Серафим (Остроумов Михаил Митрофанович), архп. Смоленский и Дорогобужский Родился 6 ноября 1880 годавсемьепсаломщикаг. Москвы. Низшее образование получил в Московском Заиконоспасском духовном училище, а среднее в Московской духовной семинарии. В 1904 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия и оставлен при академии профессорским стипендиатом. 14 сент.1904 г. Трифоном, епископом Дмитровским пострижен в монашество. 13 сентября рукоположен во иеродиакона, а 19 сентября – во иеромонаха и 28 октября назначен исполняющим должность доцента Московской духовной академии по кафедре теории и истории проповедничества. С 1906 г. – наместник Яблочинского Свято-Онуфриевского монастыря, Холмской епархии. С 1907 г. – настоятель и заведующий Яблочинской второклассной школы с церковно-учительскими курсами. 2 февраля 1908 года возведен в сан архимандрита. Состоял благочинным монастырей Холмской епархии. С 28 января 1914 г. – ректор Холмской духовной семинарии. Был председателем Холмского Епархиального училищного совета. 3 апреля 1916 года хиротонисан во епископа Вельского, Холмской епархии. Хиротония состоялась в Москве. Чин хиротонии совершали: Макарий, митр. Московский, Михаил, архп. Гродненский, Владимир, еп. Белостокский, Иоасаф, еп. Новогеоргиевский, Димитрий, епископ Можайский, Арсений, еп. Серпуховский. С 21 апреля 1916 года – управляющий Холмской епархией. С 27 мая 1917 года временно управлял Орловской епархией. С 18 августа 1917 года – епископ Орловский и Севский. 29 мая 1924 года возведен в сан архиепископа. С I ноября 1927 года – архиепископ Смоленский и Дорогобужский. С ноября 1936 года епархией не управлял. Скончался в 1937 году. Будучи наместником Яблочинского св. Онуфриевского монастыря приложил все силы к благоукрашению его и в несколько лет обитель стала неузнаваемой. Ввел в ней общежитие, благоустроил для любителей безмолвия скит на Белом озере, много внимания уделял монастырским школам. Будучиректором вХолмской семинарии, он был добрым и благопопечительным отцом, мягким и ласковым, отзывчивым на нужды учащихся и соработников.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЖЕЛЕЗНЯКОВИЧ [польск. eleniakowicz] Серафим Арсеньевич (14(27).12.1913, мест. Тимковичи Слуцкого у. Минской губ.- 25.12. 2004, Белосток, Польша), протопр. (с 24 сент. 1986), историк Церкви. Род. в семье белорус. священника. Рано остался без отца. Окончил Виленскую ДС (1935) и отд-ние православной теологии Варшавского ун-та (1939). Рукоположен во иерея 26 мая 1942 г. Служил настоятелем в г. Хайнувка на Белосточчине (1942-1951). В 1951-1970 гг. ректор Православной ДС в Варшаве. Учился в МДА, где защитил канд. дис. «К истории Яблочинского Свято-Онуфриевского монастыря» на кафедре Церковной истории (1959). В 1964 г. Христианская теологическая академия в Варшаве присвоила ему степень доктора теологии. С 16 сент. 1970 г. настоятель кафедрального собора свт. Николая Чудотворца в г. Белостоке, с 15 сент. 1986 г.- белостокский благочинный. Удостоен мн. церковных наград. Один из самых известных и почитаемых пастырей Польской Автокефальной Православной Церкви, наставник молодежи. Ж.- автор 3-томного исследования по истории древнего Яблочинского Онуфриевского монастыря, который имел большое значение для сохранения Православия на польско-восточнослав. пограничье. Соч.: Блаженнейший Стефан, Митр. Варшавский и всей Польши: [Некр.]