Первая заповедь, возложенная на христиан из язычников – воздержание от оскверненного идолами или идоложертвенного ( απ των λισγημτων των εδλων εδωλοθτων– Деян. 15, 20, 29; 21, 45 ; ср. 1Кор. 8, 1 ), – т.е. от пищи (по большей части мяса), которая составляет остаток идольской жертвы. – Иудеи за то именно и презирали язычников и отказывались от всякого общения с ними, что они были идолопоклонники, – служили своим богам, а не единому живому Богу; главный же обряд, символ религии, в котором яснее всего выражалось служение Богу – по понятию как иудеев, так и язычников – было жертвоприношение. Жертва служила для иудеев знаком их общения с Иеговою ( Исх. 29, 28 ), – поэтому и на участие в идольской жертве они естественно смотрели, как на общение с идолами; потому и ап. Павел идоложертвенное называет оскверненным идолами. Закон Моисеев весьма строго судил за подобное участие и виновных в нем наказывал смертью ( Втор. 17, 2–13 ). В свою очередь и язычники всегда непременно требовали, чтобы иудеи отступление от своего Бога и закона, – когда это случалось, – свидетельствовали принесением идольской жертвы (напр. 1Мак. 1, 41–48; 2, 23–26 и много подобных примеров в той же книге). – Отсюда хорошо понятно, какое омерзение внушала иудею идольская жертва и какой великий соблазн для них было свободное отношение христиан из язычников к идольским жертвам: оно напоминало им ненавистное язычество, от которого так грозно предостерегал их богодарованный закон, и участники идольской жертвы были в их глазах почти те же язычники. Потому, в видах примирения и единения Церкви, весьма важно и необходимо было заповедать христианам из язычников более осторожное и благоразумное отношение к идоложертвенному, особенно там, где были соблазнявшиеся им иудеи, – пока последние не достигли полного сознания и ясного понимания христианской свободы. С другой стороны, и для самих новообращенных христиан из язычников, еще недостаточно утвердившихся в вере Христовой, идоложертвенное представляло немало опасностей, – потому что и они легко могли принять участие в невоздержании всякого рода, которым непременно и даже обязательно сопровождались все почти идольские жертвоприношения и праздники. Таким образом иерусалимский собор имел полное основание – и именно историческое – заповедать христианам из язычников воздерживаться от употребления идоложертвенного.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Раифский Богородицкий мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Раифский Богородицкий монастырь  — крупнейший действующий мужской монастырь Казанской епархии Русской Православной Церкви. Содержание История [ править править код ] Раифский Богородицкий монастырь был основан в XVII веке отшельником Филаретом в 27 км к северо-западу от города Казани. После смерти родителей Филарет раздал имущество и отправился странствовать по городам Поволжья. В 1613 году он пришёл в Казань. В Казани Филарет жил сначала в Спасо-Преображенском монастыре Казанского Кремля. В 1613 г. этот монах поселился на берегу Сумского (Раифского) озера, построив уединённую келью. Сначала келья отшельника стояла одиноко, и лишь только в определённые дни местные черемисы приходили на берег озера для совершения своих языческих обрядов (эти леса с давних времен считались священными у коренных жителей-черемисов). Встреча православия с язычеством привела к тому, что сами марийцы разнесли по округе весть о появлении на берегу хижины-кельи святого человека. Вскоре около Филарета собралось множество православных христиан. По указанию Филарета была построена часовня, по легенде, её возвели после видения одному из монахов. В том же 1661 г. в монастырь была привезена точная копия Грузинской иконы Божьей Матери, списанная с оригинала из Красногорского монастыря (близ Холмогор). С XVII века до настоящего времени это главная святыня монастыря, к которой ежегодно приезжают десятки тысяч паломников. Это один из первых православных монастырей, построенных на этой территории после взятия Казани Иваном Грозным. Филарет умер в 1659 году, а в 1661 казанский митрополит Лаврентий дал благословение на основание монастыря. Название монастырь получил от места на берегу Красного моря, где в IV веке от рук язычников погибли христианские монахи (в честь святых отцёв, в Раифе и Синае избиенных). Новый монастырь долгое время находился в окружении язычников и по аналогии было решено назвать его Раифским Богородицким.

