Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Героическая борьба эстов. Помощь Новгорода и Пскова. Князь Вячко и оборона Юрьева История того времени знает много примеров героической и мужественной обороны своих земель, предпринятой эстами вместе с русскими. Одним из таких событий была оборона города и крепости Юрьев в августе 1224 г., где вместе с эстами сражался пришедший им на помощь во главе 200 русских воинов мужественный князь Вячко. Епископы Альберт и Герман не раз пытались уговорить его уйти из крепости и оставить эстонцев одних, обещая свободный выход из города со всем оружием и лошадьми. Но князь наотрез отказался, и осажденные защищались до последнего. Погиб и Вячко. В живых остался только боярин суздальского князя, которому немцы дали коня и отправили в Новгород с вестью о поражении. Новгородское войско, выступившее на помощь осажденным, как раз подошло к Пскову, когда было получено известие о падении крепости . Потеря своей последней твердыни лишила эстов всякой надежды на независимость. Зная, как дорого обошлась защита крепости, и опасаясь продолжения кровавых событий, эсты со всех концов отправили послов в Ригу с подарками и данью. Был заключен мир , и немцы сделались полными властителями Уганди и Саккалы и укрепились в Отепя и Вильянди, дав им на долгие годы немецкие названия Оденпе и Феллине. Мааконд Вайга был разделен на две половины: одна досталась епископу Герману, а другая вместе с Саккалой, Нормекундом и Мохой отошла к Ордену. К радости немцев, русские из Новгорода и Пскова отправили послов в Ригу для заключения мира. По состоявшемуся соглашению русские должны были получать дань с Толовской земли, как и прежде, а толовские летты должны были платить две части дани епископу Альберту, одну часть отдавать Ордену. Когда таким образом вся Ливония и почти вся Эстония покорились немцам, папа Гонорий III назначил там в 1224 г. своим легатом епископа Моденского Вильгельма . Это было сделано с целью учредить здесь архиепископию, но при восшествии на престол Григория IX, не проявившего особого интереса к этим землям, осуществление этого замысла было отложено на значительное время. Наконец, наступление немецких завоевателей вынудило русских князей принять более действенные меры. В марте 1234 г. Ярослав Всеволодович выступил с новгородцами к Юрьеву (Дерпту), разбил при Омовже (Эмайыги) немцев и вынудил их согласиться на мир на предложенных условиях. «Иде князь Ярослав с новогородци на немци под Юрьев,— рассказывает Суздальская летопись,— и выидоша немци из города из Юрьева и из Медвежей Головы», и победили их русские «и биша немци челом князю Ярославу, и смирившеся отидоша» . Ярослав «заключил с ними мир на всей своей правде» .

http://sedmitza.ru/lib/text/430097/

Молодой Леонтьев легко поддавался влияниям: Алексей Георгиевский и Зинаида Кононова без труда «забрали его в руки», но неожиданно он от них обоих ускользнул: отказался от любящей возлюбленной и оттолкнул хорошего товарища. Гениальный Георгиевский оказался в жизни неудачником, лишним человеком; он отравился в 1866 г., через пятнадцать лет после разрыва с Леонтьевым 163 . Но под именем Юрьева Георгиевский продолжает жить в романе «Подлипки», и Ладнев-Леонтьев с ним там не ссорится. Вот он «задумчиво и страстно» поет за всенощной вместе с другими гимназистами: «Слушая их из-за колонны в темном углу, я верил в ангелов уже не по привычке, а по внезапному сердечному вдохновению; скрывшись от народа, я становился на колени и не стыдился простирать руки к нему, когда октава Юрьева и нежные голоса двух мальчиков согласно покрывали все остальные и пели об этом страшном «житейском море», которое волнуется и в которое я так бы хотел тогда безнаказанно погрузиться!.. Легче было жить тогда!..» 164 А вот тот же Юрьев, паясничая, разыгрывает матриархальную тетушку, над которой Ладнев никому смеяться не позволял, но для лучшего своего друга он делает исключение. Юрьев помещает ее в ковчег, где она топает ногами на Ноя, как на старосту или камердинера, и приказывает ему ехать на Арарат: «Ну, Ной и сробел. На Арарат, говорит, так на Арарат! Он уж ныл, ныл... С тех пор и стали называть его Ной...» 165 Ни этой ангельской лирики отроческого хора, ни этой веселой ерунды с ноющим Ноем, всего этого разнообразия задушевных или забавных оттенков – до Леонтьева в русской литературе не было, все это новые приемы, новые мотивы, «новый трепет»... Барышня София Ржевская спрашивает влюбленного в нее Володю Ладнева, кого он больше любит, ее или Юрьева. «Правду говорить? – Разумеется, правду... – Правду?.. Его... Разве молодая девушка может понимать то, что он понимает?.. Разве на вас можно надеяться? Заболел, подурнел, поглупел, сделал ошибку – вы и разлюбите» 166 . Таких признаний герои Тургенева или Толстого, Жорж Санд или Мюссе девицам не делали; и это новый мотив.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

