Подобное понимание иконостаса сложилось на Руси в итоге многолетних поисков. По складу своего дарования и по своему мировоззрению Феофан вряд ли сумел бы без сотрудничества с русскими мастерами выработать такой замысел и его осуществить... Рублев был участником не только выполнения, но и замысла величаво-торжественной и интимно-трогательной иконостастной композиции...» 691 . М. А. Итьин в 1960-е годы посвятил проблеме возникновения высокого иконостаса содержательную статью, в которой он, опираясь на работы дореволюционных исследователей, собрат множество сведений о русских алтарных преградах-иконостасах X1I-XIV вв. и сделат вывод, что в конце XIII в. «в системе алтарных преград стали намечаться изменения, выразившиеся в первую очередь в увеличении масштаба деисусного чина, что должно было отразиться и на архитектурной части алтарных преград» 692 . Одним из первых он использовал вышерассмотренную статью JI. А. Успенского «Вопрос иконостаса», приняв его положение о влиянии идей исихазма на процесс формирования высокой преграды-иконостаса. Вместе с тем он считал, что многоярусный иконостас начал складываться задолго до конца XIV в. и процесс этот «носил повсеместный характер» 693 . В другой своей работе М. А. Ильин высказался еще более категорично: «Распространенное в литературе мнение, что создателями высокого и многоярусного иконостаса являются Феофан Грек и Андрей Рублев, должно быть оставлено. Сложение иконостаса – типично русского художественного явления – относится к более раннему времени и нуждается в специальных научных изысканиях» 694 . Вместе с тем он полагал, что на рубеже XIV–XV вв. иконостас находился «в стадии интенсивного формирования» и его завершение еще далеко не было закончено 695 . До конца первой четверти XV в. существовали два типа высокого иконостаса: расчлененный восточными предалтарными столбами и сомкнутый. Иконостас Благовещенского собора первоначально был расчленен столбами. В первой трети XV в., в один из кратко временных периодов пребывания на великокняжеском престоле звенигородского князя Юрия Дмитриевича, иконостас был реконструирован: Деисус дополнили двумя иконами мучеников – Димитрия Солунского и Георгия, соименного святого звенигородского князя, а также двумя иконами столпников Даниила и Симеона 696 . Рассматривая далее иконографию и .художественные особенности деисусного и праздничного рядов Благовещенского иконостаса М. А. Ильин пришел к выводу, который оказался в некотором противоречии с его вышеизложенной точкой зрения. Он писал: «...a priori можно предполагать, что Феофан не только возглавил «артель работавших с ним мастеров, но, как говорится, держал в своих руках дирижерскую палочку... Следовательно, художественный замысел иконостаса в целом должен считаться произведением Феофана Грека. Индивидуальность же манеры письма его помощников рисуется приглушенной, подчиненной общей идее» 697 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

Вход Софии в алтарь представляется невозможным. Великие князья имели такое право, согласно 69 правилу 6 вселенского собора: «Никому из всех, принадлежащих к разряду мирян да не будет позволено входить внутрь священнаго алтаря. Но по некоему древнему преданию отнюдь не возбраняется сие власти и достоинству царскому, когда восхочет принести дары Творцу». Но это не относится к женщинам. Хотя византийские императрицы и входили иногда в алтарь, но перед этим посвящались в диаконисы. Однако основной мотив (рождение сына Георгия) подтверждается тем фактом, что все это «немчин Гейденсталус сам слышал из уст одной боярской дочери, которая была и сама в числе девиц на смотре царском во время избрания Собакиной». Дело в том, что на этом смотре 1571 года присутствовала Евдокия Сабурова, которую Иван Грозный сосватал для своего