В неделю четвертую по пятьдесятнице Господи! рцы слово, и исцелеет отрок мой. Аминь глаголю вам: ни во Израили толики веры обретох. Мф. 8:8–10 . О вере Вера, которая есть дщерию заслуг и материю чудес Спасителевых, с засвидетельствованием великой заслуги, и с награждением великого чудеси на одном сотнике, человеке военном, во тьме язычества воспитанном, пред всеми явно открывается, и себя оказывает. Велика вера! есть ли он верует только тому, что Иисус, как родомъ Иудеанин, Издатель нового учения, да и между самым Своим родом не в великой чести, может больного раба исцелить; такого верования для язычника много. А чтоб еще быть ему и прямо благонадежну, что Иисус одним только словом исцелить его может; положиться несумненно на одно токмо слово, что чрез оное уже Он его и исцелил; такое верование и подавну самое есть Христианское. Преизрядная вера! которая награждена от Спасителя Его удивлением: удивися Иисус, во-первых похвалением оного: аминь глаголю вам, ни во Израили толики веры обретох: а потом и показанным чудом: и исцеле отрок в той час 134 . Сие-то у священных риторов в обыкновение принято, что когда они о сем деле говорят, то веру Сотникову яко бы образцем к доброму верованию предлагают; ибо им кажется, что такой вере, которая достойною удивления Иисус-Христова учинилася, должно быть от Христиан подражаемой. Но я, последуя Божественному Учителю, Который при выхвалении веры язычника, то есть одного чужеземца, укоряет веру Израильтян, то есть своего народа, и удалялся от представления мною оного Сотника, яко бы образцем той веры, кою бы должно нам исповедать, хочу напротив того лучше к исповедуемой в самом деле нами вере, его представить; потому что он не столько образцем, сколько укорением служит нам, может. Он столько Издателю веры поверил, что и совсем Его велению повинулся. И так намерение мое то, чтоб мне объявить, коя вера есть совершенная? А при освидетельствовании нашей, хочу я открыть наши в ней недостатки для возбуждения в нас стыда, чрез повторение и еще слов Христовых: не обретох толики веры во Израили. Часть первая

http://azbyka.ru/otechnik/Ilija_Minjatij...

Глава 16 Второе миссионерское путешествие св. Апостола Павла. Павел в Листре и Дервии и обрезание Тимофея. Путешествие до Троады (1-8). Видение мужа-македонянина и путешествие в Македонию (9-11). Павел в Филиппах: обращение Лидии, изгнание прорицательного духа (12-18). Заключение Павла и Силы в темницу, чудесное освобождение и обращение темничного стража (19-40). Путешествие в Троаду (16:1-8). Дееписатель очень кратко говорит о всем том, что предшествует прибытию св. Ап. Павла в Европу: о миссии его в Сирии и Киликии, потом в Дервии и Листре и, наконец, во Фригии и Галатии. Цель его - рассказать, как христианство начало распространяться в Европе и дошло, наконец, до самого сердца тогдашнего греко-римского мира - великой столицы Запада - царственного Рима. В Листре св. Павел призвал себе на помощь нового спутника Тимофея, а так как последний, имея отцом язычника, не был обрезан, то Павел обрезал его, чтобы сделать возможным для него проповедовать среди иудеев, которых в тех местах было много. Но среди уже уверовавших св. Павел не переставал возвещать о постановлении Апостольского собора и призывать христиан исполнять его (16:4). В этом обрезании своего ученика сказалась высокая практическая мудрость великого Апостола, который, хотя и учил сам, что " обрезание в христианстве ничто и необрезание ничто " (1 Кор. 7:19), в данном случае сделал это " ради Иудеев, " руководствуясь своим мудрым правилом - " быть всем для всех, чтобы всех спасти " (1 Кор. 9:20-22), ибо Иудеи никак не стали бы слушать Слово Божие от необрезанного. Из всех спутников св. Павла о Тимофее мы знаем более всего подробностей. Начиная с этого времени, он почти неразлучный спутник Павла и упоминается в большей части посланий его. В 2 Тим. 1:5 мы находим подробности об его родителях. Когда Апостол был в узах в Риме, и Тимофей был с ним. Как видно из стихов 2 и 3, он был родом из Листры. Имея отца язычника, а мать иудеянку, Тимофей принадлежал, так сказать, и к иудейству и к язычеству и, таким образом, был очень пригоден для проповеди тем и другим.

