Н.И. Гиббенет Глава IX Пребывание Мелетия и посланных с ним в Турции. – Аудиенция Стефана Юрьева и Порфирия Оловеникова у иерусалимского патриарха. – Донесение грека Василия Иванова, посланного к патриарху Нектарию. – Возвращение Стефана Юрьева в Москву. – Посольство к цареградскому патриарху келаря Чудова монастыря Саввы. Мы видели приезжавших в Москву греков с донесениями и поручениями от патриархов и от лиц к ним посланных, но любопытно знать о посольстве Мелетия, которому, при отпуске из Москвы, было приказано проводить грека Стефана Юрьева до Рашкова, а оттуда отпустить его к иерусалимскому патриарху. Мелетий прибыв в Киев, узнал, что дорога оттуда в Рашков занята войсками и потому отправился с прочими с ним посланными в Яссы через Польшу. Мелетий имел еще поручение передать в Рашкове царскую грамоту проживающей там Домне Роксандре, к которой эту грамоту он и послал с ее человеком, но сам он к ней не поехал. Роксандра отвечала Мелетию, чтобы он в Рашков не ездил, так как он сдался полякам, а о государевых Делах радеет рада. Мелетий и товарищи его отправились разыскивать иерусалимского патриарха и в Рущуке были задержаны; грека Стефана взяли к паше, который расспрашивал его: откуда они едут и за чем? Стефан отвечал, что они мутьянского владетеля люди и едут к нему на встречу. Паша удовлетворился – велел отпустить их. Не доезжая Тырнова верст за пять, в селе Раковицах, Мелетий узнал, что патриарх Нектарий из Тырнова пришел в село Арванитохори, от Раковиц версты две, и послал к нему Стефана Юрьева с Порфирием Оловениковым и с ними для перевода грека Василия (Пазмина), который – как мы раньше видели – был отправлен от царя к иерусалимскому патриарху; сам же Мелетий патриарху не показывался, а скрывался в Раковицах 202 . В этом посольстве замечательна таинственность, с которою оно явилось к патриарху, и укрывательство Мелетия, который был у Нектария еще в первую посылку и потому уже был ему известен; заслуживает также особого внимания разговор подьячего Оловеникова с патриархом. Посланные, приехав, остановилась у священника и дали знать патриаршему архидьякону письмом, чтобы он известил патриарха об их приезде. Архидиакон, осведомясь о приезжих и повидавшись с ними, доложил патриарху Нектарию, который велел приезжим дожидаться и быть к нему по вести. Во 2-м часу ночи архидиакон явился к посланным и велел им быть к патриарху.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

Подробнее... Свято-Введенский Никоновский мужской монастырь [ править править код ] На этом месте находился дом родителей прп. Никона Радонежского, где святой провёл своё детство. С XVII в. здесь располагался Введенский Никольский женский монастырь. В 1871 г. монастырь Юрьева-Польского сгорел и уже не возобновлялся. От обители остались два храма – Введения Богородицы во храм (1766) и двухпридельный Николо-Никоновский (1666). С 2001 г. обитель возобновлена как мужской Введенский Никоновский монастырь Юрьева-Польского. В нём менее 10 братьев. Первым восстановленным и действующим храмом стала Никоновская церковь. Адрес: ул. Каланчевскийпер., 7, Юрьев-Польский, Владимирская обл., Россия, 601800 Телефон: +7 904 033-56-26 Подробнее... Михаило-Архангельский мужской монастырь (Юрьев-Польский) [ править править код ] Монастырь Юрьева-Польского также был основан князем Святославом. Здесь перед смертью постригались в монашество юрьевские князья, первым из которых в синодике монастыря значился Димитрий, сын Святослава. После разорений монастырь Юрьева-Польского возобновили около 1530 г. при Иоанне Грозном, который построил в монастыре Михайло-Архангельский собор (1536) – первое каменное здание обители. Теперь в стенах монастыря размещён музей. В церкви иконы Божией Матери «Знамение» с трапезной (1625) – экспозиция, посвящённая генералу П. И. Багратиону, который скончался от ран, полученных на Бородинском поле, в имении Голицыных в с. Сима Юрьев-Польского уезда. (Князь Б. А. Голицын, командовавший владимирским ополчением, приходился Багратиону дядей.) Основную часть собрания составляют предметы интерьера из усадьбы Голицыных, в алтаре установлена карета, на которой Багратиона везли в Симу. В надвратной церкви Иоанна Богослова (1670) выставлены картины и фарфор из имения Голицыных, а также несколько икон. В соборе Архангела Михаила (1806) хранятся деревянные резные образа из сельских церквей; в их числе сильные образа Николы Можайского и Параскевы Пятницы XVII в. В этом храме регулярно совершаются богослужения.

