Сначала он прибыл в Буковину – оплот Православия в Австро-Венгрии. И здесь, в Черновцах, от своих друзей он получил радостную весть, что в России избранные Богом люди по-прежнему полны внимания и горячего участия к судьбе православного народа Руси Подкарпатской; что этим занимаются и владыка Антоний Житомирский, и владыка Евлогий Холмский, и граф Бобринский – глава Русско-Галицкого (карпаторусского) общества в СанктПетербурге. Разузнав об этом как можно больше, святой поспешил в Россию. В Россию, в Киев, он прибыл еще до Пасхи 1909 года. Он мыслил посетить святыни Киева, причаститься и возвратиться домой после Пасхи, считая себя недостойным стать священником и в то же время ясно понимая, что Россия не сможет послать своего священника в другую империю, с которой находилась в очень натянутых отношениях. В важнейшем вопросе о священнике он всецело положился на волю Божью, решив не действовать сам от себя, а ждать проявления Божественной воли. И воля Божья последовала незамедлительно: еще находясь в Киеве, Александр был срочно вызван графом Бобринским для встреч по делам Подкарпатской Руси с владыкой Евлогием и владыкой Антонием. Он немедленно отправился в Холм и здесь узнал от владыки Евлогия о разговоре последнего с обер-прокурором Священного синода Русской Церкви Саблером и о предложении ему поселиться на время в ближайшем к Австро-Венгрии, никогда не закрывавшемся мужском монастыре Святого Онуфрия в Холмской Руси, называемом Яблочинским. И это святой принял как волю Божью, отрекшись от своей воли. Здесь, в древней твердыне исповедников Православия на русских землях Польши, состоялась еще одна важнейшая встреча, уже с графом Бобринским и архимандритом Серафимом – настоятелем Свято-Онуфриевского Яблочинского монастыря. Святому было сразу предложено вступить в монастырскую братию. Таким образом повторилась ситуация с владыкой Антонием в Почаеве, когда также было предложение вступить в братию монастыря, чтобы потом постриженный в монашество и рукоположенный во священника карпаторосс вернулся на родину для богослужения.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

СЕРАФИМ (Мещеряков Иаков), митрополит Ставропольский. 1860 г., 18 марта – родился в семье крестьянина Пензенской губернии. 1885 г. – окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию. 1888 г. – инспектор Холмской духовной семинарии, архимандрит. 1893 г. – ректор Тифлисской духовной семинарии. 1898 г., 23 августа – хиротонисан во епископа Острожского, викария Волынской епархии. 1902 г., 4 июня – епископ Полоцкий и Витебский. 1911 г., 25 июля – архиепископ Иркутский и Верхоленский. 1915 г., 11 декабря – уволен на покой. 1916 г. – настоятель Николо-Бабаевского Монастыря. 1918–1922 гг. – архиепископ Костромской. 1922 г., 3 июля – уклонился в обновленческий раскол. 1922–1924 гг. – «митрополит Минский». 1924 г., 29 августа (11 сентября) – покаянная речь, произнесённая всенародно в день храмового праздника в церкви Иоанна Предтечи на Земляном валу, за торжественным Патриаршим богослужением. Принят в сущем сане (архиепископом). 1924–1927 гг. – в заключении на Соловках. 1927 г. – архиепископ Тамбовский. 1928 г. – архиепископ Ставропольский, затем митрополит. 1933 г., 11 августа – епархией не управлял. Год смерти неизвестен. СЕРАФИМ (Остроумов Михаил Митрофанович), архиепископ Смоленский и Дорогобужский. 