(Стасевич Лев Фомич; 20.03.1884, посад Тарногрод Белгорайского у. Люблинской губ. (ныне г. Тарногруд, Польша) - 9.02.1972, с. Михайловское Фурмановского р-на Ивановской обл.), преподобноисп. (пам. 28 янв., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), архим. Из крестьянской семьи. Окончив 2-классное уч-ще и 4-классную прогимназию, поступил работать писарем в Тарногродский суд. В 1910 г. поступил послушником в Яблочинский во имя прп. Онуфрия Великого муж. монастырь . В 1912 г. (по др. данным, в 1911) настоятелем мон-ря архим. Серафимом (Остроумовым ; впосл. архиепископ) пострижен в монашество с именем Леонтий, 29 окт. 1912 г. Холмский еп. Евлогий (Георгиевский ; впосл. митрополит) возвел его в сан диакона. 20 мая 1913 г. рукоположен во иерея, был в обители казначеем (до 1915). В 1914 г., после начала первой мировой войны, Яблочинский монастырь эвакуировали вглубь России. В 1916 г. Л. был определен в московский в честь Богоявления Господня мужской монастырь . В том же году награжден наперсным крестом. В 1917 г. (по др. данным, в 1916) Л. поступил в МДА, но не успел окончить обучение ввиду закрытия академии в 1919 г. В 1920 г. был возведен в сан игумена. 26 нояб. 1922 г. по ходатайству Суздальского еп. Василия (Зуммера) Л. был назначен в Евфимиев суздальский в честь Преображения Господня мужской монастырь и в том же году утвержден наместником мон-ря. В это время жизнь мон-ря от внутренних и внешних причин пришла в расстройство. Богослужение должным образом и по уставу не совершалось, все хозяйственные дела были запущены, часть братии сочувствовала обновленцам. Л. попытался исправить жизнь монастыря, но столкнулся с упорно враждебным отношением к этим попыткам со стороны братии. В 1923 г. власти закрыли обитель, приспособив ее помещения под лагерь особого назначения. Л. был переведен в храм Смоленской иконы Божией Матери, а затем в храм свт. Иоанна Златоуста в Суздале. Л. восстановил ежедневное уставное богослужение и ежедневную проповедь в храме, чем привлек мн. верующих, к-рые стали приезжать сюда из самых отдаленных мест Владимирской епархии. 20 мая 1924 г. патриарх Московский и всея России свт. Тихон возвел Л. в сан архимандрита.