сына, а также близкий родственник будущего царя Бориса Годунова - Василий Федорович, - с супругой Пелагеей. Они вполне могли быть источниками этой информации. Косвенными свидетельствами в пользу рождения Георгия может служить целый ряд фактов, которые сами по себе могут быть объяснены иначе, но по совокупности своей представляют значительный интерес. Учитывая православные посты и пострижение Соломонии 28 ноября 1525 года, рождение у нее ребенка может приходиться на апрель 1526 года, когда празднуется память сразу нескольких святых Георгиев. Это имя могло быть выбрано либо в честь отца Соломонии - Юрия Константиновича Сверчкова-Сабурова, либо, что еще более вероятно, - согласно родовой традиции Рюриковичей. Основы почитания на Руси святого великомученика Георгия Победоносца и имени «Георгий» («Юрий») заложил в 11 веке великий князь Ярослав-Юрий Мудрый. Такое имя носили многие известные Рюриковичи, включая Юрия Долгорукого. Постепенно оформилась традиция давать имена новорожденному младенцу одновременно в честь святого покровителя и в честь предка (или родственника). Причем часто это делалось с двумя различными целями. Во-первых, младенцу давалось имя того родственника, чьи династические права и родовое старшинство оспаривалось. Так, например, Василий Темный назвал своего сына Юрия Старшего (1437-1441) в честь двоюродного деда Юрия Звенигородского, у которого он оспаривал права на московское великое княжение. А когда Юрий Васильевич умер, он назвал в честь обоих Юриев своего следующего сына - Юрия Молодого (1441-1472). Также и Иван Третий назвал своего сына Юрием в честь своего брата, тем самым «забирая» у него всю полноту династических прав.

http://ruskline.ru/analitika/2012/04/03/...

На месте гибели Юрия Гагарина во Владимирской области освятили здание часовни в честь вмч. Георгия Победоносца 28 марта 2018 г. 14:24 27 марта 2018 года вблизи села Новосёлово (Киржачский район Владимирской области), где 50 лет назад разбился самолет космонавта Юрия Гагарина и летчика-испытателя Владимира Серёгина, состоялось освящение здания часовни в честь вмч. Георгия Победоносца. Богослужение возглавил архиепископ Александровский и Юрьев-Польский Евстафий в сослужении духовенства Александровской епархии . «Часовенка небольшая, внутренний размер всего 2 на 2 метра и 7 метров в высоту, от силы там помещается десять человек. В настоящее время продолжается ее внутренняя отделка и служить там еще нельзя. Тем не менее, стены внутри покрашены. С трех сторон фасада часовни имеются мозаичные полотна, посвященные святому равноапостольному великому князю Владимиру, вмч. Георгию Победоносцу и Спасу Нерукотворному», — рассказал «Журналу Московской Патриархии» благочинный храмов Киржачского округа протоиерей Димитрий Ершов. После освящения владыка Евстафий отметил, что подвиг Юрия Гагарина и Владимира Серёгина — это пример силы духа, мужества и самоотверженности, ведь оба они «положили жизнь за други своя». Пилоты могли катапультироваться и спастись, но была большая вероятность, что самолет рухнет на многолюдное село. И они приняли решение спасти других ценой собственной жизни. Архиерей также отметил, что благодаря их подвигу рядом с поселком возрождается Андреевский храм. В часовне будут служиться молебны, панихиды, в частности, 27 марта и в день памяти вмч. Георгия Победоносца. Затем состоялся традиционный в этот день митинг памяти «Прерванный полет», в котором приняли участие первая женщина-космонавт, герой Советского Союза Валентина Терешкова, дважды герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР Борис Волынов, герой Российской Федерации, летчик-космонавт РФ Юрий Маленченко, полковник морской авиации, сослуживец Ю. Гагарина Валерий Шипицин, их коллеги, соратники и сослуживцы, а также певец Иосиф Кобзон. Всего на митинге собралось более 300 человек, среди которых было немало детей из кадетских корпусов и общеобразовательных школ.