Митрополит Псковский и Порховский Арсений (Перевалов) Митрополит Псковский и Порховский Арсений Митрополит Псковский и Порховский Арсений (в миру Денис Юрьевич Перевалов) родился 15 февраля 1979 г. в г. Алмалык Ташкентской обл. Республики Узбекистан в семье служащих. Крещен в храме Успения Божией Матери г. Алмалыка в 1990 г. В 1986-1996 гг. обучался в средней школе 11 г. Алмалыка. В 1996-1998 гг. обучался в межъепархиальном духовном училище г. Ташкента. В 1998 г. переехал в г. Великий Новгород, откуда по благословению архиепископа Новгородского и Старорусского Льва был направлен на учебу в Санкт-Петербургскую духовную семинарию. В 2001 г. окончил Санкт-Петербургскую духовную семинарию и продолжил обучение в Санкт-Петербургской духовной академии. В 2005 г. после окончания академии направлен в Новгородскую епархию. 20 июня 2005 г. в Георгиевском соборе Юрьева мужского монастыря г. Великого Новгорода архиепископом Новгородским Львом рукоположен в сан диакона; 21 июня зачислен в число братии Юрьева монастыря; 27 июня в Крестовоздвиженском соборе Юрьева монастыря архиепископом Львом пострижен в монашество; 1 июля в Варлаамо-Хутынском монастыре архиепископом Львом рукоположен в сан иеромонаха. 1 сентября 2005 г. назначен преподавателем предметов «Общецерковная история» и «Патрология» в Новгородском духовном училище. 23 ноября 2006 г. назначен на должность инспектора Новгородского духовного училища. 1 июня 2008 г. назначен исполняющим обязанности наместника Юрьева монастыря. Решением Священного Синода от 16 апреля 2016 г. (журнал 7) избран епископом Юрьевским, викарием Новгородской епархии. 21 апреля 2016 г. за Литургией в Софийском соборе г. Великого Новгорода митрополитом Новгородским и Старорусским Львом возведен в сан архимандрита. Наречен во епископа 23 апреля 2016 г. в Тронном зале Храма Христа Спасителя в Москве. Хиротонисан 3 мая за Литургией в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Решением Священного Синода от 11 октября 2023 г. (журнал 92) определено быть Преосвященным Псковским и Порховским, главой Псковской митрополии, с освобождением от должности викария Новгородской епархии и наместника Юрьева монастыря г. Великого Новгорода. Назначен священноархимандритом и игуменом Успенского Псково-Печерского монастыря г. Печоры Псковской обл. и священноархимандритом Благовещенского Никандровского монастыря с. Любовец Порховского р-на Псковской обл. 18 октября 2023 г. за Литургией в Храме Христа Спасителя Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан митрополита. 16 октября 2023 г. Новые материалы

http://pskov.pravoslavie.ru/148515.html

За приписью Дьяка Андрея Черново, за справой Петра Антонова. Г) Государей Царей Иоанна Алексеевич а и Петра Алексеевича. XXXIX. В том же 7190 году, Августа 24, о зачёте за вышедших из вотчин Юрьева монастыря в дворцовые волости Карельских выходцев за 15 семей доимочных денег 624 рублей, за приписью Дьяка Артемия Попкова, за справой Петра Антонова. XL. В 7192/1684 году, Июня 11, на владение полевой землёй Новгородского уезда в Боженском погосте за приписью Дьяка Василия Лукина. XLI. В 7193/1684 году, Декабря 10, о владении дворцовыми пожнями Новгородского уезда (см. XXXVI) безоброчно за приписью Дьяка Семёна Комсина. XLII. В 7194/1686 году, Июня 22, о требовании с имеющихся в Олонецком уезде в Шальском и Пудожском погосте Юрьева монастыря рыбных ловель оброчных денег с прочими податями в Новгороде, а не в Олонце, за приписью Дьяка Василия Посникова, за справой Ивана Уланова. XLIII. В 7196/1688, Января 12 о нетребовании Новгородского уезда Шелонской, Деревской, Бежецкой и Обонежской Пятин в вотчинах Юрьева монастыря от крестьян под Послов, и под Посланников и под гонцов сухим путём подвод, а водяным путём судов и о платеже денежных всяких доходов и Стрелецкого хлеба в Великом Новгороде, за приписью Дьяка Василия Бобинина, за справой Фёдора Кишмутина. XLIV. В 7197/1689 году, Июля 8, данная по прошению Успенского Волотовского монастыря Строителя монаха Матфея с братией, о неправом отводе и отмежевании во рчг (1685) году Деревской Пятины Писцом Князем Иваном Белосельским оного Волотова монастыря из деревни Замышья пашенной земли на 20 четвертей, сенных покосов на 20 копен в Боженском погосте к церкви Николая Чудотворца, построенной на вотчинной Юрьева монастыря земле и проч. И велено грамотой этой учинить по Уложению и по новоуказанным статьям, за приписью Дьяка Дмитрия Фёдорова, за справой Романа Калинникова. XLV. В 7199/1691 году, Июня 9, Преосвященного Корнилия, Митрополита Новгородского о приписке Волотова монастыря со всеми вотчинами и угодьями к Юрьеву, за приписью Дьяка Савы Боровитинова.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

