составители М.С. Сахаров и Л.Е. Сикорская Основные даты жизни священномученика Иосифа (Петровых), митрополита Петроградского (До 1918 – по старому стилю, после 1918 – по новому) 15 декабря 1872 – родился в городе Устюжне Новгородской губернии. 1889 – окончил Устюженское духовное училище. 1889–1895 – обучался в Новгородской духовной семинарии. 1895–1899 – обучался в Московской духовной академии. 4 сентября 1900 – избран исправляющим обязанности доцента по кафедре Библейской истории Московской духовной академии. 26 августа 1901 – монашеский постриг в Гефсиманском скиту. 30 сентября 1901 – посвящен в иеродиаконский сан. 14 октября 1901 – посвящен в иеромонашеский сан. 6 июня 1903 – защитил магистерскую диссертацию по теме «История Иудейского народа по Археологии Иосифа Флавия». Декабрь 1903 – утвержден экстраординарным профессором по кафедре Библейской истории и инспектором Московской духовной академии. 18 января 1904 – возведен в сан архимандрита. 30 июня 1906 – назначен настоятелем Яблочинского Свято-Онуфриевского монастыря Холмской епархии. Сентябрь 1907 – назначен настоятелем Юрьева монастыря Новгородской епархии. 15 марта 1909 – рукоположен в епископа Угличского, викария Ярославской епархии. Назначен настоятелем Свято-Иаковлевского Димитриева монастыря в Ростове. 25 августа – 16 сентября 1914 – исполнял обязанности временно управляющего Костромской епархией. Декабрь 1917 – январь 1918 – временно управлял Рижской епархией. 22 января 1920 – архиепископ Ростовский. 8 июля 1920 – арестован и заключен в тюрьму «за ведение агитации и сопротивление вскрытию святых мощей ростовских чудотворцев». 26 июля 1920 – осужден на год условно. Май 1922 – арестован по обвинению в «сопротивлении изъятию церковных ценностей». 19 ноября 1922 – приговорен к четырем годам лишения свободы. Январь 1923 – освобожден досрочно по решению Президиума ВЦИКа. 21 мая 1924 – включен в состав членов Святейшего Синода при Патриархе Тихоне. С конца 1924 – временно управлял Новгородской епархией. 26 августа 1926 – назначен митрополитом Петроградским.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Архимандрит Иосиф составил службу и акафист преподобному Онуфрию; устроил раку для его мощей; заказал для обители иконы преподобного Серафима и преподобного Сергия, которые были встречены с крестным ходом на вокзале и торжественно перенесены в обитель, привлекая множество богомольцев. При перенесении иконы преподобного Сергия в декабре 1906 года собралось столько народу, что небольшой храм обители едва мог вместить всех богомольцев, так что, по словам архимандрита, «даже в Царских вратах тискались». Вскоре отец Иосиф начал ремонт и реконструкцию храма в Яблочинском монастыре и уже весной 1907 года отмечал в письме, что «все сделано как нельзя лучше – хорошо, просторно, светло, лучшего не желал бы, если бы только все это было поближе к России». Освящение храма было осуществлено после капитального ремонта 16 декабря 1907 года уже без архимандрита Иосифа, так как по решению Синода в сентябре он был назначен настоятелем Юрьева монастыря Новгородской губернии. Настоятельство в Юрьевом монастыре Юрьев монастырь, знаменитый своей древностью, своей историей и своими величественными богатыми храмами, расположен в трех верстах от Новгорода, на левом берегу реки Волхов, при устье Княжева ручья, в местности чрезвычайно красивой и живописной 64 . Это была одна из богатейших обителей России, по количеству и благолепию храмов уступала лишь Киево-Печерской и Свято-Троицкой Сергиевой Лаврам. После бедного Яблочинского Свято-Онуфриевского монастыря в далекой западной окраине перевод в столь великолепную древнюю обитель, да еще на родной Новгородской земле должен был, наверное, принести архимандриту Иосифу большую радость. Позднее, став настоятелем монастыря в Ростове, он сравнивал пребывание у ростовских святынь с новгородским служением и подчеркивал, что последнее «неоценимо и ничем незаменимо для души». К сожалению, сведения о новгородском служении отца Иосифа довольно скудны. Архив Юрьева монастыря этого периода не сохранился; из публикаций епархиального еженедельника известно, что архимандрит Иосиф служил иногда в Софийском кафедральном соборе 65 , принимал участие в религиозно-нравственных чтениях, которые проводились по воскресным дням в зале новгородской мужской гимназии и других общественных зданиях 66 . На праздник Благовещения, 25 марта 1908 года, постриг в схиму одного из старейших насельников Юрьева монастыря. Об этом событии «Новгородские епархиальные ведомости» сообщали как о «редком в наше время торжестве» и подробно повествовали в восторженной статье о толпах богомольцев, устремившихся в обитель еще с вечера, о торжественных службах, всенощной накануне и Литургии, когда совершался умилительный чин пострига, «который при общем сходстве с монашеским отличался большей пространностью и умилительностью».

