Ист.: ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2, 3; Т. 3; Т. 6. Вып. 1; Т. 10; Т. 18; Т. 21. Ч. 1; Т. 23-25; Т. 38; Т. 41 (по указ.); Халанский М. Г. Мат-лы и заметки по истории древнерус. героического эпоса. [Ст. 2]: Плач вел. кн. Юрия Всеволодовича//ИОРЯС. 1903. Кн. 8. 2. С. 169, 175-176; Минея (МП). Февраль. С. 143-154 [Служба Г.]; Июнь. Ч. 2. С. 248. Лит.: Филарет (Гумилевский). РСв. Март. С. 32-43; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 122-124; Описание о российских святых. С. 217-218; Жизнь и деяния св. блгв. вел. владимирского кн. Георгия (Юрия) II Всеволодовича. Н. Новг., 1889; Св. блгв. вел. кн. Георгий Всеволодович, чудотворец Владимирский. Вязники, 1889; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Февраль. С. 47-55; Март. С. 24-30; Серебрянский Н. [И. ] Древнерус. княжеские жития. М., 1915. С. 149-151, 182; Воронин Н. Н. Зодчество Сев.-Вост. Руси XII-XV вв. М., 1961-1962. Т. 1-2; Кучкин В. А. формирование гос. территории Сев.-Вост. Руси X-XIV вв. М., 1984; Лимонов Ю. А. Владимиро-Суздальская Русь. Л., 1987; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. 229. С. 459; Лазарева Н. Ю. «Непобедимые сопротивными силами»: Судьба св. мощей рус. угодников Божиих в XX в.//ДанБлаг. 1998. Вып. 9. С. 29; Самойлова Т. Е. Св. кн. Георгий Владимирский: История почитания//Макарьевские чт. Можайск, 1998. Вып. 6. С. 145-154; Сиренов А. В. Путь к граду Китежу: Кн. Георгий Владимирский в истории, житиях, легендах. СПб., 2003; он же. Житие Георгия Всеволодовича//СККДР. Вып. 3. Ч. 4. С. 377-380 [Библиогр.]. А. А. Горский Иконография Вел. кн. мч. Георгий Всеволодович. Роспись Архангельского собора Московского Кремля. 1652-1666 гг. Вел. кн. мч. Георгий Всеволодович. Роспись Архангельского собора Московского Кремля. 1652-1666 гг. Г. В. достаточно обширна, включает образцы, свидетельствующие о его почитании в московских, во владимирских и в нижегородских землях. По мнению нек-рых исследователей (Н. Н. Воронин, Г. К. Вагнер и др.), прижизненное изображение Г. В. входит в состав рельефной композиции в тимпане вост. закомары сев. фасада Димитриевского собора во Владимире (90-е гг. XII в.): представлен восседающий на престоле «правитель» с отроком на коленях и 4 отроками по сторонам. Согласно традиц. интерпретации сюжета, это изображение вел. кн. Всеволода Юрьевича Большое Гнездо и 5 его сыновей, родившихся к моменту строительства храма, в т. ч. Г. В. ( Воронин Н. Н. Зодчество Сев.-Вост. Руси XII-XV вв. М., 1961. Т. 1. С. 436; Вагнер Г. К. Скульптура Древней Руси, XII в.: Владимир, Боголюбово. М., 1969. С. 258); в последнее время эта версия подвергается сомнению мн. исследователями (ПЭ. Т. 9. С. 556).

http://pravenc.ru/text/Георгия (Юрия) ...

