230-летие перенесения мощей святителя Новгородского Феоктиста отпраздновали в Свято-Юрьевом монастыре 10 февраля 2016 г. 13:07 5 февраля 2016 года исполнилось 230 лет со дня перенесения мощей архиепископа Новгородского Феоктиста в Свято-Юрьев монастырь Новгородской епархии . В этот день митрополит Новгородский и Старорусский Лев совершил Божественную литургию в Спасском соборе обители, где покоятся мощи святителя. Главе Новгородской митрополии сослужили настоятель Антониево-Леохновской пустыни архимандрит Митрофан (Письменский), и.о. наместника Свято-Юрьева монастыря иеромонах Арсений (Перевалов), насельники обители, духовенство митрополии. Богослужение сопровождалось антифонным пением хоров Свято-Юрьева монастыря и студентов Новгородского духовного училища, сообщает сайт епархии . Святитель Феоктист, архиепископ Новгородский, до получения кафедры был игуменом Благовещенского монастыря близ Новгорода. По смерти архиепископа Климента в 1300 году новгородцы избрали его владыкой, а митрополит Максим с русскими епископами Симеоном Ростовским и Андреем Тверским рукоположил святителя Феоктиста во епископа Новгородского. 23 декабря 1310 года святитель Феоктист отошел в вечность; погребен в Богородицкой церкви. В 1653 году совершилось первое известное нам чудо у его мощей. Исцеления, происходившие у гробницы святителя Феоктиста, были основанием для причисления его к лику святых в 1664 году. В 1668 году над местом погребения его была поставлена сень и рака под ней. В 1682 году был возобновлен храм, в котором почивали мощи. В 1702 году сооружен покров с изображением святого на раку. 23 января (5 февраля) 1786 года мощи святителя Феоктиста были перенесены в Юрьев монастырь под Новгородом и помещены в соборном храме во имя святого великомученика Георгия Победоносца у северной стены близ алтаря. В первой половине XIX века настоятель монастыря архимандрит Фотий (Спасский) соорудил придел во имя святителя Феоктиста. В 1847 году в этом приделе была устроена серебряная рака, в которой почивали под спудом мощи святителя Феоктиста, прославленные многими чудесными знамениями милости Божией. В начале XX века серебряная рака была изъята советской властью, данные о месте погребения святителя Феоктиста были утеряны. 22 июля 2015 года в ходе археологических работ в Георгиевском соборе была обнаружена гробница с мощами святителя. С тех пор мощи святителя покоятся в Спасском соборе Свято-Юрьева монастыря. Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Обратимся, однако, к документальным свидетельствам. Есть некоторые основания предполагать, что в Софийском соборе была древняя, особо чтимая икона с изображением Богоматери Одигитрии. В Новгородской Второй (Архивской) летописи говорится под 1561 г. следующее: «В лето 7069-го месяца марта в 9, в неделю Великого поста, царь князь великий Иван Васильевичи взял из Великого Новагорода к себе на Москву из Софии Премудрости Божии три образы: Спас, да другой образ Петр и Павел, да у них во облаци Спас, да третей образ Благовещение святей Богородицы Юрьева монастыря. Ца провожали те образы архиепископ Пимин со архимандритом Варфоломеем Юрьева монастыря, и со всеми игумены Новгородцкими и священицы, и со всеми гражены Великого Новагорода на Ильину улицу к Знамению святей Богородици. Ца там архиепископ у Знамения и молебны служил. Ца в Софии пел 4 молебны – Преображению, да Благовещению Пречистой, да пречистой Одигитрею, да апостолу Петру и Павлу, да воду святил, да иконы кропил и народ крестил. Ца как архиепископ отпив обедню, и после обедни иконы отпустил 383 ». Как мы видим, вывозя «три образы», пели «4 молебны», причем четвертым оказался молебен «Пречистой Одигитрии». История вывоза древнейших икон из Новгорода царем Иваном Грозным не во всем ясна. «Благовещение» из Юрьева монастыря, например, было в Москве уже в 1554 г., о чем свидетельствует дело дьяка Ивана Висковатого 384 . Известие о вывозе иконы «Благовещение» в 1561 г. В. И. Антонова рассматривает как интерполяцию, вставку, которую сделал летописец, спохватившись, что в свое время не записал это под нужным годом 385 . Но могло быть и иначе: икону вывезли и вернули, не записав, а потом, в 1561 г. опять вывезли, с указанием в летописи. Вывоз икон из Новгорода с последующим возвращением известен: в 1561 г. вывезли «Спаса Златую ризу» и «Апостолов Петра и Павла», а в 1572 г. их возвратили («Спаса» – в копии). Вывоз иконы Одигитрии из Новгорода нигде не отмечен. Но такая икона явно была вывезена, коль скоро 9 марта 1561 г. отслужили молебны не только в честь Преображения (т. е. Христа в связи с иконой «Спас Златая риза»), «Апостолов Петра и Павла». «Благовещения», но и в память «Одигитрии».

