«От Царя и Великого Князя Алексея Михайловича, всея Великой и Малой и Белой России Самодержца в Нашу вотчину в Великий Новгород Богомольцу Нашему, Преосвященному Питириму, Митрополиту Новгородскому и Великолуцкому. В нынешнем рое (7175) году, Марта в к (29) день били челом Нам, Великому Государю, Новгородского уезда Спасского Горнецкого монастыря крестьяне Федька Гаврилов, Ларка Денисьев и вместо всех крестьян того Горнецкого монастыря на Строителя старца Саватея: в прошлом, де, году бил челом Нам, Великому Государю, на прежних Строителей и на крестьян он, Строитель старец Саватей ложно, что будто прежние Строители тот Горнецкий монастырь опустошили и крестьян разогнали, для того, чтобы ему в том Горнецком монастыре быть самому в Строителях и он, де, Строитель Саватей чинит им налоги, и обиды, и разоренье большое; и от того, де, его разоренья и от ложного челобитья разбрелись врозь и вотчины стали пусты, и Наших, де, Великого Государя, податей и монастырского, тягла платить некому, и Нам, Великому Государю, пожаловать бы их велеть, тот Спасский Горнецкий монастырь и крестьян ведать Юрьева монастыря Архимандриту Феодосию с братией опричь того Строителя Саватея, чтобы от того его насильства и разорения в конец не погибнуть и врозь бы не разбрестись и церковь Божия без пения не была бы, и о том дать им Нашу, Великого Государя, грамоту. И как к тебе сия Наша, Великого Государя, грамота придёт, и ты бы, богомолец Наш Преосвященный Питирим, Митрополит Новгородский и Великолуцкий, в тот Спасский Горнецкий монастырь послал кого пригожего и велеть тот Горнецкий монастырь описать со всем монастырским строением и вотчинных крестьян во всём от сторон Юрьева монастыря Архимандриту Феодосию оберегать, и монастырь строить, и меж братии и крестьян во всём расправу чинить. И приказал братии и крестьянам того Архимандрита Феодосия слушать и почитать, как и в прочих монастырях властей слушают и почитают. А что в том Спасском Горнецком монастыре монастырского всякого строения и вотчинных крестьян, велеть переписать поимённо, и переписные книги за руками прислал к Москве, да о том к Нам, Великому Государю, отписал, а отписку и отписные книги велеть подать в монастырском приказе Окольничему Нашему, Князю Дмитрию Алексеевичу Долгорукову, да Дьякам Нашим, Филипу Артемьеву да Тимофею Антипину, а прочтя сию Нашу, Великого Государя, грамоту и списав с неё список оставил у себя в приказной избе, а сию Нашу, Великого Государя, подлинную грамоту отдал бы Юрьева монастыря Архимандриту Феодосию, почему ему впредь тот монастырь ведать и строить и меж братии и крестьян во всём расправу чинить и от сторон оберегать. Писана на Москве лета зрое Марта в 29 день».

