В 1912 г. была принята конституция, констатировавшая, что большинство населения страны исповедует католичество, также говорилось о том, что гос-во гарантирует свободу вероисповедания представителям всех религий, если их учение не противоречит христ. закону и общественному порядку. Данное положение вызвало протест Ватикана: апостолический делегат и чрезвычайный легат в Н. Джованни Кальеро в письме министру иностранных дел Н. заявил, что конституционно закрепленное отсутствие государственной религии является шагом к официальному провозглашению в стране атеизма. В 1914 г. Н. подписало договор Брайана-Чаморро, согласно которому США получили монопольное право на строительство межокеанского канала на территории Н. Контролируемый американцами режим оказывал поддержку католич. Церкви. В страну вернулись францисканские и доминиканские миссионеры. 2 дек. 1913 г. папа Римский Пий X издал буллу «Quum iuxta apostolicum effatum», к-рой учредил архиеп-ство Манагуа и еп-ство Гранада, выделив их из состава еп-ства Леон, а 19 дек. 1924 г. буллой «Animarum saluti» учредил еп-ство Матагальпа, выделив его из архиеп-ства Манагуа. В 1926 г. в Н. началась национально-освободительная борьба против проамер. режима. В 1927 г. ее возглавил ген. А. С. Сандино. Церковь старалась не вмешиваться в конфликт, ограничившись призывом к сандинистам сложить оружие. Среди открыто поддержавших позицию правительства был еп. Гранады Кануто Рейес-и-Вальядарес, в 1928 г. освятивший оружие солдат амер. батальона для борьбы с силами Сандино. Против амер. оккупации выступал епископ Леона Симеон Перейра-и-Кастельон, опасавшийся широкого распространения протестантизма в стране. 2 янв. 1933 г. вслед. действий сандинистов и международного давления вооруженные части США были вынуждены покинуть Н. 21 февр. 1934 г. Сандино был убит по приказу начальника Национальной гвардии Н. Анастасио Сомосы. В 1-й пол. ХХ в. в жизни католич. Церкви начинают участвовать массовые орг-ции мирян. Их деятельность носила антилиберальный и антикоммунистический характер. Эти орг-ции выступали против распространения протестантизма в стране. Стремясь противостоять секуляризму, Церковь проповедовала религиозность, основанную на евхаристическом культе, и привлекала народ к участию в церковных праздниках. 31 дек. 1929 - 1 янв. 1930 г. в Леоне был проведен 1-й Национальный евхаристический конгресс Никарагуа.

http://pravenc.ru/text/2565326.html

Бессарабию (Измаил, Рени, Килия, Аккерман, Бендер (Бендеры, в 1918-1940 Тигина)),- Хушской епископии. В 1773 г. было получено согласие рус. властей, но после подписания в следующем году Кючюк-Кайнарджийского мира все эти территории вновь отошли Османской империи, сохранилось прежнее церковное деление. После занятия рус. войсками Молдавии в 1787 г., в ходе 2-й русско-тур. войны, Измаильский, Килийский, Кагульский, Аккерманский и Бендерский округа были присоединены к Молдавской митрополии, управляющим которой с титулом «экзарх Молдо-Влахийский» (см. Молдо-Влахийский Экзархат РПЦ ) стал Екатеринославский архиеп. Амвросий (Серебренников) . 26 дек. 1791 г. приходы Юж. Бессарабии были выделены в отдельное Белоградское и Бендерское вик-ство Молдавской митрополии, во епископа Белоградского был хиротонисан Гавриил (Банулеску-Бодони) . Однако в нач. янв. 1792 г., после того как по Ясскому мирному договору Молдавия и Валахия вновь вернулись в состав Османской империи, вик-ство было упразднено. В результате русско-турецкой войны 1806-1812 гг. Османская империя отказалась от Бессарабии в пользу России. В апр. 1811 г. приходы Юж. Бессарабии образовали Бендерское и Аккерманское викариатство Молдо-Влахийского Экзархата (см. в ст. Бендерское вик-ство ), резиденция 1-го Бендерского еп. Димитрия (Сулимы) находилась в Яссах. В 1813 г. Молдо-Влахийская митрополия была преобразована в Кишинёвскую и Хотинскую епархию, к-рую в сане архиепископа в 1821 г. возглавил Димитрий (Сулима). По Парижскому трактату 1856 г., заключенному после Крымской войны, Россия уступила Румынии юж. часть Бессарабской губ.: Измаильский, Аккерманский и Кагульский уезды. 26 марта 1857 г. Румынский митр. Михаил (Михалеску) создал духовную консисторию в Измаиле для управления приходами этих уездов. 3 нояб. 1864 г. по решению Совета министров Румынии была образована Нижнедунайская епархия с центром в Измаиле, включившая большую часть Юж. Бессарабии и жудец Ковурлуй; Кахул был присоединен к Хушской епархии. Управляющим Нижнедунайской епархией стал выпускник Киевской Духовной Академии еп.

