В Курске я призывал настоятеля и викария тамошней временной обители, а также иноков Белорусской епархии, которые мне небыли лично известны; но предположения мои по сему предмету едва ли успею представить Вашему Сиятельству прежде прибытия в Жировицы. Г. Королевец, Черниговской губернии. Антонию, архиепископу Варшавскому, 22 июня 1842 года 702. Киев. Прибыв в город Киев сегодня, я застал письмо Вашего Высокопреосвященства от 16 истекшего мая. Из Киева отправляюсь я в Почаевскую лавру 25 июня ввечеру. По пути в Почаев и далее, будут у меня небольшие остановки в Житомире, Жидичине и Мельцах. В Жировицы мне необходимо прибыть прежде 10 июля. Таким образом, проезд мой около Бреста Литовского будет между 5 и 8 числами июля. Посему, если Вашему Высокопреосвященству возможно будет в числах сих прибыть без затруднения в окрестности города Бреста, то это будет для меня приятнейшим случаем познакомиться лично и побеседовать хотя несколько часов с Вашим Высокопреосвященством о делах нам общих. Впрочем, не зная хорошо местности, я поручаю ныне же Брестскому благочинному протоиерею Василию Соловьевичу разузнать о прибытии Вашего Высокопреосвященства в Яблочинский монастырь, получить от вас приказания, устроить по оным место свидания и уведомить меня обо всём словесно на пути в Брест. Если Вашему Высокопреосвященству встретится какое затруднение повидаться со мною, то благоволите уведомить меня о том чрез протоиерея ж Соловьевича. Нужным считаю присовокупить, что по многочисленности занятий, предстоящих, мне на нынешний раз в Жировицах, я не буду в состоянии обозревать епархию нынешним летом, а потому и свидеться нам в г. Дрогичине не окажется возможности. Брестскому благочинному Василию Соловьевичу, 22 июня 1842 г. 703. На пути из Киева в Жировицы я буду в Бресте между 5 и 8 числами наступающего июля месяца. Может быть, в сие время прибудет в Яблочинский монастырь его высокопреосвященство архиепископ Варшавский Антоний. В таком случае обоюдное желание наше есть свидеться лично хотя на несколько часов. Не зная положения Яблочинского монастыря, я не могу распорядиться насчёт места свидания. Посему поручаю вам, отец протоиерей, наблюсти за временем прибытия преосвященнейшего Варшавского и, явясь к нему немедленно, получить нужные приказания, – а затем по воле его высокопреосвященства устроить место свидания, в Яблочинском ли монастыре, в которой-либо из близлежащих церквей Литовской епархии, или в самом городе Бресте. Засим встретите меня на ближайшей почтовой станции и уведомите меня обо всём. Если преосвященнейший Варшавский прибудет действительно в Яблочну, то условьтесь с местным исправником или с кем другим, дабы мне были готовые лошади для проезда к месту свидания; в противном случае, вы мне скажете, что преосвященного нет в Яблочной, и я отправлюсь без остановки в дальнейший путь.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Источник: более подробная статья об истории монастыря Яблочинский монастырь расположен возле села Яблечна, в Люблинском воеводстве Польши. Это мужской православный монастырь, основанный в XV веке. Находясь в католической стране, монастырь на протяжении веков сохранял верность православному обычаю. Новые кельи, монастырскую трехпрестольную церковь и колокольню построили уже в XVII веке. В этом монастрые принял постриг Алексий Карпаторусский, возродитель православия среди русинов – славянского субэтноса, по одной из версий выделяемого в отдельный народ. Во время Второй Мировой войны монастырь понес значительные потери, пережив пожар и многочисленные бомбежки.В 1974 году в монастыре была открыта Духовная семинария, переехавшая сюда из польской столицы. В настоящее время при монастыре действует небольшая гостиница, принимающая паломников из Польши, Украины, России и других стран. Наибольшее количество гостей монастырь принимает в праздник святого Онуфрия, который считается покровителем обители. Источник информации: сайт " rutraveller.ru " Яблочинский (Яблеченский) мужской монастырь расположен на окраине с. Яблечна (Яблочно), на левом берегу р. Буг. Его история – это история Православия в восточной Польше, или Холмской Руси. По преданию, город Холм основал св. равноап. Владимир, который пожертвовал в устроенную в городе церковь икону, прославленную позднее как Холмская Божия Матерь. В летописи Холм впервые упоминается в 1074 году. Около 1235 князь Даниил Галицкий укрепил город, а в 1243 он перенес в него епископскую кафедру. Этот знаменитый князь-король был в 1264 погребен в местном Рождество-Богородицком соборе. В XV–XVI вв. на Холмщине и в Подлесье действовало более 15 православных монастырей. Устройство Яблочинского монастыря началось после того, как на острове, между двумя рукавами Буга, была обретена икона прп. Онуфрия Великого, приплывшая по воде. Судя по хранившемуся в обители напрестольному Евангелию 1498 г., монастырь был, вероятнее всего, основан около этого времени, когда Яблочно владел Иван Иванович или Иван Насутович Заборезинский. Некоторые историки, правда, считали, что обитель возникла раньше, так как в ней хранилась икона Божией Матери с надписью «1151 год» (Яблочинская икона Божией Матери, в честь которой освящен один из приделов в монастыре). Соответственно, похожую по размеру и письму икону прп. Онуфрия тоже датировали XII–XIII вв.

