«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) архиепископ Сергий (Королёв) Архив Архиепископ Пражский Сергий (Королев) (1881-1952) — выдающийся пастырь и духовный писатель XX века. Закончив Московскую Духовную Академию, не думал стать священником, планировал быть просто преподавателем. Но под влиянием владыки Евлогия (Георгиевского) решил постричься в монахи. Постепенно он становиться архимандритом и настоятелем Яблочинского монастыря. Владыке Сергию выпало служить в первой половине XX века — понятно в каких условиях… Его монастырь эвакуируют из-за приближения фронта (I Мировая война). В 20 году он возвращается восстановить монастырь — в уже независимую Польшу. Там он становится епископом — но власти высылают его из-за несогласия с польской политикой по отношению к православным. Он переезжает в Прагу — один из центров русской эмиграции. Там он будет окормлять свою паству 24 года: сначала под юрисдикцией Москвы, потом — митр. Евлогия, во время немецкой оккупации — РПЦЗ (единственная Православная юрисдикция, признаваемая нацистами), во время советской — снова под московской… В 50 году его делают архиепископом Казанским — по-видимому, затем чтобы отослать слишком «несовместного» владыку подальше от Европы. И в Праге, и потом в Казани, владыку запомнили как своего рода идеального архипастыря. Он трепетно относился к богослужению, в Праге не имея помощников сам совершал все требы, в Казани — служил каждый день (что способствовало приросту прихожан, как следует из рапортов чекистов). Жил очень бедно, принимал многочисленных посетителей. Владыка Сергий понимал свое служение не как административное, а именно как пастырское — поэтому так много времени уделял общению с верующими — сакраментальному и личному (у него есть отельная работа «О подвиге общения»). «Настоящий, от природы» монах по отзывам знавших его, владыка Сергий как бы перелагает духовный опыт Православия с монашеского уровня на мирянский. Глубокий духовный и обширный пастырский опыт владыки нашел здесь выражение в простых, но мудрых словах. Главное послание владыки: «Царство Божье начинается здесь, на земле» — в сердце и в отношениях людей к друг к друг, в преображении себя и окружающей реальности. Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/book_author/ser...

В 1914 году началась Первая мировая война, Яблочинский монастырь, как находящийся вблизи линии фронта, был эвакуирован в глубь России, и иеромонах Леонтий в 1916 году был определен в Московский Богоявленский монастырь. Живя в Москве, он встретил однажды на улице блаженного, и тот сказал ему: «Придет время, тебя поведут по улице и прикладами будут погонять». В 1922 году Патриарх Тихон назначил отца Леонтия настоятелем Спасо-Евфимиевского монастыря в городе Суздале и в 1924 году возвел его в сан архимандрита. В 1929 году власти предприняли очередную попытку закрыть храмы в России. Были приняты новые законы, еще более ограничивающие права Русской Православной Церкви, и среди прочего был запрещен колокольный звон; начались массовые аресты священнослужителей и мирян. 3 февраля 1930 года архимандрит Леонтий был арестован и заключен в тюрьму в городе Владимире. «Звон тогда был запрещен, — рассказывал впоследствии отец Леонтий. — А мне… так захотелось Господа прославить звоном. Залез на колокольню и давай звонить. Долго звонил. Спускаюсь с колокольни, а меня уже встречают с наручниками». 2 марта 1930 года тройка ОГПУ приговорила архимандрита Леонтия к трем годам заключения в концлагерь. По возвращении из заключения он был направлен служить в храм в село Бородино Гаврилово-Посадского района Ивановской области. 5 ноября 1935 года архимандрит Леонтий снова был арестован и заключен в тюрьму в городе Иванове. «Входил в состав группы активных церковников... Поддерживал связи с юродствующим элементом... и выдавал последних за “прозорливцев” и “святых”; втягивал в религиозную деятельность детей школьного и дошкольного возраста путем раздачи последним разного рода подарков; распространял провокационные слухи о кончине мира, пришествии антихриста и падении советской власти», — такие обвинения предъявляли власти отцу Леонтию. 15 февраля 1936 года Особое Совещание при НКВД СССР приговорило его к трем годам заключения в исправительно-трудовой лагерь, и он был отправлен в Караганду. В легкие для него периоды времени в заключении отец Леонтий работал фельдшером, в тяжелые — на общих работах. Заключенным в лагере часто не давали спать по целым ночам. Только лягут — им уже надзиратели кричат: «Подъем! На улицу строиться!» А на улице холодно и дождь. И начинают командовать: «Лечь! Встать! Лечь! Встать!» Заключенные падают, где стоят — в лужи и в грязь. Затем им скомандуют отбой, придут они в барак, только начнут согреваться, а им уже опять кричат: «Подъем! Строиться!» И так до утра. А утром — идти на тяжелую работу. Фото " РИА Новости "

http://foma.ru/pasxa-v-vyigrebnoj-yame.h...

