Почему, чадо мое, ты оставил мир? Разве не для того, чтобы стать святым? Разве не для того, чтобы иметь подлинную любовь по Богу? Когда ты ворчишь и осуждаешь старших тебя, разве исполняешь намерение, ради которого ушел из мира? Доколе будет смеяться диавол, доколе ты не положишь начала покаянию и исправлению? Время проходит и конец приближается. Будем понуждать себя сейчас: сейчас исправляется все. Потом будем локти себе кусать, да бесполезно. 14 Мы находимся в преддверии святого Богоявления. О, какое снисхождение! Он нагим входит в струи Иордана! Кто? Тот, Кто есть Слово Безначального Родителя, Кто древле сказал: «Да будет…» 471 – и все предстало пред Ним! И вот, является нагой, чтобы нам, обнаженным, даровать усыновление. Иордан, зря Невидимого видимым, Бесплотного воплотившимся, возмутился и обратил свое течение вспять! Креститель же Иоанн затрепетал: «Как,– говорит он,– раб будет крестить Владыку, как светильник может просветить свет?». Какой свет? Тот блаженный, Трисолнечный Свет, просвещающий всякого человека, грядущего в мир! 472 А безначальный Отец свидетельствует о Своем собезначальном Сыне. Ут!ешитель же, в виде голубя нисшедший и почивший на главе Иисусовой, подтверждает истинность слова. Трепещет от радости и ликует каждая христианская душа пред великим таинством Богоявления! О, какой у нас Бог Отец! Но не замечают, забыли о сердце Божием, как оно любит человека! Оно вопиет через пророка: Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя 473 . Если (раньше), будучи врагами (Богу) 474 , мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его 475 . О, сколько утешения эти слова апостола Павла подают недавно покаявшейся душе! Великое дерзновение перед Богом имеет та душа, которая милует своего ближнего и сострадает ему словом и делом! Когда святой Андрей, юродивый Христа ради, юродствовал в Константинополе, одна богобоязненная женщина, у которой открылись душевные очи, придя в исступление, увидела блаженного Андрея, сияющего паче солнца. И когда люди били его, плевали на него, гнушались им, она видела рядом демонов, которые радовались, что в час смерти осудят тех, кто бил святого Божия и всячески издевался над ним! А святой Андрей, обращаясь к демонам, говорил:

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

Симеон все совершал под личиной глупости и шутовства. Но слово бессильно передать его поступки. То он представлялся хромым, то бежал вприпрыжку, то ползал на гузне своем, то подставлял спешащему подножку и валил его с ног, то в новолуние глядел на небо, и падал, и дрыгал  ногами, то что-то выкрикивал, ибо, по словам его, тем, кто Христа ради показывает себя юродивым, как нельзя более подходит такое поведение. Подобным образом он часто изобличал прегрешения, и отвращал от них, и ради вразумления какого-нибудь человека гневался на него, и давал предсказания, и делал все, что ему было угодно, лишь изменяя свой голос и облик, и при этом люди принимали его за одного из тех, кто говорит и предвещает, одержимый демоном. Если какая-нибудь женщина, слывшая его подружкой, обманывала его, тотчас он в духе своем знал, что она совершила плотский грех, и святой говорил и, раскрывая рот свой, кричал: “Ты обманула меня. Святая Богородица, Святая Богородица, накажи ее” — и молился, чтобы женщина та осталась расслабленной до самой смерти своей. Нередко, когда подружка его закосневала в плотском грехе, он насылал на нее демона. И этим всех женщин, с которыми у него был уговор, приучал быть воздержанными и не обманывать его. Вблизи Эмеса жил некий протокомит.   Услышав о Симеоне, он говорит: “Право, я сумею понять, когда увижу его, на самом деле он безумен или показывается безумным”. И вот он пришел в город и по случайности видит, как одна гулящая женщина поднимает Симеона, а вторая настегивает. Протокомит смутился и стал говорить себе по-сирийски: “Неужто сам сатана сомневается, что этот лжеавва блудит с ними?”. Тотчас юродивый, вырвавшись из рук женщин, идет к протокомиту, стоявшему от него как камень кинуть, дает ему пощечину и, сняв с себя одежду и пританцовывая,  говорит: “Иди сюда — позабавимся, несчастный, ничего худого здесь нет”. Тогда протокомит понял, что Симеон прозрел мысли его, и удивился. Но всякий раз, когда он принимался рассказывать об этом кому-нибудь, язык его сковывало и он не мог говорить.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=932...