Василий Ермолин заново сложил своды храма, но добиться прежней горделивой торжественности собора ему не удалось. В своем нынешнем виде Георгиевский собор кажется массивным и грузным, как бы врастающим в землю. Существующая сейчас огромная луковичная глава и широкий тяжелый барабан давят на и без того приземистый кубический объем храма. Несмотря на кажущуюся массивность, храм очень невелик и полностью сохраняет размеры первоначальной постройки 1152 года - времен Юрия Долгорукого. Внутри храм очень просторен. Этот простор достигнут за счет того, что столбы, на которые опираются своды собора, широко расставлены и придвинуты к стенам. С пространством храма сливается помещение алтаря, отделенное невысокой алтарной преградой с каменным резным Деисусом. В соборе сохранилась усыпальница строителя храма - князя Святослава Всеволодовича, пережившего татарское нашествие и умершего в 1352 г. Но, конечно, интерьер собора не идет ни в какое сравнение с убранством его фасадов. На серебристо-желтых белокаменных стенах можно бесконечно любоваться причудливым хаосом каменной резьбы и скульптур. Многолетние исследования специалистов - искусствоведов и реставраторов - сегодня позволили практически полностью раскрыть первоначальный замысел строителей собора и восстановить первоначальную систему резьбы Георгиевского собора. Главными композициями, украшавшими фасады собора, были " Преображение " , " Троица " и " Семь отроков эфесских " - на западном фасаде, " Распятие " , " Три отрока в пещи огненной " и " Даниил во рву львином " - на северном, " Вознесение " , " Богоматерь Оранта " и " Вознесение Александра Македонского " - на южном фасаде. В пролетах аркатурного пояса находилась целая вереница фигур святых - этот прием напоминает готические соборы Европы. На северном фасаде изображены святые воины-покровители князей владимирской династии (характерно, что среди них нет патрона князя Константина Ростовского, сына Всеволода Большое Гнездо - родичи не простили, что Константин в битве на реке Липице выступал против своих братьев). Здесь же находится большой рельеф Георгия Победоносца, небесного патрона князя Юрия Долгорукого - основателя Юрьева. Святой Георгий изображен в воинских доспехах, с копьем и миндалевидным щитом. На щите - эмблема владимирской княжеской династии: вздыбленный барс.