Есть известие, что было отпечатано до 10 000 служебников, столько же требников и молитвеников, от продажи которых выручено 628 000 злотов, большая часть которых и пошла на устроение Варшавского о дворца Супрасльского монастыря. Но всякому делу и предприятию бывает конец. Так случилось и с Супр. типографией. При разделе Польши, и по присоединении Белостокской области к Пруссии, в г. Белостоке открылась Королевская типография. Заведующий ею возбудил дело о незаконном типографировании Супрасльской типографией календаря, и вынудил монастырь к продаже типографии за 1296 рублей. Потом покупщик объявил себя банкротом. В войну 1807 года Пруссия лишилась Белостокской области. Монастырский должник убег, и у монастыря не стало ни типографии, ни денег, кроме тех, которые отданы были графу Браницкому в долг. III. О старых Синодиках Супрасльского монастыря Старый Синодик Супрасльского монастыря кажется передан в Виленскую публичную библиотеку. Но в бытность мою в Супрасльском монастыре настоятель его архимандрит Николай заявил мне, что этот Синодик долго пропадал и находился. С него сделан был список архимандритом Николавичем. И вот я записал в 1904 году: «Слава Богу, что старый Синодик обретен, и монастырь хранит его тщательно». В тоже время мною многое из сего Синодика выписано и напечатано. Видно из него, что он писался с 1500 года до 1643, когда отношение к нему изменилось, ибо униаты вполне возобладали монастырем. Синодик озаглавливается так: «Субботник или поминник Супрасльскаго монастыря», и начинается так: «Во имя Отца... Се аз худый и недостойный и многогрешный раб Иисуса Христа Пафнотий».... (первый игумен). Синодик пергаментный, в четверть листа, с киноварными графами и начальными буквами. Мною было тогда отмечено, что таковой лист находится в Варшавском собрании церковных древностей, куда он пожертвован в листах Яблочинского Поминника. Дивное наследство, приложенное к скорописной копии! IV. Православие в Угорской Руси Славянский светоч православия XI века в Польше св. Моисей Угрин, еще более полною звездою православия является в Угрии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Она стала восприниматься как Украинская национальная Церковь. Территория генерал-губернаторства была разделена на три епархии: Варшавскую, во главе которой остался митрополит Дионисий, Холмскую и Подляшскую во главе с Иоанном (Огиенко) и Краковскую и Лемковскую во главе с епископом Палладием. Б? ольшая часть православных, объединенных в 170 приходов, находилась в юрисдикции Холмского епископа. Немецкие власти в апреле 1940 г. вернули православным кафедральный собор Холма, который отнят был у них в 1920 г. и передан Костелу. В здании епархиальной резиденции устроена была типография, в которой издавалась духовная литература на украинском языке. В епархии находилось два православных монастыря: Яблочинский монастырь преподобного Онуфрия и Турковицкий женский монастырь. Краковская и Лемковская епархия насчитывала несколько десятков тысяч православных христиан, в основном лемков, вернувшихся из унии в 1910—1920 гг., в составе епархии было 35 приходов, кафедральный храм размещался в Кракове, православная община которого насчитывала около 400 человек, в основном это были эмигранты. Наконец, центральная Варшавская епархия