http://pravenc.ru/text/2463501.html

В последние годы перед войной в Карпатской Руси и в Галиции стало пробуждаться стремление вернуться к вере своих отцов, т. е. к православию. Русское правительство и общество довольно равнодушно относилось к этому тяготению к России и к православию наших западных братьев. В то время как при австрийском Генеральном Штабе, при участии митрополита Андрея Шептицкого, лихорадочно работали над отторжением Малороссии от России и созданием сепаратистического украинского движения, мы ничего не делали для поддержания галицко-русских деятелей; и только отдельные лица, во главе с графом Бобринским и его немногими единомышленниками, горячо взялись за эту работу, встречая ироническое и порою прямо враждебное к себе отношение в наших либеральных, не только общественных, но и правительственных кругах. Поэтому поневоле нам приходилось вести свою работу кустарно и даже до некоторой степени конспиративно. Русофильское движение в Галиции и в Карпатской Руси выдвинуло несколько энергичных деятелей . Имело оно и своих подвижников. Карпато-русский крестьянин Алексей Кабалюк — один из тех, которые всей душою стремились к возвращению в лоно Православной Церкви. Он побывал на Афоне, там принял православие, пришел оттуда ко мне в Холм, и я направил его в Яблочинский монастырь, где его постригли в монашество и где я рукоположил его в священный сан. Снабдив о. Алексея богослужебными книгами и церковной утварью, мы послали его на родину (в Угорскую Русь) в качестве миссионера православия; на его призыв стали откликаться его земляки; некоторых из них он присылал в Яблочинский монастырь, где они и приуготовлялись, по его примеру, к деятельности пионеров православия в Карпатской Руси. Иеромонах Стефан шутя называл их " камергерами " , потому что они приехали в белом одеянии; это были кроткие, серьезные люди, красивой внешности; монахи из них вышли примерные. Прибыла к нам, с тою же миссионерской целью, и сестра о. Кабалюка. Мы ее отправили к матери Екатерине в Леснинский монастырь, где она приняла постриг и вернулась к себе на родину, намереваясь основать там женский монастырь. Карпатская Русь была плодоносной почвой для миссионерской работы, но работать было нелегко. Православных стали преследовать с большой жестокостью: о. Алексея Кабалюка и его сотрудников жандармы били, подвергали арестам; монахинь вогнали ранней весной, в марте, в озеро, где по пояс в воде они простояли несколько часов (почти все на всю жизнь остались калеками); наконец, о. Кабалюка и его последователей посадили в тюрьму, обвинив в государственной измене. Возник громкий Мармарош-Сигетский процесс (в 1910–1911 гг.), который протекал в столь накаленной атмосфере, что граф В.Бобринский, выступавший как свидетель и защитник, едва унес оттуда ноги. Обвиняемые были осуждены и просидели в тюрьме в течение всей войны вплоть до 1917 года; вспыхнувшая в Австро-Венгрии революция вернула им свободу.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Кроме Замухавецкого монастыря, другим оплотом православных в Брестском воеводстве был Яблочинский Онуфриевский монастырь на берегу реки Буга, в 40 верстах от города Белы. Время основания этого монастыря неизвестно; несомненно, что он основан до унии, 843 по получил значение уже во время унии, как один из оплотов православия в этом крае. Прежде он принадлежал к холмской епархии. С 1620 года жил в нем последний православный холмский епископ, Паисий Черкавский, посвященный патриархом Феофаном, но непризнанный королем в этом сане. После того он перешел в ведение луцких епископов. Обитель начала приходить в ветхость, но ее поддержал православный вотчинник села Яблочина, Владислав Лещинский, подкоморий брест-литовский. Он обратился к настоятелю Мелецкого монастыря на Волыни, архимандриту Иосифу Чаплицу, и просил его избрать из среды своей братии способного иеромонаха, который бы мог восстановить Яблочинскую обитель. Чаплиц избрал для сего Макария Корниловича, опытного старца, бывшего наместником Мелецкого монастыря. Макарий возобновил церкви, келлии и прочие монастырские здания, собрал общежительную братию и утвердил порядок монастырской жизни по чину св. Василия Великого . Киевский митрополит Дионисий Балабан, грамотой от 18 сентября 1659 года, утвердив его распоряжения, одобрил его благопопечение и рачительность о св. обители; а местный владелец, граф Андрей Лещинский, узнав, что настоятель Мелецкого монастыря, преемник Чаплица, уклонился в унию, грамотой от 27 октября 1670 года, заявленной в актах брестских, пресек всякое общение своей обители с отступником и предписал ей состоять навсегда под властью православных луцких епископов. Но когда, в начале XVIII века, пресекся ряд православных епископов луцко-острожских, Яблочинский монастырь перешел в ведение митрополитов киевских. 844 Жители Каменца Литовского, построив церковь Воскресения Христова, ходатайствовали об учреждении при ней монастыря. М. Петр Могила в 1637 г. дал им благословенную грамоту на учреждение монастыря, с повелением, чтобы он подчинялся Купятицкому монастырю. Первым игуменом Каменецкого монастыря был из купятицких иноков Макарий Токаревский, принявший впоследствии, на Украине, мученическую кончину от турок.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