http://sobory.ru/article/?object=00203

На хорах есть придел Казанской Богородицы, сделанный еще при прежней церкви, в 1729 году, инокинею княжною Анною Барятинскою, а по построении нынешнего храма, освящен в 1822 году. Здесь находится весьма древняя чудотворная икона Казанской Божией Матери. 3) Преподобного Михаила Малеина, с приделом св. Феодора Пергийского; она сооружена в XVII веке. Тут, в трапезе, в нарочно-устроенной нише, стоит древнее раскрашенное изваяние, или горельеф, из белого камня, вышиною в 3 аршина, изображающее св. Георгия на коне, во весь рост; оно прежде стояло на башне Флоровских (Спаских) ворот; потом, при В. К. Иоанне III, устроено было для него подле ворот открытое возвышенное место; а в 1527 году изображение это огорожено стенами и по повелению В. К. Василия Иоанновича, устроена особая церковь во имя св. Георгия, с приделом Димитрия Селунского , которая упразднена в начале XIX века. Были и еще здесь церкви: Афанасия и Кирилла, и Казанской Богородицы; но они также в недавнем времени уничтожены. С начала XV века Вознесенная обитель сделалась усыпальницею Великих Княгинь Московских и их родственниц. Здесь, в соборной церкви Вознесения Господня, подобно, как в Архангельском соборе, теснятся около стен и столпов 38 гробниц, вмещающих в себе кости царственных особ женского пола. Мощи Преподобной Инокини, возобновительницы монастыря, княгини Евфросинии, опочивают под спудом в прекрасной бронзовой, посеребреной раке, устроенной в 1822 году; вслед за нею погребены здесь три ее невестки: княгиня Евфросиния, супруга кн. Петра Дмитровского, дочь Тысяцкого Полуехта Васильевича; княгиня Анастасия, супруга Георгия (Юрия) Шемяки, дочь Смоленского князя Юрия Святославича; и великая княгиня София (в иноч. Евфросиния), супруга в. к. Василия Димитриевича, дочь Витовта Литовского. Потом: великая княгиня Мария (в иноч. Марфа) Ярославовна, супруга в. к. Василия Темного; две супруги в. к. Uoahha III : Мария, дочь Бориса Александровича Тверского, и София, дочь Фомы Палеолога; княгиня Елена, супруга кн. Иоанна молодого, сына в.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Наталия 9 мая 2016, 10:36 Упокой, Господи, душу раба Георгия. Дай сил родителям невинного убиенного сына . Ольга Иженякова 23 декабря 2015, 23:18 Соль земли Русской Православной. Царствия Небесного. Ирина Князева 8 декабря 2015, 21:53 Эта острая игла ранила и мое сердце. Его душа,несомненно, была готова к Вечности. Скорблю вместе с его Боголюбивыми родителями и преклоняюсь перед Божьей волею. Тамара 5 января 2015, 23:33 Только сегодня из Оптиной пустыни.По дороге из скита на дереве висит фотография Георгия и крест. Преклоняюсь перед родителями мученика Георгия .Спаси вас ,Господи,за такого сына!А мученику Георгию-Царствие Небесное ! раба Божия Ольга 3 января 2015, 05:33 Со святыми упокой,новомученника Георгия,Господи!!!Поминаю убиенных трех монахов за упокой каждый день и теперь узнали и о Георгии Буду молиться и за него.... София 8 мая 2014, 15:58 Спаси Господи! Царствие Небесное невинно убиенному рабу Божиему,мученику Георгию! Низкий поклон его родителям за силу и веру! Храни Вас Господь! Елена 7 мая 2014, 22:18 Без слез невозможно читать...Царство Небесное убиенному, а родителям - мужества и терпения...Слава Богу за всё! Артемий 7 мая 2014, 11:15 Спасибо за рассказ. Вечная память р.Б. Георгию. Елена 7 мая 2014, 01:26 Фотография как икона.Лик. Вера 3 мая 2014, 16:50 Дорогие Анна Илларионовна и Виктор Константинович, ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Желаю Вам многая и благая лета. В эту ПАСХУ я узнала о Вашем сыне. А ещё о стойкости ВЕРЫ Христианской Вашего дорогого Дедушки. Их жизнь научает нас терпению и любви. Воистину Воскресе Христос! Спаси, Господи, люди твоя. Ирина Самуйлова 2 мая 2014, 15:22 Пожалуйста! Если кто-нибудь ещё знает таких святых людей, пишите о них, прошу. Александр 1 мая 2014, 22:18 Боже! милостив буди мне грешному. Светлана 1 мая 2014, 22:17 Душа леденеет от этой истории. А ещё непостижимо, что судебно-медицинская экспертиза и прокуратура отличаются таким изощренным цинизмом и жестокостью. Люди ли они? Но правильно, как поступила мама Георгия. Наталья Богоявленская 1 мая 2014, 20:47

http://pravoslavie.ru/70282.html

В преддверии Дня Победы мы побеседовали с настоятелем храма святого великомученика Георгия Победоносца на Поклонной горе протоиереем Серафимом Недосекиным. Протоеиерей Серафим Недосекин со скаутами      — Храм в честь Георгия Победоносца на Поклонной горе является единственным в Москве храмом-мемориалом памяти Великой Победы. — Да, он является знаковым местом памяти погибших воинов в Великой Отечественной Войне. — Как началось строительство храма? — Мой предшественник — ныне покойный протоиерей Сергий Суздальцев начал строительство по благословению Патриарха Алексия II. Решение было принято на городском уровне. В то время мэром Москвы был Юрий Михайлович Лужков. Он принял решение строить в парке Победы храм в честь Георгия Победоносца. Исторически сложилось так, что Победа во Второй мировой войне выпала на день памяти этого святого. Кроме того, 6 мая Отечество празднует день герба и флага России. И в довершение ко всему Георгий Победоносец является небесным покровителем Юрия Лужкова. Словом, все обстоятельства сошлись так, что было решено храму на этом месте быть. Строительство начиналось с трудностей.      Это было на стыке веков: семидесятилетний строй сменялся политикой новой демократической России. Люди, больше полувека жившие в безбожное время, еще не были готовы к переменам. А строительство нашего храма стало первой ласточкой из будущей России, в которой так активно вскоре начали возводить новые храмы. Но Лужков принял это решение, заложил камень, и строительство нового храма началось. Строительство храма началось в 94-м году, а уже в 95-м, к дате 50-летия Великой Победы, строительство было завершено. Лужков приезжал на стройку каждую субботу, одевал каску и проверял, как идет строительство. Ковчег с частицей мощей вмч. Георгия Победоносца 6 мая 1995 года, накануне 50-летия Великой Победы, Святейший Патриарх Алексий II освятил этот храм. А в 97-м году Юрий Лужков, чувствуя ответственность за храм, поехал с деловым визитом в Иерусалим к ныне покойному Патриарху Диодору и испросил у него для храма частицу мощей святого великомученика Георгия Победоносца.