http://sobory.ru/article/?object=26246

Членами Синода являются все восемь архиереев Церкви на территории Польши. Для заведования различными отраслями церковного управления при митрополии действуют Митрополичий совет, Церковный суд, Митрополичий миссионерский комитет, Фонд социального обеспечения, а также комиссии: ревизионная, хозяйственно-бюджетная, издательская, по образованию и подготовке кадров. Епархии делятся на благочиния, а благочиния на приходы. В пределах епархии действуют епархиальные миссионеры. 12.2.3. Святые и святыни Польской Православной Церкви На сегодняшний день в Польской Православной Церкви имеется два мужских монастыряЯблочинский Свято-Онуфриевский, основанный в XV b. на месте явления иконы преп. Онуфрия, Супрасльский Благовещенский; и два женских — Марфо-Мариинский на св. горе Грабарке, и открытая в 1993 г. обитель во имя иконы Божией Матери Ружаностоцкой. Супрасльский Благовещенский монастырь был основан в 1498 г. маршалом Великого княжества Литовского Александром Ходкевичем в своей резиденции в Грудке. В новосозданную обитель прибыло большое количество монахов из киевских монастырей. В 1500 г. монастырь был перенесен на берег реки Супраслянки. Первым построенным храмом обители была деревянная церковь в честь св. апостола Иоанна Богослова. С 1503 по 1511 г.г. был построен каменный собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Здание храма сочетало в себе византийский и готический архитектурный стили. Новый храм был освящен митрополитом Иосифом, который привез с собой для новосозданной церкви список чудотворной иконы Божией Матери Смоленской. Привезенная им икона впоследствии получила название Супрасльской. Третий храм — Воскресения Христова — построен в период расцвета монастыря в середине XVT в. Монастырь входил в состав Киевской митрополии. Во второй половине XVI b. Супрасльский монастырь становится одним из центров славянской культуры. Постепенно в монастыре была собрана большая библиотека. Впоследствии Супрасльский монастырь стал лаврой, и его настоятели на митрополичьих соборах подписывались вслед за архимандритами Киево-Печерского монастыря.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2275...

