Хотя в позднейших хрониках и в историографии можно встретить утверждения, что на захваченных викингами землях Церковь находилась в трудном положении, в последние десятилетия эта т. зр. была существенно скорректирована. Грамота кор. Этельстана о дарении земель в Амаундернессе (область на территории совр. графства Ланкашир) кафедральному собору Й. (934) является подтверждением того, что собор продолжал действовать. Среди 50 фрагментов каменных скульптурных надгробий, датируемых кон. VII - нач. XI в., многие украшены резьбой в характерном англо-сканд. стиле, что свидетельствует об активной религ. жизни в городе и в первые десятилетия сканд. расселения. В 971-1016, 1040-1041 и 1061 гг. архиепископы Й. занимали также епископскую кафедру Вустера. Традиционно эта особенность церковного устройства объясняется тем, что богатое Вустерское еп-ство обеспечивало сев. архиеп-ство средствами, однако, возможно, за этим скрывалось и стремление установить дополнительный контроль над непокорным севером. Первым архиепископом Й., к-рый занимал одновременно 2 кафедры, был св. Освальд (971-992), основатель мон-ря Рамси. Среди др. прелатов кафедры Й. в англосакс. период был проповедник и гос. деятель Вульфстан II (1002-1023). По свидетельству «Англосаксонской хроники» (ркп. D, к-рая, согласно одной из датировок, была составлена в Й. в 70-х гг. XI в.), Эалдред, архиеп. Й. (1061-1069), короновал в 1066 г. Вильгельма I Завоевателя (1066-1087). З. Ю. Метлицкая Сер. XI-XVI в. После нормандского завоевания Англии в 1066 г. Й. стал одним из главных центров сопротивления новым правителям. Первое восстание (лето 1068), вызванное попыткой кор. Вильгельма I Завоевателя принудить североангл. землевладельцев к уплате налога на содержание армии (гельд), было подавлено после того, как Вильгельм с большим войском осенью совершил стремительный марш-бросок на север. Предводители восстания бежали в Шотландию, горожане Й. признали Вильгельма королем и выдали ему заложников. В городе был сооружен замок, где разместили гарнизон из 500 рыцарей. Весной 1069 г. англичане перебили часть гарнизона и осадили замок. Кор. Вильгельм вновь совершил поход на север, разбил повстанцев и построил в Й. 2-й замок - на противоположном берегу р. Уз. В кон. лета на помощь восставшим прибыл большой флот, посланный кор. Дании Свеном II Эстридсеном (1047-1074). Объединенное англо-дат. войско разбило нормандцев, оба замка были разрушены (сент. 1069). При этом в результате устроенного нормандцами пожара сгорела большая часть города, включая собор и здания кафедрального капитула. Архиеп. Эалдред, сохранявший лояльность к кор. Вильгельму I, скончался незадолго до взятия города, и тогда Вильгельм Завоеватель совершил 3-й поход на север. Путем переговоров и подкупов он сумел добиться ухода дат. флота и зимой 1069/70 г. разорил обширные территории в Сев. Англии, в т. ч. в Йоркшире.

