В 1209 г. католич. св. Франциск Ассизский получил папское дозволение проповедовать, используя избранную им форму проповеди. Популярность католич. святого и папская поддержка его деятельности способствовали быстрому распространению францисканцев в И. Структура ордена оформилась при жизни Франциска Ассизского. Муж. ветвь францисканцев (т. н. первую) возглавлял Франциск Ассизский, женскую (вторую) - католич. св. Клара Ассизская . Тогда же появился «третий орден» (терциарии); в нем состояли миряне, к-рые вели образ жизни, ориентированный на монашеские идеалы, трактуемые в духе учения Франциска Ассизского, но не принимали монашеских обетов. При католич. св. Бонавентуре , к-рый возглавлял орден францисканцев в 1257-1274 гг., все установления ордена были объединены в «Нарбоннские конституции» (Constitutiones Narbonnenses, 1260). Фактором внутренней дестабилизации францисканского ордена в XIII в. было несогласие членов ордена по нек-рым вопросам: должны ли францисканцы принимать папские привилегии, если они приводят к злоупотреблениям; следует ли считать устав францисканского ордена неприкосновенным и выполнять его буквально; нужно ли исполнять все евангельские заветы или только те, что перечислены в уставе; является ли частью устава принцип «бедного пользования» (лат. usus pauper). Необходимость развивать францисканские научные и богословские центры для подготовки католич. преподавателей, проповедников и миссионеров требовала смягчить отдельные положения орденского устава и установления, определявшие формы совместной жизни францисканцев в городах. Конвентуалов, сторонников реформы ордена, поддержали папы Римские (прежде всего Григорий IX, Иннокентий IV, Николай III). Спиритуалы требовали возвращения к первоначальным принципам ордена, к аскетизму, к нищенствующему образу жизни членов ордена, выступали против богатств и светских притязаний католич. Церкви, против расширенного толкования учения Франциска Ассизского о бедности, смирении и покаянии и, следов., отрицали возможность внесения к.-л. изменений в устав. Конфликты между спиритуалами и конвентуалами стали причиной неурядиц в ордене, особенно после Лионского II Собора (1274). Среди францисканцев-спиритуалов, не признавших решения Собора, были историк Ангел Кларенский († 1337), Убертино да Касале († 1329), поэт Якопо да Тоди († 1306). Большим влиянием среди спиритуалов пользовалось учение Иоахима Флорского .

http://pravenc.ru/text/2033697.html

Церковь Мадонна-ди-Сан-Бьяджо в Монтепульчано. 1518–1545 гг. Церковь Мадонна-ди-Сан-Бьяджо в Монтепульчано. 1518–1545 гг. В 10-20-х гг. XVI в. было спроектировано большое число центрических храмов, в к-рых в той или иной мере заметны идеи Браманте и Рафаэля, связанные с проектом собора св. Петра. Это римские церкви Сан-Бьяджо-делла-Паньотта (начата в 1508, Браманте), Санти-Чельсо-э-Джулиано (начата в 1509, Браманте; не сохр.), Сант-Элиджо-дельи-Орефичи (начата ок. 1515 Рафаэлем по проекту Браманте, завершена Перуцци), Санта-Мария-ди-Лорето на форуме Траяна (начата в 1507, завершена много позже), а также ц. Санта-Мария-Аннунциата в Роккаверано (начата в 1509, Браманте) в Пьемонте. В Центр. Италии нек-рые идеи Браманте и Рафаэля нашли отклик в 2 конкурсных проектах ц. Сан-Джованни-деи-Фьорентини в Риме (1518), особенно в победившем проекте Якопо Сансовино ( Tafuri. 1992), в ц. Санта-Мария-Порта-Парадизи (1523, сегодня часть госпиталя Сан-Джакомо-дельи-Инкурабили в Риме), в центрических храмах: Санта-Мария-делла-Консолационе в Тоди (1508-1606, Кола да Капрарола предположительно по проекту Браманте: Bruschi. 1991) и Мадонна-ди-Сан-Бьяджо в Монтепульчано (1518-1545, Антонио да Сангалло Старший). Санта-Мария-делла-Консолационе представляет собой в плане тетраконх с 3 полигональными и одной полукруглой (в ней находится чудотворный образ Богоматери) апсидами. В ц. Мадонна-ди-Сан-Бьяджо использована схема греч. креста, примененная неск. десятилетиями раньше Джулиано да Сангалло в ц. Санта-Мария-делле-Карчери в Прато. Башни, фланкирующие зап. рукав креста (из них была построена только северная), восходят к проекту собора св. Петра Браманте. Угловые пилястры, полуколонны тосканского ордера, антаблемент с резко вынесенным карнизом, энергично подчеркивающий основание сводов, мощные кессоны с розетками насыщают пластикой схему, восходящую к Джулиано да Сангалло, и свидетельствуют о близком знакомстве автора проекта как с рим. древностями, так и с архитектурной практикой Браманте и Рафаэля.

