929 ...храмины похвалив... – Лжедмитрий велел построить в Кремле новый деревянный дворециз двух корпусов для себя и для Марины, а внутреннее убранство их велел сделать по польскому образцу. Эти нововведения не понравились москвичам. 930 ...юноша, иже ему много любим бе... – Очевидно, сам Хворостинин. (Это следует далее из текста). 931 Како Михаил царь... владыко нашъ Устиниян... – Хворостинин сравнивает здесь Лжедмитрия с византийским императором Михаилом III (842–867), который прославился своей разгульной жизнью. Юстиниан (527–565), византийский император; при нем была сооружена церковь Софии в Константинополе – замечательное сооружение византийской архитектуры. 932 ...како Волтасаръ, царь перский... – По преданию, отразившемуся в Библиии у древнегреческих авторов, в ночь взятия Вавилона вавилонский царь Валтасар устроил пир. В разгар пира таинственная рука начертала на стене слова, предрекавшие гибель Вавилона. 934 Ничтоже страданием претив ми... – Хворостинин не выдерживает до конца повествования от лица «некоего юноши» и переходит к рассказу от первого лица. 936 И властию его извергается... и церковный чинъ объемлет. – В свое время Отрепьев служил патриарху Иову и был ему хорошо известен. Поэтому еще до въезда самозванца в Москву Иов был арестован приверженцами Лжедмитрия и с позором отправлен в монастырь. Этой ситуации – воцарению Игнатия на патриаршеском престоле – Хворостинин находит точную аналогию в византийских хрониках, сравнивая Иова и Игнатия с византийскими патриархами Германом и Анастасием: 17 января 730 г. император Лев III собрал заседание синклита и предложил высшей знати подписаться под эдиктом, запрещающим иконопочитание. Патриарх Герман категорически отказался, тогда он был смещен и заменен иконоборцем Анастасием. 941 ...якоже и быстъ. – Василий Шуйский был избран в цари через два дня после смерти Лжедмитрия I. 942 ...искони б властолюбцы, а не боголюбцы. – Шуйских обвинили в попытке захватить власть в первые дни после утверждения Лжедмитрия I в Москве (Платонов С. Ф. Очерки по истории Смуты. СПб., 1910. С. 272).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Терпение и страдания защитников Православия и исповедников, заключенных в коммунистических тюрьмах, борьба и самопожертвование приснопамятного Патриарха Юстиниана (Марины), а также духовные деяния трудолюбивых и преданных священников являются доказательствами веры и жертвенности румынского народа, которые мы должны оценивать и сохранять в памяти», — говорится в послании. После сугубой ектении были вознесены молитвы на румынском, церковнославянском и албанском языках и возглашена «Вечная память» отошедшим ко Господу исповедникам и защитникам Православия во всех странах, где существовали богоборческие коммунистические режимы. Святейший Патриарх Кирилл помолился о упокоении душ усопших рабов Божиих «в годину гонений за веру Христову и правду пострадавших и убиенных, от болезней, глада и хлада в темницах и узах скончавшихся архипастырей, пастырей, монашествующих и мирян, ихже имена Ты Сам, Господи, веси». Состоялось чествование молившихся за богослужением румынских священнослужителей и мирян — бывших узников тюрем, пострадавших от безбожной власти в годы богоборчества и гонений. Блаженнейший Патриарх Даниил вручил каждому из них высшую награду Румынской Православной Церкви — Патриарший крест. По завершении Литургии по просьбе Блаженнейшего Патриарха Румынского Даниила Святейший Патриарх Кирилл обратился со словом к участникам торжеств: «Ваше Блаженство, возлюбленный о Господе Блаженнейший Патриарх Даниил! Дорогие владыки — Предстоятели Поместных Церквей! Дорогие Высокопреосвященные владыки Румынской Православной Церкви! Священнослужители! Братья и сестры! Хотел бы сердечно поблагодарить Ваше Блаженство за возможность вместе с Вами, с собратьями, прибывшими в Бухарест, а также с епископатом Румынской Церкви, при стечении верующего народа, совершить Божественную литургию и вспомнить всех тех, кто пострадал за Христа в тяжелые годы XX века. Известно, что кровь мучеников — семя христианства, и мученики и исповедники, которые погибли в XX веке в наших странах, несомненно, молятся за всех нас. 

http://patriarchia.ru/db/text/5047592.ht...

