И все же, как указывает св. Иоанн, в этом вопросе необходимо иметь рассуждение. Не следует забывать, что соблазняются слабые христиане. Но какими бы грубыми и непримиримыми они ни казались, мы должны быть снисходительны и понимать их слабость так же, как и им следует быть снисходительными и сострадательными к тем, кто виновен в грехах другого свойства. Как пишет апостол Павел: «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать» ( Рим. 15:1 ). «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов. Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя. Каждый да испытывает свое дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом, ибо каждый понесет свое бремя» ( Гал 6:2 – 5 ). Самый лучший пример христиан, лишенных тщеславия, – святые, известные как юродивые Христа ради, удивительные и редкие святые. Они не хотели, чтобы их считали святыми, а, напротив, предпочитали, чтобы их осуждали как нечестивых. И, кажется, их не очень волновало, что они соблазняют своих братьев. Они разрушали шаблоны, переворачивали привычные представления о святых и правила поведения в обществе, особенно религиозном. Их не заботили принятые в обществе благопристойность и вежливость. Они тщательно скрывали свое подвижничество, старались создать впечатление, что не соблюдают установленные Церковью посты, и представлялись лицемерами. Св. Иоанн в главе о рассуждении дает нам пример такого поведения: «Некоторый брат, будучи однажды обесчещен, нисколько не подвигшись сердцем, помолился в уме своем; а после начал плакать о том, что его обесчестили, и притворною страстию утаил свое бесстрастие. Другой брат, который совсем не хотел председательствовать, притворился, будто сильно этого желает. Как же изображу тебе чистоту того мужа, который взошел в блудилище, как бы для греха, и находившуюся там блудницу привел к чистому и подвижническому житию?» 31 (Лествица. 26:139). Эти святые поистине были лишены тщеславия! Осуждение ни в малейшей степени не задевало их, а похвал и лести они избегали, как чумы. Ибо тщеславие, как пишет св. Иоанн, есть «наблюдение укоризн» (Лествица. 22:2), и «великое дело отвергнуть от души похвалу человеческую…» (Лествица. 22:16). «Людям великим свойственно переносить обиды мужественно и с радостию, святым же и преподобным – выслушивать похвалу без вреда» (Лествица. 22:12).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

И после стольких безмерных благодеяний будет у нас еще и ропот?! О Боже мой, презри нашу неблагодарность и отверзи наш ум, дабы мы познали, что даровало нам Твое Отеческое сердце, и воздали хоть малое благодарение, чтобы обрести прощение и милость. 6 Что же до святого Ангела, о котором ты пишешь мне, знай, что да, он, получив повеление от Господа, не прибавляет что-либо, не отнимает, но, пребывая вблизи человека, просвещает его, наблюдает за ним, избавляет его от опасностей и защищает от диавола, как видим мы и в житии святого Андрея, Христа ради юродивого, где Ангел сражался с диаволом, чтобы защитить повинного монаха. Прочти и увидишь. Ангел дается человеку как старший брат, который ближе к Богу и, имея дерзновение, молится о своем младшем брате. И человек просит его как своего старшего брата, чтобы он защищал его и молился о нем, как имеющий дерзновение к Богу. Сколько раз он шепчет на ухо нашей душе: «Не делай этого», или: «Делай то», или: «Будь внимателен здесь!». Это случается часто с теми, у кого открыты очи души. Не забывай евангельской притчи о садовнике и бесплодной смоковнице: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом,– не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее 622 . Садовник изображает святого Ангела, пекущегося о человеке, доколе он не принесет плода и не спасется. В Патерике много написано о промышлении Ангела в отношении человека. Ангелов видели плачущими в то время, когда люди, которых они охраняли, грешили. Помысли, как они молились о них! Слезы их говорят об их любви и сострадании к человеку. 7 Возлюбленные чада мои о Господе, любовь Господня да сохранит вас в душевном и телесном здравии. О, поистине, сколь достойно печали, когда чадо живет в отцовском доме, пользуется всеми благами, вкушает все удовольствия жизни и не признает своего отца, и если даже какое малое внимание и уделяет ему, то все равно не чувствует богатства его любви и заботы, но, напротив, воспоминание об отце оказывается чем-то недостойным его мысли и внимания!

