Симонова пустынь (Белопашино). Церковь Спаса Преображения быв. Сойгинского монастыря. Сойгинский-Преображенский погост Церковь. Не действует.   Престолы: Спаса Преображения Архитектурный стиль: Барокко Год постройки:1740. Адрес: Архангельская обл., Ленский р-н, с.Белопашино Координаты: 61.643281, 48.111838 Проезд:от Котласа ходит " Заря " до пристани Сойга (рейсы нерегулярные). 1 км от а/д Яренск - Котлас (строящаяся), на правом берегу Вычегды Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Другие названия: Соежская пустынь, Сойгинский-Преображенский погост. Ныне - с.Белопашино Сойгинской с/а. Симонова пустынь была основана на глухом вычегодском берегу в 1537 г. иноком Корнилиева-Комельского монастыря преподобным Симоном Сойгинским, уроженцем Усолья (ныне Сольвычегодск). По дороге из грязовецких лесов и болот Симон вместе с товарищем - преподобным Лонгином (Логгином) Коряжемским, иноком соседнего Павло-Обнорского монастыря - ненадолго заглянули в Усолье, после чего удалились на левобережье Вычегды, где основали процветающую и поныне Коряжемскую обитель. Здесь пустынники бросили жребий - Лонгин остался опекать монастырь, а Симон отправился дальше вверх по Вычегде и поставил скит на правом берегу в устье речки Сойки (Сойгинки). Спасо-Преображенский Сойгинский монастырь просуществовал более 250 лет и был упразднен в 1791 (по другим данным - в 1792) году. Монастырские церкви были преобразованы в приходские. А было их: 1. Каменная, соборная Преображенская, холодная. Датируется 1540 г. 2. Каменная Рождества Богородицы, теплая. 3. Каменная колокольня. 4. Небольшая каменная (по другим данным - деревянная) во имя великомученицы Екатерины, в которой находились под спудом мощи преп. Симона. Ныне сохранилась лишь одна - Преображенская, перестроенная, вероятно, в 18 веке. Некоторый архаизм в облике, возможно, призван был сохранить память об исторической постройке 16 века. Не так давно сельчане попытались восстановить церковь, но безуспешно - пока одни на скромные сбережения и вспомоществование от Коряжемского монастыря закупали доски и рамы, выгребали многолетний хлам - их соседи выковыривали плиты из пола, а потом и рамы растащили себе в хозяйство. Чудом уцелел иконостас, но и за его судьбу неспокойно...

http://sobory.ru/article/?object=10622

Началось историко-статистическое описание всех церквей и приходов В. е. Еп. Алексий (Опоцкий) много внимания уделял религиозно-нравственному просвещению коренного населения Вятской губ., совершал поездки в марийские, удмурт. селения. В 1901 г. еп. Никон (Софийский) освятил ц. в честь Казанской иконы Божией Матери при попечительстве о бедных духовного звания, на освящении присутствовал прав. Иоанн Кронштадтский , специально приехавший для этого в Вятку. При еп. Филарете (Никольском) в Вятке в 1907 г. была построена единоверческая Серафимовская ц., в 1913 г. началось возведение храма в честь Феодоровской иконы Божией Матери. В 1909 г. была создана Глазовская переводческая комиссия, к 1916 г. издавшая 26 книг, брошюр и листовок на удмурт. языке. В 1910 г. открылось Вятское церковно-певч. об-во. 5 окт. 1912 г. в Трифоновом мон-ре состоялось открытие церковно-археологического музея. В 1915 г. в В. е. действовали Вятская ДС, 6 ДУ (Вятское, Глазовское, Елабужское, Нолинское, Сарапульское, Яранское), 2 епархиальных жен. уч-ща (Вятское и Елабужское), 666 церковноприходских школ, 53 школы братства свт. Николая. Территория В. е. сформировалась преимущественно из земель Патриаршей области: Вятской десятины, состоявшей из Хлынова, Слободского, Шестакова, Орлова и Котельнича с уездами, а также Кайгородской десятины, владений Строгановых и владений Пыскорского мон-ря. В В. е. перешла ранее подведомственная Вологодской кафедре (см. Вологодская и Великоустюжская епархия ) Вел. Пермь - Чердынский и Соликамский уезды. В 1674 г. Собор передал Ростовской митрополичьей кафедре из В. е. Вохомскую вол. Великоустюжского у. Соборным определением 30 июня 1676 г. к В. е. была присоединена Усть-Вымская десятина: Яренск, Усть-Вымь и Вожем «с уезды, идеже святой Стефан, епископ Пермский, Слово Божие проповеда». В 1676-1684 гг. к В. е. также относились Кунгур и Степаново Городище. В епархии насчитывалось 222 храма. После включения в 1685 г. Яренского у. с Усть-Вымью в состав Великоустюжской епархии территория В.