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Пострижение в монашество было совершено 26 августа 1901 г. в Гефсиманском скиту, что неподалеку от Троице- Сергиевой Лавры, с наречением именем Иосиф. Чин пострижения совершил преосвященный еп. Волокололамский Арсений (Стадницкий) , ректор Московской Духовной академии. Божественную литургию служил инспектор академии архимандрит Евдоким (Мещерский) совместно с новгородским епархиальным миссионером иеромонахом Варсонофием (Лебедевым) и монастырскою братиею. Хор пел лаврский, нарочно прибывший в скит на пострижение Иоанна. После совершения пострига епископом Арсением было сказано Иосифу слово, которое имело важное значение для всей его последующей деятельности: «Теперь, когда хулится имя Божие, молчание постыдно будет и сочтено за малодушие или бесчувственную холодность к предметам веры. Да не будет в тебе этой преступной теплохладности, от которой предостерег Господь. Работай Господеви духом горяще». Слова эти были восприняты как завет и хранились в душе Владыки всю жизнь, имея огромное значение для его деятельности. 30 сентября того же года монах Иосиф был рукоположен во иеродиакона, а 14 октября – во иеромонаха. 2 В феврале 1903 г. его удостоили степени магистра богословия и утвердили в звании доцента, а через некоторое время, 9 декабря 1903 г., назначили экстраординарным профессором и инспектором Московской ДА. За церковные заслуги 18 января 1904 г. отца Иосифа возвели в сан архимандрита. В этом же сане он отбыл в июне 1906 г. для несения послушания настоятеля первоклассного Яблочинского Свято-Онуфриевского монастыря в Холмской епархии. Через год, согласно определению Святейшего Синода архимандрит Иосиф перемещен настоятелем первоклассного Юрьева монастыря в Новгороде. Новое постановление Синода от 27 февраля 1909 г. вознесло его на высокую ступень епископского служения. Хиротония во епископа Угличского викария Ярославской епархии происходила 15 марта 1909 г. в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге. Совершали ее видные иерархи Русской Православной Церкви: митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский) , митрополит Московский Владимир (Богоявленский) , митрополит Киевский Флавиан, архиепископ Финляндский и Выборгский Сергий (Страгородский) в сослужении многочисленного духовенства. В то время Владыка стремился как-то осмыслить свои движения и настроения, понять себя. Именно тогда он понял, что выбрал правильный жизненный путь. Преосвященный Иосиф очень любил служить литургию и служил ее каждый день. В трудные моменты жизни Владыка стремился пребывать в любви к Богу и Божией Матери, в молитвах просил у них помощи, и Господь посылал ему утешение.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Источник: более подробная статья об истории монастыря Яблочинский монастырь расположен возле села Яблечна, в Люблинском воеводстве Польши. Это мужской православный монастырь, основанный в XV веке. Находясь в католической стране, монастырь на протяжении веков сохранял верность православному обычаю. Новые кельи, монастырскую трехпрестольную церковь и колокольню построили уже в XVII веке. В этом монастрые принял постриг Алексий Карпаторусский, возродитель православия среди русинов – славянского субэтноса, по одной из версий выделяемого в отдельный народ. Во время Второй Мировой войны монастырь понес значительные потери, пережив пожар и многочисленные бомбежки.В 1974 году в монастыре была открыта Духовная семинария, переехавшая сюда из польской столицы. В настоящее время при монастыре действует небольшая гостиница, принимающая паломников из Польши, Украины, России и других стран. Наибольшее количество гостей монастырь принимает в праздник святого Онуфрия, который считается покровителем обители. Источник информации: сайт " rutraveller.ru " Яблочинский (Яблеченский) мужской монастырь расположен на окраине с. Яблечна (Яблочно), на левом берегу р. Буг. Его история – это история Православия в восточной Польше, или Холмской Руси. По преданию, город Холм основал св. равноап. Владимир, который пожертвовал в устроенную в городе церковь икону, прославленную позднее как Холмская Божия Матерь. В летописи Холм впервые упоминается в 1074 году. Около 1235 князь Даниил Галицкий укрепил город, а в 1243 он перенес в него епископскую кафедру. Этот знаменитый князь-король был в 1264 погребен в местном Рождество-Богородицком соборе. В XV–XVI вв. на Холмщине и в Подлесье действовало более 15 православных монастырей. Устройство Яблочинского монастыря началось после того, как на острове, между двумя рукавами Буга, была обретена икона прп. Онуфрия Великого, приплывшая по воде. Судя по хранившемуся в обители напрестольному Евангелию 1498 г., монастырь был, вероятнее всего, основан около этого времени, когда Яблочно владел Иван Иванович или Иван Насутович Заборезинский. Некоторые историки, правда, считали, что обитель возникла раньше, так как в ней хранилась икона Божией Матери с надписью «1151 год» (Яблочинская икона Божией Матери, в честь которой освящен один из приделов в монастыре). Соответственно, похожую по размеру и письму икону прп. Онуфрия тоже датировали XII–XIII вв.

