На молдав. землях в 1227 г., еще до образования Молдавского княжества, под влиянием венг. короны было создано еп-ство с центром в Милкове (уничтожено монголами в 1241). Позже под давлением королей Польши были основаны еп-ства с кафедрами в Сирете (1371-1434) и в Бае (1413-1523), а в 1607 г.- в Бакэу. В 1818 г. Бакэуское еп-ство было преобразовано в апостольский викариат с резиденцией в Яссах. Все католич. диоцезы лат. обряда до XIX в. управлялись епископами-иностранцами, к-рые в большинстве своем жили за границей, редко посещали свои диоцезы или совсем не приезжали туда; паству окормляли венг. или польск. католич. пресвитеры и прибывавшие из Италии католич. миссионеры (францисканцы, доминиканцы, иезуиты). Период, когда Трансильвания была вассалом Османской империи (1526 - 90-е гг. XVII в., формально до 1711), совпал с распространением среди венгров, саксов и секуев реформационных учений (см. Реформация ). Римско-католическая Церковь утратила здесь право иметь своего епископа, церковное имущество было секуляризовано (1556). После присоединения Трансильвании к владениям Габсбургов (1699) стала проводиться гос. политика по восстановлению позиций и влияния Римско-католической Церкви. Одним из направлений церковной политики была пропаганда церковной унии (см. в ст. Контрреформация ). В 1698 г. в результате унии, принятой правосл. духовенством Трансильвании на синоде в Алба-Юлии, возникла Румынская греко-католическая Церковь, признававшая верховенство папы Римского и подчиненная ему, но сохранившая определенную автономию, духовные и дисциплинарные обычаи и традиц. визант. обряд в богослужении. После обретения Р. независимости папа Римский Лев XIII (1878-1903) по предложению румын. правительства основал как правопреемника Валашского апостольского викариата Бухарестское архиеп-ство, выделив его из юрисдикции Никопольского еп-ства (Болгария) (булла «Praecipuum munus» от 27 апр. 1883), и как правопреемника Молдавского апостольского викариата - епископство Ясс (булла «Quae in christiani nominis incrementum» от 27 июня 1884). Первоначально оба диоцеза подчинялись непосредственно Папскому престолу.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

В «Большой Салонской истории» (Historia Salonitana maior), расширенной версии «Истории архиепископов Салоны и Сплита» Фомы Сплитского (XIII в.), сохранились послания И. к епископам и правителям Далмации, а также постановления 2 Соборов, состоявшихся в Сплите (Хорватия). В этих источниках сообщается о юрисдикционных спорах между архиеп-ством Сплит и еп-ством Нин. Вероятно, ок. 920 г. хорват. кор. Томислав получил от визант. императоров Романа I Лакапина и Константина VII Багрянородного власть над приморскими городами Далмации. По мнению ряда исследователей, речь шла не о присоединении Далмации к Хорватии ( Фома Сплитский . История архиепископов Салоны и Сплита/Вступ. ст., пер., коммент.: О. А. Акимова. М., 1997. С. 169-170), а о передаче Томиславу доходов от приморских городов ( Curta. 2006. P. 196). Усиление хорват. влияния привело к конфликту между старшей в Далмации архиепископской кафедрой г. Сплит и Нинской кафедрой, в юрисдикции к-рой находилась Хорватия. Нинское еп-ство было основано в сер. IX в. на землях древней Салонской кафедры, преемником к-рой считалось Сплитское архиеп-ство. Нинский еп. Феодосий (879-886), избранный также Сплитским архиепископом, нек-рое время занимал обе кафедры, впосл. это привело к спорам о церковном главенстве в Далмации и Хорватии. Др. причиной конфликта было распространение в Хорватии богослужения на слав. языке, что вызывало недовольство епископов Далмации. Исследователь Ф. Курта сомневается в том, что слав. богослужение совершалось в Хорватии в 20-х гг. X в., указывая на дословные совпадения послания И., содержащего осуждение «учения Мефодия» (т. е. богослужения на слав. языке: «Говорят, что готские письмена были придуманы неким еретиком Мефодием, который на этом самом славянском языке написал много ложного против учения католической веры» - Фома Сплитский. История. 1997. С. 48), с постановлениями Сплитского Собора 1060 г., запретившего славянское богослужение ( Curta. 2006. P. 197-198). Более вероятно, что на Соборе 1060 г. были использованы послания И., стремившегося способствовать распространению богослужения по рим. обряду. И. действительно осуждал богослужебное использование слав. языка.

