Алексий поспешил в Сигет и добровольно предстал перед судом во главе своей паствы, готовый разделить ее участь. Невзирая на достойную адвокатскую защиту и протесты мировой общественности, судьи в 1914 г. вновь вынесли приговор о тюрьме и штрафах. В том же году разразилась I-я мировая война, в которой, помимо ряда других государств, столкнулись Австро-Венгерская и Российская империи. Обе они распались в конце войны. Отбывая заключение в разных тюрьмах Венгрии, о. Алексий в июле 1918 г. тяжело заболел. В сопровождении солдата его отправили на лечение в Ужгород. По пути о. Алексий совершил побег и пристал к отпущенным из плена российским солдатам. В ноябре того же года окончилась война. Основание [ править править код ] В нач. 1919 г. в Изу прибыл иеромонах Амфилохий (Кеминь), который во время войны также оказался в заключении. Начав пастырское служение у земляков, о. Амфилохий почувствовал острую нужду в помощниках. Он посетил Яблочинскую обитель и привез оттуда иеромонаха Матфея (Вакарова), священников Георгия Плиску и Михаила Мачку. Поправив здоровье в больнице Киево-Печерской Лавры, в мае вернулся в Закарпатье и о. Алексий. Названные подвижники решили создать в Изе монастырь. В сентябре Закарпатье вошло в состав Чехословакии, признавшей права православных. 1-е насельники обители проживали в церковном доме при сельском храме. В 1920-1921 гг. в монастыре совершилось 3 выдающихся события: избрание о. Алексия настоятелем, посвящение его в игумена и 1-й Собор православных жителей Закарпатья. Через некоторое время о. Алексий удостоился сана архимандрита. В 1925 г. о. Алексию поручили руководство Духовной Консисторией – органом ведения дел православных приходов и монастырей края. В силу нового назначения о. Алексия, настоятелем обители избрали о. Матфея, который затем принял сан игумена. В том же году монастырь перенесли в урочище Карпутлаш близ Изы, а о. Матфей был возведен в сан архимандрита. Продолжение истории [ править править код ] При монастыре неоднократно проводились пастырско-богословские курсы (в 1928 г.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Николаев...

Ты окончил нашу духовную семинарию и Ленинградскую Духовную Академию. Сегодня за тебя радуется твоя Мать Церковь, радуются сегодня, верим, твои родители, отец и мать, давшие тебе жизнь. Прежде всего им я выражаю сегодня нашу признательность и благодарность за твое воспитание, жертву, в понимании человеческом, которую они дали Церкви Христовой. Господь их вознаградит. Это один из немногих случаев, когда родители благословляют молодого человека на монашеский путь. Вот пример и поучение для всех православных, которые не до конца понимают свое Православие и смысл монашеского служения. Без монашества нет полноты Церкви, без монашества нет полноты спасения. Монашество постоянно творит спасительную молитву за весь мир. Поэтому полнота в нашей Церкви, и в смысле догматическом, и в смысле каноническом, проявляется в том, что в этой Церкви растут все новые и новые иноки, воины Христовы, которые молитвой должны бороться с сатаной, постом его побеждать, а своим подвигом, умом и духовным богатством просвещать, изменять мир. Зная тебя с младенческих лет, я верю, что ты будешь достойным воином Христовым. Особенно приветствую и благодарю Владыку Авеля и игумена Яблочинской обители за то, что Вы сегодня с нами. Мы вместе переживаем эту духовную радость нашей Церкви. Приветствую о. игумена и всю братию обители с этим радостным днем. Приветствую весь монашеский чин, который сегодня радуется вместе с нами. Желаю тебе, дорогой брат Григорий, чтобы на пути монашеского служения Господь, Пресвятая Дева Мария и св. апостол и евангелист Иоанн Богослов, покровитель храма, в котором ты сегодня повенчан с Церковью, были тебе помощниками. Господь да будет тебе помощником и благословит тебя на твое иноческое служение. Супрасльский монастырь, 6 апреля 1992 г. Слово при встрече мощей святого мученика младенца Гавриила в Белостоке «Сей день, его же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь». Так мы поем в сегодняшний солнечный прекрасный день в этом храме. Радуются сегодня небо и земля, участвуя в наших молитвах и поклонении мощам святого мученика младенца Гавриила.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-i-propo...

