Руководство Академии назначило М. Остроумова профессорским стипендиатом. Вскоре епископ Трифон (Туркестанов) постриг его в монашество с именем Серафим (заметим, что это произошло в 1904 г., а преподобный Серафим был прославлен в 1903). А через несколько дней инок Серафим был рукоположен во иеромонаха и назначен исполняющим обязанности доцента МДА на кафедру гомилетики. Но времена были такие, что поскольку Митрополит Владимир (в будущем священномученик) утвердил эту кандидатуру вопреки мнению большинства Совета Академии, студенты саботировали его лекции весь учебный год, как, впрочем, и лекции других преподавателей. Владыка Владимир направил отца Серафима по его прошению на жительство в Оптину пустынь, где тот смиренно нес послушание по кухне (потом стал канонархом), а к осени 1905 г. вернулся в Академию, где, однако, преподавание по-прежнему не велось из-за забастовки студентов. В июне 1906 г. иеромонах Серафим был назначен в распоряжение епископа Холмского и Люблинского Евлогия (Георгиев­ского) и определен в беднейший монастырь епархии — Яблочинский Свято-Онуфриевский. Этот древний монастырь (осно­ван в XV в.) был на грани закрытия, но владыка Евлогий решил сделать его центром православной миссии, которая была остро необходима из-за усиленной католической пропаганды среди бывших униатов Холмщины. Через месяц отец Серафим, одаренный и знающий проповедник, стал наместником монастыря, а в 1908 г. — настоятелем. За несколько лет отец Серафим (с 1908 г. — архимандрит и благочинный епархиальных монастырей) организовал при монастыре школу псаломщиков, школу с церковно-учительскими курсами, две церковно-приходские школы с ремесленными курсами, трехлетнюю сельскохозяйственную школу и приходскую библиотеку. Случалось, что жители Прикарпатской Руси переходили австрийскую границу, чтобы получить духовное образование в Яблочинском монастыре. Достойные рукополагались в иереи, и многие из них у себя на родине становились исповедниками. 12 июля 1908 г. на миссионерском съезде в Киеве архимандрит Серафим в докладе о миссионерской деятельности монастырей говорил об облагораживающем духовно-нравственном воздействии обителей, о необходимости торжественных богослужений и крестных ходов, о развитии системы монастырских школ, больниц и богаделен и о предусмотрении своего рода катехизаторских приютов: жаждущие присоединиться к Православию проходят катехизацию под кровом обители, которая и в дальнейшем не оставляет их без попечения.

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

С 1954 г. трудами М. стал издаваться ж. «Церковный вестник» на рус. и польск. языках, ответственным редактором к-рого он состоял и в к-ром опубликовал ряд своих статей. М. способствовал развитию правосл. богословского образования в Польше. 1 сент. 1951 г. он преобразовал в семинарию варшавский Православный богословский лицей, который был создан трудами архиеп. Тимофея (Шреттера). Несмотря на нехватку средств и ограничения со стороны государственных органов, в 1954 г. состоялся 1-й выпуск семинарии (15 чел.). М. часто посещал семинарию, сумел улучшить бытовые условия жизни воспитанников и расширить программу преподавания, в 1960 г. был разработан новый устав. С дек. 1957 г. начались занятия на правосл. отд-нии варшавской Христианской богословской академии, где Мин-во высшего образования Польши разрешило организовать секцию православного богословия. В академии М. руководил преподаванием патрологии. С 1958 г. выпускники семинарии получили возможность продолжать обучение в Христианской богословской академии. Наиболее способные учащиеся направлялись в МДА и ЛДА. Попечением М. были благоустроены Яблочинский во имя преподобного Онуфрия Великого мужской монастырь и Марфо-Мариинский женский монастырь на Св. горе Грабарка . В 1953 г. удалось добиться возвращения в Яблочинскую обитель чудотворных икон прп. Онуфрия и Пресв. Богородицы. В 1955 г. закончился ремонт сожженного в 1942 г. главного келейного корпуса, в 1957 г.- Духовской часовни над Бугом. Был восстановлен и собор. На Грабарке в 1956 г. был построен и освящен М. храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Были также отреставрированы фасад собора св. Марии Магдалины и митрополичий дом. В 1947 г. на т. н. новые польские земли, в сев. и зап. районы Польши, в рамках военно-административной операции по перемещению населения непольск. происхождения «Висла» были переселены более 130 тыс. чел., среди них - значительное число греко-католиков и православных. В апр. 1952 г. польск. властями было принято постановление, регулировавшее статус укр.