На обороте 28 листа написано киноварью: сии роды з града Люблина року ах (1600), а около роду Олесневой року ахн (1608). О роде Павла Оцковича з Бочков говорится: сей род описан року аха , а на следующем листе значится: року афч (1599). Род Поповича из Черное. Тот же год означается далее, а на обороте х (1609) и (1626), род Даниила Чечлеевича с Краснаго Бору. Тем же годом помечены роды Олихвиреня, Матулы, а на обороте ах (1600) роды из града Петрокова Касиочи, Хативича, Охромиев, Скородковича, Цакуновича. На листе 29 роды из града Луцка означены годом ахв. Чеховича, Матюшин. На обороте же роды пана Коляды, Полонской хд, а роды Иезилирович хд – хдк . Тем же годом означен род пана Сапеги Воеводы Минского, причем проти Андрея Сапеги означено року На обороте 31 листа значатся 1608 и 1621 годы, а ниже записан архимандрит Герасим Великонтий, был здесь с 1609 по 1635 год. Таким образом очевидно, что к ранее написанному вписывалось много после, в период унии. Род священника Костридкого отмечается самым поздним годом ахмг (1643 г.). Тогда уния пришла в силу и прежнее отношение к Синодику изменилось. Он долго пропадал и находился. С него сделан был прекрасный список, хранящийся в Виленской публичной библиотеке, с которого сделан был список архимандр. Николаем при помощи о. Досифея (ныне наместника Гродненского Борисо-Глебского монастыря). Но слава Богу, погибавший старый Синодик обретен, и монастырь теперь хранит его тщательно. То, о чем гласит этот Синодик, это открывается по мере его восприятия. Он многое говорит благочестивому человеку, еще более богослову, в особенности же всякому интересующемуся судьбами православия в здешнем крае. 7. Старый Синодик Яблочинского монастыря (Седлецкой губернии Бельского уезда) Основание Яблочинского монастыря относится к XV веку и приписывается благочестивой княгине Богуш. Из грамоты короля Сигизмунда I, данной 1 августа 1552 года, видно, что тогда село Яблочно с монастырем Св. Онуфрия Великого перешло от Ивана Ивановича Забржезинского к Георгию Гличу, после которого владели этим имением князья Сангушки, из коих Феодора вышла замуж за Александра Пронского, наследниками которых были Лещинские.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Русофильское движение в Галиции и Карпатской Руси явило несколько энергичных деятелей (О.Наумович, Добрянский, Дудыкевич, Глушкевич, Бендесюк)... Имело оно и своих подвижников. Карпаторусский крестьянин Алексий Кабалюк – один из тех, кто всей душой стремился к возвращению в лоно Православной Церкви. Он побывал на Афоне, там принял Православие, пришел оттуда ко мне в Холм, и я направил его в Яблочинский монастырь, где его постригли в монашество и где я рукоположил его в священный сан. Снабдив отца Алексее богослужебными книгами и церковной утварью, мы послали его на родину (в Угорскую Русь) в качестве миссионера Православия; на его призыв стали откликаться его земляки; некоторых из них он присылал в Яблочинский монастырь, где они и приуготовлялись, по его примеру, к деятельности пионеров Православия в Карпатской Руси. Иеромонах Стефан шутя называл их «камергерами», потому что они приехали в белом одеении; это были кроткие, серьезные люди, красивой внешности; монахи из них вышли примерные. Я был в Житомире, когда неожиданно явился ко мне отец Алексий Кабалюк. Изможденный, измученный, с гноящейся раной во всю грудь... Оказалось, что, выпущенный из тюрьмы революционерами, он бросился на вокзал и забился в пустой вагон товарного поезда, уходившего на Украину. (В то время австрийцы собирали дань с самостийной Украины и направляли к нам пустые товарные поезда, которые возвращались в Галицию, нагруженные продуктами.) Где-то ночью, на остановке, удостоверившись, что австрийская граница позади, он выскочил и добрался до Житомира. Я послал его к доктору. Опасаясь встречи на Волыни с австрийцами, я отправил его в Киев, где его поместили для лечения в больницу Киево-Печерской Лавры». Террор против русинов во время первой мировой войны корни фашизма В настоящее время издана потрясающая книга В.Р. Ваврика «Терезин и Талергоф» (проект Кирилла Фролова, написавшего к нему обширное историческое введение), посвященная этим преступлениям против человечества. Кроме того, в 1964 году был издан огромный труд П.С. Гардого «Военные преступления Габсбургской монархии 1914–1917 годов»