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Архимандрит Иосиф составил службу и акафист преподобному Онуфрию; устроил раку для его мощей; заказал для обители иконы преподобного Серафима и преподобного Сергия, которые были встречены с крестным ходом на вокзале и торжественно перенесены в обитель, привлекая множество богомольцев. При перенесении иконы преподобного Сергия в декабре 1906 года собралось столько народу, что небольшой храм обители едва мог вместить всех богомольцев, так что, по словам архимандрита, «даже в Царских вратах тискались». Вскоре отец Иосиф начал ремонт и реконструкцию храма в Яблочинском монастыре и уже весной 1907 года отмечал в письме, что «все сделано как нельзя лучше – хорошо, просторно, светло, лучшего не желал бы, если бы только все это было поближе к России». Освящение храма было осуществлено после капитального ремонта 16 декабря 1907 года уже без архимандрита Иосифа, так как по решению Синода в сентябре он был назначен настоятелем Юрьева монастыря Новгородской губернии. Настоятельство в Юрьевом монастыре Юрьев монастырь, знаменитый своей древностью, своей историей и своими величественными богатыми храмами, расположен в трех верстах от Новгорода, на левом берегу реки Волхов, при устье Княжева ручья, в местности чрезвычайно красивой и живописной 64 . Это была одна из богатейших обителей России, по количеству и благолепию храмов уступала лишь Киево-Печерской и Свято-Троицкой Сергиевой Лаврам. После бедного Яблочинского Свято-Онуфриевского монастыря в далекой западной окраине перевод в столь великолепную древнюю обитель, да еще на родной Новгородской земле должен был, наверное, принести архимандриту Иосифу большую радость. Позднее, став настоятелем монастыря в Ростове, он сравнивал пребывание у ростовских святынь с новгородским служением и подчеркивал, что последнее «неоценимо и ничем незаменимо для души». К сожалению, сведения о новгородском служении отца Иосифа довольно скудны. Архив Юрьева монастыря этого периода не сохранился; из публикаций епархиального еженедельника известно, что архимандрит Иосиф служил иногда в Софийском кафедральном соборе 65 , принимал участие в религиозно-нравственных чтениях, которые проводились по воскресным дням в зале новгородской мужской гимназии и других общественных зданиях 66 . На праздник Благовещения, 25 марта 1908 года, постриг в схиму одного из старейших насельников Юрьева монастыря. Об этом событии «Новгородские епархиальные ведомости» сообщали как о «редком в наше время торжестве» и подробно повествовали в восторженной статье о толпах богомольцев, устремившихся в обитель еще с вечера, о торжественных службах, всенощной накануне и Литургии, когда совершался умилительный чин пострига, «который при общем сходстве с монашеским отличался большей пространностью и умилительностью».

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Новгород Великий отмечает 900-летие Георгиевского собора Великий Новгород, 13 февраля 2020 г. 11 февраля 2020 года в Свято-Юрьевом монастыре состоялось открытие научной конференции «Георгиевский собор Юрьева монастыря: историко-культурная панорама».      Конференция организована Институтом археологии Российской академии наук (Москва) совместно с Новгородской епархией Русской Православной Церкви, Новгородским музеем-заповедником и Новгородским государственным университетом им. Ярослава Мудрого, сообщает сайт Новгородской епархии . Участников встречи поприветствовал митрополит Лев. Он отметил, что конференция проходит в древнем Свято-Юрьевом монастыре, который имел и трагические страницы в своей истории. Обитель пережила нападение шведов, немцев и разорения своих соотечественников в XX веке. Владыка выразил слова благодарности тем, кто занимался исследованиями истории монастыря в последние годы и ранее: «Хочу выразить вам благодарности за то, что пытаетесь вернуть к жизни обитель и показать ту богатую культуру, которую имела наша страна. Это кропотливый труд исследователей, ученых. Я благодарен каждому из вас лично и тем, кто трудился над исследованиями ранее. Желаю плодотворной работы, чтобы вы передали последующим поколениям все накопленное богатство».      Собравшихся также поприветствовали ведущий конференции епископ Арсений; главный научный сотрудник Отдела средневековой археологии Института археологии РАН, доктор искусствоведения, профессор, член-корреспондент РАН Владимир Седов; секретарь Новгородского государственного объединенного музея-заповедника Ольга Соболева; директор Гуманитарного института НовГУ Елена Торопова. В первый день конференции прозвучали доклады об архитектурной истории собора, его реконструкции, проблемах изучения и реставрации фресковой росписи, а также истории храма и обители в целом. Участники обсудили вопросы стратиграфии, нумизматики, сфрагистики, материальной культуры Свято-Юрьева монастыря и других новгородских монастырей.      Владимир Седов рассказал, что с 2013 года Георгиевский собор Свято-Юрьева монастыря исследует Новгородский архитектурно-археологический отряд под его руководством. Раскопки уже принесли многочисленные и неожиданные открытия: найдены фрагменты фресок, находившиеся под полом собора, возле северного и южного фасадов храма обнаружены каменные саркофаги. Археологические исследования позволили получить новые данные об архитектуре, строительных особенностях, монументальной росписи собора и его некрополе, а также поставили его в археологический и исторический контекст. Многочисленные фрагменты первоначальной росписи, содержащие не только лики и одежды, но и надписи-граффити, позволили получить новые исторические и лингвистические сведения. По словам ученого, исследования продолжаются и принесут нам еще не мало сюрпризов. 14 февраля 2020 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/128061.html