http://pravenc.ru/text/469690.html

На его место прибыл уже вновь определённый Св. Синодом по просьбе Владыки, о. Иоанн, бывший Ректором в Екатеринославской Семинарии. С Божиею помощью начали мы XVI-й год журнала, основанного Вашим В-ством. Благоволите, В-ший Владыко, украсить его каким-либо своим произведением, и пришлите, якоже обещались, что-либо, в знак памяти и благословения Вашего. Смиреннейше испрашиваю покровительства Вашего вновь определённому учителю в Одесское училище, воспитаннику Академии Ивану Петрову: он очень добрый и благонравный. Испрашивая Архипастырского благословения Вашего и молитв и лобызая благословляющую десницу Вашу, с глубочайшею сыновнею преданностью имею честь быть. 1852 г. марта, 25 дня. IX Т. II. Со днем Ангела приветствую Ваше В-ство от лица всей Академии. От полноты сердца желаем и молим Господа, да в Новый год служения Вашего Св. Церкви дарует Вам новые силы и преизбыточествующую благодать Свою в помощь и благопоспешение во всех делах Ваших, к пользе общей и славе Своего имени, и да сохранит драгоценное для многих и многих здоровье Ваше от неблагоприятного влияния столичного климата. Уповаем, что и Ваше В-ство не забудет нас в святых молитвах Ваших и не лишит Архипастырского своего благословения, которого просим и чаем все мы, лобызая святительскую десницу Вашу. Я до сих пор в томительном чаянии, чем решится судьба моей Догматики. Слышал, что ожидают Преосвященнейшего Григория для окончательного определения, что сделать по его отзыву. Вот уже скоро год, как томят меня. Буди воля Божия! Я уже несколько приучен к терпению, и о своей личности не беспокоюсь. Но больно видеть, какое вредное влияние такого порядка дел для пользы общей! И Екатеринославская Семинария доселе не имеет Ректора с марта месяца, а Полтавская преуспевает на горшее при том же Ректоре. Равно и я остаюсь с тем же Инспектором. Я полагал, что всё это устроится, по крайней мере, вместе с распределением на места кончивших курс в московской Академии. Ничего не бывало! Они распределены, а ректорства свободны.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

