Великий князь Киевский Ярослав Мудрый. Гравюра. Сер. XIX в. Это является весьма существенным признаком связи населения Юрьева с русскими ремесленниками и купцами или поселенцами, через них распространялись в городе гончарные изделия русского происхождения. Среди других находок этого же периода можно отметить железные наконечники стрел , похожие на наконечники стрел из древнерусских дружинных курганов и в значительной степени характерные для Новгорода . При раскопках в других областях Эстонии они не найдены, а следовательно, не употреблялись и не были там известны. К предметам, изготовленным русскими ремесленниками, относятся также витые бронзовые браслеты, ключи и замки так называемого киевского типа . Любопытны также несколько черепков красноглиняных амфор домонгольского периода, которые могли попасть в Юрьев только через русских. Амфоры такого типа не встречаются на территории Эстонии нигде, кроме Тарту. Упомянутые находки позволили археологу В. Труммалу сделать вывод, что памятники материальной культуры этого периода могут быть связаны с русским поселением 30-х гг. XI в. Он также считал, что «защитные сооружения и остальные постройки городища могли погибнуть вероятнее всего в результате пожара 1061 г.» . Согласно летописи весной 1061 г. эстонские крестьяне сожгли Юрьев и находящиеся близ него деревни , чтобы избавиться от власти местных князей, а также, по-видимому, свергнуть власть и русского князя. Некоторые ученые, в том числе и Х. А. Моора, в свое время высказывали предположение, что Юрьев мог быть в то время чем-то вроде вотчины русского князя . По-видимому, жившим здесь русским чиновникам построили и соответствующие дома — «хоромы», которые упоминаются в той же летописи. Эти летописные сведения объясняют наличие в Юрьеве материальной культуры древнерусского происхождения. При Ярославе и после него город развивался и рос, укреплялись и культурные связи с Русью. Об этом можно судить по найденным в других частях города черепкам глиняных сосудов разных типов, аналогичных керамике Новгорода и Пскова XII–XIII вв. Такая же керамика представлена на городище в слое следующего строительного периода. По археологическим данным, экономические и культурные связи с Новгородом и Псковом продолжались и в течение XIII–XIV вв.

