ДУХОВНЫЙ ТРИУМФ КАРПАТОРОССОВ Преподобный Алексий (Кабалюк) Карпаторусский, исповедник Будущий святой родился 12 сентября 1877 года в карпато-русской деревне Ясенье, в семье лесоруба Ивана Кабалюка. Семья была русофильски настроенная и мальчика назвали в честь св. Александра Невского. В детстве поступил послушником в греко-католический монастырь Кишь-Баранья, где разочаровался в унии; затем перешел в Православие и бежал на Афон, в русский Свято-Пантелеймонов монастырь. Оттуда его направляют в Россию, где он становится послушником Яблочинского монастыря на Холмщине, где рукополагают в священники, после чего он возвращается в Закарпатье и помимо священнослужения, работает простым точильщиком, не желая жить на средства прихожан. Отец Алексий обходил все села, перешедшие в Православие. В селе Иза он в один день крестил 200 детей и причастил более тысячи верующих, а в течении двух дней крестил 400 крестьян из соседних сел. По данным венгерской газеты " Оз ешт " ( " Вечер " ), за это время только в одной Мараморощине перешло в Православие более 14 тыс. человек. Эти цифры наглядно свидетельствуют о размахе Православно-русского возрождения в Угорской Руси. В ответ усилились гонения. Жандармы окружали церкви, обыскивали дома, отбирали книги, образа, крестики и молитвенники. На крестьян налагали непосильные денежные штрафы, во все села были введены жандармы, закрывались молитвенные дома. Всех, перешедших в Православие, сажали в тюрьмы. Но в ответ все новые села переходили в Православие. На о. Алексия началась настоящая охота, и он был вынужден бежать в Америку, где находилась большая карпато-русская колония. Там он, вместе с священномучеником Александром Хотовицким, продолжал свой миссионерский подвиг, и сотни тысяч карпатороссов вернулись к вере отцов. Отец Алексий вел обширную переписку со своей карпато-русской паствой, и австро-венгерские власти стали арестовывать каждого, кто получал письма с американской маркой. В тюрьму были брошены несколько сот человек, в том числе все родственники отца Алексия.

http://pravoslavie.ru/put/sv/archimalexi...

(Преподобный прожил в пустыне 60 лет и не раз был близок к смерти от лишений и страданий. Может быть, поэтому к молитвенной помощи этого святого прибегают чаще всего, чувствуя опасность скоропостижной смерти). Выпускные экзамены поправившийся Антоний выдержал с отличием и по благословению ректора семинарии епископа Дионисия поступил в Санкт-Петербургскую Духовную академию. Через два года второкурсник Гагалюк отправился в Холмскую Русь в Яблочинский Онуфриевский монастырь читать лекции по богословию на курсах, организованных для группы учителей. Выполнив свою миссию, Антоний собрался обратно в Петербург, но внезапно снова заболел. Врачи признали его состояние почти безнадежным. И вновь в сонном видении больному явился тот же старец. – Ты не выполнил своего обещания, – сказал он, посмотрев с укоризной на будущего монаха.– Сделай это теперь. Господь благословляет. – Когда я открыл потом глаза, – вспоминал владыка, – то увидел, что в келье служат молебен о моем выздоровлении перед чудотворным образом святого Онуфрия, поставленным возле кровати. Я прослезился от умиления и заявил присутствовавшему тут архимандриту Серафиму, что по приезде в академию приму иноческий постриг. Постриг состоялся 5 октября 1913 года. По окончании академии в 1915 году иеромонах Онуфрий с ученой степенью кандидата богословия получил назначение преподавать в Миссионерской семинарии при Григорие-Бизюковском монастыре Херсонской епархии. В годы гражданской войны на Украине свирепствовали банды. В поисках наживы они не щадили ничего и никого. Монастырь не раз подвергался их налетам. Однажды напала банда батьки Махно. Махновцы в одночасье разграбили тихую обитель. Многих монахов постреляли и порубили. Прочих (в том числе и иеромонаха Онуфрия) сильно избили. Оставшуюся в живых монастырскую братию у бандитов отбили вооружившиеся крестьяне. По просьбе жителей города Бориславль отец Онуфрий был назначен настоятелем городского собора и возведен в сан архимандрита. Затем из Бориславля его перевели в Кривой Рог настоятелем Николаевского храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Onufrij_Gagalu...

