Радуйся, яко от утробы матерния предуготованный в чистое и непорочное жилище Духа Святаго. Радуйся, града Юрьевца сокровище. Радуйся, Богом Отцем предизбранный. Радуйся, Богом Сыном искупленный. Радуйся, Богом Духом Святым освященный. Радуйся, Господа Бога паче всего возлюбивый. Радуйся, отца и матерь свою ради Христа нашего оставивый. Радуйся, зову Духа Благодати повинувыйся. Радуйся, себе отвергийся ради Христа Иисуса, Крест Христов на себе вземый. Радуйся, вслед Христа последовавый. Радуйся, до конца жизни своея в терпении и подвизех неослабно пребывый. Радуйся, яко претерпевая мужественно временная и настоящая мира сего, веселился еси будущими и вечными. Радуйся, блаженный и праведный Симоне, Христа ради юродивый, Юрьевецкий чудотворче. Кондак 1 Избранный чудотворче и изрядный угодниче Христов, града Юрьевца хранителю, о душах нашых усердный молитвенниче, Симоне блаженне, Христа ради юродивый, Юрьевецкий чудотворче! Восхваляем тя с любовию, изряднаго заступника и неустаннаго молитвенника нашего: ты же яко имеяй дерзновение ко Господу, паки и паки молися выну о спасении душ нашых и от всяких бед избавляй нас, зовущих ти: Радуйся, блаженный и праведный Симоне, Христа ради юродивый, Юрьевецкий чудотворче. Молитва блаженному Симону, Юрьевецкому чудотворцу Молитва твоя несумненно многомощна у Престола Божия, сего ради и прибегаем к тебе, помощнику и заступнику нашему, блаженный и праведный Симоне, Христа ради юродивый, Юрьевецкий чудотворче! Молим тя, молися о нас Господу Богу: да избавит Он народ свой от всяких бед и зол. Да послет нам Вседержитель мир и благоденствие, здравие и изобилие плодов земных. Да поможет нам твоими святыми молитвами, искоренити из сердец наших богопротивную гордость и самомнение. Да вселит Он в сердца наша любовь к Нему и к людем, дух целомудрия, смирения, терпения и кротости. Молися за нас грешных, да сотрет Господь Бог страшное рукописание грех наших безмерных, да сподобит Он нас в безконечной вечности пети Ему: Аллилуиа. Предстоя Святому Престолу Божию, молися Отцу нашему Небесному, да угасит Он горящую пещь огненных страстей наших. Ты прославился еси чудесы твоими! Темже молим тя: исцели и наша недуги телесныя и душевныя, да здрави воспоем и восхвалим прославльшаго тя Господа Иисуса во веки веков. Аминь. Рекомендуем молитвы

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-bla...