> 31 августа 1899 года Присутствовали, под председательством Ректора Академии, Арсения, Епископа Волоколамского, Инспектор Академии Архимандрит Евдоким и члены Совета Академии, кроме профессоров В. Ключевского и И. Корсунского , не присутствовавших по болезни, А. Голубцова , – по домашним обстоятельствам и С. Глаголева , находящегося в заграничной командировке. Слушали: I. а) Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «1899 г. Авг. 24. В Совет Московской Дух. Академии к руководству и исполнению» – указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 23 августа сего года за 5078: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали предложенные Г. Исполняющим обязанности Синодального Обер-Прокурора, от 11 сего августа, 1) прошение окончившего курс Курской духовной семинарии, болгарского уроженца Петра Юрьева о разрешении ему поступить в одну из духовных академий для продолжения богословского образования и 2) отзыв ректора Курской духовной семинарии за 679, в коем изъясняет, что, хотя проситель, Юрьев, при окончании курса в Курской семинарии оказал по некоторым предметам не вполне удовлетворительные успехи, но в виду очень хороших способностей его, благонравия и искреннего желания продолжить образование в академии, просьба его о поступлении в одну из духовных академий заслуживает удовлетворения. Приказали: Рассмотрев изъясненное прошение Юрьева и отзыв ректора Курской семинарии, Святейший Синод определяет: разрешить Совету Московской Духовной Академии допустить окончившего курс Курской духовной се- —296— минарии, болгарского уроженца Петра Юрьева к приемным испытаниям для поступления в число студентов I курса названной академии, с применением к нему изложенных в Синодальном постановлении, от 11 марта – 5 апреля 1869 года льгот; о чем, для зависящих распоряжений, послать Вашему Преосвященству указ, с приложением свидетельства об окончании курса Юрьевым, от 5 августа сего года за 672». б) Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «1899 г. Авг. 27. В Совет Московской Дух. Академии» – указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 26 августа за 5167:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Егория зимний - хранитель скота, повелитель волков, ибо о ту пору рыскают волки, ища добычу, и надо молиться от волчьей напасти Егорию Храброму; Что у волка в зубах, тот при Егорьевых дарах - хоть и заслонишься от волков молитвой Егорию Храброму, но в сей день святой и волкам подсобляет находить добычу, поскольку их повелитель. О Егории Зимнем былинщики пели ст а рину: Въехал Егория в леса дремучи, Встретились Егорию волки прискучи, Где волк, где два: «Собирайтесь вы, волки! Будьте вы мои собаки, Готовьтесь для страшныя драки...» С Юрия Холодного (Егория Зимнего) вершились хозяйские сделки, шел найм работников, делались расчеты, мужики при этом рассуждали: Слово с Юрия холодного до Юрия теплого; Мужик болит и сохнет по Юрьев день. День Егория Летнего обрядово богаче, нежели день Егория Вешнего... Крестьяне считали, что Егорию Храброму даны ключи от неба и земли, и он отпирает небо, давая волю солнцу и звездам силу. В народе также полагали, что Егорий-вешний отпирает росу. Юрий, вставай рано - отмыкай землю, Выпускай росу на теплое лето, На буйное жито - На ядренистое, на колосистое. На Егория Вешнего девицы умывались утренней росой или катались по росной траве, чтобы стать пригожими, как утренняя зорька, чистыми, как юрьева роса; парни же купались в росе с надеждой быть сильными и здоровыми, как юрьева роса. А приметливые старики говорили: Юрия росу отпустил; Юрьева роса от сглаза, от семи недугов; Гони животину на Юрьеву росу; На Юрия роса - не надо коням и овса - сытна, целительна росная трава; На Егория роса - будут добрые проса. Святой Георгий у русских крестьян - покровитель пастухов и домашнего скота, отчего святого звали и Егорья-скотопас. «В этот праздник по весне в некоторых местностях закликали весну, так как этот день был сроком хозяйственных условий и временем выгона скота. О Егорьевом дне жила приговорка: «В поле стадо гонять и Егорья окликать». Есть и такое Егорьево окликание: Мы вокруг поля ходили, Егорья окликали, Макарья величали. Егорий ты наш храбрый,

http://ruskline.ru/analitika/2019/02/28/...