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Нижегородская епархия организовала для журалистов пресс-тур по местам, связанным с именем св. блгв. кн. Юрия Всеволодовича 14 февраля 2006 г. 13:56 17 февраля — память святого благоверного князя Юрия Всеволодовича. В текущем году впервые этот день будет отмечаться в Нижнем Новгороде как общегородской праздник. Нижегородская епархия организовала для журналистов пресс-тур по местам, связанным с именем святого благоверного князя Юрия Всеволодовича. Первым местом посещения стал Михаило-Архангельский собор, основанный святым князем в 1221 году. Здесь сегодня хранится икона Георгия Всеволодовича, написанная в 2004 году и освященная на мощах святого князя, которые покоятся в Успенском соборе Владимира. Икона находится слева от царских врат и помещена в деревянный киот. Перед святым изображением великого князя настоятель собора священник Андрей Милкин отслужил молебен святому благоверному Георгию Всеволодовичу, после чего поздравил журналистов с приближающимся днем памяти Георгия. В Нижегородском художественном музее специально для журналистов была организована выставка иконы святого Георгия Всеволодовича, представляющая для нижегородцев особую историческую ценность. Это одна из двух икон святого основателя Нижнего Новгорода, на которой Георгий Всеволодович предстает не просто как владимирский князь, а как основатель Нижнего Новгорода. Он изображен на фоне двух соборов, им основанных: Михаило-Архангельского и Спасо-Преображенского. По словам сотрудника художественного музея, эта икона датируется XIX веком и была передана в 1928 году Городецким краеведческим музеем. Она хранится в собрании нижегородского музея и практически не экспонируется. Вторая икона, где Георгий Всеволодович изображен как основатель города, находится в Спасском кафедральном соборе. По всей вероятности, это образ, который Нижнему Новгороду подарили владимирцы в 1889 году к 700-летию со дня рождения святого великого князя. Верность такого предположения, по словам Александра Рябова, директора издательства фонда «Народный памятник», подтверждается еще и тем, что по краям этой иконы в виде клейм изображены владимирские князья — святой благоверный князь Александр Невский и святой благоверный князь Андрей Боголюбский. Клирики Спасского собора спели тропарь, кондак и величание святому Георгию Всеволодовичу перед иконой. Журналисты тоже молитвенно поклонились этому святому образу. Завершился пресс-тур в Нижегородском Вознесенском Печерском монастыре осмотром экспозиции Музея истории Нижегородской епархии, после чего состоялась встреча представителей нижегородских СМИ с епископом Нижегородским и Арзамасским Георгием. Патриархия.ru по материалам сайта Нижегородской епархии Календарь ← 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/83039.html

Юрьевское. Часовня Георгия Владимирского. Часовня. Действует.   Освящена в честь: Георгия Владимирского Год постройки:2005. Адрес: Близ деревни Юрьевское. На автотрассе Правдино-Станилово Координаты: 58.055899, 37.865659 Проезд:ж/д ст. Некоуз-Старый Некоуз-Правдино, 7 км от Станилово Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ГЕОРГИЙ ВСЕВОЛОДОВИЧ. Г. 1224-1238.... Передовой отряд его, составленный из 3000 воинов под начальством Дорожа, возвратился с известием, что полки Батыевы уже обходят их. Георгий, брат его Святослав и племянники сели на коней, устроили войско и встретили неприятеля. Россияне били мужественно и долго марта]; наконец обратили тыл. Георгий пал на берегу Сити. Между тем Ростовский Епископ Кирилл, возвращаясь из Белаозера и желая видеть место несчастной для Россиян битвы на берегах Сити, в куче мертвых тел искал Георгиева. Он узнал его по Княжескому одеянию; но туловище лежало без головы. Кирилл взял с благоговением сии печальные остатки знаменитого Князя и положил в Ростовском храме Богоматери. (Н.