http://azbyka.ru/palomnik/Юрьев-Польский...

Скоро после сего из Владимира поехали в Юрьев, в три часа пополудни, того же дня. До Юрьева провожал капитан-исправник; до города Юрьева дорога круто гориста и безлесна. В Юрьев приехали во втором часу пополуночи, в Архангельский монастырь; пред городом встречены были городничим с чиновниками, которые приходили в игуменские кельи поздравить; купцы принесли хлеб и соль, Монастырь Архангельский не богатый и не велик, окружностью 250 сажень с небольшим, внутри городского строения. Город стоит на низком, ровном месте и кругом его места ровные и безлесные; в нём шесть церквей каменных. Строение есть хотя и каменное, но посредственное, а прочее деревянное. В окружности версты три или четыре. Из Юрьева выехали в Александров в три часа пополуночи; дорога была не лесиста, но несколько гориста, однако не так, как от Владимира. Приехали в город Александров в 11-м часу 26-го дня. Иеромонах с крестом, а игуменья с сёстрами, встретили в воротах монастыря; были в церквах и отслушали обедню. Настоящая церковь старинная, посредственна; на образе местном Богоматери оклад и венец золотые; в венце вложен, между крупным жемчугом, большой и хороший бриллиант. В усыпальне, под больничною церковью, гробницы Маргариты Алексеевны и Феодосии Алексеевны, сестёр Петра первого. По осмотрении церквей, были у игуменьи, куда приходили городничий и судьи поздравить. Монастырь не мал и ограда не худа, но ветха становится: кельи монашеские каменные, в две линии, весьма не малые, но в ветхость приходят. Трапеза с церковью не мала. Ещё есть церкви две или три, каменные, не худые. Положение места не худо и одною стороною к полю, а другою к городу: в нём колокольня старинная, не худо построена. По выходе из монастыря, купцы приходили с хлебом и солью. Город Александров, по положению, не худ, но строения каменного и видного нет, кроме государевых конюшен, которые не худы и придают украшение городу. Окружностью меньше Юрьева. Из Александрова выехали в 1-м часу пополудни того же числа; дорога была несколько лесиста и весьма крутогориста и хуже всех дорог, какие мы видели. Не дай Бог ехать тут в ненастье и ночью! В Вифанию приехали в 5-м часу того же дня. Погода была, в продолжение пути от самого Ярославля, очень благополучная. Земли, где мы ни ехали, инде более, а инде меньше хлебородны, но вообще плодородием средственны и гораздо более открытых полей, нежели лесов, и леса видимо переводятся.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Фрески Георгиевского собора в Великом Новгороде восстановят петербургские реставраторы 8 ноября 2008 г. 12:30 Восстановлением фресок Георгиевского собора Юрьева монастыря в Великом Новгороде займется петербургская реставрационная компания ООО ПСП «Рест-Арт» член Российской ассоциации реставраторов («Росрегионреставрации»). Как сообщили 6 ноября в Комитете культуры, туризма и архивного дела Новгородской области, компания «Рест-Арт» выиграла открытый конкурс на право заключения государственного контракта с Министерством культуры РФ на проведение ремонтно-реставрационных и первоочередных противоаварийных работ на фресках Георгиевского собора Юрьева монастыря в Великом Новгороде. Финансирование из средств федерального бюджета в размере 9 млн рублей будет осуществляться в рамках проекта «Историческая память» партии «Единая Россия». Реставрационные работы планируется завершить к концу 2008 года. «Сейчас в барабане северо-западной главы собора, в оконных проемах и в нижних частях стен и столбов открыты фрагменты чудом уцелевшей росписи XII века, тесно связанной с древнейшими художественными традициями Киева. Этим фрагментам, как и остальным фрескам начала XX века, требуется срочная реставрация», сообщили в областном Комитете культуры, туризма и архивного дела. Ожидается, что специалистами ООО ПСП «Рест-Арт» будет проделан целый ряд работ по восстановлению монументальной живописи Георгиевского собора. Согласно новгородским летописям, Георгиевский собор Юрьева монастыря был