от Архангельской епархии : от Екатеринбургской епархии : от Московской епархии: Сообщить имена этих святых Предстоятелям братских Поместных Православных Церквей для включения их в святцы.   ЖУРНАЛ 112 В заседании Священного Синода под председательством Патриарха СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия о проходившем с 3 по 8 октября 2005 года официальном визите в Русскую Православную Церковь Блаженнейшего Митрополита Варшавского и всей Польши Саввы . Справка: Блаженнейшего Митрополита Варшавского и всей Польши сопровождали настоятель Яблочинского монастыря архимандрит Георгий (Паньковский) и протодиакон Сергий Бовтручук. В Москве делегацию Польской Православной Церкви сопровождал епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий . 4 октября 2005 года состоялась встреча Предстоятелей Русской и Польской Православных Церквей. Были обсуждены актуальные вопросы церковной жизни. Святейший Патриарх Алексий поблагодарил Польскую Православную Церковь за поддержку канонической Украинской Православной Церкви в ее противостоянии расколу. Блаженнейший Митрополит Савва выразил солидарность с позицией Русской Православной Церкви в отношении униатской экспансии на Украине и подчеркнул, что огорчен переносом резиденции главы Украинской греко-католической Церкви в Киев. В тот же день в Храме Христа Спасителя Предстоятели Русской и Польской Православных Церквей открыли выставку «Православие в Польше: история и современность». Затем в Паломническом центре Московского Патриархата была проведена научная конференция «Польское Православие. Польская Православная Церковь: история и современность». На ней выступил Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва. Вечером 4 октября 2005 года Блаженнейший Митрополит Савва отбыл в Омск. В рамках посещения Омской епархии он в сослужении митрополита Омского и Тарского Феодосия совершил Божественную литургию в Свято-Никольском соборе города Омска и посетил Ачаирский Крестовоздвиженский женский монастырь, где совершил Божественную литургию и водосвятный молебен на источнике близ обители.

http://patriarchia.ru/db/text/1501491.ht...

Св. священномученик Петр Св. священномученик Петр родился в 1891 г. в деревне Тарнаватка (Томашевский уезд). В 1908 г. закончил школу. В годы Первой мировой войны будущий пастырь и святой работал учителем. Тридцатилетний Петр Огризенко ощутил призвание к церковному служению и поступил в Волынскую духовную семинарию в Кременце. После окончания в 1923 г. семинарии женился. В декабре этого же года в Кременце принял дьяконское и священническое посвящение от епископа Люблинского Антония. На протяжении нескольких лет о. Петр был священником Волынской епархии. Служил на многих приходах Владимирского, Дубенского, Луцкого, Гороховского уездов. В 1939 г. Волынь оказалась под властью богоборческого режима, о. Петр вернулся на родную Холмскую землю – на Томашовщину. Поселился в селе Сумин, а вскоре стал настоятелем прихода в Моратине. В ревностной пастырской работе, которую проводил в тяжелых военных условиях, священник особое внимание уделял молодежи. Мученическую смерть принял в селе Чортовец (Замойский уезд), которое входило в его приход. В апреле 1944 г. на Страстной Седмице, в Великий Понедельник, о. Петр служил Божественную Литургию для молодежи вместе с великопостной исповедью. Священника в церковном облачении вывели из церкви. Потом сорвали с него облачение, отвели за село и жестоко замучили. Тело мученика, вероятно, погребено на лугах на месте страданий. Пока место захоронения мученика не установлено. Св. священномученик Сергий Св. священномученик Сергий родился в 1915 г. в деревне Шиховичи возле Грубешова в благочестивой семье Захарчуков. Его отец, о. Николай, был дьяконом и известным регентом церковных хоров на Грубешовщине. Мать святого, Мария, после смерти мужа поступила в Корецкий монастырь на Волыни. Подготовку к священническому служению Сергий прошел в Волынской духовной семинарии и в школе чтецов при Яблочинском Свято-Онуфриевском монастыре. После женитьбы, накануне Второй мировой войны, принял священнический сан. Новопосвященный о. Сергий был направлен на пастырское служение на приход в Наброже на Томашовщине, где в 1938 г. был разрушен храм. Как православный священник, постоянно подвергался бесчисленным опасностям.