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Большую рану православию в Польше нанесла Брестская уния. Владыка Авель, архиепископ Люблинский и Холмский, когда был наместником Яблочинского монастыря, даже установил мемориал в память о 500-летии трагической для православия Брестской унии. Против этого памятника было очень много протестов, но владыка твердо отстаивал это намерение, и монумент по сегодняшний день стоит в монастыре. Униатское движение отрицательно повлияло на Церковь. Забрали Супрасльскую лавру почти на 200 лет, множество храмов. Остался один только Яблочинский монастырь. И это также своего рода историческое доказательство: если бы здесь не было восточного обряда, зачем было заключать унию? С кем? Уния сама по себе является историческим доказательством того, что здесь был не только западный обряд. Яблочинский монастырь Хотя я не люблю говорить «западный обряд» и «восточный обряд». Надо называть вещи своими именами: католичество и православие. И если православие не было тогда сильным, зачем велась с ним такая борьба? Множество храмов — более двухсот — массово были разрушены в ХХ веке в три этапа: в начале века, затем в 1932 году и в 1944-м. Это были церкви великие, почитаемые в народе. В книге «Путь моей жизни» митрополита Евлогия (Георгиевского) сколько содержится свидетельств о том, какой жемчужиной было православие, например, в Холмщине. Сегодня владыка Авель возрождает, что может, но много чего утеряно безвозвратно. Что пережили православные — Сейчас в Польше нет гонений на православие, но в каком состоянии Православная Церковь? Есть ли возможности для миссии, или речь идет только о духовном окормлении православной паствы? — В первую очередь, наша миссия ведется внутри Церкви, потому что в результате операции «Висла» в 1944 году многие отпали от православия. Народ специально переселяли на территории, где не было православных храмов, и со временем люди переходили в католичество. Поэтому наша миссия состоит в том, чтобы свидетельствовать об исконном присутствии православия здесь и одновременно давать некий импульс, силу тем, кто живет в страхе. Есть люди, которые пострадали из-за своей веры, потеряли всё. Много тех, кто боится говорить о своем православном вероисповедании, особенно поколение рожденных в 1930-40 годах.

http://pravmir.ru/missiya-byit1/

В обители два храма. Соборная ее церковь , освященная в честь Преображения Господня, переделана в 1894 г. из закрытого костела. Другой храм трапезный, освященный в честь Покрова Богоматери, построен в 1898 году. При обители имеются иконописная мастерская, второклассная церковноприходская школа с приютом на 100 девочек, больница и амбулатория для приходящих больных, которых в год бывает более восьми тысяч. Управляет Спасо-Преображенской обителью игуменья. Седлецкая губерния Мужских обителей 1, женских 2. Мужская обитель Яблочинский Онуфриевский монастырь в Бельском уезде. Эта общежительная первоклассная с 1882 г. обитель расположена на левом берегу р. Западного Буга, в полуверсте от ст. Холмско-Брестской ж. д. «Дубица». Время возникновения монастыря относится к седой древности и не может быть точно установлено, так как документы вместе с монастырским имуществом в 1754 г. были захвачены базилианами, напавшими на обитель. Но с глубокой древности монастыря можно судить по тому, что в нем несмотря на все пожары, разбои, погромы от поляков-католиков, все же до сих пор сохранилось не мало памятников XII века. На иконе Богоматери, сохранившейся в монастыре, имеется дата 1151 г. 10 мая. Так как размер ее, письмо и стиль совершенно одинаковы с храмовой чудотворной иконой прп. Онуфрия, то полагают, что и возникновение обители относится к XII веку, к эпохе процветания православия в Холмщине, когда там, где теперь высятся костелы, были православные церкви. Из одной надписи, сделанной на древнем напрестольном Евангелии, помеченной 16 мая 1624 г., а также и из грамоты, данной в 1659 г. монастырю Киевским митрополитом Дионисием (Балабаном), видно, что Яблочинский монастырь в XV и XVI веке пользовался вниманием окрестных вельмож и народа. Одна польская выпись свидетельствует, что в XVI веке монастырю благотворили князья Радзивиллов, Сангушков, Пронские и Лещинские. Но такого внимания к себе монастырь не мог бы привлечь, если бы внутренняя, нравственный его строй этого внимания не заслуживал. Вообще XVI век и начало XVII были лучшими днями исторической жизни обители. Последующая ее история, почти вплоть до наших дней, представляет собой ряд страниц очень грустных.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