http://azbyka.ru/palomnik/Раифский_Богор...

ред. А.И. Плюснин Часть 1. Житие святителя Николая Чудотворца Мирликийского Глава 1. Рождество, детство и юность святителя Николая Радуйся, от утробы матерния очищенный; Радуйся, рождением своим родителей удививый; Радуйся, силу душевную абие по рождестве явивый. Акафист святителю Николаю Чудотворцу, икос 1 Около семнадцати веков прошло с тех пор, когда жил и подвизался на земле великий чудотворец и угодник Божий, святитель Николай, архиепископ Мирликийский, которого теперь чтит и прославляет весь христианский мир за его ревность по вере, добродетельную жизнь и бесчисленные чудеса, совершаемые им и до сих пор всем, прибегающим к нему с верой в его помощь и милосердие Божие. Промыслу Божию угодно было послать на землю святителя Николая в одно из самых трудных для христианства времен. Третий век по Рождестве Христовом, во второй половине которого он родился, был временем решительной борьбы христианства и язычества друг с другом, когда окончательно должен был решиться вопрос – Христова ли вера заменит язычество или же последнее останется несокрушимым и навсегда подавит христианство ? Христианство своей внутренней силой, основанной на Божественном учении Иисуса Христа и Его святых апостолов, несомненно, превосходило уже разлагавшееся язычество. Но на стороне последнего находилась в то время внешняя сила, которая всеми доступными ей средствами старалась подавить ненавистное ей христианство. Христианин считался преступником законов, врагом римских богов и кесаря – одним словом, христианин был для язычников язвой общества, которую они всячески старались истребить. Ревностные язычники – римские императоры, считая христианство погибелью для Римской империи, а христиан – самыми опасными ее врагами, поднимали на них жестокие гонения, во время которых заставляли их отрекаться от Христа, поклоняться идолам и изображению кесаря и воскурять перед ними фимиам. Если же они не соглашались на это, то их ввергали в темницы и подвергали мучительнейшим пыткам – томили голодом и жаждой, били розгами, веревками и железными прутьями, жгли их члены на огне. Если же и после всего этого они оставались непоколебимы в христианской вере, то их предавали не менее мучительной смерти: топили в реках, отдавали на растерзание диким зверям, сжигали в печах или на кострах... Невозможно перечислить все те жестокие мучения, которым подвергали раздраженные язычники ни в чем не повинных христиан!