http://pravenc.ru/text/2033708.html

мусульмане захватили последний опорный пункт христиан - крепость Акру (Сен-Жан-д " Акр). В противостоянии с мусульманами Н. возлагал большие надежды на союз с Киликийской Арменией , а также с монг. правителями. На II Лионском Соборе в 1274 г. он, еще не будучи папой Римским, встречался с послами гос-ва Хулагуидов. В февр.-марте 1288 г. Н. тепло принял в Риме несторианского монаха Раббана Сауму , посла правителя Ирана ильхана Аргуна. Во главе новой миссии на Восток Н. по рекомендации бывш. главы ордена францисканцев Иоанна Пармского поставил мон. Иоанна из Монтекорвино , к-рый отправился в путь летом 1289 г. с письмами азиатским правителям (подробнее о католич. миссиях см. также в статьях Иран , Китай ). Н. санкционировал деятельность францисканских миссионеров по подготовке уний с Церквами др. христ. конфессий, на Балканском п-ове, в Грузии, Армении, Эфиопии ( Ryan. 1981). Буллой «Supra montem» от 17 авг. 1289 г. Н. утвердил устав «третьего ордена» францисканцев, объединявшего благочестивых мирян (см. Терциарии ). В 1290 г. он утвердил новый устав регулярных каноников при Латеранской базилике ( Johrendt. 2006). Папа даровал привилегии университетам Парижа, Болоньи и Монпелье, выпускники которых получали право преподавать во всем христ. мире. Их ученые степени должны были признаваться повсюду (т. н. licentia ubique docendi). Покровительствуя искусствам, Н. привлекал к себе на службу известных художников Арнольфо ди Камбио, Пьетро Каваллини, Якопо Торрити. Он инициировал масштабные работы в рим. базиликах Сан-Джованни-ин-Латерано (полностью перестроена старинная апсида, добавлен поперечный трансепт; появились мозаики работы Якопо Торрити и францисканца Якопо да Камерино; см.: Claussen. 2016), Санта-Мария-Маджоре (перестроена апсида; Якопо Торрити созданы мозаики, посвященные Пресв. Богородице, в т. ч. сцена Ее коронования; рядом с базиликой построен дворец, ставший главной резиденцией Н.; см.: Gardner. 1973), Санта-Мария-ин-Трастевере (мозаики Пьетро Каваллини, 1291). Особое внимание папа уделял базилике св.

