Он провозгласил верховным правителем Флоренции Иисуса Христа (подобная практика была распространенной среди итал. городских республик, это отчасти уравнивало их с Римом). Обличение папы Александра VI (1492-1503), апелляция к власти Соборов (см. Соборное движение ) привели к конфликту Савонаролы с католич. Церковью - его учение было объявлено подозрительным, в апр. 1498 г. он был заключен в тюрьму, а 23 мая повешен и затем сожжен. После казни Савонаролы во Флоренции установился полуолигархический режим при сохранении довольно широкого представительства зажиточных горожан и избирательных процедур; шагом к укреплению центральной власти было введение пожизненного поста гонфалоньера («знаменосца») республики, в 1502 г. им был избран Пьеро Содерини. Секретарем флорентийского правительства в эти годы служил историк и политический мыслитель Никколо Макиавелли . Флоренция вновь присоединила отделившуюся Пизу, было создано собственное народное ополчение. В Неаполе после длительной борьбы между представителями разных ветвей Анжуйской династии на троне утвердились выходцы из Арагона, владевшие Сицилией. Кор. Арагона и Сицилии Альфонс V Великодушный (1416-1458) был усыновлен неаполитанской кор. Джованной II (1414-1435) и в 1442 г. провозгласил себя королем «обеих Сицилий», т. е. всего юга И. Ему наследовал его побочный сын Ферранте (Фердинанд), узаконенный с разрешения папы Римского. При Фердинанде I (1458-1494) неаполитанский двор стал одним из центров итал. Ренессанса: здесь стали известны своими произведениями Лоренцо Валла , Джованни Понтано, поэт Якопо Саннадзаро. Формально Неаполь оставался церковным леном, и папы активно вмешивались в светскую политику. Данте Алигьери. 1465 г. Худож. Доменико ди Микелино (Музей собора Санта-Мария-дель-Фьоре, Флоренция) Данте Алигьери. 1465 г. Худож. Доменико ди Микелино (Музей собора Санта-Мария-дель-Фьоре, Флоренция) С кон. XIV в. ситуацию в католич. Церкви в И. определяла борьба пап с антипапами. После возвращения в 1377 г. в Рим папы Григория XI профранцузски настроенная «авиньонская партия» избрала антипапу Климента VII, чья резиденция находилась в Авиньоне.

http://pravenc.ru/text/2033697.html

Мозаичные своды и купол базилики ап. Марка Мозаичные своды и купол базилики ап. Марка Иконографические программы мозаик в северном и южном боковых куполах не имеют аналогов среди визант. памятников. В сев. куполе, посвященном ап. Иоанну Богослову, представлены сам святой в позе оранта (вост. склон) и его житийный цикл из 5 сцен: «Воскрешение Друзианы», «Воскрешение Статусы», «Разрушение храма богини Дианы», «Иоанн Богослов выпивает яд», «Воскрешение двух юношей, отравленных ядом, и обращение Аристодема и жителей Эфеса». Это самый ранний иллюстрированный цикл Жития ап. Иоанна Богослова (1-я четв. XII в.). В юж. куполе - ростовые изображения свт. Николая, папы Римского сщмч. Климента, мч. Леонарда Прованского и сщмч. Власия Севастийского. Образ св. Леонарда, главный в алтаре, расположен на вост. склоне купола; ему посвящен юж. придел базилики. В парусах юж. купола - 4 жен. образа: мученицы Доротея, Еразма, Евфимия и Фекла (все фигуры, кроме фигуры св. Доротеи, поздние), особо чтимые на севере Италии, и в частности в Градо. Христологический цикл доминирует в мозаичном декоре базилики; он расположен в разных ее частях, преимущественно на склонах арок центрального купола. На восточном склоне - сцены «Благовещение», «Поклонение волхвов», «Сретение», «Крещение», «Преображение» (все переложены в кон. XVI в. по картонам Якопо Тинторетто); на сев. склоне (чудеса и исцеления) - «Брак в Кане», «Изгнание торгующих из храма», «Десять прокаженных, Христос и блудница», «Усмирение Христом бури», «Исцеление хромого», «Исцеление слуги сотника», «Исцеление кровоточивой жены», «Исцеление больного водянкой», «Исцеление прокаженного», «Чудесный улов рыбы», «Воскрешение сына наинской вдовы», «Христос и хананеянка»; на юж. склоне (начало Страстного цикла) - «Искушение Христа», «Вход в Иерусалим», «Тайная вечеря», «Омовение ног»; на зап. склоне (Страсти Господни и Воскресение) - «Поцелуй Иуды», «Христос перед Пилатом», «Распятие», «Жены-мироносицы у Гроба Господня», «Сошествие во ад», «Явление Христа по Воскресении мироносицам», «Уверение Фомы».