«От царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великой и Малой и Белой Росии Самодержца в Нашу вотчину в Великий Новгород богомольцу Нашему, Преосвященному Питириму, Митрополиту Новгородскому и Великолуцкому. Бил челом Нам, Великому Государю, из Великого Новгорода Юрьева монастыря Архимандрит Феодосий с братией: есть, де, в Великом Новгороде Пантелеев монастырь и в том, де, монастыре церковь Божия каменная стоит непокрыта, от снега и от дождевой мокроты вся обветшала, и в церкви Божие милосердие и всякая церковная утварь обветшали. И в том, де, монастыре братии и служек никого нет, только один старец Феодосий, и братских келий и около монастыря ограды и никакого строения нет и церковь Божия многое время стоит без пения, а трапеза каменная без кровли от многих частых Строителей, от снега и от многой дождевой мокроты и от нестроения вся обвалилась. И кирпич трапезной много развезён и распропал, и монастырского строения ничего нет, и то, де, Наше, Великого Государя, богомолье пустеет и в конец разоряется. И Нам бы, Великому Государю, пожаловать их велеть тот Пантелеев монастырь со всем строением приписать к Юрьеву монастырю по-прежнему, будет тот монастырь был больничный Юрьева монастыря, и о том дать Нашу, Великого Государя грамоту: а на челобитной их помета думного Нашего Дьяка Дементия Башмакова. И как к тебе сия Наша, Великого Государя, грамота придёт; и ты бы, богомолец Наш Преосвященный Питирим, Митрополит Новгородский и Великолуцкий, в тот Пантелеев монастырь послал кого пригоже, и велел тот Пантелеев монастырь описать со всем монастырским строением и вотчинных крестьян Юрьева монастыря Архимандриту Феодосию во всём оберегать, и монастырь строить, и меж крестьян во всём расправу чинить, и приказал того монастыря крестьянам Архимандрита Феодосия или кто по нём иной Архимандрит будет во всём слушать и почитать, как и в прочих монастырях слушают и почитают. А что в том Пантелееве монастыре монастырского всякого строения и в вотчине крестьян, велел переписать поимённо и переписные книги за руками прислать к Москве, да о том к Нам, Великому Государю отписать, а отписку и описные книги за руками велел подать в монастырском приказе Окольничему Нашему Князю Дмитрию Алексеевичу Долгорукову, да Дьякам Нашим Филиппу Артемьеву да Тимофею Антипину. А прочтя сию Нашу, Великого Государя, грамоту и списав с неё список слово в слово оставил у себя в приказной избе; а сию Нашу, Великого Государя, подлинную грамоту отдал бы еси Юрьева монастыря Архимандриту Феодосию, или кто по нём иной будет, почему ему впредь тот монастырь ведать и строить и меж братии и крестьян во всём расправу чинить и от сторон оберегать. Писан на Москве лета зрое (7175/1667) Мая в к (20) день».