http://sedmitza.ru/lib/text/430553/

Града Ростова святыя 220. Святый Леонтий епископ Ростовский чудотворец преставися в лето 6500, обретены святыя мощи его в лето 6672 месяца маиа в 23 день Постриженник Печерский, пришел в пещеру преп. Антония не ранее 1032 года, когда преп. Феодосий нашел там одного только Никона. По выражению Симона, епископа Владимирского, он был первопрестольник в том смысле, что первый из Печерских иноков возведен на святительский престол, следовательно не позже 1051 года (рукопись Новг. Соф. собора N 503, л. 132 об.), когда удостоился епископского сана и вторый из постриженников преп. Антония – блажен. митрополит Иларион. В Ростове святитель встретил язычников упорных, суровых и диких, от которых уже принуждены были бежать два его предместника: епископы Феодор и Иларион. Леонтий решился не оставлять вверенного ему стада. Он поселился за городом, построил малый деревянный храм архистратига Михаила и, встречая упорное сопротивление от язычников, окрепших и устаревших в язычестве, он обратился к полоению юному, еще неиспорченному. Святитель стал приглашать к себе детей, кормил их и ласкал; дети охотно ходили к нему, а он учил их началам веры Христовой и крестил. Дикие язычники с большим ожесточением устремились на него и подвергали его мучениям и побоям; но мученик Христов не ослабевал в своем труде, пока не просветил верою врагов своих. Однажды, когда они с оружием и дреколием собрались вокруг церкви, где он обучал детей и положили между собою не только изгнать его из города, но и умертвить, Леонтий облекшись во все святительские одежды, с крестом в руках и сопутствуемый освященным собором также в полном облачении, явился пред ними; язычники, пораженные чудным видением, поверглись все на землю, как бы мертвые. Леонтий простер к ним слово, исполненное духа и силы: они уверовали во Христа и крестились. С того времени своим учением и чудесами св. Леонтий привлек ко Христу многих жителей Ростова, но не успел довершить своего апостольского подвига, который окончился мучительскою кончиною. Летописцы молчат о времени преставления великого святителя; по всей вероятности можно полагать, что св. Леонтий умерщвлен в 1073 году, когда в земле Ростовской совершались страшные злодейства проповедниками чудского язычества – волхвами.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Двадцать третий день. Поучение 2-е. Святитель Леонтий, Ростовский чудотворец. (Больший должен быть слугою всех). I. Где родился святитель Леонтий, память коего совершается ныне, неизвестно; некоторые считают его греком, прибывшим из Царяграда; другие с большею достоверностию думают, что он из иноков печерских был посвящен в епископа Ростовского, около 1050 года. Трудное дело предстояло ему. Жители Ростова, изгнавшие двух епископов, не с радостию встретили и третьяго. Сильно приверженные к язычеству, они стали всячески оскорблять святого проповедника слова Божия и, наконец, изгнали и его; но Леонтий решился не отступать от благого дела. Несмотря на грозившую ему опасность, он стал жить вблизи от города, около потока. На этом месте впоследствии он соорудил церковь во имя архангела Михаила. Тут он варил кутью и раздавал ее маленьким детям, стараясь таким образом привлечь их к себе силою любви и кротости христианской. Он рассказывал им о Господе Иисусе Христе, и дети стали охотно приходить к нему и слушали его. Потом пришли и несколько взрослых. Наставления и слова святого проповедника проникли в их души, и они приняли святое крещение. Но когда об этом узнали в городе, то самые закоснелые язычники пришли с палками и дрекольями, чтобы умертвить святого епископа. Он бесстрашно встретил их угрозы, и язычники, пораженные необычайным светом, озарившим его лицо, пали ниц перед ним. Они все внезапно ослепли, но Господь, по молитве святого епископа, исцелил их, они уверовали и просили крещения. С этих пор утвердилось влияние святого Леонтия на жителей Ростова; он сильно действовал на них словом, чудесами, примером святой благочестивой жизни, и очень многих обратил к Господу Богу. Он преставился около 1073-го года. Спустя много лет, мощи его были обретены нетленными, и он был причислен церковию к лику святых. Много чудесных исцелений совершалось при гробе его, и память его дорога жителям Ростова. II. Св. Леонтий, отдавший всю свою жизнь на служение ближним, на просвещение язычников светом Христова учения, научает нас, братие, той истине, что больший должен быть слугою всех, первый – рабом всех.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

ДЕВЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ БЛАЖЕНСТВА Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут (будут гнать), и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех! 1. Объяснение девятой заповеди блаженства а) Различие между восьмой и девятой заповедью блаженства. Как в предшествующем блаженстве ублажаются гонимые вообще за благочестие и добродетель, так здесь ублажаются гонимые за веру во Христа ( «Мене ради»), за исповедание ее 150 . Гонения за веру Христову и теперь продолжаются в странах, где господствуют язычество и магометанство. Но преимущественно они тяжелы были в первые времена христианства. б) Разнообразие и тяжести мучений св. исповедников веры христианской. Об этом так говорит св. Тихон Задонский : «Мученики суть плод семени слова Божия, апостолами по всей вселенной посеянного. Против уверовавших во Христа каких клевет, поношений, руганий, бесчестных имен, укорений не вымышляли иудеи и язычники! Каких тягчайших мучений и ужасных смертей не изобретали цари и князи, и вельможи века сего! Вязали их, в темницах затворяли, голодом морили, нагих по улицам водили, били, терзали, как волки – агнцев; в котлах, серою, смолою и маслом наполненных, варили; на решетках железных, как мясо снедное, пекли; в разженных пещах и в раскаленных волах медяных затворяли, в воду и огонь повергали и пр., и пр.; но ничего не успели, не могли погасить пламени веры... И, что чуднее, чем более мучили верных, тем более число их умножалось; и чем множайшею кровью чад своих Церковь Святая обагрялась, тем множество чад рождала и святые души их Жениху своему Христу, как чистые голубицы, Кровью Его убеленные, на Небо предпосылала» (см. кн. «Учение иже во св. отца нашего Тихона Задонскаго », стр. 235). в) Причины гонений на христиан. Иудеи обзывали их врагами Моисеева закона и народа Божия. Язычники провозглашали их врагами общественного порядка: христиане не принимали участия в общественных увеселениях, зараженных духом идолопоклонства, и за то слыли ненавистниками рода человеческого; христиане отказывались именовать языческого императора Господом и Богом, клясться его именем, воскурять фимиам перед его статуей – их обвиняли в оскорблении величества; христиане для безопасности от язычников собирались на богослужение по ночам в потаенные места – за это называли заговорщиками и возмутителями; римское государство опустошали неурожаи, землетрясения, моровые язвы, нападения варваров – вину всех этих бедствий слагали на христиан, – это они прогневали богов; христиане, одушевляемые братской любовью друг к другу, соединялись в общественных собраниях за одной общей трапезой, как братья, несмотря на разность в общественных положениях и внешнем благосостоянии – за эту духовную любовь их обвиняли в невоздержании и разврате; они благоговейно причащались Тела и Крови Христовой – на них за это взводили клеветы в людоедстве, в заклании младенцев для употребления в пищу. Словом, не было ни одного злого глагола, которого бы ни распускали о христианах враги их.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

