Такова лютая участь трешников! Праведные же услышат на страшном суде глас Господа своего: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» ( Мф.25:34 ), «тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» ( Мф.13:43 ). Они всегда будут с Господом и в этом сопребывании с ним обрящут полное удовлетворение для своего ума, воли и сердца. Блаженному состоянию праведников по душе будет соответствовать и состояние по телу – изъятие от всех нужд жизни настоящей. Ибо не будут алкать или жаждать, не будет палить их солнце или томить зной; отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже, ни плача, ни вопля, ни болезни ( Откр.7:16 ). Апостол Павел еще при жизни в нашем мире был восхищен до третьего неба и слышал там неизреченные слова, которых нельзя пересказать человеку. Природа рая, благолепие небес, изобилие там благодатного блаженства так превышают все изящное и приятное, земное, что святой апостол, для изображения виденного им в священном исступлении, употребил следующие выражения: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» ( 1Кор.2:9–10 ). Из известных нам видений святых угодников Божиих припоминаем видение святого Андрея, юродивого ради Христа, прибывавшего вышеестественно в течение целых двух недель в созерцании невидимого мира, и поведавшего сотаиннику своему, иерею Никифору, настолько, насколько сам ощутил радость в блаженных обителях, и в доступных нам образах и выражениях. Подобно этому преподобная Феодора поведала о райской обители великого угодника Божия Василия Нового, что она преисполнена была славы, и видела многие сады златолиственные и многоплодные. Святой Феодоре был подробно показан рай Ангелами, ее руководившими. «И видела я, – говорила она, – прекрасные селения и многочисленные обители, уготованные любящим Бога, преисполненные славы и благодати. Водящие меня показывали мне отдельно обители апостольские, отдельно пророческие, отдельно мученические, отдельно обители каждого чина святых. Каждая обитель была красоты неизреченной, в широту и долготу подобная Царьграду, но несравненно красивейшая, со многими пресветлыми нерукотворенными палатами. Всюду в обителях тех слышен был глас радости и веселия духовного и видимы были лики празднующих. Все, увидя меня, радовались о моем спасении, выходили ко мне навстречу, лобызали меня, восхваляя Господа, избавившего меня от сетей вражиих».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/o-zhiz...

Текст жития продолжает повествование о том, как Василий откликнулся на этот призыв Христа: «И сего ради Василий распалися душею, конечное приятъ нищелюбие, якоже Иовъ праведный, вдовицам бысть заступникъ, сирымъ отец, нищимъ питатель, обидимым помощникъ, нагимъ одежда, болящимъ поститель; милостивъ бо бяше зло, якоже речеся: яко ни единому же изыти тщу из дому его» (ЖВВ, с. 17). Процитированный текст примечателен тем, что агиограф не только уподобляет Василия-Варлаама ветхозаветному Иову, но и говорит о нём фразами, перекликающимися с описанием добродетелей праведника в Книге Иова: «...я спасал страдальца вопиющего и сироту беспомощного. Благословение погибавшего приходило на меня, и сердцу вдовы доставлял я радость»; «...отцом был я для нищих»; «Отказывал ли я нуждающимся в их просьбе и томил ли глаза вдовы? Один ли я съедал кусок мой, и не ел ли от него и сирота? Ибо он с детства рос со мною, как с отцом, и от чрева матери моей я руководил вдову»; «Странник не ночевал на улице, двери мои я отворял прохожему»; «Если я видел кого погибавшим без одежды и бедного без покрова, и не благословляли ли меня чресла его, и не был ли он согрет шерстью овец моих?» 517 Заметим, что в тексте Жития имя Иова сопровождается эпитетом «праведный». Образ Иова в агиографии неоднозначен. Так, в Похвале ростовскому юродивому Исидору Твердислову, завершающей его Житие, этот святой тоже уподоблен Иову, но в другом качестве. Здесь восхваляется добровольное терпение Исидором скорбей: мороза, зноя, поношения от людей. В этом случае агиограф напоминает о терпении безвинных страданий Иовом и употребляет при его имени другой эпитет – «многострастный», то есть много пострадавший, многострадальный: «Радуйся, иже и многострастному Иову уподобивыися терьпениемь» 518 . В Житии Варлаама Важского сравнение с Иовом основано на иных качествах – милосердии и нищелюбии. Мне представляется, что этот нюанс в использовании эпитетов объясняется разницей в том, что О.В. Панченко называет «признаком, по которому произведено уподобление агиотипу или библейскому „образцу“» 519 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Толкование Евангелия на каждый день года. Неделя о мытаре и фарисее Лк., 89 зач., 18, 10–14 Сказал Господь такую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится. Два человека вошли в храм помолиться. Один фарисей, а другой мытарь. Два человека, два грешника с одной только разницей, что фарисей не видел себя грешником, а мытарь глубоко сознавал и переживал это. Фарисей стал на видном месте, посередине храма или перед самым алтарем, он – достойная личность в обществе и в Церкви, а мытарь, не смея пройти вперед, стал у самого порога, как сказано в Евангелии, вдали. Гордость фарисея и уверенность его в собственной праведности были таковы, что он искал первого места не только в глазах людей, но и перед Богом, и занимал лучшее место не только за обедами и собраниями, но и за молитвой. Одного этого достаточно, чтобы понять, какой страшной неправедностью поражен фарисей и как ослепил его грех. Грех ослепляет. «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1 Ин. 1, 8). Предел нечестия заключается в том, что мы, будучи лживыми, как свидетельствует слово Божие, считаем себя праведными, а «Пришедшего в мир грешныя спасти» представляем лживым (Сравн.1 Ин. 5, 10). Обратим внимание на то, что о фарисее сказано: он молился сам в себе: «Боже, благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди». Святитель Феофан Затворник говорит, что наружно в Церкви все молятся истинными словами, теми, которые поются и читаются за богослужением, и все эти слова исполнены покаяния. Но Богу важнее, как молится каждый из нас сам в себе. Бог слушает более внимательно то, что сердце говорит, а не уста, то, что человек думает и чувствует во время молитвы. Язык может обманывать, но сердце не обманывает, оно показывает человека таким, каков он есть. Блаженный Максим Христа ради юродивый говорит: «Знай, что ни Бог не может тебя обмануть, ни ты Его». «Всяк крестится, да не всяк молится». Фарисей тот, кто «бородой Авраам, а делами – Хам».