http://pravenc.ru/text/2561394.html

Наиболее в сердце мне запало начало моего пастырского служения 1995 год –  я начинал служить на приходе недалеко от Супрасльского монастыря, и мы встречались иногда с Владыкой, разговаривали на пастырские темы . В сердце моем и — 2007 год, когда я участвовал в паломничестве в Святую Землю, когда мы с владыкой Мироном, служили Литургию на Гробе Господнем. В сердце —  праздник Благовещения, который мы праздновали в минувшую среду, и я сослужил Владыке Мирону. Служили четыре иерарха Церкви в сослужении сонма духовенства, пел греческий хор. Мы разговаривали, разделили трапезу, слушали  воспоминания владыки о тех временах, когда он был наместником монастыря Супрасльского. Владыка пришел в Супрасльский монастырь, когда собственно монастыря еще не было, он пришел с миссией возродить монастырь. Со временем монастырская жизнь возродилась и  из его монастыря вышло три епископа нашей Церкви: владыка Мирон, архиепископ Иаков (Костиучук) — ныне он архиерей Белостокско – Гданьской кафедры- и Григорий (Харкевич) — ныне епископ Бельский. Памятен мне 1998 год, когда за неделю до того, как владыка был хиротонисан во  епископа в кафедральном соборе в Варшаве, он участвовал в службе жен-мироносиц в нашем соборе. Это была его последняя воскресная литургия перед епископской хиротонией. После было епископское служение – он был викарным митрополита Саввы, был военным епископом, получил знание генерала. Звание генерала ему также в 1998 году, в день военного праздника,  вручил президент страны – тогда Александр Квасьневский. В этом же году Владыка из рук президента принимал звание бригадного генерала. Владыка Мирон в период всего служения вел научную работу. Начинал он в Яблочинском монастыре, будучи очень молодым человеком. Почти сразу по принятии пострига владыка был назначен исполняющим обязанности наместника Яблочинского монастыря, и ректором Высшей православной духовной семинарии. В 2003 году Владыка защитил диссертацию на соискание степени Доктор богословских наук. В 2008 года митрополит Савва Варшавский возвел владыку Мирона в сан архиепископа.

http://pravmir.ru/vladyka-exal-chtoby-sk...

В этих условиях имущество православной Церкви, которым распоряжался по традиции господарь, представляло для монархии источник доходов: можно было получать дары от соискателей, удовлетворять кредиторов, вознаграждать за заслуги людей, в которых монархия уже не нуждалась. По мере того как финансовые трудности возрастали, правитель становился все более неразборчив в выборе кандидатов на церковные должности. Сами по себе правители из дома Ягеллонов не были заинтересованы в том, чтобы дела православной Церкви пришли в расстройство, напротив, они даже пытались поддержать Церковь и ее авторитет в православном обществе. В 1-й пол. XVI в. появились новые тенденции в отношениях светского общества и Церкви. С одной стороны, светские патроны стремятся гораздо более энергично, чем ранее, присвоить себе доходы от находящихся под их патронатом церковных имений, усугубляя этим расстройство и упадок церковной жизни. С другой стороны, в обществе нарастает беспокойство за состояние церковных дел, появляются критические высказывания в адрес церковных иерархов. В условиях ослабления великокняжеской власти сословные организации горожан и дворян все настойчивее пытаются установить коллективный патронат над кафедрами и обителями. В списке митр. Макария полностью отсутствуют сведения о монастырях на территории Подляшья. Прежде всего должен быть назван Яблочинский Свято-Онуфриев монастырь на берегу Западного Буга. Сохранилась запись 1527 г. о вкладе в монастырь брестскими мещанами устава церковного, в записи упоминается монах монастыря, сидящий 11 лет в затворе (Григорьев А. Д. К истории Яблочинского Свято-Онуфриева монастыря Холмской губернии. Варшава, 1915). К 1-й трети XVI в. можно определенно отнести и существование монастыря св. Симеона в Бресте. В грамоте Сигизмунда II 1546 г. упоминается «лист» его отца, Сигизмунда I, подскарбию Богушу Боговитиновичу (следовательно, ранее 1530 г.) об освобождении от «капщизны» людей монастыря, находящегося под патронатом Александра Солтановича (Акты, издаваемые Виленской археографической комиссией.