была совсем малочисленной и имела 10 приходов. Три правящих архиерея во главе с митрополитом Дионисием образовали Синод, при котором в должности вице-председателя состоял известный украинский националист Степан Скрыпник, племянник и в свое время адъютант Семена Петлюры, посол польского сейма, один из лидеров его украинской фракции. Ко времени немецкой оккупации Польши он был директором кожевенной фабрики в Люблине. Скрыпник пользовался особым доверием администрации генерал-губернаторства и был проводником германских политических интересов в Синоде.    Большая часть православного населения разгромленной Польши, около 4 млн. человек, в сентябре 1939 г. оказалась на территории Советской Украины и Белоруссии. Это были епархии Гродненская, Полесская, Волынская, а также Виленская, правда, саму Вильну советское правительство передало тогда еще независимой Литве, и законный митрополит Литовский и Виленский, до 1939 г.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Много внимания в монастыре уделялось образованию самих монахов. Зимой организовывались для них специальные занятия, во время которых углублялись знания таинств, служб, истории и аскетизма. Во время вечернего молитвенного правила читались фрагменты Библии и трудов Отцов Церкви. В свободное время монахи пользовались монастырской читальней. Особый вклад в развитие духовной жизни насельников монастыря внесли несколько монахов, которые в 1913 году прибыли сюда со Святой Горы Афон. Они стали примерами строгой аскетической жизни и пламенной любви к молитве. Большую радость, в особенности для прибывавших в монастырь паломников, несли великие монастырские праздники, которые собирали тысячи верующих. Особенно торжественно праздновался день покровителя монастыря – преп. Онуфрия Великого, на который ежегодно приезжал епископ, а также десятки священников с Холмщины, Подляшья и более удаленных местностей. МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Миссионерская деятельность монастыря выходила далеко за его пределы. По просьбе духовенства монахи часто посещали другие приходы, где участвовали в службах, крестных ходах и проповедовали Слово Божье. 31 августа 1909 года о. Серафим был даже освобожден от обязанностей настоятеля монастыря и назначен миссионером-проповедником всей Холмской епархии. Но 8 декабря решение это было отменено, и архимандрит возвратился на свою прежнюю должность. Широко развернутая миссионерская работа монастыря была выстроена в соответствии с потребностями населения тогдашней Австро-Венгерской империи. Из Галиции и пограничья Австро-Венгрии и России происходило несколько Яблочинских послушников, которые стали первыми православными миссионерами на своей Родине. Среди них был «апостол Закарпатья» – архимандрит Алексий (Кабалюк), который 25 марта 1910 года в Яблочинском монастыре принял монашеский постриг с рук самого о. Серафима. Таким образом, Яблочинская обитель стала первой школой православного духовенства Закарпатья. Архимандрит Серафим записывал историю вверенного ему монастыря. Он добился возвращения церковными властями в Варшаве двух ценных документов, которые были ранее вывезены с целью исследования. К сожалению, неизвестно, закончил ли он свою научную работу по истории монастыря. За годы войн рукопись была утрачена.