Относительно сельского народонаселения видим, что правительство заботится о строгом соблюдении срока для перехода сельчан, именно Юрьева дня осеннего: крестьян, оставивших земли ранее этого срока, переселяют назад, на прежние жилища. В договорной грамоте между рязанскими князьями переход сельчан подтверждается вместе с переходом дружины, чего не встречаем в других грамотах. В статье Судебника Иоаннова " О крестьянском отказе " говорится: " Крестьянам отказываться из волости, из села в село, один срок в году, за неделю до Юрьева дня осеннего и неделя после Юрьева дня осеннего. За пожилые дворы платят: в полях за двор - рубль, в лесах - полтина. Если крестьянин поживет за кем год и пойдет прочь, то платит четверть двора; за два года платит полдвора; за три года - три четверти; за четыре - весь двор. По-прежнему даются льготы землевладельцам, населявшим пустые земли; землевладельцам, населившим свои пустые земли, дается право суда над поселившимися у них людьми, выключая обыкновенно суда уголовного, сами же землевладельцы подчиняются только суду князя или боярина веденого " . Из переписной окладной книги Вотской пятины можно получить понятие о размещении сельского народонаселения и его отношении к землевладельцам. Сел и селец с народонаселением от 15 до 120 душ встречаем очень мало; деревень с народонаселением от 7 до 15и свыше душ также очень мало; обыкновенно деревни состоят из 1, 2, 3, 4 дворов с 1, 2, 3, 4 душами. Как мы видели уже, при каждом селении после перечисления крестьян в переписной книге показывается, что с них идет землевладельцу и его ключнику, напр.: " Деревня Вахоницы, Микулка Семенов, сын его Иванко; сеют ржи четыре коробьи, а сена косят двадцать копен, обжа; доходу одна гривна и десять денег, а хлеба треть, а ключнику две лопатки бараньи, четверка ржи, четверка овса, четверка ячменя, деньга, овчина, сыр, горсть льну " . Сельское народонаселение разделялось на крестьян и поземщиков: крестьянами назывались занимавшиеся земледелием, а поземщиками - занимавшиеся другими промыслами: рыболовством, звероловством и т. д. Селения, состоявшие из людей, занимавшихся хлебопашеством, назывались рядками. Относительно происхождения холопей находим статью в Судебнике Иоанновом, которая повторяет положение Русской Правды с некоторыми, впрочем, распространениями: " По полной грамоте холоп, по тиунству и по ключу сельскому холоп, с докладом и без докладу, с женою и детьми, которые у одного господина; которые же дети живут за другим господином или живут сами по себе, те не холопи; по городскому ключу не холоп; по рабе холоп, по холопе раба, по приданной записи холоп, по духовной холоп. Если холопа полонит рать татарская и он выбежит из плена, то свободен и старому господину не холоп " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Е. Казанцева: Это не так просто. Ну, они уедут в другой город. Мужу надо будет устроиться на работу. Нужны какие-то финансы на время, пока они будут там жить Им надо купить что-то другое М. Юрьева: Мне кажется, что в нашей стране не могут заработать деньги только дураки. Простите меня, но я вот так вот скажу. (смеется) Я не говорю о больших деньгах, я говорю о деньгах, которых достаточно, чтобы поесть и одеться. Только люди, которые сидят и все время говорят: " Ой-ой-ой, ах-ах-ах, какое у нас ужасное правительство! Какие у нас ужасные условия! " – никогда ничего не заработают, где их ни размести, куда их ни помести: в десятикомнатную квартиру, в однокомнатную квартиру Всегда все будет плохо и не так. Вообще, все надиктовано нашими стереотипами. Вот есть стереотип, что надо жить в городе, желательно в Москве, надо иметь квартиру, надо иметь диплом, обязательно надо закончить институт В.