276 Гроб был помещён в каменную раку, давно приготовленную в нижней церкви Похвалы Богородицы. Впоследствии монахи Юрьева монастыря сожалели, что Фотий не удостоился приобщения к лику святых. 12 августа 1843 года В.С.Орнатский говорил над гробом Фотия: «Будет время, – на земле оно должно быть, – когда протечет новый, целый ряд настоятелей сей обители; но имя Священно – Архимандрита Фотия, его жизнь, подвиги, труды и бесчисленные пожертвования в благоденствие и славу Юрьевской Обители останутся здесь навсегда незабвенными. Он все видит, и невидимо, быть может, всего более действует во благо сей Обители и братии» 277 . Жизнь и деятельность Фотия можно разделить на две сферы: церковную и политическую. В той и другой архимандрит проявил себя крайне незаурядным человеком. Филарет (Гумелевский) считал, что Фотий возродил престиж русского монашества: «ревность его к истине была чиста, и подвиги его для истины – замечательны для истории» 278 . Личное спасение было главной заботой Фотия. Ради этого он смирял свою плоть, очень строго соблюдал посты, носил власяницу и вериги, во время поста ежедневно причащался, вместе с братией монастыря служил всенощные службы. Единственным развлечением архимандрита в течение жизни была рыбная ловля. Фотий очень высоко ценил священный сан. Именно для возвышения достоинства настоятеля Юрьева монастыря он носил собольи шубы, заказывал дорогую утварь и выезжал в каретах. Не менее тщательно выполнял Фотий и свои пастырские обязанности. Библиотека Юрьева монастыря сохранила множество посланий архимандрита к его духовным детям и монахам. Духовная жизнь Фотия имела неожиданные практические воплощения. Он боролся с бесами и разговаривал с ангелами. Часто архимандрит получал Божественные откровения. Он лечил больных, изгонял бесов и пророчествовал. К сожалению, при Александре II, когда материалы о жизни и деятельности Фотия стали публиковаться, русскому обществу были нужны не святые, а революционеры. В своей политической жизни Фотий был ярким представителем консервативного направления.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Spasskij...

Новгород Великий отмечает 900-летие Георгиевского собора В рамках юбилея состоялась научная конференция «Георгиевский собор Юрьева монастыря: историко-культурная панорама» НОВГОРОД ВЕЛИКИЙ. 11 февраля 2020 года в Свято-Юрьевом монастыре состоялось открытие научной конференции «Георгиевский собор Юрьева монастыря: историко-культурная панорама». Конференция организована Институтом археологии Российской академии наук (Москва) совместно с Новгородской епархией Русской Православной Церкви, Новгородским музеем-заповедником и Новгородским государственным университетом им. Ярослава Мудрого, сообщает сайт Новгородской епархии. Участников встречи поприветствовал митрополит Лев. Он отметил, что конференция проходит в древнем Свято-Юрьевом монастыре, который имел и трагические страницы в своей истории. Обитель пережила нападение шведов, немцев и разорения своих соотечественников в XX веке. Владыка выразил слова благодарности тем, кто занимался исследованиями истории монастыря в последние годы и ранее: «Хочу выразить вам благодарности за то, что пытаетесь вернуть к жизни обитель и показать ту богатую культуру, которую имела наша страна. Это кропотливый труд исследователей, ученых. Я благодарен каждому из вас лично и тем, кто трудился над исследованиями ранее. Желаю плодотворной работы, чтобы вы передали последующим поколениям все накопленное богатство». Собравшихся также поприветствовали ведущий конференции епископ Арсений; главный научный сотрудник Отдела средневековой археологии Института археологии РАН, доктор искусствоведения, профессор, член-корреспондент РАН Владимир Седов; секретарь Новгородского государственного объединенного музея-заповедника Ольга Соболева; директор Гуманитарного института НовГУ Елена Торопова. В первый день конференции прозвучали доклады об архитектурной истории собора, его реконструкции, проблемах изучения и реставрации фресковой росписи, а также истории храма и обители в целом. Участники обсудили вопросы стратиграфии, нумизматики, сфрагистики, материальной культуры Свято-Юрьева монастыря и других новгородских монастырей.