1880 г., 6 ноября – родился в г. Москве, в семье псаломщика. 1904 г. – окончил Московскую Духовную Академию, пострижен в мантию; иеродиакон, иеромонах. 1906 г, – законоучитель Яблочинской 2-й школы, наместник Яблочинского Свято-Онуфриева монастыря. 1907 г. – заведующий Отокской одноклассной школой Гродненской епархии. 1908 г. – архимандрит. 1909 г. – Холмский епархиальный миссионер. 1914 г. – ректор Холмской духовной семинарии. 1916 г., 3 апреля – хиротонисан во епископа Бельского. 1917–1918 гг. – член Собора Российской Православной Церкви. 1917–1927 гг. – епископ Орловский и Севский. 1922 г. – арестован и приговорён к семи годам заключения; срок был сокращён до полутора лет. 1927 г. – епископ Смоленский и Дорогобужский, затем архиепископ. 1937 г. – арестован, 28 ноября того же года приговорён к расстрелу и в тот же день расстрелян.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Завершив семинарское учение в 1902 году, Аркадий поступил в Московскую Духовную Академию в Троице-Сергиевой Лавре, где вместе с другими воспитанниками каждый день приходил за благословением к мощам преподобного Сергия Радонежского. В Академии состоялась знаменательная для него встреча с епископом Сергием (Старогородским), приблизившая его к выбору монашеского пути. Будущий Патриарх Московский, а тогда ректор Духовной Академии в Санкт-Петербурге, служивший прежде в Японской Миссии, производил сильное впечатление на всех студентов. Для них он был образцом ученого монаха и деятельного труженика нивы Христовой. Через четыре года, выдержав испытания на ученую степень, Аркадий отправился погостить к своему старшему товарищу о. Серафиму (Остроумову) – наместнику Яблочинского монастыря Св. Онуфрия в Холмской епархии. Монастырь на границе православной Руси и латинской Польши, в крае, едва вернувшемся из многовековой унии к вере предков, по всем обстоятельствам должен был нести миссионерское служение. С этой целью епископ Холмский Евлогий (Георгиевский) собирал туда и в другие монастыри своей области высокообразованных монахов и монахинь. При обителях открывались школы, приюты и образцовые хозяйства. Знакомство Аркадия с епископом, который живо напомнил ему преосвященного Сергия, решило его дальнейшую судьбу, и он без особых колебаний остался в Яблочинском монастыре. Яблочинский Онуфриевский монастырь Первым послушанием Аркадия стало преподавание Закона Божия в монастырской школе. 20 июня 1907 года он принял монашеский постриг и был наречен именем Преподобного Сергия. В 1908 году он был рукоположен во иеромонахи, назначен наместником монастыря и заведующим школой псаломщиков. В 1914 году состоялось его назначение настоятелем Яблочинской обители и благочинным монастырей Холмщины с возведением в сан архимандрита. На западной окраине произошло духовное становление инока и архимандрита Сергия. «Жизнь в монастыре с его многообразной деятельностью для дела святого Православия под мудрым и благостным водительством владыки Евлогия была счастливейшим временем моей жизни» – писал он позднее. Среди миссионерских трудов и хозяйственных забот о. Сергий находил время для общения с Богом и борьбы со своими немощами. Непрестанная внутренняя работа, невидимая другим, выражалась на его радостном и приветливом лице.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Korolev...