http://sedmitza.ru/lib/text/430064/

Кому принадлежит настоящий список, кто такой был тот, которому царь показывал свои рукописи, в списке указаний нет; но проф. Дабелов говорит, что им был один из пасторов гор. Юрьева. Протоколы совета этого города, по словам проф. Клоссиуса, не решают вопроса о сем, не говорят, кто именно был аноним и из собранных сведений о духовенстве гор. Юрьева в то время проф. Клоссиус не мог сделать никакого положительного заключения 437 . Но им не мог быть Веттерман, потому что неизвестный автор списка, по его собственным словам, перевел некоторые сочинения; а Веттерман, как видно было выше, отказался; совсем от переводов. – Нельзя здесь не отметить того обстоятельства, что автор, пиша свою записку на простонародном языке, в то же время был человеком с очень хорошим образованием: он не только перевел царю с латинского языка Тита Ливия, но в своей записке показывает себя специалистом – хорошим знатоком классической греческой и латинской письменности, отмечает в царской библиотеке уники, – такие памятники, которые если бы сохранились в ней, то Россия, по замечанию профессора Клоссиуса, могла бы возобновить для Европы времена князей Медичи, Петрарки и Боккачио, когда из пыли библиотек были извлечены неведомые сокровища древности... Что касается языка записки анонима, то он, к сожалению, не содержит в себе определенных данных, которые давали бы достаточное основание относить его к тому или другому времени; по крайней мере такой ответ я получил от рижских ученых, к которым я обращался с запросом о сем на Рижском археологическом съезде. Неизвестный автор документа профессора Дабелова говорит, что 1) он должен был перевести (т.е. его заставили, он принужден был перевести?) с латинского «Ливиевы истории»; 2) переведены им с латинского же «Светониевы истории о царях» и, кажется, Цицеронова книга de republica и 8 книг historiarum (о переводе их аноним прямо не говорит, но указывая далее «Светониевы истории», он прибавляет: «также мною переведенные»; след. он перевел и Цицерона?); и 3) что царь желал иметь перевод и других латинских классиков, но «автор не был в состоянии сделать» это.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Одно из самых прискорбных событий, случившихся при мне в рижской епархии, – это уклонение православных латышей и эстов в лютеранство. Уклоняющиеся в лютеранство из новоприсоединенных к православию были конечно и раньше пятидесятых годов; но их было очень немного, – это большею частью те, которые не считали себя присоединившимися к православию, – которые были записаны в метрические книги миропомазанными, но никогда не были в православной церкви у исповеди и св. причастия. Уклонялись от православия без сомнения и те, которые не выдержали притеснений и гонений от сильных лютеран, а по уклонении от православия стали угодными прежним своим притеснителям и обласканными от них. Но в пятидесятых, или шестидесятых годах около Юрьева и Феллина явилось уклоняющихся от православия эстов много тысяч, как слышно было, до тридцати. Что было причиною уклонения их в лютеранство, мне хорошо неизвестно, потому что я служил в латышском Венденском приходе вдали от Юрьева. При- —102— писывали это уклонение прежде всего притеснению православных лютеранами, порицаниям пасторами в лютеранских церквах православия, как веры, ведущей к погибели, неустройству православных приходов, в которых не было ни церквей, ни домов для священно-церковно-служителей, отдаленности жилищ православных крестьян от православных церквей, отсутствие школ при многих православных церквах и отсутствие помещений для школ при церквах. Иные – причину отпадения от православия новоприсоединенных находили в недостаточности знания священниками местных языков: священники были определяемы в эстские приходы из русских, совсем незнакомых, или мало знакомых с местным наречием 1326 . В Венденском приходе было двое уклоняющихся: крестьянин – глухой старик, и крестьянская девица. Последняя не считала себя православною, – не была будто присоединена; старик латыш признавал себя православным, но хотел умереть в вере своих отцов. Ему наговорили, что он православной веры не знает и не может ее исполнить, а в лютеранской он жил с малых лет; ему хорошо она известна, – и вот, он тяжко грешит, что остается в русской вере, ему незнакомой и им неисполняемой; он непременно погибнет, если до конца жизни останется в православии. Помню, несколько раз он являлся ко мне с просьбою отпустить его из русской веры в лютеранскую. Брал я обычно латышскую библию, усаживал с собою старика и, стараясь говорить с глухим как можно громче, беседовал о православной вере. Напрасно смущают его враги православной веры тем, что он будто не знает ее, говорил я ему; самое главное и необходимое для спасения он знает, – и я читал ему символ веры . Вот, в чем заключается православная вера, говорил я старику, а разве этого он не знает? Оставаясь в православной вере он сподобляется спасительной благодати чрез несколько