сооружен на месте деревянной церкви в период с 1119 по 1180 гг. при княжении Всеволода Мстиславовича, внука Владимира Мономаха. В XIX-XX вв. храм и монументальная живопись в нем подверглись значительным изменениям. Первые реставрационные работы в соборе были проведены в 1933-1935 гг. под руководством Михаила Каргера. В 1935 г. специалистами Новгородского музея были частично расчищены фрески в северо-западной главе, венчающей башню собора. В 1951-1952 гг. храм был восстановлен после разрушений Великой Отечественной войны. Восстановительные работы в Георгиевском соборе Юрьева монастыря, как и на многих других памятниках истории и культуры в Великом Новгороде, проводятся в канун 1150-летия города, которое будет отмечаться 19-21 сентября 2009 г. ИА Regnum /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/486152.htm...

В нынешнем в рч (199/1691) году, Мая в а (1) день указали Мы, Преосвященный Митрополит Юрьева монастыря, Архимандриту Иову с братией Успенский Волотовский монастырь и того монастыря братию, и крестьян, и бобылей, и земли, и сеяные покосы, и всякие угодья ведать в Юрьеве монастыре для того, что Волотовского монастыря многими землями и угодьями завладели помещики и вотчинники, и крестьянам и бобылям чинят обиды и налоги большие, а оборонять их некому; а какие в том Волотове монастыре есть монастырские скудости, построить и впредь о строении радеть неоплошно и от сторонних всяких обид оберегать, и чтобы в святой церкви в том монастыре вседневно служение было, и попам и братии пищу и одежду давать против прежнего. А земель того Волотовского монастыря и всяких угодий Юрьева монастыря к землям и ко всяким угодьям не припахивать и старых меж и граней не перепортить и вновь не чинить и при писцах того Волотовского монастыря крестьян, и бобылей, и земель, и всяких угодий за Юрьев монастырь и за иного ни за кого не написать и не укрепить, а написать особо, как писано прежде сего. Писан в Великом Новгороде лета 7199, Июня в 9 день». К подлинной грамоте приложена печать Архиерейская на красном воске. На обороте грамоты подписано: Дьяк Сава Боровитинов. В 7201 году подтверждена грамота сия от Государей Царей Иоанна Алексеевич а и Петра Алексеевича, и велено владеть Юрьеву монастырю всеми вотчинами и угодьями Волотовского монастыря, как видно из нижеследующей грамоты: «От Великих Государей Царей и Великих Князей, Иоанна Алексеевич а, Петра Алексеевича всея Великой, и Малой, и Белой России Самодержцев в Нашу вотчину в Великий Новгород ближнему Боярину Нашему и Воеводе Князю Борису Ивановичу Прозоровскому с товарищами. В нынешнем 201 году, Ноября 11, били челом Нам, Великим Государям, из Великого Новгорода Юрьева монастыря Архимандрит Иов с братией: в прошлом, де, в 199 (1691) году по указу Богомольца Нашего Преосвященного Корнилия, Митрополита Великого Новгорода и Великих Лук в Новгородском уезде Успенский Волотовский монастырь для строения и оберегательства крестьян, и бобылей, и вотчинных земель, и всяких того монастыря угодий от сторонних всяких обид приписан к Юрьеву монастырю, и велено ведать им, Архимандриту Иову с братией, потому что, де, многими землями и угодьями того монастыря завладели помещики и вотчинники, крестьянам и бобылям чинят налоги и обиды большие, а оборонить их некому.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

А его Митрополичья грамота за вислой печатью им в Юьев монастырь дана и в том Волотовском монастыре Божественная служба ныне бывает повседневная и строения, которые были нужны, построили, а иные строят из казны Юрьева монастыря и о справке того монастыря вотчинных земель и всяких угодий за тот монастырь по-прежнему в вотчину, которыми завладели помещики и вотчинники и с теми у них ныне многие дела и ссоры, и в тех строениях, и в справках вотчин и угодий, в просетях и убытках, и волокитах, и в приказных во всяких издержках чинятся им в Юрьев монастырь шкоды и убытки большие. А из того Волотовского монастыря таких больших убытков взять нечего, место убогое и