История сохранила немногие имена та­ких людей, которые исполняли заповеди Христа в мире. Это, прежде всего, апостолы и вообще первые христиане, которых гнали и били все, кто этого лишь хотел. Затем юродивые Христа ради. Немного их числится в святцах на­ших; много о них рассказывается такого, что точно прямо говорит о некоторой их душевной неуравновешенности. Но при всем том этот именно тип святых примечателен в одном отношении: они являются во всем своем невзрач­ном виде, оборванные, грязные, голодные и холодные, — являются живыми иллюстрациями того, к чему приводит последовательное проведение в жизнь евангельской святой буквы: " Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небес­ных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?... Посмотрите на полевые лилии, как они растут, ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, чю и Соломон во всей сла­ве своей не одевался так, как всякая из них... Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам " (Мф. 6:25, 26, 28, 29, 34, 33). Граф Толстой рисовал прекрасные и бесспорные картины того, как все это действительно приложилось бы к людям, если бы они оставили злые пути жизни и пошли по светлому пути, возвещенному Евангелием. Если бы оставили и пошли... Но не оставляют и не идут. Толстой прожил много лет, видел плоды тридцатилетней своей проповеди и только все глубже и глубже сознавал свое духовное одиночество и свое личное бессилие. И кончил тем, чем жили юродивые: безумием с " мирской " точки зрения. Посмотрите вни­мательно на исторических юродивых, этих удивительных людей, которые и в святцах занимают самые невидные мес­та, и в " обществе " вызывают одну лишь улыбку. Каждое учение, каждая программа доказывает свою силу и сла­бость, свою пригодность или непригодность не иначе, как в жизни, на практике.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2431...

Затем юродивые Христа ради. Немного их числится в святцах наших; много о них рассказывается такого, что точно прямо говорит о некоторой их душевной неуравновешенности. Но при всем том этот именно тип святых примечателен в одном отношении: они являются во всем своем невзрачном виде, оборванные, грязные, голодные и холодные, – являются живыми иллюстрациями того, к чему приводит последовательное проведение в жизнь евангельской святой буквы: «Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?... Посмотрите на полевые лилии, как они растут, ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, чю и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них... Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» ( Мф. 6:25–26, 28–29, 34, 33 ). Граф Толстой рисовал прекрасные и бесспорные картины того, как все это действительно приложилось бы к людям, если бы они оставили злые пути жизни и пошли по светлому пути, возвещенному Евангелием. Если бы оставили и пошли... Но не оставляют и не идут. Толстой прожил много лет, видел плоды тридцатилетней своей проповеди и только все глубже и глубже сознавал свое духовное одиночество и свое личное бессилие. И кончил тем, чем жили юродивые: безумием с «мирской» точки зрения. Посмотрите внимательно на исторических юродивых, этих удивительных людей, которые и в святцах занимают самые невидные места, и в «обществе» вызывают одну лишь улыбку. Каждое учение, каждая программа доказывает свою силу и слабость, свою пригодность или непригодность не иначе, как в жизни, на практике. А юродство в истории – это и есть реализация, последовательная и искренняя, отдельных евангельских заветов. О чем говорит история, о том же говорит и жизнь в наши дни.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Ekzemp...