http://pravenc.ru/text/2566084.html

Лоренцо Лотто. мученичество святого Стефана, 1513-1517, дерево, масло Джованни Бонконсильо, прозванный Марескалько. Воскресение Христа, около 1525-1530, холст, масло Лоренцо Лотто. Мистическое обручение святой Екатерины, 1523, холст, масло Якопо Негретти, прозванный Пальмой Старшим, Мадонна с Младенцем, святым Иоанно Крестителем и Марией Магдалиной, около 1520, дерево, масло Андреа Кордельяги, прозванный Андреа Первитали. Мадонна с Младенцем, святыми Павлом, Агнессой, донаторами Паоло и Аньезе Кассотти (Мадонна Касотти), 1523, холст, масло Бартоломео Монтанья. Святой Иероним, 1515, холст, темпера, масло Маэстро деи Картеллини. Ангелы с орудиями страстей, 1445-1455, дерево, темпера Маэстро деи Картеллини. Святой Павел, 1445-1455, дерево, темпера Маэстро деи Картеллини. Святой Петр, 1445-1455, дерево, темпера Баротолмео Виварини. Полиптих из Сканцо: Троица с двумя ангелами. Мадонна на троне. Святой Петр. Святой архангел Михаил. 1488, дерево, темпера Витторе Карпаччо и мастерская. Рождество Богоматери, около 1502-1504, холст, масло Амброджо да Фоссано, прозванный Бергоньоне. Святая Марта. Святой евангелист Иоанн, около 1511-1512, дерево, масло Козимо Тура. Мадонна с Младенцем, около 1475-1480, дерево, темпера Лоренцо Коста. Святой Евангелист Иоанн, около 1480-1481, холст, темпера, масло Джироламо Джовеноне. Мадонна с Младенцем. Святой Михаил, неизвестная святая и донатор. Святая Лючия, святой Доминик и донатор. 1527, дерево, масло Джованни Бузи, прозванный Карьяни. Музицирующая пара. Около 1520-1522, холст, масло Лоренцо Лотто. Положение во гроб, около 1513-1517, дерево, масло Джироламо Дженга. Святой Августин совершает таинство крещения над оглашенными, 1516-1518, дерево, масло Альтобелло Мелоне. Мадонна с Младенцем. Около 1520, дерево, масло Альтобелло Мелоне. Портрет дворянина. Около 1513, дерево, масло Пьетро Ваннуччи, прозванный Пьетро Перуджино, и мастерская. Рождество Христово, около 1504, дерево, масло Антонелло да Мессина, Якопо ди Антонелло. Мадонна с Младенцем, 1480, дерево, масло, 1480

http://pravmir.ru/puteshestvie-v-epohu-v...

1939; Laurentin. 1951; Baraúna . 1960; de Ridder. 1960; Köster . 1962; ср.: Escudero Cabello. 1997), так и после (см., напр.: Mary, Coredemptrix, Mediatrix, Advocate. 1995; Garrigues. 2005; Munsterman. 2006). В документах Собора термин «corredemptrix» не используется, хотя сотериологическая миссия Марии была предметом обсуждения (см.: Antonelli. 2009) и затрагивается в экклезиологической конституции. При этом большинство высказываний об активной роли Марии касаются темы спасения (salus); в редких случаях искупительного контекста (redemptio) речь идет о Ee подчиненном служении Христу. Коронование Богоматери, с пророками и святыми. 1372–1373 гг. Мастер Якопо ди Чоне (Галерея Академии, Флоренция) Коронование Богоматери, с пророками и святыми. 1372–1373 гг. Мастер Якопо ди Чоне (Галерея Академии, Флоренция) Однако и в том и другом случае подчеркивается приоритет воздействующей благодати как единовластной инициативы и благоволения Бога, важность нерасторжимого единения Марии с Сыном в деле спасения (in opere salutari) (см.: CVatII. LG. 57; ср.: Ibid. SC. 103). Так, Она, «не связанная никаким грехом, как раба Господня всецело предала Себя Своему Сыну и Его делу, подчиняясь Ему (sub Ipso) и вместе с Ним служа (inserviens) тайне искупления по благодати всемогущего Бога» (Ibid. LG. 56; ср.: ККЦ. 494). При этом Мария «следовала путем веры»: являясь субъектом веры, предуготовленной в силу благодатного зачатия, Она не просто была «пассивным орудием Бога, но содействовала спасению людей добровольной верой и послушанием» (CVatII. LG. 58, 57). Суть Ее земного сотериологического назначения (munus), простиравшегося «от девственного зачатия до смерти Христа» (Ibid. LG. 57), заключалась в том, что, «зачав Христа, родив Его, вскормив, представив во Храме перед Отцом и страдая вместе с Сыном Своим, умирающим на Кресте, Она совершенно особым образом споспешествовала (cooperata est) послушанием, верой, надеждой и горячей любовью делу Спасителя, восстановлению сверхъестественной жизни в душах» (Ibid.