И апостол Павел также подчеркивает, что христианство – безумие для мира (1 Кор 1:17-27), и от имени всех христиан говорит: Мы безумны Христа ради (1 Кор 4:10). – Возможно ли юродство – в церковном его понимании – в наши дни? – В наши дни юродствовать стало сложнее в силу обстоятельств. Даже в деревнях сегодня уже не живут общинами. Ни миряне, ни даже монахи уже не практикуют такую же строгую аскетику, какая была среди первых юродивых и кажется неотделимой от их положения в обществе. Когда сорок лет назад я начал регулярно ездить на Афон, там еще было несколько юродивых, с одним из них я успел познакомиться десять лет назад благодаря одному моему другу, который под его влиянием стал афонским монахом. Несмотря на семидесятилетний возраст, этот юродивый подвергал себя оскорблениям и поношениям со стороны старца, с которым он жил – словно мальчик для битья – но все сносил терпеливо, радостно и с любовью. С теми, кто чувствовал в нем духовный дар и приходил к нему, он делился советами или даже пророчествами, которые высказывал в притчевой форме и в истинности которых можно вскоре было убедиться. – Сейчас нередко юродивыми называют художников, устраивающих эпатажные, шокирующие акции. Видят в их поведении сходство с поведением средневековых юродивых. Почему же все-таки эпатаж с социальными целями – не то же самое, что подвиг юродства? – Это извращение понимания слова " юродивый " ( " iourodivi " – прим. пер.), расширительное толкование термина, что в итоге искажает сам его смысл. Цель художников, о которых Вы говорите, показать себя, стать популярными, набить себе цену. Это эгоистичная цель. Такими людьми движет гордыня и желание добиться успеха в глазах общественности. Мотивация юродивых – прямо противоположная. Как я уже говорил, их цель – в том числе и в социальном плане – не устроить провокацию, не шокировать, а сделать так, чтобы конкретный человек – к которому (и только к нему одному) адресованы слова и поступки юродивого – возрос в духовной жизни. Тот, кто стал юродивым, теперь живет не для себя, я для Христа и для других во Христе. Он ищет не славы, а презрения. У него нет цели быть успешным в глазах общественности, но, наоборот, высветить тщеславие людей, которые такого успеха жаждут. Главное качество юродивого – смирение. Именно оно позволяет безошибочно отличить настоящего юродивого от фальшивого. А вместо того чтобы использовать слово " юродивый " применительно к обеим упомянутым категориям, можно использовать по отношению к настоящим юродивымюродивым-христианам – выражение, которое существует в богослужебных текстах: " Христа ради юродивый " . Именно так называют юродивых в греческом языке и, например, во французском: " fous en Christ " . Потому что центральный момент, который характеризует юродивого-христианина, – не то, что его образ жизни внешне напоминает поведение сумасшедшего, а то, что слова он произносит и поступки совершает во имя Христа и во Христе. РЕКЛАМА

