От Иудеев пять раз дано мне было по сороку ударов без одного. Три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл в глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от других народов, в опасностях в городе, в опасностях на море, в опасностях между лжебратьями; в труде и в изнурении, часто во бдении, в гладе и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе… Слово крестное, – говорит тот же благовестник Христов, – погибающим юродство есть, а спасаемым сила Божия, не обуй ли Бог премудрость мира сего? Понеже бо в премудрости Божией не разуме мир премудростию Бога, благоизволил Бог буйством проповеди спасти верующих ( 1Kop. I– 21 ). Буяя мира избра Бог , да премудрые посрамит и немощная мира избра Бог, да посрамит крепкая, и худородная мира и уничиженная избра Бог( 1Kop. I:27, 28 ). Тот же апостол обращается с увещанием к Коринфянам: Никтоже себе да прельщает: аще кто мнится мудр выти в вас, в веце сем, буй да бывает, яко да премудр будет. Премудрость бо мира сего, буйство у Бога есть ( 1Kop. III– 19 ). Хотя эти увещания апостола Павла, обращенные к христианам богатого и многолюдного Коринфа, у которых была в большой чести и уважении языческая ученость, имеют тот прямой и непосредственный смысл, чтобы Коринфяне не увлекались мнимою мудростию и, предав себя водительству веры в силу Креста (Распятого на кресте), в глубоком смирении сердца искали подкрепления и силы в благодати; но несомненно также, что эти выражения апостола имеют и более общее приложение, – что для приобретения духовной мудрости необходимо сознание ограниченности и несовершенств нашего разума, – смиренное уничижение себя пред Богом; но это внутреннее уничижение «кичливого разума» ( 1Kop. VIII:1 ) нашего не исключает и самоуничижения внешнего, подобно тому, как внутреннее (в сердце) отвержение богатства, заповедуемое Евангелием, не исключает и внешнего отвержения, на какое решались многие из святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

– От яка бида,– с досадой заметил Пантелеймон.– Нема огню, батюшка. – А Бог!? – внушительно сказал на это старец. И подняв очи горе, начал молиться: «Господи! Пред Тобою идет огонь и молни освещают вселенную. Услышь же Господи голос молений моих, когда я взываю к Тебе, когда поднимаю руки мои к святому храму Твоему. Услышь, да едят бедные и насыщаются и восхвалят имя Твое Всеблагое!» С этими словами он положил на восток земной поклон и осенил таганок благословением: – Во имя Отца и Сына и Святаго Духа... Но едва только произнес он эти слова, как из-под таганка показался сизый дымок, щепки задымились и вскоре разгорелись ярким пламенем. Увидав такое чудо, Пантелеймон хотел бежать, но старец остановил его и, незаметно погрозив пальцем, приказал набросать в горшок мелкой травы, а сам положил туда несколько взятых из корзины камешков и кусок льда. Когда все это стало закипать, блаженный, не прерывая умной молитвы, благословил таганок еще раз и размешал. – Ну, теперь покуштуй,– сказал он, обращаясь к келейнику. Пантелеймон зачерпнул содержимое в горшке на кончик ложки и осторожно лизнул языком: затем зачерпнул еще раз и попробовал уже целую ложку. – Батюшка! – в изумлении воскликнул он,– Ей-же, ей, манна каша. – Та налывай же, дурень, скорийше гостям, бо скоро захолоне. Келейник и радостью и страхом ухватил горшок в руки и стал разливать кашу богомольцам в их дорожные мисочки, но – о, чудо! – сколько ни наливает, каша в горшке нисколько не убывает. Всех уже накормил, всех наделил, а горшок все еще как будто полный. И как некогда умножились в пустыне малые хлебы для множества народа, так, и теперь умножилась эта пища по молитвам старца Феофила. – Ну, теперь с Богом,– ласково проговорил блаженный, обращаясь к странникам, когда те окончили свою трапезую– Идить во святую Лаврию и молитесь за всих. Пораженные небывалым чудом, мужички отправились своей дорогой и, придя в Лавру, с радостью и страхом стали оповещать всех о совершившемся на их глазах чуде. Велик же Бог земли Русской, Который отверз двери неба, одождил манну и послал пищу до сытости и они ели и пресытились... Ибо все, чего ни попросите в молитве с верою, – получите...