http://pravenc.ru/text/161163.html

на крымские юрты кн. В. Голицын, пришед к Перекопу, промыслу никакого не чинил и отступил, каковым нерадением царской казне учинил великие убытки, государству разорение и людям тягость». Впоследствии Голицыны были переведены дальше, в г. Яренск. Расправившись с врагами, Петр писал брату от Троицы: «Милостию Божиею вручен нам, двум особам, скипетр правления прародительского нашего Российского царствия; а о третьей особе, чтоб быть с нами в равенственном правлении, отнюдь не вспоминалось. А как сестра наша царевна Софья Алексеевна государством нашил учала владеть своею волею, и в том владении что явилось особам нашим противное, и народу тягость и наше терпение, о том тебе, государь, известно. А ныне злодеи наши Федька Шакловитый с товарищи, не удоволяся милостью нашею, преступая обещание свое, умышляли с иными ворами о убийстве над нашим и матери нашей здоровьем и в том по розыску и с пытки винились. А теперь, государь братец, настает время нашим обоим особам Богом врученное нам царствие править самим, понеже пришли есми в меру возраста своего, а третьему зазорному лицу, сестре нашей, с нашими двумя мужескими особами в титлах и в расправе дел бытии не изволяем …потому что учала она в дела вступать и в титлах писаться собою без нашего изволения, к тому же и царским венцом для конечной нашей обиды хотела венчаться. Срамно, государь, при нашем совершенном возрасте тому зазорному лицу государством владеть мимо нас». Царевна вскоре после этого письма была заключена в монастырь. IV. Военные и морские потехи. – Азовские походы 1695–96 гг. Свергнув Софью, партия царицы Натальи и Петра вновь очутилась у власти. Во главе правительства, заняв место начальника Посольского приказа – по нашему министра иностранных дел, – стал дядя Петра по матери боярин Лев Кириллович Нарышкин. Военное ведомство или, как оно тогда называлось – Разрядный приказ, было поручено бывшему дядьке Петра боярину Тихону Никитичу Стрешневу. Вместе с военными делами он сосредоточивал в своих руках также и управление большей частью внутренних дел.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Вычегды к верховьям Пинеги. Отсюда северная предельная линия через Вым подходила к истоку Колвы по границе патриарших областей на Пинеге, Кевроли и Мезени 267 . От истоков Колвы к истокам Чусовой и Сылвы, южнее крепости Кунгура, построенного в 1647 г. 268 , шла восточная черта; от Сылвы начиналась южная граница и заканчивалась в истоках Камы, сойдясь с западной чертой. Легко представить, как велика была территория Вологодской епархии и как далеко отстояли населенные пункты её от епархиального города. Последних в черте границы Вологодской епархии было очень немного, таковы – Вологда, Яренск, Усть-Вым, Чердынь, Соликамск, в вотчинах Строгановых г. Канкар, Орлов, Верхний и Нижний Чусовские городки, Кунгур и др. мелкие городки с поселками. В последних годах первой половины XVII века пределы Вологодской епархии начали сокращаться. В 1647 г. вотчины Строгановых со всеми церквами, а также вотчины Пыскорского монастыря, по переписным книгам архимандрита Гермогена, поступили в патриаршую область 269 . В 1657 году там было 17 церквей 270 . Так определилась церковно-административная зависимость частных Строгановских владений, представлявших из себя нечто загадочное в этом отношении. Церквями в них, кажется, заведывали сообща вологодский архиерей, пыскорский архимандрит, по поручению самого патриарха, и даже ростовский митрополит, до которого, кстати заметить, было не ближе, чем до Вологды и Москвы. Отделение вотчин Строгановых и Пыскорского монастыря к патриаршей области могло заметно сократить юго-восточные пределы Вологодской епархии ранее открытия Вятской в 1657 году 271 . С открытием новой кафедры юго-восточная граница Вологодской епархии не только изменилась, но совсем переменилась. Она явилась не здесь, а много севернее. При радикальном изменении положения Великой Перми по епархиально-административному устройству только несколько великопермских церквей осталось за Вологодской епархией, большинство вошли в состав Вятской, некоторые – Казанской 272 . Последняя лежала смежно с Вологодской к сев.-востоку до самого открытия епархии в Вятке.