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В самую точку. С НАМИ БОГ! 19. От " ковид-диссидентов " -2 6. Отрицать наличие клеточной линии из абортивного материала в векторной вакцине бессмысленно - это признают сами авторы. Жалкий лепет, что через 50 поколений " не считается " - смешон. От первочеловека Адама нас отделяют десятки тысяч поколений. Так что, встанем на позицию Хама, - будем отрицать, что Адам наш предок? 7. Что будут делать православные жертвы пагубной вакцинации, если РПЦ вдруг осудит применение векторной вакцины (верится с трудом, но всё же)? Изрыгнут из себя вакцину обратно? Устроят массовое покаяние? 8. Мало кто обращает внимание (или это обстоятельство намеренно маскируется), что новая вакцина - это не вакцина в привычном понимании. Это генно-инженерный имплант, меняющий человеческое естество. Само вакцинирование - это массовый генно-инженерный опыт над населением, проводимый без согласия. Он изначально противозаконен, потому что генно-инженерные эксперименты в России запрещены. Новая вакцина де-факто открывает ящик Пандоры, и мы видим, как генные инженеры уже нетерпеливо потирают шаловливые ручки и колбочки. Их есть и на форуме РНЛ. Возможно ли православному пропагандировать евгенические опыты? 9. Вирус мутирует. Вакцина внедряет в геном человека участок, продуцирующий конкретный белок и антитела против него. И эти антитела будут вырабатываться, возможно, всю жизнь. Для другого штамма потребуется новая " вакцина " , новый генный имплант. Через десяток лет люди будут отягощены цепью искусственных генных прошивок, с сомнительной эффективностью, но с вполне очевидными перспективами аутоимунных заболеваний. 10. От себя добавлю, что статьи г-на Юрьева, особенно после его безобразной выходки против о. Владимира, ставлю в игнор. Этого автора для меня отныне не существует. Достойно сожаления, что редакция РНЛ выбрало его хамоватые тексты в качестве эталона редакционной политики, и что РНЛ просит писать его на темы, в которых гражданин совершенно не разбирается. 18. От " ковид-диссидентов " -1 Пользуясь дружбой и сомыслием по многим позициям с о. Владимиром и не желая составлять рекламу агрессивно-дилетантским опусам г-на Юрьева, позволю себе перенести дискуссию с ветки оного господина на ветку о.Владимира.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/02/15/o_...

В том же году немцы опять показались в новгородских владениях; князя Ярослава не было в то время в Новгороде; но скоро он пришел с сильными полками переяславскими, чтоб отомстить немцам за обиды. Время было удобное действовать против немцев: Новгород и Псков в соединении под одним князем, а между тем Ливония лишилась своего великого Альберта, умершего в 1229 году. Магистр Ордена Волквин, которому тяжка была зависимость от Альберта, решился воспользоваться его смертию, чтоб высвободить себя из-под зависимости от преемника Альбертова, которым был назначен Николай из Магдебурга. С этою целию он решился соединить свой орден с Немецким орденом, который процветал тогда под начальством магистра Германа фон Зальца; но Герман отклонил на этот раз предложение Волквина, и, таким образом, орден Ливонский был пока предоставлен собственным силам, которых вовсе не было достаточно для отпора русским, если б только последние могли сообщить постоянство своим движениям. В 1234 году князь Ярослав со своими полками и новгородскими выступил на немцев под Юрьев и стал недалеко от города, отпустив людей своих воевать окрестную страну для сбора съестных припасов, что называлось тогда " воевать в зажитие " . Немцы сделали вылазку из Юрьева, другие из Оденпе, но русские побили их; несколько лучших немцев пало в битве, но больше погибло их в реке, когда под ними обломился лед; русские, воспользовавшись победою, опустошили их землю, истребили хлеб; тогда немцы поклонились князю, и Ярослав заключил с ними мир на всей своей правде. Последние слова могут вести к тому заключению, что тут-то Ярослав выговорил дань с Юрьева для себя и для всех преемников своих, ту знаменитую дань, которая после послужила Иоанну IV поводом лишить Ливонию независимости. Этот поход Ярослава был, вероятно, одною из главных причин, почему Волквин возобновил старание о соединении обоих орденов в один. В 1235 году Герман фон Зальц, чтоб разузнать состояние дел в Ливонии, отправил туда Еренфрида фон Неуенбурга, командора Альтенбургского, и Арнольда фон Неуендорфа, командора Негельстандского.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

