Второе отделение. С 140 до 312 года Общее обозрение § 30. Предметы занятий: а) защищение веры против язычников и Иудеев Главный предмет, на который обращено было внимание учителей 2-го и 3-го веков было язычество в его борьбе с верой. По той мере, как вера Христова более и более стала поражать идолов сердца, по всем областям империи страсти восставали с большим неистовством на истину: они окружили теперь себя клеветами на христиан и христианство , и христиане подверглись неслыханным жестокостям. Bce состояния в мире языческом были больны, и каждое состояние еще имело свою болезнь, и все больные восстали на тех, которых послал Господь врачевать больной мир. Слепая чернь страдала более всего невежеством; жрецы и многие другие находили в языческой религии прибыльное ремесло; политика правительства была близорука и земна; философия языческая, если только верила чему-нибудь, то разве слепой судьбе 252 , или мечтам воображения больного. 253 Все же страдали неведением Бога истинного. Удар веры всего прежде поразил того идола, который воздвигнут был в сердцах ремесленных. Отселе клеветы на христиан раздались в умах черни; чернь, как и всегда, повторяла клеветы с оглушительными криками, необдуманно передавая их в самом безобразном виде; больная и малодушная политика на слово верила жрецам и черни и предписала истреблять людей «нового и вредного суеверия». 254 При таких обстоятельствах надлежало не столько проповедовать веру, сколько показывать язычникам их собственное состояние и отношение веры к лучшим требованиям их духа, надлежало показывать, что более святого для ума и сердца, более благодетельного для всего человека нигде нельзя найти, как только в вере Христовой. И Господь воздвигнул на сие дело мужей силы, коих умы и сердца понимали и чувствовали достоинство истины Христовой, а любовь скорбела о пленении сердец людских страстями. Им же надлежало защищать Христианство и против Иудейства, уже приближавшегося к летаргическому своему сну. Таким образом явились знаменитые Апологеты Христианства. § 31. б) Обличение еретиков – и в) исследования по канону св. писания

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Г. Меньшиков подкупает своего читателя своим беспристрастием: он, по-видимому, воздает должное личным качествам апостола Японии. “Может быть, – говорит он, – Нико­лай, действительно, и был святым, насколько позволяет об этом судить наше грешное созна­ние”. Но тут же говорит: “Жизнь и деятельность столь замечательного человека заслужи­вают серьезного обсуждения”. И он принимается за это “обсуждение” и начинает... с чего бы вы думали? С упрека святителю: “Зачем он бросил свою бедную родину? Зачем отдал себя чужой стране? Неужели в громадном отечестве нашем нет своих язычников – и в букваль­ном, и в переносном смысле? Неужели чудному сердцу архиепископа Николая не нашлось бы подвига в коренной России, хотя бы в той же Смоленщине? Не составляет ли нравствен­ной измены Отечеству, когда сильные духом и одаренные русские люди отдают себя слу­жению чужим народам?” и т. д. От обвинения святителя Божия, который всего себя отдал служению апостольскому, в “нравственной измене Отечеству”, наш публицист готов был бы перейти в обвинение его в “карьеризме”: “Люди влагают всю силу духа своего, чтобы прославиться первыми апостолами в еще нетронутых странах”. Это, – видите ли, – “сродни честолюбию первых мореплавателей и путешественников”. Да спохватился: чистота, высота и сила истинного подвига заставила и этого беспощадного судью оговориться. “Если бы речь шла не об архиепископе Николае, благородство души которого вне сомнения”, – говорит г. Меньшиков. Зато со всею силою какой-то ненависти к делу Божию обрушивается он на самое дело, которому отдал всю свою жизнь святитель Божий: “Смерть, – говорит он, – свя­тителя, дает хороший повод прекратить его святое, но в общем безнадежное предприятие. Никогда Япония не сделается православной, – подчеркивает он, – а небольшой горсти люби­телей православия в этой стране следует предоставить