http://pravicon.com/info-3800

Память 28 Октября Страдание Святой Великомученицы Параскевы Память Святого Священномученика Кириака, Патриарха Иерусалимского Память Святых Мучеников Терентия И Неониллы Память 29 Октября Память Святой Великомученицы Анастасии Римляныни Житие Аврамия Затворника И Блаженной Марии Житие Преподобного Отца Нашего Аврамия Ростовского Память 30 Октября Страдание Святого Священномученика Зиновия Епископа Эгейского, И Сестры Его Зиновии Память Святой Мученицы Евтропии Память Святых Апостолов Тертия, Марка, Иуста И Артемы Память Святого Маркиана, Епископа Сиракузского Память 31 Октября Память Святого Мученика Епимаха Память Святых Апостолов Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия И Аристовула Житие Преподобных Спиридона И Никодима Жития Святых — месяц октябрь Димитрий Ростовский ЖИТИЯ СВЯТЫХ   по изложению святителя Димитрия, митрополита Ростовского   Месяц октябрь Память 1 октября Слово на Покров Пресвятой Богородицы В последние тяжкие времена, когда, с умножением грехов наших, увеличились наши бедствия — во исполнение слов святого Апостола Павла: «в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями» (2 Кор.11:26); когда во исполнение слов Самого Господа восстает народ на народ, и царство на царство, и наступают глады, моры и землетрясения по местам (Мф. 24:7), когда теснят нас нашествия иноплеменников, междоусобные войны и смертоносные раны, — Пречистая и Преблагословенная Дева Мария, Матерь Господня, подает нам в защиту Свой покров, чтобы освободить нас от всяких бедствий, чтобы защитить нас от глада, мора и землетрясения, спасти от войн и ран и сохранить нас невредимыми под Своим покровом. Знамение сего явилось в царственном городе Константинополе, в правление благочестивого царя Льва Мудрого [ 1 ], в преславной церкви Пресвятой Богородицы, что во Влахернах [ 2 ]. Там во время совершения всенощного бдения, в день воскресный, первого числа октября месяца [ 3 ], в четвертом часу ночи, в присутствии многочисленного народа, святой Андрей, Христа ради юродивый [ 4 ], возвел очи свои вверх и увидел Царицу Небесную, Покровительницу всего мира, Пресвятую Деву Богородицу, стоящую на воздухе и молящуюся, сияющую солнечным светом и покрывающую людей Своим честным омофором. Видя то, святой Андрей сказал ученику своему, блаженному Епифанию [ 5 ]:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