http://religare.ru/2_94935_1_21.html

Сделав некоторые уточнения и отграничения, С. А. Иванов даёт определение юродивого. «В настоящей работе юродивым будет именоваться человек, который публично симулирует сумасшествие, прикидывается дураком или шокирует окружающих нарочитой разнузданностью» 124 . Но этого определения явно недостаточно, так как здесь фиксируется только внешняя форма, манера и стиль поведения. Поэтому С. А. Иванов далее уточняет: «Разного рода экстравагантность может быть названа юродством лишь в том случае, если её свидетели усматривают за ней не просто душевное здоровье или сугубую нравственность, а ещё и некую особую мотивацию, отсылку к иной реальности. В контексте православной культуры эта реальность – божественная» 125 . На этом С. А. Иванов останавливается. Сделаем выводы, которые следуют из этого определения. Здесь существенно, во-первых, что для юродства необходимы свидетели, в некотором смысле – участники этого события, действия, действа. Только при таком условии юродство имеет смысл, осуществление, исполнение. Существенно, что и юродивый, и свидетели находятся в общем контексте, в православной традиции, в церковной среде. Из этого следует, что для понимания феномена юродства исследователь также должен не просто учитывать этот контекст, но и погрузиться в него. И во-вторых, если образ юродивого существует только в культуре, то он будет условным и относительным, его роль и функции (культурные и социальные) может взять на себя другой образ при изменении исторической и культурной ситуации. И действительно, современная светская культура не знает и не хочет знать настоящего юродивого. Но в то же время образ юродивого остаётся актуальным в Православной Церкви и в совершенно новых исторических условиях. Это значит, что юродство имеет особый онтологический, метафизический статус. Юродивый является именно «юродивым Христа ради» только в перспективе Божественной реальности, только если существует благодать Божия и святость человека возможна и действительна. То, что происходит между юродивым и его зрителем, свидетелем, соучастником, имеет смысл, только если есть Бог , и это Бог личный. Если и юродивый, и зритель признают и принимают Христа как Сына Божия, воплотившегося, распятого и воскресшего. Если есть верующий, готовый к встрече с Божественной реальностью, то юродивый устраивает такую встречу, провоцирует её.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Второй вопрос: кем не является юродивый? Юродивый сам принимает вид дурака или сумасшедшего, но не является ими на самом деле. В этом случае юродивый преднамеренно сближается с этими образами, скрывается за ними, не оставляя наблюдателю возможности различить – кто перед ним. Но есть другие фигуры – например, клоуна, шута, скомороха, – которые имеют некое внешнее сходство с юродивыми, но принципиально отличаются от них. «Клоун вызывает амбивалентные чувства – как и юродивый» 115 . И хотя в поведении, лицедействе клоуна можно обнаружить некоторые элементы сакрального поведения, черты трикстера, вся смысловая структура его поведения радикально иная, чем у юродивого Христа ради. На первый взгляд может показаться, что юродивый ведёт себя, как шут. «Что же касается шута, с которым чаще всего и сопоставляют юродивого, то как раз их сходство весьма поверхностно: да, оба живут в вывернутом, ненастоящем мире, оба не могут состояться без зрителей. Но при этом шут – часть толпы, а юродивый даже в городской сутолоке совершенно один; шут весь в диалоге, а юродивый принципиально монологичен; шут погружен в праздничное время, а юродивый – вне времени; шутовство сродни искусству, а юродство искусству чуждо» 116 . Но и в христианской парадигме, в церковном контексте фигура юродивого резко отличается от других. «Православный юродивый – ни в коем случае не еретик и не религиозный реформатор, ибо он не только не призывает никого следовать за собой, но и прямо это запрещает. Юродивый – это и не мистик, поскольку он, в обычном случае, не ставит себе задачи делиться с людьми своим уникальным опытом общения с Богом» 117 . Поведение юродивого типологически сходно с поведением пророка. «Странное, подчас парадоксальное, с обыденной точки зрения, поведение – отличительная черта библейского пророка... Иногда пророк идёт по пути открытой провокации, весьма напоминающей юродскую» 118 . Пророк использует радикальные формы проповеди, оттого что другие методы не действуют, потому что иначе люди не воспринимают призыв пророка.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Журналистам хочется штампов, хочется подверстать его в какую-то рубрику — в комиссары, в замполиты, неофитские агитаторы… А он говорит: «Я проповедником себя не считаю и не считал никогда. Просто некоторые люди думают, так же, как я… И меня это радует…». Кстати, это ведь тоже очень трудно: говорить о своей святыне и не становится в позу проповедника, свидетельствовать о своей вере и при этом проповедником себя не считать. В «армии Алисы» быть маршалом, а в Церкви — рядовым. Это я говорю, что Кинчев — современный юродивый, а не он сам. Юродивый — не значит сумасшедший и не значит бомж. Юродивый — значит человек, который выламывается из привычных социальных стандартов поведения ради того, чтобы обнажить перед людьми слишком затертую и привычную истину. Когда-то меня поразил рассказ о священнике, у которого разболелась голова на всенощном бдении. Шла торжественная архиерейская служба, полиелей. Священники рядами выстроились между архиереем и аналоем с праздничной иконой… Когда же боль у этого батюшки стала нестерпимой, он нарушил благочинный порядок. Под недоуменные взгляды сослужителей он вышел из ряда, подошел к иконе, обмакнул палец в лампадку, помазал елеем свою голову и вернулся в строй… Такое проявление веры я считаю юродством Христа ради. Кинчев — юродивый не среди христиан. Он юродствует среди рокеров (которые, в свою очередь, юродствуют среди обывателей). Легко протестовать против далекой власти (которая, скорее всего, и не знает о твоем протесте и не снизойдет до мести). Труднее идти против мнений близких людей, выступить против привычек своей компании. Кинчев, отказывающийся от алкоголя и мата, сообразующий свое творчество со своей ортодоксальной верой оказывается пловцом против течения. «Почести, юбилеи, шум в СМИ» Кинчева, смею уверить, не волнуют. В нашем общении он всегда просит меня избавить его от встреч с журналистами… Знает ли Кинчев, что его работа вызовет критику не только со стороны либералов, но и со стороны церковных людей? — Конечно, знает — ведь он не ребенок и не неофит. Он уже 10 лет в Церкви. Он знает, как легко у нас громоздятся подозрения и осуждения и как трудно бывает их развеять. Значит, и на эту боль он согласен ради того, чтобы обратиться со словом веры к тем ребятам, которые никогда это слово не услышали бы из уст священника.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=187...