“Избежал нас, избежал”. Тогда Макарий громким голосом ответил бесам: “Да! Ограждаемый силою Христа моего, я избежал ваших козней”». Здесь мы видим, что преподобный Макарий не до конца уверен в себе и на каждом мытарстве отвечает бесам, признавшим свое поражение, словами: «Нет, но надобно и еще избежать». Его упование всецело зиждется на вере во Христа и ни в коей мере не на своих добродетелях. Пройдя же все мытарства, он восклицает: «Да! Ограждаемый силою Христа моего, я избежал ваших козней». Это подлинно христианская позиция, ибо сказано: «Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего» (Рим. 9, 16) – великий подвижник это признаёт и обретает дар спасения в Царствии Небесном. А вот что говорится в «Житии преподобных отец наших Симеона, Христа ради юродивого, и Иоанна, сопостника его»: «Сказав это, святой (преподобный Симеон. – прот. О.С. ) вздохнул и заговорил опять: – Не знаю за собой ничего такого, что было бы достойно небесного воздаяния, ибо юродивый и лишенный разума какую может получить награду, разве задаром, по Своей благодати, помилует меня мой Владыка? но молю тебя, брат, никого из нищих, особенно из иноков, не презирай и не укоряй – да знает любовь твоя, что многие из них очищены злостраданием и, как солнце, сияют перед Богом. Так и между простыми людьми, живущими в деревнях и возделывающими землю, ведущими жизнь в незлобии и правоте сердечной, которые никого не бранят, не обижают, но от труда рук своих в поте лица едят хлеб свой, много между такими великих святых: ибо видел их приходивших в город и причащающихся Тела и Крови Христовых и сияющих, подобно чистому золоту. Всё, что говорю тебе, господин мой, не подумай, что говорю из какого-нибудь тщеславия, но твоя любовь принудила не скрыть от тебя лености моего окаянного жития. Знай же, что и тебя Господь скоро возьмет отсюда: итак, позаботься, сколько есть сил, о душе своей, чтобы иметь возможность без задержки перейти область воздушных духов и избегнуть лютой руки князя тьмы. Знает Господь Бог мой, что и я много печалюсь и имею великий страх, пока не перейду эти страшные места, где все человеческие дела и слова разбираются подробно. Потому-то и молю тебя, чадо и брат мой Иоанн, всячески старайся быть милосерд, ибо в тот грозный час милосердие может помочь нам больше всех других добродетелей, как написано: “Блажен, кто помышляет о бедном! В день бедствия избавит его Господь” (Пс. 40, 2). Соблюдай же и сие: не приступай к божественной службе, имея против кого-либо гнев, да не оскорбят твои грехи пришествие Святого Духа» .

http://pravoslavie.ru/94136.html

Ища правды распятого Христа, блаженные и сами распяли себя и пронесли через свою жизнь поистине великий крест трудов, скорбей и испытаний. Трудно даже представить себе, что претерпела блаженная Ксения за долгие годы страннической бездомной жизни в Петербурге. Лютые и долгие северные морозы, голод, болезни, насмешки, оскорбления, побои… Эту великую чашу страданий она выпила до дна. В Евангелии сказано, что Христос победил мир и что Его верные последователи также побеждают мир. Что означает – победить мир? Для христианина победить мир означает сохранить свою любовь и единение со Христом, пронеся эту любовь через все скорби, страдания и тьму века сего, а нередко и через открытую вражду и злобу, с которыми мир обрушивается на истинных последователей Христовых. Так побеждали мир святые апостолы, с радостью шедшие на смерть за проповедь Евангелия. Так побеждали мир мученики первых веков, на которых мир обрушивался поистине с дьявольской злобой, но эта злоба не смогла угасить пламени их любви ко Христу. Так побеждали мир и Христа ради юродивые, пронесшие свою любовь через великий подвиг скорбей и испытаний. Преподобный Силуан Афонский говорил, что чем больше любовь, тем больше страданий душе. Из этих слов видно, что истинная любовь ко Христу всегда испытывается, и чем больше любовь, тем через большие испытания она проходит. Мы не имеем великих скорбей, потому что мало любим Христа. А тем редким душам, которые способны любить Христа великой любовью, и испытания посылаются великие, однако святые не побеждаются ими: любовь их не угасает, но только ярче разгорается и достигает совершенства. Эти души могут сказать вместе с апостолом Павлом: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?.. все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас… ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем». Итак, вот что означает по-христиански победить мир…

http://azbyka.ru/propovedi/v-nachale-byl...