маловотчинное, крестьян и бобылей только четыре двора, а земли и угодий небольшое, и теми, де, землями и угодьями многими завладели помещики и вотчинники и привладели к своим землям напрасно. И Нам, Великим Государям, пожаловать бы их велеть впредь для строения в том Волотовском монастыре, и для оберегательства того монастыря крестьян и бобылей, и о справке вотчинных земель и всяких угодий того монастыря, и для владения тем Волотовским монастырём и братию, и слуг, и крестьян, и бобылей и вотчинными землями, и всякими угодьями ведать в Юрьеве монастыре неподвижно, и того монастыря земли а всякие угодья от помещиков и от вотчинников за тот монастырь очищать по-прежнему в вотчину и о том дать им Нашу, Великих Государей, грамоту с прочтением. Да к тому челобитью в приказе большого дворца того Юрьева монастыря стряпчий Григорий Степанов подал богомольца Нашего Преосвященного Корнилия, Митрополита Великого Новгорода и Великих Лук, грамоту прошлого 199 года, Июня 9 числа за приписью домовых его дел Дьяка Савы Боровитинова, и с той грамоты справив с подлинной, взять список за рукой, а в той грамоте написано: (здесь прописана выше помещённая грамота) и как к вам сия Наша, Великих Государей, грамота придёт и ты бы, ближний Боярин Наш и Воевода, Князь Борис Иванович, с товарищами тот Волотовский монастырь для строения и от всяких обид для оберегательства, также того монастыря братию, и слуг, и служебников, и вотчину, крестьян и бобылей, и пашней, и лесом и всякими угодьями велели ведать и о всём чинить как написано в грамоте богомольца Нашего, Преосвященного Корнилия, Митрополита Новгородского и Великолуцкого Юрьева монастыря Архимандриту Иову с братией, и кто впредь в том монастыре иные Архимандриты и братия будут, неподвижно» и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В настоящее время богослужение совершается в 4-х храмах монастыря: Георгиевском соборе, Крестовоздвиженском соборе, Спасском соборе (храм Рождества Христова), и церкви иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». При монастыре действует трапезная и гостиница для паломников. Западный братский корпус Свято-Юрьев монастырь - православный мужской монастырь близ Великого Новгорода. До 1918 г. имел статус первоклассной обители. Основан в 1030 г. князем Ярославом Мудрым. В центре монастырского двора находится Георгиевский собор 1119 г.п. Рядом с ним каменная беседка с резной чашей святого источника. Северо-западнее собора находится церковь во имя Спаса Нерукотворного образа, с примыкающими к ней настоятельскими покоями. На юго-востоке расположен белый Орловский братский корпус. В северо-восточный угол монастырских стен встроен Крестовоздвиженский собор. Западный братский корпус Свято-Юрьева монастыря был возведен в 1819-1826 г.г. После постройки здание использовалось под хлебный склад. В 1940-х г.г. здесь помещалась конюшня. Корпус представляет собой небольшое одноэтажное здание. Памятник не имеет большой художественной ценности, но является составной частью архитектурного комплекса Юрьева монастыря. Имеет элементы декора, не встречающихся в других зданиях монастыря. Реставрация здания корпуса проводилась в 2008-2015 г.г. Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru Ансамбль Юрьева монастыря (XII-XIX в.в.) расположен в южных окрестностях Новгорода, на левом берегу Волхова. Это один из древнейших Новгородских монастырей. Является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО (1992 г.). Юрьев мужской монастырь - самый крупный из новгородских обителей. По преданию, монастырь при истоке Волхова из озера Ильмень заложил князь Ярослав Мудрый (во святом крещении Георгий) в 1030 г. Имя Юрий - фонетический вариант имени Георгий, возникший из-за невозможности произношения в древнерусской речи начального мягкого [г’]. В течение продолжительного времени имя Георгий оставалось только в церковном обиходе (являясь крестильным именем), тогда как его светской формой считалось имя Юрий. Отсюда и название монастыря – не Георгиевский, а Юрьевский.

