Закрыть itemscope itemtype="" > Русский обычай Очерк о языческом и христианском в народном календаре. Часть 3 15.02.2019 1187 Время на чтение 21 минут Часть 1 Часть 2 «НА РУСИ ХРИСТА СЛАВЯТ, А ИУДЕЕВ КЛЯНУТ...» Христос, иудеи и христиане первых веков... Видимо, от любви к своему народу, любви, слепящей глаза, как слепит яркое солнце, но думаю, что Древняя Русь все же была душевно приуготовлена к принятию христианства. Российские народоведы-атеисты, благотворящие язычеству, нежели христианству, похоже, грешили перед правдой, когда толковали о том, что Русь крестилась копьем и мечом, что русский народ противился Святому Креще­нию и яро отстаивал болванов, деревянных и каменных. Какая уж ярость, коль так быстро улетучились из памяти былые идолы?! Доказательством того, что ветхий русс был предрас­положен к принятию христианства, может служить и само избрание веры равноапостольным князем Владимиром, который до крещения жил закоренелым язычником, плотски ублажая пять жен и тьму наложниц. А ведь Древняя Русь могла духовно облачиться и в мусульманство, а скорее всего, в иудаизм, по примеру несчастной Хазарии, но само Божие Прови­дение, кое душа русская чудом сумела услышать, даровало Руси Православие. В «Истории Государства Российского» Николая Ка­рамзина по сему поводу записано: князь Владимир «выслушав Иудеев, (...) спросил, где их отечество? " В Иерусалиме, - ответствовали проповедники, - но Бог во гневе Своем расточил нас по землям чуждым " . " И вы, наказываемые Богом, дерзаете учить других?- сказал Владимир;- мы не хотим, подобно вам, лишиться своего отечества. (...) Нетрудно было уверить язычника разумного в великом превосходстве Закона Христианского. (...) Христианство, представляя в едином, невидимом Боге Создателя и Правителя вселенной, нежного Отца людей, снисходительного к их слабостям, и награждающего добрых- здесь миром и покоем совести, а там, за тьмою временной смерти, блаженством вечной жизни, - удовлетворяет всем главным потребностям души человеческой». Избрав спасительное цареградское Православие, русские, будучи титульной нацией в многонациональной Российской Империи, терпимо относились к исламу, буддизму и даже шаманизму ...блуждают во тьме... и настороженно, а порой и воинственно - к иудаизму, ибо, согласно Евангелию, кровь Спасителя мира и на потомках распявших Христа: «Кровь Его на нас и на детях наших». (Мф.27:23, 25). Неприятие иудеями Христа Спасителя породило не токмо церковное, а и мирское, политическо-идеологическое противостояние двух народ, еврейского и русского; вот почему в очерке о русской этике изрядно страниц посвящано иудаизму.

http://ruskline.ru/analitika/2019/02/16/...

И. В. род. в семье язычников, крестился в Александрии, куда его отправили для обучения наукам. В 15 лет, услышав о прп. Антонии Великом, И. В. отправился к нему и провел с ним ок. 2 месяцев, стараясь во всем подражать учителю. Однако большое число посетителей, приходивших к Антонию, вынудило его искать более уединенного места для подвижничества. Ок. 306 г. И. В. вернулся на родину и, поскольку родители его уже умерли, продал имущество, раздал деньги бедным и начал вести жизнь отшельника в 7 милях к югу от г. Маюма. И. В. имел обыкновение спать на голой земле, ел 1 раз в день после заката солнца, и то немного, противостоял многочисленным искушениям. Однажды, разгневавшись на себя, обуреваемого помыслами, он начал бить себя в грудь со словами: «Осел, я отучу тебя брыкаться, я буду кормить тебя не ячменем, но соломой, голодом и жаждой я сделаю тебя слабым… я буду управлять тобой при помощи жары и холода, так чтобы ты больше думал о еде, чем о распутстве» ( Hieron. Vita Hilar. 5). Проведя 22 года в пустыне, он стяжал дар чудотворения, благодаря к-рому смог исцелить бесплодную женщину из Элевтерополя и детей Елпидия, ставшего впосл. префектом претория (Ibid. 13-14). После этого он стал известным, и многие из приходивших к нему посетителей принимали христианство, а затем становились монахами: «Ведь не было тогда монастырей в Палестине, и никто до святого Илариона не знал монахов в Сирии. Он был в этой провинции основателем такого образа жизни и занятия и наставник в нем. В Египте у Господа Иисуса был старец Антоний, а в Палестине - юноша Иларион» (Ibid. 14). Блж. Иероним рисует картину жизни провинции, где были еще сильны язычество и вера в магические действия. Освященная вода, к-рую И. В. дал некоему христианину из Газы, принесла победу тому на скачках, тем самым посрамив действия его противника-язычника, прибегшего к помощи магии (Ibid. 21). Узнав об исходе соревнования, многие обратились в христианство, а враги И. В. объявили его магом и потребовали его казни. И. В. исцелял не только людей (напр., одержимого бесом телохранителя имп. Констанция II), но и бесновавшихся животных, объясняя, что «диавол горит такой ненавистью к людям, что желает уничтожить не только их самих, но и то, что принадлежит им» (Ibid. 23).