После посещения Успенского храма мы проходили мимо полуразрушенных городских стен, держа путь к Живоносному Источнику. Укрепления говорили о некогда величественной греческой столице – славной Византии, а главное о непрочности могущества человека. Придет праведный гнев Божий, и в прах рассыплются все его изобретения и физическая сила. Происхождение Живоносного Источника относят к V веку и связывают его с именем Императора Льва I Маркелла, явившегося здесь свидетелем одного поразительного чуда. В VI веке тут же получил исцеление Царь Иустиниан, построивший в благодарность храм и при нем мужскую обитель. По сказанию Синаксаря, «на этом месте совершалось такое обилие благодатных знамений», что их «ни описать, ни изрещи невозможно». Св. Православная Церковь отмечает сие, когда в пятницу на Пасхальной неделе поет особо положенную службу Пресвятой Богородице в честь Ее Живоносного Источника. И до сих пор он привлекает множество молящихся. Внутри, где находится св. кладенец, всегда можно застать дежурного иеромонаха, отправляющего желающим молебны: тот же священнослужитель при отпуске, полагая на голову каждого епитрахиль и руку, кроме формулы благословения «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа», произносит еще молитву благопожелания. Образец ее дан в Ветхом Завете: «И сказал Господь Моисею, говоря: скажи Аарону и сынам его: тако благословляйте сынов Израилевых, говоря им: да благословит тебя Господь и сохранит тебя! Да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! Да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир» ( Числ. 6, 22–26 ). В наших св. обителях, церквах и часовнях около чтимых святынь также стоят очередные пастыри, но они, благословляя приходящих, к сожалению, опускают напутствие, так утешительно действующее на сердца верующих. Приятно было бы, если бы греческий порядок и у нас получил распространение. Далее мы посетили Влахерну, некогда величайший и славнейший храм Царьграда; здесь покоилась риза Богоматери и пояс Ее. Здесь было явление Преблагословенной «на воздусе» Андрею Христа ради юродивому в дни нашествия варваров, отраженных по предстательству Владычицы мipa. Здесь совершилось сверхъестественное призвание четырех храмоздателей Киево-Печерской Лавры, которым Царица Небесная вручила чудотворную икону Успения. Здесь стоял образ «Одигитрии», писанный евангелистом Лукою, источавший множество чудес. Отсюда, наконец, во время тяжких испытаний и народных бедствий выходили крестные ходы, направляясь на городские стены и к морю. История при этом гласит, что Матерь Божия после подобного рода молений неоднократно спасала Константинополь от врагов, например, скифов, в память чего Церковию установлено акафистное пение в субботу пятой недели Великого Поста (Похвала Пресвятой Богородицы).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Пришел один инок к другому и с возмущением начал его укорять: зачем-де такого грязного старца, как о. Паисий, к себе на ночлег принимаешь? А блаженный встречает гордеца на дворе, останавливает его и говорит: – На, душечко, нож, зарежь меня. Успокой сердце. Проходила по Лавре интеллигентная женщина. Встречает ее блаженный старец и начинает обличать. Женщина, не вынеся обличения о. Паисия, плюнула ему в лицо. – Плюй, душечко, плюй. Паисий-то утрется, – сказал на это блаженный. И утершись рукавом, принялся еще более обличать ее. Женщина вышла из терпения и начала бить блаженного. О. Паисий не отбивался, но стоя неподвижно, невозмутимо повторял: – Бей, бей, душечко. Дочь твоя, дочь твоя за меня отомстит. И что же случилось? Дочь этой женщины, вышедши замуж, по рассказам самой женщины, попрекая ее даровым хлебом, жестоко издевается над ней. Да, много великих скорбей, напастей, осмеяний и побоев перенес этот мнимо безумный старец от неразумных людей. Перенес с великим терпением, покрывая жестокости людские своей любовью и смирением и втайне молясь Богу за своих оскорбителей. И какой радостью ликовал всегда старец, когда случалось претерпевать ему эти пытки вольного унижения и переносить тяжесть незаслуженных обид и страданий! Желая иногда под покровом юродства совершенно скрыть свою прозорливость и прикрываясь личиной мнимого безумия, блаженный в действиях своих показывался смешным. Стоит в церкви барыня с дочерью. Мать нарядная, дочь еще наряднее. У маменьки лицо раскрашено. Дочка тоже от маменьки не отстала: еще пуще раскрасилась. Стоят обе и красуются собой. А о. Паисий незаметно подошел к ним спереди и пытливо засматривает в глаза. Дамы взглянулись и улыбаются. А о. Паисий, сняв с головы свою повязку и хорошенько поплевав на нее, начинает этой слизью натирать свое лицо. Стоявшие вблизи люди неудержимо хохочут втихомолку. А сконфуженные модницы, поняв в чем дело, удирают скорее из церкви. Бедные модницы! Не лучше ли было послушаться вам назидания апостола: женщины! Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек, в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа ( 1Пет.3:3,4 ), и не приходить в храм Божий раскрашенными на соблазн другим.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