29 нояб. 1939 г. митрополитом Молдавским стал Ириней (Михэлческу) , выпускник Богословского факультета Бухарестского ун-та, получивший докторскую степень по философии в Лейпцигском ун-те. С 1904 по 1939 г. он был профессором кафедры догматического богословия при Богословском факультете Бухарестского ун-та. Автор десятка богословских работ в области догматики, апологетики, истории религий, мн. переводов сочинений святоотеческой лит-ры, сотен статей, учебников для богословских фак-тов. Став митрополитом, он много сделал для журнала митрополии. В авг. 1947 г. удалился в женский монастырь Агапия, где скончался 5 апр. 1948 г. Предстоятельство митр. Юстиниана (Марины) было недолгим (избран 19 нояб., интронизирован 28 дек. 1947): 27 февр. 1948 г. он стал местоблюстителем Патриаршего престола, 24 мая избран 3-м патриархом РумПЦ (интронизирован 6 июня 1948). Новый митрополит был избран спустя 2 года: 26 февр. 1950 г. им стал архиеп. Марамурешский Севастиан (Русан). В условиях коммунистического режима в Румынии он проявлял заботу о монашеских семинариях при мон-рях Нямецком, Агапия и Вэратек. Стремясь оградить мон-ри от вмешательства в их жизнь светских властей, он распространил практику создания при мон-рях ремесленных мастерских. С 1952 г. провел реставрацию ряда церквей митрополии, пострадавших во время второй мировой войны. В проповедях неоднократно говорил о влиянии представителей власти на жизнь Церкви, стремился оградить иереев и паству от политики, что сделало его неблагонадежным в глазах нового режима, установившего за ним надзор органов безопасности. Он скончался 15 сент. 1956 г. при загадочных обстоятельствах, что породило слухи о его отравлении. 10 янв. 1957 г. митрополитом Молдовы и Сучавы был избран митр. Трансильванский Иустин (Мойсеску) . Он получил богословское образование на богословском фак-те Афинского ун-та, продолжил образование на фак-те римско-католич. богословия Страсбургского ун-та, в Афинах защитил докт. дис. «Евагрий Понтийский: Жизнь, произведения и учение», премированную Афинской АН в 1937 г.

