Вид на мон-рь от р. Треббия В этих условиях герм. имп. Генрих II решил основать в Б. еп-ство, что было одобрено Собором в Равенне (1014). Первым епископом стал настоятель мон-ря Петр Альд. Мн. последующие епископы Б. (до нач. XII в.) были также аббатами одноименного мон-ря. Ок. 1133 г. еп-ство Б. было переведено под юрисдикцию архиеп-ства Генуи (до 1989). В XII в. начался конфликт между мон-рем и епископами Б., к-рые в течение длительного времени принадлежали к роду Мальвичини. Аббатство в то время было богатейшим в Сев. Италии и обладало рядом привилегий. Несмотря на то что Симон и Ольер Мальвичини были сначала настоятелями мон-ря и, даже став епископами, добились от пап Иннокентия II и Луция II подтверждения всех прав и привилегий для мон-ря (1142 и 1144), уже при них произошли столкновения между епископами и мон-рем, претендующим на независимость от епископской власти. По приказу еп. Оберта I Мальвичини монастырскому иподиакону выкололи глаза и до кончины держали в заточении, др. монах был повешен перед воротами аббатства. В 1153 г. монахи Б. обратились к герм. кор. Фридриху I Барбароссе с жалобой на своего епископа, обвинив его в присвоении монастырского имущества, но тот оставил жалобу без ответа. В нач. XIII в. еп. Ольберт Рокка проводил еще более агрессивную политику в отношении мон-ря, что заставило аббата Романа жаловаться папе Иннокентию III (1198-1216). После проведения расследования папа окончательно решил спор в пользу епископа, подчинив аббатство непосредственно его власти (1208). В 1209 г. имп. Оттон IV взял под свое покровительство имущество еп-ства. В 1221 г. имп. Фридрих II Штауфен передал епископу полномочия графа на территории еп-ства Б. Рубеж XIII-XIV вв. стал временем расцвета еп-ства и постепенного упадка мон-ря. Этот период характеризуется постоянными спорами между различными претендентами на место аббата. Папа Бенедикт XII предписал епископу Б. навести порядок в мон-ре, но борьба за должность аббата имела место и позже. К тому времени реальная власть над мон-рем находилась в руках семьи Маласпина, маркизов Мулаццо. Именно из рода Маласпина происходил последний аббат Б., Иоанн, по инициативе к-рого мон-рь в 1449 г. присоединился к реформированной бенедиктинской конгрегации Санта-Джустина в Падуе. Тогда же была проведена реформа мон-ря, и с этого времени им, согласно уставу конгрегации, управляли сменявшиеся ежегодно аббаты.

http://pravenc.ru/text/149407.html

Января 20-го дня. 1850 года. § XXVI. Вчера М. А. сообщил мне сведение о счетах. Ныне же поспешаю исполнением. На первый раз препровождаю 400 р. сер. Затем соберусь несколько с силами и постараюсь очистить дело, дабы надежды, которые изъясняли вы еще в прошлом году не остались не исполненными. Еще прежде получения известия мы с М. А. делали выкладки. Бог даст дело окончится. 17. Февраля 7-го дня. 1850 г. § XXVII. Мы все ожидаем решения об о. Геронтии. Слышно, что в Одессе получен указ о нем. В Харькове же до сих пор нет ни слова. Не ошибка ли тут канцелярии? Ваше в-ство утешали меня насчет Риги. А дела как-то идут напротив. Если исполнится то над П-м, о чем писано: это будет грозным, новым, ударом для православия. Знаю, что вашему в-ству будут объяснять это иначе – и не удивляюсь. Знаю, что ищут только своих, тепла и чести для себя: а – о делах православия также заботятся, как о китайском богдыхане. Но больно, до глубины души больно. Суди, Господи, обидящих нас. Хотел было писать о кое-каких делах епархиальных: но на душе скучно. Об одном только неизбежно сказать: потерпите на нас, что еще не представлена ведомость о духовенстве. Консистория на днях представляла ее мне: но в ней оказалась путаница. Велел исправить. Е. Ф. Февр. 23-го дня. 1850 г.   Приближается великий пост. Простите меня, Господа ради и ради любви Христовой, если в чем согрешил, мыслями, или словом или и делом. § XXVIII. Еще 22 декабря послано представление в святейший синод с испрашиванием разрешения сделать в этом году перенесение озерянской иконы из Харькова в куряжский монастырь не в установленный день, а спустя 4 дня позже, в четверг на Пасхе, так как установленный для этого день ныне приходится в субботу на страстной неделе. Но до этого времени не получаем разрешения. Между тем необходимо заблаговременно печатно известить об изменении дня перенесения. Сделайте милосердие – известите нас, что нам делать? Февр. 28-го дня 1850 г. § XXIX. Такой страстный потребитель русской старины, как я, но мог не обрадоваться известию, что в. в-ство наконец отсылаете в Харьков старину харьковской стороны. Три дня тому назад получил я кипы бумаг и вот уже в состоянии дать отчет о них, каковы они мне кажутся. Прежде всего, к сожалению, вижу, что некоторых бумаг нет, которым, однако, быть должно. Напр. в связке бумаг есть отношение семинарского правления с препровождением в консисторию дел относящихся до Аркадьевой пустыни, – при отношении приложен и реестр самых дел, но во всей куче бумаг нет ни одного листа из дел Аркадьевой пустыни, показанных в реестре правления. Об Озерянской и Михайловской пустынях я о Куряже также нет бумаг: но этих б. м. и не было. Когда бы отыскалось еще что-нибудь в вашем архиве!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

