В случае нарушения королем «Привилегии унии» представители знати имели право избрать др. государя. После смерти Альфонсо III королем Арагона стал его младший брат - Хайме II; управление Сицилией было поручено Федерико (Фадрике), 3-му сыну кор. Педро III. По заключенному соглашению о мире в Ананьи (1295) Хайме II отказался от прав на Сицилию, но население острова, не желая восстановления власти Анжуйской династии, провозгласило Федерико королем Сицилии (1296-1337); до нач. XV в. Сицилией правила младшая ветвь Арагонского дома. В XIV в. король Арагона стоял во главе мощной морской державы с сильным торговым и военным флотом. Ее позиции в Зап. Средиземноморье усилились после завоевания Сардинии (1324), хотя впосл. на острове не раз вспыхивали антиарагонские восстания. В военных действиях королей Арагона в XIII-XIV вв. немалую роль играли отряды наемников (almogávares). После заключения в 1302 г. мира в Кальтабеллоте, завершившего войну между Неаполитанским и Сицилийским королевствами, по инициативе короля Сицилии военачальник Рожер де Флор во главе большого отряда наемников отправился в Византию, чтобы оказать помощь визант. имп. Андронику II Палеологу в борьбе против турок. Действия наемников были успешны, однако усиление каталонцев вызвало опасения наследника и соправителя Андроника II, Михаила IX, который приказал убить Рожера и его свиту (1305). От последовавшей за убийством «каталонской мести» Византия пострадала едва ли не больше, чем от турок. Затем каталонцы поступили на службу к герцогу Афин, но когда тот отказался уплатить им положенное жалованье, восстали и в 1311 г. разбили войска герцога. После этого наемники захватили герц-ство и, объявив себя вассалами короля Арагона, удерживали Афинское герц-ство до 1387/88 г. Завоевание Мальорки отрядами наемников. Фрагмент росписи Тронного зала Королевского дворца в Барселоне. Кон. XIII — нач. XIV в. Завоевание Мальорки отрядами наемников. Фрагмент росписи Тронного зала Королевского дворца в Барселоне. Кон. XIII — нач.

http://pravenc.ru/text/674995.html

Под давлением Норберта Ксантенского нем. кор. Лотарь III возглавил поход в Италию в поддержку И. На Пятидесятницу 1132 г. папа провел Собор в Пьяченце, а в 1133 г. вместе с войском Лотаря III вернулся в Рим и 4 июня короновал Лотаря имп. короной в Латеранской базилике, поскольку собор св. Петра и замок Св. ангела оставались в руках сторонников антипапы Анаклета II. И. отдал императору в лен земли маркгр. Матильды и подтвердил положения Вормсского конкордата. По настоянию Лотаря III И. в 1134 г. упразднил архиеп-ство Лундское и вновь подчинил католич. еп-ства в Дании, Швеции, Норвегии и Гренландии архиепископу Гамбургскому и Бременскому. После возвращения императора в Германию И. перед угрозой войск Анаклета II был вынужден вновь покинуть Рим и бежать в Пизу. В мае-июне 1135 г. папа провел в Пизе большой Собор, где помимо епископов из Италии присутствовали иерархи из Испании, Англии, Франции, Римско-Германской империи. Собор подтвердил постановления, принятые Соборами в Клермоне и в Реймсе. В 1136 г. имп. Лотарь III по просьбе И. предпринял новый поход в Италию против Анаклета II и его сторонника сицилийского кор. Рожера II (1130-1154). Из-за эпидемии чумы поход оказался безрезультатным. Анаклету и поддерживавшим его римским патрицианским родам удалось сохранить контроль над частью Рима, а Рожер II быстро восстановил свои позиции в Юж. Италии. После смерти Анаклета II 25 янв. 1138 г. оппозицией кардиналов был избран антипапа Виктор IV , который вскоре под влиянием св. Бернарда Клервоского объявил о своем подчинении И. Отречение Виктора IV формально положило конец схизме в католической Церкви, однако кор. Сицилии Рожер II, как и римские патрицианские семьи, отказался признать И. Норберт Ксантенский способствовал признанию И. польским кн. Болеславом III Кривоустым (1102-1138). В 1131 и 1133 гг. Норберт добился от И. эдиктов, согласно к-рым архиеп-ство Гнезно и захваченное Болеславом III в 10-20-х гг. XII в. Поморье подпадали под власть архиепископа Магдебургского. Чтобы сохранить самостоятельную польскую церковную организацию, Болеславу III пришлось в 1135 г. принести вассальную клятву императору, а также признать И. законным папой. После смерти Норберта (1134) эдикты 1131 и 1133 гг. удалось отменить. Буллой от 1136 г. «Ex commisso nobis» («Гнезненская булла») папа подтвердил все права на имущество и доходы архиеп-ства.

