Эта Церковь в разных странах и в разные исторические периоды своего земного существования испытывает то спокойствие и процветание, то гонения и умаление. В периоды испытаний, люди, дорожащие Церковью, начинают бояться за ее судьбу и спрашивают: не пришел ли конец ее существованию и не подошел ли мир вплотную к своим последним дням? В эти трудные времена для Церкви утешительно поднять свой духовный взор ввысь к нашему Небесному Отцу с молитвой: «Отче наш, Иже еси на небесех». В этом молитвенном взлете мы входим в таинственное общение со всемогущим Богом и духовным миром, и нашему взору открывается более полное бытие нашей Церкви в ее надмирной славе. Тогда мы начинаем ясно понимать и чувствовать, что духовное общество, к которому мы принадлежим, на самом деле гораздо больше и сильнее , чем нам раньше казалось. В это общество входят: пречистая Дева Мария, апостолы, пророки, мученики, преподобные, Христа-ради юродивые, святители, неисчислимый сонм праведников от всех племен и народов, и, наконец, безбрежный, как океан, ангельский мир, слава и величие которого превышает всякое разумение. И во главе всего этого грандиозного множества находится Начальник нашего спасения, победитель дьявола и смерти – Господь наш Иисус Христос! Таким напоминанием подлинной славы небесно-земной Церкви утешал святой апостол Павел своих соотечественников, евреев-христиан, терпящих волну гонений со стороны неверующих евреев: «Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцов, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета, Иисусу» ( Евр 12:22–24 ). А в другом месте, уподобляя Церковь великому зданию, апостол ободряет верующих такими словами: «Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, будучи утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе» ( Еф 2:19–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Это Он облекает в одежду духовной красоты святых угодников. Неслыханные добродетели, невиданная раньше духовная красота засияла в сердцах тысяч, многих тысяч истинных последователей Господа Иисуса Христа, составляющих ныне сонм святых, пребывающих в Небесной Церкви, окружающих Престол Божий и вечно славящих Господа. Бесчисленные тысячи мучеников, преподобных, блаженных, Христа ради юродивых, всяких подвижников украшают наше церковное небо, достигнув этой славы силою и действием Святаго Духа. Еще большие тысячи непрославленных и даже неизвестных нам по именам рабов Божиих совершали и совершают свой подвиг спасения, и имена их ведомы одному Господу. Они умеют молиться, беречь в чистоте душу, богатеть любовью и смирением, спасать себя для вечности. Это Господь, неизменно с нами пребывающий, помогает, поддерживает и укрепляет всех, кто ищет своего вечного спасения и боится погубить свою бессмертную душу. “С нами Бог!” так мы говорим, так мы знаем, так мы веруем. А мы с вами, дорогие, в Нем ли? Он с нами, а пребываем ли мы в Нем? Открываем ли мы свое сердце навстречу Ему, живет ли Он в нашем сердце? Пребывать в Господе или не пребывать — от этого зависят наше спасение вечное и наша гибель вечная. Он обещает быть с нами, но ждет от нас, чтобы и мы были в Нем: “Пребудьте во Мне, и Я в вас” ( Ин.15:4 ). Вы знаете, что говорит Господь со страниц святого Евангелия. Он сравнивает Себя с виноградной лозой, а нас называет ветвями этой лозы. Он говорит: “Я есмь Лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего” ( Ин.15:5 ). Он велит нам быть ветвями на той Живоносной Лозе, которая питает нас, дает жизнь каждому листочку. Велит нам беречь это таинственное единение с Ним, чтобы нам не оторваться и не отломиться от Живоносной Лозы. Того, кто в Нем не пребывает, Спаситель сравнивает с засохшей ветвью; такие ветви собирают и в огне сжигают ( Ин.15:6 ). Какие радости, какое счастье обещает Господь тому, кто живет с Ним и в ком Он живет! Он сказал: “Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам” ( Ин.15:7 ). Если мы, верующие в Него, живем с Ним и в Нем, так близки к Богу своим сердцем, то мы можем говорить с Ним так, как говорим с матерью или отцом, и смеем просить Его обо всем, в чем нуждается наше сердце. Во имя Его Отеческой любви к нам этот покров Божий и помощь Божия всегда подаются, по слову Божию, тому, кто в Боге пребывает.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-na-...