http://pravenc.ru/text/1238027.html

На Констанцском Соборе (1414-1418), покончившем со схизмой в католической Церкви , было принято решение о регулярном, не реже чем раз в 10 лет, созыве вселенских Соборов католич. Церкви, но это постановление не выполнялось. Избранный в 1503 г. папа Римский Юлий II дал обещание в течение 2 лет созвать вселенский Собор, а также не вступать в военные действия, не получив согласия 2/3 коллегии кардиналов. Однако на практике правление Юлия II было ознаменовано непрерывными войнами за церковные владения на севере Апеннинского п-ова; в ходе военного противостояния состав политических коалиций периодически менялся. В Италии противниками папы являлись герц-ство Феррарское и Венецианская республика, к-рая захватила некоторые земли, формально находившиеся под патронатом папы Римского, и ущемляла права Папского престола при раздаче бенефициев и в судебной практике. Непосредственно предшествовавшие созыву Л. С. войны начались с создания в 1508 г. Камбрейской лиги, объединившей папу Римского Юлия II, франц. кор. Людовика XII, испан. кор. Фердинанда V (II) и имп. Максимилиана I . Деятельность лиги была направлена против расширения венецианских владений на континенте (террафермы). Поражение Венецианской республики при Аньяделло в мае 1509 г. привело к утрате ею значительной части террафермы и к усилению влияния Франции на Апеннинском п-ове, что определило резкий антифранц. поворот в политике папы. Католич. Церковь во Франции со времен «Авиньонского пленения пап» пользовалась значительной автономией. В 1438 г. на ассамблее франц. духовенства в Бурже кор. Карлом VII была принята Буржская Прагматическая санкция , одобрившая нек-рые решения Базельского Собора, прежде всего приоритет церковных Соборов над властью папы Римского, и утвердившая независимость галликанской Церкви (см. Галликанизм ), в частности фактическое право французского короля назначать епископов в своих владениях. Папский престол не признавал законности Буржской Прагматической санкции; кроме того, папа Юлий II вынашивал планы избавить Италию от нашествий «варваров»-французов: ведя успешные военные действия, франц. короли претендовали на Неаполитанское королевство и герц-ство Миланское. Поэтому в 1510 г. в составе лиги произошли изменения: папа вступил в союз с Венецией, а Франция стала главным противником. В ответ кор. Людовик XII созвал в сент. 1510 г. в Туре Собор франц. духовенства, к-рый поддержал монарха в противостоянии папе Римскому и призвал к проведению вселенского Собора. В окт. 5 кардиналов покинули Рим и присоединились к участникам Турского Собора.

http://pravenc.ru/text/2463167.html

Нехалкидонские Восточные Церкви. Армянская Апостольская Церковь представлена в К. 1 общиной в Алматы (зарегистрирована в 1994). С 2006 г. действует арм. ц. св. Карапета, при к-рой существует воскресная школа. Католическая церковь св. Терезы и Младенца Иисуса в Павлодаре. 1997–2000 гг. Католическая церковь св. Терезы и Младенца Иисуса в Павлодаре. 1997–2000 гг. Римско-католическая Церковь имеет в К. архиеп-ство Пресв. Девы Марии в Астане (Maria Santissima in Astana), еп-ства-суффраганы в Караганде и Алматы (еп-ство Пресв. Троицы (Santissima Trinità in Almaty)), апостольскую администратуру в Атырау. Общее число католиков в К.- более 158 тыс. чел.; в стране насчитывается 65 католич. приходов (An. Pont. 2011. P. 350-351, 445, 669, 1072). К XIII в. относятся свидетельства о появлении на территории совр. К. католич. миссионеров, к-рые по поручению Римских пап ездили к великим ханам (миссии францисканских монахов Джованни дель Плано Карпини в 1245, Гильома де Рубрука в 1253-1255 и др.). Сведения о существовании в 30-х гг. XIII в. неподалеку от совр. с. Хоргос Панфиловского р-на Алматинской обл. францисканского монастыря, который был уничтожен во время гонений на христиан при хане Тимуре, имеют недостоверный характер. После присоединения в XVIII в. К. к Российской империи появились нем. колонисты, в т. ч. и католич. вероисповедания. В XIX в. католич. приходы К. входили в состав Тираспольской епархии (образована в 1848) с центром в Саратове (с 1853), подчиненной Могилёвскому католич. архиеп-ству. Во 2-й пол. XIX в. в К. появились польск. ссыльные, военнослужащие и переселенцы. В кон. XIX в. в Кустанае (ныне Костанай) действовал католич. храм. В нач. XX в. католич. священники из Кустаная служили также в колониях польск. и нем. переселенцев-католиков в Акмолинском и Семипалатинском уездах. В 1917 г. католич. община в Кустанае насчитывала 6 тыс. чел. В Петропавловском и Кокчетавском уездах проживало ок. 5 тыс. католиков польск., нем. и литов. происхождения. В Петропавловске действовала ц.