При монастыре была открыта ремесленная школа с интернатом для мальчиков, в которой училось около 50 детей. Детей обучали нескольким специальностям: вышивка, ремонт обуви; столярные, кузнечные и слесарные работы. В 1911 году за Бугом в деревне Дубица была торжественно открыта примонастырская сельскохозяйственная школа, знакомившая учеников с сельхозмашинами, огородничеством, садовничеством, лесничеством, разведением домашних животных, производством и переработкой молока, бортничеством. В 1914 году в разных монастырских и примонастырских школах училось более 400 учеников. МОЛИТВА И ТРУД Монастырское кладбище – современный вид. Монастырское кладбище – современный вид. Такая активная деятельность монастыря была возможна не только благодаря жертвователям, во главе которых стоял, о. Николай Копьев из Москвы. Монастырь имел свое хозяйство. В рапорте за 1908 год настоятель сообщал церковным властям, что «братия относительно неплохо обеспечена как продукцией с поля, так и правильно организованным хозяйством». В хозяйстве и в поле работали одни монахи. Монастырь имел в то время более 1200 десятин земли (немногим более 1300 га), из них более 70% - леса. Вырубка и продажа леса, происходившие каждый раз с разрешения церковных властей, давали братии средства на проведение ремонта, строительство новых зданий, благотворительную и образовательную деятельность. Все было сосредоточено в способных руках настоятеля, который оказался исключительно талантливым администратором и хозяином. Число братии Свято-Онуфриевского Яблочинского монастыря при архимандрите Серафиме постоянно росло – с 32 (вместе с послушниками) в 1908 году до 80 в 1913 году. Благодаря этому, появился уже упоминавшиеся скит над озером Белым и филиал в Дратовском Лесу. Жизнь монастырь протекала в оживленном и одухотворенном ритме. Духовным руководителем братии был духовник братии, однако главное влияние на духовную жизнь оказывал сам архимандрит Серафим. В монастыре были приняты монашеские правила жизни преп. Василия Великого. Неизменно в соответствии с этими правилами происходил суточный цикл богослужений. Трапеза также была общей, во время трапезы читались жития святых. С восхода до заката трудились как молодые, так и старые монахи: одни – в хозяйстве, другие – в школах. Но никто не забывал и о главном - участии в службах и молитвах.