Юродство как вид аскетического подвижничества возникло в среде восточного монашества около V в. К VI–VII вв. оно оформилось как особый вид подвига, особый путь к святости. Первые упоминания о юродстве находим у прп. Ефрема Сирина , посещавшего пустыни Египта в 371 г. 851 , и в «Лавсаике» епископа Елеонопольского Палладия (420 г., главы «О юродивой девственнице» и «О Питириме»). Епископ Палладий рассказывает о монахине одного из египетских монастырей Исидоре , которая делала вид, что она безумна и одержима бесами. Она жила обособленно, выполняла всю грязную работу, монахини всячески оскорбляли ее, и лишь позднее обнаружилась ее святость. Евагрий (†600 г.) рассказывает в своей «Церковной истории» об аскетах, которые питались травами и растениями. Эти подвижники вернулись из пустыни в мир и там продолжали аскетический подвиг – ходили в одних набедренных повязках, постились и притворялись безумными. Их поведение было исполнено соблазна. Это демонстрировало то совершенное бесстрастие, ту неподверженность соблазнам, которых они достигли своим аскетическим подвигом. Из этой среды, согласно упоминавшемуся выше житию, написанному Леонтием Неаполитанским (середина VII в.), выходит Симеон , юродивый из Эмесы в Сирии, который, прикрываясь безумием, обличал грешников, творил чудеса. После его кончины жители Эмесы убедились в его святости 852 . В подвиге юродства видят высшее осуществление того противопоставления мудрости века сего и веры во Христа, о котором говорил апостол Павел: «Никто не обольщай самого себя: если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным (слав.: буй да бывает), чтобы быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие (слав.: буйство) пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их» ( 1Кор.3:18–19 ). «Мы безумны Христа ради»( 1Кор.4:10 ). Святитель Феофан Затворник так объясняет эти слова: «Мудрец, имея свое мировоззрение, ставит себя в этом мире на высоту и в устроении своей участи, своего бьгга, в ведении своих дел руководствуется только своими собственными соображениями, не сознавая нисколько нужды в высшей помощи... Несмотря на то, что житейская его мудрость и сумма познаний очень ограничены, он всегда высоко ставит себя по мудрости и находится потому в прелести, так как считает себя имеющим то, чего нет. Разсеявая эту прелесть, Апостол и говорит: всякий такой «буй да бывает», т.е. прежде всего пусть познает сам себя, что не имеет никакой мудрости, потом и самую мнимую мудрость пусть признает не мудростию, а пустым призраком мудрости, затем пусть примет учение и образ жизни такие, которые и сам он прежде считал буйством» 853 . Этим буйством, безумием для мира является, по толкованию блж. Феодорита, тайна Креста. Мудрости человеческой казалось, что Крест – свидетельство немощи, и веровать в него – неразумие, а на самом деле было совсем по-другому: верующие в него исполнялись силою и премудростию 854 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1426.  Сеется тело душевное, восстает тело духовное (1 Кор. 15. 44). 1427.  Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его (Евр. 4. 12–13). Collatio VII, caput XIII. 1428. См. Слово о смерти. 1429. Не лишним будет упомянуть здесь, что люди, лишившиеся рук и ног, вполне ощущают присутствие этих членов при теле и способность действовать ими. Такое практическое познание дает ясный намек о существе души, согласно тому, как изображают его святые Отцы. 1430. Откр. 6. 11; 7. 9. 1431. Беседа 16, гл. 8. 1432. Ангелы, которых существо однородно с существом души человеческой, являлись святым Божиим облаченные в белые или светлые одежды (Мф. 28. 3; Лк. 24. 4, Ин. 20. 12, Деян. 1. 10). Святой Андрей, Христа ради юродивый, будучи восхищен в рай, видел себя в одежде, сотканной из молний. И проч. 1433.  …плоти и костей не имеет (Лк. 24. 39). 1434. В московском издании бесед преподобного Макария Великого 1820 года к 9-й главе 4-й беседы приложено примечание, в котором сказано, что некоторые из древних церковных учителей, как то: Ориген, Тертуллиан, преподобный Кассиан, преподобный Макарий Египетский — приписывали Ангелам и душам тончайшие тела, что Иоанн Дамаскин в своем Изложении Православной веры (кн. 2, гл. 3), толкуя сие их мнение, говорит, что они называли их телесными по отношению только к Богу, что прочие учители Церкви, как то: Игнатий, Василий Великий, Григорий Назианзин и Иоанн Златоуст — полагали их «бестелесными и существа ми простыми». Мы сочли нужным дополнить это примечание нижеследующим: святой Иоанн Дамаскин, как в третьей главе 2-й книги, так и во всем Изложении Православной веры, не сделал ни одной ссылки ни на сочинения святого Макария Великого, ни на сочинения преподобного Кассиана Римлянина, а ссылается он наиболее на святого Григория Богослова, потом на святых: Дионисия Ареопагита, Афанасия Великого, Василия Великого, Григория Нисского и других.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