их религиозные потребности их соб­ственному попечению. При обширности, разноплеменности России, при ее разноверии, вся так называемая внешняя миссия есть хуже, чем роскошь, она вредная ошибка Церкви”. Вот до каких нелепостей дошел наш публицист! Невольно спрашиваешь себя: да кто он, этот публицист? Язычник или христианин? Верует ли он в Бога – не говорю уже по-нашему, по-православному, а хотя бы просто по-христиански? Или это один из тех, которых Церковь сегодня (пишу в неделю Православия) предавала анафеме, яко глаголющих или даже хотя бы только помышляющих не быти Богу и Его промыслу не управляти миром? Кто читал прежние писания этого неистощимого газетного говоруна, тот знает, что для него христианство уже отжило свой век, а православие и подавно – исторический пережиток, что на смену хри­стианству идет какой-нибудь буддизм или иной модный культ. Но когда этот писатель наде­вает на себя личину патриота, то приходится с ним считаться. Разберемся кратко с нашей, православной, церковной точки зрения в тех “серьезных”, будто бы, суждениях, какие он высказывает.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Глава 42 Общей темой данной главы служит пророчество о явлении кроткого «Отрока Господня», о цели Его пришествия и результатах Его деятельности. Вся глава делится на три, приблизительно равных части. 1–9. В первой части излагается самое пророчество о явлении «Отрока», определяется Его отношение к Богу, описывается Его внешний вид и излагаются цели и задачи Его пришествия. 10–16. Вторая часть отзывается благодарственным гимном Богу за дарование «Отрока», а затем изображает Его отношение к язычеству и иудейству. 18–26. Третья и последняя часть в довольно мрачных красках пророчески рисует судьбу вероломного Израиля. 1–3. Явление возлюбленного «отрока Господня», его кроткий, смиренный вид. 4–9. Цель и значение Его пришествия в мир. 10–12. Благодарственный гимн Господу за такое Его благодеяние. 13–16. Господь – Бог отмститель и преобразователь. 17–21. Посрамление язычников и снисхождение к Израилю. 22–25. Вероломство Израиля и наказание его Богом. Ис.42:1–9 . Предшествующая речь Господа (40–41 гл.) содержала в себе, главным образом, возвещение близкого Суда Божия над различными народами, не исключая и израильского. Новая речь, начинающаяся с данной главы, преимущественно говорит о проявлении Божественной личности, имеющей обильно излиться, после праведного суда, на все человечество. Посредником и проводником этой милости выступает «Раб Всевышнего», в котором, по удачному выражению одного экзегета (Orelli), как бы «воплощен, известным образом, добрый гений всего богоизбранного народа». Ис.42:1 . Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избран­ный Мой, к Которому благо­волит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и воз­вестит народам суд; 50 «Вот, Отрок Мой... избранный Мой, к которому благоволит душа Моя». LXX и славян. текст имеют здесь вставки слов: «Иаков» (в самом начале) и »Израиль» (перед словом избранный). Но еще Ориген и блаженный Иероним протестовали против такой вставки; последний, между прочим, говорил: «Иакова и... Израиля» в настоящем отделе нет, что не поставил и евангелист Матфей ( Мф.12:18 ), который говорит об Иисусе Христе «Отрок Мой» – в значении Сын Мой!

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 6 1–8. Видение восьмое – четырех колесниц. 9–15. Символическое действие, заключающее ряд ночных видений; венчание первосвященника Иисуса. Зах.6:1 .  И опять поднял я глаза мои и вижу: вот, четыре колесницы выходят из ущелья между двумя горами; и горы те были горы медные. Пребывание Бога этим видением предполагается в Иерусалиме; следовательно, и выход колесниц от лица Божия Зах.6:5 следует предполагать в окрестностях Иерусалима, из окружающих его гор. Горы названы медными: это обозначает, по выражению Кейля, «непоколебимую крепость того места, где обитает Господь и где Он основал Свое Царство» (св., d. Kohl. Sach. 1–8, s. 5. 182). Зах.6:4 .  