http://pravicon.com/info-3601

Валерий Шленов Литература о митрополите Трифоне (Туркестанове) 1 . Пострижение князя Туркестанова в Тифлисской духовной семинарии//Церковные ведомости. СПб., 1890. 3. С. 50–51. 2 . Из тюремного быта//Тюремный вестник. 1895. 9. 3 . Прощание Московской духовной семинарии с бывшим о. ректором ее, преосвященным Трифоном, епископом Дмитровским//Московские церковные ведомости, 1901. 42. С. 496–498. 4 . Дмитриев Д. С. Преосвященный Трифон, епископ Дмитровский, викарий Московский: Наречение его во епископа, хиротония, краткая биография и речи. М., 1902. 5 . Дмитриев Д. С. Исторический очерк Московского Богоявленского монастыря. М., 1902. 6 . Дмитриев Д. С. Воспоминания о праздничных торжествах в Иверской Выксунской женской обители Нижегородской губернии: Впечатления странника-богомольца. М., 1903. 7 . Дмитриев Д. С. Паломничество в обитель преподобного Серафима. М., 1905. 8 . Торжество иконы преподобного Сергия и пребывание епископа Трифона в Яблочинском монастыре. М.: Университетская типография, 1907. 9 . Дмитриев Д. С., свящ. Как я стал священником. Сергиев Посад, 1908. 10 . Памяти княгини В. А. Туркестановой. Шамордино, 1913. 11 . Ставропигиальный Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь. М., 1914. 12 . От амвона архиерейского – на поле брани//Русский паломник. 1914. 35. С. 566. 13 . Соловьев С. М. Возвращение в дом отчий: Четвертая книга стихов, 1913–1915. М., 1915. [Посвящена еп. Дмитровскому Трифону] 14 . Епископ на фронте//Искры. 1916, 37. 15 . Дурылин С. Н. Мария Николаевна Ермолова. М.: Изд-во АН СССР, 1953. 16 . Иеродиакон Феофан (Штурм М. В.). Памяти митрополита Трифона: К 20-летию со дня кончины//Журнал Московской Патриархии, 1954. 10. С. 24–26. 17 . Иеродиакон Феофан (Штурм Михаил Всеволодович, бывший иподиаконом митрополита Трифона). Светлой памяти митрополита Трифона (воспоминания). Б. г. 5 с. Текст рукопись, машинопись. 18 . Михайлов А. Павел Корин. М.: Советский художник, 1965. 19 . Краснов-Левитин А. Э. Лихие годы, 1925–1941: Воспоминания. Париж: YMCA- Press, 1977.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

Преосвященный Тихон полушутливо пугал нас новым архиереем. Я вместе с ним отправился в Варшаву встречать новое начальство. Первое впечатление было благоприятное, хотя, конечно, не могло быть той близости и теплоты, к которым мы привыкли… – Вскоре, на Пасхальной неделе, я к вам приеду, — с первых слов заявил мне архиепископ. И верно — приехал. Я встретил его по чину, в семинарском храме, с «цветами красноречия». Епископ Тихон устроил ему завтрак, сказал приветственную речь. Архиепископ Иероним, мягкий, деликатный, тонкий в обхождении, тоже ответил речью, а потом спросил епископа Тихона прямо, без обиняков: – Ваше Преосвященство, откуда вам известно, что новый архиерей враждебно относится к монашеству? – Это болтовня… — смутился преосвященный Тихон. – Прошу судить по фактам — не по сплетням. Про меня кому–то из свиты тоже сказал то, что подумал: – У ректора на голове митра в виде лукошка, — намекая на мою дешевенькую митру. Впоследствии архиепископ Иероним меня очень полюбил, часто приглашал к себе в Варшаву, с моим мнением считался, и мои служебные отношения наладились с ним, так же как и с архиепископом Флавианом. Вскоре после его приезда состоялось назначение епископа Тихона в Америку, а его место занял настоятель Яблочинского монастыря архимандрит Герман. Все решилось в Петербурге без ведома архиепископа Иеронима, который был этим обижен и к навязанному ему викарию относился потом холодновато. Он не скрывал от приближенных, что хотел иметь викарием меня. Архимандрит Герман был обязан своим назначением хлопотам игумений местных женских монастырей (о них потом я скажу особо), в частности — настоятельнице Леснинской обители матушке Екатерине: она расхвалила его в Петербурге. Архимандрит Герман умел ладить с женскими монастырями и пользовался большим расположением, нежели епископ Тихон, которого монашенки недолюбливали. Эта женская протекция дала повод владыке Иерониму к ироническому замечанию: – Архимандрит Герман на монашеских юбках, как на парусах, выезжает. Епископ Герман был человек неуравновешенный, но веселый, остроумный, неглупый, мастер рассказывать анекдоты. Об аскетических подвигах он мало ревновал. Нервный и неровный в обращении, он с народом и с духовенством бывал часто груб. Семинаристов терпеть не мог, ибо из–за них не удалась его духовно–учебная служба, когда его из инспекторов семинарии послали в монастырь, — «Вы их жмите! Вы не улыбайтесь, а слушайте меня…» — говорил он мне.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