Например, преподобный Феодосий Печерский ушел в монастырь вопреки запрету своей матери; а Иоанн Златоуст по просьбе матери сделал это только после её кончины. Закон повелевает мужу не оставлять жены, а преподобный Алексий Божий человек сразу после свадьбы тайно ушёл и от молодой жены, и вообще из дома. Епископу предписывается не оставлять своей паствы, а святой Павлин Ноланский надолго бросил всех вверенных ему Богом людей и продал себя в рабство, чтобы освободить всего лишь одного человека. Апостол Павел писал: «Не подавайте соблазна ни иудеям, ни еллинам, ни церкви Божией» ( 1Кор. 11:32 ), – а преподобный Симеон Столпник так перетягивал верёвкой своё тело, что оно начало гнить, и такой распространяло смрад, что его даже изгнали из монастыря. А сколько мы знаем примеров, как Христа ради юродивые своим поведением побуждали людей и к осуждению, и к осмеянию, и к поношению себя. А иные тайные великие постники даже при людях ели мясо в пост, чтобы лишить себя человеческой славы. Один принимает смерть, чтобы не отречься от Христа, а другой говорит: «Я желал бы сам быть отлучённым от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» ( Рим 9:3 ) … Кто им всем судья, кроме Господа, Который Один только видит их сердца и которого они возлюбили всею душею своею и всем помышлением своим?.. Всегда поступающий по любви – всегда идёт среди мира как по острию меча и свидетельствует о себе: «Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаленных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем. Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей». И как в человеке зарождается любовь? Апостол пишет, что у иных «бог века сего», то есть диавол, «ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа; а иным «Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил… сердца… познанием славы Божией в лице Иисуса Христа». Но не с Бога надо спрашивать, почему одним Он попустил быть ослеплёнными, а другим повелел прозреть; Бог каждому говорит: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим», – а также: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Господь обращается к каждому, потому что каждый наделён свободой и, с Божией помощью, может всё. И не почему-либо, а только по своей свободной воле один даёт себя ослепить, а другой тянется к прозрению и свету.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Чем больше он раздавал, тем больших дарований от Господа сподоблялся. Как никто другой почувствовал он, что значит блаженнее давать, нежели принимать; это блаженство — его блаженство.    Благодать в нем не была напрасной. Ею облагодатствовал он всю свою волю, весь свой ум, все свои мысли, все свои дела, и явил себя рабом Божиим: в терпении многом, в напастях, в бедах, в теснотах, в трудах, во бдении, в посте, в чистоте, в мужестве, в доброте, в Духе Святом, в любви неизмерной; явил себя нищим, но многих обогащающим, ничего не имеющим, но всем обладающим.    Молитвою и постом наш смиренный отец Сретен пробудил себя ко всему, что Христово. Тогда как в духе времени все ищут своего, он непрестанно искал того, что Христово. Он воистину был бессребреником нашего времени. За его бессребреничеством скрывается несказанная красота его христолюбивой души. Из одного подвига он входил в другой. Молитвою и бдением непрестанно возгревал он дар Божий, бывший в нем. Корабль души своей он управил в «необуреваемое пристанище» воли Христовой: все сносил, всему веровал, на все надеялся, все претерпевал как волю Божию. За все благодарил.    Радостно расточил он себя в подвигах: и тело, и душу свою предал в жертву живую, святую, благоугодную Богу; это было его духовным богоносничеством. И в теле своем, и в душе он прославил Бога. Никогда не рабствовал он ни вещам, ни людям, но всегда был рабом Христовым. Он жил и умирал не для себя, а для Господа Иисуса Христа. Как благоухающая свеча, дух и тело его горели любовью к Господу. Не себе он угождал, а Господу, и через Господа — ближним. Сам он не был своим, принадлежал не себе, а Господу Иисусу; проповедовал не себя, а Христа Господа; ничего не знал, кроме Господа Иисуса Христа, и причем распятого. Никогда не уставал он в деле Христовом; много мог в Господе Иисусе Христе, Который исполнял его силой в бренном и болезненном теле так подвижнически служить Господу.    Как Христа ради юродивый, он прямо шел ко Господу Иисусу Христу, не вступая в компромиссы с духом мира сего, который «лежит во зле».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3463...