http://pravenc.ru/text/2562278.html

Мануил Панселин. Фреска Успенского собора Протата, Карея, Афон. Кон. XIII — нач. XIV в. Роспись Кралевой церкви (святых Иоакима и Анны) в монастыре Студеница. Ок.1314 г. Сербия Мозаика церкви монастыря Хора (Кахрие-джами). Ок.1315—1321 гг. Стамбул, Турция. Фрагмент Мозаика церкви монастыря Хора (Кахрие-джами). Ок.1315—1321 гг. Общий вид свода Икона. Новгород. XIV в. Государственный Русский Музей, Спб. Двусторонняя икона-таблетка. 2-ая четв. XV в. Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник Двусторонняя икона-таблетка из Софийского собора в Новгороде. Кон. XV — нач. XVI вв. ГТГ, Москва Икона. Ярославль. 1560-е гг. Частное собрание Икона. Регион Сольвычегодска. Нач. XVII в. Сольвычегодский историко-художественный музей Пелена. Москва. XVII в. Государственный Эрмитаж, Спб. Икона. Кон. XVII в. Владимиро-Суздальский музей-заповедник Икона из ц. Василия Блаженного. Чухчерьма. 1-ая треть XVIII в. Музей изобразительных искусств, Архангельск Болгарская икона. 1795 г. Монастырь Иоанна Рыльского, Болгария Двухчастная икона. Мастерская Богатыревых. Невьянск. 1814—1822 гг. Екатеринбургский музей изобразительных искусств Миниатюра Великолепного часослова герцога Беррийского XV в. Музей Конде в Шантийи, Франция Мастер жития Марии. Деталь алтарь Девы Марии. 1460—1465 гг. Старая пинакотека, Мюнхен, Германия Мастер алтаря Реглера. Алтарь Девы Марии; левая створка внутри. 3-ая четв. XV в. Старая Пинакотека, Мюнхен Джотто ди Бондоне. Фреска капеллы дель Арена. 1304—1306 гг. Падуя, Италия Таддео Гадди. Фреска капеллы Барончелли в базилике Санта-Кроче. 1328—1330 гг. Флоренция, Италия Паоло Уччелло. Фреска из собора в Прато. 1433—1434 гг. Прато, Италия Чима да Конельяно. Ок.1497—1500 гг. Галерея старых мастеров, Дрезден, Германия Никола Дипр. Ок. 1500 г. Париж, Лувр Тициан Вечеллио. 1534—1538 гг. Музей Академии, Венеция, Италия Тициан Вечеллио. 1534—1538 гг. Музей Академии, Венеция. Фрагмент Якопо Тинторетто. Фреска церкви Санта Мария дель Орто. 1555 г. Венеция, Италия Эсташ Лесюэр. Ок.1640—1645 гг. Государственный Эрмитаж, Спб.

http://pravmir.ru/vvedenie-vo-xram-presv...