В авг. 1919 г. губ. съезд Советов признал мон-ри «сеятелями опасных суеверий и очагами контрреволюции» и принял резолюцию об их упразднении в течение месяца. Монашествующих мобилизовывали в тыловое ополчение. 23 июня 1919 г. на основании определения Поместного Собора 1917-1918 гг. от 15 апр. 1918 г. Синодом и Высшим церковным советом (ВЦС) было принято постановление об увеличении числа викарных епископов и о повышении степени их самостоятельности. 20 авг. 1919 г. состоялось заседание Новгородского епархиального совета, на котором было решено именовать правящего архиерея Новгородским и Череповецким (в связи с образованием в 1918 Череповецкой губ.). При этом Новгородский архиерей должен был непосредственно управлять Новгородским, Крестецким и Маловишерским уездами. В Новгороде должен был пребывать викарный Крестецкий епископ. На том же заседании было намечено учредить несколько полусамостоятельных кафедр: Старорусскую (Старорусский и Демянский уезды), Боровичскую (Боровичский и Бологовский уезды), Тихвинскую, Кирилловскую (Кирилловский и Белозерский уезды), Устюженскую (Устюженский и Череповецкий уезды; епископ должен был пребывать в Череповце). Однако осуществить в полном объеме эти решения Новгородского епархиального совета не удалось. Согласно определению Поместного Собора от 15 апр. 1918 г. и постановлению ВЦС от 23 июня 1919 г. были учреждены либо возобновлены Старорусское вик-ство, Череповецкое викариатство , Валдайское викариатство , Крестецкое викариатство , Боровичское викариатство , Макарьевское викариатство (впосл. переименовано в Любанское викариатство ), Тихвинское вик-ство, Маловишерское викариатство , Устюженское викариатство , Демянское викариатство , Хутынское викариатство . Во время кощунственной кампании по вскрытию мощей в Н . и С. е. зимой-весной 1919 г. были вскрыты мощи прп. Кирилла Новоезерского , прав. Иакова Боровичского , святых, почивавших в Софийском соборе. Исполняя указание патриарха об устранении поводов к соблазнам в ходе кампании, еп. Алексий с клириками епархии освидетельствовал мощи в Антониевом и Сковородском мон-рях, а также в Софийском соборе.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КУБАНСКОЕ И ЕКАТЕРИНОДАРСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Ставропольско-Кавказской епархии, существовало в 1916-1919 гг. Образовано вместо ранее существовавшего Ейского викариатства по указам Синода от 12 и 24 окт. 1916 г. как вик-ство с полусамостоятельным статусом, с особыми полномочиями архиерея в границах Кубанской обл. Этому предшествовало решение Синода от 5 окт. 1916 г., к-рым в связи с предоставлением епископу Ейскому полномочий по управлению приходами Кубанской обл. Ставропольско-Кубанская епархия была переименована в Ставропольско-Кавказскую. Тем же решением Ставропольскому еп. Агафодору (Преображенскому) было дано указание ввести в действие на территории Кубанской обл. синодальную инструкцию от 13 сент. 1916 г. об институте «викарных епископов с особыми в епархиях полномочиями» (ЦВед. 1916. 40. С. 357-359). Такие особые полномочия получил бывш. Ейский еп. Иоанн (Левицкий) , занявший 12 окт. 1916 г. Кубанскую и Екатеринодарскую кафедру. Резиденцией архиерея стало Екатеринодарское подворье Екатерино-Лебяжского муж. мон-ря (см. Лебяжский во имя святителя Николая Чудотворца монастырь ). 31 дек. 1916 г. Синод одобрил проект образования полусамостоятельной Черноморско-Новороссийской епископии для 32 приходов Черноморской губ., к-рые с 1886 г. относились к Сухумской епархии Грузинского Экзархата. После получения Кубанской епархией самостоятельного статуса эти приходы могли войти в ее состав. Однако благочинный Новороссийского округа прот. Владимир Львов 7 февр. 1917 г. просил Синод об учреждении самостоятельной Черноморско-Новороссийской епархии (РГИА. Ф. 796. Оп. 445. Д. 220). Тогда решение не было принято. Также не было поддержано прошение Кубанского еп. Иоанна от 9 дек. 1916 г. о возобновлении Ейского викариатства с подчинением его Кубанской кафедре (Там же. Д. 221. Л. 7). 15 нояб. 1916 г. состоялся епархиальный съезд духовенства по вопросу выделения Кубанской обл. из Ставропольской епархии в Кубано-Екатеринодарское вик-ство с особыми полномочиями главы вик-ства, но разделения тогда не произошло. В янв. 1917 г. Синод дал разрешение на учреждение при Кубанской кафедре пресвитерского совета духовенства Кубанской обл. (аналог епархиального совета) и епископской канцелярии (РГИА. Ф. 796. Оп. 204. Д. 36). 13 апр. 1917 г. съезд духовенства и мирян Кубанской обл. обратился в Синод с очередным прошением образовать отдельную Кубанскую епархию, аналогичные обращения от кубанского духовенства поступали и позднее. 30 сент. 1917 г. Синод принял решение о подготовке процесса выделения из Ставропольской епархии приходов Кубанской обл. в самостоятельную епархию. При этом Кубанский еп. Иоанн поставил вопрос о передаче 4 благочиннических округов в Черноморской губ. из Сухумской епископии Кубанской епархии.