http://pravenc.ru/text/1319864.html

Ок. 77% населения В.- христиане; древние меланезийские культы исповедуют ок. 8%; синкретические карго культы Дж. Фрума - ок. 15%. Римско-католическая Церковь . Хотя первые католич. миссионеры прибыли на остров Эрроманго еще в 1839 г., но систематическая евангелизация началась лишь в 1887 г. В 1901 г. была основана префектура, в 1904 г. она была преобразована в апостолическое вик-ство. Первый священник из числа коренного населения В. был рукоположен в 1955 г. Католики доминируют среди населения о-вов Вао, Вала и Атчин, а также присутствуют на всех др. крупных островах (15%). Еп-ство Порт-Вила входит в состав архиеп-ства Нумеа и Нов. Каледония. Протестантские церкви, деноминации и секты . Первые протестант. миссионеры, представители Лондонского миссионерского об-ва во главе с Дж. Уильямсом, высадились на о-в Эрроманго в 1839 г. Вскоре после прибытия они были убиты и съедены одним из местных племен. Миссионерское об-во, оправившись от потрясения, решило изменить тактику и подготовило за 10 лет миссионеров-полинезийцев, к-рые должны были проложить дорогу европейцам. В 1845 г. на о-ве Эфате появились неск. миссионеров, выходцев с о-вов Самоа, однако их постигла та же участь, что и европейцев. Позднее европейцам все же удалось создать на В. стационарные миссии. В 1848 г. туда прибыли англикане и сконцентрировали свои усилия на сев. о-вах Банкс и Торрес, где они доминируют и сегодня, а также на о-вах Аоба, Маэво и Пентекост (15%). Диоцез Вануату входит в состав Церкви Меланезии и является членом Англиканского содружества . Первые пресвитерианские миссионеры прибыли из Нов. Шотландии (совр. Канада) в 1848 г., позднее появились их братья по вере из Великобритании, Австралии и Нов. Зеландии. В наст. время пресвитериане являются крупнейшей христ. конфессией В. (ок. 37%), но их присутствие на разных островах неравномерно, напр., на о-вах Танна, Анива, Атчин, Вао, Вала они крайне немногочисленны. В 1903 г. в результате деятельности Миссии Церквей Христа Австралии была создана Церковь Христа на В., к-рая имеет наибольшее количество последователей на о-вах Аоба, Маэво, Пентекост (ок. 4%); Апостольская австралийская церковь основала свою миссию в 1945 г. и присутствует в основном на о-вах Аоба, Эспириту-Санто и Мало. Ассамблеи Бога появились в 1967 г. вместе с пастором с о-вов Фиджи. Существует также Свободная церковь (Eglise Libre), франц. протестант. церковь, к-рую создала группа, отколовшаяся от Евангелической церкви Нов. Каледонии. На островах действуют общины адвентистов седьмого дня (с 1912), к-рые объединяют почти половину населения островов Аоре, Атчин и Бунинга (6,2%), свидетели Иеговы (с 1933), которые до сих пор крайне немногочисленны (ок. 380 чел.), и мормоны (ок. 600 чел.).