http://pravenc.ru/text/1319764.html

В 1947 г. католическая префектура Кашмир и Кафиристан получила статус еп-ства Равалпинди. В 1948 г. из состава католич. архиеп-ства Бомбей было выделено еп-ство Карачи, охватившее Синд и Белуджистан; в 1950 г. оно было преобразовано в архиеп-ство. В 1958 г. на попечение францисканцев было передано епископство Хайдерабад, выделенное из архиеп-ства Карачи. В 1960 г. епископство Мултан было поручено доминиканцам из США; из его состава было выделено еп-ство Лайяллпур (с 1977 - Файсалабад), в к-рое помимо одноименного округа вошли Сахивал и Джанг. Попечение над этим еп-ством взяли на себя доминиканцы из Италии. В 1973 г. 1-м пакистанским кардиналом стал архиепископ Карачи Й. Кордейро (1958-1994). После разделения Индии и П. в 1947 г. методистская Конференция реки Инд с центром в Лахоре охватывала только территорию П. Большая часть руководства осталась в Индии, и перед методистами в П. стояла задача по восстановлению структуры церкви. В 1956 г. была учреждена 2-я методистская конференция - Провинциальная конференция Карачи, в 1960 г. 2 конференции были объединены во главе с вышестоящим органом - Центральной провинциальной конференцией Методистской церкви Пакистана, к-рую возглавил епископ. В 1968 г. был избран 1-й епископ из числа пакистанцев - Д. В. Самуэл (1931-2018). После разделения Индии и П. англикан. приходы входили в состав автономной Церкви Индии, Пакистана, Бирмы и Цейлона (до 1947 - Церковь Индии, Бирмы и Цейлона). В 1955 г. лютеран. общины объединились в Пакистанскую лютеранскую церковь и избрали ее епископом Я. Кристенсена. В 1961 г. пресвитерианский Синод Пенджаба отделился от Объединенной пресвитерианской церкви в США и стал независимой Объединенной пресвитерианской церковью Пакистана (ОПЦП). В 60-х гг. XX в. ведущие протестант. деноминации П. вступили в экуменический диалог, завершившийся в 1970 г. объединением большинства общин Англиканской Церкви, Сиалкотского церковного совета, Пакистанской лютеранской церкви и Методистской церкви Пакистана в межденоминационную Церковь Пакистана (ЦП). Изначально были созданы 4 диоцеза ЦП - Карачи, Мултан, Лахор и Сиалкот, в 1980 г.- еще 4 диоцеза: Хайдерабад, Райвинд, Файсалабад и Пешавар.