Архипастырскую деятельность Преосвященный Макарий соединял с литературной работой: печатал проповеди и статьи в руководимом им же ежемесячном журнале «Православный Вестник». Московская Духовная Академия высоко оценила его труд и избрала его в 1949 году своим почетным членом. Возглавив Польскую Православную Церковь, Митрополит Макарий с усердием отдал себя церковно-административному труду: организовал четыре епархии, открыл много новых храмов, благоустроил Свято-Онуфриевский мужской монастырь и Свято-Марфо-Мариинскии женский монастырь, реставрировал кафедральный собор в Варшаве и другие храмы. Много внимания он уделял и подготовке будущих пастырей Церкви: с 1957 года его заботами начались занятия в Православной Богословской секции при Христианской Академии в Варшаве, расширена программа преподавания в Варшавской Духовной Семинарии, более способные учащиеся стали посылаться в Русские Духовные Академии. При нем начал издаваться и ежемесячный журнал «Церковный Вестник». Как Предстоятель Автокефальной Православной Церкви Митрополит Макарий устанавливал братские контакты с Поместными Православными Церквами и призывал верующих бороться за мир во всем мире. Скончался Митрополит Макарий в 1961 году в Одессе, где на монастырском кладбище и похоронен. 4. Митрополит Тимофей (в миру Георгий Шретер) родился в 1901 году в поселке Томашове на Волыни. Классическое образование получил в Острожской гимназии, а богословское — на Православном Богословском факультете Варшавского университета, который закончил в 1929 году. В следующем году принял сан священника и проходил служение сначала в качестве приходского священника на Волыни, а затем был назначен войсковым священником. В 1938 году был пострижен в монашество и хиротонисан во епископа Люблинского. В последний учебный год перед Второй мировой войной преподавал Гомилетику на Богословском факультете. Во время войны проживал в Яблочинском Свято-Онуфриевском монастыре. После освобождения Польши советскими войсками был призван церковными властями к окормлению одной из православных епархий (Холмской, затем Белостокской). В первые годы после провозглашения автокефалии Польской Православной Церкви временно управлял Церковью, а в мае 1961 года был избран ее главой. В июне того же года получил ученую степень доктора богословия за труд на тему: «Влияние Реформации на появление в Польско-Литовском государстве переводов Священного Писания на белорусский и украинский языки».

