Стефан прошел слишком 200 верст, через зырянские селения: Туглим Вожем, Ирты 25 , пока достиг многолюдного села Гам 26 . На всем протяжении своего пути, он ставил близ деревень часовни и кресты, места которых до сих пор сохраняются в памяти Зырян; на них построены новые кресты и часовни. В селе «Гам» св. Стефан встретил сопротивление народа, возбужденного языческими жрецами шаманами и тунами. Рассвирепевшие Зыряне хотели было уже убить его и сжечь его хижину, но постепенно увлекаемые его словами на зырянском языке, проникнутыми христианским смирением и любовью, они вдруг почувствовали к нему расположение и даже предложили дом и пищу у себя 27 . Прошедши те места, где теперь стоит г. Яренск и близ него находящиеся селения, св. Стефан остановился при слиянии реки Выми с Вычегдою, «на месте, нарицаемым на Усть-Выми», где было тогда средоточие Зырян 28 .По преданию, св. Стефан, по прибытии в Усть-Вым, построил для себя келью на горе, в пустынном мест, подле уважаемой Зырянами кумирницы, куда они приходили на поклонение своим богам. Вблизи кумирницы находилась необыкновенной величины, боготворимая Зырянами, ель 29 . Здесь св. Стефан часто вел беседу с приходившими язычниками о вер. Сначала встретили его проповедь с криком и угрозою: «И окруживше его, и сташа окрест его и секирами своими махахуся нань» 30 , но потом, как и «Пырасцы», некоторые из мужей и жен Усть-Выма приняли св. крещение. Только что об этом узнали местные шаманы, как известили своих братий по рекам Вишере и Вычегде. По этому призыву приплыли на лодках в Усть-Вым до 1000 вооруженных Зырян и с «яростью и дикими воплями» они обступили хижину св. Стефана, намереваясь ее разрушить, а самого предать смерти 31 , но по молитве св. Стефана все Зыряне прибывшие стали слепыми. Устрашенные этим чудом, они дали клятву не делать ему вреда и в наказание просили дать какую-нибудь работу 32 . Четыре раза они нарушали свой обет и столько же раз наказывались слепотой, но потом снова прозревали по молитве св. Стефана. Утвердившись на своем месте Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Новгородская (в 122 и 123 годах называется Нижегородская) четверть ведала города: Новгород великий, Псков с пригородами: Остров, Опочка и др., Старую Руссу, Вологду, Нижний-Новгород, Джину н Архангельский город, Кевролу и Мезень, Пермь великую и Чердынь, Соль Камскую, Кайгородок, Вятку с пригородами, Вымь-Еренской городок, Каргополь и Турчасово, Арзамас, Кольской и Пустоозерской остроги. Записи от том встречаются в расходных книгах Новгородской четверти за 128, 129, 134, 152, 185, 188, 194–205 года, а о Нижнем-Новгороде и за 127; все они за исключением Новгорода, Пскова с пригородами и старой Руссы еще и в 128 г.; кроме того упоминаются: волость Варзуга в 128, 129 и 184 гг., Гороховец в 123, 128, 129, 131, 132, 134 и 152 гг. (у А. С. Лаппо-Данилевского еще в 1645 и 1647 гг.). Очерской острожек в 134 г., Олонец и Кунгур, в 185 г. В сентябре 1692 г. и в 1701 г. города. Новгородского приказа так перечисляются: Новгород великий с Обонежской пятиной (в 1701 г. прибавлено: Волховское и Сяское устья), Гороховцем, Лавуей и Тесовским острогом, Псков с пригородами: Красным, Опочкой и Гдовом, Нижний-Новгород, Старая Русса, Архангельск, Холмогоры, Олонец, Каргополь, Яренск, Кевроль, Мезень, Кольский острог, Пустоозерский острог, Вятка, Кунгур, Пермь, Чердын, Соль Камская, Вологда, Кайтородок, Арзамас. – У А. С. Лаппо-Данилевского (Организация прямого обложения в Московском государстве стр. 543–544) этот перечень городов увеличен включением значительного числа пригородов, См. также «роспись городов, какие в каком приказе были ведомы», хранящуюся среди документов приказа Тайных дел и напечатанную И. Я. Гурляндом (Ярославль, 1901 г.). Около 178 года. Новгородская четверть переименована была в приказ (в 176 г. четверть, в 178 г. приказ), в 179 г. во главе его стольник Ив. Сав. Большой Хитрово. 22 мая 1680 г. велено в приказе Большой Казны ведать таможни, кабаки и кружечные дворы и всякие денежные доходы, которые были ведомы в Новгородском приказе, Владимерской, Новой. и Галицкой четях кроме судных пошлин. Приказы Новгородский, Большой Приход, Владимирскую и Галицкую чети судом и всякими рассправами и воеводскими отпуски ведать боярину И. М. Милославскому и снести Новгородский приказ и Большой Приход, Владимерскую и Галицкую чети в одно место, чтобы челобитчикам по тем разным приказам лишней волокиты не было. Милосавскому тогда же велено ведать приказ Большой Казны.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