«И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь» (ст. 50–53). Вы знаете, что на иконах Вознесения Господь Иисус Христос изображается с поднятыми вверх руками. Это, собственно, и есть благословение — еще с ветхозаветных времен благословляли, воздевая руки вверх. И в то время, когда Спаситель воздел руки, благословляя учеников, Божественная сила непостижимым для человеческого ума образом стала возносить Его пречистую плоть на небеса. Под небесами нужно понимать не какое-то пространство в атмосфере земли, хотя можно сказать, что духовные небеса находятся вверху. Однако не только вверху, но еще и, если можно так выразиться, в другом измерении (не хочется употреблять это слово, затертое людьми и учеными, и неучеными). Я имею в виду пространство, которое не доступно для телесных чувств, но духовные чувства человека действием Святого Духа проникают туда. Некоторые подвижники Божественной благодатью, которая сообщается Духом Святым, возносились умом на небеса, а некоторые до того просвещались ее действием, до того возвышались не только над всем временным и земным, но и над мысленным и даже вечным, что умом своим созерцали Господа Иисуса Христа, а иные даже видели Его во плоти. Например, Андрей, Христа ради юродивый, увидел Господа, Который восседал на престоле. Господь сказал ему несколько слов, исполнивших блаженного Андрея неизъяснимой благодати. Поэтому не нужно думать, что небеса — это некая совершенно непостижимая реальность. Она непостижима для нас потому, что мы сами малодуховны и приземлены, а не потому, что она недоступна для нас в принципе. Духовная реальность действительно сокрыта от наших телесных чувств, но когда мы подвизаемся, понуждая себя к угождению Богу, в особенности к молитве, то становимся способны духом созерцать Господа Иисуса Христа и видеть Его в своей душе и во всем мире, потому что телом Он пребывает на небесах, а Своим Божеством наполняет, а вернее содержит, всю вселенную.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Не будем скорбеть об этом, порадуемся, что наши православные народы столько пострадали за Господа и Спасителя нашего, будем считать это особой привилегией и наградой, по слову апостола: « «потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него но и страдать за Него»( Филип 1,29 ). Страдание за Христа это дар и награда, а не унижение и урон. Смотрите, никто не восстает против иных религий и на их основателей. Дьяволу не нужна помощь людей, он сам справляется в борьбе с ними. Поэтому антихристы наших дней молча проходят мимо других верований, созданных не Богом, а людьми, и направляют свои стрелы только на Церковь Христову, котороя есть «столп и утверждение истины». Борьбой против Христа невидимо руководит сам дьявол , дрожа от страха и понимая, что только Христос может победить его и низвергнуть в геенну огненную. Так не бойтесь за Того, Который никого не боится, и за Церковь Его не бойтесь, Он изначально уготовил Ей победу над адом. Бойтесь за себя и своих детей, что по нашему невежеству, лени и равнодушию, наши имена будут истерты из Книги живых и мы окажемся среди псов и дев юродивых, среди плевелов, которые бросают в огонь. Всесильный Господь и без нас наполнит Свои небесные обители, не обманется Он в числе спасенных, знает Он Своих и никто из них не погибнет. Так о сонме спасенных свидетельствует великий тайновидец: «После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен и народов и языков стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих» ( Откр 7–9 ). Блаженны те, кто удостоится быть в том народе. Разговор седьмой: – Поговорим еще немного, честные братья мои, пока есть еще время поговорить брату с братом и боголюбивому с боголюбивым. Пока не наступило время, когда лишь злодеи в голос говорят, а братья шепчутся. – Все силы, которые ведут схватку за власть над миром, представляют другим в розовом свете свой идеал, Единый Мир, утверждая, что только в нем возможно осуществить всеобщее благополучие. Так они говорят. А чтобы привлечь христиан к своему вымыслу о Едином Мире они ссылаются на слова апостола Иоанна о тысячелетнем царстве Христовом ( Откр.20 )