http://sedmitza.ru/text/9574423.html

Летние настоятельские покои Южные корпуса выстроены в 1828-1831 г.г. по проекту губернского архитектора М.М. Праве. Строительство осуществлялось в два этапа. В первую очередь был возведен храм иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» и примыкающие к нему с востока и запада симметричные корпуса больничных келий, а также юго-западная угловая башня. Во вторую очередь к больничным кельям с востока пристраиваются летние настоятельские (митрополичьи) покои и юго-восточная башня, в которой в 1834 г. была освящена церковь Михаила Архангела. В 1850-1854 г.г. в связи с приспособлением восточной части корпуса (настоятельских и трех больничных келий) для летнего пребывания новгородских митрополитов здание было перестроено. В митрополичьих покоях были разобраны полы и потолочные перекрытия, надложены стены, растесаны оконные и дверные проемы, в проемы вставлены кованые решетки. Серьезные повреждения корпусу были нанесены в годы Великой Отечественной войны. В 1954-1956 г.г. осуществлен комплекс восстановительно-реставрационных работ: выполнены обмеры, на их основе сделаны новые перекрытия, установлены стропила, корпус перекрыт черной сталью, установлены столярные заполнения, отреставрирована кладка. Здание восстановлено в формах XIX в. В 1990–е г.г. постройки Юрьева монастыря переданы в ведение Новгородского епархиального управления. Памятник представляет собой одноэтажное здание с подвальным этажом, с фасадами строгой архитектуры. Южный фасад имеет строгий ряд чередующихся окон и ниш с лучковыми перемычками. Северный фасад оформлен аналогично. Он является органическим продолжением фасада больничных келий. Оба фасада завершаются гладким фризом и карнизом классического профиля. Здание сложено из кирпича, оштукатурено и побелено. Летние настоятельские покои не имеют большой художественной ценности, но являются неотъемлемой частью архитектурного комплекса Юрьева монастыря - составной частью южного корпуса и замыкают территорию монастыря с юго-востока. Здание летних настоятельских покоев предназначалось для летнего проживания настоятеля Юрьева монастыря, а также посещающих монастырь новгородских митрополитов и других высоких лиц.