было непрерывнымъ дломъ цлой жизни св. юродивыхъ. Они съ неослабною наблюдали за каждымъ своей мысли, внимательно слдили за самыми тайными своими и и силою благодати, призываемой молитвою и прозорливо предотвращали даже малйшее своей природы къ небесной правды, внушаемой начертаннымъ въ человк закономъ духа и гласно проповдуемой въ слов св. юродивыхъ не только благотворно было для нихъ самихъ, но имло еще обширнйшее и благодтельнйшее на самое окружавшее ихъ общество. Оно обуздывало въ немъ порывы эгоистическаго сообщало ему прекрасный характеръ скромности и сдержанности и располагало его къ жизни мрной и равной, къ дятельности строгой и обдуманной, къ основательности во всхъ его Такимъ образомъ, чрезъ въ „юродств " происходило или ветхаго человка съ дяньми его [DCCLXXXVI] , грховнаго образа мыслей, и совершенное своей жизни и евангельскихъ добродтелей, совокупность которыхъ составляетъ святость. Въ части очень кратко коснемся современнаго „юродства " . Въ настоящее время въ рдкомъ город нельзя не встртить лицъ мужскаго и женскаго пола, которыя своимъ образомъ жизни, своими поступками, вообще своимъ напоминаютъ прославленныхъ св. Христа ради юродивыхъ, потому и извстны въ народ также подъ именами юродивыхъ. людей, или просто подъ своими уменьшительными именами; Иванушка, Антонушка, Павлуша, Петруша, Маша, Аннушка, Дарьюшка и т. п. Ихъ нердко можно видть на улицахъ, а всего боле они витаютъ около храмовъ ходятъ босые въ худыхъ рубищахъ, съ растрепанными волосами, съ посохами въ рукахъ, обвшанные различными побрякушками, четками, веревочками и т. п. Своими словами, и разными странными поступками вызываютъ они у однихъ улыбку, у другихъ насмшку, у иныхъ Такъ какъ подобные люди не причиняютъ никому существеннаго зла, и своимъ выходящимъ изъ обыкновеннаго порядка жизни, не производятъ замтныхъ безпорядковъ, то и остаются большею безъ присмотра и Гд они имютъ пристанища, чмъ питаются, до этого многимъ нтъ дла; только сердобольныя вдовы, набожныя старыя барыни, особенно купчихи, даютъ имъ у себя и столъ, и въ сладость слушаютъ ихъ

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=164...

В настоящее время мы наблюдаем даже не эпидемию, а пандемию блуда и прелюбодеяния. Менять, как теперь говорят, “партнеров” считается “доблестью”, хотя с нравственной точки зрения эта “доблесть” — противоестественная. В настоящее время мы наблюдаем даже не эпидемию, а пандемию блуда и прелюбодеяния. Менять, как теперь говорят, “партнеров” считается “доблестью”, хотя с нравственной точки зрения эта “доблесть” — противоестественная. Но заповеди Божии не изменились, и их нарушение по-прежнему не остается безнаказанным. Часто люди просто не сопоставляют причину и следствие. Посетившую нас беду или болезнь мы считаем всего лишь несчастным случаем, не зависящим от нашего нравственного устроения. Однако, это далеко не всегда так. В шестом веке жил святой блаженный Симеон Христа ради юродивый. Это был первый исторически засвидетельствованный юродивый. В его житии приводится рассказ, ярко демонстрирующий весь тот ужас, который может произойти с человеком, нарушившим седьмую заповедь. “Захворал как-то раз один из первых людей в городе (святой имел обыкновение наведываться в дом его и устраивать там всякие шутовские проделки). Будучи при смерти, этот человек увидел во сне, будто играет в кости с каким-то эфиопом. А эфиоп этот – не кто иной, как сама смерть . И вот, когда, по его словам, очередь метать кости дошла до него, ему нужно было три раза получить по шестерке, чтобы не проиграть. Привиделось ему также, что пришел авва Симеон и сказал: “Что слышно, несмысленный? Этот черный человек, видно обыграет тебя. Но обещай мне, что впредь не изменишь жене своей, и я кину кости вместо тебя, и проиграет черный”. – “Я поклялся, — рассказывал этот человек, — и авва взял от меня кости, и трижды ему выпало по шесть очков”. Едва больной проснулся, как пришел юродивый и говорит ему: “Ловко, бестолковый, ты три раза получил по шестерке, но если преступишь клятву свою, то черный тебя придушит”. И высмеяв его и всех в доме, юродивый убежал прочь”. (Жития византийских святых. Санкт-Петербург. 1995 г. стр. 178,179).