http://pravenc.ru/text/468773.html

В наст. время кафедру занимает еп. Денис Налти (рукоположен в 2013). В 2011 г. в еп-стве насчитывалось ок. 240 тыс. католиков, в 56 приходах служили 174 священника (из них 68 - члены монашеских орденов). Духовенство диоцеза окормляло 203 образовательных учреждения. После смещения еп. Т. Леверуса (1559) началась преемственность англикан. епископов К. При еп. А. Крейке (1560-1564) в результате мошеннической сделки были проданы земельные владения протестант. кафедры ( Ware. 1739. P. 391). При еп. У. Пилсуорте (1604-1635) были проданы оставшиеся земли. Кафедра пришла в упадок. Во время восстания 1642-1653 гг. в К. велись военные действия, здание кафедрального собора было сильно повреждено (разрушен сев. трансепт и часть башни над средокрестием). Ввиду бедности кафедры еп. У. Мортон (1681-1705) получил разрешение сохранить доходную должность декана собора Св. Троицы в Дублине, эта привилегия распространялась и на его преемников (как правило, протестант. епископы К. жили в Дублине). Для совершения богослужений была приспособлена алтарная часть средневекового собора (освящена 29 июня 1686), неф и трансепты оставались в руинах. Остатки сев. трансепта были разобраны при строительстве колокольни (1856), к сер. XIX в. рухнула зап. стена собора. После смерти еп. Ч. Линдсея (1846) англикан. кафедра была упразднена, территория включена в архиеп-ство Дублин и Глендалох. Т. Карлейль, посетивший К. в 1849 г., писал, что это «одна из самых диких и убогих деревень... здесь живут одни лишь попрошайки в лохмотьях» ( Carlyle T. Reminiscences of My Irish Journey in 1849. L., 1882. P. 70). После принятия англ. парламентом Акта о Церкви Ирландии (1869), по которому англикан. Церковь была лишена гос. статуса, и после выхода Ирландии из состава Соединённого Королевства (1921) количество англикан. приходов значительно сократилось, многие церкви были закрыты. В 1976 г. в англикан. Церкви Ирландии было образовано еп-ство Мит и К., в состав которого включены приходы бывш. еп-ства К. В настоящее время в еп-стве насчитывается 16 приходов, из них 6 - на территории бывш. диоцеза К. В 2013 г. на кафедру назначена П. Стори, 1-я женщина-епископ в англикан. Церкви Ирландии. Архитектура