http://pravenc.ru/text/1683907.html

  30   Моисси: Сандро Моисси (1880-1935), немецкий актер.   31   Тейлор Джереми: (1631-1667), английский священник и писатель.   32   Альбано: живописное озеро в кратере потухшего вулкана невдалеке от Рима.   33   Пиццетти: Ильдебрандо Пиццети (1880-1968), итальянский композитор.   34   Колонна: древняя итальянская семья, игравшая большую роль в средневековой истории Рима.   35   Тосканский дом: из рода Медичи, игравшего важную роль в средневековой Италии.   36   Савойский дом: имеется в виду Савойская династия, правившая объединенной Италией в 1861-1946 годах.   37   Делла-Кверчиа: Якопо Делла-Кверчиа (1371-1438) итальянский скульптор.   38   празднество: В соответствии с буллой Бонифация VIII церкви, начиная с 1300 г. следовало праздновать каждый сотый год, давая полное отпущение грехов каждому, кто вовремя такого празднества посетит базилики апостолов Петра и Павла с истинным покаянием и исповедью. Затем празднования стали совершаться каждые 25 лет. Данте, умерший в 1321 г., был свидетелем первого из этих празднеств.   39   старые девы (фр.).   40   решетчатое сооружение (лат.).   41   «…мне по душе Альбунеи звучанье, Быстрый Анио ток и Тибурна рощи и влажный Берег зыбучий в садах плодовитых». Гораций. «Oды»,I,7,12-14 (пер. Н. Церетели).   42   пеликан вечности: пеликан, согласно легенде выкармливающий птенцов своей кровью, был символом Христа и милосердия.   43   Константинов дар: подложная грамота, составленная в папской канцелярии примерно в середине VIII века для обоснования притязаний Папы на светскую власть. Согласно этой грамоте, римский император Константин в IV в. передал папе Сильвестру I власть над Западной частью Римской империи и Италией в том числе.   44   Джаниколо: холм на правом берегу Тибра, напротив семи римских холмов.   45   Аква Паола: акведук в Риме.   46   в тесном кругу (лат.).   47   Таузиг: Карл (Кароль) Таузиг (1841-1871), ученик Листа, польский пианист и композитор, чех по национальности.   48   сосновая роща (ит.).   49   Сильвестр Левша: Герберт Аврилакский (940-е-1003), папа Сильвестр II, знаменитый своей ученостью. Что касается «формы сонета», то первый из известных сонетов принадлежит перу Якопо да Лентини, творившему между 1215 и 1233 и принадлежавшего к так называемой «сицилийской» поэтической школе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

В статуях святых Петрония и Прокла с их балансирующими позами и текучим ритмом складок одежд очевидно влияние Якопо делла Кверча; фигуру коленопреклоненного ангела с канделябром, напротив, отличают устойчивость, пластическая мощь, даже некоторая преувеличенность форм. В кон. 1495 г. М. Б. ненадолго вернулся во Флоренцию, где создал скульптуры св. Иоанна Крестителя и спящего Амура (не сохр.). По заказу кард. Раффаэле Риарио он также исполнил большую статую Вакха (Национальный музей Барджелло, Флоренция), которая в 1497 г. вошла в состав римской коллекции антиков Якопо Галли, заказавшего М. Б. еще ряд работ (неизв.). «Вакх» представляет собой парковую скульптуру, предназначенную для кругового обхода; трансформируя античный принцип хиазма и придавая неустойчивое равновесие фигурам захмелевшего юноши и маленького сатира, припавшего к виноградной грозди, М. Б. заставляет взгляд зрителя двигаться по спирали и следовать за мягким, певучим контуром статуи. Округлые силуэты, трактовка полнокровной, но смягченной чувственной формы сочетаются здесь с сопоставлением фактур, несвойственным творчеству М. Б. в дальнейшем. Триумфальный успех молодому скульптору принесла «Пьета» (1498-1499, собор св. Петра, Рим), заказанная франц. кард. Жаном де Билером для его капеллы и ставшая подлинным эталоном Высокого Возрождения в скульптуре. Иконография скульптурной группы восходит к заальпийскому типу «Vesperbild», что было связано, вероятно, с сев. происхождением заказчика. М. Б., однако, придал ему классически ясный, гармонический облик, удачно вписав тело Христа, распростертое на коленях Богоматери, в силуэт Ее фигуры и широкого подола, ниспадающего пышными складками. В деликатно трактованных юных лицах Матери и Сына, в их идеально прекрасных фигурах высокая патетика соединяется с проникновенной лирической интонацией и подлинной человеческой скорбью, что сделало «Пьету» М. Б. одним из наиболее любимых в католич. мире молитвенных образов. Вновь вернувшись во Флоренцию в 1499 г., М. Б. делал статуи для Алтаря Пикколомини в сиенском соборе, работу над к-рыми впосл.