Особый раздел в первой главе посвящен иконографическому образу блаженной и/или юродивой Христа ради. Вторая глава – «Женское юродство: особенности протекания подвига» – непосредственно посвящена анализу содержания подвига юродства у святых жен. В главе рассмотрены такие аспекты, как призвание к подвигу юродства Христа ради, внешний вид, речевое поведение, аскетические подвиги, тайное доброделание, асоциальные поступки, пророчества и чудотворения. Особый раздел посвящен духовной связи между юродивыми Христа ради. В общих чертах рассмотрены отличительные особенности женского юродства в сравнении с мужским юродством в его типичном проявлении. Глава 1. Общие сведения о подвиге святых жён, юродивых Христа ради 1.1. Сущность подвига юродства Юродство Христа ради составляет особый вид святости. Сущность этого подвига состоит в отречении от собственного ума. Человек принимает на себя личину безумного, чтобы достичь полноты святости, побороть самого главного врага – гордость, самомнение. Сущность подвига юродства Христа ради всецело отражена в словах св. апостола Павла: «Никто не обольщай самого себя: если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным (слав.: буй да бывает), чтобы быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие (слав.: буйство) пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их» ( 1Кор. 3.18–19 ); «Мы безумны Христа ради» ( 1Кор. 4.10 ). Показательно в этом отношении название одного сборника жизнеописаний блаженных стариц нашего времени (XIX-XX вв.) – «Безумием мнимым безумие мира обличившие» 28 . Отказаться от ума – величайшая жертва, ибо, как пишет свящ. И. Ковалевский, «в разуме Бог положил существенную черту Своего великого образа в нас ( Еф. 4.22–23 ), и по этой причине с отказом от ума, этого благодатного дара неба, с которым ничто не может сравниться в мире видимом, человек теряет всё, что составляет истинное его величие, истинное его достоинство» 29 . В то же время безумие юродивых было притворным, внешним. Цель этого притворного безумия заключалась, по словам Е.Е.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Последними посланниками Его апостолы называются в том смысле, что после них уже не будет таких посланников до скончания мира: ибо Евангелие, возвещенное ими, есть завет вечный, который не прейдет. Теперь послушаем, что дальше говорит Апостол: мы, – говорит, – безумны Христа ради, а вы, т.е. Коринфяне, мудры во Христе. Что это значит? Умудренные Духом Святым апостолы, весь мир учением своим просветившие, называют себя безумными Христа ради. Чтобы понять эти слова, надо их поставить в связи с следующими словами того же Апостола: никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым а веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: Господь знает умствования мудрецов, что они суетны ( 1Кор.3:18–20 ). Итак, апостолы называют себя безумными ради Христа потому, что они отвергли мудрость земную, суетную, которая есть безумие пред Богом и последовали мудрости Божией, которая в очах мира есть как безумие. В этом смысле назывались безумными и юродивые Христа ради, например, Андрей Христа ради юродивый: по наружности они были как бы безумные, а в сущности – великие мудрецы Христовы. Мы, – говорит Апостол, – безумны Христа. ради, a вы мудры во Христе, т.е. вы обращаете все внимание на внешнюю мудрость учителей веры, ибо Коринфяне препирались между собой и говорили: я Павлов, я Аполлосов, я Кифин, т.е. Петров, а я Христов; вы утверждаете, что вот этот учитель говорит красноречиво, а этот же так просто; этот учен, а этот не книжен и прост, тогда как надо было обращать все внимание не на красоту и ученость, а на истину и силу слова апостольского. Мы немощны, говорит, т.е. чужды мирского значения, мирских средств, пособий и надеемся на одну силу Христову, в немощах совершающуюся, а вы крепки, т.е. надеетесь на свои силы и на преимущества своих учителей, а силу Христову, силу крестную выпустили из виду; вы в славе, а мы в бесчестии, т.е. вы хвалитесь друг перед другом своими наставниками, тогда как един Наставник ваш и наш Христос ( Мф.23:8 ), а мы только служители Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