http://pravoslavie.ru/1860.html

Вследствие этого Бестужеву и Голембовскому предписано было стараться в пользу православных и о надлежащей сатисфакции домогаться и другим путем без комиссии», к нему открывалось тем более свободы, что комиссия закрыта по противодействию, с польской стороны, «под предлогом отсрочки до прибытия королевского в Польшу». В следующем году Голембовский умер, а «для здешних дел» в Польше назначен секретарь посольства Ржичевский. В Варшаве готовился сейм. – Бестужев снова повел речь о комиссии. «Хотя комиссия отсрочена – писал он от 2 июля 1748 года, – однако тот плод принесла, что от прошлого сейма по сие время жалобы утихли и дальнейшие гонения благочестивых и насильственные отнятия церквей остановила, и тех, кои бы на то поступить похотели, в страхе содержит». – Архимандрит Оранский и иеромонах Коховский, сначала согласившись на учреждение комиссии, потом «желали, чтобы она, яко предосудительная благочестию, вовсе уничтожена была, и другим образом возвращение церквей и вольность в содержании благочестия им доставлены были». «Но я, писал Бестужев, кроме той комиссии никакого иного к тому лучшего и полезнейшего способа не нахожу: ибо на оной все свои жалобы или сами они, или чрез искусных и знающих здешние права людей, произвесть и выслушаны быть могут». Бестужев просил, чтобы ко времени сейма назначенные в комиссию лица снова прибыли в Варшаву с документами для защиты своего дела. 632 Синод отвечал, что он другого способа к поправлению дел изобресть не может, кроме того, который объяснен в 1744 г. в рескрипте к графу Кейзерлингу т. е. чтобы все привиллегии благочестивых подтверждены были новой конституцией и чтобы комиссия учреждена была не для разбора беспорядков, но для возвращения отнятого у грекороссийских обывателей Польши и Литвы. 633 Ко времени сейма Синод (18 июля 1748 г.) предписал киевскому митрополиту послать в Варшаву на место архимандрита Оранского, переведенного настоятелем в Киевопечерский монастырь, слуцкого наместника, или другое лицо. Митрополит назначил яблочинского игумена Спиридона Гриневецкого. Бестужев просил прислать белорусского архиерея: но за случившимся в Могилеве (19 мая) пожаром, при котором сгорели кафедральная деревянная церковь св. Варвары и архиерейский дом, он отказался от поездки в Варшаву, послав, вместо себя, буйницкого игумена Викентия и учителя при кафедре иеромона Иакова Ильницкого. Виленский старший Богданович пришел в Киев и просил перевесть его в какой-нибудь монастырь архимандритом или игуменом. Митрополит Тимофей Щербацкий перевел было его в Густынский монастырь, но, получив указ из Синода, отправил его опять в Варшаву. Все эти лица должны были по прибытии в Варшаву явиться к Бестужеву и представить ему все собранные ими документы об обидах благочестивым.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Параллельно заботе о внутреннем благоустройстве монастырей шла забота и о внешнем их благоустройстве. Некоторые монастыри могли похвалиться достатком 1930 и только один Дятловичский, приносивший доходу в год до 600 рублей, назывался «богатейшим» во всей епархии 1931 . Большая же часть еле сводили концы с концами. Друйский монастырь, например, имел в приходе за 1795 год 84 рубля 10 копеек, в расходе – 84 рубля 8 копеек, в остатке 2 копейки 1932 . Малейший экстраординарный расход ложился на монастырь тяжёлым бременем. Виленский и Сурдегский монастыри не имели чем заплатить за переезд к ним вызваших монахов 1933 и просили консисторию отсрочить взыскание этих денег до того времени, когда можно будет воспользоваться плодами нового урожая 1934 . А Дрогичинский и Заблудовский монастырь объявили себя при подобных случаях несостоятельными, так как в первом недород хлеба, а во втором сильный град уничтожали у тех и надежду на возможность заручиться когда-либо сравнительно крупной суммой 1935 . Будучи в Киеве, преосвященный выхлопотал у св. синода отпуск из хранившейся в Киеве «кошельковой суммы», и на эти деньги были починены монастыри Грозовский Николаевский, Заблудовский, Слуцкие Преображенский и Илиинский и Яблочинский 1936 . В конце 1788 года преосвященный разрешил выдать книгу для сбора пожертвований на починку Пинского монастыря 1937 . Но особенная заботливость преосвященного была направлена на благоустроение своего кафедрального – Слуцкого Троицкого монастыря. При встрече императрицы в Киеве преосвященному Виктору удалось исходатайствовать отпуск из казны целых 24,000 рублей на постройку 1938 в монастыре новой каменной церкви 1939 . К сожалению, пришлось воспользоваться только третьей частью этойсуммы. Отпуск денег был рассрочен на три года и совершался переводом из Петербурга через придворного банкира Сутерланда 1940 на варшавского банкира Теппера, который в своё время и доставил преосвященному через своего комиссионера, виленского банкира Иохера первые 8,000 рублей ассигнациями 1941 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Это прописано в законе. Иначе появляется опасность того, что детей будут учить плохо или даже внушать им еретические мысли. Преподаватель любого другого школьного предмета, будучи уволенным, может судиться с директором школы. В случае же с преподаванием Закона Божия отмена епископского благословения обратной силы не имеет и опротестована быть не может. С 1980-х годов, когда были сняты ограничения на активную работу с молодежью, у нас образовалось много православных молодежных братств. Их члены выбирали своего лидера, который вместе со священником организовывал деятельность братства. Сейчас при каждом храме есть священник, обязанностью которого является работа с молодежью. – Какие еще формы служения существуют у вас в епархии?    – Мы активно ведем социальную деятельность, например, работаем с трудными детьми. Есть места, куда они могут прийти в любой момент. Там их покормят, помогут сделать уроки и вечером проводят домой. Зимой мы организуем раздачу горячей пищи неимущим. Тюремные капелланы совершают богослужения в тюрьмах и окормляют православных заключенных. В епархии действует собственное издательство, четыре раза в год мы издаем Епархиальные Ведомости. Уже пять лет работает наше епархиальное радио. Конечно, мы вещаем не круглосуточно, – всего два часа в день. Планируем увеличить объем вещания до четырех часов. Передаем церковные новости, программы, посвященные богословским вопросам и нравственным проблемам. Есть программы, посвященные работе с наркозависимыми и алкоголиками. Их финансируют власти города. Транслируем части богослужений, акафисты, которые, включив приемник, может послушать каждый желающий. – Мы мало знаем о православных святынях Польши. Что бы рекомендовали посетить паломнику из России? – Конечно, наиболее известное место православного паломничества в Польше – это гора Грабарка и монастырь, расположенный на ней. Супрасльский монастырь, основанный в конце XV века, Яблочинский монастырь. В Польше четыре мужских православных монастыря и три женских. Всего монашествующих в Польше около ста человек.