И, начав речь, я сказал Ангелу, говорив­шему со мною: что это, го­с­по­дин мой? Зах.6:5 .  И отвечал Ангел и сказал мне: это выходят четыре духа небесных, которые пред­стоят пред Го­с­по­дом всей земли. Содержание этого последнего видения стоит в близком соответствии с первым видением: там кони символических цветов, обошедшие всю землю с тем, чтобы узнать, в каком состоянии находятся царства и народы; здесь колесницы, запряженные конями тех же цветов и направляющиеся в различные страны земли для выполнения суда Божия над язычниками. Первую миссию выполняют кони (или всадники их); вторую могут выполнить вооруженные военные колесницы, поэтому только в последнем видении они и упомянуты. Прежде указывалось на угрожающие в неопределенно далеком будущем бедствия; а теперь исполнители воли Божией, названные в Зах.6:5 духами небесными, предстоящими пред Господом всей земли, – под образом боевых колесниц, уже несут бедствия войны, с ее последствиями, во все языческие страны. – Вместе с тем, восьмое видение не стоит и вне связи с непосредственно предшествующими ему видениями. В шестом и седьмом видениях изображено наказание грешников в св. земле и удаление нечестия в пределы язычества. Восьмое видение изображает суд Божий над всеми языческими народами за их безбожие и за нечестие, которому нашлось среди них место для долговременного пребывания. Этому суду подвергнутся все царства земли, во всех четырех странах света, на что указывает самое количество колесниц.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 9. Рождение Сына Божия, Князя мира, и погибель гордого царства Израильского 1. Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую. (Сие прежде испий, скоро твори, страно Завулоня и земле Нефалимля, и прочии при мори живущии, и об ону страну Иордана, Галилеа языков). Обращаясь к жителям Галилеи и Заиорданской области, пр. Исаия предлагает им немедленно принять от него божественное откровение о будущем славном царстве Мессии с величайшим желанием и с чувством живейшей радости, как бы чашу ключевой воды, которую принимают с ощущением сильнейшей жажды и вместе с чувством полнейшего удовольствия изнуренные рабы-жнецы в томительный зной или утомленные воины после жаркой битвы (ср. ст.3–4 и гл.41:17–18; 55:1–5,10–11). Как вода ключевая подкрепляет силы телесные, так божественное откровение должно укрепить силы и возвысить жизнь и деятельность духа верующих в среде обитателей Галилеи и Заиорданской страны. Земли, населенные потомками Неффалима и Завулона, детей патриарха Иакова, прилегали к Галилейскому морю и к Финикии. По этим землям пролегал большой торговый путь (с юго-запада на северо-восток); жители колена Неффалимова и Завулонова вели торговлю и были в близких связях с языческими племенами – Финикийцами, Сирийцами и др. Такие отношения познакомили Евреев с обычаями жизни и обрядами религии язычников. Живя на крайнем севере земли Обетованной, вдали от Иерусалима, изредка посещая или совсем не посещая храм Божий, жители этой области Галилеи мало-помалу усвоили себе язычество. Это унижало Галилеян перед иудеями. Посему и пророк называет Галилею «языческой». К нравственному унижению присоединялась еще и сравнительная малочисленность жителей северных колен. Поэтому, в общем, состояние этой страны было приниженным, печальным, мрачным. Но, по воле Божией, открытой пророку, впоследствии, состояние этой страны будет высоко отрадным. Здесь откроется путь в царство Мессии, в царство света, свободы, истины, мира и радости (ст. 2–7).