http://sedmitza.ru/lib/text/436080/

Александров Георгий Федорович (1908–1961), советский партийный и государственный деятель. В 1940–1947 гг. возглавлял Управление пропаганды и агитации ЦК ВКП(б). Алексий (Громадский Александр Якубович) (1882–1943), митрополит. С 1918 г. в эмиграции в Польше в связи с изменением государственных границ. Ректор Кременецкой духовной семинарии (1919–1922). Епископ Луцкий, викарий Волынской епархии (1922). Епископ Гродненский и Новогрудский, член Синода автокефальной Православной Церкви в Польше (1923). Архиепископ Гродненский (1928–1934). Архиепископ Волынский и Кременецкий (1934–1940). Архиепископ Тернопольский и Галичский (1940–1941). В 1940 г. возвратился в юрисдикцию Московского патриархата. Архиепископ Ровенский и Кременецкий (1941). Архиепископ Волынский (1941). После установления режима немецко-фашистской оккупации не признал юрисдикции митрополита Варшавского Дионисия (Валединского) на Украине и предпринял меры по установлению канонически правомерного церковного управления. В августе 1941 г. созвал в Почаевской Лавре епископское совещание, на котором было принято решение о восстановлении автономного статуса Украинской Православной Церкви в юрисдикции Московского патриархата. В ноябре 1941 г. избран Экзархом Украины. Позднее возведен в сан митрополита Волынского и Житомирского. Убит по дороге из Кременца в Луцк украинскими националистами. Алексий (Кабалюк Александр Иванович ) (1877–1947), схиархимандрит, священноисповедник. Родился в карпато-русской деревне Ясенье в семье лесоруба. Уехал на Афон, где принял православие в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре. Поступил в Яблочинский монастырь на Холмщине. Иеромонах (1910). Второй раз посетил Афон в 1910 году в сане иеромонаха. После возвращения в Подкарпатскую Русь служил священником в с. Иза (бывшей тогда на территории Австро-Венгрии) в Подкарпатской Руси. Видный миссионер. От преследования австро-венгерских властей еще до революции был вынужден бежать в Америку, где продолжал свой миссионерский подвиг в карпато-русской колонии вместе со священномучеником Александром Хотовицким. Около 1913 г. добровольно вернулся в Австро-Венгрию. В 1914 г. был осужден в г. Мараморош-Сиготе на 4 года и шесть месяцев и штраф 1000 крон. Вернувшись из заключения, основал Св. Никольский монастырь в с. Иза и был там настоятелем до 1925 года. В 1921 году принял участие в организации церковного собора, на котором была образована Карпаторусская Восточная Православная Церковь в юрисдикции Сербской Православной Церкви. В 1920-е гг. возглавлял православные приходы в Карпатской Руси. Полномочный делегат Карпаторусской Православной Церкви на соборе Сербской