http://pravoslavie.ru/4641.html

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 28 января (10 февраля) Преподобноисповедник Леонтий (Стасевич) Преподобноисповедник Леонтий родился 20 марта 1884 года в посаде Тарногруд Билгорайского уезда Люблинской губернии в благочестивой крестьянской семье Фомы и Екатерины Стасевичей и в крещении был наречен Львом. У роди­телей он был единственным ребенком, и родился, когда отцу было сорок четыре года, а матери тридцать два. Детство Лев провел до­ма, работая вместе с родителями в крестьянском хозяйстве. Он вспоминал впоследствии, что родительский дом часто посещали странники, которых отец приглашал ночевать. В благодарность за предоставленный приют они пели духовные стихи, повествующие о святых угодниках Божиих, о Святой земле и святых обителях, стихи, которые звали простую душу слушателя к высшему духовному подвигу. Окончив двухклассное училище и четырехклассную прогим­назию в селе Замостье, Лев поступил работать писарем в Тарногрудский суд; в это время ему исполнилось пятнадцать лет. Хрис­тианское воспитание, полученное в благочестивой семье, зло ми­ра и страдания людей от этого зла – то, что он увидел, присутствуя на заседаниях суда, – все вместе склонило его к лучшему выбору – служению церковному. Окончив Холмскую Духовную семина­рию, Лев Фомич в 1910 году поступил в Яблочинский Онуфриевский монастырь. История этой обители представляет собой одну из славнейших страниц церковной истории. Это был единственный монастырь в западнорусских землях, который не принял ни католицизма, ни унии. Он сохранил у себя древние святыни, такие как чудотворная икона преподобного Онуфрия Великого. Монастырь издавна славился как миссионерский центр православия. На престольный праздник, память преподобного Онуфрия, в обитель сходилось до двенадцати тысяч человек. Для того, чтобы вместить такое число людей, в 1908 году был построен храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, состоящий почти из одного алтаря. Двери храма выходили на большую поляну перед храмом; во время богослужения они открывались, и храмом становилась вся окружающая местность.