В тот же день преставление блаженного Лаврентия Христа ради юродивого Калужского в 1515 году.  Память 11 августа Житие преподобных отец наших Феодора и Василия, иноков Киево-Печерских «Корень всех зол есть сребролюбие» (1 Тим.6:10), — говорит святой Апостол Павел. Исполнение этого изречения мы видим в настоящем житии преподобных Феодора и Василия: враг и виновник зла возбудил в душе святого Феодора греховные мысли и намерения ничем иным, как сребролюбием; чрез сребролюбие диавол причинил телесные страдания и смерть не только преподобному, но и советнику его, блаженному Василию. Об этих святых отцах повествуется следующее. Преподобный Феодор во время жизни в миру обладал очень большим состоянием. Услышав однажды слова Господа в Евангелии, — «всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (Лк.14:33), он последовал им: оставив мир и раздав свое богатство нищим, преподобный Феодор сделался черноризцем Печерского монастыря, ведя жизнь полную подвигов. По приказанию игумена он поселился в пещере, известной под именем Варяжской, где и прожил много лет, соблюдая строгое воздержание. Во время пребывания преподобного Феодора в этой пещере диавол поселил в нем скорбь и сожаление о розданном нищим имении, приводя ему на ум преклонность лет, слабость здоровья и скудость монастырской пищи. Блаженный Феодор не понял, что подобные мысли есть дьявольское искушение. Забывая слова Господа: «не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их» (Мф.6:25–26), и видя нищету свою, он начал приходить от скорби к отчаянию, с каждым днем всё более пленяясь искушением. Однажды он открыл, ничего не утаивая, свою печаль своим друзьям. Среди черноризцев Печерского монастыря был некто Василий, один из наиболее добродетельных по жизни. Желая извлечь преподобного Феодора из рва отчаяния и утешить его, он сказал ему:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/460/...

Внешние поражения суть наше торжество, и страдания Церкви являются условием ее возрождения и спасения. Бог в потребную минуту придет на помощь, не даст до конца погибнуть. Если Бог медлит Своей помощью – подождем ее! Если ветер усиливается и ночь сгущается, то противопоставим «видению» свою твердую веру; настоящим делам – дела грядущие; вечеру, кончающемуся в слезах, – зарю утешения; несправедливости, гнетущей нас, – восстановление истины, которое будет неизбежно и навечно; царству беззакония, имеющему конец, – Царство Божие, которому не будет конца и в котором Господь отымет всякую слезу от очей наших. Нельзя ожидать на душевной ниве скороспелости семени истины и добра. Всякое семя взращивается в терпении, в борении, в потах, многие дни и годы в великой терпеливости. Так говорит Господь: «В терпении вашем стяжите души ваши» (Лк. 21: 19). «…Царствие Божие благовествуется и всякий усилием входит в него» (Лк. 16: 16). Тогда обетования Спасителя увенчают труды наши еще в этой жизни. «И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле» (Откр. 3: 10). А то, что нынче во всем мире наступила именно такая година, уже ни у кого не вызывает сомнения. Припадем к Спасителю Христу с мольбой и любовью, отрясем узы греха, отбежим соблазнов и обольщений дьявольских. Припадем к Спасителю – именно этим мы сможем противостать дьяволу и убежит от нас. Россия за многие согрешения идет путем огненного и скорбного очистительного испытания, и это чувствует вся страна, вся Церковь, каждый человек. Особенно тяжки скорби тех, кому дал Господь провидеть судьбы народа Божия. Скорбел обо всем мире, о Церкви и ее иерархах, о каждом приходящем к нему человеке преподобный Серафим Саровский. В молитве, на морозе, примерзая к земле, плакали в судьбоносные моменты жизни России воспитанницы преподобного – юродивые Христа ради. Но обещали они сквозь слезы и грядущее за горем облегчение. И вот сейчас, когда мы вновь входим в скорбные годы (хотя Церковь ныне и не притесняется, но она не может не скорбеть вместе со своим народом обо всех его бедах), снова нам явлен и, если можно так сказать, зримо приближен к нам преподобный Серафим… «Радость моя!» – этими словами он встречал каждого приходящего. В наши дни, когда в любом незнакомце люди склонны подозревать врага, соперника, помеху, нам так необходимо вспомнить, что можно и должно иначе относиться к людям.