http://sobory.ru/article/?object=00164

Музей деревянного зодчества " Витославлицы " расположен в четырех километрах от Новгорода, в живописной местности у озера Мячино и реки Волхов. На территории, где сейчас стоит эта чудесная деревня, в которой никто не живет, в XII веке был основан Пантелеимонов монастырь. Еще до возникновения монастыря здесь находилось небольшое село Витославлицы, названное так, очевидно, по имени его владельца - Витослава. Село, вероятно, было поглощено монастырскими постройками, поскольку после XII века это название нигде не встречается. Музей под открытым небом, созданный на месте этого исчезнувшего села, получил его звучное название. И вот мы с Анатолием Сергеевичем на территории музея. Это парк площадью около тридцати гектаров. С севера и запада его окружает озеро Мячино, с востока - река Волхов. " ...Как мера и красота скажут " . Этот принцип заложили новгородцы в строительство и деревянных храмов, и изб. А также малые формы деревянной архитектуры: колодцы, изгороди разных видов, качели, весы. В музее собраны культовые, жилые и хозяйственные постройки Новгородчины XIV - XIX вв. Создание музея началось в 1964 году. В XIX в., покровительница Юрьева монастыря, графиня А.А. Орлова поставила здесь свою резиденцию - ее двухэтажный особняк сохранился и по сей день. Участникам крестного хода мельницы повстречались дважды: у Юрьева монастыря - близко, и - далеким силуэтом при крестном ходе в Поозерье - неподалеку от Сергова. Мы уходили из согретого ласковым солнышком музея под открытым небом, а нам вслед неслись соловьиные трели из набирающей силу майской зелени. Впереди нас ждала встреча с Архиепископом Новгородским и Старорусским Львом и Губернатором Новгородского края Сергеем Митиным, которому в присутствии Владыки Льва была торжественно вручена Икона Божией Матери " Державная " - благословение Патриарха Алексия II. После встречи состоялось Всенощное Бдение. Так закончилось наше пребывание в стенах Свято-Юрьева монастыря, где медленно, но неуклонно возрождается монашеская жизнь. До свидания, Юрьево!

http://ruskline.ru/analitika/2008/05/17/...