Перстень той или иной формы также является знаком принадлежности к определенному монашескому ордену или конгрегации. В нек-рых гос-вах перстни входили в состав коронационных регалий, обязательных для интронизации монарха. По преданию, к апостольским временам восходит средневек. традиция изготовления для каждого нового папы Римского «перстня Рыбака» (т. е. ап. Петра) с геммой (перстень почившего папы разбивался). Св. Иоанн Креститель, ангел пустыни. Панагия. XVI в. (ГММК) Св. Иоанн Креститель, ангел пустыни. Панагия. XVI в. (ГММК) В периоды обострения интереса к античной истории, особенно к символике имп. Рима (эпохи Каролингского возрождения, Оттоновского возрождения, т. н. Штауфеновский ренессанс, XII в.), производились геммы, повторявшие какие-то известные в то время античные и визант. образцы и виртуозно воспроизводившие утонченный античный стиль (камея Посейдона из Юж. Италии, 1-я пол. XIII в., Музей истории искусств, Вена). Европейская Г. эпохи Возрождения Искусство Г. в Зап. Европе вновь стало актуальным и востребованным в эпоху Ренессанса вместе с появлением интереса к античности. Производство гемм по объему можно сравнить с античным: создается огромное количество камей с портретами правящих персон, с античными сюжетами, с сюжетами из христ. истории. При дворах светских и духовных сеньоров, в среде знати и патрицианства были популярны сосуды (чаши, кубки, вазы) из агата, горного хрусталя, яшмы в отделке драгоценными материалами (золото, эмали), статуэтки. Родоначальниками новейшей Г. можно считать итальянцев В. Пизано (1368-1448), Ф. Лаурану (ок. 1430-1502). Крупнейшими ее представителями в XVI в. были: П. М. да Пешиа (1513-1521), М. дель Нассаро (? - 1547), Дж. Бернарди ди Кастель-Болонезе (1495-1555), В. Белли (1468-1546), Якопо да Треццо (ок. 1514-1589), миланские мастера Алессандро (ок. 1576-1612), Антонио Маснаго и др., во Франции - Ж. де Фонтене, по прозванию Кольдоре (работал в 70-80-х гг. XVI в.). Произведения Г., появившиеся в XVII в., во многом уступали по художественному исполнению изделиям XVI и XVIII вв.

http://pravenc.ru/text/165147.html

В контексте этого обновлённого повышенного внимания к изображениям, как «месту желания» и средствам благочестия, появляются древнейшие феномены поклонения, в которых священные изображения играют главную роль. Они, по крайней мере, частично, связываются с возникновением благоговения перед «santi novellini» («святым новичком»). Слава новых чудотворцев часто находит в изображении наиболее благоприятный канал распространения, и бывало, как в случае с поклонением блаженному францисканцу Герарду из Валенцы в монастыре Святого Франциска в Пизе с 1346 г., что народное обожание принимало форму собрания вокруг изображения на фреске. Ныне утраченный образ знаменитого чудотворца, который его биограф брат Варфоломей (Бартоломео) из Альбиции велел написать на стене в церкви, за несколько лет сделался источником целой группы списков, распространившихся в обширном регионе от Марке до Балеарских островов, как об этом документально свидетельствуют современные событию тексты, и несколько изобразительных фрагментов 1200 . В отсутствие тела Герарда, похороненного в Палермо, фреска в совершенстве отвечает требованиям просителей: собирает вотивные предметы на свою поверхность, принимает молитвы верующих, напрямую воплощает блаженного и представляет собой средство, через которое он может говорить и действовать. В случае с Девой Марией, чьё тело было взято на небо после её смерти, изображение оказывается единственным святым предметом, способным напомнить о её присутствии, или о её способности принимать мольбы, и являться, чтобы исполнить их. С ростом связанного с Мадонной благочестия, поощряемого нищенствующими орденами, начали умножаться места поклонения, имеющие отношение к её чудотворным изображениям. Похоже, этот процесс достиг своего апогея, когда в конце XIV в. Франко Саккетти так писал своему перуджийскому корреспонденту Якопо из Конте: (...) Сколько перемен произошло в городе моём и с образом Владычицы нашей! И время было, когда к Святой Марии Чиголийской бежал каждый; потом к Святой Марии Лесной ходили; потом возросла слава Святой Марии в Прунете; потом во Фьезоле – к Святой Марии Первейшей; а потом – к Владычице нашей из Орто Сан Микеле; потом все они заброшены были, и к Благовещенью Слуг всякий человек прибегает (...) к которой то одним способом, то другим приставлено было и привешено столько образков, что если бы стены не были недавно стянуты цепями, то как бы вместе с кровлей не рухнули наземь. Теперь же на мосту Рубаконте к крохотному кивоту, Святой Марией Милостей называемому, построенному по подобию гроба Христова, весь народ тащится. Почти каждый день в сем малом месте воск снимать приходится, дабы место другому дать. И так-то Бог знает, сколько народу от грехов очищается, будто Владычица наша имеет больше силы в одном месте милости свои творить, чем в ином. О люд бессмысленный, всякий раз где сердца наши благорасположены окажутся, тут Владычица наша и украсится! 1201