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Вот как он описывает это: я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло ( Откр.21:2–4 ). Святой Андрей, Христа ради юродивый, также был созерцателем невидимого мира. «По воле Божией, – рассказывает он, – я пребывал в сладком сонном видении две недели. Я видел себя в раю весьма красивом и дивном и, восхищаясь духом, размышлял, что это значит. Мне известно, что я живу в Константинополе, но какой силой перенесен сюда, не знаю, да и не понимал – с телом ли я был или без тела. Но видел на себе пресветлую одежду, вытканную как бы из молнии, опоясан был царским поясом, и венец, сплетенный из прекрасных цветов, был на моей голове. Чрезмерно удивляясь этой красоте, я восхищался умом и сердцем от невыразимой благости Божьего рая и, пребывая в нем, исполнялся весельем. Я видел там много садов с высокими деревьями. Они, колеблясь своими ветвями, чрезвычайно услаждали зрение, и великое благоухание разливалось от них. Одни из деревьев непрестанно цвели, а другие были украшены златовидными листьями, иные были усеяны плодами неизреченной красоты. Нельзя уподобить те райские деревья никакому земному дереву, даже самому красивому, ибо их насадила Божья рука, а не человеческая. В этих садах было бесчисленное множество птиц. Одни из них имели золотые крылья, другие подобные снегу – белые, иные были разноцветными. Сидя на ветвях райских деревьев, эти птицы пели прекрасно, и мне казалось, что их голоса были слышны на самой небесной высоте. Когда же с весельем сердца я ходил в этих садах, то видел там большую реку, текущую среди садов и питающую их. По обеим сторонам реки зрел виноград, который был украшен золотыми листьями. Дул тихий и благоухающий ветер, от которого качались ветви, а листья дивно шелестели.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bud...

Господь употребляет число сто, выражающее полноту всех чисел, дабы обозначить сим всю полноту даров, которые примут верные. Не сотни, но сотни тысяч мужей и жен оставили все - и получили все. Таковым и посвящена сегодняшняя Неделя - Неделя Всех святых. Некоторые святые имеют в году свои особые дни празднования. Но это лишь самые известные. Кроме них, однако, есть еще огромное количество угодников Божиих, кои остались сокровенными для человеческих очей, но Живому и Всеведущему Богу не менее известны. Они составляют победившую, или торжествующую Церковь Христову и находятся в самой тесной связи с нами, составляющими на земле Церковь воинствующую, сражающуюся. Чрез них светит Господь, как солнце чрез звезды, ибо они суть члены тела Его, от плоти Его и от костей Его (Еф.5:30). Они живы, сильны и близки к Богу. Но точно так же они близки и к нам. Непрестанно взирают они на жизнь Церкви Божией на земле; недреманно следят за нами от рождения нашего до смерти; слышат наши молитвы, знают наши скорби, помогают нам своею силой и своими молитвами, которые, подобно дыму фимиама, возносятся чрез высокие горы ангельские ко престолу Божию. Сие суть великие мученики и мученицы за Христа, святители и богоносные отцы, пастыри и учители Церкви, благочестивые цари и царицы, защитившие Церковь Божию от гонителей, исповедники и пустынники, постники и отшельники, воины и юродивые - словом, все те, для кого любовь Христова затмила всякую иную любовь на земле и кто ради имени Христова оставил все и претерпел все до конца, чем и сам спасся, и других спас. Они и сегодня помогают нам спастись; ибо нет в них ни себялюбия, ни зависти: для них радость, чтобы как можно больше мужей и жен спаслись и вошли в ту же славу, что и они. Все они верою побеждали. Все они угашали силу огня, которая в виде страстей попаляет слабые существа человеческие. Многие из них испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями. Многие из них, которых весь мир не был достоин, скитались, терпя недостатки, скорби, озлобления, по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. Но жизнь сия есть практический экзамен, а награды даются в мире ином. Они сдали этот экзамен блестяще и ныне помогают и нам, чтобы и мы не посрамились, но сдали его, да уподобимся им во Царствии Божием. Воистину дивен и чуден Бог во святых Своих!