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Ученые начали восстановление уникальных фресок Юрьева монастыря 22.04.2016 Сотрудники Новгородского государственного музея-заповедника приступили к восстановлению уникальных фресок из Георгиевского собора Юрьева монастыря , расположенного в окрестностях Великого Новгорода, сообщили " Интерфаксу " в музее. Восстановление ведется в Новгородском кремле. Главным образом музейщики сейчас занимаются работами спасательного характера, готовят сохранившиеся фрагменты к кропотливому изучению. Кусочки монументальной живописи самых разных размеров хранятся в кремлевской мастерской музея в ящиках и на планшетах. Некоторые из них лежат в ведрах с водой. " Мы промываем их в воде, после чего сушим с помощью ультрафиолета " , - рассказала реставратор Татьяна Ромашкевич, руководящая работами. Некоторые обломки фресок оказались повреждены плесенью. Ученые пытаются уничтожить ее специальным дезинфицирующим препаратом. Параллельно спасательным работам реставраторы ведут сборку монументальной живописи, считавшейся навсегда утраченной. В первую очередь, у них складываются изображения ликов святых. Специалисты не исключают, что в итоге им удастся собрать значительные композиции - такие, как Чудо святого Георгия Победоносца о змие. " Эти фрески уникальные, имеют совершенно особое научное значение. Кроме этого, они ведь еще и очень, очень дорогие " , - сказала Т.Ромашкевич. Ученые отмечают, что фрески были выполнены ценнейшими и крайне редкими в XII веке красками. В частности, цена голубой краски, ставшей в Георгиевском соборе фоновой, во времена, когда расписывался этот храм, в буквальном смысле равнялась стоимости золота. Реставраторы обнаружили на монументальной живописи множество граффити - надписей и рисунков, процарапанных на штукатурке писалами. Тексты надписей ученые еще изучают. В соборе эти " письма из прошлого " оказались очень значительными по объему. Как сообщалось, тысячи обломков монументальной живописи XII века были найдены археологами при раскопках внутри собора в 2013-2015 годах. При расчистке пола храма до его древнейшего основания археологи обнаружили, что пол засыпан фрагментами штукатурки с фресками середины XII века, сбитыми со стен во время ремонта в начале XIX века. Интерфакс-Религия / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 22.04.2016 19:36:55

http://drevo-info.ru/news/20560.html

В 1398 году архимандрит Парфений был при посольстве к в. Князю Василию Дмитриевичу с заключением мира по старине 1004 . В 1558 году архимандрит Юрьева монастыря Варфоломей, привезший четыре образа из немецкого города Рогодива, отправлялся с ними и с так названною шапкою Иоанна Златоустог о и ризами святителя Никиты в Москву к царю Иоанну Васильевичу IV 1005 ; а в 1561 году тот же архимандрит ездил опять в Москву к царю с дарами от себя и от новгородского архиепископа 1006 . В 1611 году посылан был от Новгорода в Швецию для переговоров юрьевский архимандрит Никандр 1007 . К этому прибавил, что из настоятелей Юрьева монастыря многие были избираемы в святительский сан В начале прошлого века Юрьев монастырь был местом жительства викариев митрополии новгородской; а в 1741 году утвержден был особенный чип служения для архимандритов Юрьева монастыря, остающийся в силе до настоящего времени 1008 . Из числа древних священных обрядов в Юрьеве монастыре известен, со времени устройства в нем нынешней соборной церкви, обряд бить в блюдо во