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Франциск Ассизский освобождает г. Ареццо от демонов. Роспись ц. Франциска Ассизского. Мастер Джотто. Ок. 1300 г. Церковная история А. тесно связана с жизнью Франциска Ассизского, деятельность к-рого началась с восстановления полуразрушенных храмов, среди них были находившиеся за городом мон-рь Сан-Дамиано, ц. Сан-Пьетро и базилика Санта-Мария дельи Анджели с капеллой Порциункулой , рядом с ней в шалаше жил Франциск. Часовня в дальнейшем превратилась в главную святыню («глава и мать») ордена францисканцев. После смерти Франциска город становится паломническим центром католич. Церкви. В 1228 г. папа Григорий IX заложил первый камень базилики в честь Франциска. Храм возведен на т. н. Адском холме (colle d " Inferno), бывш. лобном месте, что соответствовало францисканской идее «подражания Христу». В 1230 г. это место переименовали в Райское (colle del Paradiso) и в храм перенесли мощи Франциска Ассизского. В 1253 г. храм был освящен папой Иннокентием IV , впосл. стал паломническим центром францисканцев- конвентуалов . Нижняя церковь базилики представляет собой помещение с невысокими сводчатыми потолками, боковыми капеллами и криптой. Над ней возведена готическая верхняя церковь с вытянутым нефом. В 1442 г. жители соседней Перуджи пытались похитить мощи Франциска, прославившиеся чудесными исцелениями, но по приказу папы Евгения IV вход в крипту был замурован (свободный доступ к гробнице открыт в 1820). Стены нижней и верхней церквей базилики Сан-Франческо покрыты фресками и представляют собой наиболее обширный и важный позднесредневек. живописный ансамбль в Центр. Италии. В течение более полувека, вплоть до кон. 20-х гг. XIV в., здесь работали рим., сиенские, флорентийские и умбрийские мастера, оставившие неск. крупных фресковых циклов (на сюжеты ВЗ и НЗ, «Золотой легенды» Якопо да Варацце, жития Франциска Ассизского, написанного Бонавентурой), а также отдельные живописные композиции. Чимабуэ вместе с учениками в 80-х гг. XIII в. написал в трансепте нижней церкви образ «Мадонны с 4 ангелами и св. Франциском» и 8 сцен из жизни Девы Марии, в левой части трансепта верхней церкви - «Распятие». Джотто, как предполагают, в 1296-1304 гг. украсил стены нефа верхней церкви 28 эпизодами из жизни Франциска Ассизского, в нижней церкви его ученики расписали хор. Симоне Мартини ок. 1320 г. представил на стенах одной из капелл нижней церкви сцены из жизни св. Мартина. Во 2-й пол. 20-х гг. XIV в. Пьетро Лоренцетти вместе с учениками украсил левый трансепт нижней церкви сценами из Страстного цикла. В сент. 1997 г. базилика серьезно пострадала во время землетрясения, для посещений после реставрации она открылась 28 нояб. 1999 г.