http://pravoslavie.ru/4009.html

(Цит. по: Журнал Московской Патриархии. 1970. С. 30–31.) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возвышенны все песнопения наших церковных служб, ибо в них мы призываем Бога, просим, благодарим и славословим Его. Но наиболее глубоко проникают в сердца молящихся песнопения Великого поста, в которых выражены воздыхания и вопли души, осознавшей всю тяжесть содеянных грехов, скорбящей об утрате чистоты и райского блаженства. Великопостные песнопения вызывают раскаяние в грехах, воодушевляют верующего на подвиги поста, к умерщвлению страстей и очищению сердца. Особенно благотворное воздействие на душу оказывают песнопения Страстной седмицы. «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь; просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя», – молится христианское сердце Богу, милующему грешников. Вникнем в смысл этих слов. Чертог Спасов – место особенного присутствия Вездесущего Бога. Бог всюду: на небе и на земле, на всяком месте владычества Своего, но Чертог Спасов есть Небо, где Бог во свете живет неприступнем ( 1Тим. 6, 16 ), восседая на Престоле Славы Своей в окружении множества воинств Небесных ( Дан. 7, 10 ; Апок. 5, 11 ). Из Чертога Небесного сошел на землю Христос, туда же восшел по Воскресении Своем и воссел одесную Бога, и оттуда Он вновь придет во Славе Своей судить живых и мертвых. В Чертоге Спасове пребывают с Господом во Свете и Славе Его, сияют яко солнце ( Мф. 13, 43 ), все праведники. Некоторые из них еще во время своей земной жизни удостаивались видения чудного Чертога Божия. Апостол Павел «был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» ( 2Кор. 12, 4 ). Святой Андрей, Христа ради юродивый, удостоился однажды такого видения. Прекрасный юноша, сшедший с горных обителей, держал в руке три венца. Святой Андрей, подойдя к юноше, спросил: «Продаешь ли венцы эти? Сам я хотя и не могу купить, но я пойду и скажу господину моему, и он даст тебе за них столько золота, сколько хочешь». На это юноша отвечал: «Поверь мне, что если бы ты принес золото всего мира, то и тогда я не отдал бы ни тебе, ни другому кому ни одного венца, ибо они не от мира сего суетного, но из сокровищ Небесных.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/i...