–«Сблизься с Ним,– так говорил Феофил своему другу,– сблизься и будешь спокоен. Через это придет к тебе добро... Прими из уст Его закон и положи слова Его в сердце твое. И если ты исполнишь обеты твои, над путями твоими воссияет свет...»2. Эти постоянные беседы производили на молодого Петра благотворное влияние. Впечатлительный от природы, Петр стал задумываться и, зорко присматриваясь к своему другу, не мог уже жить без него ни минуты. Раз они встретились на берегу Днепра и, усевшись рядом на траве, разговорились. – Брат мой! Помоги мне спасти мою душу,– воскликнул Петр, обращаясь к Феофилу. – Ты можешь это сделать и сам,– отвечал блаженный.– Была бы охота да усердие. – Как же я могу это сделать? Научи меня. – Откажись от мира и всего, что в мире, затвори для всех храмину своей души, распни свою плоть со страстьми и похотьми и, находясь в беспрестанной молитве, избери себе узкий путь, вводящий в живот вечный... – Клянусь Богом,– отвечал на это Петр,– я готов сделать так, как ты велишь мне. Но при неопытности и простоте моей трудно мне будет достигнуть желаемого успеха. – Тогда иди вслед за мной, подражай моим подвигам и спасешься... С этого времени юный Петр весь как бы преобразился. Стал молчалив и задумчив, перестал шутить и смеяться и резко изменил образ жизни. Бывало, целый день над книгами сидел, науками занимался, а то стал проводить время в храме Божием, начал усердно поститься. Академическое начальство, видя резкую перемену в своем ученике, стало наблюдать за Петром, пробовало делать ему строгие выговоры. Но ничего не помогало. Пренебрегая житейскими правилами и обычаями, Петр как бы ругался миру и, заметив, наконец, что начальство за ним наблюдает, избрал местом для своих уединенных подвигов Флоровский женский монастырь. Там он проводил целые часы и, уединяясь в пустынное место, весь погружался в молитву... Однажды случилось так, что просрочив то время, когда монастырские ворота запираются, и оставшись, таким образом, внутри обители, Петр, чтобы скрыть свою оплошность, забрался в монастырский погреб, зажег там восковую свечу и принялся читать св. Евангелие. Пришедшие туда за провизией сестры, увидев такое необычайное явление, перепугались и подняли крик... Сбежалась целая толпа, пришла к месту происшествия игумения Серафима, дело объяснилось, уладилось и кончилось тем, что Петр был из монастыря удален.

http://pravicon.com/info-3800

Святые, даже находясь здесь, на земле, видят людей какие они есть. При жизни св. Андрея, Христа ради юродивого был в Константинополе иерей (из неженатых), постник, уединенник, молитвенник. Все его очень чтили. Но встретился с ним св. Андрей и видит, что он одет каким-то тёмным туманом, а около шеи у него обвилась змея с надписью: «Змей сребролюбия». Вот какова была его душа! А между тем этого никто не видел. Увидели просвещенные духовные очи св. Андрея. Он поговорил наедине с этим иереем, привел его в раскаяние и он исправился. Но у небожителей очи еще просвещеннее. Таким образом тогда, когда нам думается, что никто нас не видит, каковы мы, нас видит несметное множество очей. Видите, сколько звезд на небе? Очей, на нас обращённых, еще больше. Кроме Ангелов и святых видят нас невидимо для нас и темные силы, бесы. Только они, когда душа чиста, светла, не могут смотреть на неё, боясь, подобно нетопырям, света, а воззревают на нее лишь тогда, когда она начинает помрачаться. Они всюду стаями шмыгают и, как только заметят где-либо потемненную душу, тотчас нападают на нее огулом и начинают вертеть ее туда и сюда помыслами, страстными желаниями и волнением чувств. Впрочем, бесы покушаются подкрасться и к святым душам, но бывают отражаемы и поражаемы, как стрелою, лучами света. В Антиохии был знаменитый волхв Киприан (впоследствии обратившийся ко Христу и бывший епископом). Один юноша просил его расположить к нему своим волхвованием Иустину, прекрасную христианку, которую он хотел взять себе в жены, а она и смотреть на него не хотела. Киприан послал к ней несколько раз состоявших у него на службе бесов, чтобы они по-своему расшевелили в ней любовь к юноше, но те подходили к ее жилищу, а внутрь войти не могли и, воротясь, сказывали, что оттуда – изнутри – их отражает и опаляет свет, ибо та Иустина, как облаком каким, одета была светом, и им не удалось на нее посмотреть». (Что есть дух. жизнь, изд. 2-е Одесса, 1886 г.). Душевный (не говоря уже о плотском) человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием, и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно ( 1Кор.2:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gedeon-Pokrovs...