http://pravenc.ru/text/2462171.html

Пресв. Сердца Иисуса, в поселках Линеевка (Стесселевка) и Келлеровка имелись часовни. Все католич. структуры входили в состав Омского деканата. В 1905-1923 гг. в г. Верный (ныне Алматы (Алма-Ата)) действовала католич. часовня, приписанная к Ташкентскому деканату. В нач. 30-х гг. XX в. в К. в заключении и ссылке находились немцы и поляки, среди которых были католики и католические священнослужители. После депортаций населения Зап. Украины в Сибирь и К. в кон. 40-х гг. XX в. появились общины Украинской греко-католической Церкви (действовали нелегально до нач. 90-х гг. XX в.). Освободившись из мест заключения, нек-рые католич. клирики остались в К. и тайно служили в приходах (в т. ч. блж. католич. Церкви пресв. Алексей Зарицкий, еп. Александр Хира, пресвитеры Владислав Буковинский и Алоизий Кашуба). В 1977 г. было получено разрешение на регистрацию 1-го прихода в Караганде. В 1989 г. в К. существовали уже 40 зарегистрированных общин, в 1992 г.- 48 общин. 13 апр. 1991 г. папа Римский Иоанн Павел II учредил апостольскую администратуру для К., Узбекистана, Киргизии, Таджикистана и Туркмении с центром в Караганде. В 1998 г. в Караганде открылась высшая ДС «Мария - Матерь Искупителя» (с 1999 - «Мария - Матерь Церкви»). 24 авг. 1998 г. было подписано соглашение о взаимоотношениях между Папским престолом и К., регулирующее положение Римско-католической Церкви в стране. 7 июля 1999 г. проведена реорганизация структур Римско-католической Церкви в К.: вместо апостольской администратуры учреждено еп-ство с центром в Караганде и 3 апостольских администратуры - в Астане, Алматы и Атырау. 22-25 сент. 2001 г. состоялся 2-й визит в К. папы Иоанна Павла II. 17 мая 2003 г. папа возвел апостольскую администратуру в Астане в ранг архиеп-ства (митрополии) с титулом Пресв. Девы Марии в Астане и преобразовал апостольскую администратуру в Алматы в еп-ство с титулом Пресв. Троицы в Алматы (еп-ства в Алматы и Караганде получили статус суффраганов архиеп-ства Пресв. Девы Марии в Астане), но сохранил прежний статус апостольской администратуры в Атырау.