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Спустившись из Устюга по С. Двине до впадения в нее р. Вычегды, Стефан встретил здесь первое селение зырянское – Котлас и, просветив его верою, основал в нем церковь 99 . Продолжая путь свой по правому берегу Вычегды, он проповедовал язычникам имя Христово, оставляя повсюду следы своего благовествования 100 . Прошедши те места, на которых ныне стоят Сольвычегодск и Яренск, он остановился при слиянии р. Выми с Вычегдою, где тогда было, по видимому, главное средоточие Зырян 101 , откуда простирались они и далее вверх по рекам: Вычегде, Выми и Сысоле. С любовью он вразумлял заблуждающихся, смело разрушал их идолов и кумирницы, мужественно выдерживал нападение упорных. Наконец Господь дал ему восторжествовать над упорными противниками, и Стефан воздвиг в Устьвыми первый храм христианский в честь Благовещения Пресв. Богородицы. Немедленно он ввел здесь богослужение на понятном для народа языке, завел училище для обучения грамоте и сам учил взрослых и детей. Благолепие церковное еще более пленяло простых обитателей дикого края. Но и среди успехов Стефану еще надлежало бороться с закоснелыми приверженцами язычества и людьми своекорыстными, которые с новою верою опасались усиления в их краях владычества московского и утраты своего значения 102 . Между этими противниками Стефана жизнеописатель упоминает особенно о Нам-Сотнике, с которым спор должен был решиться наконец испытанием посредством огня и воды. Язычники предложили Стефану идти вместе с ним чрез пылающий костер и, если сего будет недостаточно для оправдания веры истинной, опуститься в одном месте под лед реки Вычегды, с тем, чтобы выйти в другом. Кто выдержит то и другое испытание, того вера будете признана правою. Смиренный проповедник веры Христовой, уповая на силу Евангелия, согласился на это требование: но противник сам отказался от своего предложения. Народ хотел было умертвить обманщика: но Стефан не допустил чем либо его коснуться. Такая любовь проповедника веры Христовой, обнаруживавшаяся во всех сношениях его с обратившимися и с упорными, невольно привлекала к нему всех 103 . С другой стороны они видели его совершенное бескорыстие: когда сокрушал идолов, все украшения их и все приношения, им посвященные, как то: шкуры разных зверей, которыми богаты были окрестные леса, он предавал огню, как оскверненные, не пользуясь от них ни чем.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Чакула (Рябово). Церковь Спаса Преображения. Преображенская церковь Церковь. Не действует.   Престолы: Спаса Преображения , Николая Чудотворца , Илии Пророка Архитектурный стиль: Барокко Год постройки:1785. Адрес: Архангельская обл., Ленский р-н, с Рябово Координаты: 61.507948, 47.8044 Проезд:со строящейся а/д Сольвычегодск - Яренск свернуть на Устье - Рябово; в селе повернуть налево, через - направо и еще Церковь находится на высоком берегу Вычегды, в 150м от берега. Со стороны Яренска дорога будет построена в 2009 году, пока что на уч-ке примерно в 17 км от Литвино грунтовка проходима только зимой Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Построена и освящена в 1785 году, но перестройки продолжались до 1909 года. В церкви три придела: в честь Преображения Господня, Николая Чудотворца и Ильи Пророка. Действовала до 1953 года Церковно-историческое и статистическое описание церквей Сольвычегодского уезда Вологодской епархии. 1854 год. Преображенская Чакульская церковь находится в 56 верстах от города Сольвычегодска на правом берегу, вверх по течению реки Вычегды, в полуверсте от тракта. Название Преображенской получила она от главного храма Преображения Господня, с древних лет существующего, а Чакульской от реки которая берет свое начало в болотах, вытекает с северной стороны из дремучих лесов и пониже тремя четвертями версты церкви впадает в реку Вычегду. Время основания первоначального храма, а, следовательно, и прихода достоверно неизвестно, потому что первоначальных актов в церковном архиве не В писцовой книге, хранящейся в Григорьевском сельском обществе, говорится: «лета ЗРЛЗ (7137/1628) года мая (?) дня. По Государству Царству Великого Князя Михаила Феодоровича, другий указ писец Осип Тимофиевич Хлопов да подъячий Михайло … дали выпись письма своего и меры с книг вычегодского и еренского городов и уезду Плёсовским крестьянам, а в писцовых книгах PЛS (1628) и нынешнего РЛЗ (1629) погост Чакульской на реке на Вычегде, а на погосте церковь Преображения Святово деревянная шатровая, да другая церковь теплая Николы Чудотворца древяная шатровая с трапезой, в церквах образы и книги исвечи и ризы и сосуды церковные и колокола и все церковное строение... да на погосте на церковной поп Василий Иаковлев, церковный дьячек Федот Евстафиев сын Иконников, пономарь Якушко Титов, просвирница Настасьица Онисимова...» и проч. Из сего видно, что в тогдашнее время существовали два храма Преображения Господня и Николая Чудотворца, а храма св. Пророка Илии еще не было.