Р. Легойда: Сейчас – два. Современность теперь стремится к тому, чтобы было два диплома! М. Юрьева: Ну, да. Потом надо обязательно вот какую-то этакую работу себе найти Причем тожен такое представление у людей, что это какая-то работа, которая сваливается на тебя с неба, ты туда приходишь, сидишь там В.Р. Легойда: и получаешь деньги! М. Юрьева: что-то выполняешь, тебе выдают деньги, если тебе мало – еще выдают И тогда, мол, можно поговорить о детях, о том, чтобы не изменять жене, и так далее. Но это стереотип современного общества. Да, с ним, наверное, ничего не поделать, но каждый человек для себя должен решить: я вот с этой толпой иду туда, куда идет вся толпа, или я все-таки включаю мозги и начинаю думать и размышлять, для чего я здесь рожден. Для того, чтобы во что бы то ни стало получить эти два диплома? Потом устроиться на эту работу менеджером в магазине " Партия " за 800 долларов? Перепробовать тысячу пятьсот жен, и родить, так и быть, одного ребенка? Или все-таки человек пойдет по другому пути? Если он не в состоянии создать нормальную, полноценную семью в Москве, значит, ему надо уехать из Москвы. Если он не в состоянии работать там, где требуется мозг или какие-то физические данные, значит, он должен адекватно оценить себя и просто перейти на другое место. И вообще, как замечательно сказал в свое время Филипп Филиппыч Преображенский (мне так нравятся эти его слова!): " Если каждый из нас займется своим прямым делом, а именно чисткой сараев, то тогда разруха закончится " . (смеется)

http://religare.ru/2_23227.html

В.Р. Легойда: Это вам мужчины говорили? М. Юрьева: Да, мужчины. Я говорила: " Ну, как же так? Не может такого быть! " Мне говорили: " Нет, Маша, может, может! Они не хотят. Они видят деньги, и они хотят ходить в клубы, рестораны, в салоны красоты, гулять с подружками, ездить на машинах и т.д. Может, одного она и родит, но это под большим вопросом. Просто не хотят " . Несколько раз такие беседы с мужчинами у нас развивались, и мы пришли к мнению, что во всем, как ни прискорбно это произносить, виноваты женщины. Причем даже не женщины нашего поколения, а женщины предыдущих поколений. Они просто перестали быть женщинами, они полезли в ту часть и сферу жизни, в которую просто не надо лезть. Когда произошла революция, как всем известно, они начали ходить на работу, делать карьеру, получать образование В.Р. Легойда: А что, женщинам не надо образование получать? М. Юрьева: Я сейчас об этом вторым пунктом скажу. В.Р. Легойда: Хорошо. С Машей особо не повыступаешь! (смеется) М. Юрьева: Женщины стали все это делать и таким образом просто заняли в семье место мужчины. Мужчина может себя проявить как муж, как хозяин, как сильная половина только тогда, когда женщина ему позволяет это делать, когда она ему передает ответственность за себя, за своих детей. Я просто рассказываю выводы наших диалогов. Потом эти женщины воспитывали своих дочек, сыновей, которых к тому времени в семье было по два, по одному. И если мы посмотрим, как воспитывали наши бабушки своих сыновей (ну, не все, но многие), то это было примерно так: " В армию не надо ходить, в институт надо поступать. Кушай, солнышко, кушай, кушай, кушай " Как они воспитывали дочек: " Все мужики – сволочи. Дочка, учись, иди работай. Вот встретишь ты его, мы его будем, как грушу, трясти. Он у нас еще попляшет! " И вот эти детки росли, росли, потом они рожали еще по одному, по два ребеночка, так же их воспитывали И в результате наше сегодняшнее общество пришло вот к такой катастрофе. У нас действительно все разрушено, у нас нет никаких понятий, каждый тащит одеяло на свою сторону, что-то там объясняет, доказывает, сваливает вину на правительство, на перестройку, на Горбачева, на экономику, – в общем, на все подряд. И не понимает, что корень-то скрывается в нас самих.