http://pravenc.ru/text/154061.html

Христианского миссионерского альянса (1930). В 20-х гг. XX в. на территории совр. И. появились миссионеры-пятидесятники из Европы и США. В нач. XX в. колониальная администрация разрешила протестант. миссиям проповедовать на Сулавеси, Юж. Молуккских о-вах и на Тиморе. С 1927 по 1940 г. ряд протестант. церквей на о-вах Сев. Суматра, Ява, Сев. Сулавеси и Молуккских о-вах стали автономными, выйдя из состава Протестантской церкви Нидерландской Ост-Индии. Для 1-й пол. XX в. был характерен значительный рост количества христиан: в 1941 г. при численности населения И. в 60 млн чел. насчитывалось ок. 1,7 млн протестантов и ок. 600 тыс. католиков. Интерьер ц. Пресв. Богородицы в Ларантуке (о-в Флоренс). Нач. XX в. Интерьер ц. Пресв. Богородицы в Ларантуке (о-в Флоренс). Нач. XX в. В 1942 г. И. была оккупирована Японией и все миссионеры-иностранцы были высланы. Церкви И. объединились в самоуправляющиеся региональные советы церквей, включавшие как католич., так и протестант. орг-ции. После окончания второй мировой войны и обретения И. независимости развитие христ. орг-ций пошло ускоренными темпами. В Пематангсиантаре, Джакарте, Салатиге и ряде др. городов появились христ. ун-ты, большинство крупных церквей основывали собственные школы или богословские фак-ты в существующих высших учебных заведениях. В 1961 г. началось становление католич. церковно-адм. системы И. Апостольское вик-ство Джакарта (до 1950 апостольское вик-ство Батавия) получило статус архиеп-ства Джакарта. Католики создали развитую систему богословского образования; ежедневная католич. газ. «Компас» стала крупнейшим печатным изданием в Юго-Вост. Азии. 29 июня 1967 г. архиеп. Семаранга Юстинус Дармоджувон стал первым кардиналом-индонезийцем. В 1970 г. состоялся визит папы Римского Павла VI в И. Кафедральный собор св. Иосифа и Вознесения Марии в г. Рутенг (о-в Флоренс). 2002 г. Кафедральный собор св. Иосифа и Вознесения Марии в г. Рутенг (о-в Флоренс). 2002 г. Задачей индонез. протестантов в 50-60-х гг. было создание единой церковной структуры.

http://pravenc.ru/text/389581.html

Результатом работы комиссии явились манифест о секуляризации церковных недвижимых имуществ и окончательное упразднение церковного землевладения в России. В нач. 1763 г. с резким протестом против планов по ликвидации монастырского землевладения выступил Ростовский митр. сщмч. Арсений (Мацеевич) . Возражения митр. Арсения, направленные им в Синод, не были поддержаны его членами. Д. представил Екатерине II доклад о письме митр. Арсения, усмотрев в нем «оскорбление Ее Императорского Величества». В апр. 1763 г. участвовал в суде над митр. Арсением и в процедуре снятия сана, состоявшейся в Синодальной палате Московского Кремля. По преданию, митр. Арсений укорял участвовавших в суде архиереев, предсказав их кончину. Д. он предрек: «Язык твой для меня был острее меча, им задохнешься и умрешь!» В мае 1763 г. Екатерина II ездила в Ростов на поклонение мощам свт. Димитрия Ростовского. Для торжественной встречи императрицы и переложения мощей свт. Димитрия в новую серебряную раку Д. также прибыл в Ростов. При введении духовных штатов указом от 26 февр. 1764 г. по всей России было закрыто 526 мон-рей, более 100 из них пришлось на Новгородскую епархию. Тем же указом в епархии было создано Олонецкое и Каргопольское вик-ство, а Кексгольмское вик-ство упразднялось. 10 февр. 1767 г. Екатерина II пожаловала Д. драгоценную панагию со своим портретом на оборотной стороне. В том же году он как «первенствующая духовная особа» был избран от Синода депутатом всего рус. духовенства в Комиссию по сочинению проекта нового Уложения. 30 июня 1767 г. служил молебен при торжественном открытии комиссии в Успенском соборе Московского Кремля . Умер на Заборовском подворье в Московском Кремле при обстоятельствах, сходных с предсказанными митр. Арсением. При его болезни и кончине неотлучно находился архим. Платон (Левшин ; впосл. митр. Московский). 18 дек. 1767 г. в Заиконоспасском мон-ре состоялось отпевание. 20 дек. 1767 г. тело архиерея из Москвы было торжественно отправлено в Новгород и 3 янв. 1768 г.