То есть поморы - потомки или родня ушкуйников. Село Черевково на Северной Двине было перевалочной базой ушкуйников в их походах. А еще ушкуйники проходили через Яренск. Они уже в то время совершали походы достаточно далеко от Поморья - например, на Шпицберген (Грумант), за Камень (Уральский хребет). Вспомним новгородцев, ходивших «за Югру»: Гюрята, Александр Абакунович. Хоть он и был новгородский боярин, но его отряд в основном состоял из двинян. Почему? Потому что местное население уже приспособилось к климатическим условиям Севера: лесам, рекам. И Арктику тоже осваивало северорусское население. Исходя из исторической справедливости, и омывающее берега Европейского Севера России море должно называться не «Баренцевым», а «Студеным». Потому что это наше море, его открыли и освоили не голландцы, не англичане, а русские мореходы, так же, как и острова - Шпицберген (Грумант), Новую Землю (Матку) и другие. И даже на иностранных картах «Новая Земля» обозначена русским haзbahueм.Novaya Zemlya. Не так давно была озвучена идея переименовать Северный Ледовитый океан в «Русский». Может быть, полностью менять название и не стоит, можно было бы указывать на карте двойное имя: Северный Ледовитый или Русский, как Великий или Тихий. И если сегодня идет борьба за Арктику, то история и географические открытия - это тоже серьезное оружие. А в будущем, с разработкой новых источников углеводородов на шельфе, эта тема будет еще более востребована. И нужно будет доказывать, что это наша территория, чтобы никто не посягал на земли Российской Арктики. Вернемся к Ермаку и его соратникам. Пермская земля к тому времени, когда Строгановы приняли на службу Ермака, была уже интегрирована в состав России. Народы, которые жили там, платили дань Москве. Когда же пришли бухарские татары в главе с Кучумом, они уничтожили местную татарскую знать и стали активно нападать на русские поселения. Тогда-то Строгановы и решили позвать на помощь Ермака. Дороги в Сибирь к тому времени уже были неплохо изучены и исхожены выходцами из Поморья - ушкуйниками и их потомками.

http://ruskline.ru/analitika/2016/09/29/...