игумен Арсений (Алексеев) Предисловие к читателю Сам домовладыка, Господь наш Иисус Христос , при основании церкви Своей, предсказал о ней, что она должна вести постоянную духовную войну против врат адовых ( Мф.16:18 ), и с того времени, мы видим, церковь Христова вступила в эту духовную брань с своим врагом. Первым воителем и победителем врагов церкви был сам домовладыка и основатель ея, Господь наш Иисус Христос : Он первый пришел на брань против князя мира сего, диавола, и Своим страданием за нас и смертью победил князя тьмы, избавив нас этим от его рабства. Сей войне Он и нас всех также научает, говоря: « побеждающему дам сести со Мною на перстоле Моем, якоже и Аз победих, и седох со Отцем на перстоле Его: имеяй ухо, да слышит, что Дух глаголет церквам» ( Апок.3:21, 22 ). Первыми последователями и подражателями Христу в духовной войне явились святые Апостолы, о чем в Священном Писании мы читаем следующее свидетельство: «яко несть наша брань к крови и плоти, но к началом, и ко властем, и к миродержителем тмы века сего, к духовом злобы поднебесным», и нас сему же они научают, говоря: «сего ради приимите вся оружия Божия, да возможете противитися в день лют, и вся содеявше стати» ( Еф.6:12, 13 ). Апостолов, в деле духовной войны, заменили потом преемники их, пастыри и учители церковные, которые также всегда воинствовали и продолжают воинствовать против врат адовых, против диавола и всех полчищ его, гонителей церкви, 1) Война церкви с отступническими полчищами, как вратами ада так как, при начале появления церкви Христовой на земле, диавол воздвигал на нее гонение чрез неверных иудеев и чрез язычников, всюду гнал и разрушал церковь ; когда-же Евангельскою проповедью пало язычество, многие цари языческие уверовали во Христа, и когда прекратилось гонение на церковь со стороны язычников, тогда диавол, для войны с церковью, избрал себе другие полчища воинов, образовал различные ереси и расколы, и из этих отступников он составлял свои полчища и вооружал их против восточной Христовой церкви. А в настоящее время он еще более и более умножает свои еретические и раскольнические полчища отступников, которые всюду усердно подвизаются на своей войне против церкви, которую они окружили вокруг своими бесовскими полчищами и стараются исполнить волю владеющего ими, и силятся повсеместно разрушить и опустошить Церковь Христову, и вот противу этих-то бесовских полчищ, как противу врат адовых, и должна Христова церковь непрестанно вести духовную войну. Противу первоначальных бывших еретических полчищ, ополчались пастыри церкви, собирали вселенские и поместные соборы; и после продолжительных увещаний непокорных еретиков они отсекали от единения церковного и извергали их от церкви, и соборне предавали их анафеме и проклятию, 2) О бывшей войне небесной церкви

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/besedi-p...

Коллектив авторов Скачать epub pdf А. Деревицкий. Плутарх Херонейский и святой Василий Великий 1167 Опыт православных отношений христианства к философии Четвертый век нашей эры есть по преимуществу век ожесточенной борьбы различных религиозных учений и догматов. Христианство борется с язычеством и иудаизмом, да и в среде самих христиан одна за другой возникают многочисленные секты, расходящиеся между собою в понимании основных истин религии и ведущие нескончаемые споры о природе и личных свойствах Божества, о взаимном отношении Лиц Святой Троицы, о тайне воплощения и тому подобных догматических вопросах. Постепенно эти споры принимают все более и более страстный характер, разногласие сектантов переходит в открытую вражду, а эта вражда дает повод к столкновениям, нередко разрешающимся кровавыми событиями. Перевес в борьбе обыкновенно выпадает на долю той партии, которая имеет за себя авторитет императора, но на императорском престоле сменяются лица, следующие самым противоположным направлениям, и эти смены каждый раз влекут за собой все крайности реакции. Миланский эдикт по видимости даровал полную свободу всем культам, признал полное равенство за всеми исповеданиями, но уже через два года после него (315 год) были вновь восстановлены во всей силе эдикты Веспасиана и Севера, запрещавшие римским гражданам переход в иудейство, а с 325 года, со времени Никейского собора, манихеи, донатисты, ариане и другие еретики начинают подвергаться преследованию со стороны правительства