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Скачать epub pdf К четырехсотлетию взятия Казани Огнем и мечем часто насаждалось христианство в Европе католическими миссионерами. Достаточно вспомнить деятельность орденов Меченосцев и Тевтонского в землях, пошедших впоследствии в состав Российской империи. Ливы, зегмалы, эсты, литовцы, жмудь – тягостно испытали это на себе. Любовью, благостным поучением, смирением, безбоязненностью, поучительным примером подвижнической жизни зажигали и поддерживали все сильнее разгоравшийся огонь чистой веры русские иноки. Языческия племена – чудь, водь, карелы, лопари, зыряне, вогуличи, остяки, самоеды, алеуты, якуты и пр. под этим, воистину христианским, воздействием становились чадами Православной Церкви. Русь, обращенная из мрака язычества к свету христианства, сразу возжелала привести к источнику спасения соседние народы, остававшиеся еще в темноте неверия. В конце X в. начал просвещать чудь св. еп. ростовский Феодор. Но еще мала была жатва его, как и его преемника, еп. Илариона. Первым истинным просветителем ростовского края был свят. Леонтий, именуемый св. еп. Симоном Владимирским «первопрестольником» – т. е. первым из печерских иноков, возведенным на епископский престол. Поставленный не позднее 1051 г., святитель Леонтий должен был полагаться исключительно на свои силы. Край этот входил в удел кн. Всеволода Ярославича, жившего в далеком южном Переяславле. Сын последнего, кн. Владимир Мономах , только на короткое время – в 1068 г. – попал в те места. «Первый поход мой был в Ростов, по стране вятичей; послал меня отец, когда сам пошел в Курск», – упоминал об этом Мономах в своем завещании. Не имели успеха первые увещания св. Леонтия язычников не губить себя мраком и грехами. Тогда он стал собирать в церковь детей, учил их, наставлял, крестил. Это озлобило упорствующих, которые стали подвергать его избиениям и мучениям. Изгнали из Ростова. Поселившись вблизи у ручья Брутовщины, святитель выстроил небольшой деревянный храм архистратига Михаила. Когда безбоязненно вернулся он в город, огромная толпа, вооруженная оружием и дубинками, окружила храм, в котором совершалось богослужение, намереваясь убить епископа. В облачении, с крестом в руках, вместе с духовенством, сохраняя полное спокойствие, вышел он к бушевавшей толпе. Пораженные этим, язычники поверглись на землю и прослушали сильное слово архипастыря. Произошел перелом – язычники пожелали креститься.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

10.10.2016 Подпишитесь на наш Телеграм Пять романов о язычницах, ждущих Христа Предчувствие христианства в язычестве — тема сложная. У Отцов часто встречается идея, что дохристианская древность готовилась к пришествию Христа — точнее, Промысел готовил её. В стихире на Рождество преподобной Кассии римское единовластие сравнивается с библейским единобожием. Климент Александрийский говорил, что античная философия была для язычников тем же, чем было Писание для иудеев — детоводителем ко Христу. Святой Иустин Философ писал, что в силу вечности Логоса, Который в определённый исторический момент воплотился в Иисусе, «Гераклит и Сократ были христианами». Но единая мировая империя была мила древним христианским писателям только лишь из-за её глобализма, ведь и Церковь по определению глобальна — империя мыслилась как вместилище для Вести. Её языческий аспект — обожествление императора — было великой мерзостью для христиан, и христиан гнали именно из-за неучастия в этой мерзости.Философия нравилась христианам тоже не из-за языческих обертонов. Напротив — христиане ценили античную философию за её антиязыческий характер — критику суеверий и монотеизм. Ведь всякая истинная философия, явно или нет, — монотеистична и, что тоже самое, критична по отношению ко всякой «отеческой» религии, то есть к язычеству. Сами же культы богов, конечно, осуждались со всей яростью и отвращением. «Богов нет, это все басни» и «боги суть демоны» — вот два главных христианских обвинения. Заметим, что они друг другу не противоречат: Сатана — «отец лжи» и языческие культы и есть эта ложь, при этом он — «человекоубийца от начала» и кровь лилась вполне реальная; здесь видна вечная спайка идеологии и насилия.Тем не менее, мы можем найти несколько примеров признания за язычеством позитивной роли. У Евсевия Кесарийского в его «Похвальном слове императору Константину» есть странная и весьма смелая мысль. Люди всегда хотели воплощения Бога. Язычники «воплощали» богов в своих идолах. Это несовершенное божественное воплощение в несовершенном материале (механическое воплощение). Бог же, как бы в ответ на чаяние божественного воплощения, воплощается Сам — и не в дереве, камне или металле, а в живом человеческом теле.

http://blog.predanie.ru/article/pyat-rom...