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

И я могу много вам перечислить примеров, самых жутких, касающихся и крови, и семени, и денег, и душ, и тел человеческих, и смертей, и воскресений, и болезней, и выздоровлений. Когда люди, сошедшие с ума, тычут в тебя натруженным трудовым указательным, говорят: ты больной. Говорит: за что я больной, за то, что я отдаю ползарплаты нуждающимся? – допустим, говорит человек. Или за что я больной, что я в воскресенье в церкви стою, иду молиться? Почему я больной, за то, что я не хочу жене изменить? – например, говорит мужик какой-нибудь. Или у меня родился ребенок, да, я его не бросил, например, а я его воспитываю, - говорит другой. Говорят: ты больной, ты не можешь жить, как мы, как бы мы живем для удовольствия, а ты живешь непонятно для чего. Об этом в IV веке сказал Великий Антоний, который будто бы жил здесь на Рублевке, например, или на Манхеттене, или в Сохо английском, или где-нибудь еще. И он сказал, что будет время, что не подверженного общим болезням будут третировать люди больные, говоря: ты по преимуществу болен, ибо ты не похож на нас. Не бойтесь за правду казаться дураками. Если вам стыдно быть дураком перед нечестивцами за правду, то слаба вера ваша. Надо радоваться, когда вас обзывают нечестивцы. Ругань злодеев – это самая лучшая похвала. Пока до свидания. Рейтинг: 9.9 Голосов: 2237 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Александр 13 февраля 2018, 10:29 Мы в изречениях своих эгоистичны, Для нас, изгои все кто кроме нас. Где нет Той Истины, там мысли так типичны, Со всех сторон и в профиль, и в анфас. Замечательная статья!!! Храни Вас о. Андрей и ваших близких Господь. Александр Ларичкин 11 января 2018, 16:37 Статья не в бровь, а в глаз. В этом диком безумном богоборческом мipe нас, верных Богу твердо стоящих в истине, называют дураками или юродивыми или безумцами. Да, мы безумны для мipa сего и в этом наша сила. " Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в безчестии. Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне. " (1 Кор. гл. 4, ст. 10-12).

http://pravoslavie.ru/109711.html

Интенсивность жизни христианина рождается из сопротивления миру, как противодействие ему: чем сильнее давление извне, тем активнее внутреннее противостояние. Верно и обратное утверждение: чем напряжённее внутренняя жизнь человека, тем сильнее давит на него мир. Кое-что о душевном устроении юродивого можно узнать, присмотревшись к Марине Цветаевой (поэты ведь тоже бывают юродивыми). Показательна её перебранка в открытом диспуте с Георгием Адамовичем. В ответ на цветаевское «Пусть пишут взволнованные, а не равнодушные» , Адамович выкрикнул с места: «Нельзя постоянно жить с температурой в тридцать девять градусов!». 26 Как тут не вспомнить слова из Откровения Иоанна Богослова: « И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия: знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр. 3:14-16). Горячность натуры — благословенна, когда она Христа ради, но она же приводит к множественным душевным травмам, которые легко доводят человека до нервного истощения. Психологами любой радикализм рассматривается как невроз, как страсть перфекционизма. Некоторые из них считают, что многие святые, если отминусовать благодать — невротики, тем более юродивые. Так это или иначе, но факт остаётся фактом: путь жизни, путь движения человека к Богу и его становления в Боге всегда непрост и часто травматичен; его нельзя свести к простым шаблонам и схемам. В какой-то момент житейский разум может оказаться непосильной ношей для подвижника: либо избыточен — не нужен, либо лишний — мешает. Человек жаждет только Бога (в этом он являет свою волю) и перестаёт жить обычными человеческими интересами; он бросается в Бога с головой, словно желая утонуть в Нём, и, в некотором смысле, тонет. Именно так: уходит не в безумие, а в Бога, теряя, отбрасывая как рудимент и помеху человеческий рассудок — ту часть ума, которая заботится о внешнем, о себе и своём, которая искушается людьми и демонами, и может быть выброшена радикально настроенным юродом как раз за это. « Два врага у нас — „окаяшка“ да „яшка“ », — говаривал о.Алексий Мечёв27, известный московский старец, именуя «яшкой» самолюбие, т.е. человеческое «я», которое всегда заявляет о своих правах, если кто-нибудь намерено или случайно заденет его.

http://radonezh.ru/analytics/bog-izbral-...