М. Карамзин " История Государства Российского " ) История часовни напрямую связана с историей сражения 1238 года на реке Сить войска князя Юрия Всеволодовича с татаро-монголами. По одной из версий, построена она была в XVIII веке на месте алтаря бывшей деревянной церкви. Краевед П.В. Кудрявцев неоднократно (в последний раз в 1957 году) бывал в часовне и так писал о ней: «Предание производит название деревни Юрьевской от того, что будто бы здесь в битве с татарами был убит князь Юрий Всеволодович. Место, где был похоронен на поле боя князь Юрий, отмечено маленькой часовней. Конечно, эта часовня сохранилась не от тех времен… В часовне находятся остатки намогильной плиты из известняка с какой-то надписью славянской вязью. К сожалению, плита разбита на несколько кусков, и некоторые из них утрачены. Из-за этого трудно прочесть надпись... Никто из специалистов, видимо, Юрьевскую часовню не обследовал и не описал. Состояние часовни заставляет предвидеть очень скорое ее разрушение». В часовне находился еще образ (икона) князя Юрия. Под изображением святого, якобы, была надпись, говорящая о том, что князь Юрий Всеволодович убит Батыем на Сити, а тело его погребено во Владимирском соборе. Образ был не древний, выполнен не ранее XIX века. В июле 1977 года часовня была перевезена в музей под открытым небом г. Мышкина. Под плитой, по преданию, временно покоилось тело князя Юрия до тех пор, пока Ростовский епископ Кирилл не свез его в Ростов и не положил в соборном храме Богородицы (через два года князя похоронили во Владимире). Однако, по мнению специалистов, происхождение плиты относится к XVIII веку, и сама она, и надпись на ней, естественно, никакого отношения к погребению Юрия не имеют. Остатки намогильной плиты и икона исчезли из часовни раньше ее перевозки.

http://sobory.ru/article/?object=20790

Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий в Сарове принял участие в похоронах академика Юрия Трутнева 11 августа 2021 г. 12:09 10 августа 2021 года  митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий посетил город Саров, где в этот день простились с академиком Юрием Трутневым — выдающимся российским ученым, создателем отечественного ядерного и термоядерного оружия, который прожил 93 года и трудился до последних своих дней. Утром 10 августа было совершено отпевание Юрия Трутнева в храме в честь святых Царственных страстотерпцев. Затем на площади Ленина состоялся митинг, в котором приняли участие первый заместитель руководителя администрации Президента России Сергей Кириенко, губернатор Нижегородской области Глеб Никитин, генеральный директор государственной корпорации «Росатом» Алексей Лихачев, президент Российской академии наук Александр Сергеев, начальник 12-го ГУ Министерства обороны РФ Игорь Колесников, директор Российского федерального ядерного центра — Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики (РФЯЦ-ВНИИЭФ) Валентин Костюков, глава Сарова Алексей Сафонов, представители Министерства обороны РФ, Ядерного центра, Саровской дивизии Росгвардии и сотни жителей города. Выступавшие зачитали соболезнования от Президента России Владимира Путина и министра обороны страны Сергея Шойгу. Участники траурного мероприятия прошествовали к Вечному огню за установленным на лафете гробом, покрытым флагом Российской Федерации. От Вечного огня похоронный кортеж направился к городскому кладбищу. Юрий Алексеевич Трутнев был похоронен на Аллее почетных граждан, возле своей супруги Людмилы Сергеевны. Во время церемонии прощания военнослужащие на бархатных подушечках держали