http://pravoslavie.ru/93212.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВСЕВОЛОД (ДИМИТРИЙ) ЮРЬЕВИЧ Большое Гнездо (19.10.1154, Дмитров - 15.04.1212, Владимир), вел. кн. владимирский (с 20 июня 1176), младший сын кн. Юрия (Георгия) Владимировича Долгорукого от 2-го брака (по не подтверждаемому надежными данными предположению, с визант. царевной). На р. Яхроме, где Юрий Долгорукий находился в полюдье во время рождения сына, князь заложил г. Дмитров, названный в честь новорожденного. Торжественная встреча жителями и духовенством Владимира князей Михаила и Всеволода Юрьевичей. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 220) Торжественная встреча жителями и духовенством Владимира князей Михаила и Всеволода Юрьевичей. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 220) После смерти Юрия Долгорукого, владевшего в конце жизни Киевом (нач. 1155-15.05.1157), в Суздальской земле при поддержке ростовцев и суздальцев вокняжился старший брат В. Ю.- блгв. кн. Андрей Юрьевич Боголюбский (вопреки воле их отца, предназначавшего этот стол младшим сыновьям - блгв. кн. Михаилу (Михалку) Юрьевичу и В. Ю.). В 1161 г. кн. Андрей Юрьевич изгнал Ростовского еп. Леона , 2-ю семью отца и его «передних» бояр, а также племянников Мстислава и Ярополка Ростиславичей из своих владений. В. Ю. вместе с матерью и старшими братьями Мстиславом и Васильком уехал в Византию, где имп. Мануил I Комнин дал Мстиславу и Васильку во владение 4 города на Дунае и «волость Отскалана» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 520, 521; Т. 25. С. 72). В 1168 г. В. Ю. вновь был на Руси, зимой 1168/69 г. участвовал в походе на Киев, организованном кн. Андреем Боголюбским. рус. князья при поддержке половцев захватили город, были ограблены Софийский собор, Десятинная ц., мн. киевские мон-ри. Зимой 1170/71 г. В. Ю. вместе с братом Михаилом, действуя по повелению своего старшего брата Глеба Юрьевича, правившего тогда в Киеве, с помощью берендеев и торков одержал победу на р. Буг над напавшими на Киевское княжество половцами. В 1173 г. торческий кн. Михаил (к-рый управлял Киевом по воле кн. Андрея Боголюбского) поставил В. Ю. и Ярополка Ростиславича наместниками в Киев. Однако через 5 недель они были захвачены в плен кн. Рюриком (Василием) Ростиславичем и его братьями. После переговоров Ростиславичи выпустили В. Ю., и в том же году он участвовал в новом походе на Киевское княжество, к-рое вновь организовал Андрей Боголюбский. Вместе с новгород-северским кн. Игорем Святославичем (героем «Слова о полку Игореве») В. Ю. бился против рати блгв. кн. Мстислава (Георгия) Ростиславича Храброго под Вышгородом, а затем участвовал в неудачной 10-недельной осаде города.