Серапион, придя в Лакедемон, узнал, что здесь один благочестивый муж заражен был ересью Манихейскою. Подвижник продал себя ему и в два года успел своими наставлениями отклонить от ереси его самого и жену со всем домом его и присоединить их к Церкви. Наставив их в благочестии, Серапион через несколько времени удалился от них, отдав им деньги, за которые продал себя, и, не имея с собою решительно ничего, сел на корабль, плывший в Рим. Корабельщики, смотря на него, думали, что он сам, или кто-либо по его просьбе, перенес на корабль его пожитки, или что станет тратить золото на издержки, и поэтому без расспросов приняли его. Отплыв стадий на пятьсот от Александрии, около захождения солнца, прежде пообедали корабельщики, потом стали есть и прочие, бывшие на корабле. Видя, что Серапион не ест в первый день, они предполагали, что он получил отвращение от пищи вследствие плавания, то же было и во второй, в третий и четвертый день. Когда в пятый день во время общего обеда, увидели, что он опять ничего не ест, спросили его: «Что ты не ешь, любезный?» – «Мне нечего есть», – отвечал он им. Услышав это, корабельщики стали спрашивать друг друга, кто взял его запасы на корабль. Когда же узнали, что никто не брал их (ибо ничего у него не было), то начали бранить его и говорили: «Как ты пошел сюда без всяких запасов? Чем будешь питаться в продолжение плавания? И чем заплатишь нам за перевоз?» Он спокойно отвечал им: «У меня ничего нет кроме худого рубища, которое на мне. Отвезите и бросьте меня там, где взяли». – «При настоящем, благодаря Бога, попутном ветре, – отвечали ему, – мы не согласимся сделать этого, если бы ты дал нам даже сто золотых». Таким образом Серапион пробыл без забот на корабле, и корабельщики кормили его до самого Рима. Здесь он встретился с одним доблестным в подвижничестве мужем, учеником Оригена , Домником, который совершал великие подвиги. О нем ходила молва, что он творил много чудес; говорили, что по смерти его даже постель его исцеляла болезни. Встретившись с ним и получив от него наставления (ибо сей муж отличался и нравом, и познаниями, и словом, и жизнью), Серапион спросил его: какой еще есть здесь подвижник или подвижница? – и узнал от него об одной девице, пребывающей в безмолвии, которая двадцать пять лет жила, заключившись в своей келье и ни с кем за это время не виделась.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Стих: Лицо Твоё будут умолять богатые из народа. Пс 44:11а, 13б Служба Небесным Силам бесплотным Прокимен, глас 4 Ты творишь Ангелов Своих духами,/и служителей Своих — пламенем огня. Стих: Благословляй, душа моя, Господа! Господи Боже мой, возвеличен Ты весьма. Пс 103:4, 1а Зачало 305. Аллилуия, глас 5 Стих: Хвалите Его, все Ангелы Его, хвалите Его, все воинства Его. Стих: Ибо Он сказал — и возникли они, Он повелел — и были созданы. Пс 148:2, 5б Служба пророкам Прокимен, глас 4 Ты — священник вовек,/по чину Мелхиседека. Стих: Сказал Господь Господу моему: «Сиди справа от Меня, доколе не положу врагов Твоих подножием ног Твоих». Пс 109:4б, 1 Зачало 156, или зачало 314, или зачало 57а. Аллилуия, глас 5 Стих: Моисей и Аарон среди священников Его, и Самуил — среди призывающих имя Его. Стих: Свет воссиял праведнику и правым сердцем — веселие. Пс 98:6а; 96:11 Служба Апостолам Прокимен, глас 8 Во всю землю вышел голос их,/и в концы вселенной речи их. Стих: Небеса проповедуют славу Божию, о творении же рук Его возвещает твердь. Пс 18:5а, 2 Зачало 131. Аллилуия, глас 1 Стих: Небеса возвестят чудеса Твои, Господи, и истину Твою — в собрании святых. Стих: Бог прославляем в сонме святых. Пс 88:6, 8а Служба святителю Прокимен, глас 1 Уста мои изрекут премудрость,/и размышление сердца моего — разум. Стих: Услышьте это, все народы, внемлите все, живущие во вселенной. Пс 48:4, 2 Зачало 318а. Аллилуия, глас 2 Стих: Уста праведного изрекут премудрость, и язык его возвестит суд. Стих: Закон Бога его в сердце его, и не преткнутся стопы его. Пс 36:30, 31 Служба святителям Прокимен, глас 7 Драгоценна пред Господом/смерть святых Его. Стих: Что воздам я Господу за всё, что Он воздал мне? Пс 115:6, 3 Зачало 335. Аллилуия, глас 2 Стих: Священники Твои облекутся в правду, и святые Твои радостью возрадуются. Стих: Войдём в обители Его, поклонимся месту, где стояли ноги Его. Пс 131:9, 7 Служба преподобным и Христа ради юродивым Прокимен, глас 7 Драгоценна пред Господом/смерть святых Его. Стих: Что воздам я Господу за всё, что Он воздал мне? Пс 115:6, 3