В то время как императрица переписывалась с сибирским губернатором об Алеутских островах, она должна была внимательно следить за явлениями на противоположной, Юго-Западной Украйне, в Киеве, Запорожье и Слободской губернии. Мы видели, что в Малороссии монастыри и архиерейские дома продолжали еще владеть населенными землями, и видели, как Екатерина заботилась о скорейшем уравнении Малой России с Великою в этом отношении. В 1766 году Синод получил предложение от своего обер-прокурора Мелиссино: «Ее и. в-ство избавить соизволила духовный чин от суеты мирской и от того зазрения, в котором он долголетно находился, обращаясь в мирских попечениях. Св. Синод опытом уже самим удостоверился о блаженстве своем под державою православной своей монархини и не соизволит ли за долг звания своего принять и просить ее и. в-ство, дабы она ту же матернюю свою щедроту излияла и на духовный в Малороссии живущий чин. Ему ведомо нестроение, происходящее между духовными в Малой России единственно по причине управляемых ими самими имений духовных: епархии с монастырями, а монастыри с церквами в беспрестанных и долголетних тяжбах судовых находятся, а потому и сами власти во взаимной вражде между собою пребывают, все же духовные недвижимые имения с имениями мирских владельцев нескончаемые процессы ведут, и как власти по временам с места на место переходят, то судовые хлопоты даже до того простираются, что архиерей, произведенный из архимандрита, на себя, бывшего прежде архимандрита, противные и порицательные подает челобитные, чему особливо примеры находятся между кафедрою Киевскою и Печерским монастырем. Архиереи, архимандриты, игумены и игуменьи содержат в своих маетностях монахов городничими, т. е. управителями, которые своим развратным житием беспримерные соблазны мирским людям подают и, производя ссоры с мирскими помещиками, сами в поездах предводительствуют дракам, а иногда и смертоубийству». Синод 15 сентября подал доклад, в желаемом смысле подтверждая известия о беспорядках, например: «И ныне Гамалеевского монастыря архимандрит Давид по одному своему монастырю тяжебных дел до 100 объявляет».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Выражалось это, в частности, в создании препятствий для поступления в ДС, в установлении непосильной арендной платы за пользование монастырскими зданиями и земельными наделами, запрещалось ремонтировать храмы, местные власти отказывали в прописке послушников в мон-рях. К нач. 60-х гг. давление на Церковь приобрело черты крупномасштабного гонения, выразившегося в первую очередь в массовом закрытии храмов (см. Хрущёв Н. С. ). Только за один 1960 г. в Минско-Белорусской епархии было закрыто более 300 храмов, а в 1959-1963 гг. правосл. Церковь в Б. лишилась в общей сложности ок. 600 храмов, более всего пострадали приписные церкви и часовни. В 1960 г. были закрыты и разорены жен. мон-ри в Полоцке и Гродно. В 1963 г. прекращены занятия в Минской ДС, упразднено Бобруйское вик-ство. В средствах массовой информации вновь развернулась кампания по дискредитации религии и священнослужителей. В 1958-1964 гг. на Минско-Белорусской кафедре переменилось 6 архиереев, иногда время пребывания епископа на кафедре составляло 1-3 месяца. Собор Белорусских святых. Икона. Кон. ХХ в. Собор Белорусских святых. Икона. Кон. ХХ в. В 1963 г. в пределах Минско-Белорусской епархии насчитывалось 437 правосл. приходов, 427 священников и 13 диаконов, 1 мон-рь (Жировицкий). В последующие годы, несмотря на ослабление гонений, число приходов продолжало сокращаться и достигло 369. Богослужение было главным и единственным способом общения с паствой, всякая деятельность вне церковной ограды была невозможна. В сер. 60-х гг., после отставки Хрущёва, церковная жизнь в СССР, в т. ч. и в Б., стабилизировалась. Массовое закрытие храмов прекратилось, но закрытые и отнятые у Церкви храмы не были возвращены. Значительным событием в жизни Минско-Белорусской епархии было поставление на Минскую кафедру в 1978 г. митр. Филарета (Вахромеева) . В авг. 1980 г. решением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова) было учреждено Пинское вик-ство Минской епархии. В 1985 г. в Минске построили здание, в к-ром разместился архиерейский дом с домовой ц.