//ЖМП. 1969. 6. С. 30-35; Марие-Магдалининский собор в Варшаве//Там же. 1969. 8. С. 74-78; Миссионерская деятельность свв. Кирилла и Мефодия на землях Польши//1000-летие Крещения Руси: Междунар. церк.-ист. конф. М., 1988. С. 79-82; История Яблочинского Свято-Онуфриевского мон-ря: В 3 т. Варшава, 2006. Т. 1: Яблочинский мон-рь в самостоятельном Польско-Литов. гос-ве: 1497-1795. Лит.: Matre czyk A. Bdzie Go brakowao//Przegld Prawosawny. 2005. 2. Ю. А. Лабынцев, Л. Л. Щавинская Рубрики: Ключевые слова: ГИЖИЦКИЙ Ян Марек Антоний (1844 - 1925), польск. историк католицизма и унии на западнорус., польск. и лит. землях ГРАБАРКА св. гора на Подляшье (Подлясе), восточнее г. Семятыче, где находится одна из главных правосл. святынь Польши — Марфо-Мариинский жен. мон-рь

http://pravenc.ru/text/182217.html

Богослужебные песнопения исполнил хор собора под руководством протодиакона Сергия Бовтручука. За богослужением молились многочисленные верующие — прихожане собора и представители приходов Лодзинско-Познаньской епархии. По окончании Литургии Блаженнейший Митрополит Савва обратился со словом приветствия к главе Митрополичьего округа в Республике Казахстан и председателю Учебного комитета Русской Православной Церкви. Блаженнейший Владыка отметил, что митрополит Астанайский и Казахстанский Александр и архиепископ Верейский Евгений на протяжении многих лет трудятся над развитием плодотворных отношений между Русской и Польской Православными Церквями. Во внимание к церковным трудам владыка Александр и владыка Евгений были удостоены высоких наград Польской Православной Церкви — орденов равноапостольной Марии Магдалины II степени. Митрополит Александр поблагодарил Предстоятеля Польской Православной Церкви за оказанную честь — участие в праздничных богослужениях и епископской хиротонии, за высокую награду, а также за предоставленную возможность поклониться святыням польских епархий, посетить монастыри и храмы, пообщаться с иерархами и священнослужителями. Во внимание к трудам по развитию отношений между Митрополичьим округом Русской Православной Церкви в Республике Казахстан и Польской Православной Церковью Блаженнейшему Митрополиту Савве была вручена высшая награда Православной Церкви Казахстана — орден «Алгыс» (Благодарность). На молитвенную память глава Митрополичьего округа преподнес Его Блаженству Феодоровскую икону Пресвятой Богородицы. Затем Блаженнейший Митрополит Савва напутствовал епископа Лодзинского и Познаньского Афанасия на служение и вручил ему архиерейский жезл. По традиции новорукоположенный епископ преподал верующим первое архипастырское благословение. Епископ Лодзинский и Познаньский Афанасий (Мирослав Нос) Родился 27 ноября 1968 г. в деревне Старая Луплянка в Подлясском воеводстве Польши. Учился в Православной семинарии в Варшаве и в богословском институте святителя Тихона Задонского в Саут-Канаане (США, шт. Пенсильвания). В 1996 г. стал послушником Свято-Онуфриевского Яблочинского ставропигиального монастыря. В том же году он был рукоположен в священники и пострижен в малую схиму с именем Афанасий в честь преподобномученика Афанасия Брестского. 15 января 2007 г. стал наместником Яблочинского монастыря.  

http://patriarchia.ru/db/text/5014241.ht...