http://pravoslavie.ru/47090.html

– Дурень! Кашу варыть будем. Бачиш, богомольцив накормить треба. Щепки были принесены, но недоставало огня. – От яка бида,– с досадой заметил Пантелеймон.– Нема огню, батюшка. – А Бог!? – внушительно сказал на это старец. И подняв очи горе, начал молиться: «Господи! Пред Тобою  идет огонь и молни освещают вселенную. Услышь же Господи голос молений моих, когда я взываю к Тебе, когда поднимаю руки мои к святому храму Твоему.  Услышь,  да едят бедные и насыщаются  и восхвалят имя Твое Всеблагое!» С этими словами он положил на восток земной поклон и осенил таганок благословением: – Во имя Отца и Сына и Святаго Духа... Но едва только произнес он эти слова, как из-под таганка показался сизый дымок, щепки задымились и вскоре разгорелись ярким пламенем. Увидав такое  чудо,  Пантелеймон хотел бежать, но старец остановил его и, незаметно погрозив пальцем, приказал набросать в горшок мелкой  травы,  а сам положил туда несколько взятых из корзины  камешков  и кусок  льда.  Когда все  это  стало  закипать,  блаженный, не прерывая умной молитвы, благословил таганок еще раз и размешал. – Ну, теперь покуштуй,– сказал он, обращаясь к келейнику. Пантелеймон зачерпнул содержимое в горшке на кончик ложки и осторожно лизнул языком: затем зачерпнул еще раз и попробовал уже целую ложку. – Батюшка! – в изумлении воскликнул он,– Ей-же, ей,  манна каша. – Та налывай же, дурень, скорийше гостям, бо скоро захолоне. Келейник и радостью и страхом ухватил горшок в руки и стал разливать кашу богомольцам в их дорожные мисочки, но – о, чудо! – сколько ни наливает, каша в горшке нисколько не убывает. Всех уже накормил, всех наделил, а горшок все еще как будто полный. И как некогда умножились в пустыне малые хлебы для множества народа, так, и теперь умножилась эта пища по молитвам старца Феофила. – Ну, теперь с Богом,– ласково проговорил блаженный, обращаясь к странникам, когда те окончили свою трапезую– Идить во святую Лаврию и молитесь за всих. Пораженные небывалым чудом, мужички отправились своей дорогой и, придя в Лавру, с радостью и страхом стали оповещать всех о совершившемся на их глазах чуде.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число» ( Откр.6:9-11 ). Поэтому на небесах люди растут, они заботятся о земле, они знают, что происходит на земле, и жизнь их становится более сильной, чем жизнь наша. Вот интересно, что получается: душа святого более реальна, чем тело, более насыщена реальностью. Понимаете? Рай — более плотная реальность, чем земля, и жители его более насыщены реальностью, хотя еще и бестелесно находятся. Но, находясь без тела, они, тем не менее, не могут получить еще полного наслаждения. Они получают награду лишь в той мере, в какой могут ее получить, без тел находясь. Люди отдыхают, научаются тайнам Бога. Там есть некоторые игры. Вы, может, про это не знаете? А вот в житии Перпетуи прямо сказано, что есть некоторые духовные игры, духовные радости. Люди постепенно приучаются к свету Бога. Человек, вкушая от райских плодов, постепенно начинает привыкать к свету Божества. Рай — это, в некотором смысле, училище. Почему это часть земли? Потому что земля создана как великое училище, а Рай, скажем так, — институт. Если земля — это школа, то в Рай попадаешь, только сдав экзамены. Что такое мытарства? Это вступительные экзамены в институт, когда человек научается жить в присутствии Создателя. В Раю есть множество разных мест. Вот интересное описание: Андрей ради Христа юродивый был восхищен в Рай и увидел, что в центре рая стоит огромный светящийся Крест, которому поклоняются ангелы. И человек, поднимаясь выше, видит этот Крест, и, наконец, доходит до некой завесы, за которой находится само Царство Бога, которое выше всех небес находится. Однажды один человек, ученик святого Иоанна Златоуста, был восхищен в Рай и не нашел там Златоуста. Он ужасно расстроился. Ангел его спросил: «Что же ты печалишься, никто отсюда в печали не уходил».

http://azbyka.ru/instrukciya-dlya-bessme...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010