http://sobory.ru/article/?object=00164

Лето 1822 (благодатное): Перевод из Деревяницкого монастыря в Сковородский и посвящение о. Фотия в священно-архимандрита; приезд графини Анны в Древяницы, 5 дерзость Криднер и Татариновой, яко начальницы секты в С.–Петербурге, и других нечестивых обществ, заведений, падение их, невнимание духовенства; об Иване Ястребцове, директоре комиссии Духовных училищ и о прочих сподвижников зловерия (Павском); вызов Фотия в С.–Петербург, его приезд к митр. Серафиму, его благоволение, проповедь , действо Фотия чрез духовные беседы на лица знатные и первые; несогласие митр. Серафима с князем Голицыным и средства о. Фотия между ними некий мир сотворить на время; княгиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская делается духовной дщерью аввы Фотия, прилепляется к делу православия и совет ей о браке благом на все полезном, духовном. Первое свидание и беседование Фотия с князем Голицыным на время; явление св. Георгия Фотию для укрепления его в действовании на пользу веры и церкви. Приезд Императора из путешествия в С.–Петербург и назначение Фотия явиться к нему, наставление князя Голицына, что и как говорить с царем; молитва о. Фотия в Казанском соборе перед явлением к императору, вход его к царю, обращение и беседа с царем, какую Господь дал благодать Фотию у царя 1822 г. 5 июня. Представление митр. Серафима к награде о. Фотия драгоценным крестом; отъезд о. Фотия в обитель, представление его царице Марии Федоровне и награда его от царицы; откровение Фотию во сне о будущей участи и вручение Юрьева монастыря св. Георгием. Второй вызов о. Фотия в С.–Петербург для содействия успешному течению дел по духовному ведомству; попытка отправления и награждение 1-го августа о. Фотия драгоценным крестом; запрещение тайных обществ и лож Масонских от Императора Александра; поздравление императора с получением креста о. Фотия. Исход о. Фотия из Сковородской обители в Юрьев монастырь 4-го сентября; бедность Юрьева монастыря и его расстройство, причина расстройства монастыря. О частных посланиях о. Фотия девице Анне, откровение во сне о. Фотию о пожаре в обители и сожжении зимний церкви, посещение графини Анны в первый раз Юрьева монастыря; посещение Фотием отца и родины в первый раз в монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Lileev/...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Обсуждение Изменить Версии В Новгороде отреставрировали Георгиевский собор Свято-Юрьева монастыря 11.11.2014 Реставраторы завершили ремонтно-восстановительные работы на куполах и кровле одного из древнейших в России православных храмов - Георгиевского собора Свято-Юрьева монастыря , сообщил " Интерфаксу " представитель Новгородской митрополии. " Леса с собора сняты. Реставрация проведена качественно. Гарантия на работы составляет несколько лет. Стоимость реставрации составила около 16 миллионов рублей " , - сказал собеседник агентства. Реставрация фасадов проводилась к 1150-летию российской государственности, отмечавшемуся в Великом Новгороде в 2012 году. В 2015 году планируется продолжить раскопки внутри храма, начавшиеся два года назад. Работы внутри собора ведет архитектурно-археологический отряд Новгородской археологической экспедиции. Руководит исследованиями член-корреспондент РАН, доктор искусствоведения Владимир Седов (Москва). В ходе раскопок археологи обнаружили в соборе гробницу архиепископа Феоктиста, руководившего Новгородской епархией в начале XIV века и в XVII веке причисленного к лику святых. Мощи святителя в течение столетий считались чудотворными. Кроме этого, археологи нашли в соборе фрагменты уникальных домонгольских фресок с граффити. Речь идет о нескольких десятках квадратных метров ранее не известной монументальной живописи. Фрески изучают ученые. Свято-Юрьев монастырь находится в окрестностях Великого Новгорода на берегу реки Волхов при ее истоке из озера Ильмень. Он является древнейшей православной обителью современной России. В настоящий момент здесь находятся резиденция митрополита Новгородского и Старорусского Льва и Новгородское духовное училище. Согласно летописям, строительство Георгиевского собора в монастыре начал внук Владимира Мономаха, новгородский князь Всеволод Мстиславович в 1119 году. Храм несколько веков являлся княжеской усыпальницей.