http://religare.ru/2_23227.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Без него не летали бы вертолёты Памяти Бориса Юрьева (1889 – 1957) 14.03.2022 613 Фото: ru.wikipedia.org/ 65 лет назад, 14 марта 1957 года, скончался великийучёный и конструктор, основоположник науки о вертолётостроении, дважды лауреат Сталинской премии, академик АН СССР Борис Николаевич Юрьев. Его имя не носит ни один вертолёт, но без того, что сделал Юрьев, немыслимо всё современное вертолётостроение – он создал теорию и разработал принципиальные решения конструкции вертолётов. Роль его в этой области авиатехники сравнима с ролью Н.Е. Жуковского в самолётостроении.  Он первым разработал классическую схему вертолета (по этой схеме созданы первые в мире серийные вертолёты И.И. Сикорского, а спустя 10 лет и аналогичные вертолёты М.Л. Миля) и научно обосновал использование вспомогательных рулевых винтов. Создал автомат-перекос, являющийся важнейшей частью любой винтокрылой машины. Казалось бы, всё это какие-то детали. Но без рулевых винтов машина будет вращаться вокруг своей оси, без перекоса же несущего винта не сможет двигаться по горизонтали (вперёд, вправо, влево), а сможет только по вертикали (вверх, вниз). Схему вертолёта Б.Н.Юрьев запатентовал в 1910 г. и весной 1912 г. построил первую машину. В газетах появилась заметка о подготовке ко второму Всероссийскому воздухоплавательному съезду: «Студент Императорского технического училища Юрьев изобрел геликоптер (так в то время называли вертолёты – В.Г.), т.е. вертикальный винт для аэроплана. Этот винт даёт возможность подняться с места и оставаться на какой угодно высоте. Профессор Жуковский проверил эту работу и одобрил её…» Вертолёт Юрьева явился первым в мире, построенным не эмпирически («методом тыка»), а на основе теории. Авиаконструктору на международной выставке присудили Малую золотую медаль. А еще раньше, в 1909 г., совместно с однокурсником Г.Х. Сабининым(впоследствии крупным учёным-аэромехаником) Юрьев разработал теорию расчета винта вертолёта, который затем прошел проверку на практике. Н.Е.Жуковский назвал расчеты молодых ученых «теорией Сабинина-Юрьева». Под этим названием она существует и поныне.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/03/14/be...