4, 17 и 23), называют крестьян общим именем люди, в которых люди сии, так же как и крестьяне в приведенных выше грамотах, признаются свободными, могущими переходить от одного землевладельца к другому, и тянувшими судом и данью и другими повинностями и проторами к городу, ежели не были освобождены от этого особою грамотою, данною землевладельцу. В других грамотах крестьяне называются сиротами. Таковое название мы встречаем в грамоте Тверских князей, данной Отрочю монастырю (в 1361 – 1365 гг.), и в приведенной выше грамоте митрополита Киприана, данной Константиновскому монастырю в 1391 году; в этой грамоте, как мы уже видели, встречается в первый раз и название крестьян и исчисление их обязанностей в отношении к монастырю. Эта грамота, таким образом, ясно показывает, что названия сирот и крестьян принадлежали одним и тем же членам Русского общества. То же название сирот и крестьян, принадлежащее одному и тому же классу свободных людей, мы находим в Новгородской грамоте 1411 года: «Даша грамоту, жалованную на Ярославле дворе сиротам Терпилова погоста, давати им поземье посадниче и тысяцкого по старым грамотам по 40 бел, да по 4 сева муки, по 10 хлебов. А кто крестьянин Терпилова погоста в Двинскую слободу выйдет, ино ему мирянину тянути в Двинскую слободу; а который Двинянин слободчик почнет жити на земле Терпилова погоста, и той потянет потугом в Терпилов погост». (АИ. Т. I. 17). В других грамотах крестьяне назывались серебрениками, половниками и рядовыми людьми. Так в жалованной грамоте Белозерского князя Михаила Андреевича 1450 года князь пишет своему наместнику: «И ты б монастырских людей серебреников от Юрьева дня до Юрьева дня не принимал, а принимал бы еси серебреники о Юрьеве дни осеннем, и который пойдет о Юрьеве дни монастырских людей в твой путь, и он тогды и деньги заплатить... А которые будут вышли в монастырском серебре в твой путь; и они бы дело доделывали на то серебро, а в серебре бы ввели поруку». Или в другой грамоте, того же года, того же князя ко всем боярам и посельским: «Бил ми челом игумен Кассьян, а сказывает, что у него отказываете людей монастырских серебреников и половников и рядовых людей и юрьевских, а отказываете не о Юрьеве дни» (ААЭ.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/k...

Е. Казанцева: В основном, да, рожает. И так каждый год. М. Юрьева: Не каждый, Кать, не каждый. Пять лет, а потом все. (смеются) Нет, это вопрос тоже таинственный. Сейчас нам навязываются некие мнения, стереотипы, но если человек, и тем более женщина, посмотрит немножечко глубже, она, мне кажется, по своей природе способна разобраться в этом вопросе и понять. Вот если взять процент удовольствия, которое можно получить от этого, и положить на одну чашу весов, а потом взять процент удовольствия и счастья, которое можно получить в тот момент, когда у тебя рождается ребенок, и положить на другую чашу весов, то вторая чаша сразу перевесит. Е. Казанцева: Но изначально люди, которые не родили ребенка, этого не знают. М. Юрьева: Ну, да, безусловно, чтобы спорить о вкусе устриц, надо их попробовать. Я согласна (смеется). Но тем не менее, можно поговорить, спросить, узнать. Возьмем женщину, которая не выходит замуж, живет в свое удовольствие, учится, работает, у нее есть свободное время Ну, и что она имеет? Бесконечное, вечное, непроходящее уныние, которое временами приглушается какими-то удовольствиями, какими-то минутными радостями. Но, по большому счету, это именно тяжелое уныние, и я думаю, что любая женщина, если она будет откровенна, в этом со мной согласится. А если спросить любую маму, у которой масса проблем, которая думает о том, что ей приготовить, куда ребенка повести, в какая поликлиника, какая школа? Она страшно устает, она каждый вечер говорит: " Как же меня это все достало! Я больше не могу! " Но когда у нее это на какое-то время отнимаешь (например, ребенка забрала бабушка на месяц, женщина осталась одна, они с мужем или с подружками имеют возможность пойти куда-то), она всегда подпишется под тем, что ребенок и то, что было с ним, было лучше, приятнее! И удовольствия от этого гораздо больше, и радости больше. Ты тогда живешь как бы по правилам. И когда ты живешь по этим правилам, ты живешь в гармонии. Никто не может эти правила переступить, это невозможно. В.Р. Легойда: Хочется сейчас тихо уйти, закончить программу