награды Юрия Трутнева. Усопшему были оказаны воинские почести: почетный караул, холостые выстрелы в воздух. Военный духовой оркестр Саровской дивизии Росгвардии играл гимн России. Глава Нижегородской митрополии вложил в руку новопреставленного раба Божия Георгия разрешительную молитву. В своем архипастырском слове правящий архиерей отметил: «Вера Христова в том, что человек рождается из небытия в вечность. А земной его путь — " только миг между прошлым и будущим " . И в этот миг земной жизни человек призван Богом сделать выбор… Юрий Алексеевич Трутнев всю свою жизнь положил на служение Родине. А служение Родине — это служение людям, ближним. Он занимался ратным делом — созданием меча и щита, которые нас многие десятилетия оберегают от войны. Когда мы взираем на историю нашего Отечества, то видим, сколько врагов приходили на нашу землю, чтобы ее поработить. И всегда наш народ являл сыновей, которые обладали мужеством, крепостью, силой духа и защищали свою страну. Одним из них был брат наш Георгий, Юрий Алексеевич Трутнев. Господь да упокоит его душу в Царстве Небесном! А нам желаю подражать ему в том, как нужно жить на земле, любить свою Родину и полагать жизнь за други своя».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

В том же направлении великий князь Юрий осуществлял и монетную реформу. На монетах, которые он выпускал, изображался всадник, поражающий змия, т.е. Георгий Победоносец. Святой Георгий был патроном князя Юрия. Выпуск монет с изображением победоносного всадника говорил и о стремлении князя Юрия утвердить единодержавие, и о его решимости бороться с ордынцами (змей символизировал Восток). Вернувшись к власти, Василий II сохранил изображение Георгия Победоносца на монетах, введенное Юрием Дмитриевичем. Позднее оно стало также гербом Москвы. Закончив создание коалиции князей против Василия II, князь Юрий отправил своих сыновей Дмитрия Шемяку и Дмитрия Красного на Нижний. Не успели они добраться до Владимира, как получили известие, что 5 июня 1434 г. их отец умер. Между концом июня 1432-25 апреля 1433 г. Юрий Дмитриевич составил духовную грамоту. В ней он завещал Василию Косому Звенигород, Дмитрию Шемяке — Рузу, Дмитрию Меньшому — Галич и Вышгород. Совместно они должны были владеть жребием князя Юрия в Москве, Вяткой и Дмитровом. В 7-тысячный «выход» со Звенигорода шло 511 руб., с Галича — 525 руб. Князь Юрий Дмитриевич принадлежал к числу выдающихся политических деятелей первой трети XV в. Трезвый политический ум подсказывал ему решения, которые направлены были к укреплению единодержавия на Руси. Он понял, что опорой его на этом поприще наряду со служилым людом может быть русский город. Являясь наследником программы Дмитрия Донского, князь Юрий сознавал, что только в борьбе с Ордой можно добиться создания мощного единого государства. Он умел идти на компромиссы, когда это вызывалось насущной политической необходимостью. Он сам покинул столицу Руси, когда убедился, что сложившаяся там обстановка не давала ему шансов на успех. И вместе с тем князь Юрий снова начал борьбу за великое княжение, как только сумел сплотить вокруг знамени Дмитрия Донского достаточно сил, чтобы нанести поражение Василию II. На Русском Севере распространен был культ Георгия Победоносца, поражающего змия. В.Н. Лазарев, давая общую характеристику русской живописи XV в., отметил: «Образ Георгия особенно почитался на Севере — в Новгородской, Двинской и Вятской областях. Здесь Георгию были посвящены многочисленные церкви; его воспевали в духовных стихах... Постепенно образ «Егория Храброго»... сделался одним из самых популярных тем новгородской иконописи». На Севере образ Георгия Победоносца мог ассоциироваться с князем Юрием, наследником славных традиций Дмитрия Донского, так же как змей — с ордынцами.