Фанатичная Варшава требовала от православного епископа большого такта. «Епископ Антоний с блестящим успехом выполнил свое назначение. Необыкновенным благоразумием и истинно-Христианскою любовью он скоро расположил к себе не только Русских православных, но и Полских вельмож римско-католиков». Вместе с тем преосвященный Антоний выказал выдающиеся организаторские и устроительные дарования Он устроил кафедралный собор и архиерейский дом; привел в прекрасное положение Яблочинский Монастырь. Владыка быстро возвышался в своем служебном положении. За 9 лет получил 3 звезды: Аннинскую, Владимирскую и Александра Невского, наконец, в 1840-м году, сан архиепископа. В 1843-м году, 17-го января, в день кончины митрополита Серафима, Государь призвал архиепископа Антония на Петербургскую митрополию 4025 . 14-го марта он был назначен главным попечителем Человеколюбивого Общества. Его вступительное слово, сказанное в Петро-Павловском соборе, произвело сильное и весьма благоприятное впечатление. «Недолго пришлось ему быть первосвятителем Российским, но паства крепко любила его, так что и по кончине сохраняла о нем благодарную память.  Она чувствовала к нему любовь, спешила туда, где он совершал Богослужение, и смотрела на него, как на пастыря-отца. Просителей он принимал всегда с особенною ласковостью, подробно вникал в их нужды и старался удовлетворить их, так что «каждый уходил от него с самым отрадным чувством». Чрез 5 лет по вступлении на митрополию митрополит Антоний, 16-го ноября 1848-года, в исход 1-го часа утра, скончался. Еще в 1845-м году его постиг первый удар и он управление делами епархией передал викариям. Потом он несколько оправился, совершал Богослужения, посещал заседания Святейшего Синода. За полтора гола до кончины он утратил способность движения. По случаю «внезапно постигшей» владыку болезни был учрежден, в июле 1848-го года, по предложению синодального обер-прокурора, особый порядок по управлению учебными делами епархией Новгородской и Петербургской. Разрешение дел по духовно-учебным заведениям передано было по Петербургской епархии ректору Академии, а по Новгородской – Старорусскому викарию. Управление Петербургскою епархией и Лаврой перешло к викарию, епископу Ревельскому Нафанаилу.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Органы церковного управления . Главой Церкви является митрополит, полный титул которого – «Блаженнейший митрополит Варшавский и всей Польши». В административном отношении Польская Православная Церковь состоит из митрополии, разделенной на епархии. В непосредственном ведении митрополита Варшавского находится епархия Варшавская и Бельская. Прочие епархии управляются епископами и Епархиальными Советами. В помощь митрополиту Собор правящих епископов избирает заместителя на 7-летний срок. Высшим органом управления Церковью является Синод, в который входят все епископы Польской Церкви, он созывается митрополитом 2 раза в год. Председателем Синода является митрополит. Кроме того, при митрополите существует Митрополичий Совет, Церковный Суд, Митрополичий и Миссионерский комитет, а также Фонд социального обеспечения. Епархии делятся на благочиния, которые в свою очередь подразделяются на приходы. Духовное просвещение и издания. Для подготовки кандидатов в священнослужители в Польше имеются: Варшавская Православная Духовная семинария (открыта в 1950 г.), секция православного богословия (действует с 1957 г.) в Варшавской Христианской Богословской Академии (в Академии существует несколько секций: Евангелическая, Старокатолическая, Православная). Осенью 1973 г. при Академии были открыты двухгодичные богословские курсы для приходских клириков. Выпускники, оканчивающие Христианскую Богословскую Академию, получают степень магистра богословия. Официальным печатным органом Польской Православной Церкви является журнал «Известия Польской Автокефальной Православной Церкви» (издается с 1970 г.). С 1954 г. на русском и польском языках издается ежемесячный журнал «Церковный вестник». Помимо этого, почти каждая епархия имеет свои епархиальные издания. Ежегодно печатается церковный календарь, где дается краткий обзор главнейших событий в жизни Поместных Православных Церквей и других религиозных организаций. Монастыри. В 1990-х гг. Польская Православная Церковь насчитывала 4 монастыря: два мужских (Яблочинский Свято-Онуфриевский и Супрасльский Благовещенский) и два женских (Марфо-Мариинский и монастырь во имя иконы Божией Матери «Ружаностоцкая»).