http://pravenc.ru/text/77856.html

Религиозное общество друзей (см. Квакеры ) имеет 45 общин, ок. 8 тыс. верующих. Церковь Иисуса Христа святых последних дней (см. Мормоны ) составляют 30 тыс. адептов в 84 общинах. Иеговы Свидетели имеют в Г. 211 общин, куда входят 14,5 тыс. чел. Помимо этого существует много т. н. независимых протестант. церквей, общая численность их приверженцев - ок. 50 тыс. чел. Ислам исповедуют ок. 8 тыс. чел., в основном эмигранты-арабы. В г. Пуэрто-Кортес существует Исламское общество Гондураса (Comunidad Islámica de Honduras). Новые религиозные движения представлены многочисленными группами последователей африкан. спиритизма, в основном среди темнокожих эмигрантов с о-вов Карибского м., в первую очередь с Ямайки, их общее количество - ок. 70 тыс. чел. Также есть 32 тыс. адептов бахаизма (см. Бахаи религия ). Анимизм иногда включающий элементы христианства, распространен среди коренного индейского населения в труднодоступных лесных районах, в основном в племенах мискито, суму, торрупан и ленка. Число приверженцев - ок. 7 тыс. чел. Распространение христианства Г. был открыт Колумбом во время последнего плавания, в 1502 г. В 1521 г. папа Лев X учредил еп-ство Трухильо. Прибытие в Г. в 1527 г. миссионеров-францисканцев обеспечило основу для распространения христианства. Они основали в Тегусигальпе мон-рь Сан-Диего-де-Алькала, составили грамматику языка майя, собрали первые сведения об истории и о традиц. религии местного населения. В 1525 г. Э. Кортес заложил здесь первые испан. поселения, в 1542 г. территория Г. вошла в Нов. Испанию, а с 1560 г.- в генерал-капитанство Гватемала. Значительная часть индейского населения была истреблена испанцами. Вместе с тем в Г. и др. колонии Центр. Америки было завезено немного африкан. рабов ввиду неразвитости в этом регионе плантационного хозяйства. В 1550 г. на территории Г. появились монахи ордена мерседариев . В 1561 г. резиденция епископа была переведена из Трухильо в Комаягуа. В 1682 г. начала действовать семинария, учрежденная еп. А. Варгасом-и-Абаркой. Под началом еп. Антонио Лопеса де Гваделупе были созданы многочисленные объединения мирян, общины монашеских конгрегаций, больницы и благотворительные об-ва. К нач. XIX в. в Г. существовало 1 еп-ство и ок. 300 церквей.

http://pravenc.ru/text/166125.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛБАНИЯ [Республика Албания, Шкиприя, албан. Shqiperia], гос-во на юге Европы. Территория: 28,75 тыс. кв. км. Столица: Тирана (270 тыс. чел.- 1995). Крупнейшие города: Дуррес, Шкодер, Эльбасан, Влёра. Гос. язык: албанский. География. Расположена в юго-зап. части Балканского п-ова, на побережье Адриатического и сев. части Ионического морей. Граничит на севере и сев.-востоке с Югославией, на востоке с Македонией, на юге с Грецией. Климат средиземноморский. Население: ок. 3400 тыс. чел. (1999), 95% - албанцы (2 диалектные группы - геги и тоски), 3% - греки, остальные - влахи, цыгане, сербы, македонцы и др. Офиц. язык: албанский (тоскский диалект). Гос. устройство. По Конституции 1998 г. А. является парламентской республикой. Глава гос-ва - президент (с июля 1997 - Р. Мейдани), избирается парламентом сроком на 5 лет. Высший орган законодательной власти - кувенд (парламент), состоящий из 140 депутатов, избираемых на 4 года. Глава исполнительной власти - председатель СМ (с нояб. 1999 - И. Мета). Религия: ок. 70% - мусульмане; более 20% - православные; 10 % - католики (1997). Албанская Православная Церковь имеет в стране 4 епархии: Тирано-Дурресско-Эльбасанская возглавляется архиепископом Тиранским и всей Албании Анастасием (Яннулатосом), Берато-Влёро-Канинская - еп. Игнатием (Триантисом), Гирокастринская; Корчинская - еп. Иоанном (Пелуши) и Апполонийское вик-ство. Католич. Церковь имеет митрополию Шкодер, в к-рую входят 4 еп-ства - Пулати, Сапе, Лежа и Решени; архиеп-ство Дуррес-Тирана, а также апостольского администратора в Юж. А., подчиняющегося непосредственно Римской курии. Католич. общины возглавляет Епископская конференция. Протестантизм представлен общинами евангелистов, баптистов , адвентистов Седьмого дня, методистов , изначально связанных с миссиями США и Нидерландов. Ислам. Мусульмане А.- последователи суннитской доктрины, а также дервишского ордена бекташей, основанного в XV в. С 1925 до 1967 г. центр бекташизма находился в А. Традиционно наиболее сильные позиции ислама в сев. и центральных районах страны. Руководящий орган мусульман - Албанская исламская община (осн. 1991).