«Вспоминаются мне и ужасы 1905 года, и этот молебен на Красной площади на день святителя Николая, когда все вы и еще многие другие, не боясь великих угроз, не устрашились и пошли все за вашим грешным пастырем, готовые даже принять смерть. Вспоминается мне, как в эти страшные дни Москва казалась как бы осиротелою, когда гремели всюду выстрелы и когда на каждом шагу грозила смерть... Вспоминается, как вы каждый вечер приходили сюда молиться, говеть, исповедоваться и причащаться; и на все были готовы. ...Прошли годы войны и последовавших за нею событий 1905–1906 годов. Измученный тем, что пришлось пережить за это время, я уехал в Оптинский скит на отдых – и здесь снова встретился с тобой. . Сколько чудных вечеров провели мы в беседах! Какие ценные наставления ты мне делал, какие возвышенные речи вел!» Эти слова обращены к старцу Варсонофию. Быстро пролетело время в Оптиной. И снова Богоявленский монастырь, снова ранние обедни, проповеди, работа в Синоде... Декабрь 1906 года. Владыка – опять в дороге. 9 декабря, в субботу, с утренним поездом Преосвященный Трифон, епископ Дмитровский, викарий Московский, прибыл в Яблочинский монастырь. Добрый, религиозный, можно сказать, святой страдалец народ наш оставил в первое посещение Яблочинского монастыря и во дни Холмских торжеств (в августе и в сентябре) в душе епископа Трифона самое светлое впечатление. Душа Преосвященного сроднилась с душою нашего народа. Теперь Преосвященный приехал снова в Яблочинский монастырь, и душа его искала молитвы с народом-страстотерпцем, который в настоящий, ужасный, кровавый век, несмотря на то, что почти всюду расшатались даже самые основы религиозно-христианской жизни, сумел выставить из своей среды целые сонмы мучеников и исповедников. Торжество перенесения иконы преподобного Сергия должно было привлечь массу богомольцев. Преосвященный был встречен в монастыре торжественным колокольным звоном. В храме, который был скромно, но красиво освещен лампадами, собралась братия монастыря. Певчие пропели тропарь преподобному Онуфрию. Началось краткое молебствие. После молебна Преосвященный обратился к братии. Преосвященный говорил о своей радости видеть тех, кого он успел полюбить, рассказывал о своем путешествии в течение отпуска по российским святыням, когда он часто молитвенно вспоминал Яблочинскую обитель, просил и братию молиться за него, слабого труженика великого дела управления Церковью Христовою.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