К нам в Холм, на обратном пути из Японии, заехал архимандрит Сергий (Страгородский)  . Он был назначен в Японскую миссию к известному апостолу православия архиепископу Николаю, не выдержал сурового режима и должен был вернуться в Россию. Епископ Герман и архимандрит Сергий были приятелями; они одновременно приняли постриг и были названы «Сергием» и «Германом» в память преподобных Сергия и Германа, подвижников Валаамских. Я тоже был с архимандритом Сергием добрых отношениях. Пригласил его служить в нашем семинарском храме вместе с епископом Германом; богослужение, помню, совершалось на греческом языке, в котором все мы были не очень сильны: «Ходили, как по тонкому льду», по остроумному замечанию присутствовавшей на богослужении м.игуменьи Екатерины. Настроение у архимандрита Сергия было невеселое — он был в большом смущении от своей неудавшейся миссии в Японии. В другой раз архимандрит Сергий посетил Холм будучи уже епископом и ректором Петербургской Академии. Епископ Герман увез своего друга в Яблочинскии монастырь. Однажды они решили съездить на монастырское Белое озеро — поудить рыбу. Сели в шарабан: епископ Герман — за кучера. Дорогой лошадь понесла, шарабанчик опрокинулся, вожжи запутались… — и оба седока чувствительно пострадали: Сергий вывихнул руку, а у Германа все лицо — в ссадинах. Беда была бы все же не столь серьезна, если бы не извещение, что через неделю в Холм прибудет Государь и что архиепископ Иероним, по преклонности возраста и недомоганию, из Варшавы не приедет. Это значило, что встречать Государя должен епископ Герман. А как в таком виде встречать? Сергия увезли в Брест — вправлять руку, епископ Герман стал спешно залечивать обезображенное лицо. С помощью всяких присыпок и примочек он, к счастью, приобрел через неделю сравнительно благообразный вид — и отлично, красивою речью, встретил Государя. Все обошлось так хорошо (Государь пробыл два дня), что епископ Герман удостоился «высочайшей» награды — ему пожаловали огромную дорогую панагию, тем самым отметив неудовольствие, вызванное отсутствием архиепископа Иеронима.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОНУФРИЙ Сщмч. Онуфрий (Гагалюк), архиеп. Курский и Обоянский. Фотография. 20-е гг. ХХ в. Сщмч. Онуфрий (Гагалюк), архиеп. Курский и Обоянский. Фотография. 20-е гг. ХХ в. (Гагалюк Антоний Максимович; 2.04.1889, посад Ополе Новоалександрийского у. Люблинской губ. (ныне город, Польша) - 1.06.1938, г. Благовещенск Дальневосточного края (ныне Амурской обл.)), сщмч. (пам. 19 мая, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Курских святых; Польской Православной Церковью включен в Собор св. мучеников Холмских и Подляшских), архиеп. Курский и Обоянский. Отец О. состоял лесником в казенном лесничестве, где проживал в 7 верстах от ближайшей деревни и в 37 верстах от Новоалександрии (ныне г. Пулавы Люблинского воеводства). В 1894 г. дом лесника подожгли занимавшиеся незаконной рубкой леса крестьяне; отец О. скончался от ожогов. По просьбе матери Екатерины (впосл. мон. Наталия) Антоний был принят в сиротский приют в г. Люблине, куда поступила и его мать в качестве повара. Там же окончил церковноприходскую школу, учился хорошо и был отправлен на средства приюта в Холмское ДУ. В 1904 г. окончил уч-ще с отличием и был принят в Холмскую ДС. За месяц до окончания семинарии заболел. Как он вспоминал позже, во время болезни ему было видение. Некий старец-пустынник сказал, что он должен избрать путь церковного служения и принять монашество. Антоний дал себе такой обет и вскоре выздоровел. Позже на иконе он узнал в явившемся к нему прп. Онуфрия Великого . В 1911 г. окончил семинарию по 2-му разряду и поступил в СПбДА. Летом 1913 г., по окончании 2-го курса академии, был послан в Яблочинский во имя преподобного Онуфрия Великого мужской монастырь Холмской губ. читать лекции по богословию на курсах, организованных для группы прибывших из Галиции учителей. Перед отъездом в академию тяжело заболел; как О. сообщал позже, ему вновь явился прп. Онуфрий Великий, укоривший его за неисполнение данного 2 года назад обета.