http://sobory.ru/article/?object=26246

С 1905 года 40) Заслуженный ординарный профессор Московской Духовной Академии, Действительный Статский Советник Василий Александрович Соколов. 41) Заслуженный ординарный профессор Киевской Духовной Академии, Действительный Статский Советник Василий Федорович Певницкий. 42) Заслуженный ординарный профессор Московской Духовной Академии, Действительный Статский Советник Николай Федорович Каптерев. С 1906 года 43) Заслуженный ординарный профессор Московской Духовной Академий, Действительный Статский Советник Петр Иванович Цветков. —6— II. Состав служащих К началу отчетного года на службе при Академии состояли: Ректор Академии Епископ Евдоким, Инспектор Академии, сверхштатный экстраординарный профессор Архимандрит Иосиф, 8 ординарных профессоров, 8 экстра-ординарных профессоров, 8 исправляющих должность доцента, 1 временный преподаватель из заслуженных профессоров Академии и 1 вольнонаемный лектор. – Прочих должностных лиц было 8, а всех служащих при Академии – 36 лиц. – Двое из исправляющих должность доцента были вместе с тем и лекторами новых языков: один – французского, другой – английского. В личном составе и служебном положении состоящих на службе при Академии лиц произошли в течение года следующие перемены: Инспектор Академии, сверхштатный экстраординарный профессор по кафедре библейской истории, Архимандрит Иосиф указом Святейшего Синода от 30 июня 1906 года за 7180 перемещен на должность настоятеля Яблочинского Свято-Онуфриевского монастыря, Холмской епархии, с увольнением его от духовно-учебной службы. Член академического Правления, заслуженный ординарный профессор Академии по кафедре латинского языка и его словесности, Действительный Статский Советник, Петр Иванович Цветков Высочайшим приказом по гражданскому ведомству от 18 марта 1906 года за 17 уволен, согласно его прошению, от духовно-учебной службы (с 24 февраля 1906 года) с правом ношения в отставке мундира, занимаемой им должности присвоенного, и пенсией. На вакантную, за увольнением от службы профессора II. И. Цветкова, должность члена Правления Академии Советом Академии 1 марта 1906 года избран и резолюцией Его Высокопреосвященства от 14 того же марта утвер-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