http://pravenc.ru/text/2578694.html

В 20-х - нач. 30-х гг. XX в. существовало обновленческое (см. Обновленчество ) Вольское вик-ство. Власти передали раскольникам Иоанно-Предтеченский собор, Успенскую и Троицкую церкви. 13 окт. 1922 г. обновленческим Вольским «епископом» был назначен Михаил (Постников) , отказавшийся подчиниться обновленческому Саратовскому епархиальному управлению. После него обновленческое вик-ство возглавляли Арсений Покровский (1928-1931, с перерывом), Виктор Путята (1930), Алексий Марков (1931-1932). Борьбу с обновленчеством в В. в. возглавил еп. Петр (Соколов) , назначенный в Вольск в 1923 г. Патриархом св. Тихоном. Во время ссылки еп. Петра в 1924 г. В. в. временно управлял Тульский вик. Новосильский еп. Варлаам (Пикалов) , по-видимому не приезжавший в Вольск. С 1925 г. епископом Вольским являлся Григорий (Козырев) , также временно управлявший Семипалатинской епархией. В 1927 г. еп. Григорий не признал полномочий Заместителя Местоблюстителя Патриаршего Престола митр. Сергия (Страгородского) , в 1929 г. примирился с митр. Сергием и получил назначение на Новоторжское вик-ство Тверской епархии. С 21 июня 1927 по 8 окт. 1928 г. В. в. управлял еп. Симеон (Михайлов) . В последующее время В. в. возглавляли еп. Андрей (Комаров ; 16 окт. 1928 - 30 сент. 1933, с окт. 1929 жил в Астрахани и управлял Астраханской епархией), Саратовский вик. Камышинский еп. Иоанникий (Попов; 1 окт. 1931 - 7 июля 1933), живший в Саратове. 24 авг. 1933 г. на В. в. был назначен еп. Георгий (Садковский) . Еп. Георгий жил в Вольске, служил в бывш. беглопоповской Успенской ц., к-рая в 1933 г. была передана православным. После ареста еп. Георгия 16 окт. 1935 г. власти закрыли этот последний правосл. храм в городе. С 29 окт. 1935 по 14 апр. 1936 г. Вольским епископом являлся Сергий (Куминский) , по-видимому не приезжавший в Вольск. После перевода еп. Сергия в Ачинск новых назначений на В. в. не последовало. Арх.: ГА Саратовской обл. Ф. 849 [Вольское духовное правление Саратовского ЕУ, 1782-1863 гг.]; ГА Саратовской обл. Вольский филиал. Ф. 1, 7, 39, 40, 42, 44, 46, 47, 48.

http://pravenc.ru/text/155204.html

обр. представителей знатных состоятельных родов, к-рые за счет личных средств могли поправить дела в небогатых епархиях. Много времени королевский двор проводил не только в королевских пфальцах, но и в мон-рях и епископских городах. В целом поддерживая распространившиеся в XI в. идеи реформы монашества (возрождение аскетических ценностей, борьба с обмирщением мон-рей, освобождение монашества от влияния извне - со стороны епископа или светского сеньора), Генрих II, несмотря на дружеские отношения с клюнийскими реформаторами аббатом Одилоном Клюнийским и Вильгельмом , аббатом мон-ря Сен-Бенинь, сделал выбор в пользу более умеренных идей, зародившихся в мон-ре Горце и впосл. развитых нижнелотарингскими реформаторами Готхардом из Нидеральтайха и Поппо из Ставло (унификация мон-рей, борьба с симонией). Реформы, направленные на укрепление системы имперской Церкви, защитником к-рой, равно как и поборником истинного благочестия, считал себя император, вызвали сопротивление в среде имперского монашества. Кафедральный собор в Майнце. Начат в 1081 г., основное строительство с 1118 по 1137 гг. Фотография. 90-е гг. XX в. Кафедральный собор в Майнце. Начат в 1081 г., основное строительство с 1118 по 1137 гг. Фотография. 90-е гг. XX в. Генрих II продолжил политику колонизации и миссионерства в слав. землях на вост. границах империи. Он восстановил в 1004 г. упраздненное Оттоном II еп-ство Мерзебургское, а также основал во Франконии еп-ство Бамбергское (1007), во главе к-рого поставил канцлера Эберхарда. Формально Бамбергское еп-ство (целью его епископов была проповедь христианства на вост. границах, прежде всего среди слав. населения) входило в состав Майнцского архиеп-ства, но впосл. перешло под особое покровительство папы Римского и императора. В ответ на просьбу о помощи еп. Льва Верчелльского в борьбе против провозглашенного итал. магнатами лангобардским королем маркграфа Ардуина Иврейского Генрих II весной 1004 г. прибыл в Италию и 14 мая был коронован в Павии лангобардской короной.