http://pravenc.ru/text/2578455.html

Февраля 6 (19) Священномученик Василий (Надеждин) Составитель И. И. Ковалева Священномученик Василий родился 12 января 1895 года в Москве в семье служащего Дворцового управления Федора Алексеевича Надеждина и его супруги Софии Павловны и был во святом крещении наречен Василием в честь святителя Василия Великого . У Федора Алексеевича было три мальчика и три девочки, Василий был пятым ребенком в семье. По семейному преданию, как-то отрок Василий проводил до дома старого больного священника, который, благословив мальчика иконой святителя Николая, предсказал ему, что он станет священником, что впоследствии и сбылось. Примером веры и благочестия для отрока Василия были родители, со всей полнотой ответственности относившиеся к христианскому воспитанию своих детей. Федор Алексеевич Надеждин, уже в преклонных летах, писал своей невестке Елене Сергеевне Надеждиной: «В старину я слышал изречение: «Дети – благословение Божие». Оглядываясь на прожитое мною долголетие и припоминая виденное мною в течение этого долголетия, конечно, я непререкаемо убедился в великой правде этого изречения. И меня лично не раз спасало от многих житейских искривлений сознание о моем долге и обязанностях перед детьми, в чем и видел благословение Божие». Федор Алексеевич многие годы был старостой Покровской церкви, находившейся в Большом Левшинском переулке. Так судил о нем Господь, что кончина его последовала 14 октября 1935 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы. В 1910 году, по окончании Заиконоспасского Духовного училища, Василий Надеждин поступил в Московскую Духовную семинарию. С четырнадцати лет он пел в церковном хоре Покровского храма, а впоследствии и регентовал, организовав хор из прихожан. Большое участие в жизни Василия принимал его родственник по отцу архиепископ Анастасий (Грибановский) . В мае 1914 года Владыка Анастасий получил назначение на Холмскую кафедру. По его приглашению летом того же года Василий посетил Холм; май 1915 года он также провел в Холмской епархии. Вместе с владыкой Анастасием он ездил в Леснинский Богородицкий монастырь. Несколько дней в мае 1915 года Василий Федорович прожил в Яблочинском Онуфриевском мужском монастыре. Делясь с родителями своими путевыми впечатлениями, он писал: «Я теперь очень сблизился и подружился с архимандритом Сергием 5 … Мы с ним не расставались, ходили пешком в их Белозерский скит, и я пришел в восторг, когда увидел Белое озеро… переплыли его на лодке…

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

8 апреля 1873 г. он был возведен в сан архиепископа. От постоянной борьбы с полонизмом, иезуитизмом и от разнообразных и непосильных трудов, Преосв. Леонтий, по его собственным словам, «измучился и здоровье испортил”. 2 окт.1874 г. он был перемещен на Херсонскую кафедру. Послание его к пастырям и пастве Херсонской епархии от 25 дек. 1874 г. представляет литературный памятник забот преосвященного о новой своей пастве. 16 ноября 1875 года состоялось перемещение его в Холмско – Варшавскую епархию, в самое главное средоточие полонизма, как испытанного стража и борца за православие. С этого времени начинается блестящий период 16-летней архипастырской деятельности Преосв. Леонтия, подробное и обстоятельное изображение которой находится в изданных П.Н.Батюшковым обширных исторических описаниях Подолии и Холмской Руси. Ему предстояла трудная и сложная задача утвердить в православной вере воссоединившихся в 1875 году униатов с православной Церковью» Для этой цели и вообще для возрождения русского духа в Холмско-Варшавской епархии и утверждения православия в Привисленском крае им увеличен был состав причтов почти во всех городских церквах, восстановлено много пришедших в разрушение во времена унии православных храмов, а также устроено много новых; возобновлены в Холме и Замостье православные братства, открыто при Варшавском кафедральном соборе Свято­Троицкое братство, Яблочинский мужской монастырь, древний памятник православия в крае, был преобразован и возведен на степень первоклассного; в Посаде Лесне, во времена унии бывшем центром латинской пропаганды, устроена православная женская община. В целях возвышения умственного и нравственного уровня духовенства и авторитета его в глазах иноверцев. Преосв. Леонтий преобразовал Холмскую бывшую униатскую семинарию по образцу русских православных семинарий, для которой, по его требованиям, выстроено было прекрасное здание в Холме. Здесь же вскоре открыто было духовное училище, преобразованное из бывшей причетнической школы. Преосв. Леонтий усилил благочиннический надзор за приходским духовенством, исходатайствовал от правительства увеличение окладов жалованья духовенству. Заботясь об умственном и нравственном просвещении народа Преосв. Леонтий восстановил церковные братства и усилил их деятельность, увеличил число церковно-приходских школ и церковно-приходских попечительств, устроил приюты при Яблочинском монастыре и Леснинской общине, усилил церковную проповедь .