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Некоторым людям (достигшим высочайшего духовного уровня) еще при жизни на земле был показан рай (небесные обители). Апостол Павел говорит об этом так: «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю – в теле или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которые человеку нельзя пересказать» ( 2Кор. 12:2–4 ); «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» ( 1Кор. 2:9 ) 59 . Преподобный Серафим Саровский , которому неоднократно открывались небесные тайны, поведал о себе следующую историю: «Усладился я словом Господа моего Иисуса Христа: в доме Отца Моего обителей много ( Ин. 14:2 ). И остановился я, убогий, на сих словах, и возжелал видеть оные небесные обители, и молил господа Иисуса Христа, чтобы Он показал мне их, и Господь не лишил меня, убогого, Своей милости. Вот я и был восхищен в эти небесные обители, – только не знаю, с телом, или кроме тела, Бог весть, это непостижимо. А о той радости и сладости небесной, которую я там вкушал – сказать тебе невозможно» (47: 53). Приведем еще рассказ блаженного Андрея: «Блаженный Андрей, Христа ради юродивый, в течении двух недель пребывал в созерцании невидимого мира. Об этом он поведал иерею Никифору: “Я увидел себя в раю прекрасном и удивительнейшем, и, восхищаясь духом, размышлял: что это? Знаю, что живу в Константинополе, как же очутился здесь – понять не могу. Я видел себя обличенным в самое светлое одеяние, как бы исканное из молний; венец был на главе моей, и я был опоясан поясом царским. Радуясь этой красоте, дивясь умом и сердцем несказанному благолепию Божия рая, я ходил по нему и веселился. Там были многие сады с высокими деревьями; они колебались вершинами своими и увеселяли зрение; от ветвей их исходило великое благоухание… Птиц в этих садах было великое множество… и пели прекрасно; от сладкого пения их я не помнил себя… Стояли те прекрасные сады рядами, как бы полк против полка. В то время, как я ходил между ними в веселии сердца, увидел реку великую, текущую посреди них и напояющую. На другом берегу реки был виноградник, которого лозы, украшенные златыми листьями, златовидными гроздьями, широко раскидывались. Дышали там от четырех стран ветры тихие и благоухающие; от их дыхания колебались сады…”» (57. См. листок от 15 октября по новому стилю).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

10–13; 30, 31]. [Гл. III:] Действительно, так как между вами есть соревнования и недоразумения, то не плотские ли вы, и не ходите ли вы по человеческому. Ведь когда кто-нибудь говорит; «Я Павлов», а другой: «А я – Аполлосов», то разве вы не люди?.. Не знаете ли вы, что вы – храм Божий, и дух Божий живет в вас. Но если кто осквернит храм Божий, того погубит Бог; ибо храм Божий свят, и этот храм – вы. Пусть никто не обольщает себя. Если кому-либо между вами кажется, что он мудр в этом веке, тот да будет юродивым, чтобы быть мудрым, ибо мудрость этого мира есть юродство пред Богом [ст. 3, 4; 16–19]. [Гл. IV:] Итак, не судите прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое мраком и объявит советы сердца, и тогда каждому от Бога будет похвала. А это, братие, я изобразил относительно себя и Аполлоса ради вас, чтобы вы научились в нас, не надмеваться каждому [из вас] пред другим более, чем написано. В самом деле, что отмечает тебя? Что есть у тебя такое, чего бы ты не получил? А если ты получил, то чего же ты хвалишься, как будто не получал?... Ведь до настоящего часа мы терпим и голод, и жажду, и наготу, и переносим удары, и не имеем постоянного местопребывания, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, а мы благословляем, гонят нас, а мы терпим, хулят нас, а мы молим. Мы сделались, как отбросы этого мира, до настоящего времени как бы нечистота для всех. Я пишу это не для того, чтобы приводить вас в смущение, а наставляю вас, как возлюбленнейших моих сынов [ст. 5–7; 11–14]. [Гл. V:] Несомненно слышно о блудодеянии между вами, и таком блудодеянии, какого нет даже и между язычниками, именно так (ut ita), что некто [вместо жены] имеет жену отца своего. А вы гордитесь, а не выразили скорее горя, чтобы из вашей среды был удален делающий такое дело. Я же удаленный телесно, но присутствующий [среди вас] духом, как бы находящийся на лице рассудил, чтобы сделавшего такое дело в собрании вашем вместе с моим духом силою Господа Иисуса Христа предать такового сатане в погубление плоти, чтобы дух [его] спасся в день Господа Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010