http://sedmitza.ru/lib/text/441222/

С пятнадцати лет Лев начал работать писарем в Тарноградском суде. В 1905 году он похоронил своего отца и стал единственным кормильцем престарелой матери. В брак Лев Фомич не вступал, видимо, желая всецело посвятить свою жизнь служению Богу. Обеспечив безбедное существование матери, двадцатипятилетний Лев осуществил своё заветное желание: 1 января 1910 года он поступил в Яблочинский Свято–Онуфриевский первого класса необщежительный мужской монастырь, расположенный в двух верстах от села Яблочна Бельского уезда Седлецкой губернии. В 1911–м году Лев Фомич принимает в этом монастыре постриг с именем Леонтий в честь Леонтия, Святителя Ростовского (память 23 мая), а через год хоронит свою мать, со смертью которой прерывается последняя нить, связывавшая его с миром. По всей видимости, именно в Яблочинском монастыре у отца Леонтия проявилась любовь к частому и строгому уставному богослужению, которую он пронёс через всю свою жизнь. Хотя отец Леонтий прожил в монастырь менее пяти лет, пребывание в нём оказало существенное влияние на его духовный облик. Преподобного Онуфрия, в честь которого был освящён главный храм обители, батюшка считал своим особым покровителем и до конца дней своих чтил его. В 1914 году началась 1–я Отечественная война, и 6ратия Яблочинского монастыря, ввиду близости линии фронта, была эвакуирована в глубь России. Отец Леонтий был определён в Московский Богоявленский монастырь. Во время пребывания в Москве, отец Леонтий в 1916 году закончил Духовное училище и был рукоположен в иеродиакона, а затем в иеромонаха. Своё духовное образование он продолжил в Духовной Семинарии, которую окончил в 1919 году. В 20–е годы отец Леонтий стал известен Святейшему Патриарху, который в 1922 году назначает его Наместником Суздальского Спасо–Евфимьевского мужского монастыря с возведением в сан архимандрита. Когда отец Леонтий прибыл в монастырь, он обнаружил, что жизнь в нём пришла в совершеннейшее расстройство: должным чином не совершались богослужения, требовали неотложного решения запущенные хозяйственные дела, многие из братии сочувствовали обновленческому расколу, терзавшему в те годы Церковь и поддерживавшемуся властями. Новый наместник принялся за наведение порядка, но столкнулся с враждебным отношением братии. Отца Леонтия всячески поносили, обзывали, злословили. Некоторые из монахов даже поднимали на своего настоятеля руку, жестоко избивая его и пытаясь заставить покинуть монастырь. Но простые люди — паломники и жители Суздаля полюбили отца Леонтия за его кротость, доброту и искреннюю веру. Отец Леонтий сохранял верность Патриарху Тихону.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

В декабре того же года опять происшествие, о котором также есть запись в дневнике: «Благодарю Тебя, Господи, за дивное избавление меня от всякого вреда при опасном происшествии: сани, на которых я ехал, слетев с высокой насыпи, опрокинулись с парою лошадей и прикрыли собою сидевших, в том числе и меня. И никому ни малейшего повреждения! Поистине, Ангел Хранитель спас и сохранил в эту минуту всех нас!» 59 Яблочинский Свято-Онуфриевский монастырь Холмской епархии, куда был направлен архимандрит Иосиф, находился на территории царства Польского в Бельском уезде Седлецкой губернии, на левом берегу реки Западный Буг в полуверсте от станции Дубица Холмско-Брестской железной дороги. Это была далекая западная окраина, где немногочисленное православное население пребывало во враждебном окружении католиков и постоянно испытывало с их стороны сильное давление и притеснения. Сам монастырь – живой свидетель и славного прошлого Холмщины, и тех испытаний, какие выпали на ее долю в неравной борьбе за свою веру и народность с воинствующим католицизмом и полонизацией этого искони русского края – удела святого Владимира Равноапостольного и Даниила Галицкого 60 . В жалком состоянии нашел этот древний монастырь архимандрит Иосиф: «Господи! Буди воля Твоя на мне грешном! Неожиданно я вынужден был обречь себя на жительство в монастыре бедном, расстроенном, запущенном, захолустном, пустынном. После Лаврского благолепия – о, какое это тяжкое лишение, испытание, огорчение! Господи! Да будет это во благо и спасение мне!» 61 И не столько бедность монастыря поразила архимандрита, сколько небрежность и неряшливость в отношении к службам и храму, о чем он откровенно написал друзьям и почитателям в Сергиевом Посаде. Он просил о самом необходимом, отвечая на их вопросы о нуждах обители: простом облачении для будничного служения, которого не нашлось для него в монастыре; о кружочках на чашу для покрывания от мух; о платках для покрытия престола и жертвенника, в обители они покрывались белыми простынями (всегда грязными), и для сосудов, которые там вовсе не покрывались и всегда стояли в пыли и грязи. Просил он своих благодетелей о новом коврике, идущем от престола до амвона, поскольку «старый был весь в дырах и пятнах от милой привычки здешней братии – плеваться! Неприятно даже смотреть. И заменить решительно нечем. Ужас – и в великие праздники придется любоваться этим безобразием». Сетовал он и на никуда не годные полы, деревянные некрашеные, со множеством дыр, откуда выбегали целые стада мышей, их следы покрывали алтарь и даже престол, все покровы на котором пропитывались до тошноты отвратительным мышиным запахом.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