http://pravenc.ru/text/389213.html

инок Всеволод (Филипьев) II период. Начало IV века (312 г.) середина IX века Отдел первый. Золотой век святоотеческой письменности – 428/430 гг.] Глава первая. Границы золотого века и причины расцвета святоотеческой письменности Границами золотого века святоотеческой письменности или, иначе говоря, классического периода церковной письменности можно условно считать с одной стороны 312 год – год издания Миланского эдикта, положившего конец гонениям на христиан, и с другой стороны 428/430 годы. В 428 году начал свою деятельность в Константинополе Несторий, поставивший на повестку дня Христологический вопрос, обсуждение коего является предметом церковной письменности, выделенной нами в особый Отдел; в 430 году скончался блаж. Августин – последний, согласно нашей хронологии, святой отец золотого века церковной письменности. В обозначенный период, состояние отеческой письменности было блестящим, как по обилию литературных произведений и разнообразию содержания, так и по их внешним формам. Решительный перевес Христианства над язычеством был очевиден. Сознавая, что язычество пришло в упадок и в то же время ценя внешнюю форму его классических произведений, святые отцы стали соперничать с языческой литературой в области самого словесного искусства, чтобы и в нем превзойти языческих писателей. Если сравнить представителей языческой мысли этого периода: на востоке императора Юлиана Отступника и софиста Ливания с отцами Церкви святителями Василием Великим , Григорием Богословом , Иоанном Златоустом , и на западе префекта Симмаха – со святителем Амвросием Медиоланским , то станет ясно, что жизнь и сила были уже всецело на стороне христианских богословов. Благодаря литературной деятельности писателей Церкви успешно шел процесс христианизации культуры. Другой причиной расцвета святоотеческой письменности было изменение ее направленности. Если раньше сочинения христианских писателей адресовывались часто ко внешним: к язычникам и иудеям, то теперь большая часть сочинений предназначалась для самих христиан. Это обстоятельство благотворно повлияло на развитие богословской мысли вглубь, так как читателю-христианину не требовалось объяснять азы вероучения, а можно было сразу же приступать к изъяснению истин более глубоких и серьезных.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

История православия в Литве разнообразна и уходит в глубь веков. Православные захоронения относятся по меньшей мере k XIII-oмy веку, однако, скорее всего православие вместе с русскоязычным населением появилось в регионе еще раньше. Основным центром православия всего региона всегда был Вильнюс (Вильна), чье влияние охватывало и большую часть белорусских земель, тогда как на большей части территории современной этнической Литвы православие распространялось слабо и эпизодически. B XV beke Вильна была " русским " (ruthenica) и православным городом – на семь католических церквей (частично спонсируемых государством, т.к. католичество уже стало государственной религией) приходилось 14 церквей и 8 часовен православного исповедания. Православие в Литву проникало по двум направлениям. Первое – государственно-аристократическое (благодаря династическим бракам с русскими княжескими родами, вследствие чего большая часть литовских князей XIV beka были крещены в православии), Второе – торговые и мастеровые люди, приехавшие из русских земель. Православие на литовских землях всегда было религией меньшинства, и часто притеснялось господствующими вероисповеданиями. В докатолический период межрелигиозные отношения большей частью были ровными. Правда, в 1347 году по настоянию язычников были казнены трое православных христиан – Виленские мученики Антоний, Иоанн и Евстафий. Это событие оставалось самым " жарким " столкновением с язычеством. Вскоре после этой казни на ее месте была построена церковь, где долгое время хранились мощи мучеников. В 1316 (или 1317) по просьбе великого князя Витяниса Константинопольским патриархом была учреждена Литовская православная митрополия. Само существование отдельной митрополии было тесно переплетено с высокой политикой, в которой было три стороны – литовские и московские князья и патриархи Константинополя. Первые пытались отделить своих православных подданных от московского духовного центра, вторые стремились свое влияние удержать. Окончательное утверждение отдельной Литовской (нареченной Киевской) митрополии произошло только в 1458 году.