Куште и Лопотов Богородицкий в 40 вер., Павло-Обнорский в 56 вер., Авнежский Троицкий в 61 вер. и др. 262 . После обзора составных частей Вологодской епархии ко второй половине XVII века можно видеть, что представляла она в территориальном отношении, как целое. При взгляде на географическую карту наблюдается любопытное явление, возможное только в те времена. На западе Вологда – при истоках Сухоны на р. Вологде, на востоке р. Чусовая и истоки Камы. Это две такие местности, которые трудно соединить в одно целое. Так действительно и было по отношению к территории Вологодской епархии. Вологда с уездом стояла особняком, чрезполосно от остальной епархиальной территории. Если Вологодский уезд не успел значительно измениться к первой половине XVII века, то он занимал бассейн озера Кубенского и истоков р. Сухоны. Граничными пунктами его, основываясь на делениях, сделанных в географ. атласе, издания Академии Наук 1745 г., нужно признать на западе озеро Поречное с Надпорожним станом Белоозерской области, на севере верховья Вилы, притока р. Ваги в бассейне С. Двины, или южная граница Важского у. Новгородской епархии; на востоке верховья р. Костромы, а на юге Пошехонье 263 . Возможно, что часть Тотемского уезда, отошедшего к Устюжской епархии от Ростовской митрополии в 1682 г. 264 , принадлежала Вологде с её уездом, но и тогда между Вологодским и Яренским уездом, принадлежавшими Вологодской епархии, будут лежать Устюжский и Сольвычегодский уезды Ростовской митрополии 265 . Такая географическая ненормальность вологодской епархиальной территории в 1676 г. послужила вятскому епископу Ионе одним из оснований просить о приписке к своей епархии Усть-Выма и Яренска. В своей челобитной на царское имя он прямо заявил, что Усть-Вым и Яренск от Вологды разошли, т. е. отделили грады Ростовской епархии, Устюг Великий, да Сольвычегодск с уездами 266 . Пермь Вычегодская и Пермь Великая занимали весь бассейн Вычегды, верхний бассейн Камы и её притоков, начиная с Чусовой. Западная граница их шла от среднего течения Камы, минуя Кайгород, через среднее течение р.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Дымов Василий Семенович Кривой [см. Кривой], конец XV в., Новгород; Дымов Михаил, казнен в опричнине Дыня Федор Симонов, крестьянин, 1524 г., Переяславль Дырда Гридя [см. Гридя], крестьянин, начало XVI в., Новгород Дыхайло Андрей Иванович Товарков-Пушкин [см. Товарко, Пушка], боярин кн. Юрия Ивановича, 1516 г., Дмитров Дыхно Дмитрий, крестьянин, 1582 г., Новгород Дьяк Матвей Иванович Ржевский, дворянин, 1558–1563 гг. Дьяковский Лука Афанасьевич, 1597 г., Нижний Новгород Дьяковы , несколько родов, XVI в. и позже, Галич, Бежецк и Можайск Дюдень см. Деденевы Дюдка и Дютка , Федор Александрович Елкин-Кобылин [см. Елка, Кобыла], начало XV в. Дюка , Дюкин , Дюков : Федот Дюка, крестьянин, 1495 г., Новгород; там же в конце XV в. несколько Дюкиных; Дюка Яковлев, крестьянин, 1606 г., Белев; Константин Степанов Дюков, крестьянин, 1610 г., Новгород Дюка – бука, угрюмый человек Дюпа, Дюпин, Дюпов : Семен Игнатьевич Дюпа Плещеев [см. Плещей], вторая половина XV в.; Игнатий Дюпин, дьяк, писец, 1547 г., Московский уезд; Федор Васильевич Дюпа Хвостов [см. Хвост]; Протасий Филиппович Дюпов, середина XV в., Переяславль [см. Шафер] Дюрбенев см. Дербенев Дябринский кн. Иван Семенович, 1529 г., фамилия по селу Дябрино в Белозерском уезде; кн. Никита Иванович Дябринский, 1551 г. Дягиль, Дягилев : Дягиль, крестьянин, 1539 г., Новгород; Федор Дягилев, крестьянин, 1630 г., Яренск [см. Кибирь] Дягиль – купырь, дикая зорька, беженица (Даль) Дядин Иван Нежданов [см. Неждан], дворянин, 1616 г. Дятел Василий Зиновьевич Станищев [см. Станище], 1473 г.; от него – Дятловы [см. Мошков] Дятелина Семен Иванович Осокин сын Травин [см. Осока, Трава], конец XV в. Дятелина – кашка, клевер и дикий хмель Е Еболда Василий Федоров, крестьянин, 1624 г., Нижний Новгород Ср. в Арзамасском уезде Еболдино, в конце XVI в. поместье Федора Пушкина, позже – Болдино Еверлаков Яков Яковлевич, немчин, помещик, конец XVI в.,Углич Евлахов Василий Павлович, 1578 г., Кашира Евлашев Тимофей Семенович, дворянин, 1658 г. 38 ; Степан Васильевич, 1592 г., Арзамас