http://pravenc.ru/text/178171.html

При его активном участии состоялось 10 провиницальных Соборов. Архиепископ посещал подчиненные ему еп-ства, восстановил еп-ство Валенсия (1238). Вопрос о подчинении епископской кафедры Валенсии стал причиной конфликта между архиепископами Таррагоны и Толедо по вопросу о старшинстве кафедр. Хотя папа Григорий IX первоначально вынес решение в пользу Толедского архиепископа и статус примаса, главной кафедры на Пиренейском п-ове, остался за Толедо, еп-ство Валенсия отошло к архиеп-ству Таррагона. Реформаторская политика архиеп. Пере д " Албалата и его сторонников часто противоречила интересам светской власти. Так, Собор 1250 г. в Альканьисе отлучил от Церкви наваррского кор. Тибальдо I из-за конфликта с епископом Памплонским Педро Хименесом (решением папы Иннокентия IV отлучение было снято). Римские папы активно поддерживали крестоносцев в И. В 1064 г. папа Александр II даровал 30-летнюю индульгенцию всем участникам похода против тайфы Бобастро. Впосл. Римские понтифики неизменно оказывали поддержку Реконкисте, придавая борьбе с мусульм. гос-вами на территории Пиренейского п-ова статус крестовых походов. Папа Гонорий III (1216-1227) принял участие в мирных переговорах между Кастилией и Леоном в 1218 г. и стал одним из вдохновителей военной кампании 1221 г., когда был завоеван Касерес. Папы Григорий IX, Иннокентий IV и Григорий X (1272-1276) передавали значительные средства на военные походы испан. христианских королей против мусульман. В XIII в. большое распространение в И. получили монашеские ордены францисканцев , кларисс , кармелитов и августинских регулярных каноников . Наиболее могущественным из новых орденов в И. были доминиканцы . Орден, основанный испан. проповедником католич. св. Домиником (Доминго де Гусманом) и утвержденный папой Гонорием III в 1216 г., активно способствовал церковной реформе, особенно в Таррагонском архиеп-стве: к сер. XIII в. 5 епископских кафедр в этом архиеп-стве занимали доминиканцы. В доминиканских и францисканских колледжах получили образование схоласты Феррарий Каталонец (ок.

http://pravenc.ru/text/674995.html

Относительное спокойствие кон. XVI - 1-й пол. XVII в. способствовало улучшению экономической ситуации в княжестве. В ходе Тридцатилетней войны З. занимал нейтральную позицию, что позволило избежать вторжений в пределы княжества. Архиеп. Парис Лодрон в 1648 г. получил сохраняющийся поныне титул «primas Germaniae» (первый [епископ] Германии), принадлежавший до этого архиепископам Магдебурга (согласно условиям Вестфальского мира 1648 г., князь-архиепископ Магдебурга лишался светской власти, архиеп-ство как герцогство Магдебург присоединялось к курфюршеству Бранденбург). В нач. XVIII в. увеличилось количество протестантов, проживавших в княжестве, создавались протестант. объединения. В 1731 г. Зальцбургский архиеп. Леопольд Антон, мечтавший о восстановлении былого могущества католич. Церкви в З. и обеспокоенный сложившейся ситуацией, издал указ, согласно которому протестанты в течение 3 месяцев должны были принять католичество или покинуть княжество. Более 20 тыс. жителей были вынуждены уехать из З. Ударом для католич. Церкви в Австрии в целом и для Зальцбургского архиеп-ства в частности стала религ. реформа имп. Иосифа II (1765-1790). Сообразуясь с принципами «просвещенного абсолютизма», император провел секуляризацию церковных имуществ и реформу церковной организации в Австрийской империи (см. также ст. Иозефинизм ). В 1786 г. архиепископ З. был лишен владений в Штирии и Каринтии, которые передавались еп-ствам Зеккау, Леобен, Гурк и Лафант. Эти епископства утратили статус «частных», однако З. сохранил права митрополии по отношению к ним. Церковным учреждениям был нанесен урон, от которого они оправились лишь к сер. XIX в. При имп. Наполеоне I Бонапарте церковное княжество З. было секуляризировано (1803) и превращено в курфюршество Фердинанда III Тосканского (брата имп. Франца II). Архиепископ был лишен светской власти (титул князя-архиепископа сохранялся до 1951), но границы архиеп-ства до 1818 г. оставались неизменными. По решению Венского конгресса 1816 г. земля З. вошла в состав Австрии. В 1812-1822 гг. Зальцбургское архиеп-ство управлялось администраторами (Л. М. фон Фирмиам (1816-1822) был назначен архиепископом, но предпочел править как администратор). Лишенные светской власти архиепископы З. в XIX - нач. XX в. занимались делами церковного управления. В это время были проведены реставрация кафедрального собора, реформа ун-та. Оформление совр. границ архиеп-ства З. произошло после упразднения еп-ства Кимзе (1818). После первой мировой войны еп-ства Тренто, Бриксен, Лафант были напрямую подчинены папе Римскому.