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После Шумлянского уже не было православных епископов на Волыни до самого присоединения ее к России. Униатские епископы отбирали у православных киевские антиминсы и св. миро, запрещали православным воспоминать в церковных молитвах имя киевского митрополита, и всякими способами преследовали православных, отказывавшихся принять унию; 989 и наконец достигли своей цели, оторвав Волынь от православной церкви и подчинив ее своей власти. – Знаменитое некогда луцкое братство исчезло бесследно. Холмская епархия Холмская епархия долго, в течении целого века, сопротивлялась унии и уступила только неотразимому насилию. После 25-ти лет, в которые епархия эта не имела православного пастыря, патриарх Феофан к 1620 г. посвятил в холмские епископы Паисия Ипполитовича , мелецкого игумена; но так как Холм, уже офанатизированный, отнесся к нему враждебно, то Паисий не жил в Холме, удалившись в православный Яблочинский монастырь над Бугом. В 1633 г. он присутствовал в Львове при посвящении киевского митрополита Петра Могилы . Вероятно на пути в Львов, Петр (Могила) освятил вновь построенную православную церковь в г. Люблине. 990 Люблинская церковь и состоявшее при ней православное братство королевской грамотой изъяты были из-под власти холмского униатского епископа, и подчинены ведению киевского митрополита (между тем как холмская кафедра оставлена за униатами). Но это продолжалось недолго. Православные подверглись страшным преследованиям от униатов. Когда, по постановлению коронационного сейма, прибыли в Холм королевские комиссары и хотели приступить к распределению церквей между православными и униатами, униатский холмский епископ, Мефодий Терлецкий, не только совершенно отказал в уступке не униатам какой-либо церкви, но и подверг православных страшным насилиям. То же было и в других местах холмской епархии. Комиссары отводили православным церкви: но епископ отнимал их силой, а сопротивление их выдавал за бунт и привлекал виновных к суду. «В Красноставе довел дело до того, что иные приговорены были к обезглавлению, другие к сечению розгами у позорного столба, иные к отсечению рук, иные к конфискации имуществ.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Архиереи Белорусской Православной Церкви приняли участие в церковных торжествах в польском городе Тересполь 25 ноября 2018 г. 15:56 22 ноября 2018 года, в праздник иконы Божией Матери «Скоропослушница», в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова в городе Тересполь (Люблинское воеводство Польши) состоялись торжества в честь этого образа Пресвятой Богородицы, чтимый список которого находится в храме. Божественную литургию возглавил архиепископ Люблинский и Холмский Авель ( Польская Православная Церковь ). По приглашению владыки Авеля и по благословению Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Минского и Заславского Павла правящему архиерею Люблинской епархии сослужили епископ Слуцкий и Солигорский Антоний и викарий Минской епархии епископ Боровлянский Игнатий . Архипастырям сослужили священнослужители из Польши, Белоруссии и Украины. После чтения Евангелия епископ Антоний обратился с проповедью к прихожанам и многочисленным паломникам. По окончании богослужения состоялся крестный ход с иконой Божией Матери «Скоропослушница». Владыка Авель тепло поблагодарил собратьев-архипастырей за визит, подчеркнув, что посредством совместного богослужения проявляется единство Православия. Епископ Игнатий передал архиепископу Авелю, духовенству и боголюбивым мирянам приветствие Патриаршего экзарха всея Беларуси, поблагодарив правящего архиерея Люблинской епархии за приглашение и возможность молитвенного общения у чудотворного образа Царицы Небесной. По завершении торжеств епископ Антоний и епископ Игнатий посетили Онуфриевский Яблочинский ставропигиальный мужской монастырь, кафедральный собор Преображения Господня города Люблина, освященный в 1633 году святителем Петром Могилой, а также архиепископскую резиденцию и Люблинское епархиальное управление. По свидетельству архиепископа Люблинского и Холмского Авеля, местночтимый чудотворный список иконы Божией Матери «Скоропослушница» изначально принадлежал семье прихожан тереспольского храма. В 2012 году икона замироточила. Вскоре она была перенесена в храм, и с тех пор осенний праздник иконы Пресвятой Богородицы «Скоропослушница» является особо почитаемым и любимым в православной общине Тересполя. Мальчик, ставший первым очевидцем мироточения иконы, в дальнейшем стал иконописцем и поступил в число братии монастыря Ватопед на Святой Горе Афон. Со временем икона прославилась исцелениями, которые получали не только православные, но и католики. Официальный сайт БПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