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

От того, чтобы ехать в телеге, я отказался сразу: достаточно было истинно в ней нуждающихся — немощных и старых. Я же переживал настроение вырвавшегося на волю затворника и потому шел не только легко — ходоком я всегда был хорошим, — но и весело. Окрыляли и выветривали из памяти затхлые тюремные картинки: наполненный лесными запахами воздух, солнечный свет, шелест деревьев, живая земля под ногами, первые мазки осени. И это целительное и заживляющее воздействие природы, осознанное мною впоследствии как божественное начало жизни, я еще неопределенно, без осмысления, стал постигать именно тогда: вдруг ловил себя на том, что не вижу идущего в трех шагах вооруженного охранника, забыл про ожидающие меня лагпункты, а поглощен красотой окрапленных багровыми брызгами зарослей черемухи над гладью укромного озерка, покрытого желтыми язычками опавших листьев… Своего отца-командира мы видели только по утрам, при отправке. Он обычно уезжал вперед на своем воеводском коне или, наоборот, застревал в приглянувшейся ему деревне и потом, обгоняя нас, рысил мимо растянувшейся на версту партии и начальственно на нас покрикивал, недосягаемый для летевших ему вдогонку острот по поводу посадки — он сидел в седле воистину как собака на заборе — и бабьих утех. Осведомленные блатари произвели его в лютые бабники, причем уверяли, что благосклонность сельских обольстительниц он приобретает за счет нашего кровного дорожного доввльствия. Солдаты, завидев его, начинали усердствовать, но едва он скрывался за деревьями, рвение их ослабевало и они оставляли нас в покое. Мы прошли Сольвычегодск, потом миновали Яренск, напоминавшие о старых-старых страницах истории России, заполненных легендами о творимых некогда бесчинствах и насилиях. В вотчинах Строгановых царили каторжные порядки. На соляных промыслах гибли обманутые мужики. В век фаворитов всесильные временщики ссылали на Вычегду и Яренгу своих соперников. Где-то тут могилы незадачливых брауншвейгских и шлезвиг-голштинских пришельцев, на свою беду, породнившихся с наследниками русского престола. “Слово и дело”, тайная канцелярия, бироновщина, Шешковский… Россия под знаком произвола! Экая невинная кустарщина, скажем мы, умудренные славным опытом своего столетия…

http://azbyka.ru/fiction/pogruzhenie-vo-...

Концерт Башмета, битва блогеров, сбор книг детям – и еще 500 мероприятий фестиваля «Красная площадь» 30 мая, 2018. Новостная служба «Главная сцена» фестиваля традиционно разместиться у храма Василия Блаженного 30 мая. ПРАВМИР. В рамках книжного фестиваля «Красная площадь» в Москве пройдет более 500 мероприятий. Организаторы подготовили масштабную программу, в которую включены презентации книг, концерты, выставки и лекции. Участие в мероприятие примут издательства из 50 регионов России. На фестивале будет представлено свыше 100 тысяч наименований книг. «На поле Красной площади выйдут как молодые, начинающие авторы, так и писатели «премьер-лиги». Победители литературных премий, звезды, чьи романы переведены на десятки языков, почтут за честь представить свои новые произведения на нашем книжном празднике», – отмечают организаторы фестиваля. «Главная сцена» фестиваля традиционно будет расположена у храма Василия Блаженного. На ней будут выступать лучшие театры страны и музыкальные коллективы, среди которых «Виртуозы Москвы», «Солисты Москвы» и Государственный Театр Наций. Так же пройдет конкурс юных чтецов и поэтический спектакль по произведениям современных поэтов. Помимо этого запланирован открытый урок по тексту «Тотального диктанта» 2018, который проведет автор этого года писательница Гузель Яхина. На детской площадке фестиваля будут представлены книги около 100 издательств, пройдут творческие встречи и битва блогеров. Все дни фестиваля на этой площадке будет организован сбор книг для читателей Яренской центральной библиотеки села Яренск Ленского района Архангельской области в рамках проекта РГДБ «Подари ребенку книгу». В рамках фестиваля будет работать отдельная площадка художественной литературы, нон-фикшена, региональных издательств и площадка, посвященная издательской и образовательной деятельности музеев. Фестиваль будет проходить с 31 мая по 3 июня. Он завершится 6 мая на Пушкинской площади. С программой фестиваля можно ознакомиться на его официальном сайте . Поскольку вы здесь...