Новопосвященный о. Сергий был направлен на пастырское служение на приход в Наброже на Томашовщине, где в 1938 г. был разрушен храм. Как православный священник, постоянно подвергался бесчисленным опасностям. В мае 1943 г. на дом священника в Наброже было совершено нападение. Двадцативосьмилетнего пастыря подвергли жестоким пыткам, и он принял мученическую смерть. Преступники осквернили также домашний храм. Мученика похоронили на православном кладбище в его родной деревне – Шиховичах. Весной 2003 г. открыли могилу святого и обрели его мощи. Они помещены в кафедральном храме в Холме. Св. преподобномученик Игнатий Св. преподобномученик Игнатий родился в шестидесятых годах XIX в. Местом его духовных подвигов стал Яблочинский Свято-Онуфриевский монастырь – твердыня святого Православия на левом берегу Буга. Монашеский постриг принял с именем Игнатий. Он пользовался большим авторитетом среди местного православного народа. Час великих испытаний пришел для него, как и для всей братии Яблочинской обители, в годы Второй мировой войны. Монастырь тогда находился в особенно тяжелых условиях. Самой драматической минутой в военной истории монастыря стала ночь с 9 на 10 августа 1942 г., когда военный отряд совершил нападение на обитель. Преступники подожгли монастырские дома и не позволяли монахам гасить пожар, угрожая расстрелом. Часть монахов, в том числе св. Игнатий, пряталась в монастырском саду. Преподобномученик Игнатий решил вернуться, поднялся на колокольню и начал звонить в набат «тревогу». Встав на защиту монастыря, он принял мученическую смерть. Преподрбномученика Игнатия похоронили на монастырском кладбище. Весной 2003 г. могила святого была открыта. Мощи св. преподобномученика Игнатия помещены в соборе. Тысячелетнее свидетельство Православия на Холмско-Подляшской земле Григорий Куприянович День 8 июня 2003 г. – один из важнейших в тысячелетней истории Православия на Холмско-Подляшской земле. Общецерковное прославление новомучеников Холмских и Подляшских ХХ века – это признание Церковью глубокой веры православного народа Холмщины и Подляшья.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

С пятнадцати лет Лев начал работать писарем в Тарноградском суде. В 1905 году он похоронил своего отца и стал единственным кормильцем престарелой матери. В брак Лев Фомич не вступал, видимо, желая всецело посвятить свою жизнь служению Богу. Обеспечив безбедное существование матери, двадцатипятилетний Лев осуществил своё заветное желание: 1 января 1910 года он поступил в Яблочинский Свято–Онуфриевский первого класса необщежительный мужской монастырь, расположенный в двух верстах от села Яблочна Бельского уезда Седлецкой губернии. В 1911–м году Лев Фомич принимает в этом монастыре постриг с именем Леонтий в честь Леонтия, Святителя Ростовского (память 23 мая), а через год хоронит свою мать, со смертью которой прерывается последняя нить, связывавшая его с миром. По всей видимости, именно в Яблочинском монастыре у отца Леонтия проявилась любовь к частому и строгому уставному богослужению, которую он пронёс через всю свою жизнь. Хотя отец Леонтий прожил в монастырь менее пяти лет, пребывание в нём оказало существенное влияние на его духовный облик. Преподобного Онуфрия, в честь которого был освящён главный храм обители, батюшка считал своим особым покровителем и до конца дней своих чтил его. В 1914 году началась 1–я Отечественная война, и 6ратия Яблочинского монастыря, ввиду близости линии фронта, была эвакуирована в глубь России. Отец Леонтий был определён в Московский Богоявленский монастырь. Во время пребывания в Москве, отец Леонтий в 1916 году закончил Духовное училище и был рукоположен в иеродиакона, а затем в иеромонаха. Своё духовное образование он продолжил в Духовной Семинарии, которую