http://pravenc.ru/text/76684.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОНАТЕЛЛО Ап. Иоанн Богослов. 1408-1415 гг. (Музей кафедрального собора, Флоренция) Ап. Иоанн Богослов. 1408-1415 гг. (Музей кафедрального собора, Флоренция) [полное имя Донато ди Никколо ди Бетто Барди; итал. Donato di Niccolò di Betto Bardi] (ок. 1386, Флоренция - 13.12.1466, там же), скульптор итал. Возрождения, способствовавший становлению искусства раннего Возрождения и формированию индивидуальной манеры отдельных художников (Андреа Вероккио и Микеланджело). Работал в городах Центр. и Сев. Италии. Универсальность интересов Д. позволяла ему реализовывать свои замыслы в различных жанрах (многофигурный алтарь, надгробие, медальоны для Палаццо Медичи-Риккарди, картон для витража «Коронование Богоматери», проект убранства для празднества по случаю коронации имп. Сигизмунда (1433, рис. находится во Флорентийской академии)), материалах и техниках. Д. вел инженерные работы во время осады Лукки (1430). Современники называли Д. «великим подражателем древних». Его творческую биографию и истоки стиля проясняют описи имущества для обложения налогом, кадастры, счетные книги, реестры и свидетельства о платежах и о гражданском состоянии ( Либман. 1962. С. 100. Примеч. 1), записи Джованни Чинелли-Кальволи, замечания Антонио ди Туччо Манетти в биографии Филиппо Брунеллески, а также сведения, содержащиеся в предисловии к «Трем книгам о живописи» Л. Б. Альберти и в жизнеописаниях художников и скульпторов в сочинении Б. Фацио (см.: Baxandall. 1971. P. 164-167), в «Дневнике Полициано» ( A. Polizianos Tagebuch: 1477-1479/Hrsg. A. Wesselski. Jena, 1929) и в др. трудах и лит. комментариях XV-XVI вв. Д. впервые был упомянут в 1404 г. в качестве одного из помощников Лоренцо Гиберти на подготовительных работах к литью сев. ворот флорентийского баптистерия. Его 1-м самостоятельным произведением стала скульптура пророка с фиала Порта делла Мандорла (1407) в Орсанмикеле. Лишенная устойчивости и веса, причудливо задрапированная фигура с разворачивающимся вверх свитком, как и статуя Давида (1408-1415, Национальный музей, Флоренция; очевидно, связана с памятью об избавлении Флоренции от миланской угрозы и о победе над неаполитанским кор. Ладислао Дураццо), испытала влияние произведений поздней готики (работ Дж. Пизано и Тино да Камаино в Сиене, Пизе, Прато, Пистое). Др. источником стиля Д. было творчество Нанни ди Банко, сотрудничавшего с ним в работах над Порта делла Мандорла, и Филиппо Брунеллески, привлекшего его к проектированию купола Флорентийского собора. С исканиями Д. тесно связано творчество сиенца Якопо делла Кверча, работы к-рого выделяются пластической насыщенностью и образной мощью (рельефы портала собора Сан-Петронио в Болонье, 1425-1438).

http://pravenc.ru/text/178923.html

В 452 году архимандриту монастыря Маркеллу святой Иоанн указал в видении место сокрытия своей главы, и она была вновь обретена. Святыню перенесли в Емессу, а затем в Константинополь. Праздник первого и второго чудесного обретения главы Иоанна Крестителя отмечается Церковью 8 марта (24 февраля ст. ст.). Третье обретение честной главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна было около 850 года. Когда в Константинополе возникли волнения, связанные со ссылкой святителя Иоанна Златоуста, глава святого Иоанна Крестителя была унесена в Емессу, а оттуда, во время набега сарацин (около 810-820 гг.), — в Команы, где была спрятана позже, во времена иконоборческих гонений. После восстановления иконопочитания Патриарху Игнатию (847-857) ночью на молитве было указано место, где хранилась честная глава. Святыня снова была обретена в указанном патриархом месте, около 850 года. Позже глава вновь была перенесена в Константинополь и здесь 25 мая положена в придворной церкви, часть святой главы находится на Афоне. Праздник третьего обретения главы святого Иоанна Предтечи — 7 июня (25 мая ст. ст.). В память усекновения главы святого Иоанна Крестителя Церковью установлен праздник и строгий пост, как выражение скорби христиан о насильственной смерти великого Пророка. Иконы Усекновения главы Иоанна Крестителя   Картины с сюжетом Усекновения головы Иоанна Предтечи Иоанн Предтеча перед Иродом. Mattia Preti. 1665 Густав Моро. Саломея Василий Худяков. Усекновение головы Иоанна Предтечи. 1861 Якопо да Понте. Усекновение главы Иоанна Предтечи Джованни Батиста Тьеполо. Усекновение главы Иоанна Предтечи Пьер Сесиль Пюви де Шаванн. Усекновение главы Иоанна Предтечи. 1869 Месть Иродиады. Картина Хуана Фландеса Усекновение главы Иоанна Крестителя. Караваджо. 1608 Саломея. Лукас Кранах Старший. Ок. 1530 Гвидо Рени. Саломея с головой Иоанна Крестителя Молитвы праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи Песнопения праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи в исполнении хора храма свт. Николая в Кузнецкой слободе (г. Москва) Аудиоплеер