Православной Церкви в г. Сремские Карловцы (1930). Инициатор и вдохновитель православного съезда в г. Мукачево (1944), на котором было принято решение о присоединении Карпаторусской Церкви к Московскому Патриархату. В 2001 г. Украинской Православной Церковью причислен к лику святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance " Немного прожито, но много пережито " 8 мин., 01.06.2012 1 июня Русская Православная Церковь празднует память священномученика Онуфрия (Гагалюка), архиепископа Курского. Священномученик Онуфрий родился в 1889 году в селе Посад-Ополе Люблинской губернии в семье лесничего Максима Гагалюка и в крещении наречен был Антонием. В семье было шестеро детей. Отец скончался, когда мальчику было пять лет, и по просьбе оказавшейся в бедственном положении матери он был принят в приют; здесь он окончил церковноприходскую школу и был отправлен на средства приюта в город Холм в духовное училище, а затем поступил в Холмскую духовную семинарию. Учась в семинарии, Антоний мечтал стать врачом или учителем, но перед самым окончанием семинарии с ним случилось событие, указавшее ему иной путь служения Богу. За месяц до выпускных экзаменов Антоний заболел воспалением легких и был помещен в семинарскую больницу. Состояние здоровья его было тяжелым, так что боялись за его жизнь, и в семинарской церкви ежедневно служились молебны о его выздоровлении. Находясь в забытьи, он увидел, как перед ним появился старец, обросший большой, до ступней ног, бородой и седыми длинными волосами, закрывавшими его обнаженное тело. Он ласково на него посмотрел и сказал: «Обещай послужить Церкви Христовой и Господу Богу и будешь здоров». Антоний ответил: «Обещаю!» Старец удалился, а Антоний заснул глубоким спокойным сном и с этого времени начал поправляться. Когда потом он стал осматривать иконы святых, в изображении преподобного Онуфрия Великого он узнал черты явившегося ему старца. По окончании второго курса Санкт-Петербургской духовной академии Антоний был послан в Яблочинский Онуфриевский монастырь читать лекции по богословию. Перед самым отъездом в академию Антоний тяжело заболел. Положение его вызванными в монастырь врачами было признано безнадежным. Об исцелении его стали служиться молебны. Он лежал в келье в забытьи, слышал пение святых молитв, и вдруг перед его глазами предстал тот же старец, который посетил его в семинарской больнице в Холме три года назад и взял с него слово, что он посвятит свою жизнь служению Богу. Это был преподобный Онуфрий Великий, небесный покровитель Яблочинского монастыря. Сурово посмотрел на него святой Онуфрий и с укоризной сказал: «Ты не выполнил своего обещания, сделай это теперь, Господь благословит».