http://pravenc.ru/text/1684604.html

было учреждено лат. Вавилонское еп-ство (с 1848 архиеп-ство), юрисдикция к-рого распространялась на Месопотамию, Иран и Армению. Под влиянием католич. пропаганды большинство несториан, в т. ч. обитатели Б., во 2-й пол. XVI - нач. XVII в. перешли в унию с Римом, образовав т. н. Халдейскую Церковь. Численность багдадских христиан сер. XIX в. составляла всего ок. 2-4 тыс. чел., гл. обр. халдеев. Имелись халдейская, сиро-католич., армяно-католич., мелькитская (униатская) церкви, храмы лат. епископа Б. и общины Армянской Апостольской Церкви. Положение католич. епископа было довольно двусмысленным, т. к. его не признавало большинство униатов вост. обряда, подчинявшихся собственным патриархам. В нач. XX в. из 200 тыс. населения Б. 40 тыс. составляли иудеи и 10 тыс. христиане, насчитывалось 6 церквей и 6 синагог. Багдадские евреи представляли собой влиятельную общину, монополизировавшую всю внутреннюю и значительную часть внешней торговли Ирака и игравшую важную роль в гос. управлении. Во время первой мировой войны, в марте 1917 г., Б. был занят англ. войсками. В 1921 г. он стал столицей королевства Ирак, первоначально находившегося под брит. мандатом, с 1932 г. независимого, с 1958 г.- Республики Ирак. Начиная с 30-х гг. XX в. Б. быстро расширялся, в городе создавалась совр. промышленность, стремительно росло население (1947 - 467 тыс., 1957 - 735 тыс., 1987 - 3844 тыс.). Христ. присутствие в Б. сохранялось: по статистическим данным 1936 г., одних только халдеев в столице насчитывалось более 20 тыс. В городе наряду с халдейским патриархом пребывали епископ сиро-католиков, патриарший викарий сиро-яковитов и др. христ. иерархи. После арабо-израильской войны 1948-1949 гг. практически вся 125-тысячная евр. община Ирака была вынуждена покинуть страну. Численность христиан в Б. возрастала за счет миграций из сев. районов страны, где с 60-х гг. XX в. шла почти постоянная война иракской армии с курдскими повстанцами. Б. стал городом с самой крупной христ. общиной в Ираке (в 1-й пол.

http://pravenc.ru/text/77320.html

600 храмов, 337 церковноприходских попечительств, 6 мон-рей, скит и община; клир епархии составляли 796 священников, 217 диаконов, 669 псаломщиков. Для управления частью Екатеринославской епархии, располагавшейся на землях обл. Войска Донского, в 1911 г. было создано Таганрогское вик-ство с кафедрой в Таганроге (с 7 сент. 1917 Приазовское и Таганрогское вик-ство ). Церковь во имя свт. Николая Чудотворца в Днепропетровске. Сер. XIX в. Фотография. Кон. ХХ в. Церковь во имя свт. Николая Чудотворца в Днепропетровске. Сер. XIX в. Фотография. Кон. ХХ в. Одной из главных забот Екатеринославских архиереев с начала существования епархии было устройство духовных школ. В полтавском Крестовоздвиженском мон-ре архиеп. Евгений (Булгарис) в 1776 г. устроил уч-ще, в к-ром 10 мальчиков обучались чтению и письму. Затем уч-ще (задачей к-рого было «преподавание русского, латинского и греческого языков») переехало в дом в Полтаве, подаренный бывш. укр. гетманом К. Г. Разумовским. В 1780 г. в уч-ще, не имевшем статуса семинарии, были введены классы греч., франц., нем. языков, арифметики и рисования, в 1783 г. появился философский класс, в 1786 г.- богословский класс, после чего уч-ще было преобразовано в семинарию. В 1797 г. ДС вместе с ЕУ переехала в Новомиргород, в 1804 г.- в Екатеринослав. Долгое время семинария не имела собственного помещения: здание для нее было построено только в 1874 г., домовый храм был посвящен арх. Михаилу. Архиеп. Феофил (Татарский; 1823-1827) учредил при семинарии 2 ДУ - уездное и приходское. В 1867 г. при ДС открылась воскресная школа. 28 авг. 1883 г. начало работу епархиальное Кирилло-Мефодиевское братство для помощи нуждающимся воспитанникам ДС. 11 янв. 1889 г. в программу ДС введено преподавание иконописания. Распространению духовного просвещения в епархии активно способствовал архиеп. Гавриил (Розанов; 1828-1837). Он положил начало пономарским школам, учредил семинарию в Одессе, основал при одесском во имя арх. Михаила жен. мон-ре епархиальное жен. уч-ще, архиерей также построил в Одессе архиерейский дом с церковью и неск.