Божественные литургии архиерейским чином также были совершены во всех храмах обители.  В  Троицком соборе богослужение возглавил Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир, в Сергиевском трапезном храме - митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, в  Свято-Духовской церкви - митрополит Омский и Тарский Феодосий, в Покровском академическом храме - митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий, в семинарском храме во имя преподобного Иоанна Лествичника - митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий, в храме Черниговского скита Лавры - митрополит Оренбургский и Бузулукский Валентин. По окончании богослужения в храмах Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Святейший Патриарх Алексий и Блаженнейший Митрополит Савва и все прибывшие на праздник иерархи вышли на Соборную площадь Лавры и совершили молебен преподобному Сергию Радонежскому. С балкона Патриарших покоев Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Блаженнейший Митрополит Варшавский и всея Польши Савва приветствовали и благословили богомольцев. За вклад в укрепление традиционных связей между Русской и Польской Православными Церквами Святейший Патриарх Алексий наградил Блаженнейшего Митрополита Савву орденом преподобного Сергия Радонежского (I степени). Сопровождающие Предстоятеля Польской Православной Церкви архимандрит Георгий (Паньковский), наместник старейшего в Польше православного Яблочинского Свято-Онуфриевского монастыря, и протодиакон Сергий Бовтручук награждены орденом преподобного Сергия Радонежского (III степени). В Патриарших покоях состоялась беседа Святейшего Патриарха Алексия с министром транспорта и связи Российской Федерации И.Е.Левитиным. Предстоятель Русской Православной Церкви наградил И.Е.Левитина орденом преподобного Сергия Paдoheжckoro(II степени). Среди участников торжеств в честь преподобного Сергия Радонежского также были министр юстицииРоссийской Федерации  Ю.Я.Чайка, руководитель аппарата Правительства России С.Е.Нарышкин, глава Сергиево-Посадского района Московской области А.А.Упырев.

http://pravoslavie.ru/14808.html

Реакцией на притеснения послужило возникновение православных братств: Львовского (с 1585 г.) и Виленского (с 1588 г.). Главными задачами братств являлись: открытие и содержание духовных училищ, подготовка юношей в качестве защитников Православной веры и Церкви, учреждение типографий и издание необходимых церковных книг. В результате в лице братств возникла новая церковно-общественная сила, способная благотворно влиять на все стороны церковной жизни. За уход в унию кого-либо из членов братства следовало отлучение от Церкви. На протяжении XVI – XVII вв. численность православных храмов в пределах Западной Украины, Белоруссии, Польши и Литвы заметно сокращается, намечается четкая тенденция перехода их в собственность униатов. В Вильно, например, из более чем 14 церквей, существующих на конец XVI в., к 1630-м гг. осталась лишь 1 – Свято-Духовская. Аналогичная ситуация была в Минске, Новогрудске, Перемышле и других городах. В Белоруссии единственным православным центром был г. Могилев. После того, как в 1686 г. Киевская митрополия вошла в состав Московского Патриархата, Киев становиться православным центром на Украине. В XVI – XVIII вв. главными очагами Православия оставались монастыри, в основном на территории Западной Украины – Яблочинский Свято-Онуфриевский, Троицкий и Преображенский в Дрогочине, а также монастыри в районе Слуцка, Пинска. Здесь, в этих «православных оазисах» западнорусское население черпало спасительную силу святого Православия. В повседневной жизни для православных частыми были случаи, когда священники приглашались из соседних государств (Буковины, Венгрии, Болгарии, Греции). В1732 г. польско-литовские власти наложили официальный закон на публичное оглашение Православной веры, из жизни церквей изгонялся колокольный звон, хоронить мертвых разрешалось только ночью. В 1764 г. сейм вынес постановление, по которому карались смертью те, кто переходил из католичества в Православие. Ситуация начала меняться в последней трети XVIII в., когда Речь Посполитая стала ареной разделов между европейскими державами – Пруссией, Австрией и Россией. В результате трех разделов Польши Пруссия захватила 20 % территории, Австрийская империя – 18 %, а к России отошло ок. 62 % территории с 45 % населения. 14.3. Православие в Польше после присоединения её к России