http://religare.ru/2_36867.html

К Римлянам послание Апостола Павла Писано, вероятно, в третьем путешествии Апостола, около 56 г. по Р. Х. Апостол Павел давно желал посетить Рим, но разные препятствия несколько раз мешали его поездкам ( Рим.1 ; Деян.10 ). Наконец, казалось, близка была возможность. Собираясь в Иерусалим, он намерен был оттуда, по пути в Испанию, провесть некоторое время в Риме ( Рим.15 ) и это послание писано с целью предварить о сем Римскую общину и по этому поводу вперед послать им письменно наставления о важных предметах веры. Философия, пишет Апостол, не вывела язычников на путь спасения. Закон оказался в этом же бездейственен для Иудеев. В этом послании Апостол учит, что одна лишь вера во Христа выводит на путь спасения все человечество. Глава 1 Всем сущим в Риме, возлюбленным Божиим, призванным святым: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Божию. То благовестие, издревле обещал Бог чрез пророков Своих, во святых Писаниях, о Сыне Своем, бывшем по плоти от семени Давидова, нареченном Сыне Божием, в силе, по духу святыни, чрез воскресение из мертвых, – о Иисусе Христе Господе нашем. Чрез Него же прияли мы благодать и апостольство, поставлены приводить все языки в послушание веры о имени Его, – между коими и вы призваны ко Иисусу Христу. Прежде всего благодарю Бога моего чрез Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всем мире. Свидетель мне Бог, Ему же служу духом моим в благовествовании Сына Его, – что непрестанно воспоминаю о вас, всегда в молитвах молюсь, чтобы воля Божия когда-нибудь благопоспешила мне придти к вам. Ибо желанием стремлюсь видеть вас, чтобы преподать вам какое дарование духовное к утверждению вашему, то есть соутешиться с вами верою общею, вашею и моею. Не хочу, братия, оставить вас в неведении, что я много раз собирался идти к вам, но встречал препятствия доныне, – придти для того, чтоб иметь некий плод и у вас, как у прочих языков. Духовное бессилие язычества

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Китайская Римско-католичская литература с XVI по XVIII ст., содержащая книги богослужебные, экзегетические, полемические, догматическо- нравственные, канонические, священно- и церковно-исторические, и прочие (Дополнение к Диалогам М. Риччи) Предварительное замечание В дополнение к диалогам М. Риччи – сообщаем, не лишенные ученого интереса, сведения о трудах прочих Р.-Католических Миссионеров, посвященных разъяснению истин Христианства для Китайцев, и специально на китайском языке. Литература эта весьма обширна и разнообразна, ежегодно восполняется и увеличивается новыми изданиями книг, печатаемых в Римско-католических типографиях, при главных Миссионерских пунктах, каковы – Пекин, Шанхай и другие города. Берем названия наиболее распространенных сочинений по каталогу 1876 г., печатанному в Шанхае, с Латинским переводом и Китайскими названиями, с сообщением и краткого содержания книг на Латинском языке. Переводим по-русски. Имена авторов следующие: Юний Алений (р. 1582 г., ум. 1649), Альфонс Вагнони (р. 1566 г., ум. 1640 г.), Флориан Бар, Людвиг Бужлио (р. 1606 г., ум. 1637 г.), Франциск Бранкати, Иероним Гравина, Еммануил Диаз (р. 1560 г., ум. 1640 г.), Вассер, Б. В. де-Монте-Еармило, Франк Мойра де-Мэллак р. 1669 г., ум. 1748), Франциск Жиакинти, Анжело Зоттоли (р. 1826 г.), Франциск Ксаверий д’Антреколль (род. 1662 г., ум. 1741 г.), Филипп Куплет (р. 1623 г., ум. 1692 г.), Домино Лангвиллэт, Лаврентий Ли, Андрей Лобелли, Франциск Наже (род. 1051 г., ум. 1729 г.), Диого де-Пантона, Доменико Паренин (р. 1665 г., ум. 1741 г.), Иосиф де-Премар (р. 1666 г., ум. 1735 г.), Иоанн Соери, Иаков Ро (р. 1590 г., ум. 1678 г.), Иосиф Сэн, Эмерик Хованьяк, Вербист (р. 1623 г., ум. 1688 г.). Встречаются, также, имена, собственно, Китайских Христиан, известные в составлении религиозно-нравственных рассуждений. Материалы в означенном Шанхайском каталоге 1876 г. распределяются на следующие категории: по Св. Писанию, жизнеописаниям Иисуса Христа, Богоматери, святых; книги, собственно, для язычников: доктринальные, акскетические, катехизисы, богослужебные, для общественного и частного употребления, наконец, мелкого содержания и, разного рода, сборники.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