http://religare.ru/2_23227.html

В царских грамотах встречается обыкновенное разделение крестьян на лучших, средних и младших; в грамотах, писанных самими крестьянами, встречаем разделение на крестьян пахатных, непахатных и деревенских; именем сельчан непашенных в одной грамоте называются мельник, портной мастер, сапожный мастер. Таким образом, если в городах посадские люди занимались хлебопашеством, то, с другой стороны, в селах видим сапожных и портных мастеров. Относительно крестьянского выхода в новом Судебнике Uoahha IV повторено положение Судебника Uoahha III , что крестьяне отказываются из волости в волость и из села в село один раз в году: за неделю до Юрьева дня осеннего и неделю спустя после Юрьева дня; плата за пожилое увеличилась: по Судебнику Uoahha III , крестьянин платил в полях за двор рубль, а в лесах – полтину; по Судебнику Uoahha IV , в полях платил рубль и два алтына, а в лесах, где десять верст до хоромного (строевого) лесу, – полтину и два алтына. Кроме этого определения, что разуметь под выражением: в лесах, в Судебнике Uoahha IV находим еще следующие прибавки: пожилое брать с ворот, а за повоз брать с двора по два алтына, кроме же того, на крестьянине пошлин нет. Если останется у крестьянина хлеб в земле (то есть если выйдет, посеяв хлеб), то, когда он этот хлеб пожнет, платит с него или со стоячего два алтына; платит он царскую подать со ржи до тех пор, пока была рожь его в земле, а боярского ему дела. за кем жил, не делать. Если крестьянин с пашни продается кому-нибудь в полные холопы, то выходит бессрочно и пожилого с него нет; а который его хлеб останется в земле, и он с него платит царскую подать, а не захочет платить подати, то лишается своего земляного хлеба. Если поймают крестьянина на поле в разбое или в другом каком-нибудь лихом деле и отдадут его за господина его, за кем живет или выручит его господин, и если этот крестьянин пойдет из-за него вон, то господин должен его выпустить, но на отказчике взять поруку с записью: если станут искать этого крестьянина в каком-нибудь другом деле, то он был бы налицо. Встречаются, впрочем, случаи, где позволялось выводить крестьян бессрочно: так, например, важане жаловались, что у них в станах и волостях многие деревни запустели, крестьяне от насильства, продаж и татеб разошлись в монастыри бессрочно и без отказу, государь, жалуя им право выбрать излюбленных голов, между прочим, говорит в своей грамоте: в пустые им деревни и на пустоши и на старые селища крестьян называть и старых им своих тяглецов крестьян из-за монастырей выводить назад бессрочно и беспошлинно, и сажать их по старым деревням, где кто в которой деревне жил прежде. Здесь бессрочный и безотказный выход условливает бессрочный и беспошлинный поворот крестьян на прежние жилища.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