http://drevo-info.ru/news/18008.html

На той же грамоте подтвердительная подпись в году Государя Царя Феодора Алексеевича за приписью Дьяка Филиппа Артемьева. XXI. В Феврале 7178/1670 года, на имя Преосвященного Питирима, Митрополита Новгородского и Великолуцкого, о положении с имеющегося в Старой Русе Юрьева монастыря варничного промысла для монастырского употребления беспошлинно соли, за справой Константина Курбатова. XXII. В 7179/1671 году, Марта 31, об истребовании Старорусского варничного промысла с соли, которая идёт как в Юрьев, так и в приписные к нему монастыри, с 989 пудов таможенных пошлин за справой Ивашка Юдина. На той же грамоте на обороте подтвердительная подпись зрке года, Февраля в день Государя Царя Феодора Алексеевича, за приписью Дьяка Филиппа Артемьева. XXIII. В 7180/1672 году, Марта 10, о платеже вотчинным Юрьева монастыря Заонежских погостов крестьянам всяких Государевых податей, и за Повенецкий таможенной сбор порядочных пошлин и о ведомстве их в Новгороде за приписью Дьяка Якова Поздышева, за справой Бориса Протопопова. XXIV. В том же году, Августа 24, в подтверждение прежней о несуждении и нетребовании с монастырских Заонежских вотчин крестьян податей и подвод на Олонце, но в Новгороде, за приписью Дьяка Якова Поздышева, за правой Бориса Протопопова. XXV. В 7182/1673 году, Сентября 15, о нетребовании с вотчинных Юрьева монастыря Олонецкого уезда крестьян на Повенецком рядку лишних с торгов пошлин, за приписью Дьяка Василия Бобинина, за справой Бориса Протопопова. XXVI. В 7182/1674 году, Марта 9, на владение в Старорусском уезде пустошью Ляховичами и деревней Заробьей, за приписью Дьяка Якова Поздышева. XXVII. В том же году, Мая 4 дня, об освобождении от оброка Краснолуцкой монастырской варницы и подворий, подле оной находящихся, за приписью Дьяка Степана Палькова. Грамота сия подтверждена в 1677 году Царём Феодором Алексеевичем. XXVIII. В 7183/1675 году, Февраля 28, на владение в Деревской Пятине в Ляховицком погосте пустошами Бобышиной и Козловой, за приписью Дьяка Ивана Остафьева; подтверждена в 1677 Государем Царём Феодором Алексеевичем.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

города Юрьева Дольского), Новгородские церкви: Юрьева монастыря и Николо-Дворищенский собор и Владимирский Дмитриевский собор. 148 Успенский Владимирский собор даже не восьми-столпный, а десяти-столпный; но два лишние его столба, составляющие его особенность, пробиты в западных концах средней алтарной абсиды затем, чтобы с передними столбами церкви составлять, так сказать, естественный балдахин над престолом (в этом отношении подражает ему Московский Успенский собор). 151 В Константинополе императоры становились в св. Софии на полатях,– Const. Porphyr. De ceremonn. aulae Byzant. ed. Bonn. p. 77 fin., 88, 103 и др.; что у нас князья становились на полатях, см. Ипатскую летопись под 1152г. 2 издание стр. 319 начало. 152 В древнем виде восточные боковые отделения сохранились во Владимирском Успенском соборе (план его в Собрании карт, планов и пр., л. XXIII), в Новгородском Софийском соборе сохранилось северное квадратное отделение (план при книге графа М. Толстого Святыни и древности Великого Новгорода), а в Киевском Софийском всё переделано (вместо квадратных отделений полукруглые абсиды, – планы у митрополита Евгения и Фундуклея). 153 Таковы церкви Новгородских Юрьева и Антониева монастырей, в каждой из которых в позднейшее время к древней одной главе прибавлено ещё по главе новой (см. выше,– следовательно, не убавлено). 154 Преосвященный Макарий в Археологическом, описании церковных древностей в Новгороде I, 256 уверяет, что в древнее время имел пять глав ныне одноглавый Новгородский Николо-Дворищенский собор; но для нас это несколько сомнительно. Относительно церкви Киевского Златоверхо-Михайловского монастыря Никоновская летопись (II, 40) уверяет, что она имела 15 верхов. Но на церкви могло быть только пять куполов и никак не более; следовательно, остальные 10 верхов были главки. Где могли быть поставлены на церкви эти главки, мы недоумеваем, а чтобы они могли быть поставлены, весьма сомневаемся, и поэтому уверение Никоновской летописи для нас в высшей степени сомнительно (в XVI веке, когда была составлена летопись, на Михайловскую церковь , может быть, действительно наставлено было много главок; хотя вероятно и не 15).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010