http://pravenc.ru/text/182541.html

Указом митр. Сергия (Воскресенского) от 21 дек. 1942 г. еп. Павел был возведен в сан архиепископа. В ходе военных действий в 1944 г. был разрушен нарвский Преображенский собор (руины разобраны в 50-х гг. XX в.). Перед освобождением советскими войсками Таллина (22 сент. 1944) Эстонию покинул митр. Александр (Паулус). В Прибалтике остался единственный правосл. архиерей - Нарвский архиеп. Павел. Он принял на себя временное управление Таллинской и Эстонской епархией и переехал в Таллин. Патриарший местоблюститель Ленинградский митр. Алексий (Симанский; впосл. патриарх Московский и всея Руси Алексий I ) утвердил его в должности временно управляющего епархией. 8 марта 1945 г. в связи с болезнью архиеп. Павла временное управление всеми правосл. приходами Эстонии было поручено временному епархиальному совету под председательством прот. И. Я. Богоявленского (см. ст. Исидор (Богоявленский) , еп.). 16 апр. того же года архиеп. Павел был назначен на Таллинскую кафедру, после этого Нарвская кафедра долго не замещалась. 27 мая 2009 г. было образовано Нарвское вик-ство ЭПЦ, его возглавил еп. Лазарь (Гуркин; архиерейская хиротония состоялась 21 июля того же года). После возобновления в 2011 г. Н. и П. е. вик-ство прекратило существование. На землях Н. и П. е. служили либо приняли мученическую кончину протоиереи священномученики Иоанн Кочуров и Димитрий Чистосердов , свящ. сщмч. Александр Волков. В нарвском Воскресенском соборе хранятся особо почитаемые иконы: список Нарвской иконы Божией Матери , икона Божией Матери «Знамение», образ свт. Николая Чудотворца. Там же находится деревянное Нарвское распятие XVII в. работы Э. Тилле, до 1944 г. хранившееся в Преображенском соборе. Ист.: Определения Свящ. Синода//ЖМП. 2009. 7. С. 13; 2011. 7. С. 6. Лит.: Цыпин. История РЦ. 1997. С. 218-219, 291; Алексий (Ридигер), патр. Православие в Эстонии. М., 1999; У «пещер, Богом зданных»: Псково-Печерские подвижники благочестия ХХ в./Сост.: Ю. Г. Малков, П. Ю. Малков. М., 1999. С. 297-300, 496-497, 505-506; Архиеп. Павел (Дмитровский)//Мир Православия: Газ. Таллин, 2002. 1(46); Синякова Г. А. «Хороших людей забывать нельзя»: Архиеп. Павел (Дмитровский) Таллинский и Эстонский//Там же. 2005. 1(94); она же. Архиеп. Евсевий (1866-1929)//Там же. 2006. 5(98); Зотова-Печерская Т. П. Когда увозят в Вечность: Жизнеописание еп. Печерского Иоанна (Булина). М., 2006. С. 101, 105-118, 121, 129-155; Мальцев Ю. П. Краткое жизнеописание архиеп. Нарвского и Изборского Евсевия (Гроздова) и его потомков//Мир Православия. 2006. 5(98); Шор Т. Крестный путь еп. Иоанна Печерского (Булина, 1893-1941)//Seminarium Hortus Humanitatis: Альманах. 15: Русский мир и Латвия: Гуманистические аспекты проблемы будущего. Рига, 2008. С. 59-61; Наречение и хиротония архим. Лазаря (Гуркина) во еп. Нарвского, вик. Таллинской епархии//ЖМП. 2009. 9. С. 58-62; Православие в Эстонии: Исслед. и док-ты: В 2 т./Ред.: прот. Н. Балашов, С. Л. Кравец. М., 2010. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2564678.html