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иосиф (Петровых Иван Семенович), митрополит Одесский и Херсонский Родился 15 декабря 1872 года в г. Устюжне, Новгородской губернии. Окончил Устюжское духовное училище и Новгородскую семинарию. В 1895 году поступил в Московскую духовную академию, где вскоре проявил себя усидчивым и способным к серьезному труду и ученым занятиям. Он успешно и с одобрением выполнил задание Академии Наук, записав по выработанной программе северный народный выговор. В 1899 году окончил Московскую духовную академию первым магистрантом и оставлен профессорским стипендиатом при академии. 9 сент.1900 г. утвержден исполн. должность доцента академии по кафедре Библейской истории. 26 авг.1901 г. епископом Арсением (Стадницким) , ректором академии, был пострижен в монашество. 30 сент. рукоположен во иеродиакона, а 14 октября – во иеромонаха. В феврале 1903 года удостоен степени магистра богословия и утвержден в звании доцента. 9 дек.1903 года назначен экстраординарным профессором и инспектором Московской академии. 18 января 1904 года возведен в сан архимандрита. В июне 1906 года назначен настоятелем Яблочинского Свято- Онуфриевского первоклассного монастыря, Холмской епархии. С 1907 г. – настоятель первоклассного Юрьева монастыря Новгородской епархии. 15 марта 1909 года хиротонисан во епископа Угличского, викария Ярославской епархии. Хиротония состоялась в Свято-Троицком соборе Александро- Невской Лавры. Чин хиротонии совершали: митрополит СПБ Антоний, митрополит Московский Владимир, митрополит Киевский Флавиан и другие. На этой кафедре пребывал много лет и был возведен в сан архиепископа. В 1905–1910 гг. архимандрит Иосиф издал свой дневник под заглавием: «В объятиях Отчих. Дневник инока”. Дневник состоял из двенадцати томов, из которых первые семь томов вышли в свет в 1905 году, т.е. не более чем через четыре года после пострижения. Отсюда видно, как внимательно автор дневника углублялся в себя и записывал каждое свое душевное движение. В дневнике много говорится и о взлетах его духа, и об искушениях – приливах гордости и самомнения, и о других духовных переживаниях. Из этих записей ясно, что архимандрит Иосиф был человек аскетически настроенный, опытный, как инок, но горячий, резко реагирующий на внешние раздражения; энергичный, но неприспособленный к административной работе, которой много выпадает на долю настоятеля монастыря и еще больше на долю епископа. Архимандриту Иосифу больше подходила тихая монастырская жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Если сравнить список заграничных монастырей, принадлежавших Киевской митрополии-епархии, доставшихся на долю минского архиепископа, после выделения одиннадцати монастырей в Переяславскую епархию (см. стр. 682–683), со списком монастырей при архиепископе Иове, то окажется, что последний список много короче, в нем нет монастырей Жаботинского, Лебединского и Медведовских. Они вошли в состав Киевской епархии. В Минской епархии не осталось и тех монастырей, которые некогда одновременно числились в Киевской и в Могилевской епархиях. Вот список заграничных монастырей по ведомости 1768 года, принадлежавших к Киевской епархии, а затем перешедших в ведение минского епископа Виктора (Садковского), их более тринадцати: дятловский – Преображенский, виленский – Свято-Духов и приписные к нему, кронский – Свято-Троицкий, кейданский – Преображенский (мест. Кейданы, Ковенск. г., основ. 1652 г. княз. Янушем Радзивилом), сурдегский – Святодуховский (мест. Сурдеги, вилькомир. у., в 53 верст, к с.