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Глава IV 1 . И ухватятся семь женщин за одного мужчину в тот день, и скажут: „свой хлеб будем есть и свою одежду будем носить, только пусть будем называться твоим именем, – сними с нас позор “ . Многие переводы причисляют этот стих к главе III, так как он дополняет картину разложения общества, которую рисует эта глава. Но не смотря на правильность этого взгляда, мы думаем, что кроме прямого своего значения первый стих главы IV имеет и еще обширнейшее значение, которое раскрывается при изучении IV главы, в которой пророчествуется об Избавителе, имеющем привлечь к себе все народы земли. Следующие стихи пророчествуют о спасении и исцелении и восстановлении Сиона, явлением Некоего Великого, именуемого „Отраслью Господней“. С этой точки зрения стих первый является последним выражением разложения общества человеческого, готового погибнуть, если не явится Избавитель. У пророка Амоса IX, 10 (ранее пророчества Исаии III, 24) читаем угрозу всему народу обетования: „От меча умрут все грешники народа Моего“. И далее ( Ам. 9:11–12 ) пророк говорит именем Господним: „В тот день Я восстановлю скинию Давидову.... чтобы они (дом Иакова ст. 8) овладели остатком Едома и всеми народами, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь“. Пророчество Амоса,-нами приведенное,-в сущности близко по своему содержанию с четвертою главою Исаии, а потому семь женщин, ухватившиеся за одного мужчину и просящие снять с них позор, и именоваться именем его, символизируют не только „остаток Израиля“ предназначенный к спасению, но и языческие народы, „между которыми возвестится имя Господне и которые будут молить о снятии (крещением) с них позора язычества и о счастии именоваться именем Христовым. В IV т. Св. Летописи мы говорили о значении стихов 10, 13 и 15 Псалма 44-го (стр. 232–237), в котором изображено между прочим как: „дочь Тира с дарами и богатейшие из народа будут умолять лице Твое“.... и указывали, что в этом Псалме, как и в Песни Песней 324 подруги невесты или возлюбленной суть многочисленные церкви Христианские, примкнувшие к основной Апостольской Иерусалимской Христианской церкви, с которой бывшие язычники составили одну вселенскую церковь Христову. В настоящем читаемом нами стихе 1 главы IV пр. Исаии семь женщин, как мы думаем, представляют собою чужеземные народы, которым будет проповедано спасение Божие. (Заметим, что число семь есть число мистическое). Судьбы Божии о спасении всего человечества не могли остаться неисполненными, потому только, что Израиль оказался недостойным. Призвание язычников было притом и милостью к Израилю, как объясняет то Апостол Павел в послании к Римлянам XI, 11, 14, 32 и 33. Таково, как мы думаем, должно быть значение 1-го стиха IV главы Исаии, после которого немедленно возвещается об явлении Отрасли Господней.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Глава XIV. О первом послании к коринфянам § 99. Сведения о Коринфе и начало в нем христианства Коринф, главный город Ахаии, относительно просвещения, по мнению Цицерона,187 светильник всей Греции (totius Graecios Iumen), по выгодному торговому положению на перешейке между Ионическим и Эгейским морем, как обладатель двух заливов, изобиловал несметными богатствами.188 Жители сего города с беспечностью предавались чувственным наслаждениям, в коих язычество полагало счастье человека; отчего самое имя Коринфа в этом отношении обратилось в притчу (в слове κορενθιζειν scortari. Во второе апостольское путешествие, на пути из Афин, Апостол Павел прибыл в Коринф и встретил здесь такие препятствия для проповеди Евангелия, что, при всей ревности и неустрашимости, намеревался удалиться отсюда: но Господь в видении ночью сказало ему: не бойся, но говори и не умолкай; ибо Я с тобою и никто не сделает тебе зла, потому что у Меня много людей в сем городе ( Деян.18:9, 10 ). Ещё ранее Павла пришли в Коринф его сотрудники Аквила, Прискилла, а вскоре, по прибытии его самого, Тимофей и Силуан. С помощью их в полтора года ( Деян.18:11 ) Апостол успел положить в Коринфе основание христианской Церкви. Полнейшему же её устройству много содействовал Аполлос, ученый александрианин, коему Аквила и Прискилла подробнее изложили учение Господне еще в Ефесе ( Деян.18:24–28 ). § 100. Состояние коринфской церкви по отшествии Апостола; случай место и время написания первого послания Тема языческого неведения и развращения, уступившая учению Апостола и его ближайших сотрудников, по отшествии их из Коринфа, стала опять появляться между