Такой стала и наша святая, приняв на себя образ юродства Христа ради. Часть первая. Наша Ксеньюшка Христа ради юродивые В полном богословском православном словаре о юродивых написано следующее: «Юродивые — подвижники Православной Церкви, принимавшие на себя один из подвигов христианского благочестия — Христа ради юродство. Они добровольно отказывались не только от всех благ и удобств земной жизни, но и от всех преимуществ общественной жизни. Юродивые не признавали никаких общепринятых правил поведения, не считались ни с какими общественными подразделениями; поэтому-то они обличали сильных мира сего, не стесняясь говорить им часто горькую правду; вращались среди подонков общества, чтобы своими примером и наставлением содействовать исправлению хотя бы некоторых погибающих; часто вели себя так, что их считали безумными; одним словом — старались совершенно освободиться от влияния современного общества». Кэтому исчерпывающему энциклопедическому определению хочется добавить ответ на вопрос: что заставляло человека разумного, а часто и весьма образованного и богатого, притворяться умалишенным и вызывать у людей отвращение, даже издевательства над собой? Таким поведением подвижники пытались вырвать с корнем самую основу человеческой греховности — гордыню. «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». Это присловье — итог православного духовного опыта. Подвижники чутко воспринимают в своей душе малейшее движение горделивого помысла, и потому их главная внутренняя борьба — борьба за смирение. Самому же себя смирять крайне трудно и даже невозможно, смиряют нас люди, обстоятельства, скорби. И вот юродивые всю свою жизнь превращают в сплошную скорбь; ведут себя так, чтобы люди их смиряли — смеялись над ними, издевались, мучили, иногда даже идо смерти. «Нормальному», обычному человеку не понять такого образа жизни, потому что саможаление — это состояние нашей души. Кроме того, это, выражаясь высокопарно, — «идеология цивилизации»: «Наслаждайся, развлекайся, отдыхай!» Но только потому, что есть еще на свете люди, которые не ласкают, а «озлобляют себя»; люди, которые стяжали чистое сердце и им зрят Бога, — мир еще стоит, не сгорел в огне вечного осуждения. Эти люди — юродивые Христа ради, блаженные — молятся за весь мир. И по всей земле они напоминают любителям «благ цивилизации» об их относительности, тленности и о том, что существует другое измерение жизни, о том, что этой земной жизнью не исчерпывается назначение человека. Напоминают о том, что за все придется держать ответ.

http://azbyka.ru/fiction/blazhennaya-kse...