http://pravenc.ru/text/178625.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИННИЦКОЕ ВИКАРИАТСТВО Подольской и Брацлавской епархии, учреждено 9 мая 1836 г., названо по г. Винница Подольской губ. (ныне областной центр на Украине). Местом пребывания епископа при учреждении вик-ства был назначен шаргородский во имя свт. Николая Чудотворца муж. мон-рь . 31 мая 1836 г. во епископа Винницкого был хиротонисан ректор Минской ДС архим. Евгений (Добротворский), возглавлявший вик-ство до своей кончины 10 апр. 1841 г. 20 июля того же года во епископа Винницкого был хиротонисан ректор Черниговской ДС архим. Иустин (Михайлов), 27 июля 1842 г. он получил назначение на Старорусское вик-ство Новгородской епархии. 8 авг. 1842 г. епископом Винницким был назначен ректор СПбДА архим. Афанасий (Дроздов) , хиротония состоялась 15 авг. в Казанском соборе С.-Петербурга. Еп. Афанасий остался в столице и сохранил за собой должность ректора СПбДА, сотрудничал с обер-прокурором Синода гр. Н. А. Протасовым . 6 мая 1844 г. Винницкому епископу было поручено наблюдение «за единством в направлении преподавания Закона Божия в учебных и воспитательных заведениях всех ведомств в С.-Петербурге и его окрестностях». Еп. Афанасий проводил ревизии семинарий - С.-Петербургской (1843), Полоцкой и Могилёвской (1844), в 1846 г.-Казанской ДА (учреждена в 1842). Еп. Афанасий был требовательным администратором, строго следившим за соблюдением дисциплины. Последующие Винницкие епископы, Евсевий (Орлинский) и Макарий (Булгаков) , также являвшиеся ректорами СПбДА, поддерживали в академии распорядок, установленный их предшественником. Ректором СПбДА и номинальным викарием Подольской епархии еп. Афанасий оставался до 13 янв. 1847 г., когда был назначен епископом Саратовским и Царицынским. 17 янв. 1847 г. состоялся перевод ректора МДА архим. Евсевия на должность ректора СПбДА с хиротонией во епископа. Как и в случае с еп. Афанасием, в указе говорилось только о назначении епископом Винницким, викарием Подольской епархии, ректорство не упоминалось. Архим. Евсевий был хиротонисан во епископа в Казанском соборе 9 марта 1847 г. Новый ректор, как и еп. Афанасий, не исполнял в академии профессорские обязанности. На духовно-учебной службе он оставался до 19 дек. 1850 г., когда получил назначение на новоучрежденную Самарскую кафедру.

http://pravenc.ru/text/158696.html

обратился с ходатайством, в к-ром просил «по причине совершенного разорения Старо-Ладожского Николаевского и Троицко-Зеленецкого монастырей, доставлявших средства викарию Ладожскому, и отсутствия надобности в викарии - достаточно викариев Нарвского и Лужского - Ладожское викариатство закрыть» (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 11. Л. 66). 26 мая Патриарх и Синод постановили Ладожского еп. Мелхиседека переместить на Слуцкое вик-ство Минской епархии, а Ладожское вик-ство оставить незамещенным. В кон. 1919 г. самостоятельную кафедру получил еп. Геннадий. В 1920 г. был хиротонисан Кронштадтский еп. Венедикт (Плотников) , в 1921 г. Казанский собор взял на себя содержание викарного епископа, и новым викарием с титулом Ямбургского в Петроградскую епархию был переведен бывш. Тихвинский еп. Алексий (Симанский). Весной 1922 г. последовала хиротония еще 2 викарных епископов - Ладожского Иннокентия (Тихонова) и Петергофского Николая (Ярушевича). В принятом 7 марта/22 февр. 1918 г. Поместным Собором определении, касавшемся единоверия, говорилось об учреждении единоверческой Охтинской кафедры в Петроградской епархии. 19/6 апр. В. утвердил разработанный петроградской единоверческой общиной (бывш. Единоверческое братство) проект правил избрания кандидата в единоверческие епископы. 31 мая в Никольском единоверческом храме после литургии, совершенной В., состоялись выборы Охтинского епископа, к-рым стал сщмч. Симон (Шлеев) , 6 июня хиротонисанный в Троицком соборе Александро-Невской лавры. Он считался не викарным, но состоявшим «в зависимости» от Петроградского митрополита. Деятельность В. в Петроградской епархии прекрасно охарактеризовал в 1921 г. Ямбургский еп. Алексий (Симанский): «Митрополит Вениамин держит в своих руках все нити управления, и от него, с одной стороны, исходит инициатива различных начинаний, с другой - сильная поддержка тех, кто трудится на том или ином поприще. Он все знает, что у него делается, а также кто и как делает свое дело, и он умеет показать и свое одобрение, и свое неудовольствие.