членами коринфской Церкви. Оставшись одни, коринфяне стали измерять важность свою в Церкви важности и преимуществами проповеди своих наставников в христианстве; вследствие этого разделились на части, или особые общества и не хотели иметь между собой общение ( 1Кор.3:3,4 ). Некоторые, по старой привычки, предались тому же растлению нравов, которое было столь обыкновенно у них в язычестве, и позволили себе даже такие пороки, которые считались гнусными у язычников каково кровосмешение ( 1Кор.5:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Глава первая Доисторический период Валаамской обители, от основания при Апостолах Христовой Церкви на Валаамских островах до преподобного Авраамия, архимандрита Ростовского Богоявленского монастыря, Валаамского постриженика, с 1-го века по Р. X. до 960-х годов. Валаам языческий. – Посещение Валаама св. апостолом Андреем, основателем христовой церкви у скифов и славян. – Основание монастыря на Валааме. – Преподобные Сергий и Герман. – О житии их и памяти после смерти. – Игумены Иоаким и Феогност. – Состояние при них Валаамской обители. – Замечательный постриженик этого времени на Валааме. – Надежда на отыскание новых данных о доисторической судьбе Валаама в русских и иностранных архивах. Основание Валаамского монастыря исследователи истории отечественной Церкви относят: кто – ко временам св. Ольги, кто – ко времени св. Владимира, иные еще позже, и все основываются на одних вероятностях. До открытия исторических данных мы допускаем доисторический период существования христианства и иночества на Валааме. В этом периоде нами собраны сведения, заимствованные из устных преданий и письменных памятников Валаамской обители. Пользуемся ими со всею внимательностию. Времени и дальнейшим открытиям предоставляется решить в какой степени они достоверны. Христианская вера и Церковь в давние времена силились утвердиться преимущественно на тех местах, которые прежде служили центром язычества. Оно и понятно: с уничтожением центра рассыпалось в прах все языческое идолослужение, и с основанием на развалинах его Христовой Церкви полагалось прочное основание истинной веры и Богопочтения. Этот исторический факт повторился и на Валааме. Предание именно говорит, что в древности на Валааме было главное капище Велеса (или же Волоса) и Перуна, которым покланялись и приносили жертвы, живущие по окрестностям язычники. Это был Валаам языческий! Таким застал его век Апостольский. Ничего нет в этом предании невероятного; оно находит для себя оправдание в самой местности и названии Валаама. Кто увидит и вполне оценит величественную природу Валаамского острова, громадность и угрюмость его скал, таинственную примрачность его лесов, свирепость устремляющихся на него волн, отдаленность его от человеческих населений: тот легко признает, что Валаам, согласно преданию древности, мог быть местом служения языческим богам и жертвоприношений.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава первая. Доисторический период Валаамской обители От основания при апостолах Христовой Церкви на Валаамских островах до преподобного Авраамия, архимандрита Ростовского Богоявленского монастыря, Валаамского постриженика, с I-ro века по Р.Х. до 960-х годов. Основание Валаамского монастыря исследователи истории отечественной Церкви относят: кто ко временам св. Ольги, кто ко времени св. Владимира, иные еще позже, и все основываются на одних вероятностях. До открытия исторических данных, мы допускаем доисторический период существования христианства и иночества на Валааме. Об этом периоде нами собраны сведения, заимствованные из устных преданий и письменных памятников Валаамской обители. Пользуемся ими со всей внимательностью Времени и дальнейшим открытиям предоставляется решить в какой степени они достоверны. Христианская вера и Церковь в давние времена силились утвердиться преимущественно на тех местах, которые прежде служили центром язычества. Оно и понятно: с уничтожением центра рассыпалось в прах все языческое идолослужение, и с