http://pravenc.ru/text/64028.html

В 1933 г., после новых междоусобиц, власть перешла к Т. Кариасу Андино, ставленнику амер. «Юнайтед фрут компани», к-рый ввел в стране режим кровавого террора. В 1936 г. была принята новая Конституция, к-рая отделила Церковь от гос-ва, отменила выплату Церкви субсидий, запретила деятельность орденов и преподавание религии в школе. В этих условиях в Г. активизировали деятельность протестант. орг-ции и секты: в 30-х гг. прибыли проповедники пятидесятников, моравских братьев, Свидетелей Иеговы. В 1939 г. дипломатические отношения Г. с Ватиканом были восстановлены. В 1942 г. Кариас Андино в нарушение Конституции в 3-й раз продлил свои полномочия президента до 1949 г., когда к власти в стране пришел Х. М. Гальвес Дурон. Надежда на смену политического режима в стране появилась лишь в 1954 г., когда после активных выступлений рабочих, студентов и крестьян были проведены выборы, на к-рых победил Р. Вильеда Моралес, кандидат от Либеральной партии, обещавший осуществить реформы, в т. ч. аграрную. Однако результаты выборов были подтасованы, и в стране воцарилась диктатура Х. Лосано Диаса, в течение мн. лет занимавшего различные министерские посты в правительстве Кариаса и Гальвеса. Диктатура Лосано Диаса просуществовала до 1956 г., когда армия совершила гос. переворот. Власть захватила военная хунта. На проведенных через год выборах в Национальное учредительное собрание победила Либеральная партия, а ее руководитель Р. Вильеда Моралес, бывший до этого послом Г. в США, был избран президентом республики. Конституция, принятая в 1957 г., сняла нек-рые ограничения на церковную деятельность: разрешила преподавание религии в школе, восстановила монашеские ордены, гос-во получило право оказывать финансовую поддержку церковным школам. В это время было образовано еп-ство Комаягуа путем отделения от митрополии Тегусигальпа, также апостольское вик-ство Сан-Педро-Сула стало еп-ством. В 50-х гг. католич. Церковь начала кампанию по привлечению новых прихожан. Помимо лазаристов, францисканцев и иезуитов действовали редемптористы и капуцины .

http://pravenc.ru/text/166125.html

В 1874 г. в Карачи в среде брит. солдат начал проповедь 1-й миссионер-методист У. Тейлор (1821-1902). В том же году к нему присоединился представитель Методистской епископальной церкви Д. Фокс (1835-1909), к-рый к исходу года построил 1-ю методистскую церковь. Впосл. методисты вели проповедь среди местного населения в Лахоре, Кветте, Карачи. В 1922 г. Методистская епископальная церковь основала Конференцию реки Инда, в к-рую вошли приходы в Сев. Индии и на территории совр. П. На рубеже XIX и ХХ вв. в регион начали прибывать новые протестант. миссии. Среди них были представители Армии спасения, адвентисты седьмого дня, члены Библейской и медицинской миссии Зенана (направлена Баптистским миссионерским об-вом), Женского миссионерского об-ва Зенана (направлено Англиканской Церковью). Две последние орг-ции ориентировались исключительно на женщин и действовали в контексте общего подъема жен. протестант. миссионерства в Индии в 70-х гг. XIX в. Основанные на территории П. миссии разных протестант. деноминаций координировали деятельность во избежание конкуренции. Их совместная работа придала христианству в регионе ярко выраженный протестантский оттенок, к-рый сохранялся вплоть до кон. ХХ в. С сер. XIX в. в регионе активизировалась также Римско-католич. Церковь. Для окормления европейцев и потомков смешанных браков из Агры в Лахор прибыли капуцины, из Бомбея в Синд и Белуджистан - кармелиты и иезуиты. В 1880 г. Лахор стал центром католич. викариата Пенджаб. В 1886 г. было образовано архиепископство Бомбей, в юрисдикцию к-рого были переданы Синд и Белуджистан. Одновременно викариат Пенджаб был преобразован в еп-ство Лахор. Попечение над еп-ством было поручено бельг. ордену капуцинов, под началом к-рых его численность стабильно росла. В 1887 г. из состава еп-ства Лахор была выделена префектура Кашмир и Кафиристан с центром в Равалпинди; ее поручили Об-ву зарубежных миссий св. Иосифа. С 1890 г. католич. миссионеры начали обращать пристальное внимание на проповедь среди местного населения, прежде всего среди низкокастовых индуистов. Католич. миссия распространилась из Сиалкота в городские районы Гуджрата, Джелама, Гуджранвалы, Шекхупуры. На орошаемых землях междуречий Пенджаба католики основывали земледельческие поселения, которые становились локальными центрами христианизации. В 1910 г. в связи с увеличением числа верующих вост. часть еп-ства Лахор была передана новообразованному архиеп-ству Симла (с 1937 - архиеп-ство Дели и Симла).