В 1667 г. учреждена по повелению царя Алексея Михайловича Белгородская и Обоянская епархия (см. Курская и Обоянская епархия ), Белгород стал кафедральным городом обширнейшей епархии, объединившей территорию совр. Курской, Харьковской и Белгородской областей. С 1787 г. епархия носила название Белгородская и Курская. В 1799 г. из ее состава выделена самостоятельная Слободско-Украинская епархия с центром в Харькове (см. Харьковская епархия ), а Белгородская епархия переименована в Курскую и Белгородскую, но до 1833 г. епархиальные учреждения и управление оставались в Белгороде. С 1905 г. существовало Белгородское вик-ство Курской епархии , в нояб. 1933 г. преобразованное в Белгородскую епархию. 25 февр. 1935 г. был арестован еп. Белгородский сщмч. Антоний (Панкеев) , после чего новых назначений на Белгородскую кафедру не последовало, а правосл. приходы, ранее подчиненные Белгородскому епископу, в дальнейшем вновь окормлялись Курскими архиереями. 22 февр. 1993 г. восстановлено Белгородское вик-ство Курской епархии, 18 июля 1995 г. учреждена Белгородская и Старооскольская епархия. Русская Православная Церковь за границей (РПЦЗ) имеет в Б. о. приход в честь новомучеников и исповедников Российских в Ст. Осколе (зарегистрирован в 1996), к-рый относится к Ишимско-Сибирской епархии РПЦЗ. Российская Православная Свободная Церковь (РПСЦ) действует в Б. о. с 1992 г., в 1992-1993 гг. имела 2 зарегистрированные общины, в 1994-1999 гг.- 5, с 2000 г.- 3 общины (в Белгороде, пос. Октябрьский Белгородского р-на и г. Валуйки). Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата имеет в Б. о. 2 общины (зарегистрированы в 2000) в г. Шебекино и пос. Маслова Пристань Шебекинского р-на. Старообрядчество. Старообрядцы на территории совр. Б. о. появились в кон. XVII в., преобладали беспоповцы поморского согласия . К нач. XX в. в дер. Валуйки (близ с. Кошлакова) существовал жен. мон-рь этого согласия. В 1927 г. в Кошлакове прошел собор поморцев, приемлющих брак, на соборе присутствовали более 200 чел., в т. ч. настоятельница мон-ря. В регионе существовали также общины беглопоповцев . В советское время численность старообрядцев на территории совр. Б. о. значительно сократилась в результате антирелиг. гос. политики. К кон. ХХ в. в области не было зарегистрированных старообрядческих общин, в 2001 г. в Белгороде зарегистрирована община поморского согласия.

http://pravenc.ru/text/77868.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010