время общей трапезы. В грамоте в. к. Мстислава Владимировича и сына его св. Всеволода, данной Юрьеву монастырю (1128–1132), сказано: «а се яз Всеволод дал есмь блюдо серебрьно в 30 гривен серебра святому же Георгиеви, велел есмь бити в не на обеде, коли игумен обедаетъ» 1009 . Обычай этот заимствован от Греков. Именно, по уставу студийскому, записанному патриархом константинопольским Алексием между 1025 и 1040 годами для основанного им Богородичного монастыря, и введенному преп. Феодосием в Печерском монастыре, было узаконено: как скоро приносится на трапезу иноков блюдо с пищею, оно ставится на краю, и старший из братии ударяет в него большою лжицею; чтец умолкает, и старший из братии возглашает громко: «Господи благослови, помолимся!». Все встают, поставленное блюдо благословляют, и тогда начинают в след за игуменом есть поставленное 1010 . А из слов Всеволода видно, что в последствии ставилось за трапезою в Юрьеве монастыре особое блюдо, в которое ударяли 1011 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Возрождение Перынского и расцвет Свято-Юрьева монастырей связаны с именем знаменитого архимандрита Фотия (Спасского) (1792—1838). В 1822 году он был назначен архимандритом Свято-Юрьева монастыря, каковым и оставался до кончины. С помощью огромных средств своей духовной дочери графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской архимандриту Фотию удалось привести обитель в цветущее состояние. По прошению архимандрита Фотия церковь Рождества Богородицы вновь была приписана к Свято-Юрьеву монастырю. Стены храма внутри и снаружи были основательно отремонтированы и расписаны заново, с западной стороны появилась обширная пристройка, сделаны новый пол и глава. После ремонта церковь освящена в 1828 году и при ней основан скит. Первым начальником скита стал иеромонах Аникита (в миру князь С. А. Ширинский-Шихматов). В конце 30-х — начале 40-х годов XIX века из красного кирпича были построены братский корпус, маленькие корпуса начальника скита и юрьевского архимандрита, два хозяйственных корпуса, ограда вокруг монастыря, звонница при церкви «на двух каменных столбах с 6 небольшими колоколами». В августе 1919 года губернским съездом Советов было принято решение о закрытии монастырей в Новгородской губернии. Перынский скит был закрыт и разорён. Юго-западный хозяйственный корпус, звонница и ограда были разобраны на кирпич, из которого построено обширное хранилище льда рыболовецкой артели. Церковь использовалась под склад. Во время войны 1941—1945 гг. по Волхову проходила линия фронта. Скит находился на оккупированной территории, но постоянного гарнизона не имел. После войны на острове работал филиал Новгородского рыбокомбината, который в 60-х годах сменила турбаза. В 1991 году Перынский полуостров с храмом и постройками был передан Русской Православной Церкви. Сегодня монастырь возрождается как скит Свято-Юрьева монастыря. Церковь Рождества Богородицы [ править править код ] Рождество Пресвятой Богородицы - 21 сентября Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (Перынский скит) Церковь Рождества Богородицы — один из самых маленьких храмов новгородской земли (7,5 на 9,5 на 12 метров). О сооружении каменной церкви на месте мольбища в летописях прямых сведений нет. Каменная постройка датируется 30-ми годами XIII века. Предположительно, её построили в 1226 году, когда в Новгороде находился отец Александра Невского и проходили публичные выборы архимандрита.