-в. от Вилькомира при р. Сурдеге), друйский – Благовещенский (зашт. г. Друя, дисненск. у. в 53 в. от Дисны при впадении р. Друйки в Дисну), минский – Петропавловский (осн. 1612 г.), грозовский – Иоанно-Богословский (мест. Грозово, слуцк. у.), евейский – Успенский (мест. Евье-Иевье, трокского у. вилен. г., в 20 вер. от Трока к с.-з.), женский минский Петропавловский, слуцкий – Троицкий и приписные к нему – слуцкий Преображенский, Заблудовский – Успенский, Старчицкий Успенский (с. Старчицы, слуцк. у. в 25 вер. от Слуцка к ю.-з.), грозовский – Николаевский, морочский – Успенский (с. Морочь – мозырск. у., в 124 в. к с.-з. от Мозыря при впадении р. Морочи в Случ) и женский слуцкий – Ильинский, брестский Симеоновский, яблочинский Онуфриевский (близ с. Яблочина, любл. губ. радзинск. у. в 200 верст, от Паршивы при р. Буге), бельский – Николаевский (г. Бельск, гродн. г.), пинский – Богоявленский дрогиченский – Троицкий (зашт. г. Дрогичин, гродн. губ., бельск. у. в 54 в. к ю.-з. от Бельска при р. Буге) и приписной к нему дрогиченский – Преображенский, медведовский – Николаевский (в 3 вер.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

составители М.С. Сахаров и Л.Е. Сикорская Основные даты жизни священномученика Иосифа (Петровых), митрополита Петроградского (До 1918 – по старому стилю, после 1918 – по новому) 15 декабря 1872 – родился в городе Устюжне Новгородской губернии. 1889 – окончил Устюженское духовное училище. 1889–1895 – обучался в Новгородской духовной семинарии. 1895–1899 – обучался в Московской духовной академии. 4 сентября 1900 – избран исправляющим обязанности доцента по кафедре Библейской истории Московской духовной академии. 26 августа 1901 – монашеский постриг в Гефсиманском скиту. 30 сентября 1901 – посвящен в иеродиаконский сан. 14 октября 1901 – посвящен в иеромонашеский сан. 6 июня 1903 – защитил магистерскую диссертацию по теме «История Иудейского народа по Археологии Иосифа Флавия». Декабрь 1903 – утвержден экстраординарным профессором по кафедре Библейской истории и инспектором Московской духовной академии. 18 января 1904 – возведен в сан архимандрита. 30 июня 1906 – назначен настоятелем Яблочинского Свято-Онуфриевского монастыря Холмской епархии. Сентябрь 1907 – назначен настоятелем Юрьева монастыря Новгородской епархии. 15 марта 1909 – рукоположен в епископа Угличского, викария Ярославской епархии. Назначен настоятелем Свято-Иаковлевского Димитриева монастыря в Ростове. 25 августа – 16 сентября 1914 – исполнял обязанности временно управляющего Костромской епархией. Декабрь 1917 – январь 1918 – временно управлял Рижской епархией. 22 января 1920 – архиепископ Ростовский. 8 июля 1920 – арестован и заключен в тюрьму «за ведение агитации и сопротивление вскрытию святых мощей ростовских чудотворцев». 26 июля 1920 – осужден на год условно. Май 1922 – арестован по обвинению в «сопротивлении изъятию церковных ценностей». 19 ноября 1922 – приговорен к четырем годам лишения свободы. Январь 1923 – освобожден досрочно по решению Президиума ВЦИКа. 21 мая 1924 – включен в состав членов Святейшего Синода при Патриархе Тихоне. С конца 1924 – временно управлял Новгородской епархией. 26 августа 1926 – назначен митрополитом Петроградским.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Пострижение в монашество было совершено 26 августа 1901 г. в Гефсиманском скиту, что неподалеку от Троице- Сергиевой Лавры, с наречением именем Иосиф. Чин пострижения совершил преосвященный еп. Волокололамский Арсений (Стадницкий) , ректор Московской Духовной академии. Божественную литургию служил инспектор академии архимандрит Евдоким (Мещерский) совместно с новгородским епархиальным миссионером иеромонахом Варсонофием (Лебедевым) и монастырскою братиею. Хор пел лаврский, нарочно прибывший в скит на пострижение Иоанна. После совершения пострига епископом Арсением было сказано Иосифу слово, которое имело важное значение для всей его последующей деятельности: «Теперь, когда хулится имя Божие, молчание постыдно будет и сочтено за малодушие или бесчувственную холодность к предметам веры. Да не будет в тебе этой преступной теплохладности, от которой предостерег Господь. Работай Господеви духом горяще». Слова эти были восприняты как завет и хранились в душе Владыки всю жизнь, имея огромное значение для его деятельности. 