http://pravenc.ru/text/164803.html

Свящ. Валентин Илие, Э. П. Ц. Римско-католическая Церковь (румын. Biserica romano-catolic). Деятельности западнохристианских миссионеров на землях, составляющих территорию совр. Р., в сер. X в. способствовали трансильванский кн. Геза и особенно его сын - венг. кор. Стефан I, получивший от папы Римского Сильвестра II (999-1003) право учреждать диоцезы как в своей стране, так и на завоеванных территориях. В 1009-1010 гг. кор. Стефан I основал 2 диоцеза в Трансильвании: Бихарское еп-ство (в 1077 венг. кор. Владислав (Ласло) I (1077-1095) перенес кафедру в г. Варад (румын. Орадя)) и Трансильванское еп-ство с кафедрой в Дьюлафехерваре (румын. Алба-Юлии) - и диоцез в Банате - Морисенское еп-ство с кафедрой в Чанаде (ныне Ченад). Первым епископом Морисенским (Чанадским) стал бенедиктинец св. Герхард (Геллерт) (980-1046). Он построил в Чанаде кафедральный собор во имя св. Георгия и церковь, посвященную Пресв. Деве Марии, организовал при соборе школу для клириков. Вслед. нашествия куманов (половцев) в 1091 г. церковная жизнь в Трансильвании пришла в упадок, ее оживлению способствовала деятельность монашеских орденов: бенедиктинцев, премонстрантов, августинцев - и рыцарей из ордена иоаннитов. Позиции католич. Церкви упрочились при венг. кор. Кальмане I Книжнике (1095-1116, с 1097 также король Хорватии), к-рый способствовал основанию мон-рей, капитулов при кафедральных соборах и церковных школ; наделял католич. мон-ри земельными владениями с правосл. населением и сделал латинский язык основным в гос. делопроизводстве. После нашествия Батыя в 1241-1242 гг. восстановление церковной жизни шло с большими трудностями. Папы Римские и венг. короли, особенно Лайош I Великий в 1366 г. и Жигмонд I Люксембург в 1428 г., предоставляли католикам в Трансильвании привилегии в ущерб правам православных. В Валашском княжестве католическая Церковь не могла противостоять сильному влиянию правосл. К-польской Церкви. Тем не менее в 1344 г. Николае Александру, сын воеводы (князя) Валахии Басараба I и буд. валашский господарь, принес вассальную присягу венг. кор. Лайошу I Великому; тогда же был заключен его 2-й брак - с представительницей венг. знати (по др. данным, венецианкой) Кларой Добокаи, католичкой по вероисповеданию. Папа Климент VI (1342-1352) в послании от 17 окт. 1345 г. писал венг. королю о переходе в католич. веру Николае Александру вместе с др. жителями Валахии и Трансильвании, как знатными, так и простолюдинами (DRH. D. 1977. Vol. 1. P. 60-61). Эти сведения, по-видимому, не соответствовали действительности: с именем Николае Александру связано основание правосл. Унгро-Влахийской митрополии. Один из его сыновей и преемников, господарь Раду I (1377-1383), основал 2 католич. еп-ства - с кафедрами в Арджеше (1381 или 1382 - кон. XIV) и Северине (1380 или 1382-1502), однако они существовали недолгое время. В XIV в. был основан францисканский конвент в Тырговиште.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

В И. были сформированы вост. провинции орденов доминиканцев и францисканцев. В документе «De locis fratrum minorum et predicatorum» (составлен до 1318) упоминается о францисканской кустодии Вост. Татария (Tartaria Orientalis) с центром в Тебризе. Полномочия кустода распространялись на часть Армении, Азербайджан, Юж. Грузию и Месопотамию. Также в Тебризе располагался по меньшей мере 1 конвент, служивший резиденцией кустода, вероятно, существовал и орденский дом для приезжих монахов. В нач. XIV в. от ордена доминиканцев в И. действовали «братья-проповедники среди язычников» (fratres peregrinantes inter gentes), т. е. не приписанные к конкретному конвенту, но подчинявшиеся викарию Франко из Перуджи (1312-1318, впосл. архиепископ Султании (1318-1322)). Резиденции доминиканцев располагались в крупных иран. городах - Тебризе, Мараге и Деарегане (ныне Азершехр). Стремление католич. монашеских орденов разделить сферы влияния в Азии требовало более дробной и упорядоченной системы управления. Папа Римский Иоанн XXII (1316-1334) буллой «Redemptor Noster» (от 1 апр. 1318) выделил владения ильханов, Индию и Эфиопию в отдельную провинцию и передал ее под покровительство доминиканского ордена. Резиденцией архиепископа стал г. Султания (в то время резиденция ильхана Абу Саида), 1-м католич. архиепископом был назначен Франко из Перуджи. Ему подчинялись еп-ства Смирна (ныне Измир, Турция), Севастия (ныне Сивас, Турция), Тебриз, Севастополь (ныне Сухуми,), Дехареган и Марага. Тем самым Азия была поделена на «зоны ответственности» францисканцев (Ханбалыкское архиеп-ство) и доминиканцев (Султанийское архиеп-ство). Напряженность в отношениях между орденами усилилась после 1323 г., когда папа Иоанн XXII признал еретическим утверждение, что Христос и апостолы ничем не владели. Это папское решение привело к расколу во францисканском ордене - многие спиритуалы, считавшие папские воззрения еретическими, направились на Восток, в т. ч. и в архиеп-ство Султания, откуда впосл. были высланы. В XIII-XIV вв.