И дальше: «…если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною; ибо, кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее» (Лк. 9:23–24). Забудь о своих желаниях и страстях, подчинись слову Бога, за Ним следуй. Живи с вечной готовностью принять муки крестной смерти – принести себя в жертву ради спасения людей, забудь о себе, но о Боге и о них помни. Поверь, что крест – это не только тяжесть мук, но и радость спасения. И если хочешь сберечь душу свою, то есть жизнь, лишь о себе будешь думать и заботиться – вопреки заповедям Христа жить станешь, то потеряешь жизнь вечную. А если отречешься от себя – от эгоизма своего и себялюбия, – то сбережешь бессмертие души. А вот, кажется, совсем просто – не завидуй, не осуждай, не гневайся, прощай обиды. Но попробуй выполнять это ежедневно и ежечасно! Или последовать другому ясному и понятному завету: «…если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим» (Мф. 19:21). Понятно и ясно, но этого не смог выполнить даже праведный юноша, отошел от Христа с печалью. Вот и получается: для тех людей, которые более всего дорожат настоящей, земной жизнью, для кого она – единственный и неповторимый момент бытия, мудрость есть способность человека найти путь к богатству, власти, славе, заслужить почет и уважение, пожить в свое удовольствие. А венец мудрости – достижение высшей власти, царского богатства, почестей. Оказывается, что сказочный дурак земной мудростью живет, мудрости века сего следует, то есть сиюминутной, проходящей, временной, получает в конце сказки высшие блага мира сего – власть и царскую дочь с приданым. Блаженный Иоанн Ростовский      Юродивый служит противоположной мудрости. Она недоступна властителям века сего преходящего. А если бы приняли они ее, то отказались бы от почестей, власти, богатства. Для юродивого мудрость есть воплощение в своей жизни Заветов Христа, отречение от благ мира сего ради жизни вечной, спасения от смерти. И слова апостола Павла: «Мы безумны Христа ради» (1 Кор. 4:10) означают, что они, апостолы, верные ученики и последователи Иисуса Христа, отвергли временную, земную мудрость ради вечной, земные истины ради небесных, что они безумны с точки зрения земной – низкой, мудры – с небесной, высшей.

http://pravoslavie.ru/98489.html

Знамение бесчестия и срамоты. Поклоняясь Кресту, мы как бы обещаем Господу так же смириться сами, так же терпеть поношение и поругание за Него. Когда мы поклоняемся Кресту Господню, мы также кланяемся Его страданию, – ни Его чести, ни Его славе, а Его бесчестию. Это бесчестие Его как человека есть слава в очах Божиих. Что кажется людям бесчестием, часто является в очах Господних славой, и люди получают от Него венец. Были обесчестены мученики – лишали их наград. Мучеников, чья память совершается у нас завтра, лишили воинского звания, у них отнимали их знаки отличия, их предавали смерти, как преступников. Входом в Царство Небесное равнялись они ангелам. И когда юродивые Христа ради были безумными, терпели поругание от человеков, то же самое делалось их славой, то же самое делало их угодниками Божьими, и они являются вождями в Небесное Царство. Когда человек терпит лишения, терпит поругания, лишает себя того, что есть земное благополучие, если только это делается ради славы Божьей, ради имени Божьего, то он делается сообразным Ему по чувству, по настроению. Святой апостол Павел говорит: «В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» ( Фил. 2:5 ). К чему Он стремился? К тому, чтобы исполнить слово Божие. И ради этого Он готов был претерпевать все, – Он страдал до смерти, смерти Крестной. Кто смирил Себя? Царь вселенной. Кто был распят человеком? Бог, создавый человека. Паче небес, паче всякого имени, вся силы небесные поклоняются Ему, поклоняются Ему лики небесные, поклоняются Его человеческому существу, прославляют яко Бога. Когда человек был с Богом и когда Его распинали и когда над Ним издевались, Он терпел как человек, но в то же время оставался Богом. Он остался Бог Божественным естеством. Но как человек Он терпел. Господь свободный, и Он не вменил себе в заслугу, не говорил: «Отче, я исполнил Твою волю, прославь Меня». Нет, Он смиренно исполнял волю Отца Своего Небесного. Поклоняемся Кресту Господню, благодаря за поругания и поношения. Мы поклоняемся Кресту, когда терпим поношения, терпим раны, с благодарением терпим имени ради Божия. Говорит апостол Петр: «Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь» ( 1Пет. 4:15–16 ). Поклоняясь Кресту Господню, будем стараться иметь те же чувства.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/b...