http://pravenc.ru/text/2563178.html

Небольшая молельня на мосту Рубаконте (нынешнем мосту алле Грацие), напротив, свободна от связей с церковными учреждениями. Она была построена на средства частного лица Якопо из Кароччо дельи Альберта, который, вступив в противоречие с францисканцами из Санта Кроче по вопросам, связанным с правом захоронения, желал воздвигнуть семейную часовню, не подчиняясь давлению духовенства. Такой случай ему представился ввиду развития культа фрески Девы Марии, приписанной «Мастеру Святой Цецилии», т. е. современнику Джотто, выполненной на быке городского моста. Переживший разрушительный разлив Арно 1336 г., он сделался чем-то вроде местной горы Афона, пристанищем отшельников и затворниц. В сакрализации места мы вновь должны, со всей вероятностью, выделить изменение статуса святого образа. Его иконография ясно показывает нам, что при своём рождении это было скорее вотивное изображение, где Младенец вместо обычного фронтального своего положения направлял благословляющий жест вниз, в сторону фигуры просителя, впоследствии стёртой или исчезнувшей. Когда Якопо Альберти внёс свои деньги на строительство часовни, на его выбор повлияла Синьория, желавшая избежать возмутительного культа, лишённого внешнего надзора, и вдобавок придать более достойное обрамление всё растущему стечению народа к «мостовой Деве» 1211 . Эта стремительная смена образов хорошо показывает разнородность изобразительных предметов, в течение нескольких десятилетий привлекавших благосклонность верующих, которые находили в них признаки «необычайности». В первую очередь, их привлекательность затрагивает представителей самых различных социальных слоёв городского общества и питается всё более обособляющимся и индивидуализирующимся духом современного ему благочестия. Организаторы поклонения, со своей стороны, тоже дифференцируются: среди них можно перечислить мирские общества верующих, городские учреждения и даже отдельных частных лиц, но также новые нищенствующие ордена и соборных каноников. Нет ощущения, что предметы поклонения объединены элементами стилистики, иконографии или типологии: среди них встречаются Мадонны с Младенцем на престоле, поясные изображения Мадонны с Младенцем и одно Благовещенье, или одна остроконечная доска с рельефом, одна икона, одна доска и две фрески. Если образ из Фьезоле должен был казаться «древним», а образ из Лесного монастыря – «диковинным», то уже тогда было прекрасно известно, что Мадонна из Чиголи была создана всего несколькими годами ранее, а с Мадонной из Орсанмикеле не особенно церемонились и дважды заменяли более приличными и почтенными (как сказали бы тогда) произведениями. Тогда возникает непроизвольный вопрос: что, при крайнем несходстве этих явлений, оправдывает идею «власти образов»? Какой же элемент, в сущности, их объединяет?