http://pravenc.ru/text/155472.html

Основываясь на этом материале, мы можем уверенно говорить о том, что сын Василия III и монахини Софии Юрий Васильевич был назван в честь своего двоюродного деда – Юрия Васильевича Молодого. Царевич Юрий прожил недолго, и к 1533 году его уже не было в живых, что позволило Василию III назвать так своего второго сына от Елены Глинской. Тем самым, Юрий Васильевич Молодой (1533–1563) получал не только имя Юрия Васильевича Старшего (1526 – ок.1533), но и его права на великокняжеский стол. Как видите, генеалогические и ономастические исследования дают нам дополнительные указания на некоторые факты биографии сына Соломонии. Что еще мы имеем? У великих князей (и не только у них) существовал обычай давать обет – построить храм или монастырь в честь рождения сына. Причем делалось это необязательно в год рождения ребенка. Так, в 1531 году Василий III построил церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Старом Ваганькове, которая была посвящена рождению у него сына Ивана в 1530 году. Не построил ли Василий III храм в честь рождения своего первенца – сына Соломонии? Действительно, в Воскресенской летописи мы находим упоминание об этом: в апреле 1527 года у Фроловских ворот Московского Кремля была поставлена церковь во имя святого великомученика Георгия Победоносца . Здесь была помещена знаменитая скульптура святого Георгия (работы Ермолина), которая с 1464 года находилась на Фроловской (ныне Спасской) башне Кремля. Через несколько дней – 7 мая 1526 года – Суздальский Покровский монастырь, в котором жила преподобная София, получил в подарок село Павловское Суздальского уезда: «Се яз князь великий Василей Иванович всеа Русии пожаловал есми Пречистые Покрова святые Богородицы игуменью Ульянею и всех сестр, что есми их пожаловал, дал есми им в дом Пречистые Покрова в Суждале, свое село Павловское с деревнями и с починки…» А через несколько месяцев после этого, 19 сентября, сама монахиня София была пожалована селом: «Се яз князь великий Василий Иванович всеа Русии. Пожаловал есми старицу Софью в Суздале своим селом Вышеславским з деревнями и с починки, со всем с тем, что к тому селу и к деревнямъ и к починком истари потягло до ее живота, а после ее живота ино то село Высшеславское в дом пречистые Покрову святые Богородицы игуменье Ульяне и к всем сестрам. Или по ней иная игуменья будет в том манастыре у Покрова Святей Богородици, в прок им».