http://fond.ru/kalendar/99/leontiy/

6 Священномученик Серафим (Остроумов Михаил Митрофанович) родился 6 ноября 1880 г. в Москве в семье псаломщика. Обучался в Заиконоспасском духовном училище, затем в Московской духовной семинарии, а с 1900 по 1904 г. в Московской духовной академии, которую окончил со степенью кандидата богословия и оставлен профессорским стипендиатом. 14 сентября 1904 г. пострижен в монашество и рукоположен в сан иеродиакона, а 19 сентября — во иеромонаха и оставлен преподавателем в МДА. В 1906 г. назначен наместником Яблочинского монастыря на Холмщине. С января 1914 г. — ректор Холмской духовной семинарии. 3 апреля 1916 г. в Москве хиротонисан во епископа Бель-ского, викария Холмской епархии. Вскоре епископ Серафим был назначен управляющим Орловской епархии. В марте 1918 г. в Орле был первый раз арестован. Через 4 месяца — повторный арест. В 1922 г. Орловским ревтрибуналом за сопротивление изъятию церковных ценностей вновь арестован и осужден на 7 лет тюрьмы со строгой изоляцией. В 1924 г. освобожден из Орловской тюрьмы по амнистии. В декабре 1926 г. в очередой раз арестован и выслан за пределы Орловской епархии. С ноября 1927 г. — архиепископ Смоленский и Дорогобужский. 11 ноября 1936 г. опять арестован в Смоленске за «антисоветскую агитацию». В 1937 г. осужден и сослан в Казахстан в Карлаг. В ноябре 1937 г., находясь в заключении, вторично был привлечен к уголовной ответственности и приговорен к высшей мере наказания. 8 декабря 1937 г. расстрелян под Смоленском в Катынском лесу. В 2001 г. священномученик Серафим (Остроумов) причислен к лику святых и внесен в Собор новомучеников от Орловской епархии. 7 Донской монастырь был основан в 1591 г. в память чудесного избавления Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея, в том же году был построен первый каменный собор в честь Донской иконы Божией Матери. В конце XVII в. на территории монастыря было основано кладбище для московской знати, которое существует до настоящего времени. С 1922 по 1925 г. в Донском монастыре находился под стражей Святейший Патриарх Тихон, и здесь же, в Малом соборе, он был погребен. В 1926 г. монастырь был закрыт. С конца 1920-х гг. в монастырских помещениях разместился антирелигиозный музей, а с 1934 г. в монастыре находился Музей архитектуры. В 1949 г. в Малом соборе монастыря были возобновлены богослужения и в левом приделе устроена мироварня для приготовления святого мира для всех приходов Русской Православной Церкви. В 1990 г. Донской монастырь был возвращен Московской Патриархии. В настоящее время восстановлен.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3252...

В 1835 епископ Антоний (Рафальский), возглавивший новоучрежденную Варшавскую и Ново-Георгиевскую епархии, посетил монастырь и увидел, что его деревянные строения обветшали и не подлежат ремонту. В следующем году в Яблочно приехал известный польский архитектор Анджей Голонский, который составил план и смету в 24 748 руб. на возведение новой каменной церкви, дома и ограды. В 1838 началось строительство собора и келий. 6 декабря 1840 архиепископ Антоний освятил новый собор во имя прп. Онуфрия Великого. Северный придел был посвящен Сретению Господню, южный – Успению Пресвятой Богородицы. Ризницу и утварь привезли из Москвы, иконы в иконостас на холсте написал Бланк, профессор бывшего Варшавского университета. Небольшое здание в стиле позднего ампира имеет в плане греческий крест и увенчано главой с полусферическим куполом на широком барабане. С запада его украшает четырехколонный портик с треугольным фронтоном, в котором изображены Спаситель, Божия Матерь и прп. Онуфрий. Чудотворный образ преподобного помещен у правого клироса. В 1837–1840 в обители возвели надвратную колокольню, ограду и братский корпус, где позднее была освящена церковь св. Иоанна Богослова. В 1863 обитель дважды подвергалась нападениям мятежных поляков, которые, ворвавшись в нее, схватили архим. Анастасия (Голдаревского), стали искать деньги даже под престолом и жертвенником, забрали серебряные вещи, часы, лошадей и белье. Не найдя денег (казну увезли в Брест-Литовскую крепость), бунтовщики решили повесить настоятеля на груше, и его в последний момент буквально вынули из петли. После подавления бунта у левого клироса храма поставили Казанскую икону Божией Матери с надписью «В память избавления от смерти настоятеля и братии Яблочинского монастыря от польских жандармов-вешателей». В 1875 холмские униаты были воссоединены с Православной Церковью, и в монастыре возросло число паломников и жертвователей. В 1878–1880 выстроен новый двухэтажный келейный корпус. При архим. Наркисе («Маркизе», как называли его крестьяне) около 1884 было изменено русло Буга, и монастырь, оказавшись после этого не на острове, а на левом берегу реки, больше не затапливался, хотя при весенних паводках к нему по-прежнему добраться можно было только на лодке.

http://sobory.ru/article/?object=26246

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010