http://pravenc.ru/text/2578694.html

Римско-католическая Церковь Является самой крупной христианской деноминацией в М. и включает 2 архиеп-ства, в состав которых входят 6 епископств-суффраганов: архиеп-ство Лилонгве (епископства-суффраганы - Дедза, Каронга, Мзузу) и архиеп-ство Блантайр (епископства-суффраганы - Чиквава, Мангоче, Зомба). Действует Епископская конференция Малави. По данным на 2014 г., в стране 152 католич. прихода, в к-рых служат 420 священников (из них 101 монашествующий), также подвизаются 307 монахов и 960 монахинь. Общее количество католиков - ок. 4,3 млн чел. Дипломатические отношения с Папским престолом установлены в 1966 г. Протестантские церкви, деноминации и секты (Статистические данные приведены на нач. XXI в., если не оговорено отдельно.) Англиканская Церковь Появилась на территории М. в 1861 г. и в наст. время представлена 4 диоцезами - Озера Малави, Сев. Малави, Юж. Малави, Верхнего Графства. Все диоцезы входят в состав Церкви провинции Центральной Африки, объединяющей верующих в Замбии, М., Зимбабве и Ботсване и являющейся членом Англиканского содружества . Общее количество верующих - ок. 80 тыс. чел., окормляемых в 360 приходах. Лютеранство представлено Лютеранской Церковью Центральной Африки (Lutheran Church of Central Africa; 128 общин, ок. 40 тыс. чел.), начавшей свою деятельность в М. в 1962 г. Кальвинизм получил в М. значительное распространение. Самой крупной орг-цией данного толка является Церковь Центральной Африки Пресвитерианская (ЦЦАП; Church of Central Africa Presbyterian), основанная в 1924 г. на базе шотл. миссий, к к-рым в 1926 г. присоединились общины Капского синода Голландской реформатской Церкви в Южной Африке. ЦЦАП состоит из 5 синодов: 3 синодов в М.- синода Ливингстония (на севере), синода Нхома (в центре), синода Блантайр (на юге), а также синода Замбии и синода Хараре (Зимбабве). ЦЦАП насчитывает более 1,3 млн верующих в 503 общинах. Помимо этого существует ряд независимых кальвинистских орг-ций, отколовшихся от ЦЦАП в 20-х гг. ХХ в.: Церковь Африканского Завета (African Covenant Church; 200 общин, 25 тыс. чел.), от к-рой в свою очередь отделилась Последняя Церковь Бога и Его Христа (Last Church of God and His Christ; 70 общин, 15 тыс. чел.); Африканская Национальная/Международная Церковь (African National/International Church; 30 общин, 5 тыс. чел.); Пресвитерианская Церковь Африки Блэкмена (Blackman " s Presbyterian Church of Africa; 10 общин, 2,7 тыс. чел.).

http://pravenc.ru/text/2561694.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010