http://pravenc.ru/text/2564050.html

С западной стороны, близ монастырских стен, на кладбище построена двухэтажная церковь мученика Трифона (сер. XIX века), на нижнем этаже которой находится костница. В стеклянной витрине помещены мощи преподобного Стефана Синаита, сидящего и держащего в руке посох. Первый храм на вершине горы Моисея был построен, согласно Феодориту Кирскому, преподобным Иулианом (Саввой) Осроенским в 360–363 годы. Остатки этого очень небольшого здания обнаружены при раскопках 1998 года. При императоре Юстиниане из блоков красного гранита была построена большая трехнефная базилика с апсидой, полуциркульной внутри и пятигранной снаружи. Кровля была деревянной; сохранились фрагменты богатого архитектурного убранства. Эта базилика была давно заброшена. В начале ХХ века на основании восточной части северного нефа стояла небольшая часовня архангела Михаила, позже разобранная. В 1934 году на месте восточной половины главного нефа базилики был построен храм Святой Троицы, с использованием сполий и включением фрагмента стены апсиды. Южнее церкви Святой Троицы находится пещера, в которой пророк Моисей пребывал в течение 40 дней перед тем, как получить скрижали завета. Другая пещера расположена рядом с церковью, слева. По преданию, в ней находился Моисей, когда Господь показал ему славу Божию. На пути к вершине горы Моисея находится церковь Пресвятой Богородицы Экономиссы. Время ее возникновения неясно. Название церкви связано с происшедшим здесь чудом: однажды, когда монахи были готовы оставить монастырь святой Екатерины из-за отсутствия лампадного масла, Пресвятая Богородица явилась эконому и приказала им вернуться, пообещав, что монастырские сосуды никогда не оскудеют. Рассказ об этом событии изложен Абу-аль-Макаримом (нач. XIII b.) и Титмаром (1217). Существующее в настоящее время прямоугольное в плане здание, примыкающее восточной частью к скале и имеющее небольшую пристройку с северной стороны, построено относительно недавно. На пути к вершине было сооружено 10 ворот (по числу заповедей), в настоящее время сохранились ворота Исповедания (на уровне церкви Пресв. Богородицы Экономиссы) и ворота святого Стефана (рядом с пещерой пророка Илии). Церковь во имя пророка Илии на горе Хорив существовала уже в IV веке. Она была построена рядом с пещерой, где пребывал пророк Илия, скрываясь от Иезавели, и где Господь явился ему как «веяние тихого ветра» и говорил с ним. Средневековое здание не сохранилось. Современная церковь во имя пророков Илии и Елисея, восстановленная в 1901 году на средства иеромонаха Каллиста, состоит из двух объемов; придел пророка Илии включает в себя пещеру пророка. На горе Хорив сохранились парекклисионы великомученика Пантелеимона, праведной Анны, святого Иоанна Предтечи, святой Марины и в честь пояса Пресвятой Богородицы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