http://pravoslavie.ru/1860.html

Передача монастыря в руки нового настоятеля произошла 7 декабря 1907 года. Кроме только что купленных хозяйственных машин, построенных при архимандрите Иосифе зданий и начатого ремонта, новый настоятель унаследовал и значительные долги. Благодаря своим организаторским и хозяйственным способностям о. Серафим не убоялся этих трудностей и с надеждой на Бога приступил к усердной работе. СТРОИТЕЛЬ 16 декабря 1907 года, на следующий день после выборов о. Серафима новым настоятелем имело место очень важное в истории монастыря событие. Были закончены главные работы, связанные с капитальным ремонтом и частичной перестройкой церкви преп. Онуфрия. В значительной степени работы были финансированы о. Николаем Копьевым из Москвы, который со временем стал крупнейшим жертвователем монастыря. В торжествах принял участие епископ Дмитриевский Трифон, а также епископ Киотский Андроник, специально для этого приехавший из Японии. Отделочные работы в соборе продолжались вплоть до 6 октября 1910 года. Руководителем комиссии, контролирующей ремонтные работы, был, конечно, сам о. Серафим. Объем проведенных работ был внушителен. Была перестроена практически вся внутренность церкви, терракотовыми плитками выложен пол, реставрирован иконостас, установлена стасидия для настоятеля, купол покрыт новой жестью. Еще в 1907 году вместо ликвидированного по плану ремонта соборной церкви бокового алтаря Успения Богородицы начались работы, связанные со строительством часовни. На горке напротив Святых Врат монастыря в месте, где ранее размещалась кузница, был залит фундамент. Само строительство часовни, начатое уже в бытность настоятелем архимандрита Серафима, продолжалось около 3 месяцев. Большинство средств на строительство опять пришло с московской общины о. Николая Копьева. Торжествами освящения церковки руководил епископ Холмский и Люблинский Евлогий (Георгиевский). Днем позже множество верующих пришли в монастырь на торжественное празднование Успения Богородицы. 1909 год ознаменовался в истории монастыря очень важным событием. 4 октября этого года в монастырском скиту над озером Белым состоялось освящение церкви преподобных Сергия и Германа Валаамских. С того же дня в крошечном домике при церкви, а также в кельях под церковью поселились братия с иеромонахом Феодоритом во главе.

http://pravoslavie.ru/1860.html

В 1912 году настоятель монастыря архимандрит Серафим (Остроумов) постриг послушника Льва в мантию с именем Леон­тий, в честь Леонтия, святителя Ростовского, и в том же году он был рукоположен во иеродиакона. В 1913 году иеродиакон Леон­тий был рукоположен во иеромонаха и назначен казначеем мона­стыря, в каковой должности состоял до 1915 года. В монастыре отец Леонтий узнал и полюбил на всю жизнь монастырский устав и истовое богослужение. Для него с юности был высок и соверше­нен идеал монаха, и в течение всей жизни трудами и терпением он старался достичь его. Впоследствии жизнь его самого стала образ­цом для иноков. В 1914 году началась Первая мировая война, Яблочинский мо­настырь, как находящийся вблизи линии фронта, был эвакуиро­ван в глубь России, и иеромонах Леонтий в 1916 году был опреде­лен в Московский Богоявленский монастырь. В том же году он был награжден наперсным крестом. Живя в Москве, он встретил однажды на улице блаженного, и тот сказал ему: «Придет время, тебя поведут по улице и прикладами будут погонять». В 1917 году отец Леонтий поступил в Московскую Духовную академию, но окончить ее не успел ввиду закрытия академии в 1920 году. В том же году он был возведен в сан игумена. В 1922 году Патриарх Тихон назначил отца Леонтия настояте­лем Спасо-Евфимиевского монастыря в городе Суздале. В это вре­мя жизнь монастыря, частью от внутренних, а частью от внешних причин, пришла в расстройство. Богослужение должным образом и по уставу не совершалось, все хозяйственные дела были запуще­ны, часть братии сочувствовала обновленцам. Новый наместник попытался направить жизнь монастыря в должное русло, но столкнулся с упорно враждебным отношением к этим попыткам со стороны братии, которая стала поносить его, оскорбительно об­зывать и злословить о нем. Некоторые из братии дошли до того, что пытались избить наместника и принудить его таким образом покинуть монастырь. Разрешилось все иным образом – в 1923 го­ду безбожные власти закрыли обитель, приспособив ее помеще­ния под тюрьму. Отец Леонтий был переведен в храм Смоленской иконы Божией Матери, а затем в храм святителя Иоанна Златоус­та в Суздале. В приходском храме отец Леонтий восстановил еже­дневное уставное богослужение и ежедневную проповедь, чем привлек сердца многих верующих, которые стали приезжать сюда из самых отдаленных мест Владимирской епархии. В 1924 году Патриарх Тихон возвел отца Леонтия в сан архимандрита.