http://pravenc.ru/text/673877.html

мн. католики покинули страну: их количество уменьшилось с 40 тыс. чел. в 1949 г. до 8-9 тыс. в 1960 г. 30 нояб. 1987 г. 3 апостольские викариата Александрии Египетской, Гелиополя Египетского и Порт-Саида были объединены в апостольский викариат Александрии Египетской. В наст. время, согласно офиц. данным, общее число католиков ок. 30 тыс. чел., преимущественно иностранцы. Среди Восточных католических Церквей, представленных в Е., наиболее многочисленной является Коптская католическая Церковь (ок. 253 тыс. чел.). В нее входит 7 епархий: Александрия (130 тыс. чел.), Эль-Минья (40,53 тыс. чел.), Асьют (45 тыс. чел.), Луксор (18 тыс. чел.), Сохаг (12,56 тыс. чел.), Исмаилия (6,7 тыс. чел.), Эль-Гиза (1 тыс. чел.). Общины Мелькитской католической Церкви на территории Египта и Судана входят в состав Греко-мелькитского патриархата Антиохии и всего Востока, Александрии и Иерусалима, насчитывают 11 тыс. чел. Католики-марониты прибыли в Е. из Ливана, в 1946 г. было образовано Каирское еп-ство, подчиненное Маронитской католической Церкви . В наст. время их численность составляет 5 тыс. чел. В основном общины находятся в районах Каира Шубра, Дахер и Гелиополь, в 2 последних действуют церковные школы. Католики арм. обряда относятся к Искандерийскому еп-ству в составе Армянской католической Церкви , их численность 1,276 тыс. чел. Сиро-католики составляют Каирское еп-ство, к-рое образовано в 1965 г. в юрисдикции Сирийской католической Церкви . Окормляет 1,7 тыс. чел. Открыты школы и церкви в Дахере и Гелиополе. Халдейские общины объединены в Каирское еп-ство Халдейской католической Церкви . В них входят 500 чел. Протестантские церкви, деноминации и секты Англиканская церковь представлена еп-ством Египта, Сев. Африки и Африканского Рога в составе провинции Иерусалима и Ближ. Востока, являющейся членом Англиканского содружества . Имеет 6 приходов, насчитывающих 2,5 тыс. верующих. Пресвитерианство представлено Евангелической церковью Египта - Нильским синодом, крупнейшей протестант. орг-цией в стране.

