 г., а некоторые даже раньше; все же к началу 40-х годов XVIII в. в Устюжской епархии оставалось 29 монастырей. 196 XVII Знаменитые северные монастыри Антониев-Сийский в Двинском уезде и Соловецкий на острове Белого моря принадлежали выделившейся в 1682 г. из Новгородской митрополии Холмогорской епархии. Холмогорскую и Важскую епархии при самом открытии и в продолжение почти всего XVIII в. составляли одни и те же города и уезды, а именно, кафедральный город – Холмогоры с уездом, титульный Вага с четвертями Важского присуда, г. Архангельск с уездом, Кевроль, Мезень, Кола, Пустозерск, Соловецкий монастырь с вотчинами и Анзерским скитом. В 1727 г. в состав её входили, кроме Холмогор и Архангельска, уезды: Двинский (по р. С. Двине), Важский (Шенкурский), Кеврольский, Мезенский и Пинежская десятина. Взятые вместе с своими уездными и мелкими городками (Кола, Пустозерск, Корела (с Никольским мон.), Кемский городок, Новодвинская крепость, Сумский острог и др. области) они составляли постоянную территорию Холмогорской и Важской епархий 197 , переименованной в 1732 г. в Архангелогородскую и Холмогорскую. 198

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Также находились боярами: князь Андрей Андреевич 11) при Царе Михаиле Феодоровиче; брат его князь Иван Андреевич при Царях Михаиле Феодоровиче и Алексее Михайловиче; князь Алексей Андреевич 15) при Царях Алексее Михайловиче и Феодоре Алексеевиче; князь Иван Андреевич 14), брат его князь Михайло Андреевич, князь Иван больший Иванович 20) и князь Алексей Васильевич 32) в правление Царевны Софии Алексеевны. Двенадцать князей Голицыных владели населёнными имениями в 1699 году. Боярин князь Васильевич 18), иностранцами прозванный: великим Голицыным, получивший воспитание необыкновенное по тогдашнему времени, и муж величайшего ума государственного, имел большое значение при Царе Феодоре Алексеевиче и ещё гораздо большее в эпоху правления Царевны Софии Алексеевны, которая наименовала его «Царственные большие печати, государственных, великих, и посольских дел оберегателем» 105 . Имея главное начальство над всеми ветвями государственного управления, Голицын имел и возможность явит, в полном блеске, свои необыкновенные способности. Он устроил торговлю между Великороссиею и Сибирью; открыл иноземцам свободный везде в Россию, устроил почты, намеревался учреждать училища и определить, при иностранных дворах, постоянных посланников. В одном судьба отказала Голицыну: в способностях полководца, но гоняясь и за славою воинскою, он много повредил себе и своей будущности двумя несчастными походами в Крым, с великим уроном совершенными. Семь лет (1682–1689) продолжалось могущество его, но когда Пётр Великий восприял бразды правления, князь Василий Васильевич и старший сын его, боярин князь Алексей Васильевич, 11 сентября 1689 года, лишены боярства и имения, и сосланы в Яренск 106 (в нынешней Вологодской губернии); оттуда переведены, в 1691 году, в остроге Пустозерский, а в последствии в Пинегу, где князь Василий Васильевич и окончил своё поприще блистательное в коловратное, 13 марта 1713 года, 80 лет от рождения, в схоронен в монастыре Красногорском, в 16-ти верстах от Холмогор. Двоюродный брат его, боярин князь Борис Алексеевич, муж большого ума и благороднейших свойств душевных, был воспитателем Петра Великого, коему оказал величайшие услуги; находился членом пяти-членного совета, управлявшего Россию во время первого путешествия Петра Великого за границу (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Вначале поехала я в Яренск, остановилась при Всесвятском кладбищенском храме у монахини Серафимы, о которой вычитала из того же рассказа о паломничестве. У неё в домике переночевала. Вместе с матушкой мы помолились. Сходили на могилку к отцу Феогносту. Матушка Серафима сказала, что в Ошлапье живёт учительница Екатерина Безменова, которая поможет мне дойти до Цилибы. Она занимается со своими учениками краеведческими изысканиями по всему Ленскому району. Было это в 2004 году. Вернулась я в Сыктывкар, а на следующий год с учениками Безменовой в первый раз и отправилась в Цилибу. От Ошлапья там надо идти километров десять по дороге. Вокруг всё заросло высокой травой и лесом. Медвежьи следы видели. Пришли в храм. Внутри хоть и пусто, но чисто. Иконочка стоит, свечи. Внутри храма леса поставлены. Обрадовалась я, что кто-то за ремонт взялся, но Катя охолодила: «Такие леса " чёрные археологи " ставят, чтобы иконы из иконостаса вынимать». Помолившись, пошли на могилу преподобного Димитрия Цилибинского. Уже тогда её облагородили во время трудового десанта трудных подростков из Яренска под руководством батюшки. В тот наш приход в верхнем храме над алтарём оставался ещё медный оклад от Богородичной иконы и стояли большие пустые рамы, от храмовых икон. Такие резные, покрытые сусальным золотом. Когда на следующий год мы пришли, ни оклада, ничего уже не было. Вот так я ездила, молилась в пустом храме. А в 2013 году мы попали на литургию, которую служил отец Варсонофий из Антониево-Сийского монастыря. Он приезжал в Цилибу с группой детей и взрослых из Архангельска. Во время литургии я пережила сильное потрясение. У меня сами собой потекли слёзы из глаз - было ощущение счастья! Это непередаваемо: ощутить, что в этом храме на протяжении долгих лет служил твой прадед и теперь снова совершается таинство! Может, это высокопарно звучит, но я ощутила связь времён, меня словно живая ниточка связала с отцом Константином. Именно тогда я осознала, что такое благодать и что у Бога все живы. Потому что до этого я думала, что о нём никто не знает и только я одна поминаю прадеда.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