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

Так, в Ефесе были обращены к Церкви и крещены двенадцать человек. «И когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить (иными) языками и пророчествовать» ( Деян. 19:6 ). Об этом состоянии пишет св. апостол Павел: «Ибо кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом... Ибо когда я молюсь на (незнакомом) языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода...» ( 1Кор. 14:2.14 ). О себе апостол говорит, что более всех говорит языками (ст. 18). Смотрите и здесь на некое сходство, но не смутитесь его дерзновенностью или необычностью. Упившийся человек, случается, начинает говорить бессвязные слова. Пийте, и упийтеся братия, – говорит Слово. В состоянии духовного упоения человек «глассолалит» «глоссолалит», молясь на иных языках, будучи движим Духом Божиим. Но как и всякое человеческое состояние, а тем более бывающее за пределами обычного, и состояние глассолалии глоссолалии подвержено вражеским искушениям, и может даже вовсе перейти в состояние беснования или лжепророчествования. Такие явления особо часты в современных «харизматических» движениях. Юродивые Христа ради – живой пример тех, кои по слову апостола «изумились», «вышли из себя» для Бога. Они бывали похожи и на пьяных, и на сумасшедших, и на убогих, но все то было изумление, исступление, упоение в Боге! Упоенные Богом, они уже «не видели» блага этого мира, не замечали холода и зноя, приличий или насмешек, зато знали Жениха своего и Ему одному жили, обличая одним видом своим суету и неправду мира сего. И еще пример из жизни великого нашего подвижника преподобного Сергия Радонежского. Он, всегда пребывая в Боге, пил любовь Божию, как горящая свеча стоял у престола Святой Троицы, молясь и совершая евхаристию в своей церкви в дремучем лесу. Он часто пил от святой Чаши Господней, а однажды, да не смутится читатель словом сим, упился – когда божественный огонь от Святой Троицы сошел на престол, у которого молился преподобный, обошел его и вошел в святую Чашу! Преподобный причастился от огня...

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010