Аарон, епископ Корельский и Ладожский, в схиме Алипий (Еропкин Афанасий Владимирович) Родился около 1663 года в семье московского стольника, происходившего из древнего дворянского рода. Сначала он служил стряпчим и, как дворянин, принимал участие в военных походах. В 1688 году Афанасий поступил в Нилову Столобенскую пустынь и через три года, 6 августа 1691 года, был пострижен в монашество. Через год он был определен казначеем, а в 1699 году из казначеев был назначен строителем. Затем он был наместником Ниловой пустыни. С мая 1700 года митрополит Иов направил его на остров Кий наместником Крестного монастыря. В январе 1704 года возведен в сан архимандрита и назначен в Валдайский Иверский монастырь. 27 декабря 1708 года переведен настоятелем Юрьева монастыря. 24 января 1714 года архимандрит Аарон хиротонисан во епископа Корельского, викария Новгородской епархии с оставлением в его управлении Юрьева монастыря. С 3 февраля 1716 года после смерти митрополита Иова в течение 5 лет управлял Новгородской епархией. В 1723 году ушел на покой в Нилову пустынь в число братии на одинаковое с нею положение. 29 января 1728 года вновь вызван на должность викарного епископа Новгородской епархии. 1 июля 1730 года принял схиму с именем Алипия. Скончался 1 мая 1740 года. Погребен был в Ниловой Столобенской пустыни, под колокольнею, в одной палате со старцем Нектарием, бывшим игуменом пустыни. О епископе Аароне сохранился ряд отзывов его современников. Новгородский митрополит Иов называл его «мужем боголюбивым, жития доброго, беспорочного». Граф Андрей Матвеев признавал в нем «милосердие всюдухвальное». Архиепископ Феофан видел в нем «человека, прямым путем ходящего». Всю свою жизнь он оставался верен своему призванию – ходатайствовать за бедных и угнетенных, и в этом деле проявил исключительную настойчивость. Стараясь облегчить участь вдовы Боровитиновой, он не один раз обращался с ходатайством о ней к кабинет-секретарю Макарову. Еще будучи в сане архимандрита Юрьева монастыря, Аарон принимал активное участие в благоустройстве обители преподобного Нила, в которой было положено начало его монашеской жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

И судовым, де, путём Бояре и Воеводы и всякие приказные и служилые люди, которые ездят в Великий Новгород и в иные города и в окрестные Государства Послы и Посланники, и Юрьева, де, монастыря никто не минет. Потому что, де, стали под тем Юрьевым монастырём судовая пристань и за погодой стоят многое время, и в то, де, время из монастыря дают многие хлебные и иные всякие запасы в почесть, а иное в запросы. А Государева, де, жалованья, вотчин и крестьян за Юрьевым монастырём малое число и землёй гораздо скудно. А расходы, де, бывают многие и от того монастырю чинятся убытки, и Нам, Святейшему Патриарху, пожаловать бы их велеть тот Спасский Нередицкий монастырь приписать к Юрьеву монастырю, и того Нередицкого монастыря землёй и угодьями владеть им, и о том дать Нашу, Святейшего Патриарха, грамоту с прочетом, почему им впредь тем Нередицким монастырём владеть. И Мы, Святейший Патриарх, слушав того их челобитья, указали: буде в том Нередицком монастыре Священник один и братства мало, тот Нередицкий монастырь, приписать к Юрьеву монастырю. И как к тебе сия Наша, Святейшего Патриарха, грамота придёт, и ты бы, сыну, о приписке того Спасского Нередицкого монастыря к Юрьеву монастырю учинил против вышеписанного Нашего Святейшего Патриарха Указа; а прочтя сию Нашу, Святейшего Патриарха, грамоту, и велел списать с неё список, слово в слово, и оставить у себя в Митрополичьем доме, а сию Нашу подлинную грамоту велел отдать Юрьева монастыря Архимандриту Иову с братией, почему им впредь тем Нередицким монастырём владеть. А милость Божья и Пресвятой Богородицы и Великих Святителей Петра, Алексея, Ионы и Филиппа, Московских и всея Росии Чудотворцев, молитвы и Нашего смирения благословение с твоим Святительством да есть и будет ныне и во веки. Писан на Москве, лета 7186/1678 года, Июля 5 дня». На подлинной грамоте на обороте по склейкам подписано так: Дьяк Анисим Озеров. Справил Ивашко Тугаринов. К грамоте приложена печать красного воска. В 1727 году, на основании Именного Высочайшего Указа о бытии приписным и упразднённым монастырям самим по себе, и Нередицкий от Юрьева монастыря отписан и состоял особливо: но вскоре определениями Преосвященных Стефана в 1748 году и Димитрия в 1748 году причислен к Юрьеву монастырю, и состоял за оным до Штатов Духовных 1764 года, и имел крестьян 28 душ, пашни на 282 четверти, сена на 2060 копен.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010