поиск:   разделы   рассылка Епископ Люберецкий Серафим (Амельченков) Солидарность пастыря и народа в эпоху перемен. " Открытое письмо московскому духовенству " сщмч. Серафима (Остроумова), епископа Бельского 18 апреля/1 мая 1917 года Революционные события, всколыхнувшие Россию в 1917 году, поставили перед Православной Церковью ряд существенных внешних и внутренних проблем. Особое значение получили вопросы о роли пастыря в жизни общества и народа в новых социально-политических условиях. Как надлежало действовать Церкви в сложившихся обстоятельствах? Как духовенство должно было реагировать на происходящее, чтобы, с одной стороны, не отделять себя от народа, своей паствы, с другой, чтобы не допустить попрания религиозных устоев и духовных ценностей? Данная дилемма очень остро звучала в повестке Церкви сто лет назад. Между тем ее изучение не менее актуально и сегодня, когда наше общество призвано к переосмыслению и переоценке событий 1917 года и их последствий. Большой пасторологический и исторический интерес для исследования сформулированной проблематики представляют размышления и позиции православных иерархов, являвшихся непосредственными свидетелями того, что происходило в переломный момент с февраля по октябрь 1917 года. В настоящей статье предлагается анализ " Открытого письма Московскому духовенству " священномученика Серафима (Остроумова), епископа Бельского 18 апреля/1 мая 1917 года. Автор этого обращения – выдающийся архипастырь, участник Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов, прославленный в лике святых новомучеников и исповедников. Первая половина пастырского служения священномученика Серафима проходила в Холмском крае, на территории современной Польши. Здесь он являлся настоятелем Свято-Онуфриевского Яблочинского монастыря в 1907-1914 годах, затем в 1914-1916 годах – ректором Холмской духовной Вторая половина пастырской деятельности владыки Серафима связана с Москвой, Орлом и Смоленском. В 1915 году в связи с Первой мировой войной вместе с православным населением Холмщины и Любельщины он был вынужден эвакуироваться вглубь России. Священномученик Серафим находился в Москве, где организовал приюты для холмских беженцев, заботился об их духовной и материальной поддержке и, таким образом, выполнял важную роль духовно-психологического стабилизатора народа В апреле 1916 года его рукоположили во епископа Бельского (города Бялы Подляской), викария Холмской епархии. Владыка Серафим стал своего рода духовным предводителем рассеянного холмского народа. Его собственно и называли " епископом беженцев " С мая 1917 по декабрь 1927 годов он возглавлял Орловскую епархию, а с декабря 1927 по 1937 годы являлся архиепископом Смоленским. После своего последнего ареста владыка Серафим был расстрелян 8 декабря 1937 года в Катыни под Постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 июля 2001 года причислен к лику святых.