Книга 3 Глава 1 О Юлиане, его происхождении и воспитании, и о том, как он, достигнув царской власти, уклонился к язычеству Царь Констанций окончил жизнь в пределах Киликии третьего числа ноября, в консульство Тавра и Флоренция. При тех же консулах, в одиннадцатый день следующего месяца декабря, прибыл из западных областей в Константинополь и здесь провозглашен самодержцем Юлиан 184 . Намереваясь несколько поговорить о царе Юлиане, муже красноречивом, просим всех близких к нему не требовать от нас нарядных выражений, как будто рассказ непременно должен равняться с достоинствами того, о ком идет речь. История наша – христианская, посему речь в ней, для ясности, идет смиренно и просто, что обещали мы и в начале. Скажем же о Юлиане, его происхождении, образовании и о том, как достиг он царской власти. Но для этого надобно начать несколько выше. Константин, назвавший Византий своим именем, имел двух братьев, происходивших от одного отца, но не от одной матери: имя одному было Далмаций, другому Констанций. У Далмация был сын, называвшийся тем же именем, а у Констанция – два сына, Галл и Юлиан 185 . Когда создатель Константинополя умер, и воины лишили жизни юного Далмация, тогда участи его едва не подверглись осиротевшие также, по смерти своего отца, Галл и Юлиан. Первого спасла только болезнь, казавшаяся смертельной, а последнего – детский возраст, так как ему было в то время восемь лет от роду 186 . Впоследствии царский гнев против них миновал, Галл начал посещать школы учителей в Ефесе 187 юнийском, где у них находились доставшиеся в наследство от предков богатые поместья, а Юлиан, подросши, слушал науки в Константинополе, в базилике, где тогда были училища и ходил в простой одежде, руководимый евнухом Мардонием. Учителем грамматики был у него лакемедонянин Никоклес, а риторике учился он у софиста Экиволия, который считался в то время христианином, ибо царь Констанций опасался, как бы, слушая учителя-язычника, не уклонился он к (языческому) суеверию. Юлиан вначале был действительно христианином.

http://azbyka.ru/otechnik/Sokrat_Sholast...