http://pravenc.ru/text/1319864.html

Собор Вознесения Пресв. Девы Марии в г. Виктория (о-в Гоцо). 1697–1711 гг. Архит. Л. Гаф Собор Вознесения Пресв. Девы Марии в г. Виктория (о-в Гоцо). 1697–1711 гг. Архит. Л. Гаф В 1814 г. по условиям Парижского мирного договора М. была признана колонией Великобритании. Вплоть до второй мировой войны она оставалась основной военно-морской базой Великобритании в Средиземноморье. В 1819 г. местное самоуправление было ликвидировано, власть передана брит. губернатору. В 1835 г. создан Гос. совет из 7 назначаемых губернатором мальтийцев. С 1849 г. в Гос. совет входили 8 избираемых и 10 назначаемых членов, с 1887 г. этот орган стал преимущественно выборным (14 членов из 20). Значение М. заметно выросло после открытия в 1869 г. Суэцкого канала. В брит. правление определенная дискриминация мальтийцев сохранялась: им было сложнее поступить на гос. службу, мальтийский язык не имел гос. статуса. Брит. администрация на М. признавала католич. традиции островов и в целом поддерживала хорошие отношения с католич. Церковью, но ввела ряд ограничений, в частности были приняты законы, противоречащие каноническому праву и контролирующие право «мертвой руки»; судебная неприкосновенность распространялась только на епископов, а не на весь клир; церковная юрисдикция была ограничена исключительно внутрицерковными вопросами. Когда в 1829 г. между брит. администрацией и неаполитанским монархом возник спор о праве назначения епископа Мальты, папа Римский Григорий XVI вывел еп-ство Мальта из подчинения архиеп-ству Палермо и подчинил его напрямую Папскому престолу. В 1798 (при французах), 1836 и 1855 гг. жители Гоцо подавали прошения об учреждении для них отдельного еп-ства. В 1860 г. брит. администрация дала на это согласие, и в 1864 г. папа Пий IX буллой «Singulari Amore» выделил из еп-ства Мальты о-ва Гоцо и Комино в отдельное еп-ство Гоцо с центром в г. Рабат (на о-ве Гоцо; ныне - Виктория). После первой мировой войны на М. начался рост национально-освободительного движения. 7 июня 1919 г. при подавлении брит.