http://pravmir.ru/o-tom-kak-strashno-nar...

Однако далеко не всем дано понять значение подвига юродства. По большому счету мир ненавидит юродивых, гонит их и преследует, потому что считает безумными за отказ от земных удовольствий. Мир унижает и оскорбляет юродивых, потому что они мешают миру спокойно предаваться плотским страстям и утехам. Еще апостолов, проповедовавших превосходство духовного над плотским, считали за ненормальных людей. Апостол Павел так писал про учеников Христовых: Мы сделались позорищем для мира… — Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся... — мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне (1 Кор. 4, 9, 11, 13). Но почему же в последующих веках, когда уже было утверждено христианство, юродивые своими речами и поступками сами добивались того, чтобы люди считали их за умалишенных? Чтобы презирали и даже избивали? Потому что они всегда помнили, что Сам Христос подвергался надругательствам и избиениям. Оттого и не могут юродивые предаваться земным радостям и утехам, что перед их глазами всегда стоит распятый Христос. Но нам, современным христианам, все-таки надо знать, что подражать поведению юродивых не следует. Господь благословляет как возвышенную скорбь и страдания, так и невинную радость, и благочестивые земные утешения. Потому христианин должен держаться золотой середины и, как уже говорилось, иметь мудрость змеи и кротость голубя. А особенно следует избегать лжестарцев и лжеюродивых. Настоящие Христа ради юродивые, в прямом смысле этого слова, сегодня вряд ли где-то существуют, ибо оскудела земля Русская праведниками, удостоившимися такой необыкновенной святости, которую необходимо скрывать под личиной греховности. Мне приходилось встречать уловленных тщеславием людей, выдающих себя за юродивых, ведущих себя эксцентрично, изрекающих туманные пророчества и дающих туманные ответы на духовные вопросы. Это лжеюродивые, произносящие речи от лукавого, помраченного ума своего. Они похожи на античных пифий или оракулов. И ведь находятся такие доверчивые простачки, что принимают их за юродивых Христа ради. Но нам следует помнить слова Самого Христа: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «я Христос», и многих прельстят (Мф. 24, 4–5).