17-е Св. отца нашего Григория чудотворца, епископа Неокесарийского Григорий, до крещения именовавшийся Феодором, происходил из одного из знатнейших родов в Неокесарии; воспитан был в язычестве. Готовясь быть адвокатом, он собирался ехать в Рим для дополнительного образования по своей части, но неожиданно, по семейным обстоятельствам, ему, вместе с братом – Афинодором 259 , пришлось прежде того посетить Кесарию, где они познакомились с Оригеном , преподавателем философии и наставником Александрийского училища. Это знакомство определило дальнейшее направление судьбы обоих юношей. Ориген , – как рассказывает впоследствии Григорий, – «заставил его сперва искать разбросанные семена истины в системах философов и пробудил любовь к истине; потом стал излагать начала веры христианской и объяснял Св. Писание»... Наконец, подготовил их к принятию святого крещения, которое они и приняли в Кесарии, при чем Феодор был назван Григорием. Восемь лет слушал Григорий и поучался у своего великого наставника и после того возвратился в свое отечество с иными целями и иными стремлениями. Уже не привлекала его больше светская деятельность; полюбил он пустыню, где беспрепятственно мог предаваться молитве и любимому теперь занятию своему: изучению Свящ. Писания. Таким образом и уединялся он, отложив попечение о всем мирском и стремясь к общению с единым Богом. Подвижническая жизнь Григория не осталась безызвестною; узнав о нем, епископ Амасийский Федим пожелал посвятить его в епископа Неокесарийской Церкви, и жители Неокесарийские также желали иметь его своим епископом; но Григорий не хотел расстаться с своим безмолвным уединением и, главное, не считал себя достойным такого избрания, и потому скрывался, переходя из одной пустыни в другую. Между тем Неокесарийские христиане настаивали на своем желании видеть добродетельного Григория своим епископом. Блаженный Федим обратился тогда к Богу с молитвою, чтобы Он призрел на него и на Григория и освятил его посвящение благодатию Своею... После того он заочно рукоположил Григория во епископа; не стал больше человек Божий противиться общему избранию, уразумев в душе своей, что не без воли Божией призывается он на трудное служение, которому и предался всеми своими силами, и Господь помогал ему и прославил его даром чудотворений, за которые получил святитель наименование Чудотворца и второго Моисея. Как успешно действовал Григорий на своем пастырском поприще, можно видеть из того, что когда он вступил в звание епископа Неокесарии, то в этом обширном городе было не более 17-ти христиан, по кончине же его весь город состоял из христиан, за исключением 17-ти язычников.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

19. Гонения на христиан от язычников (в кратком очерке) Когда кончились гонения на Церковь со стороны иудеев, начались страшные, продолжавшиеся два века с половиною гонения на христиан в Римской империи. Главная и более общая причина гонений на христиан со стороны язычников – это совершенная противоположность учения христианского утвердившимся обычаям, нравам и воззрениям язычества. Язычники терпели всякую веру, лишь бы она не мешала им жить по-прежнему. Христианская же вера во всем изменяла образ жизни. Вместо эгоизма проповедовала любовь, на место гордости ставила смирение, вместо роскоши, доходившей в Римской империи до страшных размеров, требовала воздержания и поста; искореняла многоженство, возвысила значение рабов, взывала к богачам о милосердии и благотворительности. Эта борьба новых начал со старыми языческими порядками была так велика, что пошатнула здание Римской империи. Дряхлый организм ее не мог выдержать силы нового учения и должен был распасться. На место ее, по мановению Промысла, двинулись из глубины Азии новые народы. Во время борьбы христианства с язычеством необозримыми толпами они теснились в пределах греко-римского мира, и в их юных сердцах впоследствии со всей силою своею воздействовало новое христианское учение. При этой общей причине ненависти языческого мира к христианству действовали частные причины, вызывавшие вражду к нему со стороны простого народа, образованной публики, со стороны жрецов, оракулов и других приверженцев старого порядка и, наконец, областных правлений и императоров. Простой народ видел, что христиане отделяются от него в вере, в образе жизни, перетолковывал это по своим грубым понятиям во вред христианам и часто был слепым орудием, которым действовали враги христианства. Например: христиане не приносили жертв языческих – за это называли их безбожниками; христиане не участвовали в языческих увеселениях, противных их нравственности, – за это называли их врагами человеческого рода, человеконенавистниками. Бывали где-либо общественные бедствия, например: засуха, язва – жрецы и оракулы винили в них христиан, которые будто бы непочитанием богов навлекали на свою страну гнев их. И вот поднималась против христиан ярость кровожадной толпы.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/i...