Е.В. Грудева Скачать epub pdf Введение Подвиг юродства Христа ради является величайшим подвигом в истории христианской Церкви. В основе этого подвига лежит ощущение страшной виновности души перед Богом, которое не позволяет ей пользоваться всеми благами этого мира и побуждает её страдать и распинаться со Христом 1 . Основанием для подвига юродства послужили слова Апостола Павла из первого послания к Коринфянам: «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для спасаемых, – сила Божия» ( 1Кор. 1.18 ); «Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было юродством проповеди спасти верующих» ( 1Кор. 1.21 ), «а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» ( 1Кор. 1.23 ), «Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, то будь безумным, чтобы быть мудрым» ( 1Кор. 3.18 ). В кратком словаре агиографических терминов В.М. Живова «юродивый» толкуется следующим образом: «Разряд святых подвижников, избравших особый подвиг – юродство, т.е. облик безумия, принимаемый ради «поругания миру», радикального отвержения ценностей мирской жизни и служения Христу через свидетельствование о внеположности Христова пути мирской мудрости и мирскому величию» 2 . Как видим, в жизни святого юродивого центральной внешней чертой является облик безумия, который принимает на себя подвижник с целью «поругания миру». Юродство во Христе как особый путь достижения святости неоднократно являлось предметом богословского осмысления в специальной литературе. Так, в работе иером. Алексия (Кузнецова) «Юродство и столпничество: Религиозно-психологическое, моральное и социальное исследование» 3 (впервые изданном в 1913 году) подробно рассмотрены такие аспекты проблемы, как причины юродства – в связи с вопросом о назначении человека; психологический смысл притворного безумия; вид физической жизни святых юродивых; аскетические подвиги юродивых; юродство как общественный деятельный тип; значение святых юродивых в обществе. Сочинение свящ. И. Ковалевского «Юродство о Христе и Христа ради юродивые Восточной и Русской Церкви: Исторический очерк и жития сих подвижников благочестия» (первое издание – 1895) 4 представляет собой первый систематический труд, посвященный подвигу юродства Христа ради.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня Видение Христа На Афон   Видение Христа и Афон   Удел Божией Матери. Вид с корабля Видение Христа Но его блаженная душа не могла насытиться таким подвигом. Сердце его ждало того времени, когда он сможет отправиться на   Афон , в Удел Божией Матери. Поэтому он часто останавливался у икон Пресвятой Богородицы или Владыки Христа и смиренно молил: – Господи Иисусе Христе, Боже мой! Ты – Свет истинный, просвещающий всякого человека, приходящего в духовный мир посредством Твоих Божественных Заповедей. Ты ведь хочешь всем человекам спастись и в познание Истины прийти! Я – немощный умоляю Тебя – Царя. Яви мне путь Спасения Твоего, потому что я к Тебе возношу душу мою… Или же молился так: – Боже, научи мя творити Волю Твою святую, Дух Твой благий да введет меня в Землю Правды –   Афонский Удел Божией Матери! А иногда просто говорил, проходя мимо образа: – Направи стопы моя путем Заповедей Твоих предстательством Пренепорочной Матери Твоей! Дни тянулись за днями. Время проходило в горячей молитве. И вот, однажды днем, он видит Владыку Христа, сидящего на светлом облаке. Увидев Иосифа, Господь благословил его и стал медленно удаляться на облаке в небо... Весь этот день Иосиф был исполнен неизреченной радости и славил, и благодарил Бога. После этого видения в груди молодого монаха возгорелся тот пламень, о котором говорит Христос: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» С тех пор спал ли Иосиф – просыпался ли, он уже не мог не думать о Святой Горе! Пламень уже не утихал. Он жаждал уединиться в те пустыни, где подвизались прославленные святые. Он жаждал, когда же, наконец, попадет в это место спасения?! Теперь он с особой глубиной переживал жития Христа ради юродивых Симеона и Иоанна. Один из них оставил ради любви ко Христу свою мать, а другой – молодую невесту вместе со всем тленным и временным. И все это они сделали без раздумья только ради небесного Жениха - Христа! Карта Афона. Средние века На Афон