В Седльце были устроены Леонтиевская церковь-школа и при ней Братство свт. Леонтия Ростовского. Архиепископ занимался вопросами правильного использования финансовых средств приходов, созданием эмеритальной кассы для епархиального духовенства (1878). В 1882 г. Яблочинский во имя прп. Онуфрия Великого монастырь был возведен в 1-й класс. В с. Лесна, где 31 мая 1881 г. Л. освятил Крестовоздвиженский храм - бывш. собор паулинского мон-ря, в 1885 г. была основана жен. община (см. Леснинский Богородицкий женский монастырь ). В Яблочне Бельского у. Холмской губ. и Лесне были открыты приюты. В 1894 г. в молитвенную память о Л. архиеп. Флавианом (Городецким) был основан Вировский во имя Всемилостивого Спаса женский монастырь , в к-рый переселилась часть сестер из Лесны. В сфере духовного образования Л. начал с координации деятельности 3 духовных учебных заведений епархии: Холмских ДС и школы причетников и Варшавского ДУ. Он построил здание Холмской ДС с домовой ц. во имя свт. Леонтия Ростовского (освящена 9 сент. 1890; см.: Слово по случаю освящения церкви в новом здании Холмской ДС 9 сент. 1890 г.//ПрибЦВед. 1890. 39. С. 1295-1297), преобразовал школу причетников в духовное уч-ще. Планировал перевести семинарию в Варшаву. В 1885 г. по случаю 25-летия служения Л. в архиерейском сане на средства служащих Холмской семинарии для домовой церкви в московской мастерской Кондратьева была написана икона свт. Леонтия Ростовского - список с иконы П. Ф. Плешанова для московского храма Христа Спасителя. В 1889 г. Л. организовал Леонтиевское попечительство о бедных воспитанниках Холмской ДС, к-рое помогало пособиями беднейшим ученикам и подъемными деньгами наименее обеспеченным выпускникам. Поддерживать попечительство Л. продолжал, находясь и на Московской кафедре: в 1892-1893 гг. он наряду со св. прав. Иоанном Кронштадтским (Сергиевым) внес 200 р., самое большое пожертвование. При Л. увеличилось число церковноприходских школ и начальных училищ. Были восстановлены древние правосл. братства: Замостьское с приютом (учреждено в 1606; возобновлено 9 мая 1877) и Холмское Богородицкое (восстановлено в 1879; в 1884 организовало выпуск «Холмского народного календаря» и ряда популярных изданий).

http://pravenc.ru/text/2463521.html

Стараясь расширить свою проповедническую деятельность среди населения, монастырь из собственных средств закупил более 100 десятин земли (в том числе, лес и луг) в месте, называемом Дратовскими Лесами. Собственно там, на расстоянии 85 километров от Яблочно в Любартовском уезде, появилась церковь и школа, в которой в 1912 году училось уже сорок учащихся. 7 мая того же года Св. Синод объявил о создании на этом месте филиала Яблочинского монастыря, посвященного св. пророку Илие. Поживали в нем тогда 4 монаха и 17 послушников. УЧИТЕЛЬ И ФИЛАНТРОП Во время руководства о. Серафимом монастырем строились не только храмы. Функционировала здесь чайная для паломников и предназначенная для них гостиница. Тут находились также помещения, которые занимала школа и школьные мастерские, а также другие хозяйственные помещения. В 1911 году была даже открыта лавка с товарами первой необходимости. В монастыре работала аптека и медицинская амбулатория. В ней принимал больных и выписывал бесплатные лекарства монах Агапит, врач по образованию. Число принятых им пациентов выросла с 300 в 1908 году до 1760 в 1912 году. Монастырь бесплатно кормил обедами нищих. Только 1913 году раздали 4500 обедов. Часть этих предприятий была инициирована еще предшественником о. Серафима. Однако большинство предприятий осуществлялась под его непосредственным руководством. Кроме того, архимандрит выступил с инициативой создания монастырской фабрики по производству кирпича и строительных блоков, чтобы помогать местным жителям, дома которых сгорали в частых пожарах. Однако осуществить эту задумку уже не удалось. Двухлетняя церковно-приходская школа, которая работала при Яблочинском монастыре во время настоятельства о. Серафима, довольно успешно развивалась. В 1908 году в ней работало восемь учителей, среди них - три монаха с высшим образованием. Ученики, число которых достигало ста, жили в интернате при школе. С 1907 года в школе проводились также курсы для учителей Закона Божьего, которые вначале были открыты на два года, однако затем были продлены еще на два года. В 1908 году здесь учился 21 человек, а в 1913 – уже 33. Они тоже посещали пришкольный интернат. При той самой школе работала также еще однолетняя школа для приходящих детей, в которой получали знания шестьдесят учеников. Еще одна однолетняя школа с таким же количеством учеников работала в деревне на противоположном берегу Буга.