http://azbyka.ru/palomnik/Перынский_Рожд...

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет Эпизод относится к числу Страстей Христовых. Положение во гроб — описанное в Евангелии у всех четырех Евангелистов погребение учениками тела Иисуса Христа после его крестной смерти, случившиеся вечером Страстной пятницы. Описание Плащаница (воздух), созданный повелением Дмитрия Шемяки в 1444 или 1449 для Юрьева монастыря Великого Новгорода. Воздух или плащаница несёт изображение Христа во гробе, оплакиваемого четырьмя склонёнными за гробом ангелами с рипидами. Одной из отличительных черт Шемякиной плащаницы является редкий среди памятников древнерусского шитья иконографический извод «Положения во гроб» — символический, в котором около гроба Христа изображены лишь ангелы и отсутствуют исторические персонажи. Между средником (центральной частью) воздуха и краевой надписью вшита кайма чёрного шёлка с изображением символов четырех праведников и мучеников, а также Евангелистов и поясными фигурами Святых в круглых медальонах. На нижнем поле представлены фигуры мч. Фотинии, Евангелистов Луки и Иоанна Богослова, Матфея и Марка, Первоверховных Апостолов Петра и Павла, мч. Георгия. На правом — Апостола Филиппа, мученика Димитрия Солунского, Апостола Иакова, Иуды Иаковлева.  На верхнем поле изображены праведная Анна, мч. Фотий, Апостолы Матфий, Иаков, Клеопа, Фаддей и Тимофей, мч. София с чадами: Верой, Надеждой и Любовью; на левом  — Апостолы Варфоломей, Андрей, Фома и Симон. Плащаница вышита разноцветными некручёными шелковыми и пряденными золотыми и серебряными нитями. Фон — оливковая тафта, зашитая синими кручёными шёлковыми нитями. На кайме плащаницы пряденными золотыми нитями по оливковому атласу вышита почерком XIX века надпись, которая повторяет содержание утраченной древней вкладной «летописи». История В 1815 году архимандрит Амвросий (Орнатский) в VI томе «Истории российской иерархии» указывал плащаницу в перечне экпонатов Юрьева монастыря. Архимандрит Амвросий опубликовал также древнюю «летопись», совпадающую с текстом надписи XIX века, и привёл размеры плащаницы. Андрей Муравьёв в первой половине XIX века упоминал плащаницу среди «драгоценных по своей древности» предметов, хранившихся в ризнице Юрьева монастыря. Михаил Толстой в 1862 году писал о «недавнем возобновлении плащаницы». Как отмечает известный исследователь В. Янин, «трогательное соседство изображений святых Анны и Фотия» указывает на время возобновления плащаницы: архимандритство Фотия (между 1822 и 1838 годами), или позднее, но до кончины в 1848 году графини Анны Орловой-Чесменской. Тематическая подборка Прочее Популярное Сейчас в разделе 50  чел. Всего просмотров 1.1 млн. Всего записей 1118 ©2024 Азбука искусства к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/art/shemyakina-plashhan...