http://pravenc.ru/text/2561762.html

признало потерю Ментоны и Рокбрюна, а Франция - независимость М. В 1863 г., стремясь поправить финансовое положение М., пострадавшего в результате утраты наиболее плодородных земель и соответственно доходов с них, кн. Карл III (1856-1889) основал в Монте-Карло казино (оно вскоре стало крупнейшим в Европе; в нем, однако, по сей день запрещено играть гражданам М.). В 1865 г. был заключен таможенный союз с Францией. В 1868 г. через М. пролегла железная дорога Ницца - Вентимилья, благодаря чему М. стал модным курортом. В 1869 г. кн. Карл III отменил подоходный налог, налоги на движимое и недвижимое имущество. В 1881 г. введен в действие Гражданский кодекс, основные положения к-рого повторяли Кодекс Наполеона. Интерьер католич. собора Непорочного Зачатия в Монако. 1911 г. Интерьер католич. собора Непорочного Зачатия в Монако. 1911 г. В 1865 г. священник прихода свт. Николая был назначен епископом Ниццы, что Карл III воспринял как ущемление своих прав. Он приступил к дипломатическим переговорам о религ. автономии княжества, это было благожелательно воспринято папой Пием IX . Консисториальным декретом от 30 апр. 1868 г. община в М. была отделена от еп-ства Ницца, управление ею передавалось новообразованному территориальному аббатству во имя святых Николая и Бенедикта, находившемуся в непосредственном подчинении Папскому престолу. В 1868-1871 гг. аббатом был бенедиктинец Ромарико Флуджи, в 1871 г. его сменил Леандр де Ду. В 1874 г. бенедиктинцы покинули М., апостольским администратором был назначен епископ Вентимильи Лоренцо Баттиста Бьяле. В том же году ц. свт. Николая снесли, и 6 янв. 1875 г. на ее месте был заложен 1-й камень буд. собора Непорочного Зачатия Пресв. Девы Марии (построен в 1903; освящен в 1911). 15 марта 1887 г. папа Лев XIII буллой «Quemadmodum sollicitus pastor» учредил еп-ство Монако с непосредственным подчинением Папскому престолу. Первым епископом был назначен Шарль Франсуа Бонавантюр Тёре. Еп-ство было разделено на 4 прихода: Соборный, Пале (Дворцовый), Сент-Девот, Сен-Шарль (в 1911 дополнительно создан приход Сен-Мартен, в 1987 - приход Сен-Никола-де-Фонвьей).

http://pravenc.ru/text/2564096.html

После завоевания К. В. Юго-Зап. Руси католичество здесь получило статус привилегированной религии, а Православие стало терпимой конфессией. Религ. политика К. В. на Галицкой земле опиралась на поддержку селившихся в городах колонистов из Польши, а также польск. панов и шляхтичей, к-рым он жаловал здесь земли. Король покровительствовал деятельности ордена францисканцев , стремившегося создать свои центры в городах Галицкой земли. Так, в 1367 г. по ходатайству конвента францисканцев во Львове им был передан участок земли для строительства храма в Галиче. Появились на Галицкой земле и в Подолии и конвенты доминиканцев . Миссионерскую деятельность на галицко-волынских землях традиционно осуществляли Любушские католич. епископы. Не позднее 1351 г. было учреждено еп-ство с кафедрой в Перемышле (возможно, оно существовало еще при галицко-волынском кн. Юрии II). В 1358-1359 гг. были поставлены епископы (францисканцы и доминиканцы) в Холм, Владимир-Волынский и Львов. Первое время русинские еп-ства находились под непосредственным управлением папской курии, епископы не имели диоцезов, помогая др. церковным иерархам в управлении епархиями. К. В. обратился к папе Римскому Клименту VI (1342-1352) с проектом создания здесь новой церковной провинции из 7 еп-ств, со своей стороны на независимости этой провинции от примаса Польши, архиепископа Гнезно, настаивала Венгрия. Проект не получил одобрения папы, однако определенные реформы в области католич. церковной организации все же были проведены в кон. 60-х гг. XIV в. Так, во Владимире-Волынском началось строительство кафедрального собора Пресв. Девы Марии. Под 1367 г. в источниках упоминается Галицкий архиеп. Кристин как глава новой особой провинции католич. Церкви (о его деятельности не сохр. надежных сведений). Официально католич. архиеп-ство в Галиче было учреждено в 1375 г. О политике К. В. по отношению к правосл. Церкви в его владениях известно мало. При взятии Львова (1340) он обещал, что не будет делать «обрядам (православной - Авт.) веры ни насилия, ни перемен» («Хроника» Яна Длугоша ( D ugosz J.