д. Из 10 архиереев на германской территории в Варшаве остались лишь 2 – митрополит Дионисий и его викарный епископ Люблинский Тимофей (Шрёттер). Оба они считались сторонниками польского влияния в Церкви и не пользовались доверием германских властей. Епископ Тимофей, хотя он и являлся по национальности немцем, был отстранен от всех дел и вскоре уехал из Варшавы в единственный оказавшийся на территории Генерал-губернаторства Яблочинский православный монастырь. А митрополита Дионисия, в связи с его призывом в послании в первые дни войны защищать Польшу, арестовало гестапо. Эти сведения частично содержатся в докладной записке германского посольства в Варшаве в МИД по поводу запроса Константинопольского Патриарха (от 26 октября 1939) 170 . Вселенский Патриарх был не единственным, кого волновала судьба православных на прежней польской территории. Прежде всего, этот вопрос беспокоил священнослужителей и мирян РПЦЗ. Еще в середине октября профессор Кенингсбергского университета Н. Арсеньев обратился к Берлинскому архиепископу Серафиму с просьбой передать его письмо в Министерство церковных дел. Арсеньев просил помочь переехать в Варшаву тем православным, оказавшимся на территории, занятой советской армией, которым, по его мнению, грозила смерть: епископу Острожскому Симону, семье графа Хрептович-Бутенева, мужу и жене Волк-Карачевым. Кроме того, профессор предлагал образовать специальный комитет из священнослужителей и мирян под председательством архиеп. Серафима для оказания помощи православным беженцам и восстановления церковной жизни в занятой вермахтом части Польши. В этот комитет должны были войти митр. Дионисий, еп. Симон, протопресвитер Терентий Теодорович, протоиерей Д. Сайкович и др. Архиеп. Серафим в сопроводительном письме в РКМ от 27 октября 1939 г. полностью поддержал предложения профессора Арсеньева и в свою очередь попросил в случае согласия министерства ввести его в состав комитета, а также члена архиерейского совета Германской епархии Н. Фабрициуса, так как оба хорошо знали Польшу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Также и в Смоленске архиепископ вынужден был бороться с антирелигиозно настроенными властями. Ситуация с каждым годом усложнялась. В 1931 году во всех церквах была проведена кампания изъятья литургических облачений. В 1934 году началась неравная борьба за церковь святых апостолов Петра и Павла, в которой власти решили разместить архив. Закончилась она в начале 1936 года закрытием церкви. Годом ранее во всех церквах сняли и изъяли колокола.                             ПОСЛЕДНИЙ АРЕСТ 11 ноября 1936 года архиепископа Серафима арестовали. На это раз его, в числе девяти других пастырей, обвинили в антисоветской пропаганде. Владыку признали «одним из руководителей контрреволюционной группы священников, которые использовали религиозную трибуну в церквах для контрреволюционных проповедей». Утверждалось, что епископ «распространял в них ложь и предрекал быструю кончину советской власти. Среди населения он вел антисоветскую агитацию и давал попам указания, касающиеся движения по открытию 5-6 лет перед тем закрытых церквей». Следствие продолжалось 4 месяца и закончилось приговором к многолетней ссылки для всех девяти подсудимых в Казахстан. Архиепископ Серафим оказался в ссылке в далекой Караганде. После полугодового пребывания в Казахстане, в ноябре 1937 года в связи с новыми обстоятельствами возобновлено следствие по делу иерарха. На этот раз приговор тройки смоленского НКВД «за организацию антисоветской деятельности» был самым суровым из возможных – смертная казнь через расстрел. Приговор был приведен в исполнение 8 декабря 1937 года в Хатынском лесу около Смоленска. Архиепископ Серафим был реабилитирован 21 ноября 1958 года на основании решения президиума Смоленского областного суда. 21 июля 1989 года прокуратура Смоленского округа реабилитировала его во второй раз. КАНОНИЗАЦИЯ Решением Св. Синода Русской Православной Церкви от 17 июля 2001 года архиепископ Серафим причислен в Собор Святых Новых Мучеников и Исповедников Российских ХХ века. День мученической смерти архиепископа Серафима – 25 ноября/8 декабря стал днем, в котором Православная Церковь чтит его святую память. В сонме Новых Мучеников и Исповедников Российских ХХ века его память отмечается также в первое воскресенье после 25 января/7 февраля.