http://pravmir.ru/kontsert-bashmeta-bitv...

Яренск. Церковь иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " . Богородицкая церковь в Яренске /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: " Всех скорбящих Радость " иконы Божией Матери Год постройки:приблизительно 1820 - 1880. Год утраты:приблизительно 1935 Адрес: Архангельская область, Ленский район, село Яренск Координаты: 62.167551, 49.080431 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Современное местоположение: с. Яренск, Ленский р., Архангельская обл. Историческое местоположение: Яренский уезд, Вологодская губерния Первоначально, до 1635 г., церковь находилась на месте, называемом " старый городок " . В 1635 г. храм в честь свт. Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских, с приделом свт. Николаю, был перенесен в связи с сильным разливом рек Вычегды и Яренги. 29 мая 1681 г. храм сгорел от удара молнии. В 1682 г. построен новый деревянный, двухэтажный храм в честь свт. Афанасия и Кирилла Александрийских. Приделы: внизу - во имя свт. Николая Чудотворца, вверху - во имя иконы Богоматери " Всех Скорбящих Радость " , в честь Пророка Илии. В 1639 г. была освящена деревянная церковь в честь Преображения Господня. 7 июня 1762 г. церковь сгорела от удара молнии. 21 марта 1745 г. епископом Велико-Устюжским и Тотемским Гавриилом был издан указ о постройке каменной церкви во имя Воскресения Христова с приделом св. Иоанну Предтече. 16 мая 1760 г. епископ Варлаам разрешил устройство при этой церкви придела в честь св. Апостола и Евангелиста Луки, небесного покровителя строителя храма Яренского купца Луки Иосифовича Новоселова. 4 августа 1765 г. архиепископ Феодосий распорядился переименовать Воскресенскую церковь и освятить в честь Преображения Господня. Освящение состоялось в 1775 г. В окладной книге монастырей и церквей Великоустюжской епархии 1755 года упоминалась соборная церковь Преображения Господня. В 1788 г. при церкви числилось 308 человек, в 1868 г. - 1052. Церковь в честь иконы Божией Матери " Всех Скорбящих Радость " построена в 1803-1820 г.г.