http://sedmitza.ru/lib/text/438778/

Между иконами находятся здесь: 1) Явленный образ Божией Матери, называемый Максимовским; он написан в 1299 году, по явлению, бывшему в апреле того года митрополиту Всероссийскому Максиму; празднество этой иконе совершается 18 апреля, и 2) Владимирской Богоматери, списанный в первой половине XIV в. св. митрополитом Петром с подлинной Чудотворной иконы. – Здесь почивают открыто мощи: 1) св. В. К. Андрея Юрьевича Боголюбского, в серебряной раке, в недавнем времени сооруженной; в честь имени его находится при соборе особый придел; а в иконостасе есть образ этого князя во весь рост, написанный – как из преданий известно – на деке гроба его, снятой при обретении мощей; 2) Князя Глеба Андреевича, в приделе, во имя его сооруженному; серебряная рака для мощей сделана в 1818 году; 3) В. К. Юрия II (Георгия) Всеволодовича, в богатой серебряной раке, устроенной Патриархом Иосифом; эти мощи перенесены сюда из Ростова В. К. Ярославом Всеволодовичем в XIII веке; во имя этого святого устроен по правую сторону главного алтаря особый придел; сверх того, в соборе находятся гробницы: В. К. Ярослава II Всеволодовича; В. К. Всеволода III Юрьевича; В. К. Михаила II Ярославича; князя Ярослава, сына Юрия I Долгорукого; В. К. Михалко Юрьевича; Князя Владимира, сына Всеволода III; сыновей св. Андрея Боголюбского, князей: Мстислава и Изяслава; князя Бориса Данииловича, брата Калиты; княгини Ольги, супруги В. К. Юрия I Долгорукого; князя Изяслава Глебовича, внука Долгорукого; В. К. Константина I Всеволодовича; Луки, Епископа Ростовского, Серапиона, епископа Владимирского и Максима, митрополита Киевского и всея Руси, перенесшего на краткое время престол свой из Киева во Владимир. Над Княжескими гробницами лежат их орудия, – В особом склепе, наглухо закладенном, покоятся кости погибших при сожжении этого храма Батыем, в 1238 году: княгини Агафьи Всеволодовны, супруги св. В. К. Юрия II; сыновей ее, князей Мстислава, Всеволода и Владимира; дочери ее княгини Феодоры; невесток ее, княгинь: Марии, супруги князя Владимира, и Христины, супруги кн. Мстислава; Митрофана, епископа Владимирского; Пахомия, архимандрита бывшего Рождественского монастыря; Феодосия, игумена Спаского монастыря; Даниила, игумена ж Успенского монастыря; многих бояр и других Владимирских жителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН I ДАНИЛОВИЧ Вел. кн. Иоанн Данилович. Фрагмент росписи парадных сеней ГИМ. Артель Ф. Г. Торопова. 1883 г. Вел. кн. Иоанн Данилович. Фрагмент росписи парадных сеней ГИМ. Артель Ф. Г. Торопова. 1883 г. Калита (нач. 80-х гг. XIII в.- 31.03.1340, Москва), кн. московский (с 1325), вел. кн. Владимирский (с 1328). Из династии Рюриковичей , 2-й (по др. версии, 4-й) сын св. кн. Даниила Александровича . Впервые об И. Д. источники упоминают в связи с событиями 1296 г.: тогда Даниил Александрович, признанный новгородцами, отправил сына в Вел. Новгород в качестве наместника. Ок. 1300 г. И. Д. стал крестным отцом сына боярина Федора Бяконта Елевферия - буд. митр. Киевского и всея Руси св. Алексия . В 1303 г., после смерти отца, И. Д., по-видимому, участвовал в походе старшего брата Георгия (Юрия) Даниловича , ставшего московским князем, на Можайск, после чего город был окончательно присоединен к Московскому княжеству. В 1305 г., когда Юрий уехал в Орду спорить за Владимирское великое княжество с тверским кн. св. Михаилом Ярославичем , И. Д. вокняжился в Переяславле (Переславле-Залесском), с 1302 г. находившемся под властью московских князей. Из Твери к Переяславлю подошло войско, к-рое было разбито И. Д. и переяславцами при помощи московской рати. В последующие годы И. Д. оставался союзником Юрия Даниловича, ведшего борьбу с Михаилом Тверским, а затем с сыновьями последнего за верховенство в Сев.