http://pravenc.ru/text/1319874.html

Корк, поэтому к кон. XV в. контроль над церковными должностями и земельными владениями в бывшем еп-стве Клойн перешел к представителям локальных ветвей англо-ирл. рода Джеральдинов (Фицджеральдов). Из-за этого во время Реформации англ. властям не сразу удалось ослабить позиции католич. духовенства. Крупнейший местный землевладелец, декан соборного капитула Джон фиц Эдмунд Фицджеральд, выступал как верноподданный английской короны и союзник колониальной администрации в борьбе с мятежной англо-ирл. и гэльской знатью. В то же время он оставался твердым сторонником католицизма, содержал в Клойне католич. священников и помогал насельникам закрытых монастырей. Только после смерти Фицджеральда (1612) протестант. клирики получили возможность занять кафедральный собор. Однако позиции протестантского духовенства оставались шаткими, т. к. в 1575 г. в результате мошеннической сделки земельные владения Клойнской кафедры перешли к Фицджеральдам (эти земли так и не были полностью возвращены). Во 2-й пол. XVI в., во время восстаний ирландцев против англ. короны, территория еп-ства неоднократно подвергалась разорению. Лишь в 1638 г. была восстановлена протестант. Клойнская кафедра (в 1835 диоцез включен в объединенное еп-ство Корк, Клойн и Росс). Католич. епископская кафедра была восстановлена в 1747 г. (до 1850 еп-ство Клойн и Росс). В Клойне сохранился бывш. кафедральный собор во имя К. (принадлежит англикан. Церкви Ирландии), возведенный во 2-й пол. XIII в. В XVI-XVII вв. здание сильно обветшало, в то же время собор неоднократно подвергался перестройкам. Собор св. К.- приземистый 3-нефный храм с трансептом и хором; с севера к алтарной части примыкает зал капитула. Стены собора, прорезанные двойными и тройными окнами, первоначально имели зубчатое завершение. Алтарная часть отделена от нефа и от рукавов трансепта узкими невысокими арками. Собор имеет деревянные перекрытия; бóльшая часть убранства относится к XIX в., среди памятников выделяется скульптурное надгробие еп. Дж. Беркли (1733-1753).

http://pravenc.ru/text/1841766.html

Интерьер собора св. Людовика в Карфагене, Тунис. 1884–1890 гг. В Новое время К. окончательно превратился в развалины. К нач. XIX в. он представлял собой небольшую деревню в пригороде Туниса, в к-рой проживали ок. 10 семей фаллахов, обрабатывавших окрестные земли. В 1830 г. французские войска оккупировали Алжир и бей Туниса Хусейн признал себя вассалом Франции. В 1841 г. он подарил Франции холм Бирса, где вскоре была возведена часовня во имя Людовика IX Святого. С 1843 г. существовал апостольский викариат в Тунисе. В 1879 г. цистерцианцы основали на Бирсе мон-рь, при котором открыли коллеж св. Людовика, в дальнейшем действовавший в рамках «Сахаро-Суданской миссии», учрежденной кард. Шарлем Лавижери. К этому времени католич. Церковь уже имела на территории Африки еп-ство в Алжире. В 1881 г. Тунис стал протекторатом Франции. В 1884-1890 гг., после перемещения католич. архиепископской резиденции из Алжира в К., на месте, где, по преданию, в 1270 г. умер франц. кор. Людовик IX, был построен собор св. Людовика. В XIX в. постепенно шло возрождение городской жизни К. Здесь находились загородные резиденции представителей бейского правительства, а затем французских колониальных властей. В 1919 г. было создано муниципальное образование К. во главе с муниципальным президентом (мэром). На его территории выстроили офиц. резиденции последний бей Туниса Мухаммад аль-Амин (1943-1957) и 1-й президент Хабиб Бургиба (1957-1987). В период независимости Туниса К. стал правительственным пригородом столицы, где кроме резиденций располагаются иностранные посольства, различные учреждения, а также проводятся международные фестивали (музыкальные, театральные). По распоряжению президента Зина аль-Абдина бен Али в 2003 г. в К. была возведена мечеть Эль-Абидин, которая наряду с собором св. Людовика является наиболее монументальным религ. строением города. В 2004 г. население района составляло ок. 16 тыс. чел. Католич. кафедра К. в 1884 г. из титулярной была преобразована в архидиоцез, к-рый охватил всю территорию Туниса и Алжира. В 1964 г. архиеп-ство К. было преобразовано в территориальную прелатуру Туниса, в 1995 г.- в диоцез Туниса, в 2010 г.- в архидиоцез. При этом название К. не входит в титулатуру католич. прелатов Туниса. Титул архиепископа К. в Римско-католической Церкви присваивается иногда лишь как почетное звание.

http://pravenc.ru/text/1681203.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010