http://sobory.ru/article/?object=10616

М., 1997. Сб. 1. С. 82-100; Кашеваров А. Н. Церковь и власть: РПЦ в первые годы Советской власти. СПб., 1999. С. 68, 70, 240, 253, 261; Региональные аспекты ист. пути Православия: Архивы, источники, методология исслед. Вологда, 2001. (Ист. краеведение и архивы; Вып. 7); Романенко Е. В. Повседневная жизнь рус. средневек. мон-ря. М., 2002; Шамина И. Н. Из истории вологодских мон-рей XVI-XVII в. (состав насельников)//ОИ. 2003. 1. С. 141-154. Памятники церковного искусства Вологодской епархии Непоправимый урон архитектурно-художественному наследию В. е., одной из самых богатых памятниками церковного искусства XV - нач. XX в., разнообразными по типологии и выдающимися по историко-художественному значению, был нанесен в 20-30-х гг. XX в. (при отсутствии военных действий на территории В. е., за исключением Оштинского р-на) и в годы Великой Отечественной войны. К 1917 г. в Вологде насчитывалось 65 церквей, больше чем в др. городах европ. Севера, 35 улиц (из 79) и 1 площадь (из 3) назывались по имени располагавшихся вблизи храмов. Из этих храмов полностью разрушены ок. половины: в Сольвычегодске - 9 из 13 церквей, в Тотьме - 6 из 12, в Белозерске - 9 из 20, в Устюжне - 6 из 14 церквей. Сохранившиеся недействующие церкви преимущественно находятся в аварийном состоянии (к 1940 на территории епархии находилась 1 действующая церковь). Церковное искусство во многом определялось внешними влияниями в связи с освоением этих земель по 2 направлениям - из Центральной и Новгородской Руси - и своеобразием народной культуры Русского Севера. Оно разнообразно в различных субрегионах, особенно учитывая многочисленные административно-территориальные изменения - нынешние границы епархии не соответствуют ни историческим, ни сложившимся в XIX в. Из городов и районов, специфика церковного искусства к-рых заслуживает особого рассмотрения, следует выделить Вологду и ее округу, Вел. Устюг, Тотьму, Сольвычегодск, Белозерье, Грязовец с округой, вологодское Прионежье (юж. и вост.), Вельск и Верховажье, Устюжну и Череповец, Яренск, Лальск, однако нек-рые из них изучены недостаточно.