http://pravoslavie.ru/58468.html

П. Д. был верным вассалом старшего брата, что подтверждают тексты завещаний Василия I Димитриевича. В первом из них (1406-1407) П. Д. фигурирует в роли душеприказчика завещателя вместе с серпуховским кн. Владимиром Андреевичем Храбрым и можайским кн. Андреем Дмитриевичем (ДДГ. 20. С. 57). В том же статусе он назван в проекте духовной грамоты (1-я пол. 1423) и в окончательном ее варианте (2-я пол. 1423 - 1-я пол. 1424). В них список душеприказчиков пополнен вел. кн. Литовским Витовтом, угличским кн. Константином Дмитриевичем и 2 старшими сыновьями скончавшегося к тому времени серпуховского кн. Владимира Андреевича Храброго. Эти документы были скреплены 5 печатями, в т. ч. сохранившейся печатью П. Д. (ДДГ. 22. С. 62 (проект); 21. С. 59-60, 568-569 (окончательный вариант); см.: Горский. 2017). Следование в делах распоряжениям Василия I Димитриевича († 27 февр. 1425) и преданность его 10-летнему сыну-наследнику вел. кн. Василию II Васильевичу Тёмному П. Д. доказал весной-летом 1425 г., когда активно участвовал с войсками в походе объединенных московских сил против кн. Георгия (Юрия) Дмитриевича, оспаривавшего права Василия II на великокняжеский стол. П. Д. также принял участие в выработке опекунами Василия II (прежде всего митрополитом Киевским и всея Руси свт. Фотием и вел. кнг. Софией Витовтовной ) единой политики в отношении действий кн. Георгия (Юрия) Дмитриевича, к-рая была реализована в рамках посольства свт. Фотия в Галич. Размер территории собственно Дмитровского удела П. Д. не изменялся на протяжении более 70 лет вне зависимости от того, владели ли им удельные князья из московских Рюриковичей (серпуховской кн. Василий Ярославич; кн. Юрий Васильевич; см.: Назаров. 1975) или же вел. князья Московские. В XV в. Дмитров был стратегически важным центром речных и сухопутных коммуникаций (был перевалочным пунктом грузов), обеспечивавшим Москве речной доступ к Верхнему и отчасти Ср. Поволжью (до Ярославля и Костромы), а также по Шексне к Белозерью, вологодским волостям и Подвинью. С этим, видимо, связан масштаб денежных эмиссий П. Д., имевшего, по мнению В. В. Зайцева, собственный монетный двор ( Зайцев. 2004). Выявлено свыше 500 серебряных монет 2 номиналов (деньга и половина деньги) 22 типов и еще большего числа их вариантов, а также неск. медных пулов, охватывающих, по датировке Зайцева, весь период правления П. Д. в своем уделе (Там же). Поступления от торговых и проездных пошлин помогли князю преодолеть тяжелые последствия набега Едигея в 1408 г. и неск. пандемий (1408, 1417-1418, 1425-1427).

http://pravenc.ru/text/2580388.html

р.Б.Марина 2015/01/06, 19:13:58 Матерь Божия, Заступница! Прошу и молю тебя о защите! В душе моей скорбь, боль и почти отчаяние! Не остави меня грешную и доченьку мою, отроковицу Иулианию. Управи нашу с дочей жизнь! Умири,укрепи, утиши, и даруй нам Любовь. Да будет воля Божия над нами. 2015/01/05, 14:24:41 О Пресвятая Дево. Услишы мольбу рабы Твоеи Юлии и помолись о прощении грехов моих и о грехов моего супруга перед Господом - сыном Твоим. Ты надеждо безнадежным! Разреши мое неплодство. Помоги мне и моему супругу Ивану зачать и родить долгожданного малыша! Умоляю тебя. 2014/11/26, 12:55:41 Пресвятая Богородице! Моли Бога о нас р.б. Георгия, Наталии, Татианы, Валерия, отр. Александра, Фотинии, Романа, Екатерины, Александра, Александра, Владимира, Андрея, Сергия. Спаси Господи! Георгий Георгий 2014/11/25, 17:22:51 Благословите! Царица Небесная! Душа моя измучилась по ушедшему супругу, р.Б. Юрию. Помоги мне , р.Б.Елене ,успокоится и принять уход его. Помоги молитвами Твоими ко Господу Нашему! Да упокоит Господь душу р.Б. Юрия по молитвам Твоим, Богоматерь Скорбящая !!! Да примет Всевышний в Царствие Небесное р.Б. Юрия!!!Да будет на все воля Господа Нашего. Да вразумит Господь нас грешных, и да не оставит нас. Аминь. р.Б.Елена 2014/11/25, 15:38:44 О, Пресвятая Богородице! Моли Бога о нас р.б. Георгия, Наталии, Татианы, Валерия, отр. Александра, Фотинии, Романа, Екатерины, Александра, Александра, Владимира, Андрея, Сергия. Спаси Господи! Георгий Георгий 2014/11/25, 12:59:45 Пресвятая Дева Богородице, всех скорбящих радосте, помилуй и спаси! 2014/11/25, 09:24:49 Матушка Богородица и Присно Дева Мария! Я так тебя люблю! Спасибо тебе! Спасибо тебе за всё, что я прошла. Я стала умнее и выдержаннее. Я тебе так благодарна. Спасибо тебе. Спасибо тебе. р.б. елена р.б. елена 2014/11/24, 22:12:23 Богоматерь Скорбящая, Матушка, молю прости мои согрешения, по немощи своей согрешила перед Тобой и Сыном Твоим, Господом нашим. Своими грехами причинила боль Тебе и Сыну Твоему, Господу нашему, больно и стыдно за себя. Прости меня , страсть обиды к ближнему, была сильней меня, гордыня притупила очи духовные мои, мне больно за себя, тем, что навредила своей душе. Всемилостивая, Матушка Богородице, прости и умоли Сына Твоего и Господа моего, простить мои согрешения, и дать мне время принести плоды покаяния, здесь на земном пути! Матушка Богородице, прости меня и обидчиков моих и даруй нам спасение!