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ареццо (рис. 68). Художник этот замечателен для нас уже тем, что, по воспоминаниям флорентинских мастеров, занесенным у Вазари, он был иконным подрядчиком, организатором иконописного мастерства и прожил будто бы 80 лет. Основанное Яковом иконописное братство Св. Луки состояло как из последователей старой греческой манеры, так и новой, проложенной талантами Чимабуе и Джиотто. Известны нам и другие подходящие по типу иконы Мадонны с Младенцем: одна принадлежит известному сиенскому мастеру «Мадонне» Сано ди Пьетро (фот. Алинари 9335), другая – умбрийскому Аллегретто Нуци (Алинари 17897). Позднейший итальянский перевод (в народных листах) представляет (рис., 69) известная и чтимая икона Споручницы грешных (списки в Одрине м. Орлов . губ. и у Николы в Хамовниках в Москве), время и место явления которой неизвестны, но название которой объясняется положением перстов Младенца и Б. Μ. и словами акафиста: «Радуйся руце Твои в поручение о нас Богу приносящая». 9 .                  Группа Б. М. с Младенцем оживляется также и движениями самой Б. М., а между ними одним из особенно привлекательных и вполне натуральных является то положение Матери и Младенца, когда она, как бы предупреждая порыв излишне живой и резкий, кладет Ему, как бы слегка успокаивая и останавливая Его, тихо руку на грудь. Из ранних вариантов подобной темы мы уже знаем преимущественно иконы Мадонны Сиенской школы XIV столетия. Такова, например, тема иконы Липпо Мемми 56 , затем особенно Пиетро Лоренцетти 57 , который, при своих тяжелых фигурах Мадонны и Младенца, является, однако, наиболее экспрессивным живописцем и одним из лучших представителей школы в ее духовных сторонах. Тихое и плавное движение Материнской руки (рис. 64) является единственным выражением интимного свойства в его серьезно настроенных и элегически покойных темах. Рис. 68 Икона Б. М. письма Якова Казентино в Пинакотеке Ареццо, фот. Алинари. Рис. 69. Прорись иконы Б. М. «Споручницы», фряж. пис., из собр. ик. Чириковых Одно из наиболее ярких произведений Якопо Беллини, приобретенное в самое последнее время для галереи Уффиций и по своей необыкновенной отделке и сохранности возбудившее даже совершенно излишние сомнения, представляет Б.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Сцены из Ветхого завета иллюстрируют историю спасения народа Израиля, которое является прообразом пришествия Спасителя и Нового завета в историю человечества: Троица Ветхозаветная («Явление Аврааму»); приношение Мелхиседека ( Быт. 14:18 ); Иисус Навин, останавливающий солнце во время битвы с аморреями ( Нав. 10:12–13 ); сцены из циклов Моисея, Иосифа, Иакова. Многофигурные батальные сцены напоминают о рельефах императорских триумфальных колонн и арок. Мастера–мозаичисты применили сложную технику, используя стекловидные тессеры свыше 190 оттенков цветов. Предполагают, что мозаики центрального нефа были выполнены раньше, чем мозаики триумфальной арки. Базилика многократно изменялась и реставрировалась. В первой половине 8 в. при церкви был основан монастырь. При папе Пасхалии I (817–824) под престолом устроили нишу, где поместили ясли Иисуса. Многоцветный пол с геометрическими узорами, который существует и сейчас, был выполнен из мрамора и порфира в 12 в. мастерами Космати. Эта мастерская известна большими мозаичными работами в Риме и окрестностях. Папа Климент III (1187–1191) построил рядом с базиликой дворец. Первоначальная композиция апсиды неизвестна; скорее всего, это была Богоматерь на троне с Младенцем. Важные изменения в восточной части церкви произошли в конце 13 в., при папе Николае IV (1288–1292), когда апсида была перестроена и украшена мозаичной сценой коронования Богоматери. Работы выполнил Якопо Торрити с учениками. Тогда же мозаиками был украшен и восточный фасад, обращенный к площади Санта Мария Маджоре, которую сейчас украшает великолепная колонна из базилики Максенция. И в последующие века работы по обновлению и обогащению храма выполнялись лучшими мастерами. В 1378 г. было закончено строительство колокольни высотой 75 м с коническим завершением, в романском стиле. В конце 14 – начале 15 в. были построены несколько часовен. Существующий сейчас деревянный кессонный потолок сооружен Джулиано да Сангалло в конце 15 в. Большую часть современных фасадов создал в 1600 г. Карло Райнальди при участии Пьетро Бернини.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010