http://pravoslavie.ru/1860.html

Участие ученого монашества в развитии миссии РПЦ. Ученое монашество принимало участие в организации и проведении всероссийских и епархиальных миссионерских съездов, включая целевые епархиальные съезды настоятелей и настоятельниц монастырей. На IV всероссийском миссионерском съезде (1908 г.) в докладе настоятеля Яблочинского Свято–Онуфриевского монастыря (Холмская епархия) архимандрита Серафима (Остроумов, будущий архиепископ Смоленский и Дорогобужский, священномученик, †1937) «О миссионерском значении монастырей» были сформулированы рекомендации по организации миссии при монастырях на западе России с. 447 и сноска 1]. Здесь же родилось предложение о введении в обителях должностей проповедников из монашествующих с. 1645–1652]. Рассматривались проблемы совершенствования миссии, в условиях последствий «религиозной революции» 1905–07 гг., на Первом Всероссийском съезде монашествующих (1909 г.), Всероссийском съезде ученого монашества (1917 г.), Всероссийском съезде представителей от монастырей (1917 г.). Все эти съезды проходили при активном участии монашествующих Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, а последний съезд проходил на ее территории. V Всероссийский миссионерский съезд (1917 г.) определил список монастырей, привлекаемых к миссионерскому деланию. Как уже указывалось выше, проблемам миссионерского служения монастырей значительное внимание уделил Поместный Собор РПЦ (1917–18 гг.). Заступничество (печалование) характерно для всей деятельности монастырей, монашествующих и миссионеров. Прп Сергий Радонежский, «игумен всея Руси», был заступником за всю православную Русь, свт Филипп (Колычев, †1569), митрополит Московский, а ранее игумен Соловецкий, печаловался за гонимых царем Иваном Грозным и его опричниной, прп Иосиф Волоцкий (†1515), игумен Свято-Успенского Волоцкого монастыря, писал князьям о прекращении преследований людей, стремящихся в монастырь и к принятию монашества. Традиция заступничества прошла так или иначе в жизни всех миссионеров, преумножилась она и в деяниях Свято-Троицкой Сергиевой лавры, Соловецкого Спасо-Преображенского и Иосифо-Волоцкого монастырей в конце XIX – начале XX вв.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/russka...

Иерарх Русской Православной Церкви принял участие в торжествах на Холмщине 16 октября 2015 г. 09:04 10-11 октября 2015 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и по приглашению архиепископа Люблинского и Холмского Авеля митрополит Смоленский и Рославльский Исидор посетил Люблинско-Холмскую епархию Польской Православной Церкви , где принял участие в торжествах по случаю дня памяти священномученика Серафима (Остроумова). Митрополита Исидора сопровождали в поездке клирики Смоленской митрополии протоиерей Василий Мовчанюк, иерей Анатолий Тонкович и диакон Сергий Зуев. 11 октября иерарх Русской Православной Церкви вместе с архиепископом Люблинским и Холмским Авелем совершил Божественную литургию в храме святого апостола и евангелиста Марка в Бяла-Подляшске, при котором действуют приход для окормления православных военнослужащих Войска Польского и приход во имя священномученика Серафима (Остроумова). По окончании Божественной литургии в храме апостола Марка архиепископ Авель обратился к делегации Русской Православной Церкви с приветственным словом и передал в дар митрополиту Исидору список Ченстоховской иконы Пресвятой Богородицы. В ответном слове митрополит Исидор отметил выдающееся значение личности священномученика Серафима — святого, пользующегося почитанием как в Польше, так и в странах Московского Патриархата и связывающего народы, окормляемые Русской и Польской Православными Церквами. Митрополит Исидор передал в дар польской стороне икону Смоленской Божией Матери Одигитрии, а архиепископу Авелю — памятную панагию с изображением этого образа Царицы Небесной. Митрополит Исидор посетил также монастырь святых Марфы и Марии на Святой горе Грабарке. Священномученик Серафим (Остроумов) родился в 1880 году в Москве. В 1904 году окончил Московскую духовную академию , принял монашеский постриг, был рукоположен в иеродиакона и иеромонаха. 1905 году стал насельником Онуфриевского Яблочинского монастыря и принимал активное участие в восстановлении этой обители. Был благочинным монастырей Холмской епархии. В 1916 году рукоположен во епископа Бельского, викария Холмской епархии. С 1927 года — архиепископ Смоленский и Дорогобужский. Неоднократно арестовывался советской властью за сопротивление изъятию церковных ценностей и за антисоветскую пропаганду, последний раз — в 1936 году. Расстрелян 8 декабря 1937 года в Катынском лесу. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4246859.ht...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010