По собственному моему опыту, обделка земли наймом выгоднее половничества, и кроме того известны мне хлебопашественные заведения купцов Смоленской губернии Сычевского уезда, в Тульской губернии Веневского уезда и в Орловской губернии Елецкого уезда, которые дают точно те же выводы. Эти неравности происходящие от неравного народонаселения, не имеют никакого влияния на общее правило, принятое в праве обычном, и сами по себе исчезнут при совершеннейшем развитии хозяйственной жизни народной. Правило половничества или трёхдневной работы в хлебопашественных имениях, существующее с незапамятных времён, признано ещё недавно самим государством, но такое признание было не изобретением, не следствием произвольного расчёта, а только утверждением существующего уже положения или переводом его из права обычного в закон 15 . Отмена Юрьева дня Много толковали о причинах отмены Юрьева дня и приписывали её то придворным партиям, то желанию Годунова оказать покровительство мелким владельцам, чтобы найти в них опору против боярских родов. Бесстрастный и бесхитростный взгляд на историю объясняет задачу иначе. Самое время, в которое появился новый закон, даёт ключ к его смыслу. Большая половина старой Руси была захвачена Татарами-опустошителями и Литвой, которой иго было не совсем легко. Города и сёла исчезли, прежние пашни обратились в пустыню, средняя и северная Россия переполнились беглецами. При Иоанне III государство окрепло в своём живом сердце – Москве и стало снова раздвигать свои пределы. Во время Грозного новорождённая Русская сила взяла в его присутствии Татарскую Казань и богатое Финское Приволжье, без него взяла Астрахань и часть Сибири. Новые области, бесконечно-пространные и неистощимо-богатые, оставались несколько лет совершенною пустынею. Страшно было переходить в сторону новую, в соседство к неприятелю, не вполне побеждённому, да и народная предприимчивость не цветёт в такие царствования, каково было царствование Uoahha IV . При его кротком преемнике, под правлением мудрого Годунова, отдохнула Россия. Беглецы с Юга вспомнили свою старую родину; народонаселение, слишком сгустившееся на Севере, стало искать, степного приволья. Как бы ни было правомерно отношение половничества, как бы ни было оно связано с обычаем, безусловное владение землёю всё-таки выгоднее и заманчивее. Началось движение с Севера на Юг, движение мелкими общинами (ибо скватерство Северо-Американское противно духу Русскому 16 , движение быстрое, неправильное, ускользающее от всякого надзора, от всех повинностей общественных, грозящее безлюдьем прежним средоточиям государственным. Юрьев день был отменён, и ни одна партия во время безумия народного при Самозванцах, ни один правитель, какой бы он ни был, в каком бы сословии он ни искал опоры (кроме разбойнической шайки Болотникова), не думал о восстановлении прежнего свободного перехода: оно было невозможно.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

По народному представлению, св. Егорий своим словом, личною своею деятельностию устрояет землю светлорусскую, и, устроив ее таким образом, берет ее под свое непосредственное смотрение и утверждает в ней «веру крещеную». До XV столетия лик этого угодника один, без всяких прибавлений, составлял государственный герб нашего Отечества. В Древней Руси изображение св. вмч. Георгия тоже первоначально одно выбивалось на московских монетах. День св. Георгия, 23 апр., был известен в народе под именем Юрьева дня весеннего, или голодного, для отличия в этом случае от другого праздника, 26 нояб., осеннего, холодного. По своему значению вешний Юрьев день может быть назван великим церковно-народным праздником, особенно важным в земледельческом и пастушеском быту наших предков. В день его памяти, именно 23 апреля, существовал обычай служить обедни и молебствия, в которых крестьяне спрашивали у этого угодника благословения своим нивам и обилия земного. В Малороссии, кроме того, совершались общие крестные ходы для освящения посевов, и крестьяне верили, что во время этих процессий «сам св. Юрий ходит по полям и родит жито». В северо-западной Руси со дня св. Георгия тоже начинали служиться в селах обедни об успехах в хозяйстве. Крестьяне рано утром обходили засеянные поля с пирогом, водкой и др. съестными припасами и обтыкали межу косточками, сбереженными от пасхального стола, или посыпали жжеными косточками те места, где росла «осока». При этих обходах обыкновенно пелась песня в честь св. Георгия, покровителя земледелия. Русские нередко называли св. Георгия Водоносом, т. к. в день его памяти было принято совершать особенного рода хождения для водосвятия на источники и реки. По народному верованию, вода, освящаемая в Юрьев день, имеет весьма благотворное значение для произрастания полей. Она известна в простонародье под именем «Юрьевой росы», и ею окропляются поля и посевы при крестных ходах. Благодетельное влияние Юрьева роса имела на людей, скот и все живое; крестьяне видели в ней особенное целебное средство против всякого рода болезней.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010