К юстиниановскому времени относится мозаика в апсиде работы константинопольских мастеров. Основная композиция – «Преображение Господне» – заключена в пояс с оглавными изображениями святых в медальонах: в верхней части – апостолов, в нижней – ветхозаветных пророков; в стыках этой рамы, в верхней части, – крест, справа – синайский игумен Лонгин, слева – диакон Иоанн. Над конхой – фигуры двух летящих Ангелов, выше – две композиции с пророком Моисеем: «Пророк Моисей перед Неопалимой Купиной» (слева), «Пророк Моисей принимает завет» (справа). Впоследствии архитектура базилики претерпела ряд несущественных изменений. В XI веке был пристроен нартекс, не доходящий до линии южной стены базилики из-за необходимости оставить пространство между храмом и так называемой башней Елены. Главный вход в него был устроен с запада, примерно по оси базилики. После пристройки нартекса были сделаны проходы из него в каждый из нефов. Соединением восточных стен пастофориев был образован придел Неопалимой Купины с небольшой полуциркульной апсидой. Над местом, где росла Купина, был сооружен престол. Купина пустила за пределы апсиды побег, от которого в настоящее время вырос куст. Пастофории были перекрыты куполами. В боковых помещениях были устроены приделы, причем некоторые помещения были разделены перегородками. В настоящее время в северном пастофории находится придел апостола Иакова, брата Господня, в южном – Синайских и Раифских мучеников. В северной башне находится придел святой Марины, в следующем помещении, разделенном надвое, – приделы равноапостольных Константина и Елены и священномученика Антипы, епископа Пер гамского. В помещении, примыкающем к северному пастофорию, располагается са крис тия, в примыкающем к южному – ризница. Далее, в перегороженном помещении за южным нефом, разместились приделы праведных Иоакима и Анны и преподобного Симеона Столпника, в южной башне – бессребреников Космы и Дамиана. От первоначального убранства сохранились кипарисовые двери между нартексом и наосом, украшенные 28 панелями с резными изображениями растений и животных. Первоначальный престол, опирающийся на 5 мраморных колонн, вставлен в деревянное обрамление XVII века. Две плиты от первоначальной алтарной преграды (с изображением креста и газелей) включены в структуру надгробия великомученицы Екатерины XVIII века в апсиде. Колонны сделаны из гранита. Базилика с ее убранством представляет собой пример характерного для ранневизантийской провинциальной архитектуры. Из поздних элементов декорации следует упомянуть дверь фатимидского времени (кон. X – нач. XII b.) с резными панелями, главный иконостас критской работы (1612), изразцы придела Неопалимой Купины, изготовленные в XVII веке в Дамаске, пол, устланный красивыми мраморными плитами (1715 г., мастер Насралла из Дамаска), древний синтрон, перестроенный в конце XVIII века. Потолок базилики выполнен из ливанского кедра и расписан в XVIII веке звездами на синем фоне.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Начало Патриаршества Н. пришлось на время обострения политических отношений между Египтом и Израилем. АПЦ столкнулась с заметным сокращением численности греч. населения в Египте и др. странах Африки. Особое значение Н. придавал миссионерской работе среди африкан. народов, к-рая сопровождалась открытием храмов, а также школ, больниц и др. социальных учреждений. Целями его пастырских визитов были Кения и Уганда (1969), Судан и Бурунди (1970), Ливия, Тунис, Алжир и Марокко (1971), Демократическая Республика Конго (1974), Судан, Эфиопия, Джибути и Камерун (1977) и т. д. Особенный успех миссионерская деятельность имела на территории Кении, Танзании, Заира и Нигерии. В период Патриаршества Н. в Юж. Африке были основаны митрополии Родезийская (см. Зимбабвийская митрополия ) и Мыса Доброй Надежды (с центром в г. Кейптауне); состоялись 3 первые епископские хиротонии коренных африканцев. Н. много сделал для благоустройства внутренней жизни АПЦ. Его стараниями в Александрии близ Благовещенского собора было приобретено новое адм. здание Патриархии, к-рая до того размещалась в мон-ре св. Саввы Освященного; в самом мон-ре и в храме свт. Николая в Каире были произведены масштабные реставрационные работы. 21 нояб. 1971 г., после капитальной перестройки, состоялось торжественное освящение здания Патриархии при участии Румынского патриарха Юстиниана (Марины) и представителей других Поместных Церквей, в т. ч. РПЦ. В 1974 г. АПЦ торжественно отметила 1600-летие со дня преставления свт. Афанасия I Великого . В мероприятиях, к-рые проходили 15-23 июня в Каире и Александрии, также участвовали представители РПЦ и др. Поместных Церквей. Патриарх Александрийский Николай VI сослужает Патриарху Московскому и всея Руси Пимену в день его интронизации. Фотография. 3 июня 1971 г. Патриарх Александрийский Николай VI сослужает Патриарху Московскому и всея Руси Пимену в день его интронизации. Фотография. 3 июня 1971 г. Н. активно развивал международные церковные связи. Он неоднократно посещал Константинопольскую Православную Церковь (февр.