http://pravenc.ru/text/187963.html

в 1946). Она стала 1-й женщиной-президентом в истории П. 14 дек. 1999 г. П. был передан контроль над ЗПК. Образ Пресв. Девы Марии ла Антигуа в ц. св. Боско в г. Панама. Фотография. 2017 г. Фото: Basílica Don Bosco Panamá Образ Пресв. Девы Марии ла Антигуа в ц. св. Боско в г. Панама. Фотография. 2017 г. Фото: Basílica Don Bosco Panamá 5 марта 1983 г. папа Римский Иоанн Павел II впервые совершил пастырский визит в П., посетив столицу страны. 15 дек. 1988 г. он издал буллу «Cum Venerabiles Fratres», к-рой учредил еп-ство Колон, выделив его из апостольского викариата Дарьен (13 июня 1997 оно было переименовано в еп-ство Колон-Гуна-Яла). В 1993 г. из территории архиеп-ства Панама было выделено еп-ство Пенономе. 9 сент. 2000 г. архиеп. Панамский Хосе Димас Седеньо Дельгадо (1994-2010) и Конференция католич. епископов П. провозгласили, что офиц. покровительницей П. является Пресв. Дева Мария ла Антигуа. В 2010 г. панамским архиепископом был назначен Хосе Доминго Улоа Мендиета (род. в 1956), к-рый с 1513 г. стал 7-м панамцем, получившим сан католич. предстоятеля П. В 1997 г. Англиканская Церковь в центральном регионе Америки получила автономию и стала самостоятельным членом Англиканского содружества. В ее состав вошли 5 диоцезов в Центр. Америке (Панама, Коста-Рика, Сальвадор, Гватемала и Никарагуа). С момента офиц. учреждения Епископальной церкви в П. сменились 6 епископов, 3 из к-рых были иностранцами, 3 - панамцами. В 2000 г. 7-м епископом стал Х. Мюррей, к-рый в 2007 г. был избран 1-м чернокожим президентом Латиноамериканского совета Церквей. В 2004-2009 гг. Президентом страны был М. Торрихос Эспино (род. в 1963). Он провел реформы налоговой сферы и сферы социального обеспечения, выступал за предоставление Пуэрто-Рико независимости от США. Его преемник, Р. Мартинелли (род. в 1952), занимал пост Президента страны до 2014 г. На выборах 2014 г. победил Х. К. Варела (род. в 1963). В 2018 г., в рамках мероприятий, приуроченных к проведению Чемпионата мира по футболу, он посетил Россию и встретился с Президентом страны В.

http://pravenc.ru/text/2578790.html

Следуя благословению еп. Андрея (Ухтомского) и выполняя решение Собора Уфимских епископов, Давлекановский викарий сыграл важнейшую роль в противодействии обновленческому расколу в Уфимской епархии и на Урале: через учреждение новых вик-ств, участие в епископских хиротониях, создание и сохранение системы управления правосл. приходами епархии, распространение воззваний против обновленцев. В связи с арестом Староуфимского еп. Аввакума (Боровкова) «на предмет охранения в неприкосновенности догматов и канонической дисциплины, равно и преемства благодатной хиротонии» по решению Собора Уфимских епископов 3 янв. 1923 г. Давлекановский еп. Иоанн участвовал в хиротонии иером. Петра (Гасилова) во епископа Нижегородского, викария Уфимской епархии (вик-ство названо по Нижегородской слободе Уфы). По благословению находившегося в заключении архиеп. Григория (Яцковского) еп. Иоанн вместе с еп. Петром совершили в Уфе 2 хиротонии для Екатеринбургской епархии: иером. Льва (Черепанова) - во епископа Нижнетагильского (8 февр.) и архим. Иринея (Шульмина) - во епископа Кушвинского (9 февр.). Ввиду угрозы ареста еп. Ириней не смог выехать в Екатеринбург и был назначен на новооткрытое Мензелинское вик-ство Уфимской епархии. Во 2-й пол. мая - нач. июня 1923 г. по благословению еп. Андрея еп. Иоанн участвовал в хиротонии иером. Иерофея (Афоника) во епископа Тайгинского, викария Томской епархии. Последний в Томск не уехал, приняв приглашение на Шадринское вик-ство Екатеринбургской епархии. Новый этап в служении Давлекановского викария начался в кон. марта 1923 г. в связи с прибытием в Уфу обновленческого «епископа» Николая Орлова и усилением давления на правосл. епископов со стороны властей, в результате к-рого к апр. в Уфе находился только Давлекановский архиерей, остальные викарии либо выехали в свои вик-ства, либо были удалены за пределы епархии. 27 марта Собор автокефальных Уфимских викариев обратился к верующим с посланием, в котором дал догматическую, каноническую и нравственную оценку обновленческому расколу и предупредил духовенство и мирян о незаконности общения с обновленческим «епископом Уфимским». Первой под документом стоит подпись Бирского еп. Трофима, вторым подписался Давлекановский архиерей, по-видимому как управляющий адм. делами епархии. В епархии были известны и др. воззвания еп. Иоанна, о чем свидетельствует, в частности, докладная записка в Башкирский облотдел ГПУ от 20 июня 1923 г., в к-рой перечисляются имена священников, распространявших воззвания «Пояркова, Трофима, Вениамина и других».

http://pravenc.ru/text/168594.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010