окончил в 1919 году. В 20–е годы отец Леонтий стал известен Святейшему Патриарху, который в 1922 году назначает его Наместником Суздальского Спасо–Евфимьевского мужского монастыря с возведением в сан архимандрита. Когда отец Леонтий прибыл в монастырь, он обнаружил, что жизнь в нём пришла в совершеннейшее расстройство: должным чином не совершались богослужения, требовали неотложного решения запущенные хозяйственные дела, многие из братии сочувствовали обновленческому расколу, терзавшему в те годы Церковь и поддерживавшемуся властями. Новый наместник принялся за наведение порядка, но столкнулся с враждебным отношением братии. Отца Леонтия всячески поносили, обзывали, злословили. Некоторые из монахов даже поднимали на своего настоятеля руку, жестоко избивая его и пытаясь заставить покинуть монастырь. Но простые люди — паломники и жители Суздаля полюбили отца Леонтия за его кротость, доброту и искреннюю веру. Отец Леонтий сохранял верность Патриарху Тихону.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АГАПИТ (БОРЗАКОВСКИЙ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Архиеп. Агапит (Борзаковский) Агапит (Борзаковский) ( 1860 - 1937 ), архиепископ Новоторжский , викарий Калининской епархии В миру Александр Корнилович Борзаковский, родился в 1860 г. в с. Остаповка Миргородского уезда Полтавской губернии в семье священника. Окончил Медицинский факультет Московского императорского университета. Работал врачом в Муромском уезде Владимирской губернии. С 1909 г. состоял в братии Яблочинского Онуфриева монастыря в Седлецкой губернии (до 1917 г.), где принял монашество и был рукоположен во иеромонаха . В 1914 - 1917 годах - военный священник на Северном фронте близ Риги . В 1918 г. назначен настоятелем Одрина Николаевского монастыря Орловской епархии. 12 декабря 1921 г. хиротонисан во епископа Карачевского , викария Орловской епархии . Назначен временно управляющим Дмитровским викариатством Московской епархии (вероятно, после 12 декабря 1922 г. - дня ареста священномученика Серафима (Звездинского) , епископа Дмитровского). Поскольку Карачев с уездом относился к Брянской губернии, образованной в 1920 г., через некоторое время он вошел в состав Брянской епархии. В анкете, составленной для регистрации Брянского епархиального управления в 1927 г., епископ Агапит с 1922 г. именуется Брянским и Карачевским . Согласно «Списку православных религиозных Общин, заявивших до 15 сентября 1924 года о добровольном признании духовной власти (окормления) епископа Брянского и Карачевского Агапита» г. Карачев с уездом к этому времени входил в Брянскую епархию. По другим данным, епископ Агапит с 15 ноября 1923 г. временно управлял Брянской епархией; с 25 мая 1924 г. - епископ Брянский и Карачевский. Он постоянно жил в г. Карачеве . 16 сентября 1924 г., по личному распоряжению начальника Губернского секретного отдела, у епископа Агапита была отобрана подписка «о прекращении духовного окормления Епархии впредь до регистрации». Вскоре после этого владыка направил в Брянскую губмилицию заявление, в котором объяснял, что, получив назначение на кафедру Брянского епископа - и добровольно избранный церковными общинами Брянской губернии, он не регистрировался на основании разъяснения Наркомюста от 25 августа 1922 г. о том, что епархиальная организация не подлежит регистрации. Преосвященный Агапит представил необходимые для регистрации документы, в том числе список около 250 приходских общин, которые признали его своим епископом. 8 апреля 1925 г. владыка был вызван в Брянский ГИК и получил вторичное предупреждение не давать никаких распоряжений по епархии до его регистрации, о чем вынужден был дать расписку. Но регистрацию он не получил и в скором времени был сослан в Тверскую губернию.