На территории, где в данный момент сооружен фундамент для деревянного храма, ранее находился магазин, немного в стороне находятся складские ямы. По рассказам местного населения, во время строительных работ в этих местах были обнаружены захоронения священнослужителей, точное место захоронений неизвестно, т.к. внешний вид местности изменен. 22 января 1997г. в с. Палевицы было проведено собрание православной общины. 26 марта 1997 г. канцелярией епископа Сыктывкарского и Воркутинского сообщила резолюцию, положенную на прошение: «Ваш вопрос отдан для изучения благочинному Сыктывкарского округа протоиерею Иоанну Лапко», после чего прот. Иоанн многократно приезжал в с. Палевицы для окормления общины, а также Палевицкую общину окормляли: секретарь епархии игумен Филипп (Филиппов), прот. Владимир Дунайчик. 30 июня 1997 г. указом Преосвященнейшего Питирима, епископа Сыктывкарского и Воркутинского, настоятелем молитвенного дома села Палевицы назначен иеромонах Нифонт (Жарин), после которого настоятелями были, иеромонах Михей, иерей Владимир Машуков. 26 марта 2006 г. указом Преосвященнейшего Питирима, епископа Сыктывкарского и Воркутинского, настоятелем прихода храма Покрова Пресвятой Богородицы, и председателем общины назначен иерей Георгий Федорив, который и до ныне служит на этом приходе. Палевицкая Покровская церковь.Современное местоположение: с. Палевицы, Сыктывдинский р., Республика Коми. Историческое местоположение: Яренский уезд, Вологодская губерния. В Сотной с писцовых книг И.Г. Огарева и подъячего Ф. Юрьева на город Яренск с уездом от 1585-86 г.г. упоминается часовня в честь свт. Николая Чудотворца. Первая церковь построена в 1647 г., на что была дана благословляющая грамота Маркелла, архиепископа Вологодского и Великопермского. Церковь в честь Николая Чудотворца в Палевицкой волости Яренского уезда упоминалась в окладной книге монастырей и церквей Великоустюжской епархии 1755 года. В 1782 (1788?) г. была построена деревянная двухэтажная церковь. Освящена: верхняя церковь в честь Пророка Илии - в 1790 г., нижняя во имя Модеста, Патриарха Иерусалимского, - в 1791 г.

http://sobory.ru/article/?object=23035

357 Вот список городов, оставшихся благодаря патриарху Иоакиму без пастырей: Владимир, Переяславль–Залесский, Путивль, Тула, Белев, Кашира, Калуга, Серпухов, Можайск, Юрьев–Польской, Дорогобуж, Вязьма, Гдов, Шацк, Ряжск, Ярославль, Свияжск, Чебоксары, Уржум, Самара, Терек, Балахна, Каргополь, Кевроль, Мезень, Лух, Кольский острог, Чаронда, Тотьма, Пошехонье, Соль–Вычегодск, Яренск, Кайгородок, Кунгур, Верхотурье, Тюмень, Алатырь и дальневосточная земля Даурия. 359 Жизнь Илариона, митрополита Суздальского и основателя Флорищевой пустыни. М., 1859; Георгиевский. Флорищева пустынь. Вязиики, 1896; Сильвестр Медведев. Созерцание краткое лет 7190:91 и 92:в них же что содеяся во гражданстве/Публ. А. А. Прозоровского//ЧОИДР. 1894. Кн. 4. С. 36; ср. С. 34–37; Соловьев С. М. История России. Кн. VII. Т. 13. Приложение IV. С. 313–314. 361 Пролагая дорожку последующим политическим диссидентам, Аввакум сначала требовал у Федора Алексеевича войско, чтобы «пережечь» и «перепластать» всех никониан в стране, а разуверившись в кровожадности российского паря, молился, чтобы в ходе войны Бог подвиг турок и татар уничтожить Москву. См.: Раскольники//Богданов А. П. Перо и крест. С. 145– 147 и др. 365 Оболенский М. А. Проект устава о служебном старшинстве бояр, окольничих и думных людей по тридцати четырем степеням, составленный при царе Федоре Алексеевиче//Архив историко–юридических сведении, относящихся до России, издаваемый Н. В. Калачовым. М., 1850. Кн. 1. Отд. И. 2. С. 19–40; ПСЗ–1. Т. 2. 715; СГГиД. Т. 4. 116; ДАИ. Т. 9. 366 Ключевский В. О. Боярская дума в Древней Руси. Изд. 5–е. Пг., 1919. С. 488–492; он же. Курс русской истории//Сочинения. М., 1957. Т. 3. С. 83–84. Ср.: Соловьев С. М. История России. Кн. VII, Т. 13. С. 243–244; Маркевич А. И. О местничестве. Киев, 1879. Ч. 1. Гл. XLI; его же. История местничества в Московском государстве в XV–XVII веках. Одесса, 1888. С. 591–594; Милюков П. Н. Государственное хозяйство России в первой четверти XVIII столетия и реформа Петра Великого. Спб.. 1906. С. 247 и сл.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008