http://isihazm.ru/?id=2025&c_pid=4

20 июня 1471 г. в Кремле вместе с митр. Филиппом и др. архиереями Е. благословил вел. кн. Иоанна III перед его походом на Вел. Новгород, 16 сент. того же года принимал участие в похоронах дмитровского кн. Юрия (Георгия) Васильевича , 8 дек.- в хиротонии Феодосия во епископа Рязанского и Муромского, 15 дек.- в хиротонии Феофила во архиепископа Новгородского. В 1472 г., после обретения мощей митр. св. Петра (14 апр.) при разборке обветшавшего Успенского собора, Е. присутствовал на Соборе, когда было принято решение переложить мощи святителя в раку и поместить ее в строящемся здании собора. Перенесение состоялось 1 июля того же года, в память о чем был учрежден праздник. 12 авг. 1479 г. Е. участвовал в освящении нового Успенского собора, 24 авг. вместе с другими архиереями переносил в собор мощи свт. Петра из ц. во имя прп. Иоанна Лествичника «под колоколы» (мощи свт. Петра находились там с 1474, когда обрушилось здание собора, заложенное при митр. Филиппе), 27 авг. 1479 г. архиереи торжественно перенесли в новый собор мощи митрополитов Феогноста , св. Киприана , св. Фотия и св. Ионы, а также вел. кн. Георгия (Юрия) Данииловича . 23 апр. 1473 г. Е. участвовал в Соборе, избравшем главой Русской Церкви Коломенского еп. св. Геронтия . 29 июня Геронтий был поставлен на кафедру «всем священным Събором» в Успенском соборе Московского Кремля. Ок. 6 дек. 1477 г. имя Е. упоминается в грамоте Тверского еп. Вассиана (Стригина-Оболенского) , в к-рой он заверял митр. Геронтия, что не признает митр. Спиридона (Савву) «или кто будет иный митрополит, поставлен от латыни или от турскаго области» (РФА. Ч. 3. 38. С. 689-690). Е. назван в числе рус. архиереев, к-рым адресована грамота Новгородского архиеп. Феофила (РФА. Ч. 2. 77. С. 252-253; между 25 дек. 1482 и 25 марта 1483) об отказе от кафедры (архиеп. Феофил был арестован в 1480 вел. кн. Иоанном III за участие в антимосковском заговоре и помещен в московский Чудов мон-рь). Е. не участвовал в избрании 17 июня 1483 г. и в хиротонии 4 сент. в Москве Сергия во архиепископа Новгородского и Псковского. По-видимому, в 1483 г. Е. оставил кафедру (известна «отписная» грамота, в к-рой архиерей сообщает о своем уходе на покой в мон-рь - Там же. 79. С. 258-259) и вскоре скончался. 9 дек. 1484 г. во епископа Суздальского был хиротонисан Нифонт (встречающиеся в лит-ре сведения о будто бы занимавшем в 1483 Суздальскую кафедру Феодоре, бывш. еп. Черниговском, не могут быть признаны достоверными).

http://pravenc.ru/text/187694.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010