http://drevo-info.ru/articles/24862.html

об открытии в Москве в московском Скорбященском монастыре Женского Богословского института. Открытие Высших Женских Богословских педагогических курсов состоялось только через 3 года, 8 ноября 1916 г., при Скорбященском монастыре в Москве (см. С. 678—685]) 229 Все братство Лавры насчитывало до 360 человек, типографское братство в период своего расцвета, вместе с учениками и мастерами, насчитывало до 150 человек. У них была своя церковь, а также свой отдельный корпус для проживания. 230 Информация о выходе в свет очередных изданий «Глинских Богородицких книжек» публиковалась на страницах журнала «Курские епархиальные ведомости» и других периодических изданий (см. С. 517—520]). 231 В основу решений съезда лег доклад настоятеля Яблочинского Свято-Онуфриевского монастыря Холмской епархии архим. Серафима (Остроумова) «О миссионерском значении монастырей». 232 Например, саратовский епископ Гермоген, законоучитель московской Иверской общины сщмч. Сергий Махаев и др. (см. подробнее). 233 В Русской Церкви диаконис никогда не было. Но в XIX в. было сделано несколько попыток возродить древний чин. Так, архим. Макарий (Глухарёв) хотел возродить это служение для проповеди среди нерусских народов. Митрополит Филарет (Дроздов) признавал право на существование древнего чина, но не советовал архим. Макарию приступать к этому делу без благословения Синода. Проект был тогда отвергнут. И в 1911 г., постановлением от 9 ноября Св. Синод отложил вопрос о восстановлении древнего женского служения в Православной Церкви до рассмотрения его на Поместном Соборе (см. подробнее:  Постернак А. В.  К вопросу о присвоении сестрам Обители звания диаконис//Материалы к житию преподобномученицы Великой княгини Елизаветы: Письма, дневники, воспоминания, документы. М., 1995). 234 Из письма прпмц. вел. кнг. Елизаветы имп. Николаю II (без даты): «..Надеюсь, коль скоро наш «чин посвященных» утвержден Священным Синодом, мы будем стоять на этом крепко и ожидать, что нас ясно и открыто представят стране как церковную, православную церковную организацию.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Мстислав (Волонсевич Димитрий Иванович), архп.Горьковский и Арзамасский Родился 12 ноября 1906 года в гор.Вильно. Среднее образование получил там же, а высшее богословское на богословском факультете Варшавского университета, который закончил в 1936 году. В апреле 1934 года принял монашество в Свято-Успенской Почаевской Лавре и на другой день был рукоположен во иеродиакона. В феврале 1935 года рукоположен во иеромонаха и назначен на миссионерский приход в гор.Галиче. В 1937 году сдал экзамен на степень магистра богословия и осенью того же года был назначен настоятелем Георгиевской церкви в г.Львове и помощником благочинного всей Восточной Галиции. С 1936 года в сане игумена – наместник Яблочинского Онуфриевского монастыря и помощник зав.псаломщицко-диаконеких курсов при том же монастыре. Получив сан архимандрита, он служил некоторое время на приходе в с.Гировое на Лемковщине (Прикарпатье), затем был возвращен в Яблочинский монастырь и, наконец, переведен в Варшаву, где состоял при Варшавской митрополии, обслуживая православную общину в гор.Жирардове (под Варшавой). С 1946 года находился в ведении раскольнического Карловацкого Синода и вернулся в юрисдикцию Московской Патриархии 25 ноября 1953 года. После этого он состоял настоятелем русского православного храма-памятника в Лейпциге, а в июне 1955 года был переведен в Свято-Успенскую Киево-Печерскую Лавру. 4 марта 1956 года хиротонисан во епископа Великолукского и Торопецкого. Хиротония состоялась в Троице-Сергиевой Лавре. Чин хиротонии совершали: Святейший Патриарх Алексий, митр.Новосибирский Нестор и еп.Сергиепольский Василий. С 8 августа 1957 года – епископ Свердловский и Ирбитский. 21 февраля 1958 года перемещен на Омскую и Тюменскую кафедру. 27 июля 1959 года – епископ Вологодский. 25 февраля 1965 года – архиепископ. 25 мая 1965 года – Архиепископ Горьковский и Арзамасский. Труды: «Возвращение на Родину». «ЖМП» 1954, 9, стр.20–25. Речь при наречении его во епископа. «ЖМП» 1956, 4, стр.5–7. «Мои впечатления«· «ЖМП” 1956, 3, стр.72–73.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