http://pravoslavie.ru/1860.html

Преподобноисповедник Леонтий (Стасевич) родился в 1884 году в посаде Тарноград Люблинского воеводства Холмской губернии в благочестивой крестьянской семье, в крещении был наречен Львом. Окончив двухклассное училище и четырехклассную прогимназию в селе Замостье, поступил работать писарем в Тарноградский суд. Но выбрал для себя церковное служение. В 1910 году окончил Холмскую духовную семинарию и поступил в Яблочинский Онуфриевский монастырь. В 1912 году пострижен в монашество с именем Леонтий, через год рукоположен во иеромонаха. С началом первой мировой войны монастырь был эвакуирован в глубь России. Иеромонах Леонтий был определен в Московский Богоявленский монастырь. В 1922 году патриарх Тихон назначил его настоятелем Спасо-Ефимиевского монастыря в Суздале и в 1924 году возвел в сан архимандрита. 3 февраля 1930 года был арестован и заключен в тюрьму в городе Владимире за то, что звонил в церковные колокола. Приговорен к трем годам заключения в концлагерь. В концлагере в пасхальную ночь охранники, издеваясь, потребовали, чтобы он отрекся от Христа. Получив отказ, несколько раз на веревке опускали в выгребную яму, а, когда поднимали, вновь слышали: «Христос воскресе!». По возвращении из заключения был направлен служить в храм в село Бородино (Ивановская область). 5 ноября 1935 года вновь арестован и помещен в тюрьму в городе Иваново, затем приговорен к трем годам заключения в исправительно-трудовом лагере и отправлен в Караганду. Все тюремные скорби отец Леонтий сносил со смирением и кротостью. В 1938 году, когда срок заключения истек, вернулся в Суздаль. К тому времени все храмы здесь были закрыты. Жил в небольших городках у своих духовных детей, совершая в их домах богослужения. В июне 1947 года епископ Ивановский и Кинешемский Михаил назначил архимандрита Леонтия настоятелем храма Живоначальной Троицы в селе Воронцово Пучежского района, а вскоре и благочинным всех храмов района. 2 мая 1950 года – новый арест и приговор к десяти годам заключения. В марте 1955 года срок снизили до 5-ти лет. Отца Леонтия освободили из-под стражи. 20 июля 1955 года архиепископ Ивановский и Кинешемский Венедикт назначил его настоятелем храма Михаила Архангела в село Михайловское Середского района. До последних дней жизни служил храме. 7 февраля 1972 года отслужил свою последнюю Литургию, через два дня, сильно ослабший, причастился Святых Христовых Таин дома, слушал церковные песнопения. Вскоре душа его отошла ко Господу.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-2-118-...