Л. И. Бриллиантов Книга пророка Иезекииля Сведения о лице пророка Иезекииля и обстоятельствах его жизни Св. пророк Иезекииль был сын священника Вузия (I гл. 1 ст.). Он родился в царствование Иосии, царя Иудейского и годы юности своей провел в Иудее. Затем на 25 году своей жизни пр. Иезекииль вместе с царем Иехониею и другими знатными иудеями был отведен пленником в Вавилон и поселен в Месопотамии на реке Ховаре, притоке реки Тигра. Здесь на 5-м году своего пленения он удостоился получить от Бога откровение или, как он сам свидетельствует, видение подобия славы Божией (I гл.). Во время сего чудесного явления Иезекииль был призван Богом к пророческому служению (II, 2–5), которое продолжалось не менее 22 лет, так как последняя его речь относится к 27 году его пленения 128 . Призванный к пророческому служению, пророк проповедовал среди переселенцев Царства Израильского, которые жили здесь со времени падения своего царства (4 Царств. XVIII, 11). Эти поселенцы отличались грубостью своих нравов, приверженностью к язычеству и вообще проводили порочную жизнь. Такому жалкому состоянию израильских пленников способствовали самая языческая среда, разобщенность друг от друга и отсутствие истинных руководителей или посланников Божиих. Явившись сюда первым таким руководителем, пророк Иезекииль со всею строгостью начал обличать развращенную жизнь израильтян, соединившихся с язычниками. Впрочем, предметом его пророческих речей были не только пленные израильтяне, но и остававшиеся в Палестине иудеи, которым он предсказывал о разрушении Иерусалима и храма, об отведении в плен вместе со своим царем Седекией и проч. Содержание своих пророчеств об Иудее он передавал пленникам, интересовавшимся судьбою своего отечества. В своей многотрудной пророческой деятельности пророк находил время обращаться с проповедью и к язычникам, которых он грозно обличал за враждебное отношение к народу Божию. Пророк Иезекииль был женат, но жена его умерла раньше его (XXIV, 15–18). О дальнейшей судьбе пророка Иезекииля в книге его нет никаких указаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Леонтий, священномученик, епископ Ростовский († 1073; память 23 мая/5 июня в Соборе Ростово-Ярославских святых) О происхождении святителя существуют различные мнения. Одни считают его русским, другие греком. Эти разногласия некоторые из историков объясняют следующим образом. Леонтий в молодости получил хорошее начальное образование, а затем был послан продолжить свое образование в Константинополь. Это обстоятельство послужило основанием предположения о его греческом происхождении. Полагают, что и монашество он принял в Константинополе. Около 1032 года возвратился в Россию и пришел в Киево-Печерский монастырь к преподобному Антонию, откуда был призван к епископскому служению. Около 1051 года (или в 1054 году) хиротонисан во епископа Ростовского. Епископ Владимирский Симон называет его «первопрестольником», так как Леонтий первый из киево-печерских иноков возведен во епископский сан. Трудный путь предстояло пройти святителю в Ростове. Там еще господствовало язычество. Закоренелые ростовские язычники не хотели и слушать евангельского слова святителя. Однако святитель не падал духом. Поселившись при соборном храме, он прежде всего занялся просвещением клира церковного. В назидание клиру им было написано «Поучение к попам о всем и наказание епископа Ростовского Леонтия к попам о всем, како подобает дете своя духовныя учити и правилом святых отец». Одновременно с «наказанием» клириков святитель Леонтий подвизался в проповеди христианских истин ростовским насельникам-язычникам из многолюдного племени дикой чуди, но открытая проповедь его встретила сначала глухое сопротивление, а затем и открытое восстание их. Несколько раз его прогоняли от себя, потом совсем изгнали из города. Тогда он построил за городом небольшой храм во имя Архистратига Михаила. К святителю стали приходить дети местных жителей, привлеченные его духовной добротой. Дети охотно шли к нему, он учил их началам христианской веры и крестил. За детьми приняли христианство и некоторые их родители. Успех его миссионерской деятельности ожесточил сердца ростовских язычников, и они решили убить его. Однажды с оружием в руках они подступили к соборной церкви и требовали, чтобы святитель вышел к ним. Он, надев архиерейское облачение, вместе со священниками и диаконами, облачившимися по его приказанию в священные одежды, вышел из храма к народу.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Луи Дюшен (католик) Глава XVII. Христианство как государственная религия Язычество после Юлиана. – Отношение Валентиниана и Валента. – Грациан. – Алтарь Победы. – Языческая реакция в Риме во времена Евгения. – Феодосий; закрытие языческих храмов. – Храм Сераписа в Александрии. – Народные волнения. – Положение христианских сект при воцарении Константина. – Запретительные законы. – Новациане. – Признание единой кафолической церкви. – Союз церкви и государства. – Свобода , право собственности, привилегии. – Вмешательство государства в церковные распри, в поставление и низложение епископов. – Выборы на епископские должности. – Гражданский епископский суд. 1. Падение язычества По странной иронии судьбы династия Константина пресеклась на государе-отступнике и язычнике. Но царствование Юлиана было непродолжительно; его реставрация эллинизма не пустила никаких корней; единственная память, какая о ней осталась, – память о безумной попытке, своеобразном религиозном маскараде. За исключением нескольких иерофантов убежденные язычники, по-видимому, пошли на этот маскарад не с той охотой, какая была бы желательна его режиссеру. Они сохранили о последнем благочестивое воспоминание, но не особенно жалели его. В самом деле, его выступления могли только поставить в смешное положение идущую к печальному, но неизбежному концу, старую религию и даже навлечь ненависть на нее. Отныне судьба её была решена; слишком сильно было течение эпохи, чтобы государство даже при всей своей силе могло повернуть его вспять. Будь император расположен к христианству, или нет, оно могло быть все равно уверенным в своем успехе. Если уже оно продолжало делать успехи в Африке, несмотря на скандальное поведение донатистов, если арианский кризис и появление епископов, вроде Евсевия никомидийского, Стефана антиохийского, Григория и Георгия александрийских, Евдоксия константинопольского, не мешали ему завоевывать Восток, то можно судить, как мало могли повредить ему нерасположение властей и даже прямые преследования.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010