14 сентября 1904 года в Московском Богоявленском монастыре в присутствии епископа Дмитриевского Тихона Михаил Остроумов принял монашеский постриг с именем Серафим. В сентябре того же года молодой монах был рукоположен в дьяконы, затем принял иерейскую хиротонию. Затем отец Серафим отправился в Оптину пустынь, где как обычный монах был вначале послушником на кухне, а позже - канонархом. Через месяц с небольшим он возвратился в Московскую Богословскую Академию, где 28 октября был назначен на должность исполняющего обязанности доцента кафедры теории и истории гомилетики. СВЯТО-ОНУФРИЕВСКИЙ ЯБЛОЧИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Монастырский Свято-Онуфриевский собор – современный вид. Монастырский Свято-Онуфриевский собор – современный вид. О. Серафим впервые прибыл на Холмщину в 1905 году вместе с профессором М. Тареевым. Тогда он посетил монастыри в Вирове и в Лесной. Полюбил эту землю вместе с ее оригинальным религиозно-национальным характером. В результате, не колеблясь, решил закончить работу в Академии и помочь своему студенческому товарищу, архимандриту Иосифу (Петровых), исполнявшему обязанности настоятеля Свято-Онуфриевского Яблочинского монастыря. Решением от 10 июля 1906 года о. Серафим был переведен в этот монастырь, а 21 сентября назначен на должность заместителя настоятеля. Тогда же, 1906 году, к бывшим однокурсникам – о. Иосифу и о. Серафиму, - присоединился о. Аркадий (Королев), в ту пору еще студент МДА, впоследствии архимандрит и ревностный защитник братии. Годом позже число монахов, имеющих высшее богословское образование, выросло до четырех. Началась настоящая работа с азов. Ее главной целью был подъем экономического благосостояния, а также оживление проповеднической, образовательной и благотворительной деятельности среди окрестных жителей. Вместе с возрождением монастыря начали поступать пожертвования, происходившие главным образом из Москвы, но также и от руководства Церкви и окрестных жителей, которые в новых монахах узрели настоящих хозяев. Это позволило начать капитальный ремонт находящейся в плачевном состоянии главной святыни монастыря – собора преп. Онуфрия.

http://pravoslavie.ru/1860.html

31 декабря 1910 года Лев стал послушником Яблочинского Свято-Онуфриевского мужского монастыря Бельского уезда Седлецкой губернии. Эта обитель, основанная ещё в XII веке, располагается на небольшом речном острове. Преподобного Онуфрия Великого, которому посвящена была обитель, батюшка всю жизнь считал своим духовным учителем. Вскоре умирает его мать, со смертью которой прерывается последняя нить, связывавшая его с миром. В 1912 году в Великий понедельник он был пострижен в монашество с именем Леонтий, в честь священномученика Леонтия, епископа Ростовского. Вскоре возведён в сан иеродиакона, а затем и иеромонаха. Когда началась Первая мировая война (1914 г), братию Яблочинского монастыря, из-за близости фронта, эвакуировали вглубь России. Отца Леонтия определили в Московский Богоявленский монастырь, здесь он был возведен в сан игумена. По ходатайству суздальского епископа Василия (Зуммера) 26 ноября 1922 года Патриарх Тихон назначает игумена Леонтия наместником Суздальского Спасо-Евфимьего мужского монастыря, с возведением в сан архимандрита. Эта древняя обитель насчитывала тогда около ста человек братии, сохранились пять храмов и богатая ризница. Но жизнь в обители пришла в расстройство: не соблюдался богослужебный устав, некоторые монахи сочувствовали обновленцам и встретили нового наместника крайне враждебно: злословили, угрожали, заставляя покинуть монастырь. Через год власти закрыли монастырь. Батюшка остался в Суздале настоятелем двух приходов: Смоленского и свт. Иоанна Златоуста. Ревностное и благоговейное служение о. Леонтия, его живое слово привлекало в Церковь многих людей, но вызывало недовольство властей. С 1930 году о. Леонтия арестовали. Поводом послужила его любовь к колокольному звону. Позже он вспоминал об этом: " Звон тогда был запрещен. А мне так захотелось Господа прославить звоном. Залез на колокольню и давай звонить. Долго звонил. Спускаюсь с колокольни, а меня уже встречают с наручниками " . Заключение о. Леонтий отбывал в Коми АССР, работал фельдшером при дорожно-строительном участке. Все посылки, которые собирали для него духовные дети, батюшка раздавал другим заключенным, ничего не оставляя себе.

http://pravicon.com/info-2783

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010