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

А кому будет какого дела искать Юрьева монастыря на Архимандрите Герасиме с братией и на их служках и служебниках и на крестьянах, и им искать в приказах Большого Дворца на указные сроки, которые сроки учинены им в Нашей Государской жаловальной грамоте: на Семён день летопроводца, да на Рождество Христово, да на Троицын день, а в иных приказах опричь Приказа Большого Дворца Юрьева монастыря Архимандрита Герасима с братией и служек и служебников и вотчинных крестьян ни в чём ведать и судить не велел. А будет на котором городе учинится Юрьева монастыря монастырским людям и крестьянам какая гибель, или татьба или грабёж, или убийство, и начнут бить челом о праве Нашим Воеводам и приказным людям и всяким судьям о приставе, и им приставов на поличное давать и велеть тех людей давать на поруки и присылать их к ответу и поручные по них записи к Москве в Приказы Большего Дворца. Дана сия Наша жаловальная грамота в Нашем Царствующем граде Москве лета зрмв (1634) Апреля в (17) день. Подлинная грамота имеется в Юрьеве монастыре. Она писана на малом Александрийском листе, при ней была печать красного воска. На обороте подписано так: Царь и Великий Князь Михайло Фёдорович всея Русии. Справил подьячий Ивашко Коротыгин. Кроме сих грамот были ещё даваны следующего содержания: А) От Государя Царя Михаила Феодоровича: IX. В том же 7143/1634 году Апреля 9, о приписке к Юрьеву монастырю, Перынского монастыря со всеми вотчинами и угодьями, за приписью Дьяка Герасима Мартемьянова. X. В 7148/1640 году, Марта 17, на рыбные ловли в Заонежской Пятине в Спасском Шальском и Никольском Пудожском погостах, на Шале и на Водле реках, за приписью Дьяка Максима Матюшкина. XI. В 7151/1643 году, Марта 8, в подтверждение прежней 1634 года IX) о приписке Перынского монастыря. Грамота сия в 7188 году подтверждена и Государем Царём Феодором Алексеевичем. XII. В 7152/1644 году, Марта 17, о несуде в Заонежских погостах Воеводам и приказным людям Юрьева монастыря служек и вотчинных крестьян и о неимании с них подвод и кормов, за приписью Дьяка Михаила Волошенкова, за справой Степана Лялина.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

При монастыре школа с общежитием, богадельня, больница для братии и приходящих. В монастыре погребены князья и княгини Новгорода и другие. К монастырю приписан Перынский скит, в 1 версте от него, в 4 верстах от Новгорода, при истоке реки Волхова из озера Ильменя; здесь находилась церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, основанная, по преданию, первым Новгородским епископом Иоакимом в 995 году на месте, где стоял славянский идол Перун. Перынский монастырь, упоминаемый в 1386 году, в 1764 году был упразднен, а в 1828 году восстановлен и приписан к Юрьеву монастырю. Храм во имя Рождества Богородицы — каменный, греческой архитектуры X века, не раз возобновлявшийся. Ежегодно 8 сентября совершается в скит из Юрьева монастыря крестный ход; только в этот день, то есть один раз в год, в скит допускаются женщины. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Действующий мужской монастырь XII века, расположенный у истоков Волхова, близ озера Ильмень, является частью грандиозной природной панорамы, которую оживляют небольшие каменные храмы южных окрестностей города. Это южный форпост Великого Новгорода, основанный великим киевским князем Ярославом, при крещении получившим имя Георгий (в честь Георгия Победоносца). Свято-Юрьев монастырь считается первым православным монастырем Новгородской земли. Название монастыря впервые упоминается в летописи в связи с постройкой собора Св. Георгия в 1119 году. Главный храм Юрьева монастыря удивительно гармоничен, будто высечен из куска белого камня. В нем можно увидеть фрагменты фресковой живописи XII в. В архимандритском корпусе Юрьева монастыря находится Новгородское епархиальное духовное училище. Существует и легендарная дата основания Юрьева монастыря — 1030 год. Тогда, после победы над чудью, князь Ярослав Мудрый в честь своего небесного покровителя Георгия (Юрия) основал город Юрьев (Тарту, Эстония) и построил храмы в Новгороде и Киеве. Для храма в Новгороде избрали место на пути к загородной резиденции, которая находилась в селе Ракомо на берегу озера Ильмень. Здесь и возник монастырь. Самые ранние документальные сведения относятся к 1119 году, когда князь Всеволод Мстиславович заложил «церковь камену во имя Георгия, а мастер трудился Петр».