http://religare.ru/2_114719.html

Руководство Академии назначило М. Остроумова профессорским стипендиатом. Вскоре епископ Трифон (Туркестанов) постриг его в монашество с именем Серафим (заметим, что это произошло в 1904 г., а преподобный Серафим был прославлен в 1903). А через несколько дней инок Серафим был рукоположен во иеромонаха и назначен исполняющим обязанности доцента МДА на кафедру гомилетики. Но времена были такие, что поскольку Митрополит Владимир (в будущем священномученик) утвердил эту кандидатуру вопреки мнению большинства Совета Академии, студенты саботировали его лекции весь учебный год, как, впрочем, и лекции других преподавателей. Владыка Владимир направил отца Серафима по его прошению на жительство в Оптину пустынь, где тот смиренно нес послушание по кухне (потом стал канонархом), а к осени 1905 г. вернулся в Академию, где, однако, преподавание по-прежнему не велось из-за забастовки студентов. В июне 1906 г. иеромонах Серафим был назначен в распоряжение епископа Холмского и Люблинского Евлогия (Георгиев­ского) и определен в беднейший монастырь епархии — Яблочинский Свято-Онуфриевский. Этот древний монастырь (осно­ван в XV в.) был на грани закрытия, но владыка Евлогий решил сделать его центром православной миссии, которая была остро необходима из-за усиленной католической пропаганды среди бывших униатов Холмщины. Через месяц отец Серафим, одаренный и знающий проповедник, стал наместником монастыря, а в 1908 г. — настоятелем. За несколько лет отец Серафим (с 1908 г. — архимандрит и благочинный епархиальных монастырей) организовал при монастыре школу псаломщиков, школу с церковно-учительскими курсами, две церковно-приходские школы с ремесленными курсами, трехлетнюю сельскохозяйственную школу и приходскую библиотеку. Случалось, что жители Прикарпатской Руси переходили австрийскую границу, чтобы получить духовное образование в Яблочинском монастыре. Достойные рукополагались в иереи, и многие из них у себя на родине становились исповедниками. 12 июля 1908 г. на миссионерском съезде в Киеве архимандрит Серафим в докладе о миссионерской деятельности монастырей говорил об облагораживающем духовно-нравственном воздействии обителей, о необходимости торжественных богослужений и крестных ходов, о развитии системы монастырских школ, больниц и богаделен и о предусмотрении своего рода катехизаторских приютов: жаждущие присоединиться к Православию проходят катехизацию под кровом обители, которая и в дальнейшем не оставляет их без попечения.

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

Справка: Блаженнейшего Митрополита Варшавского и всей Польши сопровождали настоятель Яблочинского Свято-Онуфриевского монастыря архимандрит Георгий (Паньковский) и протодиакон Сергий Бовтручук. В Москве делегацию Польской Православной Церкви сопровождал епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосии. 4 октября 2005 года состоялась встреча Предстоятелей Русской и Польской Православных Церквей. Были обсуждены актуальные вопросы церковной жизни. Святейший Патриарх Алексий поблагодарил Польскую Православную Церковь за поддержку канонической Украинской Православной Церкви в ее противостоянии расколу. Блаженнейший Митрополит Савва выразил солидарность с позицией Русской Православной Церкви в отношении униатской экспансии на Украине и подчеркнул, что огорчен переносом резиденции главы Украинской греко-католической Церкви в Киев. В тот же день в Храме Христа Спасителя Предстоятели Русской и Польской Православных Церквей открыли выставку «Православие в Польше: история и современность». Затем в Паломническом центре Московского Патриархата была проведена научная конференция «Польское Православие. Польская Православная Церковь: история и современность». На ней выступил Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва. Вечером 4 октября 2005 года Блаженнейший Митрополит Савва отбыл в Омск. В рамках посещения Омской епархии он в сослужении митрополита Омского и Тарского Феодосия совершил Божественную литургию в Свято-Никольском соборе города Омска и посетил Ачаирский Крестовоздвиженский женский монастырь, где совершил Божественную литургию и водосвятный молебен на источнике близ обители. 7 октября 2005 года, в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре накануне дня памяти преподобного Сергия Радонежского Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва возглавил всенощное бдение в Успенском соборе. 8 октября 2005 года, в день памяти преподобного Сергия Радонежского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий и Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва в сослужении иерархов Русской Православной Церкви в Успенском соборе совершили Божественную литургию. Во внимание к значительному вкладу в укрепление традиционных связей между Русской и Польской Православными Церквами Святейший Патриарх Алексий наградил Блаженнейшего Митрополита Савву орденом преподобного Сергия Радонежского (I степени).