30 сентября того же года монах Иосиф был рукоположен во иеродиакона, а 14 октября – во иеромонаха. 2 В феврале 1903 г. его удостоили степени магистра богословия и утвердили в звании доцента, а через некоторое время, 9 декабря 1903 г., назначили экстраординарным профессором и инспектором Московской ДА. За церковные заслуги 18 января 1904 г. отца Иосифа возвели в сан архимандрита. В этом же сане он отбыл в июне 1906 г. для несения послушания настоятеля первоклассного Яблочинского Свято-Онуфриевского монастыря в Холмской епархии. Через год, согласно определению Святейшего Синода архимандрит Иосиф перемещен настоятелем первоклассного Юрьева монастыря в Новгороде. Новое постановление Синода от 27 февраля 1909 г. вознесло его на высокую ступень епископского служения. Хиротония во епископа Угличского викария Ярославской епархии происходила 15 марта 1909 г. в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге. Совершали ее видные иерархи Русской Православной Церкви: митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский) , митрополит Московский Владимир (Богоявленский) , митрополит Киевский Флавиан, архиепископ Финляндский и Выборгский Сергий (Страгородский) в сослужении многочисленного духовенства. В то время Владыка стремился как-то осмыслить свои движения и настроения, понять себя. Именно тогда он понял, что выбрал правильный жизненный путь. Преосвященный Иосиф очень любил служить литургию и служил ее каждый день. В трудные моменты жизни Владыка стремился пребывать в любви к Богу и Божией Матери, в молитвах просил у них помощи, и Господь посылал ему утешение.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Другие, побуждаемые скорее духовными соображениями, полагали, что не дело Церкви заботиться о людских правах. Но отсутствие прямой поддержки в широких массах еще не означало, что деятельность диссидентов не пользовалась у них одобрением. Действительно, на протяжении почти 30 лет основную активность проявляла сравнительно небольшая группа, состоявшая, главным образом, из интеллигенции. Однако по мере того, как ряды активистов ослабевали в результате арестов или эмиграции, движение продолжало пополняться новыми членами из числа прежде молчавших. Деятельность церковных диссидентов в СССР делится на три основных этапа. Первый – начальный – приходится на 1958–1969 гг., когда постепенно набиравшее силу движение существовало еще в рамках Московской Патриархии. На втором этапе – в 1970–1979 гг. – оно вышло из них и пережило бурный подъем. 1980–1991 гг. характеризуются сначала сильным спадом под ударами КГБ, а затем новым ростом с 1986–1987 гг. Все указанные формы религиозного сопротивления помогали Русской Церкви выстоять даже в периоды самых жестоких гонений, оказывали непосредственное воздействие на государственную политику, являлись важной причиной изменения ее курса, тех или иных уступок советского руководства. 584 Иосиф (Петровых Иван Семенович, 1872–1937) – митрополит. Род. в г. Устюжна Новгородской губ., окончил Устюженское ДУ и Новгородскую ДС; после окончания Московской ДА (1899) оставлен профессорским стипендиатом при Академии. Пострижен в монашество (26.08.1901), рукоположен во иеродиакона (30.09.1901), во иеромонаха (14.10.1901); магистр богословия и доцент (с 02.1903), экстраординарный профессор и инспектор Московской ДА (с 09.12.1903). Возведен в сан архим. (18.01.1904), назначен настоятелем Яблочинского Свято-Онуфриевского монастыря Холмской епархии (06.1906). Хиротонисан во еп. Угличского вик. Ярославской епархии (15.03.1909), позднее возведен в сан архиепископа. Архиепископ Ростовский вик. Ярославской епархии (1920–1921); временно управлял Новгородской и Старорусской епархиями (1920–1925).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010