http://pravmir.ru/useknovenie-glavy-ioan...

XIII в.: однако не все исследователи разделяют эту атрибуцию, некоторые относят их к более раннему времени, напр. к нач. XII в. ( Boskovits. 1979). Третьему мастеру, работавшему в крипте кафедрального собора Ананьи, приписывают также фрески в капелле Сан-Грегорио-аль-Сакро-Спеко в Субиако (ок. 1227), где находится самое раннее изображение св. Франциска, оратория Сан-Сильвестро и Аула-Готика (Готического зала) в ц. Санти-Куатро-Коронати в Риме, оба ансамбля - ок. сер. XIII в. В росписях оратория Сан-Сильвестро, созданных в период наибольшего ослабления папской власти, заявлена тема земной власти Церкви; они включают иллюстрации к истории папы Сильвестра и имп. Константина. Недавно открытая Аула-Готика украшена аллегориями месяцев и изображениями на др. сюжеты светского характера ( Draghi. 2006). Последняя крупная живописная артель, работавшая в Риме до Пьетро Каваллини и Якопо Торрити, украсила капеллу Санкта-Санкторум при Латеранском дворце. Здесь хранились главные реликвии Римской Церкви. Инициатива полной реконструкции здания и выбор художественной техники (мозаика для алтаря и фреска для стен) принадлежали папе Николаю III (1277-1280). Монументальная декорация связана с присутствием в Риме Чимабуэ и включает сцены мученичества святых (Петра, Павла, Лаврентия, Стефана, Николая и Агнии), являющихся столпами христ. Церкви, на которых зиждется ее здание и на которые опирается власть понтифика ( Romano. 1995). Явление апостолов Петра и Павла равноап. имп. Константину. Роспись ц. Санти-Куатро-Коронати в Риме. Ок. сер. XIII в. В Абруццо, расположенном к югу от центральной части Апеннинского п-ова, долгое время не было сильной политической власти и соответственно оттуда не поступало частных «светских» заказов. Культурными центрами земель Абруццо, преимущественно горных территорий, удаленных от больших и важных городов, являлись крупные бенедиктинские мон-ри, во многом, в т. ч. в культурном плане, зависимые от мон-рей Монте-Кассино, Фарфа и Сан-Винченцо-аль-Вольтурно. Между тем ни в этих мон-рях, ни в др.

http://pravenc.ru/text/2033721.html

Разделы портала «Азбука веры» Христианское искусство Якопо Бассано (1510-1592) 1 произведение Якопо Бассано – итальянский художник, представитель венецианской школы живописи. Автор картин на библейские сюжеты и портретов в стиле позднего Возрождения. Начальное художественное образование Якопо получил в мастерской отца, затем в 1535 году приехал в Венецию, чтобы изучать секреты живописного ремесла в мастерской Бонифачо де Питати по прозванию Веронезе. Его первой самостоятельной работой стала картина «Бегство в Египет». В ранних произведениях Якопо Бассано прослеживается влияние флорентийского и римского маньеризма с характерными удлинёнными пропорциями фигур и ярким, контрастным колоритом. К 1540 году Якопо приобрёл собственный стиль, основанный на наблюдении природы, людей и животных, насыщенный контрастной игрой светотени, тонкой пластикой линий и красотой цветовых сочетаний. Его картины вдохновлены повседневной жизнью маленьких селений и красотой природы. Прочее Популярное Сейчас в разделе 47  чел. Всего просмотров 1.1 млн. Всего записей 1118 ©2024 Азбука искусства к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/art/avtor/yakopo-bassan...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010