http://sobory.ru/article/?object=00164

Теребовская (Шальский погост). Неизвестная (Успения Пресвятой Богородицы (?)) церковь. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Год постройки:Дата постройки неизвестна. Год утраты:Не установлен. Адрес: Республика Карелия, Пудожский район, Теребовская (Шальский погост) Координаты: 61.808054, 36.04224 Вопрос модератора :Неизвестно в честь какого святого/праздника был освящен храм. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Шальский погост упоминается в качестве Олонецкой вотчины Юрьева монастыря и одновременно в качестве владений " Великого Князя " в уже называвшейся автором ранее " Обводной книге Юрьева монастыря 1391 г. " . Однако необходимо сказать и о том, что, по мнению историка Н.С.Шайжина, " эти же земли Юрьева монастыря …под общим названием земель " на Волоце " разумеются еще в грамоте Иоанна Калиты (всероссийский Вел. Князь с 1328 по 1340 г.) " . И приведенные Н.С. Шайжиным доказательства выглядят достаточно убедительными. Позднее в конце XVI века в писцовых книгах Андрея Плещеева 1582-1583 годов упоминаются " Спасского-ж погоста Шальскаго Настасьинские волостки Григорьева Царевы и Великаго князя деревни оброчные по р. по Шале в низ по обе стороны. Дер. у погоста на р. на Водле " , а также деревни " на р.р. Малой Водлице, Большой Водле и Трестянке " . А из документом Юрьева монастыря известно также, что в конце XVII века в числе его " Олонецких вотчин " наличествовал " Шальский Спасский погост при р.Водле " , а в нем " Нигижемская волость " , к которой в это время относились деревни " Зеховская, Усовская и Трестянка " . Шальская групповая система поселений примечательна еще и тем, что в ней " по свидетельствам от 1-ой половины XVI столетия " существовал мужской монастырь. Но, как отмечал в своей работе историк Н.С. Шайжин, " об основателе и времени основания этого монастыря сведений не имеется " . По утверждению Н.С. Шайжина, первый раз Шальский Спасский монастырь упоминается под 1505 годом. От этого времени сохранилась " разводная грамота на земли Вяжицкому и Юрьеву монастырям " , а " грамоту эту писал дьяк с Юрьевские стороны Нектарей Шальского монастыря святаго Спаса " . Как пишет далее в своей работе Н.С. Шайжин, " существование в Шале Спасопреображенской церкви в 1537 году подтверждается тяжебным делом Муромского монастыря с Палеостровским (в 1537-39 гг.) " .