http://pravenc.ru/text/155162.html

Спустившись из Устюга по С. Двине до впадения в неё р. Вычегды, Стефан встретил здесь первое селение зырянское – Котлас и, просветив его верою, основал в нём церковь 477 . Продолжая путь свой по правому берегу Вычегды, он проповедовал язычникам имя Христово, оставляя повсюду следы своего благовествования 478 . Прошедши те места, на которых ныне стоят Сольвычегодск и Яренск, он остановился при слиянии р. Выми с Вычегдою, где тогда было, по-видимому, главное средоточие зырян 479 , откуда простирались они и далее вверх по рекам: Вычегде, Выми и Сысоле. С любовью он вразумлял заблуждающихся, смело разрушал их идолов и кумирницы, мужественно выдерживал нападение упорных. Наконец Господь дал ему восторжествовать над упорными противниками, и Стефан воздвиг в Усть-Выми первый храм христианский в честь Благовещения Пресв. Богородицы. Немедленно он ввёл здесь богослужение на понятном для народа языке, завёл училище для обучения грамоте и сам учил взрослых и детей. Благолепие церковное ещё более пленяло простых обитателей дикого края. Но и среди успехов Стефану ещё надлежало бороться с закоснелыми приверженцами язычества и людьми своекорыстными, которые с новою верою опасались усиления в их крае владычества московского и утраты своего значения 480 . Между этими противниками Стефана жизнеописатель упоминает особенно о Пам-Сотнике, с которым спор должен был решиться наконец испытанием посредством огня и воды. Язычник предложил Стефану идти вместе с ним чрез пылающий костёр и, если сего будет недостаточно для оправдания веры истинной, опуститься в одном месте под лёд реки Вычегды, с тем чтобы выйти в другом. Кто выдержит то и другое испытание, того вера будет признана правою. Смиренный проповедник веры Христовой, уповая на силу Евангелия, согласился на это требование: но противник сам отказался от своего предложения. Народ хотел было умертвить обманщика: но Стефан не допустил чем-либо его коснутся. Такая любовь проповедника веры Христовой, обнаруживавшаяся во всех сношениях его с обратившимися и с упорными, невольно привлекала к нему всех 481 . С другой стороны, они видели его совершенное бескорыстие: когда сокрушал идолов, все украшения их и все приношения, им посвящённые, как то: шкуры разных зверей, которыми богаты были окрестные леса, он предавал огню, как осквернённые, не пользуясь от них ничем.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