http://pravoslavie.ru/93380.html

     Прот. Андрей Ткачев: Братья и сестры, здравствуйте! Сегодня мы выбрали темой нашей встречи юродство как явление церковной жизни, как некую неизбежность проявления святости в определенных условиях, как вызов для каждого человека. Потому что иногда и нам приходится быть безумными в веке сем, чтобы быть мудрыми. Ну, об этом всем дерзнем поговорить в нашей аудитории. Здравствуйте, друзья! Юродство — славянское слово, означающее безумие. То есть юродивый — безумец, сумасшедший, но с добавкой — ради Христа. Сумасшедший ради Христа, безумный ради Христа. Но безумный — он и есть безумный, он ведет себя так, как не принято, он пугает окружающих нарушением общественных норм, его сторонятся, над ним смеются. И вот кто-то впервые избрал для себя это как святость, как некую одежду святости, как модель поведения. Юродство возникло на востоке, там, где человеку легче быть бездомным. Юродствовать же легче в Сочи, например, чем в Архангельске. В Сочи можно поспать под забором, и если у соседа через забор свисает с дерева какой-нибудь инжир, то его можно, не украв, сорвать и съесть, а дальше ходи и юродствуй. Другое дело — юродствовать в Магадане, да в той же Москве или в Петербурге, как блаженная Ксения. Походи-ка ты без ночлега по сырым промозглым улицам Петербурга в октябре или марте, не говоря уже о феврале. То есть каким-то образом с этих теплых югов, где был юродивый Симеон, и Андрей Цареградский, и другие, оно перебралось на север, в Московское царство, на Русь, и каждый город разбогател своими блаженными. В Ростове их было очень много, в Москве, в Новгороде, в Устюге Великом и в других местах. Ближайшие к нам — это блаженная Ксения Петербургская, Московский Христа ради юродивый Василий Блаженный. Эти блаженные люди, которые смеялись над миром и плевали на все, на что обычно человек не плюет, и не только на грех, но и на все приличия — на опрятность и аккуратность, на социальную значимость, на сытость и довольство, на создание семьи и воспитание детей достойными членами общества — на такие хорошие вещи, которые грех осуждать и нужно хвалить и воспитывать, они на это плевали.

http://pravoslavie.ru/121789.html

Послание Н. не является частной бытовой перепиской; ему свойственны черты открытого лит. письма со сложной композицией, обращенного к широкой читательской аудитории. Написанное в основной части в форме диалога между сыном и матерью, оно трактует с т. зр. юродивого евангельские слова (Мф 19. 29; Мк 10. 29): «Аще кто оставитъ отца и матерь, жену или дети, села и великое богатьство имени моего ради, сторицею приметъ и животъ вчный наслдитъ» (Сочинения. 2013. С. 413). Послание предоставляет свидетельство добровольного ради Христа отказа от мира и сознательного принятия на себя подвига юродства («…не простоты ради оставихъ миръ сей и ни от когоже гонимъ. Но елико кто смыслитъ, тако и подвизается» (Там же. С. 414)). Можно предположить, что написание «Прощального послания» было традиц. явлением в контексте поведения рус. юродивого: о блж. Арсении Новгородском из его Жития известно, что перед уходом из мира он тоже оставил прощальное послание матери и жене (не сохр.). Известны также 3 покаянных стиха Н. («Покаяненъ о еже всегда должни есмы поминати смертный час»; «Покаяненъ о еже всуе мятется всякъ человк живый»; «Покаяненъ «Весь от страстей безмрныхъ содержимъ есмь…»») и крюковые богослужебные песнопения, выполненные рукой юродивого на бумаге 40-60-х гг. XVII в. (РНБ. Q.I.401; атрибуцию почерка Н. и обоснование его авторства по отношению к «Прощальному посланию», 3 стихам и песнопениям см.: Понырко. 2003). Автографы Н. свидетельствуют о том, что он был поэтом и композитором. Создавая свои покаянные стихи, он сочинял не только лит. текст, но и поэтическое произведение в единстве его литературной и музыкальной форм. Так, он оставил указания, «на подобен» каких песнопений должны исполняться написанные им стихи. Пение «на подобен» - одна из отличительных особенностей древнерус. гимнографии, к-рая заключается в том, что при исполнении ряда богослужебных песнопений муз. лад и ритмическая основа для них задаются указанием на одно из базовых песнопений, ритмике и мелодике к-рого должна «подобиться» исполняемая «на подобен» стихира. Создавая музыку для покаянных стихов «на подобен», Н. проявил себя как традиц. рус. распевщик. Он обозначал ритмику стихов традиционным в рус. богослужебном обиходе знаком, проставленным им в конце каждого интонационно-ритмического периода,- кружком с пересекающими его линиями, образующими звездочку. Подобный знак проставляется в тексте стихир, помещаемых в рукописных и старопечатных богослужебных книгах, для обозначения интонационных границ. Кроме того, в 1-м покаянном стихе Н. даже пронотировал полстрочки.

http://pravenc.ru/text/2565176.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010