как мятежники и враги государства 1168 . При Констанции это преследование распространяется и на язычников. Он не довольствуется конфискацией их храмовых сокровищ, подобно своему предшественнику, но ниспровергает самые храмы языческих божеств и налагает запрещение на публичное отправление их культа. Вслед за ним на престол восходит Юлиан, с воцарением которого паганизм вновь поднимает голову. Юлиан, в противоположность Констанцию, берет под свое покровительство языческие школы, обновляет павшие и опустелые капища, во многих городах предает христианские церкви огню либо обращает их в языческие храмы, воздвигает на кесарийских христиан гонение за то, что они осмеливаются разрушить святилище Фортуны, не щадит даже язычников, оставшихся безучастными к этому поступку христиан, и тешится странною мечтою на началах александрийского мистицизма и теургии Ямвлиха влить новую жизнь в омертвелые формы греческого политеизма и даже все религии древнего мира соединить в общем культе царя-Солнца.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Лекции ординарного профессора Александра Михайловича Иванцова-Платонова Содержание Религиозное состояние древнего мира и особенное положение в нем еврейского народа до христианства. Состояние древнего язычества и иудейства перед появлением христианства Начало христианства. Иисус Христос – Божественный Основатель христианской Церкви Распространение христианской Церкви в век апостольский Проповедь апостола Павла Проповедь христианства в конце I, во II и III веках Главнейшие христианские церкви Иерусалимская церковь Кесарийская церковь Антиохийская церковь Эфесская церковь Внутренний состав христианского общества Взаимные отношения между христианами из иудеев, и христианами из язычников Сходство и различие между христианами и иудеями в догматическом учении Сходство и различие между христианами и иудеями в нравственном учении Божественное Откровение как источник общий для Ветхого и Нового Заветов Отношение христианства к иудейским обрядам Отношение христианства к обрядам Строй и склад религиозной жизни у христиан язычников Начало волнений в христианском обществе Упреки против ап. Павла со стороны христиан из иудеев Посещение ап. Павлом Иерусалима Апостольский собор Волнение в христианском обществе после Апостольского собора. Деятельность ап. Павла Столкновение между апостолами Петром и Павлом Разделение в христианском обществе. Смерть ап. Иакова Восстание Иудеев и его следствия Сближение между партиями Возникновение мелких сект из иудейства Вопрос о времени празднования Пасхи Вопрос о праздновании субботы Взгляды ученых Тюбингенской школы на древнейшую историю христианской церкви и их критика Основные положения Тюбингенской школы Апостол Павел по воззрениям Тюбингенской школы Два вида христианства Критика этих воззрений Догматика ап. Павла Объяснение названия: апостолы образованных и необразованных О мнимых партия ап. Петра и Павла Третье положение Тюбингенской школы Действительные отношения между апостолами Случай с ап. Петром и Павлом в Антиохии Партии в Коринфе Принцип исторического развития христианства по представлению Тюбингенской школы

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Обозрение посланий св. апостолов. Выпуск 3. Послания св. ап. Павла к Ефесеям, Филиппийцам, Колоссянам, Солунянам, к Тимофею, Титу, Филемону и к Евреям. Апокалипсис Источник О послании ап. Павла к Ефесянам В Ефесе, славном ионическом городе Малой Азии, первые семена христианства были брошены учениками Иоанна Крестителя, которые, хотя имели далеко не достаточные познания в христианской вере, однако же веровали в Иисуса, как в Мессию. Потом, на краткое время заходил в Ефес ап. Павел (во 2-е свое путешествие), оставив здесь для проповедания евангелия Акилу и Прискиллу, своих спутников и друзей, к которым присоединился потом ученый Аполлос. Но прочное устройство ефесской церкви было дано ап. Павлом уже во время третьего его путешествия. В это путешествие апостол оставался в Ефесе около