http://fond.ru/kalendar/99/leontiy/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАИСИЙ (Ипполитович-Черхавский; † не позднее окт. 1636), правосл. еп. Холмский (1621-1633). Происходил, по-видимому, из сел. Черхава, к югу от г. Самбора (ныне Украина). Поставлен на Холмскую кафедру Иерусалимским патриархом Феофаном IV в нач. февр. 1621 г. в мест. Животов (ныне с. Новоживотов Оратовского р-на Винницкой обл., Украина), в имении князей Четвертинских. П. являлся членом Луцкого братства; его кандидатура для поставления во епископа была, вероятно, выдвинута волынской православной шляхтой. В тяжелых условиях после непризнания правосл. архиереев гос. властью П. пришлось вести борьбу с униат. Холмским еп. Афанасием Пакостой за влияние на местное общество. В 1621-1624 гг. резиденцией П. был Яблочинский во имя преподобного Онуфрия Великого мужской монастырь на Буге, где епископ находился под патронатом протестант. магната Р. Лехцинского. В 1624 г. резиденцией П. стал Милецкий во имя святителя Николая Чудотворца монастырь близ Ковеля на Волыни. В 1626 г. П. призвали мещане одного из главных центров его епархии - Белза. Епископ ставил там священников, созвал «синод». Против этих действий выступил униат. Киевский митр. Иосиф Вельямин Рутский , взявший Холмскую униат. епархию в управление после смерти Пакосты. О достигнутых П. успехах говорит упоминание в актах Киевского Собора 1628 г. игум. Феодосия из скита в Угорниках как прота мон-рей в воеводствах Русском, Подольском и Белзском. П. присутствовал на встрече епископов в Гродке в 1628 г., на Киевском Соборе в авг. 1628 г., когда были осуждены сочинения архиеп. Мелетия (Смотрицкого) . В 1629 г. упоминается наместник архиерея в Люблинском братстве Теофил Леонтович. 28 апр. 1633 г. П. участвовал в хиротонии свт. Петра (Могилы). Последние годы жизни П., лишенный кафедры, провел в Милецком мон-ре, где и скончался. Ист.: Голубев С. Т. Киевский митр. Петр Могила и его сподвижники. К., 1883. Т. 1. С. 312, 315, 324; АВАК. 1896. Т. 23. 75. С. 61-63; 1900. Т. 27. 350. С. 354; Бевзо О. Льbibckuй лimonuc i Острозький лimonuceць. К., 1971. С. 111; Пом " яник луцького Хрестовоздвиженьского братства. Луцк, 2000. С. 7; Мицик Ю. 3 мamepiaлib до «Украïнського православного дunлoмamapiя», XII-XIII ст.//Haykobi записки [НАУКМА]. К., 2001. Т. 19: Ист. науки. С. 8, 9; ПСРЛ. СПб., 2003. Т. 40. С. 157. Лит.: Железнякович С. История яблочинского Свято-Онуфриевского мон-ря. Варшава, 2006. Т. 1. С. 55-58; Гopih С. Mohacmupi Зaxiдhoï Boлuhi (2-а пол. XV - 1-а пол. XVII ст. Льbib, 2007. С. 202-203, 213-214, 220; Jil A. Paisjusz Hipolitowicz Czerhawski - Chelmski biskup prawosawny 1621-1636//Koció unicki w Rzeczypospolitey. Biaystock, 2010; он же. Паисий Черхавский - правосл. Холмский епископ (1621-1636)//Православие Украины и Московской Руси в XVI-XVII вв.: Общее и различное. М., 2012. С. 184-207. Б. Н. Флоря Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2578669.html

Завершив семинарское учение в 1902 году, Аркадий поступил в Московскую Духовную Академию в Троице-Сергиевой Лавре, где вместе с другими воспитанниками каждый день приходил за благословением к мощам преподобного Сергия Радонежского. В Академии состоялась знаменательная для него встреча с епископом Сергием (Старогородским), приблизившая его к выбору монашеского пути. Будущий Патриарх Московский, а тогда ректор Духовной Академии в Санкт-Петербурге, служивший прежде в Японской Миссии, производил сильное впечатление на всех студентов. Для них он был образцом ученого монаха и деятельного труженика нивы Христовой. Через четыре года, выдержав испытания на ученую степень, Аркадий отправился погостить к своему старшему товарищу о. Серафиму (Остроумову) – наместнику Яблочинского монастыря