http://sedmitza.ru/lib/text/429892/

Божественные литургии архиерейским чином также были совершены во всех храмах обители.  В  Троицком соборе богослужение возглавил Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир, в Сергиевском трапезном храме - митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, в  Свято-Духовской церкви - митрополит Омский и Тарский Феодосий, в Покровском академическом храме - митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий, в семинарском храме во имя преподобного Иоанна Лествичника - митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий, в храме Черниговского скита Лавры - митрополит Оренбургский и Бузулукский Валентин. По окончании богослужения в храмах Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Святейший Патриарх Алексий и Блаженнейший Митрополит Савва и все прибывшие на праздник иерархи вышли на Соборную площадь Лавры и совершили молебен преподобному Сергию Радонежскому. С балкона Патриарших покоев Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Блаженнейший Митрополит Варшавский и всея Польши Савва приветствовали и благословили богомольцев. За вклад в укрепление традиционных связей между Русской и Польской Православными Церквами Святейший Патриарх Алексий наградил Блаженнейшего Митрополита Савву орденом преподобного Сергия Радонежского (I степени). Сопровождающие Предстоятеля Польской Православной Церкви архимандрит Георгий (Паньковский), наместник старейшего в Польше православного Яблочинского Свято-Онуфриевского монастыря, и протодиакон Сергий Бовтручук награждены орденом преподобного Сергия Радонежского (III степени). В Патриарших покоях состоялась беседа Святейшего Патриарха Алексия с министром транспорта и связи Российской Федерации И.Е.Левитиным. Предстоятель Русской Православной Церкви наградил И.Е.Левитина орденом преподобного Сергия Paдoheжckoro(II степени). Среди участников торжеств в честь преподобного Сергия Радонежского также были министр юстицииРоссийской Федерации  Ю.Я.Чайка, руководитель аппарата Правительства России С.Е.Нарышкин, глава Сергиево-Посадского района Московской области А.А.Упырев.

http://pravoslavie.ru/14808.html

Стараясь расширить свою проповедническую деятельность среди населения, монастырь из собственных средств закупил более 100 десятин земли (в том числе, лес и луг) в месте, называемом Дратовскими Лесами. Собственно там, на расстоянии 85 километров от Яблочно в Любартовском уезде, появилась церковь и школа, в которой в 1912 году училось уже сорок учащихся. 7 мая того же года Св. Синод объявил о создании на этом месте филиала Яблочинского монастыря, посвященного св. пророку Илие. Поживали в нем тогда 4 монаха и 17 послушников. УЧИТЕЛЬ И ФИЛАНТРОП Во время руководства о. Серафимом монастырем строились не только храмы. Функционировала здесь чайная для паломников и предназначенная для них гостиница. Тут находились также помещения, которые занимала школа и школьные мастерские, а также другие хозяйственные помещения. В 1911 году была даже открыта лавка с товарами первой необходимости. В монастыре работала аптека и медицинская амбулатория. В ней принимал больных и выписывал бесплатные лекарства монах Агапит, врач по образованию. Число принятых им пациентов выросла с 300 в 1908 году до 1760 в 1912 году. Монастырь бесплатно кормил обедами нищих. Только 1913 году раздали 4500 обедов. Часть этих предприятий была инициирована еще предшественником о. Серафима. Однако большинство предприятий осуществлялась под его непосредственным руководством. Кроме того, архимандрит выступил с инициативой создания монастырской фабрики по производству кирпича и строительных блоков, чтобы помогать местным жителям, дома которых сгорали в частых пожарах. Однако осуществить эту задумку уже не удалось. Двухлетняя церковно-приходская школа, которая работала при Яблочинском монастыре во время настоятельства о. Серафима, довольно успешно развивалась. В 1908 году в ней работало восемь учителей, среди них - три монаха с высшим образованием. Ученики, число которых достигало ста, жили в интернате при школе. С 1907 года в школе проводились также курсы для учителей Закона Божьего, которые вначале были открыты на два года, однако затем были продлены еще на два года. В 1908 году здесь учился 21 человек, а в 1913 – уже 33. Они тоже посещали пришкольный интернат. При той самой школе работала также еще однолетняя школа для приходящих детей, в которой получали знания шестьдесят учеников. Еще одна однолетняя школа с таким же количеством учеников работала в деревне на противоположном берегу Буга.

http://pravoslavie.ru/1860.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010