трех лет и проповедовал евангелие сначала в синагоге, а потом в школьной зале некоего Тиранна. Успех, который здесь имел апостол, был очень велик: из иудеев и язычников образовалось в Ефесе большое общество верующих во Христа и язычество стало опасаться за свое существование, что и выразилось в известном возмущении мастера, приготовлявшего серебряные изображения языческих богов, Димитрия. Удаляясь из Ефеса, апостол оставил здесь ученика своего, Тимофея, (который сделался епископом Ефесской церкви). Возвращаясь потом в Иерусалим, апостол вызвал на о. Милет предстоятелей ефесской церкви и простился с ними в трогательной речи. Внешним поводом к написанию послания к Ефесеям было отправление Тихика в Малую Азию, которому ап. Павел дал некоторые словесные инструкции. Что касается, собственно, внутренних побуждений, по каким апостол решился обратиться к Ефесянам (и всем вообще малоазиатским церквам, ибо послание к Ефесянам отличается характером окружных посланий), то, прежде всего, апостола к этому побудило желание раскрыть пред Ефесянами величие церкви Христовой, которое не довольно ясно сознавалось ими; а потом ап. желал направить на истинный путь тех из числа ефесских христиан, которые позволяли себе уклонения от нравственного учения и, главным образом, страдали недостатком христианской общительности. Апостолу особенно нужно было обратить внимание на последнее явление, потому что церковь ефесская составилась из иудеев и язычников и, след., в ней легко могли возникнуть разного рода разделения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozano...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Плат святой Вероники «Плат святой Вероники» — роман Гертруды фон Ле Форт о пути к Богу пятнадцатилетней девушки Вероники. Сирота — она воспитывается роднёй в Риме и оказывается в центре противоречивой духовной ситуации: «бабушка сама себя называла язычницей, тетушка Эдель любила, чтобы ее считали католичкой, а маленькая Жаннет и в самом деле была таковою». Один из героев романа — Рим, воплощающий двойственность человека и мировой истории: Рим как вершина язычества и Рим как город Петра. Гертруд фон ЛЕФОРТ ПЛАТ СВЯТОЙ ВЕРОНИКИ Музыкой моей юности была песнь маленького римского фонтана, изливавшего свою нежную струю в потемневшую от времени чашу античного мраморного саркофага во дворике старого палаццо, куда меня еще ребенком привезли из далекой Германии. Дворец этот подъемлет свои золотистые массы из сумеречного лабиринта узких глубоких улиц-ущелий Кампо Марцио к маленькой солнечной площади у церкви Санта Мария сопра Минерва. Из окон нашей квартиры мы видели высокое, непроницаемое и загадочное чело этой церкви. К ней выходили окна комнат моей тетушки Эдельгарт и Жаннет, в то время как окна роскошного салона моей бабушки обращены были к величественной ротонде Пантеона, почитаемого жителями Вечного города как лучше всего сохранившийся памятник былой славы Рима. Расположение наших комнат, как мне кажется сегодня, было глубоко символичным; во всяком случае бабушка сама себя называла язычницей, тетушка Эдельгарт любила, чтобы ее считали католичкой, а маленькая Жаннет и в самом деле была таковою. И я росла как бы меж двух миров, которые еще задолго до того, как я это осознала, словно тянулись к моей юной душе, пытаясь завладеть ею, и не только духовно, незримо, но и воплощенные в живые образы и огромные, мощные предметы. Из окон моей комнаты не видно было ни Санта Марии сопра Минерва, ни Пантеона – они смотрели в бархатную тень того самого дворика, в котором посреди пальм, магнолий и кудрявых зарослей плюща струил свою сладостно-монотонную мелодию фонтан. По ночам я слышала его загадочный плеск, баюкающий прохладный лунный полумрак, а выпрямившись в постели, я видела белизну его жемчужно-дымчатой струи, рвущейся к небу, словно маленькое серебряное крыло, и вновь ниспадающей в темное лоно земли.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=707...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010