Юрьев монастырь близ Новгорода. Знаменитая своей древностью, своей историей, своими величественными богатыми храмами Юрьева обитель находится в 3 верстах от Новгорода. Расположена она в местности чрезвычайно красивой, живописной, невольно чарующей взгляд каждого, – на левом берегу р. Волхова, приустье Княжева ручья. Время основания обители относится к самой глубокой древности. Первоначальное основание обители положено в 1030 году князем Ярославом Мудрым (в крещении Георгием), который в это время построил здесь деревянную церковь во имя св. Георгия. В 1199 году сыном великого князя Мстислава св. Всеволодом значительно расширены монастырские постройки. Монастырь с самого же начала своего существования находился под неизменным покровительством великих князей, а потом и царей московских. В продолжение своего многовекового существования обитель хотя и подвергалась многоразличным бедствиям, – пожарам, вражеским нашествиям и т. д., – но, благодаря поддержке государей и других знатных благотворителей, она быстро и легко оправлялась от всех разорений и продолжала расти и процветать. В XVIII веке она была одною из богатейших обителей русских. Но 1764 год нанес тяжкий удар Юрьеву монастырю: с отобранием всех его имений, благосостояние его в корне было подорвано. Монастырь стал было приходить в ветхость и запустение, но Господу благоугодно было сохранить и даже еще более возвеличить обитель. Возрождение Юрьева монастыря, совершившееся в первой половине XIX столетия, тесно связано с именем двух замечательнейших личностей прошлого века: архимандрита Фотия и графини Орловой, дочери знаменитого графа Орлова-Чесменского. В 1824 году архимандритом Юрьева монастыря был назначен умный и энергичный Фотий, который деятельно принялся за благоустройство обветшавшей обители. Сотрудницей его в этом деле была графиня Орлова, которая употребила все свои богатства на украшение обители с подобающим ей великолепием. Их энергичными усилиями монастырь был быстро приведен к тому цветущему состоянию, в каком он находится ныне. Его многочисленные храмы по богатству и роскоши внутреннего убранства могут сравняться разве только с храмами Киево-Печерской или Сергиевой лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Адрес: Россия, Архангельская область, Онежский район, Онега, проспект Кирова, 110 Официальный сайт храма Подробнее... Церковь Спаса Преображения (Турчасово) [ править править код ] Под влиянием архитектуры Соловецкого монастыря была построена Спасо-Преображенская церковь с приделом Николая Чудотворца (освящена в 1647 году), Благовещенская церковь с приделами Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев и Архистратига Михаила (завершена в 1684 году, одновременно освящен придел Усекновения главы Иоанна Предтечи в Спасо-Преображенской церкви). Освящение Преображенской церкви и приделов идентично с собором Соловецкого монастыря. Преображенская церковь построена на месте древней Никольской церкви с приделом Спаса Преображения. Кроме того, в ансамбль погоста входили семь «келий» с различными службами и учреждениями общественного призрения. В 1776 году ансамбль сгорел, но был возобновлен в формах, близких к изначальным. Богослужения в церкви Спаса Преображения возобновлены в 2000-х годах. Адрес: Россия, Архангельская область, Онежский район, с.Посад (Турчасово), ул.Центральная, 21 Подробнее... Церковь Троицы Живоначальной (Юрьева гора) [ править править код ] Юрьегорская пустынь была, пожалуй, самой удаленной и труднодоступной обителью Русского Севера. Она находилась на берегу озера Монастырское (Онежский район Архангельской области) – одном из небольших озер, объединяемых течением реки Илексы, впадающей в Водлозеро. Пустынь была основана в начале XVII века иноком Диодором (в миру – Дамианом). Возвышение – «Юрьева гора», куда от берега ведет тропа, по склонам окружено искусственным валом, высотой не более метра, очевидно, бывшим основанием ограды, правда отнюдь не прямоугольных очертаний. На вершине – ровная площадка с остатками нижних венцов, очерчивающих план церкви. На месте алтаря – простой деревянный крест на небольшом срубе, поставленный в 2000 году сотрудниками парка и жителями бывших на Илексе деревень. Адрес: Россия, Архангельская область, Онежский район, д.Юрьева гора

http://azbyka.ru/palomnik/Онежский_район...