http://sobory.ru/article/?object=37189

В) Государя Царя Феодора Алексеевича: XXIX. В 7184/1676 году, Марта 13, о ловле рыбы в озере Ильмене 20 человекам без пошлины, за приписью Дьяка Семёна Кудрявцева. XXX. В 7186/1678 году, Июля 5, Святейшего Патриарха Всероссийского Иоакима о приписке Нередицкого монастыря, за приписью Дьяка Онисима Озерова. XXXI. В 7187/1679 году, Января 16, в дополнение грамоты XXII) о нетребовании со Старорусской соли таможенных пошлин, за приписью Дьяка Василия Никитина, за справой Ивана Харламова. XXXII. В 7188 году, Мая 21, о нетребовании Повенецким таможенным и кружечных дворов головам и целовальникам с монастырских Олонецких крестьян подвод и кормов, за приписью Дьяка Сидора Скворцова, за справой Ивана Харламова. XXXIII. В том же7188/1680 году, Июня 25, на владение выходцами Карельскими, поселившимися в вотчинах Юрьева монастыря и в переписных книгах 1646 и 1647 годов за монастырём написанными, за приписью Дьяка Семёна Кудрявцева. XXXIV. В 7189/1681 году, Апреля 27, о даче посылаемым с Москвы и из Великого Новгорода на Олонец и из Олонца к Москве и в Новгород и в Олонецкой уезд для всяких дел гонцом и посыльщиком подвод Юрьева монастыря вотчинным крестьянам по подорожным, без кормов и харчей, за приписью Дьяка Василия Боинина, за справой Ивана Уланова. XXXV. В том же 7189/1681 году, Февраля в … день грамота Преосвященного Корнилия, Митрополита Великого Новгорода и Великих Лук о приписке Левохновского монастыря с всякими монастырскими строениями, с крестьянами и со всеми угодьями к Юрьеву монастырю с приложением на обороте печати красного воска за приписью Дьяка Андрея Сназина. XXXVI. В 7190/1681 году, Сентября 27, на владение пожнями дворцовыми Новгородского уезда вместо взятых Старорусских под посад, за приписью Дьяка Василия Бобинина. XXXVII. В 7190/1682 году, Марта 24, на рыбные ловли в Олонецком уезде, за приписью того же Дьяка Бобинина. XXXVIII. В том же году, Мая 4, Государя Петра I, о зачёте за Карельских выходцев, выведенных из вотчин Юрьева монастыря в дворцовые волости, в крестьянство 22 дворов положенных, перехожих и за излишне поставленных даточных конных людей, денег 513 рублей, да за имеющих жительство в вотчинах Юрьева монастыря тех же крестьян, оных же денег 5.178 рублей 90 копеек.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В материалах, собранных на родине Фотия, М. Можайский так же отмечал, что архимандрит Юрьева монастыря умер, как и предсказывал. 270 Фотий скончался 26 февраля 1838 года в два часа ночи, при смерти его присутствовали А.А.Орлова-Чесменская, Д.А.Державина, А.И.Жадовская, а также князь П.А.Ширинский-Шахматов, чей брат под именем Аникита ранее находился в Юрьевом монастыре. Доктор Соколовский, лечивший Фотия до 1832 года, свидетельствовал смерть от истощения, «вследствие атрофы кишок» 271 . Это заявление подтверждает рассказ отца Арсения, бывшего келлиархом Юрьева монастыря. Он писал, что по окончании поста Фотий брал аптекарские весы и с их помощью приучал себя вновь к приему пищи, начиная с очень малых доз, но в последний раз его желудок так сжался, что принимать пищи уже не мог» 272 . Очевидно, смерть Фотия наступила от заболевания пищеварительных органов, но скудость, а порой и полное отсутствие пищи не были основной причиной этой долгой болезни. Архимандрит был привычен к постам, но он не смог превозмочь наветов и козней врагов. 28 февраля митрополит Михаил докладывал Св. Синоду о смерти настоятеля Юрьева монастыря: «Новгородская Духовная Консистория с рапорта Наместника первоклассного Юрьева монастыря иеромонаха Мануила таковым донесла мне, что Настоятель оного монастыря архимандрит Фотий по тягчайшей болезни и напутствовании Св. Таинствами в час по полуночи 26 числа сего февраля скончался» 273 . К рапорту Серафима был приложен послужной список Фотия, где архимандрит аттестовался как «к послушанию отлично способен» 274 . В тот же день обер-прокурор Св. Синода рапортовал Императору о смерти Фотия от воспаления 26 февраля в два часа ночи 275 . В третье воскресение Великого Поста состоялось отпевание в холодном Георгиевском соборе при огромном стечении народа. Погребение тела состоялось 6 марта 1838 года. Гроб почившего как настоятеля обители был обнесен вокруг монастыря. Очевидцы свидетельствовали о том, что прах покойного, простояв почти две недели, не издавал запаха.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Spasskij...