http://pravenc.ru/text/150263.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПЕРЕЯСЛАВ-ХМЕЛЬНИЦКОЕ ВИКАРИАТСТВО Киевской епархии, возобновлено в 1954 г., названо по г. Переяславу-Хмельницкому (Киевской обл., Украина; до 1943 Переяслав). Переяславское викариатство Полтавской епархии Викарная кафедра в Переяславе была возобновлена в 1922 г. (не замещалась с 1803; см. в ст.: Переяславское викариатство Киевской епархии ). Переяславский у. Полтавской губ. территориально входил в Полтавскую епархию (см. Полтавская и Миргородская епархия ). 2-4 сент. 1922 г. на совещании правосл. архиереев было принято решение об увеличении числа викариатств Полтавской епархии в связи с распространением расколов самосвятского (см. в ст. Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ)) и обновленческого (см. Обновленчество ), тогда же в числе других было учреждено Переяславское вик-ство. В том же году во епископа Переяславского был рукоположен вдовый прот. Петр Михайлович Киреев, принявший монашество. К янв. 1923 г. Петр (Киреев) имел титул «епископ Переяславский и Золотоношский». 14 янв. 1923 г. в полтавском кафедральном Успенском соборе еп. Петр участвовал в хиротонии Феофила Булдовского во епископа Лубенского и Миргородского, викария Полтавской епархии, хиротонию возглавил Полтавский еп. Григорий (Лисовский) . 12 февр. того же года еп. Петр скончался, был погребен в вост. части Вознесенского собора в переяславском Вознесенском мон-ре (см. Переяслав-Хмельницкий в честь Вознесения Господня мужской монастырь ). Новый епископ на Переяславское вик-ство не был назначен. Церковная жизнь на территории Переяславского уезда, Переяслав-Хмельницкого (Переяславского) района в 1922-2019 гг К 1922 г. на территории Переяславского у. имелось 7 благочиннических округов. В 1-м округе насчитывалось 15 храмов (в т. ч. 9 в Переяславе), во 2-м - 13, в 3-м - 14 (в т. ч. 3 в Барышевке), в 4-м - 12, в 5-м - 13 (в т. ч. 6 в Борисполе), в 6-м - 16 (в т. ч. 2 в Березани), в 7-м округе - 12 храмов. В 1923 г. Переяславский у. упразднили, на его территории были созданы Бориспольский, Березанский, Барышевский и Переяславский районы Киевского окр., они стали частью территории Киевской епархии в подчинении патриаршему экзарху Украины Киевскому митр. Михаилу (Ермакову) . Большинство общин бывш. Переяславского у. остались верными канонической Церкви: в Барышевском р-не действовало 16 канонических («старославянских») общин, в Березанском - 17, в Бориспольском - 24, в Переяславском р-не - более 37 общин.