http://foma.ru/nemnogo-prozhito-no-mnogo...

Общение с женскими монастырями поддерживало во мне необходимый уровень духовной жизни, отрезвляло, не позволяло расплываться в одной внешней административной деятельности. Летние мои поездки — посещение Соловков и других монастырей — тоже давали мне многое. Там я воспринимал монашеский идеал в конкретных образах, перед моими глазами проходили живые и яркие его типы. Случалось мне время от времени выезжать и в мужской Яблочинский монастырь. Ничем замечательным он не отличался, кроме славного прошлого: он хранил нерушимую верность православию в течение пятисот лет, несмотря на все исторические бури и натиски католичества. При мне состав монахов был малокультурный. Один монах, например, никогда не мылся; одержимый страстью сребролюбия, он не расставался со своим сокровищем — зашитыми в тряпочку деньгами, которые он прятал на груди. Физическая его неопрятность давала себя чувствовать обонянию окружающих, и богомольцы избегали у него исповедоваться. Никакие уговоры братии на него не действовали, и настоятель велел его вымыть силой. Послушники схватили его и потащили в баню. Старик отбивался, кричал и плакал. Тем временем скребли, мыли и проветривали его келью. Там нашли кучу сгнивших селедочных головок, всевозможные отбросы, объедки и неописуемую грязь. Больше всего волновала старика судьба его сокровища. " Где мой кошелек? " — рыдал он в бане. Его успокаивали, говорили, что он цел, у настоятеля, что его отдадут… Вымытый и одетый в чистое белье, монах продолжал горько плакать. Деньги ему вернули и уговорили съездить с казначеем в Холм и сдать их в сберегательную кассу. Однако там его сбережений не приняли: от грязи и сырости в тряпочке завелась плесень, а бумажки издавали нестерпимое зловоние. Потом пришлось бумажки оттирать, отмывать и сушить на солнышке. В Яблочинском монастыре я служил, мог пользоваться уединением, и тут тоже меня обвевал монашеский фимиам… Я гостил у настоятеля архимандрита Германа. Такова была моя духовная жизнь периода ректорской службы. Должен сказать, что чувство любви к народу за эти годы у меня развилось, но духовной жизни мне приходилось уделять мало времени. Монашество требует либо уединения, либо корпорации. Ни того ни другого не было. Не было и столь необходимых для молодых монахов периодических съездов в каком-нибудь монастыре для говенья, для внутреннего самоуглубления и взаимного религиозно-просветительного общения. Митрополит Дионисий, глава Православной Церкви в Польше, в настоящее время хочет реализовать эту мысль и сделать один из монастырей таким прибежищем для молодых образованных монахов, дабы они проводили там 1–3 года после пострига; впоследствии такой монастырь должен стать тем " Отчим домом " , куда периодически могли бы приезжать монахи, чтобы набираться новых духовных сил для дальнейшего служения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Тогда присоединилось 47 приходов Холмского, Люблинского и Красноставского уездов, 46 протоиереев и иереев. Такое же торжество было 13 мая в Грубешове, где присоединилось 49 приходов и 40 священников. Мая 15 совершилось присоединение 50 приходов в г. Замостье (всего же присоединено 245 приходов с 200 свящ.). Июня 8 Маркелл был посвящен в епископа. Ноября 16 преосв. Иоанникий назначен был в Одессу. Оставляя Варшаву, он пожертвовал в попечительство 5000 руб. († 1 марта 1877 г.). Кроме 245 бывших униатских церквей, он оставил (в 1875 году) 69 церквей и 1 монастырь (Яблочинский). Школ церковных было 15. Преемником преосвященного Иоанникия был архиепископ Леонтий. Он уроженец воронежский. Окончил Петербургскую академию, 12 лет служил в Петербургской семинарии, был профессором Киевской академии. Хиротонисан в 1860 г. Был Подольским епископом, откуда переведен архиепископом Херсонским (1874 г.). В Варшаву переведен 16 ноября 1875 г., а в 1883 г. удостоен звания члена Св. Синода. Назначение преосв. Леонтия в Варшаву последовало в пору некоторого нестроения местной церковной жизни. Но благодаря его ревности, проницательности и настойчивости, он возвысил духовенство и укреплял пасомых. Он восстановил древние братства: холмское и замостское. Благодаря ему учрежден знак холмского братства, а также музей церковных древностей. Он учредил варшавское Свято-Троицкое братство и эмеритальную кассу. Он же основал Леснинский монастырь, и учредил Холмско-Варшавский Вестник. В ноябре 1891 года он был назначен митрополитом Московским († 1893 г.). Шестым архиепископом Варшавским был Флавиан, назначенный из викария Холмско-Варшавского, которым сделался в июне 1885 г., почему был вполне ознакомлен с делами епархии. Он учился в Московском университете, и с 1861 года проходил разные монастырскые служения. В 1874 г. был назначен членом Пекинской духовной миссии. В 1884 году поступил в число братии Александро-Невской лавры. Им учрежден Вировский монастырь. При нем увеличились школы, и многим обязаны ему духовно-учебные заведения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