Автор жития юродивого показывает тайну, загадку и сам не знает ответа на неё. Он не предлагает читателю повторить подвиг юродства, потому что это невозможно. Пример юродивого не действует на читателя напрямую. Фигура юродивого привлекает внимание читателей именно своей парадоксальностью, радикальностью, невозможностью, запредельностью. Автор жития юродивого не понимает – что делает юродивый, почему, зачем. Читатель тоже не понимает, но его что-то затрагивает, задевает, цепляет. Читатель что-то ощущает, чувствует некий резонанс, соответствие, совпадение, согласие. Традиционная, «нормативная» святость – это благочестие, милосердие, молитва . В праведности и нравоучении всегда есть очевидность, прозрачность, логичность. Житие святого описывает то, что является примером для всех, предлагает путь христианской жизни. Святой, привычный для культуры и Церкви, ориентирован на Божественную реальность, приближается к ней постепенно, шаг за шагом. Юродивый предстаёт так, как будто он уже имеет благодать Божию и находится в состоянии совершенства. «К юродству приступают лишь в состоянии абсолютного совершенства» 142 . Юродство – это ненормативная святость, не в смысле – неправильная, а в значении – непостижимая и недоступная. Житие юродивого – это «апология парадоксальной святости» 143 . Если предположить, что юродство является культурным феноменом, социальной функцией, то необходимо ответить на вопрос: кто интересант юродства, кому и зачем это нужно, кому выгодно? Следует выяснить – кто является автором легенды, творцом юродской парадигмы, и каковы его мотивы и цели? Может быть, это интеллектуалы, гуманисты, представители византийского возрождения? Нет. Для них юродство – это некая архаика, примитивная народная религиозность. Люди науки и искусства могут воспринять и даже воспроизводить внешние формы поведения юродивого, но они очень далеки от смысла настоящего юродства. Для них юродивый Христа ради – просто фольклорный персонаж, не имеющий никакого культурного и духовного значения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В результате проведенного исследования выявлены следующие характерные черты женского юродства: • Святые подвижницы, как правило, особым образом были призваны Господом к труднейшему подвигу юродства Христа ради. Это призвание нередко проявлялось уже в детстве будущей подвижницы и бросалось в глаза окружающим. В зрелом возрасте подвижница, как правило, получала благословение на подвиг юродства от своего духовника или старца. Поводом к всецелому покаянию и принятию креста юродства иногда служили тяжелые жизненные обстоятельства. • Святые Христа ради юродивые жены отличались своим внешним видом, что, как правило, находит отражение в иконописном изображении святой. Отличались они и своим речевым поведением. Речь святых подвижниц, обращенная к внешнему адресату, как правило, носила иносказательный характер. Целью такого якобы «бессмысленного» говорения всегда являлось либо прикрытое пророчество-предупреждение, либо вразумление и обличение, либо утешение. «Дурили» святые юродивые в дневное время суток, по ночам же пребывали в беспрерывной молитве. • Святые жёны, юродивые Христа ради, вели аскетический образ жизни: творили Иисусову молитву, соблюдали строгий пост, спали мало и в неудобной позе, терпели поношения, побои от людей с целью борьбы со своей гордостью и самомнением, которые не перестают преследовать подвижника даже до смерти. • Все святые юродивые Христа ради подвижницы были наделены богатыми дарами от Господа – даром пророчества, даром исцеления, даром чудотворения. При любой возможности святые юродивые жёны творили милостыню, стараясь делать это тайно. Наше исследование показало, что основные черты протекания подвига юродства Христа ради у святых жён и мужей совпадают. Имеющиеся различия касаются внешней стороны протекания подвига. В жизнеописаниях святых юродивых жён практически не встречается случаев хождения в голом виде в общественных местах, тогда как в жизнеописаниях святых юродивых мужей хождение в нагом виде в общественных местах – обычное явление. Вторая отличительная особенность связана с проявлениями буйства: в жизнеописаниях святых юродивых жён факты буйства являются исключительными случаями и свойственны лишь отдельным подвижницам. В мужском юродстве буйство является едва ли не важнейшей чертой подвига. Однако в жизнеописаниях отдельных подвижниц можно наблюдать настоящее буйство, «ругание миру».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Почему нельзя сказать, что князь Мышкин был юродивый? Во-первых, потому, что он был больным, эпилептиком. Во-вторых, он не брал на себя юродства сознательно, он просто был таким сам по себе: глубоко верующим, интуитивно развитым. Но это не было несением креста – юродства. Очень трудно выстроить схему: вот юродивый, вот кликуша, вот странненький. Подлинные юродивые – это люди духовные. О духовном могут судить только духовные. Мы не можем проникнуть в тайну их внутреннего мира, мы можем иметь только какие-то ориентиры, которые показывают, что это – истина или подделка. Господь открывает, когда надо, и святость, и лжесвятость, и последние бывают посрамлены. И наоборот: не может укрыться свет, истинная благодать Божия. Например, Ксения Петербургская (из жития которой известно, что она проходила медицинское освидетельствование и была признана психически абсолютно здоровой) была и при жизни почитаема людьми, пусть не сразу, но даже простые люди заметили, что она – человек святой. Любящий, смиренный, служащий Богу и людям, обладающий благодатной силой, чудотворной молитвой. Таковы и все юродивые. 60е Правило  Трулльского Собора (692 г.) запрещает притворное беснование: “Всячески (следует) наказывать тех, кто притворяется бесноватым и нарочно подражает ему в испорченности нравов. Пусть они будут подвергнуты тем же строгостям и тяготам, как если бы бесновались по-настоящему.” Цитаты о юродстве «[Христа ради юродивые] показывают, что христианство не сводимо к внешним нормам нравственности. Очень часто они делают такие вещи, которые кажутся нам выходящими за рамки приличия, и за рамки нравственности. Василий Блаженный голый ходит по Москве, садится на паперть и по пятницам кушает мясо. Но, тем не менее, мы видим, что он делает это не случайно, а руководим Духом Божиим. Почему он это делает? Потому что он хочет показать нам одну простую вещь, что суть христианства в любви между Богом и человеком. Не просто в наборе правил, к которым многие пытаются свести христианство. Очень часто людям хочется, чтобы им дали свод правил, который бы они выполнили, и Бог от них бы отстал. А юродивый говорит, что не выйдет. Бог не отстанет и христианство к своду правил не сведешь. Христа ради юродивые говорят, что есть путь, который ведет дальше закона, путь, которым должен ходить каждый человек – путь прямого личного общения с Богом. И пока человек все делает по правилам, он от этого личного пути богообщения будет далек. Это очень важно помнить и именно поэтому Господь давал Христа ради юродивым великие дары: чудотворения и исцеления. Сколько помощи оказывали Ксения блаженная, блаженная Матрона. Хотя жизнь их не вписывалась в обычные рамки, именно по той причине, что они любили Бога. Эта любовь действительно становилась сердцевиной их жизни».