http://sobory.ru/article/?object=39142

Яренск. Музейный комплекс собора Спаса Преображения, часовен Георгия Победоносца и Космы и Дамиана. Храмы музея: Собор Спаса Преображения Часовня Космы и Дамиана Часовня Георгия Победоносца Карта и ближайшие объекты Спасо-Преображенский собор села Яренск входит в музейный комплекс собора Спаса Преображения, часовен Георгия Победоносца и Космы и Дамиана. Строительство каменной церкви во имя Воскресения Христова с приделами Преображения Господня и Иоанна Предтечи началось в 1745 году. В 1760 году епископ Великоустюжский Варлаам дал разрешение на устройство в храме придела во имя св. апостола Луки – небесного покровителя строителя храма, яренского купца Луки Иосифова Новоселова. 4 августа 1765 г. архиепископ Феодосий распорядился переименовать Воскресенскую церковь и освятить в честь Преображения Господня. Освящение состоялось в 1775 г. В настоящее время в здании собора находится районный краеведческий музей.  Пресс-служба Архангельской епархии Приход соборной Спасо-Преображенской церкви города Яренска. В приходе четыре церкви: две главные: Спасо-Преображенская и Скорбященская (в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость») и две приписанных: кладбищенская Всех-Святская и тюремная в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Также в приходе три приписанные к главным храмам часовни: в честь Христа Спасителя; во имя святых Космы и Дамиана; во имя святого великомученика Георгия. Спасо-Преображенская церковь была построена в 1745-1775 годах «тщанием прихожан»; Скорбященская церковь построена в 1803-1820 гг. «тщанием частию прихожан, а частию яренского купца Михаила Федоровича Иовлева»; кладбищенская Всех-Святская построена в 1863 г. «тщанием Павла Андриановича Кочиева, состоявшего уездным исправником и старостою Спасо-Преображенского собора»; тюремная Богородская «Утоли моя печали» построена в 1902-1903 гг. «яренским уездным земством, тюремным отделением и частными лицами». В Спасо-Преображенском храме три престола: в честь Преображения Господня; во имя Иоанна Предтечи; во имя Апостола и Евангелиста Луки. В Скорбященской церкви три престола: в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»; во имя святителей Афанасия и Кирилла Александрийских; во имя святителя Николая Чудотворца. В кладбищенской Всех-Святской церкви два престола: во имя всех Святых; в честь Животворящего Креста Господня. В тюремной Богородской «Утоли моя печали» один престол: в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Все церкви были достаточно обеспечены церковной утварью.

http://sobory.ru/article/?object=10985

Яренск. Собор Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь Карта и ближайшие объекты Покровский собор построен в 1795 году на средства купцов Амоса Ивакина и Андрея Новоселова, вместо ветхой деревянной церкви, построенной яренским воеводой Михаилом Федотовичем Бурцовым и освященной в 1763 г. Два (по другим данным - три) престола, в нижнем этаже во имя святителя Стефана Великопермского, вверху - в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Ленским леспромхозом использовалась в качестве склада, в настоящее время пустует. Есть планы по передаче здания церкви и его восстановлению. Через улицу - отдельно стоящая колокольня, сохранился лишь нижний ярус, в котором в 1879 (1871?) г. тщанием надворного советника Константина Алексиевича Попова был устроен храм в честь св. Иоанна Предтечи - а ныне переоборудованный в котельную. Использованы материалы сайта www.isles.ru Храм был пару лет назад выкуплен Яренским приходом за число символическую сумму, проводятся ремонтные возможно, в будущем будет проведена полноценная реставрация с возвратом храму изначального облика. Как видно, в советское время были уничтожены завершения храма, в основной части снесен купол вплоть до четверика, а на алтарях сломаны своды и покрыты каркасными кровлями. Кирпичное крыльцо, ведущее с улицы на второй ярус храма, было также уничтожено. от настоятеля прихода В советский период в здании была изба-читальня, дом ОСОАВИАХИМа и физкультуры. Затем столярная и слесарная мастерские для школьников. В 1940 - начале 1980-х гг. в церкви располагался цех райпромкомбината, а затем склад Ленского леспромхоза. Информация из Яренского районного краеведческого музея Приход Яренской городской Покровской церкви В приходе две церкви: Покровская и Иоанно-Предтеченская. Покровская церковь построена в 1795 году «тщанием купцов Аммоса Ивакина и Андрея Новоселова». Иоанно-Предтеченская церковь устроена под колокольней в 1879 г. «тщанием надворного советника Константина Алексеевича Попова». К храмам приписанных часовен две: в деревне Березнике: в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы; в деревне Микшегорской: во имя святителя Николая Чудотворца.

http://sobory.ru/article/?object=10708

   001    002    003    004    005   006     007    008