Разделы портала «Азбука веры» Каталог православного видео (6+) ( 18  голосов:  4.3 из  5) Предыдущий Следующий Беседы с батюшкой. Гадания, приметы, гороскопы — это неприемлемо для христианина. От 17 августа 2017 В петербургской студии телеканала «Союз» на вопросы телезрителей отвечает клирик храма святого великомученика Димитрия Солунского в Коломягах протоиерей Александр Рябков. Расшифровка видео – Тема нашего сегодняшнего эфира: «Приметы, гадания, гороскопы – почему все это неприемлемо для христианина». Мы собрали много вопросов, которые появляются в сети по этому поводу, и постараемся сегодня их осветить. Мы знаем, что сегодня люди готовы поверить во что угодно, но доверять Богу они зачастую не готовы. Существует масса примет, плохих и хороших, множество различных гаданий, гороскопов и так далее. И Господь остается на всякий случай; когда уж совсем станет невмоготу, обратиться к Нему, вспомнив о Нем, как о том друге, к которому человек обращается только тогда, когда ему что-то от него нужно. Почему так происходит? – Тема, которую мы поднимаем сегодня, конечно, многогранна и многопланова, и говорить о ней, как мне кажется, можно бесконечно. Но чтобы не растекаться мыслью, начнем с того, что вера в Бога требует от человека отдачи всех своих сил. Из Евангелия и Ветхого Завета мы знаем, что Господь требует всего человека без остатка: Он – Бог ревнитель. И человек, читал он Евангелие или не читал, но как-то подспудно понимает, что вера в Бога требует кардинальных изменений в его жизни, и к этим изменениям он часто не готов. Но при этом, родившись или взрослея в культуре христианской, человек не может быть абсолютно чуждым Церкви, христианству или православию (в нашем узком сегодняшнем понимании). И, не изменив своей жизни, оставшись язычником, человек начинает совмещать свои христианские корни с тем язычеством, которое уже не несет каких-то корневых, национальных, народных основ. Скорее, мы сталкиваемся с язычеством, которое знакомо нам из Библии. Сегодня мы, конечно, можем признать, что какая-то эмблематика народной религиозности сохранилась и вписалась в церковный обиход. Мы знаем, что есть Масленица, которая каким-то образом отмечается: есть блины и солярная знаковость, эмблематика, которая уже вмонтировалась в христианскую парадигму, потому что Христос – Солнце Правды, и здесь нет больших противоречий. Но есть и другие символы, которые тоже вошли в нашу церковную жизнь и церковный обиход. Это не только дни заговенья перед постом, но и праздник Пасхи. Ведь в какой-то мере наш пасхальный кулич (у южных славянских народов он называется «пасхальный колач», колач великого дня Пасхи) тоже солярный (солнечный) символ. Но народное толкование полностью от этого отошло, особенно у южных славян, и этот пасхальный калач обозначает терновый венец. То есть эта символика уже начинает заменяться.

http://azbyka.ru/video/gadaniya-primety-...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление За что наказывает Бог тех язычников, которые никогда не имели возможности узнать о Христе? Этот вопрос очень часто приходиться слышать тогда, когда мы обсуждаем единоспасительность Церкви. Ответ достаточно очевиден. Язычники будут наказаны не за что иное, как за свое идолопоклонство. По словам Тертуллиана , «идолопоклонство – величайшее преступление мира, единственная причина Страшного Суда». Именно поклонение твари вместо Творца и является причиной вечной гибели язычников. И подтвердил это Дух Святой, а не просто человек. – Не буду приводить десятков цитат из Ветхого Завета, где Бог с гневом осуждает идолопоклонство и все иные формы язычества. Приведу лишь несколько слов апостолов, которые те показывают преступность язычества. Апостол Павел говорит так: «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» ( 1Кор.6:9-10 ). «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют» ( Гал.5:19-21 ). «Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны. Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, – то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела.

http://azbyka.ru/mogut-li-spastis-nekres...

Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Михаил Ведешкин , кандидат исторических наук Все лекции цикла можно посмотреть здесь .   История ранневизантийской империи всегда воспринимается как история империи христианской. Однако в IV веке большая часть, а в V веке от трети до половины населения империи сохраняло приверженность традиционным языческим культам – отеческой религии. То есть влияние язычества на политическую, религиозную и социальную жизнь ранневизантийской империи было очень значительным. Традиционно представляется, что язычество – это некий устоявшийся набор верований и представлений. Ничего подобного. Как говорил замечательный английский историк Джонс, позднеантичное, или ранневизантийское, язычество представляло собой пеструю амальгаму различных культов, суеверий, философских и интеллектуальных построений и т.д. и т.п. По сути, в империи сосуществовало огромное количество различных национальных синкретических религиозных культов, теософских учений, которые тоже, при определенных условиях, могли быть восприняты как религиозные доктрины. И все это понималось под именем язычества. Понятно, что ко времени правления Константина Великого большая часть населения империи была языческой. Но по мере наступательного развития христианства новая вера завоевывает себе все больше и больше поклонников. Однако мы видим, что в некоторых слоях ранневизантийского общества язычество держится с заметной силой. Прежде всего, это крестьянство, которое традиционно является наиболее консервативной частью общества. Для него правильность языческой доктрины подтверждается самим циклом жизни: переменой времен года, в которых можно увидеть воскрешение Осириса, Адониса или схождение Персефоны в мрачный Аид, восходом и закатом солнца, урожаем и т.д. и т.п. В силу своего консерватизма язычниками были очень многие земледельцы империи, в том числе совсем необразованные. Так еще в конце VI века монофизитский епископ Иоанн Эфесский найдет несколько десятков тысяч язычников в гористой Вифинии, которая находится всего в паре сотен километров от столицы, Константинополя. И там они жили два с половиной века после того, как императоры уже исповедовали христианство.

http://academy.foma.ru/2017/01/19

Чернявский Н. Ф. Опыт церковно-исторического исследования «Посвящаю свой труд памяти дорогой, безвременно угасшей, матери, не щадившей своей жизни на благо родной семьи». Содержание Введение Часть I Глава первая. Биография императора Феодосия В., его характеристика и значение его царствования в историко-политическом отношении I. II III IV V VI Глава вторая. Положение религии в древнеримском государстве и значение этого факта в истории отношений между Церковью и государством Глава третья. Религиозное и церковно-политическое миросозерцание Феодосия Великого Глава четвертая. Второй вселенский Собор Глава пятая. Церковное устройство в царствование императора Феодосия Великого Глава шестая. Состояние нравственности к концу IV в. и законодательная деятельность Феодосия Великого в деле христианизации общества Часть II. Отношение императора Феодосия В. к еретикам и язычникам Введение. Место и общий характер борьбы Феодосия Великого с ересями и язычеством Глава седьмая. Отношение императора Феодосия В. к еретикам. I II III IV Глава восьмая. История последней борьбы христианства с язычеством I II III IV V Глава девятая. Отношение Феодосия Великого к иудейству     Введение На фоне исторической жизни всех времен и народов нетрудно отметить необыкновенно яркую и характерную черту, которою необходимо окрашивается движение исторического процесса, – это бесконечную смену идей, политических, социальных форм, обнаружений религиозного чувства и т. п., – смену, без которой не было бы движения, а значит и самой истории, поскольку последняя есть непрерывное движение форм и идей. Ничто в истории не остается раз навсегда в том виде, в какой оно первоначально отлилось, ничто не существует вечно. Разрушение, смерть не щадят и истории, не исключают явлений исторического процесса от необходимости с течением времени отходить с горизонта жизни в область прошлого, прибавлять новую могилу к старым на безграничном историческом кладбище. Все в историческом процессе поэтому то является на свете, живет, растет, развивается, то чахнет, исчезает в волнах вечности. Здесь – разгадка постоянной смены в историческом процессе одного факта другим. Но и в этом калейдоскопе самых разнообразных изменений, в этой исторической фата-моргане внимательное исследование непременно вскроет роковые моменты в исторической жизни, кризисы, когда старый уклад жизни терпит крах, сталкиваясь с новыми идеями, видимо дряхлеет, но напрягает все свои силы, чтобы отстоять свое право на существование, измышляет всякие способы, чтобы достигнуть победы, переживает все стадии постепенного умирания, агонии и смерти. Эти моменты кризиса, глубоко интересные для психологического и исторического исследования, проходят чрез историю всех народов, как вехи отмечают зародыши новой жизни, начало новой созидательной или разрушительной работы человечества. Расцвет и упадок – вот те неизбежные сферы, в кругу которых вращается историческая жизнь народов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Русское язычество, как и вообще всякая религия, представляло из себя особое цельное миросозерцание. Языческие верования охватывали всю жизнь наших предков-язычников. Язычник чтил сових богов, почитал предков-покойников, приносил жертвы реками, кладезям и студенцам; божества и стихии тем или иным образом открывали ему свою волю. Язычник, по его мнению, знал средства предохранить себя от чужого дурного влияния и от несчастья, а также снискать расположение добрых сил и тем устроить свое благополучие. Такого рода веровоаниями язычник был окружен, как сетью; его мысли и чувства, если можно так выразиться, были исключительно в плоскости этих верований, нередко бессознательных, так как верования, осложняясь и переплетаясь, часто дают направление нашему чувству и нашей деятельности, без содействия разума, и даже иногда вопреки ему. Так, например, многие и теперь боятся пперекресток, хотя и не отдают себе отчета в причине этой боязни. (Распутье некогда было кладбищем). Но вот в жизни древней Руси совершился великий перелом: из языческой Русь стала христианской. Мы знаем, на основании литературно-исторических памятников, что русские люди искренно хотели быть христианами, не по имени только, но сделаться таковыми они скоро не могли. Принявши новую веру, они в сущности продолжали жить старыми верованиями. А между тем эти самые языческие, некогда принимаемые за истинные верования, теперь стали ложными, греховными; прежняя вера теперь стала грехом и суеверием. Получалось неразрешимое противоречие: русские чловек продолжал жить принципами, о которых ему говорило духовенство, что они ложны, да и сам он в глубине души часто сознавал, что это так. Выбиться из сети суеверий, охватывавших весь уклад жизни древнерусского человека, было делом часто непосильным для наших предков. Помочь в этом могло только широкое образование, но таковое и до сих пор у нас мало распространено в народной массе. Конечно, церковь боролась с язычеством и суевериями, но успех был значительно слабее того, которого можно было ожидать. Дело в том, что вместе с христианством шло к нам встречное течение, подкреплявлее наши древние суеверия. Это зависело от того, что русские суеверия не представляют из себя чего-либо исключительного, самобытного, а являются, так сказать, отраслью обще-арийских верований, с видоизменениями соответственно индивидуальным особенностям славянской расы и занимаемой или территории. Суеверий в русском народе очень много. Мы будем касаться только тех суеверий, которые в своей основе имеют древнерусское язычество.  