В 1615 году король Густав II Адольф, после захвата Нарвы и Гдова осадил Псков. Захватить город ему не удалось, и шведы удалились на гдовские рубежи, устраивая, где это было возможно, укрепления, называемые ими «шанцы». В 1616 году король повторил попытку взятия Пскова, но уже не сам. Он отправил в поход 6000 человек под предводительством фельдмаршала Карла Карлссона Гюлленельма, внебрачного сына короля Карла IX. Первая битва не принесла Гюлленельму успеха: «Посылал моршалок Карло подо Псков войною. И вышли на них изо Пскова твои государевы люди и неметцких де людей многих побили, а иных ранили, а достальные де, государь, неметцкие люди ото Пскова отошли прочь». Отступив, шведы занялись строительством укрепления в Устье, где оставили отряд численностью 700 человек. Стояние шведов под Псковом продолжалось до зимы. В начале декабря шведский фельдмаршал отправил к Устью из Юрьева Ливонского дополнительный отряд в пятьсот человек. Узнав об этом, псковичи принимают решение отвоевать Устье, выступают из Пскова и осаждают шведское укрепление. Силы были не равны: псковичи значительно превосходили числом шведов благодаря тому, что успели осадить Устье до прихода шведской подмоги. Так или иначе, угроза голода и смерти сделали свое дело, и шведы сдались на милость псковичам. Пришедшие к тому времени из Юрьева шведы просили отпустить оставшиеся 250 человек. Дав клятвенное обещание прекратить военные действия, они были отправлены обратно. Они ушли в сторону Печор и оставили псковичам все снаряжение, все имущество, которое было в крепости. Это двадцать четыре пушки (по тем временам немалое количество), четыре крупных корабля десантных, шанцевый инструмент, десять бочек пороха. Так псковские люди, героически защищая свой город, прогнали шведских захватчиков. Это событие в дальнейшем повлияло на успех в переговорах о мире между Москвой и Швецией, который и был заключен в Столбове в 1617 году. Когда Петр I открыл порт в Санкт-Петербурге, Псков оскудел и начал приходить в упадок, потеряв славу торгового центра. Помаленьку начало все ветшать. Но при этом места, о которых мы ведем речь, продолжали оставаться царскими.

http://pravoslavie.ru/121606.html

Но нужно вернуться к началу и вспомнить основной тезис статьи Родиона Юрьева: « В смертях виноваты антипрививочники и антимасочники». Но это, разумеется, в России. « А в Японии не виноваты»? — хочется спросить господина Юрьева. Возможно, Юрьев думает, что в законопослушной Японии нет ни антимасочников, ни антипрививочников. Однако, это не так. Факты говорят об обратном. С самого начала пандемии против «новой нормальности» выступил знаменитый японский мыслитель Кобаяси. На настоящий момент он уже издал четвёртый выпуск своего памфлета с критикой действий глобалистов, масок, вакцин и т.п. К нему присоединился заслуженый профессор Городского университета Осаки Масаясу Иноуэ, написавший книгу «На самом деле Новый Коронавирус не страшен» , ставшую бестселлером. Бестселлером стала и книга доктора Току Такахаси про «ужас коронавирусной вакцины». Кроме выпуска книг, люди также занимаются активизмом. На этом поприще отличился лидер партии Народовластия — Масаюки Хирацука, в 2020-ом участвовавший в выборах губернатора Токио на платформе «Коронавирус — просто простуда», а в 2021-ом — мэра Тиба под лозунгами «Не колоться! Опасность — сильный яд» и «Давайте снимем маски!». Прославился и Дзюнъя Окуно, принципиально отказывающийся от ношения маски. Летом прошлого года была подана петиция 450 врачей против вакцинации. А в окружной суд Токио был подан иск против вакцин . Печатаются и раздаются листовки. Постоянно проходят какие-то акции. Так 16 января сего года антимасочники катались по кольцевой линии электропоездов Яманотэ с целью донести до соотечественников свои идеи. 23 января в разных городах Японии проходили демонстрации и пикеты против вакцинации . Чуть позже, 6 февраля 2022 года, группа «Бусидо» провела шествие с «переносным святилищем» — опять же против вакцинации. А на 23 февраля запланирована очередная демонстрация против вакцинации детей . Но самым удивительным случаем было появление хэштега «давай выдернем вилку», после которого электрические вилки подключения некоторых холодильников с вакцинами непонятным образом оказались выдернутыми из розеток , а несколько тысяч доз препарата — испорченными. Постарались ли тут антипрививочные ниндзя — неизвестно до сих пор.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/02/14/po...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010