http://pravenc.ru/text/2566050.html

В VIII - 1-й пол. IX в. в П. распространилось иконоборчество . Отсюда происходили 2 К-польских патриарха-иконоборца (бывш. епископы Силея): Константин II (754-766) и Антоний I Кассимата (821-837). Одним из лидеров иконоборцев на Иерийском Соборе в 754 г. был митр. Пергский Сисиний Пастилла, осужденный на VII Вселенском Соборе в 787 г. ( Theoph. Chron. P. 427). Однако в эту же эпоху земли от Силея до Сики в Исаврии считались хорошим убежищем для монахов-иконопочитателей (PMBZ, N 877). В 843 г. митрополитом Силейским был поставлен Петр, бывш. игумен Ираклийского мон-ря в Вифинии (ActaSS. Nov. Vol. 2. Pars 1. P. 369, 429). Монашество в П. известно с ранневизант. эпохи. При имп. Юстиниане I были учреждены носокомий святых Космы и Дамиана и птохей арх. Михаила в гавани Перги, связанные, вероятно, с монастырями ( Procop. De aedif. V 9, 37-38). В нач. IX в. на пути из Св. земли в Византию прп. Леонтий Мироточивый проповедовал в Атталии и построил на соседней горе Контовакий 7 храмов и домов для паломников. В IX в. в Силее жил столпник Евстратий, постригший в монахи прп. Антония Нового (BHG, 142; Βος Αντωνου το μεγλου// Παπαδπουλος-Κεραμες Α. Συλλογ Παλαιστινς κα Συριακς γιολογας//ППС. 1907. Т. 19. Вып. 3(57). С. 202). В нач. X в. митрополит Силейский изгнал игумена и монахов из мон-ря Вима (RegPatr, N 746, 747). В мон-ре в Фогле в сер. XI в. существовал скрипторий ( Lake К. and S. Dated Greek Minuscule Manuscripts to the Year 1200. Boston, 1937. Vol. 7. P. 1). Родительский дом некоего обращенного в христианство иудея в Атталии был превращен в мон-рь Воскресения Христова (RegImp, N 1327, 1369). Средневизантийские обители известны в Паламутдюзю и Авданджике; остатки мон-ря комниновской эпохи сохранились в Кислечукуру к западу от Антальи. В средневизантийский период возник мон-рь в Аланье, откуда в 1231 г. 13 мучеников убежали на Кипр (BHG, N 1198). В монахи постригся владелец Алары, использовавший до 1221 г. свой замок как мон-рь ( Duda H. W. Die Seldschukengeschichte des Ibn Bibi. Kbh., 1959. S. 109). В XIV в., при кипрском правлении, в П. к северу от Атталии существовал монастырь св. Марины, а к западу - монастырь Пяти святых.

http://pravenc.ru/text/2578772.html

Игумену же монастыря явился ангел, который сообщил о святых останках Олимпиады, повелел их взять и положить на жертвенник в церкви. При этом двери храма открылись сами собой. Такое видение повторилось, и игумен узрел в этом Божью волю. Братия монастыря с крестом и Евангелием встретили святые мощи Олимпиады и перенесли их в храм святого Фомы. По преданию, множество больных получили исцеление от мощей святой Олимпиады. Через 200 лет на местечко Врохдис напали дикари, которые сожгли и монастырь, и храм святого Фомы, но мощи Олимпиады остались невредимыми. Узнав об этом, Константинопольский патриарх Сергий повелел перенести святые ее мощи в столицу. При перенесении их из нетленного тела Олимпиады потекла кровь, что было принято как знак бескровного мученичества святой исповедницы. Рака с нетленными мощами святой Олимпиады была поставлена в основанном ею монастыре. Известно, что после Марины настоятельницей монастыря стала другая ее родственница – диакониса Елисандия. Примерно в VI веке монастырь был упразднен, но в VII веке, при Юстиниане, он был восстановлен при игумении Сергии. Она же и составила жизнеописание святой основательницы монастыря, добавив и некоторые подробности истории обители. Говоря об многочисленных исцелениях от святых мощей, она не пожелала рассказать об отдельных конкретных случаях, заметив: «Блаженны, не видевшие, но уверовавшие». И добавила, что если бы она пожелала в малой мере перечислить все деяния святой, у нее не хватило бы времени для повествования о них. Святая Олимпиада вслед за своим учителем была причислены к лику святых, и имя ее вписано диптихи Православной Вселенской Церкви. Русская Православная Церковь поминает ее 25 июля/7 августа, в день ее преставления, как исповедницу, бескровную мученицу, подвижницу и великую праведницу, которая своей жизнью оставила нам пример христианского самоотвержения, доведенного до высшей степени возможного на земле совершенства. скрыть способы оплаты Комментарии Оксана 11 июля 2012, 22:34 Огромное спасибо, за Ваш труд. Для нас он очень полезен. Счастья Вам!