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf Житие святого Дионисия, епископа Александрийского Память 5 октября Святой Дионисий происходил из Александрии 6352 от богатых и знатных родителей – язычников 6353 . В юности своей он получил хорошее языческое образование и был привержен к язычеству. По окончании своего образования, Дионисий сначала проходил обязанности ритора 6354 и обучал юношей красноречию, в духе изученной им языческой науки. Но его ясный и светлый ум не мог не видеть грубых заблуждений и суеверий языческой веры, в которой он родился и вырос, и недостатков языческой философии, в началах коей был воспитан. Его пытливый дух, алчущий и жаждущий правды, не мог найти удовлетворения в языческих знаниях и верованиях; его сердце чувствовало тщету и лживость язычества и, еще не познав истинного Бога, уже стремилось к Нему. И вот Дионисий, желая познать истину, знакомится с различными человеческими учениями и верованиями и сравнивает их между собою. Сей верный путь беспристрастного исследования учений человеческих привел Дионисия, при его пламенном стремлении обрести истинную веру, к познанию Единого истинного Бога и к сознательному принятию веры Христовой. Святой Дионисий впоследствии сам о себе говорил, что он «обратился ко Христу путем свободного исследования, беспристрастно испытывая учения человеческие». В то время в Александрии, славившейся языческими школами и учеными, наряду с многосторонним развитием учености тогдашнего языческого мира, достигло значительной степени процветания и христианское просвещение. Знаменитые начальники возникшего там христианского, так называемого «огласительного» 6355 , училища, силою своих дарований, соединяли в наставлениях своих ученость богословскую и философскую и были хорошо знакомы с языческою ученостью и ее представителями. Под влиянием сих христианских учителей, лучшие из язычников приходили нередко к познанию истинной веры Христовой и оставляли свое языческое нечестие. Дионисий, уже познакомившийся со многими христианскими сочинениями, вступил в близкое общение с александрийскими христианскими учителями, во главе коих были Иеракл 6356 и особенно знаменитый Ориген 6357 . К Оригену , как к замечательному ученому, немало стекалось и язычников для слушания философии и математики, и Ориген пользовался этим и с успехом трудился для славы имени Христова, употребляя труды свои и сведения для того, чтобы обратить сих слушателей к общению со Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