После беседы с священниками я отправился на пароходе в захудалый городок Яренск. И здесь служил, говорил поучение народу о том, что есть Церковь и почему должно повиноваться ей; вел беседу со священниками, посетил школу, где собрались дети из разных школ и прогимназий города. Стоит отметить особенную любовь детей к местному отцу протоиерею: где бы ни показался на улице этот почтенный старец, священствующий уже 52-й год, дети, как только завидят его, бегут к нему, чтобы принять его благословение. Чем он заслужил эту любовь детскую? Конечно – лаской и отеческой добротой. Всегда я говорю ставленникам-иереям: не опускайте случая приласкать ребенка, хотя бы то был еще несмышленый малютка на руках матери. Пусть в его детском воображении рядом с дорогим ему образом матери запечатлеется и ваш облик, ваша духовная одежда, блистающий на вашей груди крест. Не худо для таких малюток иметь при себе какие-либо грошовые лакомства: верьте, что это привлечет к вам любовь не только сих маленьких будущих прихожан ваших, но и их родителей, особенно матерей. Лишь только покажетесь вы в деревне, как детишки побегут к вам со всех концов навстречу, чтобы принять ваше благословение. А вы пользуйтесь этими встречами, чтобы побеседовать с ними, чтобы заронить в их чистые сердца семечко учения Христова. Коли есть у вас свободная минутка, то присядьте где-нибудь у избы на завалинке или на бревнах и поведите отеческую беседу с детьми – о том, что Бог на душу положит: к вам непременно подойдут матери их. А может быть, и отцы, и вот устроится у вас сама собою беседа – «набревная», по подобию беседы Христовой, именуемой «нагорною». Ведь для таких бесед не нужно никакой обстановки, никаких помещений. Зато посмотрите, какою любовью отплатят вам простые души слушателей ваших: ведь русская душа жаждет «божественного» и тоскует по нем. Из Яренска мы спустились до Коряжемского монастыря. Здесь почивают под спудом мощи преподобного Лонгина, одного из духовных потомков великого аввы Сергия Радонежского. Монастырь расположен на крутом высоком берегу Вычегды. В нем всего до 50-ти человек братии, общежительный. Строится новый храм с трапезою и кельями. У самого монастыря – кедровая роща. Иноки рассаживают это дерево с любовью.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Рабочий экземпляр проекта с правкой см.: ПСЗ-1. Т. 2. 898. В Костроме, Галиче, Севске, Туле, Белене, Темяякове, Белоозере, Арзамасе, Ливвах и Звенигороде, — последами епископ без епархия назначался для управления делами. Никольский В. К. " Боярская попытка " 1681 года//Исторические известия, издаваемые Историческим обществом при Московском университете. М, 1917. Кн. 2. С. 69—70. Вот список городов, оставшихся благодаря патриарху Иоакиму без пастырей: Владимир, Переяславль-Залесский, Путивль, Тула, Белев, Кашира, Калуга, Серпухов, Можайск, Юрьев-Польской, Дорогобуж, Вязьма, Гдов, Шацк, Ряжск, Ярославль, Свияжск, Чебоксары, Уржум, Самара, Терек, Балахна, Каргополь, Кевроль, Мезень, Лух, Кольский острог, Чаронда, Тотьма, Пошехонье, Соль-Вычегодск, Яренск, Кайгородок, Кунгур, Верхотурье, Тюмень, Алатырь и дальневосточная земля Даурия. Соборное постановление: АИ. Т. V. 75. Жизнь Илариона, митрополита Суздальского и основателя Флорищевой пустыни. М., 1859; Георгиевский. Флорищева пустынь. Вязиики, 1896; Сильвестр Медведев. Созерцание краткое лет 7190, 91 и 92, в них же что содеяся во гражданстве/Публ. А. А. Прозоровского//ЧОИДР. 1894. Кн. 4. С. 36; ср. С. 34—37; Соловьев С. М. История России. Кн. VII. Т. 13. Приложение IV. С. 313—314. СГГи Д. Т. 4. Пролагая дорожку последующим политическим диссидентам, Аввакум сначала требовал у Федора Алексеевича войско, чтобы " пережечь " и " перепластать " всех никониан в стране, а разуверившись в кровожадности российского паря, молился, чтобы в ходе войны Бог подвиг турок и татар уничтожить Москву. См.: Раскольники//Богданов А. П. Перо и крест. С. 145— 147 и др. Россия при царевне Софье и Петре I. Записки русских людей/Публ. А. П. Богданова. М., 1991. С. 49—66 (новейшая публикация сочинения Медведева, далее — " Созерцание " ); Соловьев С. М. История России. Кн. VII. Т. 13. Приложение IV. С. 300 (разрядная запись); ДАИ. Т. 9. 88 (указ). В последнем случае указ был издан " по совету " с Иоакимом: ПСЗ-1. Т. 2. Соловьев С. М. История России. Кн. VII. Т. 13. Приложение IV. С. 300—302. Соборное деяние см.: СГТиД. Т. 4. 130 (с подписями участников); ПСЗ-1. Т. 2. 905 (без подписей).

http://sedmitza.ru/lib/text/443319/

   001    002   003     004    005    006    007    008