Сергий (Королев Аркадий Дмитриевич), архп. Казанский и Чистопольский Родился 18 января ст/ст.1881 года в Москве в религиозной семье. Детство провел он с матерью в селе около Влахернского монастыря Дмитровского уезда, Московской губернии. Там он учился в сельской школе, принимал участие в полевых работах. По окончании начальной школы был отвезен матерью в духовное училище в гор. Дмитров, так как другой средней школы в городе не было. В виду хороших успехов Аркадий Королев по окончании училища был принят в Вифанскую семинарию (около Троице-Сергиевой Лавры), по окончании которой поступил в Московскую духовную академию. Так Божиим Промыслом устроялось образование будущего архипастыря. В 1905 году А.Д.Королев окончил академию, но не предполагал принимать сан священника, думая, что будет преподавателем где – либо в семинарии. Но, Господь решил иначе. Один знакомый Королева пригласил его погостить в Яблочинском монастыре Холмской епархии. Там он был представлен епископу Холмскому Евлогию и под его влиянием решился вступить на путь монашеский. 7 июня 1907 года Королев был пострижен в монашество с именем Сергия, а в 1908 году рукоположен во иеромонаха. Яблочинский монастырь вел тогда большую миссионерскую работу среди населения, недавно перешедшего из унии в Православие. При монастыре была школа псаломщиков и сельскохозяйственное училище. Кроме того, в монастыре собирали из разных церквей старинные церковные напевы и чрез своих питомцев-псаломщиков распространяли по приходам. Бывали случаи, что жители Прикарпатской Руси переходили границу Австро-Венгрии, получали в монастыре первоначальное духовное образование, достойные рукополагались в сан священника и возвращались на родину как подготовленные борцы за православие. Во всем этом молодой иеромонах Сергий принимал горячее участие; его также интересовали особенности местной жизни, крестные ходы, «отпусты”, пение богогласников (народные духовные песни) и проч. В 1914 году о. Сергий был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем монастыря, но в следующем году, ввиду приближения военного фронта, пришлось эвакуировать монастырь во внутренние губернии. Только в 1920 году архимандрит Сергий вернулся в Яблочное, которое уже находилось в пределах новообразовавшейся Польской республики. Монастырь был сильно разорен и пришлось все восстанавливать.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БРЕСТСКИЙ (БЕРЕСТЕЙСКИЙ) ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО СИМЕОНА СТОЛПНИКА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья БРЕСТСКИЙ (БЕРЕСТЕЙСКИЙ) ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО СИМЕОНА СТОЛПНИКА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в юж. части г. Брест-Литовска (древнее Берестье, совр. Брест, Белоруссия), на Волынском предместье, за р. Мухавец. Время основания неизвестно. Впервые мон-рь упоминается в привилее 1499 г., данном Берестью вел. кн. лит. Александром Ягеллончиком , где о Б. м. говорится, что он «древний», в нем 2 храма: прп. Симеона Столпника и трапезный Благовещенский. В XVI в. Б. м. находился на землях, принадлежавших Солтанам, к-рые являлись патронами обители. В 1604 г. Солтаны продали земли разоренного и покинутого насельниками Б. м. вел. литов. маршалку кальвинисту К. Монивиду Дорогостайскому. В XVII в. монастырскими землями владели Сапеги (под 1644 новогрудского воеводу Сапегу (вероятно, Томаша) как владельца земель, на к-рых стоит обитель, упоминает в «Диариуше» прмч. Афанасий (Филиппович) ). Затем право патроната над Б. м. вместе с купленными у Н. Сапеги землями перешло к правосл. смоленскому хорунжему В. Красинскому, к-рый передал право патроната и коляторство (право назначения на церковные должности) православному К. Выговскому, подчашему Хелминскому. О последующих патронах Б. м. сведений нет. После заключения в 1596 г. Брестской унии Б. м. вместе с брестским Рождество-Богородицким мон-рем был передан униатам. В 1632 г., когда правосл. Церковь в Речи Посполитой была легализована благодаря изданию «Статей для успокоения народа русского греческой религии», Рождество-Богородицкий мон-рь был возвращен православным. Вскоре удалось вернуть и Б. м.: 4 окт. 1633 г., заручившись письменным распоряжением воеводы Р. Лещинского (владельца или арендатора земель, на к-рых располагался мон-рь), мещане Бреста во главе со слугой воеводы Я. Балцеровичем призвали в Б. м. монахов из правосл. Яблочинского мон-ря . С этого времени Б.

http://pravenc.ru/text/153423.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010