29-е Св. мучеников Марка епископа, Кирилла диакона и многих других О Марке, епископе города Аретузы в Сирии, говорит Григорий Богослов (в первом слове на Юлиана), что «при императоре Констанции, по данной тогда христианам власти, он разрушил одно демонское жилище· и многих от языческого заблуждения обратил на путь спасения не менее своей светоносной жизнью, как и силой слова. За это жители Аретузы, приверженные к почитанию демонов, негодовали на него. И когда дела христиан поколебались, а язычество начало воздыматься при Юлиане Отступнике, то Марк, видя против себя движение толпы, сначала решается бежать, не столько по малодушию, сколько последуя заповеди, которая повелевает бегать из города в город ( Мф.10:23 ) и уклоняться от гонителей; но узнавши, что многих за него влекут и гонят, не захотел жизнью других искупать свою безопасность, возвратился из бегства и выдал себя народу – делать с ним что хотят. С него потребовали или построить вновь разрушенное капище, или заплатить положенную ими высокую цену за него; и когда он отказал, то подвергли самым неистовым пыткам: влекли его по улицам, сталкивали в нечистые ямы, волочили за волосы, не оставили ни одной части тела, над которою бы не наругались. Язычники, наконец, сбавили цену до самого малого количества и вынуждали уплаты, применяя самые изысканные пытки: уши резали нитками, облитого мёдом выставляли на зной и снедение осам и пчёлам. Но святой старец, не о деньгах помышляя, а о святой вере ревнуя, мужественно терпел пытки». И видя твёрдость дивного старца, говорит историк (Феодорит III, 6), Арефузяне умилились и пустили его свободным; затем от него же поучались и были все христианами. Скончался мирно в глубокой старости. Кирилл был диаконом Илиопольской Церкви в Финикии, где сокрушил много идолов при Константине Великом ; а в царствование Юлиана язычники умертвили его и мёртвому разрезавши живот в ярости кусали зубами. Тогда в Газе и Аскалоне много мучеников обоего пола умерло среди мук; изуверы рассекали на части тела их, пожирали сырые печени их, а другие посыпали внутренности ячменём и отдавали на съедение свиньям. Преподобного Иоанна пустынника, в студенце пожившего

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

II. Епархия Херсонская К оглавлению Первым проповедником веры в Херсонесе Таврическом, основанном за несколько веков до Рождества Христова ираклиотами на юго-западном берегу Крыма, неподалеку от нынешнего Севастополя признается, по древнему преданию, святой апостол Андрей . И можно думать, что его проповедь не совсем осталась здесь бесплодною, потому что, когда лет чрез тридцать после него в 94 г. прибыл в эти места, находившиеся тогда под властию Рима, осужденный императором Траяном на заточение святой Климент, папа Римский, он нашел здесь более двух тысяч христиан, занимавшихся, по определению того же враждебного христианству правительства, тесанием и обработкою камней для доставления их во внутренние города империи . Впрочем, справедливость требует заметить, что эти христиане могли, конечно, быть из местных жителей Крыма, и в частности Херсонеса, но могли быть и сосланные сюда еще прежде Климента из других краев Римского государства. Начатое апостолом продолжено мужем апостольским — святым Климентом, который, прибывши в Тавроскифию в сопровождении многих из своей римской паствы, уже этим одним способствовал умножению здешних христиан. Но вскоре совершенное им чудо обратило на него внимание всей страны, толпы язычников спешили к нему со всех сторон, и ежедневно по нескольку сот принимали от него крещение, так что в продолжение одного года, если верить Метафрасту, святой благовестник успел искоренить язычество на всем полуострове и устроить до 75 церквей. А потому пастырь сей справедливо может быть назван первым епископом Херсонским, если только не было в Херсоне епископа со времени самого апостола Андрея. Не утвердилась, однако ж, и теперь святая вера на полуострове Крымском. Весть об успехах святого Климента быстро достигла римского императора и немедленно привлекла сюда гонение на христиан, во время которого сам архипастырь (в 100 г.) утоплен в море, а из его паствы одни также запечатлели исповедание свое мученическою смертию , другие же, может быть, решились скрывать свою веру от язычников или даже нашлись вынужденными уступить насилию. Как бы то ни было, только в два последующие века, второй и третий, ничего не известно о следах христианства в краю херсонском, и оно если не совершенно было истреблено здесь, по крайней мере, сильно подавлено язычеством.