215. Не соблазняйте в простоте верующих С удивлением прочитал я небольшую статейку в духовном журнале «Отдых христианина» почтенного о. протоиерея Ст. О-ва под заглавием: «К вопросу о гражданском браке». Хотелось бы думать, что о. протоиерей недостаточно точно обдумал слова, им употребляемые, а, между тем, в наше время нередко из-за слов-то и выходят искушения, ибо враги Церкви придираются к нашим словам и злоупотребляют ими. Есть слова, которые следует употреблять крайне осторожно, чтобы людей простых, православно верующих, не ввести в соблазн такою неосторожностью. Таково слово «брак». Искони, от библейских времен, мы, верующие, привыкли придавать ему священное значение союза мужа и жены для благословенного рождения чад и для воспитания их в духе учения истинной веры, союза, столь тесного, что муж и жена восполняют друг друга, а в христианской Церкви и изображают союз Христа с Церковью. Посему Церковь , следуя указанию Апостола Павла, акт заключения сего союза освящает благодатью и именует Таинством. Тайна сия велика есть. Так всегда православный русский человек и разумеет это слово, и состояние брачное, благословенное Церковью, одно только и есть, по его понятию, истинный брак. И никакое иное «сожитие» мужчины и женщины, в сущности, не может, в обществе православных людей, именоваться истинным «браком». Есть, правда, брак и у язычников, магометан, иудеев, но когда приходится говорить о таком браке, то всегда подразумевается, что тут идет речь не о благодатном браке, а только о естественном сожительстве людей, вне Церкви сущих, каковое для чад Церкви не благословенно, греховно, хотя бы и было закреплено человеческим законом. Итак, когда говорим мы о браке православных, то всегда разумеем союз, освященный Церковью так или иначе. Говорю: так или иначе, ибо брак, совершенный в язычестве, например, остается в силе, по принятии супругами христианства, как закрепленный благодатью крещения. Читайте у Апостола Павла в первом послании к Коринфянам. Таким образом, хотя термин «брак» свойствен понятиям и нехристиан, однако же в наше православное понятие о браке входит уже существенным, неотъемлемым элементом божественное начало – благословение Божие; все остальное: политическое, гражданское, хозяйственное, юридическое – привходит уже извне и постольку приемлется нашею православною совестью, поскольку касается именно церковного брака.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

23-е число Святого Михаила исповедника, митрополита Синадского Св. Михаил, после иночества в одном из монастырей близ Константинополя, посвящённый в митрополита Синадского, во Фригии, был одним из отцов Седьмого Вселенского собора, пользовался доверием императора Никифора, который в 805 году посылал его к халифу Гаруну для заключения мира, и в 811 году послан был к папе Льву с известием о воцарении Михаила. Но император Лев Армянин за несогласие с его нечестивым собором, постановившим уничтожить иконы, в 815 году сослал Михаила в крепость Евдокиаду, во Фракии, где он и умер в 818 году. † Святого Леонтия, епископа Ростовского Св. Леонтий – один из самых великих святителей земли Русской 363 . Он велик по действиям земной жизни, как равноапостольный просветитель Ростовского края. Он велик на небе, как сильный молитвенник за землю Русскую. По словам блаж. Симона, св. Леонтий был постриженником Печерского монастыря; в пещеру св. Антония пришёл он, конечно, не прежде 1032 г., так как Феодосий нашёл тогда у Антония только Никона. В епископа Ростову посвящён он прежде, чем Иларион, второй святитель из пещерян, поставлен был, в 1051 г., в митрополита 364 . В Ростове святитель встретил язычников упорных, суровых и