основанием на развалинах его Христовой Церкви полагалось прочное основание истинной веры и Богопочитания. Этот исторический факт повторился и на Валааме. Предание именно говорит, что в древности на Валааме было главное капище Велеса (или же Волоса) и Перуна, которым покланялись и приносили жертвы живущие по окрестностям язычники. Это был Валаам языческий! Таким застал его век апостольский. Ничего нет в этом предании невероятного; оно находит для себя оправдание в самой местности и названии Валаама. Кто увидит и вполне оценит величественную природу Валаамского острова, громадность и угрюмость его скал, таинственную мрачность его лесов, свирепость устремляющихся на него волн, отдаленность его от человеческих поселений, тот легко признает, что Валаам, согласно преданию древности, мог быть местом служения языческим богам и жертвоприношений. Сравнивая местность этого острова с окружающим его пространством Финляндии, не трудно усмотреть, что на Валаамском материке грубый идолопоклонник мог удобнее, чем на другом месте, суровые свои думы и ощущения менять на благоговение пред Всевышним, как он понимал и представлял Его себе. Там и жрецы идолов, среди величественно-мрачной природы, сильнее могли действовать на внешние чувства, и через них – на ум, волю и воображение приходящих язычников. Этимологический разбор слова: Валамо – как называют остров финны – подтверждает вероятность предания. Слово Валамо состоит из двух слов: мо, по-ижорски значащего земля, и Вал, которое можно считать одного корня со словами Ваал, Волос и Велес 3 . Так Валамо будет значить земля Велеса, т.е. место, Велесу посвященное.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Говоря о жертве, первоначально братиям церкви Римской, – людям, недавно вступившим в Христианство из Иудейства и язычества, Святый Павел, со свойственною Богомудрому наставнику мудростию, применяется к понятиям о Богослужении, какия имели они до Христианства, дабы легким образом их возвести от образнаго, несовершеннаго, или даже суетнаго, к истинному и совершенному, от наружнаго ко внутреннему, от чувственнаго к духовному. Прежде, – как бы так говорит он им, – вы приносили в жертву емные плоды и плоть безсловесных животных: теперь вы знаете, что Бог «не приимет от дому твоего тельцов, ниже от стад твоих козлов» ( Ncaл. XLIX. 9 ); «ни от рук человеческих угождения приемлет, как-бы требуя что, Сам дая всем живот, и дыхание, и вся» ( Дeяh. XVII. 25 ): принесите же Ему лучшую жертву – ваше тело, или лучше сказать, самих себя: «представите телеса ваша жертву». Прежде для жертвы вашей вы убивали живущее и разрушали бездушное; ныне научитесь служить Богу не разрушением твари Его, но сохранением ея, или даже возрождением в лучшую жизнь: «представите телеса ваша жертву живу». Прежде вы наблюдали, чтобы ваша жертва была из рода чистых животных, и не имела на себе никакого телеснаго порока; отныне наблюдайте, чтобы тело ваше, как жертва Всесвятому, не было повреждаемо или оскверняемо душевными 641 пороками и страстями нечистыми: «представите телеса ваша жертву святу». Как прежния жертвоприношения ваши вы учреждали, в самом язычестве не по своему одному произволу, а в Иудействе точно по установлению Божественному: так и жертвоприношение тела вашего совершайте по воле Божией, дабы во всем благоугождать Единому Богу: «представите телеса ваша жертву благоугодну Богови». Как посредством жертвоприношения безсловесных животных и вещей безчувственных совершалось чувственное, наружное Богослужение, у Иудеев несовершенное и только предуготовительное, а у язычников совсем суетное и безплодное: так напротив посредством непрестаннаго жертвоприношения разумнаго существа вашего, вы, Христиан, совершайте духовное Богослужение, приличествующее Богу Духу, внутреннее, достойное Испытующаго сердца и утробы, деятельно словесное, открытое Богом Словом, прямо к Нему ведущее, и с Ним соединяющее: «представите телеса ваша жертву Богови, словесное служение ваше».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010