В 1657 году в честь иконы Успения Божией Матери был построен Каменный храм. В середине XVII века возведён Успенский собор — самый древний и самый значительный в архитектурном отношении из всех монастырских построек. Подробнее... Свято-Введенский Никоновский мужской монастырь [ править править код ] Дата основания: 1613 Статус: действующий Адрес: Владимирская обл., Юрьев-Польский р-н, ул. Каланчевский пер., д.7 Телефон: +7 (904) 033-56-26 На этом месте находился дом родителей прп. Никона Радонежского, где святой провёл своё детство. С XVII в. здесь располагался Введенский Никольский женский монастырь. В 1871 г. монастырь Юрьева-Польского сгорел и уже не возобновлялся. От обители остались два храма – Введения Богородицы во храм (1766) и двухпридельный Николо-Никоновский (1666). С 2001 г. обитель возобновлена как мужской Введенский Никоновский монастырь Юрьева-Польского. В нём менее 10 братьев. Первым восстановленным и действующим храмом стала Никоновская церковь. Подробнее... Михаило-Архангельский мужской монастырь (Юрьев-Польский) [ править править код ] Дата основания: 1234 Статус: действующий, музей Адрес: Владимирская обл., г.Юрьев-Польский , ул. 1 Мая, д.4 Телефон: +7(49246) 2-26-32 , 2-28-48 Монастырь Юрьева-Польского также был основан князем Святославом. Здесь перед смертью постригались в монашество юрьевские князья, первым из которых в синодике монастыря значился Димитрий, сын Святослава. После разорений монастырь Юрьева-Польского возобновили около 1530 г. при Иоанне Грозном, который построил в монастыре Михайло-Архангельский собор (1536) – первое каменное здание обители. Теперь в стенах монастыря размещён музей. В церкви иконы Божией Матери «Знамение» с трапезной (1625) – экспозиция, посвящённая генералу П. И. Багратиону, который скончался от ран, полученных на Бородинском поле, в имении Голицыных в с. Сима Юрьев-Польского уезда. (Князь Б. А. Голицын, командовавший владимирским ополчением, приходился Багратиону дядей.) Основную часть собрания составляют предметы интерьера из усадьбы Голицыных, в алтаре установлена карета, на которой Багратиона везли в Симу.

http://azbyka.ru/palomnik/Владимирская_о...

Третье, общее ограничение свободного перехода крестьян, состояло в назначении законного срока в году, мимо которого крестьянин не мог переходить с одной земли на другую. Сроком для перехода крестьян во владениях князей Московского дома был Юрьев день осенний. По закону, крестьяне, вышедшие не в срочное время, возвращались на старое место жительства доживать до срока; равным образом и землевладельцы не могли выгонять крестьян мимо этого срока. Так Белозерский князь Михаил Андреевич в своей грамоте 1450 года, писанной к наместникам, боярам, боярским детям и посельским, пишет: «И вы б серебреников и половников и слободных людей не о Юрьеве дни не отказывали, а отказывати серебреника и половника о Юрьеве дни, да и серебро заплатит... А игумену и всей братьи (Кирилло-Белозерского монастыря) от Юрьева дни до Юрьева дни из своих деревень серебреников пускать не велел, а велел есми им отпускать серебреников за две недели до Юрьева дни, и неделю по Юрьеве дни» (ААЭ. Т. I. 48). То же свидетельствует грамота великого князя Ивана Васильевича к Суздальским и Юрьевским наместникам (данная 1466 – 1478 гг.). В ней великий князь пишет: «К наместникам и в мои села и слободы, и в боярские села и слободы к посельским: бил мне челом игумен Троицкий.., и сказывает, что де из их сел из монастырских Шухобальских вышли крестьяне сей зимы о сборе (первое воскресенье великого поста); и аз князь великий дал есми им пристава, велел есми их вывести; и где пристав мой их не найдет, в моих селах или свободах, или в боярских селех и слободах; и пристав мой тех крестьян монастырских опять выведет в их села Шухобальские, да посадит их по старым местам, где кто жил до Юрьева дни до осеннего» (ААЭ. Т. I. 83). Впрочем, это ограничение крестьянского выхода Юрьевым днем предотвращало только беспорядки переходов и ограничивало произвол землевладельцев и крестьян; но нисколько не отрицало права свободного перехода; крестьянин, перешедший с одной земли на другую не в срок, возвращался назад только для того, чтобы дожить до срока, и, доживши, мог перейти беспрепятственно. Здесь, собственно, охранялся только частный интерес или крестьянина, или землевладельца, – других целей общественных закон здесь не имел в виду.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/k...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010