Св. Онуфрия в Холмской епархии. Монастырь на границе православной Руси и латинской Польши, в крае, едва вернувшемся из многовековой унии к вере предков, по всем обстоятельствам должен был нести миссионерское служение. С этой целью епископ Холмский Евлогий (Георгиевский) собирал туда и в другие монастыри своей области высокообразованных монахов и монахинь. При обителях открывались школы, приюты и образцовые хозяйства. Знакомство Аркадия с епископом, который живо напомнил ему преосвященного Сергия, решило его дальнейшую судьбу, и он без особых колебаний остался в Яблочинском монастыре. Яблочинский Онуфриевский монастырь Первым послушанием Аркадия стало преподавание Закона Божия в монастырской школе. 20 июня 1907 года он принял монашеский постриг и был наречен именем Преподобного Сергия. В 1908 году он был рукоположен во иеромонахи, назначен наместником монастыря и заведующим школой псаломщиков. В 1914 году состоялось его назначение настоятелем Яблочинской обители и благочинным монастырей Холмщины с возведением в сан архимандрита. На западной окраине произошло духовное становление инока и архимандрита Сергия. «Жизнь в монастыре с его многообразной деятельностью для дела святого Православия под мудрым и благостным водительством владыки Евлогия была счастливейшим временем моей жизни» – писал он позднее. Среди миссионерских трудов и хозяйственных забот о. Сергий находил время для общения с Богом и борьбы со своими немощами. Непрестанная внутренняя работа, невидимая другим, выражалась на его радостном и приветливом лице.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Korolev...

Новопосвященный о. Сергий был направлен на пастырское служение на приход в Наброже на Томашовщине, где в 1938 г. был разрушен храм. Как православный священник, постоянно подвергался бесчисленным опасностям. В мае 1943 г. на дом священника в Наброже было совершено нападение. Двадцативосьмилетнего пастыря подвергли жестоким пыткам, и он принял мученическую смерть. Преступники осквернили также домашний храм. Мученика похоронили на православном кладбище в его родной деревне – Шиховичах. Весной 2003 г. открыли могилу святого и обрели его мощи. Они помещены в кафедральном храме в Холме. Св. преподобномученик Игнатий Св. преподобномученик Игнатий родился в шестидесятых годах XIX в. Местом его духовных подвигов стал Яблочинский Свято-Онуфриевский монастырь – твердыня святого Православия на левом берегу Буга. Монашеский постриг принял с именем Игнатий. Он пользовался большим авторитетом среди местного православного народа. Час великих испытаний пришел для него, как и для всей братии Яблочинской обители, в годы Второй мировой войны. Монастырь тогда находился в особенно тяжелых условиях. Самой драматической минутой в военной истории монастыря стала ночь с 9 на 10 августа 1942 г., когда военный отряд совершил нападение на обитель. Преступники подожгли монастырские дома и не позволяли монахам гасить пожар, угрожая расстрелом. Часть монахов, в том числе св. Игнатий, пряталась в монастырском саду. Преподобномученик Игнатий решил вернуться, поднялся на колокольню и начал звонить в набат «тревогу». Встав на защиту монастыря, он принял мученическую смерть. Преподрбномученика Игнатия похоронили на монастырском кладбище. Весной 2003 г. могила святого была открыта. Мощи св. преподобномученика Игнатия помещены в соборе. Тысячелетнее свидетельство Православия на Холмско-Подляшской земле Григорий Куприянович День 8 июня 2003 г. – один из важнейших в тысячелетней истории Православия на Холмско-Подляшской земле. Общецерковное прославление новомучеников Холмских и Подляшских ХХ века – это признание Церковью глубокой веры православного народа Холмщины и Подляшья.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010