Как же поступал по отношению к грешникам Спаситель? Он смотрел на них, как на больных духовно ( Мф.9:12 ); в обращении с ними употреблял терпение и кротость, возливал на душевные их раны бальзам милосердия, успокаивал их, прощал, был примером долготерпения по отношению к ним. Прочитайте о беседе Его с Самарянкой, о призвании Левия, о том, как Он был в доме Симона фарисея, о помиловании Им жены-грешницы, об обращении Закхея, о помиловании покаявшегося разбойника; притчи: об овце пропавшей, о потерянной драхме, о блудном сыне, – и вы с одной стороны убедитесь в истине слов наших, а с другой, без сомнения, поймете, что если с величайшей любовью относился к грешникам Спаситель, то также должны относиться и мы, потому что к подражанию Ему Он Сам призывает нас. «Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» ( Ин.13:15 ). Как поступали с грешниками святые? Они также всеми силами заботились об обращении их на путь истины и добра и обращались с ними также с милосердием величайшим. Мученик Каллиник, например, говорит: «Я раб Христов и, когда вижу людей, идущих в погибель, страдаю из-за них сердцем, болезную о них и, сколько могу, стараюсь добрым словом обратить их от тьмы к свету и от погибели к спасению». Другие из святых тоже относились к грешникам с милосердием. Так, преподобные Виталий и Серапион спасли милосердием множество блудниц; Спиридон и Андрей, Христа ради юродивый, спасли несколько сребролюбцев; а иные из угодников Божиих милосердием спасали даже и разбойников. И разбойников делали святыми. Из этого видно, что и святые поступали с грешниками, как Христос. А если они поступали, как Христос, то очевидным становится, что в деле обращения с грешниками мы должны подражать и им и, подобно им, так же заботиться о спасении погибающих. Из чего, наконец, видно, что за заботы о спасении грешников обещается великая награда на небесах? Это видно из слов Апостола Иакова, который говорит: «Братия, если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» ( Иак.5:19–20 ). Слышите ли? Спасет душу от смерти и покроет множество грехов? Награда, как видите, великая, а потому мы должны заботиться о восхищении ее для себя, а для этого последнего должны, следовательно, заботиться и о спасении грешников.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Как же смотрел на подобную клевету сам блаженный? Видя, что на него клевещут напрасно, он нисколько не скорбел духом, а наоборот – веселился и вспоминал апостольские слова:  «Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух славы, Дух Божий почивает на вас: теми  (то есть нашими врагами)  он хулится, а вами прославляется. Только бы не пострадал кто из вас как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как христианин, то не стыдись, а прославляй Бога за  такую  участь.  » ( 1Петр. 4, 14–16 ).  «Ибо блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах.»  ( Матф. 5, 10–11 ). Когда же подошел к нему келейник Иван и, сочувствуя старцу в беде, пожелал узнать о причине такого его равнодушия к скорбям, старец отвечал: – Эх, Иване, Иване... Лучше потерпеть несправедливость, нежели совершить ее самому. Слушай, что говорит о том слово Божие: « Горе богатым, насыщенным, хвалимым; но благо тем, которые терпят всякую напраслину, побои, ограбления, насильственные утруждения, ибо мзда их многа на небеси». – А если терпят напрасно, за ничто, батюшка? – Так что же из того? Нельзя противиться злому. Грешно предаваться грусти. Мы изгнанники на земле. А изгнанникам не дивны оскорбления и обиды... Мы у Бога под епитимиею, а епитимия заключается в лишениях и трудах. Мы больны душой и телом, а больным полезны горькие лекарства... И вот, чтобы угасить в сердце своем всякую неприязнь к обидчикам и дабы выполнить на деле Евангельский совет, выраженный словами:  Солнце да не зайдет в гневи вашем,–  блаженный старец тотчас после начальнических угроз, притеснений и вспышек, составлял Иову письменные ответы и, выставляя себя в них единственным виновником происходящего  «зла»  и тем самым как бы сознаваясь в своих  «бесчиниях» , давал ему обязательство изменить образ своей жизни, но еще более после того увеличивал подвиг юродства, объясняясь с ним при встрече, что «Бог так велит».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Конечно, таких страданий, забот, скорбей у св. Владимира было тоже не мало, даже очень много, и народ русский, повторяю, ценит их, но к его сердцу крепче пристают подвиги явного добровольнаго самораспятия, и преп. Антоний и Феодосий ближе к его душе, чем Равноапостольный Владимир. Вот почему с древнейших времен учители Церкви, начиная со св. Илариона (1054 г.) с усилием доказывали, что надо чтить св. Владимира не менее, чем апостолов, мучеников, преподобных и Христа ради юродивых Ведь св. Владимир жил во дворце, был женат и многочаден; постоянно радовал свою душу, разсыпая во все стороны свои благодеяния бедным, строил церкви и украшал их, но все это делал радостным сердцем и его святая душа находила в этом великое наслаждение. Собирая на пир богатырей, он, по-видимому, не позволял себе лишней роскоши; множество забот о сборе и удовлетворении нищих, извержение языческих идолов при сочувствии народа, как бы влюбленнаго в своего повелителя, не обнаруживают для поверхностнаго читателя и наблюдателя внутренняго подвига и душевнаго страдания сего праведника. Его называли Красным Солнышком, но ведь на солнце любуются, а не почитают его так, как страдальцев. Оно светит и греет потому, что это сообразно его природе; его любят, но не проливают перед ним умилительных слез. Неужели же апостольский подвиг Владимира менее угоден Богу, чем те, из коих «иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение. Другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу; были побиваемы камнями, перепиливаемы; подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козиих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещаннаго» ( Ebp. II, 35–39 ). Конечно, нет. Страдания необходимы для спасения тогда, когда душа повреждена грехом и глубоко и прочно; да они и придут и приходят при всяком подвиге добродетели, но бывают избранники Божии, которые, если и не избегли страданий в земной жизни, исполненные духовнаго восторга, то могли следовать другому глаголу Христову: «Симоне Ионин, любишь-ли Мя? Ей Господи, Ты веси, яко люблю Тя» ( Иоан. 21, 15–17 ). Поясняя сии слова Евангелия, св. Иоанн Златоуст прибавляет: «Смотри же, не сказал Господь: если любишь Меня, постись по многим дням, спи на голой земле, отдай тело твое на мучение, но сказал: «паси Моих Овец». А Апостол Павел добавляет разъяснение противоположнаго оскудения любви: «если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая, или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто» ( 1Кор. 13, 1–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rklickij...