http://pravenc.ru/text/2580022.html

Макария) в Водскую пятину послал Новгородский архиеп. Феодосий , отправивший туда с миссионерскими целями свящ. Никифора (ДАИ. Т. 1. 43. С. 57-60). Ранее, 15 янв. 1543 г., архиеп. Феодосий послал грамоту в Корелу о служении молебнов и совершении крестных ходов вокруг города (ДАИ. Т. 1. 32. С. 33-34). Коневский в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь. Гравюра. 1800 г. (Центральный гос. архив кинофотодокументов С.-Петербурга) Коневский в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь. Гравюра. 1800 г. (Центральный гос. архив кинофотодокументов С.-Петербурга) В 1595 г. была создана Корельская епархия с центром в Кореле, отделенная от Новгородской митрополии. В состав новоучрежденной епархии вошли отвоеванные у шведов в 1595 г. земли Корельского у. и Олонецкий край. Первый Корельский еп. Сильвестр вместе с воеводой И. М. Пушкиным в 1609-1611 гг. возглавлял оборону Корелы против шведов. Корельская епископия перестала существовать в 1617 г., после того как Корела с уездом отошла Швеции, а приходы и мон-ри Олонецкого края вернулись в состав Новгородской митрополии. В 1685 г. Корельская кафедра была возобновлена как викариатство Новгородской епархии, просуществовала до 1690 г. В 1708-1742 гг. существовало Карельское и Ладожское вик-ство Новгородской епархии, 24 мая 1758 г. кафедра была возобновлена как Кексгольмская и Ладожская, в 1762 г. вновь упразднена. В 1-й пол. XVIII в. на карельских землях имелось ок. 35 мон-рей, в 1764 г. не менее 20 обителей было упразднено, впосл. отдельные мон-ри были восстановлены. В 1764-1787 гг. существовало Олонецкое и Каргопольское викариатство Новгородской епархии с центром в Александровом Свирском в честь Св. Троицы мон-ре . После образования в 1784 г. Олонецкого наместничества вик-ство было объединено с Архангельской епархией; Архангельская и Олонецкая епархия существовала в 1787-1799 гг. Вслед за ликвидацией в 1796 г. Олонецкого наместничества и раздела его территории между Архангельской и Новгородской губерниями приходы и мон-ри в Кемском, Повенецком и Пудожском уездах остались под управлением Архангельского епископа; общины в Петрозаводском, Олонецком, Лодейнопольском, Вытегорском и Каргопольском уездах вошли в состав Новгородской митрополии.

http://pravenc.ru/text/1681031.html

Католицизм исповедуют 89,7% населения (2001). Высший орган - Боливийская конференция епископов (с 1972 ). Есть также национальные конференции монахов, монахинь и их объединенная конференция. Церковь возглавляют кардинал (с 2001 - Хулио Сандоваль Террасас), 7 архиепископов, 27 епископов. Общее число приходов - 552 (2002). Мн. боливийцы придерживаются синкретических христианско-языческих верований (смесь католицизма с пантеистическим анимизмом). Англиканская Церковь . Англиканское Содружество на территории Б. представлено диоцезом Б. в составе Англиканской Церкви юж. оконечности Америки. Кафедра англикан. Боливийского епископа находится в Ла-Пасе. Всего в Б. ок. 20 тыс. англикан. Протестантов (Адвентисты седьмого дня, Евангелический христианский союз, Пятидесятническая церковь Ассамблеи Бога) - 5,3%, православных - ок. 5 тыс. Приверженцев нехрист. религий крайне мало: бахаизм исповедуют 3% населения, буддизм - 2 тыс. (в основном это приехавшие в Б. сравнительно недавно японцы), иудаизм - ок. 2 тыс. (представлены небольшими группами в крупных городах), мусульманство - 1 тыс. Распространение христианства В колониальный период территория Б. входила в состав вице-королевства Перу и управлялась из Лимы. Католицизм как офиц. религия существовал в стране с 1530 г. В 1537 г. Б. стала частью католич. еп-ства Куско (Перу). В 1552 г. на территории совр. Б. было учреждено первое еп-ство в поселении, где находится в наст. время столица Сукре. В 1605 г. появилось еп-ство в Санта-Крусе, в 1847 г.- в Кочабамбе. Широкомасштабная евангелизация индейцев в колониальный период осуществлялась в основном францисканцами и иезуитами. Францисканцы основали 17 индейских миссий, иезуиты - 31 «редукцию» (объединение неск. индейских поселений). В общей сложности ими было охвачено до 100 тыс. аборигенов. Редукции просуществовали до изгнания иезуитов из Испании и ее колоний в 60-х гг. XVIII в. Население В. Перу почти на 90% было индейским, в основном неграмотным и с большим недоверием относилось к католицизму.

http://pravenc.ru/text/149683.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010