Личность архимандрита Фотия вызывала разные чувства у его современников. С одной стороны, своей антимасонской деятельностью он нажил немало врагов, интриговавших и распространявших против него многие клеветы. Но в то же время его борьба за чистоту православия, его настоятельская деятельность привлекали к нему большое число истинных почитателей из разных слоев общества. Поклонник архимандрита Фотия, Андрей Николаевич Муравьев, писал о нем: «Замечательно будет лицо его в летописях новгородских: кроме необычайности собственной его жизни, изнурительного поста при ежедневном служении, сорокадневного безмолвия в течение Четыредесятницы и других подвигов. он действительно был не только обновителем своей обители, но и настоящим архимандритом всех монастырей Новгородских, по древнему назначению настоятелей Юрьева» 34 . Следует также добавить, что архимандрит Фотий был известен и как писатель: при его преемниках в библиотеке Юрьева монастыря насчитывалось 24 книги его сочинений. В числе близких к Фотию людей были известные государственные и церковные деятели. Его духовными дочерьми были княгиня Прасковья Михайловна Толстая – дочь М. И. Кутузова-Голенищева; вдова Г. Р. Державина, Дарья Алексеевна; дочь героя Чесмы, графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская и др. Памятником взаимоотношений с ними осталась их обширная переписка. Среди почитателей Фотия был много богатых благотворителей, их усердие весьма способствовало обновлению Юрьева монастыря. С 1821 по 1831 г. архимандрит Фотий получил от них до 300 тысяч рублей. Но главной благотворительницей была А. А. Орлова-Чесменская. Графиня Анна Алексеевна благотворила многим монастырям, в том числе и Сергиевой пустыни, которую она не раз выручала в трудных обстоятельствах. Однако с архимандритом Фотием и с Юрьевым монастырем ее связывали наиболее близкие духовные отношения. На Юрьев монастырь она истратила до 1832 г. около 700 тысяч рублей. Благодаря этим огромным суммам, архимандрит Фотий поднял монастырь из развалин и превратил его в одну из самых богатых и прекрасных обителей России.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Троицкая церковь представляет редкий и довольно ранний для Русского Севера пример объединения церкви и колокольни сразу при строительстве. Вместе с тем, колокольня юрьегорской церкви выделяется тем, что ее завершение не было перестроено в соответствии со вкусами XIX в., как это было сделано на ближайшей колокольне Ильинско-Водлозерского погоста. Как мы видим, юрьегорская церковь, находясь на территории, историческими водными путями связанной с Обонежьем, административно длительное время подчиненной Каргополью, а географически тяготеющей к Поморью, по своему архитектурному решению оказывается ближе всего к поморским традициям. Масштаб постройки свидетельствует о том, что в свое время Юрьева гора, даже после упразднения монастыря, имела немаловажное значение в религиозной жизни края. Захоронение преп. Диодора, несомненно, было местом паломничества. Проделанная работа по изучению и воссозданию архитектурного облика Троицкой церкви может иметь и практическое значение. Разработан проект религиозно-мемориального комплекса «Юрьева гора», где предлагается строительство церкви, кельи-землянки Диодора, памятного креста-часовни, изб-приютов, и т.п. В условиях труднодоступности и ограниченной посещаемости Юрьевой горы воссоздание церкви 1796 г. нецелесообразно и экономически невозможно. Но память о ней может быть запечатлена в виде окладного венца, уложенного на том же месте и точно повторяющего очертания ее плана. Фиксация оснований древних каменных зданий широко применяется в практике сохранения объектов культурного наследия. Правда, в дереве подобные приемы не использовались. В данной ситуации окладный венец Троицкой церкви, не являющийся подлинным, но только фиксирующий подлинные размеры старинной постройки, может обновляться по мере старения. Чтобы отметить место захоронения преп. Диодора и почтить его память, внутри окладного венца церкви 1796 г. предполагается постройка небольшого деревянного храма. Бревна окладного венца старой церкви могут служить и лавками и своего рода ограждением околохрамового пространства для проведения разного рода встреч на открытом воздухе. На основе зафиксированных в натуре планов старинных построек также предлагается воссоздание кельи-землянки и памятной открытой часовни-креста на Новой речке.

http://sobory.ru/article/?object=41551

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010