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Состоялось прославление в лике святых мучеников Холмских и Подляшских (версия для печати)/Православие.Ru Состоялось прославление в лике святых мучеников Холмских и Подляшских Православие.Ru , 25 июня 2003 г. В 7-8 июня 2003 года в Польше состоялись торжества в честь прославления в лике святых сонма новомучеников Польской Православной Церкви. 20 марта Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва и Священный Синод Польской Православной Церкви приняли решение о причислении к лику святых мучеников Холмских и Подляшских, пострадавших в середине XX века. Прославление мучеников состоялось в городе Холме 8 июня 2003 года. В торжествах, которые возглавил Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва, приняли участие все архипастыри Польской Церкви, представители Поместных Православных Церквей, духовенство и множество мирян. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в торжествах участвовал епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий. 7 июня иностранные гости - участники торжеств направились в город Люблин. В православном кафедральном храме города гостей тепло приветствовал архиепископ Люблинский и Холмский Авель. Участники торжеств также побывали в бывшем фашистском концентрационном лагере Майданек в окрестностях Люблина, где совершили молитву о безвинно убиенных в годы Второй мировой войны. Вечером того же дня все участники торжеств прибыли в Холм. В ограде кафедрального собора города под специально устроенной сенью состоялось Всенощное бдение, по окончании которого была отслужена панихида по новомученикам. 8 июня Блаженнейший Митрополит Савва в сослужении архипастырей и духовенства Польской Православной Церкви и иностранных гостей в священном сане совершил чин канонизации мучеников Холмских и Подляшских. Деяние Священного Синода Польской Церкви о канонизации мучеников огласил архиепископ Лодзинский и Познанский Симон. После чина канонизации была совершена праздничная литургия. На богослужении присутствовали представители Президента Польши А.Квасьневского, градоначальников Люблина и Холма, члены дипломатического корпуса. Состоялся молебен новопрославленным мученикам, по окончании которого Блаженнейший Митрополит Савва обратился с посланием к чадам Польской Православной Церкви. В этот же день состоялся торжественный прием, на котором были оглашены приветствия и поздравления от Предстоятелей Поместных Православных Церквей, Президента Польши, мэров Люблина и Холма.Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Блаженнейшему Митрополиту Варшавскому и всея Польши огласил епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий. В день праздника представители Православных Церквей совершили паломничество в Яблочинский мужской монастырь, где были встречены настоятелем и братией.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

К нам в Холм, на обратном пути из Японии, заехал архимандрит Сергий (Страгородский) . Он был назначен в Японскую миссию к известному апостолу православия архиепископу Николаю, не выдержал сурового режима и должен был вернуться в Россию. Епископ Герман и архимандрит Сергий были приятелями; они одновременно приняли постриг и были названы " Сергием " и " Германом " в память преподобных Сергия и Германа, подвижников Валаамских. Я тоже был с архимандритом Сергием добрых отношениях. Пригласил его служить в нашем семинарском храме вместе с епископом Германом; богослужение, помню, совершалось на греческом языке, в котором все мы были не очень сильны: " Ходили, как по тонкому льду " , по остроумному замечанию присутствовавшей на богослужении м. игуменьи Екатерины. Настроение у архимандрита Сергия было невеселое — он был в большом смущении от своей неудавшейся миссии в Японии. В другой раз архимандрит Сергий посетил Холм будучи уже епископом и ректором Петербургской Академии. Епископ Герман увез своего друга в Яблочинскии монастырь. Однажды они решили съездить на монастырское Белое озеро — поудить рыбу. Сели в шарабан: епископ Герман — за кучера. Дорогой лошадь понесла, шарабанчик опрокинулся, вожжи запутались… — и оба седока чувствительно пострадали: Сергий вывихнул руку, а у Германа все лицо — в ссадинах. Беда была бы все же не столь серьезна, если бы не извещение, что через неделю в Холм прибудет Государь и что архиепископ Иероним, по преклонности возраста и недомоганию, из Варшавы не приедет. Это значило, что встречать Государя должен епископ Герман. А как в таком виде встречать? Сергия увезли в Брест — вправлять руку, епископ Герман стал спешно залечивать обезображенное лицо. С помощью всяких присыпок и примочек он, к счастью, приобрел через неделю сравнительно благообразный вид — и отлично, красивою речью, встретил Государя. Все обошлось так хорошо (Государь пробыл два дня), что епископ Герман удостоился " высочайшей " награды — ему пожаловали огромную дорогую панагию, тем самым отметив неудовольствие, вызванное отсутствием архиепископа Иеронима.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010