http://sedmitza.ru/lib/text/435750/

Беседа первая Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Монастырь в миру – это основная идея всего моего служения. Она лежит в основе настоятельской деятельности, она лежит в основе моего духовничества, она лежит в основе моих проповедей. Многие считают эту идею неосуществимой, для многих она представляется неверной, но для очень многих, несмотря на то, что я постоянно возвращаюсь к ней, она все еще не достаточно ясна. И вот ныне я имею побуждение вновь говорить о том же – говорить со всей ясностью, с которой я только могу. Я всегда стараюсь как можно меньше говорить от себя, но держаться учения Церкви и святых отцов, я и здесь не погрешил против этого. Монастырь в миру – это не моя мысль. Это мысль святоотеческая. Святой Иоанн Златоустый говорит следующее: «Мы должны искать пустынножительство не только в каких-либо местах, но и в самом произволении, и прежде всего другого душу свою ввести в самую необитаемую пустыню». Вот монастырь в миру. Если есть что-либо новое в моих словах, то это лишь то, что эту задачу я считаю задачей нашей эпохи. Если есть что-либо новое здесь, то не самая эта мысль, постоянный благовест мой о том, что нужно сознательно поставить перед собой эту задачу, ибо это – задача нашей церковной эпохи. Для того чтобы нам уяснить с надлежащей полнотою и ясностью, что значит созидать монастырь в миру, рассмотрим, как созидались монастыри, огражденные высокими каменными стенами. Преподобный Иоанн Кассиан передает следующую беседу египетских пустынножителей о происхождении монашества. «Образ жизни киновитян, говорит авва Пиаммон, получил начало от времен апостольской проповеди . Ибо таково было в Иерусалиме все общество верующих, о котором пишется в Деяниях Апостольских ( Деян.15:19–21 ). Таковы, говорю, были тогда все церкви, каковых ныне очень мало можно найти в киновиях. Но когда, после апостолов, общество верующих начало ослабевать, особенно вступившие в христианскую веру на различных иноплеменных народов, от которых апостолы по причине невежества их в вере и застарелых обычаев язычества, ничего больше не требовали, как только удерживаться от идоложертвенного, крови, удавлины и блуда, когда при таком снисхождении к христианам из язычников мало-помалу начало приходить в упадок совершенство даже и Иерусалимской церкви и когда, при ежедневном возрастании числа верующих из туземцев или пришельцев, начала ослабевать ревность первоначальной веры, тогда не только вновь вступавшие в христианскую веру, но даже и предстоятели Церкви уклонились от прежней строгости жизни. Ибо некоторые, почитая для себя позволительным, что христианам из язычников дозволено было по причине их слабости, думали, что нисколько не повредит чистоте их веры обладание имуществом.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Боярин Федор Никитич Романов Род будущего патриарха Филарета восходил к Андрею Ивановичу Кобыле, московскому боярину еще при великом князе Симеоне Ивановиче Гордом (отмечен под 1347 г.). Темное происхождение Кобылы давало позже свободу для родословных фантазий. Писали, что отец его Камбила Дивонович Гланда (или Гландал) был жмудским князем и бежал из Пруссии под натиском немецких крестоносцев. Родственные славянам прибалтийские племена после упорной борьбы с рыцарскими орденами были разбиты и к 1294 г. завоеваны. Коренным пруссам было запрещено владеть землей, язык их истреблялся и само название Пруссии присвоили себе германцы. Вполне возможно, что Камбила, переделанный на русский лад в Кобылу, потерпев поражение на родине, уехал на службу к великому князю Дмитрию Александровичу, сыну Александра Невского. По преданию, он крестился в 1287 г. под именем Иван — ведь пруссы были язычниками, — а сын его при крещении получил имя Андрей. Гланда, стараниями генеалогов, вел свой род от короля пруссов Вейдевуда, или Войдевода (а на русский манер — князя-Воеводы). Согласно легенде, этот король получил престол в 305 г. от Рождества Христова от брата Прутена, ставшего верховным жрецом при священном дубе. Крепкий Вейдевуд правил 74 года (305—379) в мире и согласии. Заметив приближение старости, рассказывает легенда, он разделил владения между 12 сыновьями и на 114 году жизни сделался верховным жрецом, водворившись в дубовой роще близ Ромнова. Отсюда в гербе потомков его наличествует дуб. Славянское или родственное ему язычество, однако, было любезно не всем историкам, и Вейдевуда с легкостью записывали в аланы и гунны или в норманны-викинги. Также и Камбилу Гланду обзывали немецким рыцарем, возжелавшим из религиозного рвения сражаться не с обычными прибалтийскими язычниками, а с татарами и для того уехавшим на вассальную татарам Русь и принявшим православие (!). Следует отметить, что на Вейдевуда могут претендовать и латыши, в исторических песнях которых отражены приключения царя и жреца Видевуста, внука (по материнской линии) бога Перкунаса (Перуна). Первый латышский царь также имел брата Прутена и 12 сыновей, дожил до 116 лет, стал верховным жрецом и вдобавок сжег сам себя на костре перед священным дубом .

http://sedmitza.ru/lib/text/439754/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010