28 июня 1901 года в Московской синодальной Конторе был наречен, а 1 июля того же года в Успенском соборе Кремля хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии; хиротонию совершали: митрополит Московский Владимир (Богоявленский), епископ Рязанский и Зарайский Полиевкт (Пясковский), епископ Можайский Парфений (Левицкий), епископ Волоколамский Арсений (Стадницкий) и члены Московской синодальной конторы епископы Нестор (Метаниев), Григорий (Полетаев) и Нафанаил (Соборов). В 1901 году, во время отпуска митрополита Владимира (Богоявленского), управлял Московской епархией. Как викарный епископ, имел местопребыванием московский Богоявленский монастырь, являясь его настоятелем; состоял епископом Дмитровским и настоятелем этой обители в течение почти пятнадцати лет — до Первой мировой войны. Во время своего настоятельства устроил в Богоявленском соборе монастыря придел во имя святителя Феодосия Черниговского (освящён 17 мая 1904 года), отремонтировал храмы, привел в порядок церковную утварь, провёл электричество. Неоднократно, по назначению Синода, совершал дальние поездки в другие епархии — в Выксунский Иверский монастырь (в июле 1903 г.), в Яблочинский Онуфриевский монастырь Холмской епархии, на западной окраине Российской империи (в 1907 г.), где настоятелем в то время был его постриженник (1904 г.) иеромонах Серафим (Остроумов). В июле 1911 году владыка побывал на севере, в монастырях Соловецком и Трифоно-Печенгском. Принял участие в открытии второго и четвертого Всероссийских монархических съездов в Москве в 1906 и 1907 годах. Летом 1912 года побывал на Святой Горе Афонской. В апреле 1914 года участвовал в суде Московской Синодальной конторы над афонскими иноками-«имяславцами» под председательством митрополита Московского Макария (Невского). В 1914 году был управляющим Московской митрополией. 22 августа 1914 года отправился на фронт; около года провёл в армии, исполняя обязанности полкового священника 168-го пехотного Миргородского полка и благочинного 42-й пехотной дивизии. За отличие во время военных действий был высочайше пожалован панагией на Георгиевской ленте из кабинета Его Императорского Величества.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

После разгрома немцами Польши Холмщина вошла в состав генерал-губернаторства. По Бугу прошла государственная граница, в монастыре разместились немецкие пограничники. В 1940 была восстановлена Холмская и Подляшская епархия, во главе которой встал известный церковно-политический деятель и украинский националист проф. Иван Огиенко, в 1951 возглавивший с именем Илариона Украинскую Православную Церковь в Канаде. Обитель неоднократно подвергалась реквизициям и нападениям. Так, в ночь с 9 на 10 августа 1942 в ней были сожжены несколько зданий, библиотека и архив и убит один из монахов. С окончанием войны положение нормализовалось не сразу. В 1945 на обитель напали польские партизаны, а вскоре коммунистические власти закрыли Холмско-Подляшскую епархию. В 1947, в рамках операции «Висла», власти насильственно переселили на присоединенные к Польше западные земли множество православных украинцев, оставив в Люблинском воеводстве всего 8 приходов. Пытались закрыть и единственный в Польше мужской православный монастырь, отняв в 1950 все земли с хозяйственными строениями и имуществом. Ситуация стала меняться только после возвращения в 1953 в обитель чудотворных икон прп. Онуфрия и Пресвятой Богородицы. В 1955 закончился ремонт сожженного немцами главного келейного корпуса, позже – часовни над Бугом и собора. Когда после 1956 вернуться в родные края удалось части украинцев, в монастыре прибавилось паломников. В 1970-е им управлял архим. Савва (Грыцуняк), ныне предстоятель Православной Церкви в Польше. При нем в 1974–1992 в стенах обители действовала Высшая Духовная семинария. В 1989 Люблинско-Холмская епархия возродилась в третий раз, и ее возглавил бывший архимандрит, Преосвященный Авель (Поплавский). Два года он управлял епархией, проживая в обители, а затем переехал в Люблин. В ночь с 21 на 22 сентября 1990 из собора была похищена его главная святыня – образ прп. Онуфрия Великого, который вернули лишь в 1994 году. В 1997 в монастыре насчитывалось 10 монахов, половина которых служила на приходах. Главные праздники в обители – прп. Онуфрия (12 (25) июня), Духов день, Успения Богородицы и Турковицкой иконы Божией Матери (первое воскресенье после 15 июля). В 1999 монастырь стал ставропигиальным. Он остается оплотом Православия в крае, находящимся на границе православного и католического мира.

http://sobory.ru/article/?object=26246

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010