– Кто из вас без греха, первый брось в нее камень (Ин. 8, 7). В одном апокрифическом евангелии упоминается, что Он писал имя фарисея, стоявшего поблизости, и имя его любовницы И никто не посмел бросить камня, потому что имя его было написано на земле. Потом Он обращается к женщине и говорит, чтобы она была внимательней к себе. Не говорит: «Ну, что же ты наделала!» Это заповедь: Он подает ей прощение, потому что она смирилась. И пожалел ее, и ободрил: «Есть Любящий тебя! Будь внимательна! То, что ты сделала, – ничто в сравнении с тем, что ты значишь». И так делает эту женщину святой. Это способ Бога, другого способа мы не знаем. Конечно, многие потом придумали разные способы, но знайте, что сегодня христианство в значительной степени искажено и иногда превращается в «бабьи басни» (1 Тим. 4, 7), потому что им занимаются люди, не познавшие Бога. «Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!» Он стоит вдали. Не хочет даже взглянуть на небо и только бьет себя в грудь, потому что у него нет слов. Понимаете? Если бы кто-нибудь из нас оказался на месте мытаря, он мог бы сказать: – Послушай, фарисей, я пришел сюда, чтобы сделать то-то и то-то, и ты не имеешь права говорить мне, что я такой! Разве он не мог так сказать? Кое-кто из нас сказал бы: – Слушай, фарисей, что ты говоришь обо мне такое? Ты же хуже меня! Да еще и всыпать ему. Он, однако, этого не делает. Он принимает это жуткое унижение от другого – не от Бога, а от другого человека. В древних патериках полно таких удивительных историй. На днях я читал о святой Исидоре , Христа ради юродивой, которая подвизалась в монастыре вместе с четырьмястами монахинями. Пришла туда в рваной одежде и с первого же дня стала вести себя странно, чтобы показать, что у нее с умом не всё в порядке. Монахини так и считали ее сумасшедшей, и делали с ней, что хотели, а она целыми днями сидела в печи. Тут преподобный Питирун, который подвизался на противоположной горе и значил тогда то же, что святой Паисий для нашей эпохи, получил откровение. Пришел ему помысл: есть ли такой человек, который достиг бы того, чего ему еще предстоит достичь? И Святой Дух сказал ему:

http://pravoslavie.ru/137434.html

между народом Моим находятся нечестивые; ставят ловушки и уловляют людей ... дома их полны обмана ... сделались тучны ... переступили даже всякую меру во зле ... не разбирают судебных дел сирот... это откормленные кони, каждый из них ржет на жену другого "/5, 26-28; 5, 8/. Иеремию не любили священники и придворные пророки, которых он называл лицемерами, у него были враги среди царских советников, но народ всегда слушал его со вниманием и интересом, ибо Иеремия славился своими необычными поступками, в которых он пытался символически передать драматизм Божественных слов и привлечь к ним внимание (подобным же образом будут поступать уже в новозаветное время юродивые " Христа ради " ). Однажды он купил себе льняной пояс и препоясал им чресла свои, а вскоре снял его и на длительный срок спрятал его среди скал и затем снова вытащил пояс, весь уже сгнивший к тому времени. Столь странные на первый взгляд действия он сопроводил от имени Ягвэ замечательным комментарием: " как пояс близко лежит к чреслам человека, так Я приблизил к Себе весь дом Израилев и весь дом Иудин/" из чресл " - намек на сыновство/... чтобы они были Моим народом и Моею славою ... но они не захотели "/см. 13 гл/. В другой раз он наблюдал за тем, как горшечник делал из глины сосуд, который, будучи негоден, развалился у него в руках, после чего мастер сделал другой сосуд. " Так и Господь поступит с вами, - сказал Иеремия, - если вы будете негодными, и Он возьмет Себе другой народ " . В третий раз по слову Господа Иеремия купил у горшечника кувшин, собрал старейшин, и на глазах у всех со всей силы разбил его оземь, пояснив: " Так поступит Господь с неверными детьми, не будет в Израиле даже места, где хоронить убитых " ./см гл. 18-19/. В четвертый раз Иеремия объявил о повелении ему Господом остаться безбрачным. Для израильтянина это было ненормальным, и Иеремия поясняет: мужья и жены и дети их в скором времени будут истреблены, так что жениться теперь уже ни к чему/см. 16 гл/. Иеремия не только возвещал о грядущем, но он самым тесным образом оказался вовлечен в одну из страшных трагедий древнеиудейской истории, называемой вавилонским пленом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2171...

Мы читаем в житиях святых о великих чудесах, и нам даже не верится, что нечто подобное действительно может происходить. Почему же для христиан былых времен Бог совершал столько таких чудес, какие едва ли можно увидеть в наши дни? Сын Божий говорил, что «уверовавших будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мк. 16: 17–18). Неужели мы уже не верим в то, чему учит нас Спаситель? Иерей Игорь Розин, убиенный в Тырнаузе Одна из самых тяжелых форм секуляризации христианской жизни состоит в допущении компромиссов. Современный человек находит оправдание для любых грехов, начиная с нарушения поста и отсутствия на Божественной Литургии до допущения блуда в качестве нормы – и это потому, мол, что «как на свете без любви прожить». В общем, сегодняшний христианин хочет по-демократически разделить себя между миром и заповедями Евангелия. Нам исподволь внушается, что сейчас уже трудно жить так, как жили христиане сотни лет назад. Мы часто слышим, что для того, чтобы жить в сегодняшнем обществе, нужно иметь «взвешенную» позицию, – если называть вещи своими именами, то нам навязывается христианство теплохладное, скорректированное в угоду духу времени. Чтобы оправдать такую позицию, была разработана целая теология компромисса, ибо это далеко не просто – противоречить Самому Сыну Божию, Который говорит: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6: 24). Почитание святых претерпевает метаморфозы, подчиняясь коммерческим стандартам. Вместо того, чтобы видеть в мучениках, святителях, юродивых Христа ради и преподобных идеалы веры, добродетелей, подвига, борьбы с грехом, бесами и компромиссами, мы смотрим на них исключительно как на своих помощников, целителей-бессребреников и «небесных спонсоров», которые помогают нам стяжать дома, машины и прочие блага мира сего.

http://pravoslavie.ru/59215.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010