диких. Предшественники его, Феодор и Иларион, первые Ростовские епископы, принуждены были бежать из Ростова от ярости язычников 365 . – Ростов до 1054 г. был в ведении великого князя Ярослава, жившего в Киеве; а по завещанию Ярослава, Ярославль, Белоозеро и всё Заволожье достались сыну его Всеволоду, который постоянно жил в южном Переяславле 366 . Таким образом св. Леонтий должен был бороться с язычеством в Ростове без близкой помощи князя 367 , а закоренелые язычники не хотели слушать его. Увещания и мольбы любви христианской пожалеть себя самих, не губить себя мраком и грехами, не склоняли заблудших к добру. Мало того, они осыпали святителя бранью, подвергли его побоям и выгнали из города. Но он решился не оставлять вверенного ему стада. Поселясь за городом близ ручья Брутовщицы, построил здесь небольшой деревянный храм архистратига Михаила 368 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

274–276. Равноапостольный наш просветитель и его святые дети-мученики I Ровно 900 лет прошло с того дня, как в уединении своих княжеских хором, близ Киева, на Берестове, тихо почил славнодержавный просветитель земли Русской, ее красное солнышко – князь Владимир. Горько оплакивала его кончину родная ему Русь, которую он сделал православною, для которой он был отцом, заступником, наставником и кормильцем. Это был ее первый князь – носитель русского идеала государственной власти, человек с истинно русской душой; широкая, как говорится, русская натура, в высшей степени добрый, великодушный, не способный входить в сделки со своей совестью, кривить душою: он горячо любил свою Русь и умелою рукою поставил ее на назначенный Богом исторический путь. Весьма благовременно и поучительно вспомнить его жизнь и деяния, особенно в наши дни, когда наша Святая Русь всею мощью своего духа отстаивает свои вековые устои, заложенные святым ее просветителем, – напомнить его святые заветы родному народу на все роды родов. Как восходу солнца предшествует сияние зари, так в нашей истории князю Владимиру предшествовала его приснославная бабка, благоверная княгиня Ольга. Окриленная, по выражению церковной песни, крилами Богопознания, она взлетела духом превыше видимой твари, и, познав истинного Бога, всем сердцем желала просветить истинною верою не только своего воинственного сына Святослава, но и весь Русский народ. День и ночь молилась она, чтобы дал им Бог познать веру истинную. И услышал Господь молитву ее; правда, не слушал ее постоянно занятый походами сын, но добрым семенем пали на детское сердце внука ее, юного князя Владимира, ее рассказы о Христе Спасителе и в свое время вспомнились и принесли добрый плод. Князь Владимир был младший сын Святослава. По кончине матери, св. Ольги, Святослав, по своему обычаю, отправился в поход, а сыновей оставил княжить в особых для каждого уделах. Владимиру дал он Новгород, куда он и отправился с дядею по матери, Добрынею. И дядя, и новгородцы были суеверные и грубые язычники. В язычестве и возрастал Владимир; казалось, что святое семя веры, посеянное бабушкой, готово было совсем заглохнуть в нем, но Бог не допустил этому случиться. Его братья, по смерти отца, скоро поссорились, старший Ярополк убил второго – Олега; Владимир бежал за море к варягам, а Ярополк овладел Новгородом. Но Владимир собрал большую дружину из варягов и вместе с Добрынею пошел на Ярополка. На пути овладел Полоцком, здесь убил князя Рогвольда с двумя сыновьями, а дочь Рогнеду взял себе в жены. Оттуда двинулся он к Киеву на Ярополка, который и погиб в этой войне, а Владимир овладел Киевом и стал единодержавным властителем всей Руси. Это было в 980 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010