http://isihazm.ru/1/?id=193

«Женское юродство в Православной Церкви: история и содержание подвига» — работа Елены Грудевой, кажется, на уникальную тему: юродивые женщины. На основе 16 житий византийских и русских юродивых предлагается разбор женского юродства: время и причины появления святых жен, Христа ради юродивых, женское юродство в монастыре и в миру, внешний вид и речевое поведение, типичные асоциальные поступки, пророчества и чудотворения, аскетические подвиги и тайное доброделание, духовная связь между святыми юродивыми, женское юродство в сопоставлении с мужским в его типичном проявлении и пр. «В специальной литературе, посвященной подвигу юродства Христа ради, в основном рассматриваются жития святых юродивых мужей. Так, в книге свящ. И. Ковалевского в разделах, посвященных описанию подвига конкретных святых, представлены жизнеописания пяти святых юродивых Греческой Церкви и двадцати святых юродивых Русской Православной Церкви. Среди них нет ни одного жизнеописания святой юродивой, хотя в разделе, посвященном историческим предпосылкам появления юродства, есть упоминания о первой юродивой — св. Исидоре Тавенисиотской. В силу сказанного представления о подвиге юродства в основном сформированы под воздействием жизнеописаний святых юродивых мужей». Подборка материалов о юродстве Подборка материалов о женской святости и женщине в Церкви Группа Вконтакте Facebook группа Женское юродство в Православной Церкви: история и содержание подвига Введение Подвиг юродства Христа ради является величайшим подвигом в истории христианской Церкви. В основе этого подвига лежит ощущение страшной виновности души перед Богом, которое не позволяет ей пользоваться всеми благами этого мира и побуждает её страдать и распинаться со Христом 1 . Основанием для подвига юродства послужили слова Апостола Павла из первого послания к Коринфянам: «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для спасаемых, – сила Божия» (1Кор. 1.18); «Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было юродством проповеди спасти верующих» (1Кор. 1.21), «а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1Кор. 1.23), «Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, то будь безумным, чтобы быть мудрым» (1Кор. 3.18).

http://predanie.ru/book/219453-zhenskoe-...

34 года, как мы видим из жития, продолжалось испытание сродников преподобного. И в продолжение всего этого времени не утихали в доме скорбь и стенания! Это нам дает повод подумать еще и о том, что любовь Евфимиана и Аглаиды – родителей Алексия – ко своему чаду, возможно, была чрезмерной. Может быть, они просто никак не могли смириться с этой скорбью, отпустить свое чадо на волю Божию, совершенно положиться на Его благой Промысл, как блаженный ветхозаветный Иов? Тот праведник в одночасье лишился и всех своих детей, и имения и, тем не менее, нашел в себе силы прославить Господа: «Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» (Иов 1: 21). Не это ли блаженное совершенство было целью столь долгого и мучительного испытания? Мы не можем знать наверняка судьбы Божии, но можем предположить, что, вероятно, так оно и было. Святой Алексий, человек Божий В наше время культ семьи приобрел поистине нездоровые формы. Пришло время ненормальной любви к детям. Во многих семьях совершаются десятками аборты , а когда наконец рожают одного единственного, не знают, как ему угодить. Высшей ценностью всё больше становится здоровье и благополучие. Любовь между людьми всё больше воспринимается как сюсюканье и человекоугодие. Что есть истинная духовная любовь к своим родственникам? И когда «враги человеку домашние его» (Мф. 10: 36)? Но Православие нам снова и снова дает возможность встряхнуться и рассеивает как дым наносные стереотипы современности. Что есть истинная духовная любовь к своим родственникам? Почему многие люди, бросившие ради Христа свою семью, воспринимаются Церковью как святые? Это не только преподобный Алексий, это еще: преподобный Симеон, Христа ради юродивый, и его спостник преподобный Иоанн (память 21 июня/3 июля), преподобный Феодосий Печерский, преподобная Мария Вифинская (память 12/25 февраля) и многие другие. Все они действовали согласно слову Писания: «И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Мф. 19: 29). Эти слова и поведение очень сложно воспринять положительно в мейнстриме современного образа мыслей. А есть еще и другое слово: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю, не мир Я пришел принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку домашние его» (Мф. 10: 34–36).

http://pravoslavie.ru/78246.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010