http://pravoslavie.ru/31501.html

Романическая легенда окружила, как известно, ореолом благочестия и двух любимцев Евдокии – Кира и Паулина и приписала им ряд высоких дел благочестия и полную невинность в истории опалы второго и казни первого. Как бы то ни было, но в сердцевине всего романа должна заключаться прежняя история вражды светского, т. е. языческого двора и духовных властей, приближавшихся к трону через верующих женщин. Историк церкви Созомен посвящает несколько первых глав своей IV книги похвале добродетелям Пульхерии и ее сестер Лукерии и Марины, доброму учению, которое она дала своему брату императору, хотя лишь на два года младшему, чем она; ее стойкости в православии, которая помешала развитию новых нарождавшихся в V веке ересей; религиозной женской общине, основанной сестрами и пр., и подробно рассказывает об обретении мощей 40 мучеников, но ничего не передает об Евдокии. Другой историк Сократ, заканчивая свою историю, в предпоследней главе упоминает о первой поездке Евдокии (второй он не знает, видимо, потому, что не дожил до того времени, когда она должна была удалиться в Иерусалим в заточение), прибавляет, что она сделала много вкладов в церкви на Востоке, но не сообщает ничего о ее драгоценных посылках домой. Точно также не содержит в себе этого известия и сохранившаяся часть церковной истории Феодора Анагноста, писателя времен Юстина и Юстиниана, начавшего ее там, где остановились два первых писателя. Самое раннее известие об иконе Одигитрии находится у Зонары по поводу похода Цезаря Барды (842 – 860) против Крита, но оно указывает, что икона эта настолько чтилась чудотворною, что Цезарь решился взять ее в поход с собою. Но все разнообразные известия об участии чудотворной иконы в судьбах Византии принадлежат уже эпохе Комненов и Палеологов, и мы ограничимся ссылкой на Дюканжа, который подобрал главнейшие факты (кн. IV, стр. 90). Известия иного рода, лишь подтверждающие существование иконы, встречаются и в эпоху иконоборцев, так как на эту икону, как написанную самим Ев. Лукою, ссылались защитники иконопочитания, и далее та же самая икона, по преданию, была осуждена на сожжение, но, как рассказывается в Синаксаре греческой церкви в Бари, составленном в XI стол., спрятана двумя монахами на корабле в 733 – м году.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

В 559 и 560 гг. царя ждали сразу два заговора, раскрытые один за другим. В первом случае сановники-заговорщики распустили слух, будто царь умер – очевидно, они надеялись посеять панику, а в идеале, вообще поднять народ на бунт. Но сенат вовремя сориентировался в ситуации, и город был успокоен. Евгений, бывший префект города, видимо, желая отогнать от себя подозрения, ложно обвинил сановника Феодора в этих беспорядках, но в очередной раз потенциальный цареубийца был помилован. Хотя его имущество и было конфисковано, сам заговорщик остался невредимым, прибегнув к защите Церкви и спрятавшись в храме 301 . Во втором случае замысел устранить царя принадлежал некоему Зимарху, куратору Плакидия. Но заговор был раскрыт, а обвинителями Зимарха выступили родственники царицы св. Феодоры – Георгий, куратор Марины, и Иоанн, бывший ипат 302 . Под конец жизни св. Юстиниана произошло ещё несколько событий, значение которых будет понято позднее – на историческую арены начали выходить новые народы, существенно изменившие политическую карту мира. В 558 г. многочисленное племя аваров обратилось к аланам с просьбой познакомить их с римлянами, то есть, буквально выражаясь, свести с римским двором. Те согласились, и вскоре послы варваров прибыли в Константинополь с предложением назначить им ежегодный пенсион в обмен на их союзничество. В принципе, это предложение не несло больших выгод Империи, а война с ними, в случае нападения варваров, едва ли была бы тяжёлой. Но император был уже очень стар, и решил добиться мира обычным путём, подарками и хитрой дипломатией отдалив опасность от римских границ 303 . Когда послы следовали по столице, на удивительных варваров выбежало поглядеть всё население города, особенно византийцев поражали длинные волосы, заплетённые в косы и свисавшие у тех на плечи со всех сторон 304 . Обсудив вопрос с сенатом, император согласился на мирные инициативы варваров. В 562 г. договор был продлён, и авары пошли на Запад, вторглись в Тюрингию и даже разгромили франков в жестоком сражении. А в 563 г. в столицу прибыли послы турок, только что впервые потревожившие восточные границы Персии 305 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010