4) А до конца года предоставить г. Инспектору и студентам вести дело по установившемуся в Академии порядку, причем в особо важных случаях дозволяются сношения Инспектора со студентами как посредством общестуденческих собраний, так и чрез выборных представителей от студентов. 5) В виде опыта, – предложить студентам произвести выборы своих представителей по одному от каждого, свободно объединившегося, десятка, удостоверив выбор своими подписями. На сем журнале резолюция Его Высокопреосвященства: «1906 г. Декаб. 5. Смотрено и постановление по 4 ст. представлено на благовоззрение Св. Синода». 13 декабря 1906 года. 33 Присутствовали, под председательством Ректора Академии Евдокима, Епископа Волоколамского, Инспектор Академии заслуженный ординарный профессор М.Д. Муретов , заслуженный ординарный профессор А.Д. Беляев , ординарные профессоры А.И. Введенский , С.С. Глаголев и М.М. Тареев , экстраординарные профессоры А.И. Шостьин, А.П. Голубцов , И.Д. Андреев и Н.Г. Городенский и доцент С.И. Смирнов . Слушали: I. Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «1906 г. Нояб. 7. В Совет Московской Духовной Академии» – указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 4 ноября за 12349: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: представление Вашего Преосвященства, от 28 минувшего Октября за 454, о замещении должности инспектора в Московской Духовной Академии, освободившейся за назначением архимандрита Иосифа настоятелем Яблочинского Свято-Онуфриевского монастыря. Приказали: Избранного Советом Московской Духовной Академии на должность инспектора сей академии заслуженного ординарного профессора оной по ка- —292— федре Священного Писания Нового Завета, действительного статского советника, Митрофана Муретова утвердить в означенной должности, со дня избрания на оную – 21 сентября сего года; о чем и послать Вашему Преосвященству указ». Определили: 1) Об утверждении заслуженного ординарного профессора М.Д. Муретова в должности Инспектора Академии внести в формулярный о службе его список и сообщить Правлению Академии – для зависящих распоряжений.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

митрополит Иосиф (Петровых) (15.12.1872–20.11.1937) Ветхий Завет Дневники История Русской Православной Церкви Письма Слова митрополит Иосиф (Петровых) Епископ Русской Православной Церкви. Богослов, духовный писатель. Не приняв декларации 1927 года о полной лояльности власти и своего перевода на Одесскую кафедру, становится лидером «иосифлянства» . Расстрелян в 1937 году.Прославлен в лике священномучеников РПЦЗ в 1981 году. Биография Память в Неделю Новомучеников (РПЦЗ). В миру Петровых Иван Семёнович, родился 15 декабря 1872 года в городе Устюжне, Новгородской губернии. Родился в семье мещан. С юности был почитателем праведного Иоанна Кронштадтского. Окончил Устюженское духовное училище и Новгородскую духовную семинарию. В 1895 году за казенный счет направлен в Московскую духовную академию, где вскоре проявил себя усидчивым и способным к серьёзному труду и учёным занятиям. Он успешно и с одобрением выполнил задание Академии Наук, записав по выработанной программе северный народный выговор. В 1899 году окончил Московскую духовную академию первым кандидатом-магистрантом и оставлен профессорским стипендиатом при академии. 9 сентября 1900 года утверждён исполняющим должность доцента академии по кафедре Библейской истории. 26 августа 1901 года епископом Волоколамским Арсением, ректором академии, был пострижен в монашество в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой Лавры. Затем, 30 сентября рукоположен во иеродиакона, а 14 октября того же года - во иеромонаха. В июне 1903 года удостоен степени магистра богословия за диссертацию на тему " История Иудейского народа по Археологии Иосифа Флавия (Опыт критического разбора и обработки) " и утверждён в звании доцента. 9 декабря 1903 года назначен экстраординарным профессором и инспектором Московской академии. 18 января 1904 года возведён в сан архимандрита. В 1905-1910 годах издал свой духовный дневник под заглавием " В объятиях Отчих. Дневник инока " , который он вел подражая праведному Иоанну Кронштадтскому. В 1905 году прекратил поминовение императорской фамилии за богослужением и на некоторое время был запрещен в служении. Затем, из-за конфликта со студентами по прошению был уволен из академии и назначен, в июне 1906 года, настоятелем Яблочинского Свято-Онуфриевского первоклассного монастыря Холмской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010