http://azbyka.ru/yurodstvo

Н. был опытным распевщиком. В этом убеждает содержание крюковой части его рукописи, где записаны отдельные песнопения из богослужения литургии, утрени и др. служб суточного и годового круга. Большое число нотированных Н. фрагментов имеет на полях более пространный вариант; при этом киноварные крюки на полях дают не только др. варианты распева, но порой и справу (т. е. безвариантную замену одной нотации на другую); имеются также технические указания распевщика типа «выдержи» над знаком «змеицы» в песнопении «Свете тихий». В основном корпусе текста автор часто приводит др. муз. вариант и делает это в строке, повторяя слова стихиры, но пишет над ними совершенно др. нотацию. Отдельные песнопения он переписывает целиком дважды ради др. распева, предпосылая новому варианту определение «Инъ переводъ». Следов., Н. знал множество муз. вариантов одного и того же песнопения и творил музыку в процессе ее записи. Муз. творчеством Н. занимался до конца жизни: в марте 1662 г. он написал 1-й и 2-й покаянные стихи, в 1665/66 г. создал блок нотированных богослужебных песнопений и в апр. 1667 г., за месяц с небольшим до смерти, приписал уже нетвердой рукой к ранее написанным стихам последний покаянный стих. Эпистолярные и гимнографические сочинения Н. являются достоверным личным свидетельством о внутреннем мире человека, подвизавшегося ради Христа в юродстве. Ист.: Понырко Н. В. Письма юродивого XVII в. [публ. текста]// Лихачёв Д. С., Панченко А. М. Смеховой мир Др. Руси. Л., 1976. С. 195-199; она же. Письма юродивого XVII в. [публ. текста]// Лихачёв Д. С., Панченко А. М., Понырко Н. В. Смех в Др. Руси. Л., 1984. С. 205-213; она же. Стихи покаянные Галицкого юродивого XVII в. Стефана//ТОДРЛ. 2004. Т. 56. С. 596-600; Сочинения галицкого юродивого Стефана/Подгот. текста, коммент.: Н. В. Понырко//БЛДР. 2013. Т. 17. С. 411-426; Повесть о житии юродивого Андрея Тотемского//Памятники письменности в музеях Вологодской обл.: Кат.-путев. Вологда, 1989. Ч. 1. Вып. 3: Рукоп. книги XIX-XX вв. Вологодского обл. музея. Прил. 2. С. 268-269.

http://pravenc.ru/text/2565176.html

Андрей Христа ради юродивый: увидеть и рассказать Нужно было Церкви выбрать какой-то единичный случай, который бы стал символом всех вообще чудес, совершенных ради нашего блага Богородицей. Этот случай есть… 14 октября, 2013 Нужно было Церкви выбрать какой-то единичный случай, который бы стал символом всех вообще чудес, совершенных ради нашего блага Богородицей. Этот случай есть… Все, что мы знаем, знает кто-то еще. Причем знает лучше нас. Тайны, которые нам открыты, открыты через кого-то. О том, что Матерь Божия молится о всем мире и наипаче о тех, кто любит Ее Сына, знают многие. Это молитвенное ходатайство и сострадательное вмешательство в судьбы мира называется Покровом. Мы отводим ему отдельный праздник, хотя Покров совершается и происходит, а значит и достоин празднования, ежедневно. Нужно было Церкви выбрать какой-то единичный случай, который бы стал символом всех вообще чудес, совершенных ради нашего блага Богородицей. Этот случай есть, и связан он с человеком, которому открыто больше и который видит глубже. Без разговора о нем невозможно говорить о происхождении праздника. Звать его Андрей. Андрей Христа ради юродивый. «Сумасшедший» – так переводится слово «юродивый». Внешний вид, поведение и отношение к таким со стороны общества были соответственными, поскольку важнейшая добавка – «ради Христа» – не произносилась вслух и на бейджике к одежде не прикреплялась. Сумасшедший он и есть сумасшедший, и слюна течет по бороде, и взгляд безумный, и речи странные. От таких людей стараются держаться поодаль, в случае буйства их принудительно лечат. Внешне Андрей был именно таким, но за фасадом добровольного безумия совершал умный и непрестанный труд – молитву. Сложен разговор о святых. Всегда есть угроза взять высокую ноту и сорваться на фальцет. Сидеть в грязи и хвалить орла – разве это подвиг? Да и говорить можно лишь в том случае, если что-то понимаешь. А понять обычному грешнику святых так же тяжело, как тяжело рыбе понять птицу. Уж больно они разные, хоть и сотворены в один день (См. Быт. 1:20).

http://pravmir.ru/andrej-xrista-radi-yur...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010