-Вост. Руси. Скорее всего именно переяславский князь во время частых отлучек Юрия Даниловича из Москвы управлял Московским княжеством. В 1317 г., когда Юрий воевал с Михаилом Тверским, И. Д. ездил в Вел. Новгород договариваться с новгородцами о союзных действиях. В 1320 г. И. Д. отправился в Орду, где находился 2 года. В 1322 г. князь был вынужден участвовать в походе на Русь ханского посла Ахмыла против Юрия Даниловича, не выплатившего Орде дани. Вел. кн. Иоанн Данилович возвращается из Орды; просит дань у новгородцев. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30–1. Л. 350)

http://pravenc.ru/text/469776.html

Скачать epub pdf 20. Андрей I Юрьевич (Георгиевич), великий князь владимирский и всей Руси, сопричтенный православной церковью к лику святых, а в народе известный под прозванием Боголюбский сын Юрия I (Георгия) Владимировича Долгорукого, великого князя суздальского и всей Руси, от первого брака с княжной половецкой, дочерью Аэпы. Родился, надо полагать, в Суздале около 1110 г. Во время войны князя Юрия с великим князем Изяславом II Мстиславичем киевским ходил на Рязань и выгнал оттуда князя Ростислава, союзника Изяславова, в 1147 г.; по занятии Юрием Киева посажен на удел в Вышгороде, под Киевом, в 1149 г.; в походе отца на Волынь чуть не погиб под Луцком 6 февраля; ненадолго примирил враждующих, храбро отстоял Переяслав и получил от отца, вторично овладевшего Киевом, Туров, Пинск, Дорогобуж и Пересопицу в 1150 г.; обострожась в Пересопице (ныне местечко Ровенского уезда Волынской губернии), бился с Изяславом под Киевом в 1151 г. и под Черниговом в 1152 г.; по окончательном вокняжении Юрия на столе киевском вторично посажен на удел в Вышгороде, но немедленно, с семьей и вышгородской иконой Богоматери (ныне Владимирская в московском Успенском соборе), ушел к Суздалю в 1155 г.; там на берегу р. Клязьмы заложил каменный город Боголюбов (ныне монастырь в 11 верстах от г. Владимира) в 1156 г.; по смерти Юрия в Киеве провозглашен князем земли суздальской в 1157 г.; заложил в г. Владимире каменный собор Успения в 1158 г.; подчинил себе Новгород в 1160 г.; заставил своих братьев удалиться из земли суздальской в Грецию в 1162 г.; лично ходил на болгар волжских и взял у них славный город Бряхимов в 1164 г.; недовольный действиями нового великого князя киевского Мстислава II Изяславича, послал против него сильную рать, которая, взяв Киев «на щит», т. е. приступом, 8 марта, утвердила за князем суздальским достоинство великого князя всей Руси в 1169 г.; еще сильнейшая рать, отправленная Андреем на новгородцев, друживших Мстиславу, наголову разбита под Новгородом 27 октября 1170 г., что не помешало Андрею снова подчинить себе Новгород в 1171 г.; после неудачного похода сына Андреева, Мстислава, на болгар камских в 1172 г., рать великокняжеская возвратилась ни с чем из-под Вышгорода киевского, куда не впустил ее князь Мстислав Ростиславич в 1173 г.; но Андрей не успел наказать врагов, быв изменнически убит своими приближенными в Боголюбове 29 июня 1174 г. Мощи его, перенесенные из главного храма владимирского Успенского собора в придел св. Андрея, с 1768 г. находятся открытыми в серебряной раке, сооруженной в 1820 г. Св. великий князь Андрей Боголюбский был женат на дочери боярина Кучко, по преданию, Иулитте Степановне (см. 183). Читать далее Источник: Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови/сост. М.Д. Хмыровым. - Санкт-Петербург : [б. и.], 1993. - 165, с., ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010